Какой частью административно правовой нормы является приостановка или отказ от кредитования

Обновлено: 26.04.2024

Понятие административно-правовой нормы

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная - определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная - обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная - обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

    ; ; совершения или предмета административного правонарушения; , предоставленного физическому лицу; ; за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; ; ; ;
  1. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

• регулируют деятельность органов исполнительной власти;

• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;

· определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности административно-правовых норм:

· цели административно-правовых норм - обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти;

· административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

· назначение административно-правовых норм состоит в обеспечении эффективной реализации функций исполнительной власти;

• посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

• административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы; и др.

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.




7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Административное правонарушение

Административное право относится к наиболее «старым», фундаментальным отраслям права. Исторически эта отрасль возникла в XVII - XVIII веках из необходимости регламентации общественного порядка в быстро растущих крупных городах Западной Европы. Слово «администрация» на латинском языке означает «управление, руководство». Поэтому административное право в юридической науке определяется как право управления.

Источники административного права

Нормы административного права содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Правовые акты с административными санкциями могут издаваться органами власти субъектов Федерации. Районные, городские, районные в городах, окружные, областные и краевые Советы народных депутатов имеют право в пределах своей компетенции принимать акты с административными санкциями по вопросам борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями. Объем нормативных актов в административном праве довольно велик, и лишь один его перечень мог бы занять несколько книг.

Нормы административного права регулируют организацию и функционирование аппарата управления, взаимоотношения органов государственного управления и граждан. Наряду с этим нормы административного права направлены на обеспечение порядка в сферах охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Эти нормы охватывают необычайно широкую сферу жизнедеятельности общества. Пожалуй, нет такого дня, в течение которого каждый человек не находился бы в сфере действия административного права.

Рассмотрим, что представляет собой государственное управление. Через управление исполнительная власть «выходит» на обслуживание гражданина и общества. Отраслью управления руководит, как правило, министерство во главе с министром, осуществляющим управление на основе единоначалия и персонально отвечающим за выполнение возложенных на министерство функций. На сегодняшний день на федеральном уровне в различных сферах социальной действительности функционирует более 20 министерств, среди которых можно назвать министерства внутренних дел, иностранных дел, финансов, экономики, обороны, юстиции и другие.

Рассмотрим, как осуществляется управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Поддержание общественного порядка и борьба с преступностью - важные функции государственного управления. Правовым может считаться лишь такое государство, в котором каждый гражданин защищен от посягательств на свою жизнь, здоровье, имущество как в собственном доме, так и в общественных местах. Под общественным порядком понимается порядок в местах, имеющих общественное значение, к которым относятся улицы, проспекты, площади, вокзалы, базары, магазины, зрелищные заведения и т. д. Задумайтесь, можем ли мы существовать, не бывая в общественных местах? Нет! Поэтому охрана общественного порядка имеет большое значение для жизни общества и отдельного гражданина.

Соблюдение общественного порядка - конституционная обязанность всех членов нашего общества, в том числе и несовершеннолетних. Некультурность, невоспитанность, невыдержанность, неуважение к людям и обществу, пьянство нередко приводят к хулиганским проявлениям и другим правонарушениям. Не случайно, именно в вопросах поддержания и охраны общественного порядка, спокойствия, безопасности моральные и правовые нормы тесно связаны.

Основная тяжесть выполнения данной задачи возложена на полицию общественной безопасности, входящую в систему органов МВД России. Для осуществления возложенных задач работникам полиции предоставлено право применения мер принуждения: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушений; получать от граждан и других лиц необходимые объяснения, сведения, справки; составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание, а в случае совершения преступлений - уголовно-процессуальное задержание; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и др.

Может ли сотрудник полиции применить физическую силу? Да, может. И не только силу, но и специальные средства и огнестрельное оружие. Эти ситуации необходимо знать каждому гражданину, с пониманием относиться к действиям работников полиции, что позволит избежать недоразумений. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, включая приемы борьбы, при задержании правонарушителей, если ему оказывается противодействие и других способов задержания недостаточно. Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и т. д.) сотрудник полиции имеет право применять для отражения нападений на граждан, пресечения оказываемого ему сопротивления, задержания лица при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности, доставления задержанных в полицию, пресечения массовых беспорядков, остановки транспортного средства, водитель которого не выполняет требования остановиться. Специальные средства не могут применяться в отношении малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо при совершении малолетними группового нападения или посягательства на жизнь и здоровье граждан. Огнестрельное оружие применяется в исключительных случаях. Работник полиции имеет право применять оружие: для защиты от нападения, опасного для жизни или здоровья граждан; пресечения попытки завладеть оружием работника полиции; при освобождении заложников; задержании лица, совершившего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление; отражении группового или вооруженного нападения на жилище граждан и другие объекты; для пресечения побега из-под стражи; остановки транспортного средства, если водитель создает ситуацию, представляющую реальную опасность для жизни и здоровья людей, защиты граждан от угрозы нападения опасных животных. Запрещено применять оружие в отношении несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими группового или вооруженного нападения. Работник полиции обязан предупредить о намерении использовать оружие или другие специальные средства, предоставив достаточно времени для выполнения требований. А если такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно? Тогда работнику полиции закон разрешает применить оружие без предупреждения. Оружие может быть применено также в том случае, если задерживаемый пытается подойти к работнику полиции ближе указанного им расстояния.

