Кредитная организация как субъект финансового мониторинга

Обновлено: 27.04.2024

Государственная политики совершенствования национальной «антиотмывочной» системы реализуется по следующим направлениям:

  • Нормативно-правовое обеспечение и координация деятельности участников системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Международное сотрудничество и укрепление позиций Российской Федерации на международной арене
  • Сбор и анализ информации
  • Надзор за исполнением установленных законодательством требований
  • Финансовые расследования и взаимодействие с правоохранительными органами
  • Кадровое обеспечение и профессиональная подготовка

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;
  • выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;
  • участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
  • выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
  • получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
  • осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
  • разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
  • информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
  • разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию этих мер;
  • ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
  • издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;
  • организует во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • разрабатывает и утверждает:

методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

Субъекты 115 закона

Энциклопедия финансового мони то рин га: кто обязан соблюдать 115 закон, ПОД/ФТ и финансовый мониторинг. Все самое важное, что нужно знать.

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

Субъекты 115 закона - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также лица, перечисленные в статье 7.1 указанного закона.

Указанных лиц также именуют субъектами первичного финансового мониторинга.

К ним относятся (в скобках отмечены надзорные органы):

- кредитные организации (Банк России);

- профессиональные участники рынка ценных бумаг (Банк России);

- операторы инвестиционных платформ (Банк России);

- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) (Банк России);

- страховые брокеры (Банк России);

- лизинговые компании (Росфинмониторинг);

- организации федеральной почтовой связи (Роскомнадзор);

- ломбарды (Банк России);

- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и - изделий производственно-технического назначения (Федеральная пробирная палата);

- организаторы азартных игр (Федеральная налоговая служба);

- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (Банк России);

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (Росфинмониторинг);

- операторы по приему платежей (Росфинмониторинг);

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (Росфинмониторинг);

- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (Банк России);

- микрофинансовые организации (Банк России);

- общества взаимного страхования (Банк России);

- негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (Банк России);

- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных (Роскомнадзор);

- операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее (Федеральная налоговая служба);

- индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами (Банк России);

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (Федеральная пробирная палата);

- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (Росфинмониторинг);

- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если указанные лица готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Деятельность в сфере ПОД/ФТ любой из вышеуказанных организаций и предпринимателя также может проверить прокуратура.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:





- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:


Мы в социальных сетях:


Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Примеры употребления на «Секрете»

«Мы рекомендуем периодически следить за своим кредитным рейтингом и проверять наличие вашей фамилии в различных списках на сайте финмониторинга».

(Директор финансового направления «Сравни.ру» Алексей Грибков — о том, как действовать, чтобы избежать отказа в выдаче кредита.)

«Суммы менее 500 000 рублей не попадают под финмониторинг, а банки и налоговая не квалифицируют такие платежи как коммерческие».

(Директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский — о том, как сотрудничающие с иностранными компаниями блогеры получают деньги за рекламу на личный счёт.)

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

  • все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
  • покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
  • операции с криптовалютой.

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

  • необычный для конкретного предприятия характер сделок;
  • отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
  • вывод капитала из страны;
  • финансирование серого импорта;
  • уход от налогообложения;
  • финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели. Примеры операций и подозрительных ситуаций, которые попадают под контроль финмониторинга, в том числе обязательный:
  • переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
  • поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
  • использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
  • систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
  • многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
  • покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
  • размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
  • частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
  • невозможность установления сторон сделки;
  • перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
  • зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
  • предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
  • многократное увеличение оборотов по счёту компании;
  • скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
  • получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
  • операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

  • пояснение схемы ведения бизнеса;
  • информация о применяемой системе налогообложения;
  • сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
  • договоры и первичные документы к ним;
  • штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность.

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

115-ФЗ, который также называют «антиотмывочным», обязывает компании контролировать операции и сделки своих клиентов, чтобы выявлять подозрительные. Рассказываем коротко об основных положениях 115-ФЗ и разбираемся, почему исполнять этот закон должны не только банки.

  • В чем суть закона 115-ФЗ
  • Основные положения 115-ФЗ
  • Что могут делать банки по 115-ФЗ
  • Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
  • Кого включают в перечень террористов и экстремистов
  • Что будет за нарушение 115-ФЗ

В чем суть закона 115-ФЗ

Когда говорят о 115-ФЗ, имеют в виду Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Полное название закона часто сокращают до краткого — ПОД/ФТ. Своими словами 115-ФЗ еще называют «антиотмывочным» законом.

Смысл закона в том, чтобы:

  • предотвратить обналичивание денег, полученных незаконно;
  • препятствовать перечислению денег террористам, экстремистам и тем, кто распространяет оружие.

Организации, которые работают с деньгами или имуществом (банки, инвестиционные фонды, ломбарды и другие), должны пристально контролировать операции и сделки своих клиентов. В связи с этим 115-ФЗ устанавливает правила работы с клиентами. Регламенты, описанные в законе, обязывают компании выявлять незаконные схемы и предотвращать их.

Основные положения 115-ФЗ

На кого распространяется 115-ФЗ

Закон распространяется на ряд организаций, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, проводят финансовые операции и сделки. Такие компании еще называют субъектами 115-ФЗ. Несмотря на то, что требования закона должны исполнять только определенные организации, их работа неизбежно сказывается на деятельности других участников деловых отношений.

Многие ошибочно считают, что 115-ФЗ распространяется только на банки, так как финансовые организации контролируют операции клиентов. Но это не так. Список субъектов 115-ФЗ не ограничивается банками, перечень гораздо шире.

Закон распространяется на следующие организации (ст. 5 115-ФЗ):

  • банки и небанковские кредитные организации (НКО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрофинансовые организации (МФО);
  • управляющих ценными бумагами, дилеров, брокеров, держателей реестров ценных бумаг, депозитариев;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • Почту России;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • операторов связи;
  • организаторов лотерей и азартных игр;
  • операторов инвестиционных и финансовых платформ;
  • компании, которые продают и покупают драгоценные металлы;
  • операторов сайтов и приложений по проведению сделок с токенами, криптовалютой и другими цифровыми финансовыми активами.

Эти организации в своей работе постоянно принимают, передают деньги и другие ценности. Поэтому они должны пристально следить за операциями и сделками клиентов, чтобы предотвратить незаконные схемы.

Также обязанности по 115-ФЗ должны выполнять адвокаты, нотариусы, аудиторы, юридические и бухгалтерские фирмы, организаторы торгов, клиринговые организации (ст. 7.1 115-ФЗ). Ведь иногда они тоже имеют дело с крупными сделками: нотариусы их удостоверяют, аудиторы — проверяют.

В банках и других крупных компаниях, которые относятся к субъектам 115-ФЗ, созданы отделы финансового мониторинга и комплаенса. Специалисты этих подразделений контролируют операции и сделки клиентов