Не связывают ли нас нормы административного права, так сказать, по рукам и ногам? Нет. Здесь используется порядок регулирования, который образно можно назвать словами «все, кроме», то есть можно делать все, за исключением того, что прямо запрещено.

Административные запреты вводятся государством постольку, поскольку они необходимы для охраны общественного и государственного порядка, собственности, прав и свобод граждан. В современный период роль административного права исключительно велика. В повседневной жизни и трудовой деятельности люди на каждом шагу встречаются с управлением. Фактически нет ни одной сферы жизни, которая бы находилась вне управления. Без преувеличения можно сказать, что каждый человек так или иначе испытывает на себе его воздействие.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Административно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

Административное право использует административно-правовые нормы в следующих целях:

  • обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);
  • обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;
  • определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
  • непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;
  • установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти – исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.

Особенности административно-правовых норм:

  • в отличие от норм других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и др.). Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т. е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.
  • во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранительных или иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства и т. п.)
  • достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).

Административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических норм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т. е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т. е. они подзаконны.

Вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к устанавливаемым непосредственно субъектами исполнительной власти. Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в конституциях республик и в уставах иных субъектов РФ. Такого рода нормами определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, реализуемый в сфере управления, статус основных субъектов исполнительной власти и т. п.).

Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.




Гипотеза нормы права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности.

Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции.

Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.

Диспозиция – это соответствующие предписания, запреты или дозволения.

Санкция нормы права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права.

Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.

Москвичка спровоцировала ДТП с автобусом и уехала с места происшествия. Три месяца и один день спустя мировой суд лишил ее прав на год. По мнению автомобилистки, это решение незаконно из-за пропуска срока давности. Разные статьи КоАП и позиция ВС дают неоднородную трактовку этих сроков. КС указал на недопустимость такой неоднозначности.

Конституционный суд признал ч. 1 ст. 4.5. Кодекса об административных правонарушениях, которая регулирует срок давности для привлечения к административной ответственности, не соответствующей Основному закону. Как следует из Постановления КС от 17.05.2022 № 19-П, эта норма противоречит закрепленным в другой статье того же кодекса срокам давности и создает недопустимую неопределенность.

История вопроса

20 декабря 2020 года москвичка Ольга Мельникова совершила резкий маневр и создала помеху для автобуса. Его водитель успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку.

Правоохранительные органы расценили это как ДТП, произошедшее по вине Мельниковой. Так как она продолжила движение и покинула место происшествия, ее признали виновной в нарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишили прав на год.

Мельникова оспорила это решение, ссылаясь на то, что постановление мирового судьи вынесено 22 марта 2021-го — после истечения срока давности, а именно через три месяца и один день после административного правонарушения. Но суды с этим не согласились: они сослались на разъяснения Верховного суда, согласно которым исчисление срока давности начинается со следующего дня после правонарушения (постановление Пленума ВС № 5 от 2003 года).

По мнению Мельниковой, буквальное толкование ч. 1 ст. 4.5 КоАП подразумевает исчисление срока давности именно со дня правонарушения. В толковании, которое придано ей судами, эта норма противоречит Конституции, считает заявительница.

Позиция КС

Законодатель обязан исключить неоднозначную интерпретацию правил исчисления сроков давности на практике, подчеркивает Конституционный суд.

Согласно оспоренной норме, дата, с которой должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, — это день совершения или обнаружения такого правонарушения. Но ст. 4.8 КоАП устанавливает этот срок со следующего дня после наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков.

По мнению ВС, срок по административным правонарушениям должен исчисляться по общим правилам. При этом в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие) допускается исчисление срока давности и со дня совершения административного правонарушения.

В то же время КоАП не содержит оснований для такого разделения, подчеркивает Конституционный суд. В результате подход судов к этому вопросу отличается разнообразием и непредсказуемостью.

Неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования препятствуют уяснению установленных норм, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти при их применении и создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия. Тем самым оспариваемая норма противоречит Основному закону, считает КС.

Конституционный суд предписал законодателю незамедлительно принять меры по устранению выявленной неопределенности. До тех пор суды должны исчислять срок давности для привлечения к административной ответственности с даты правонарушения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: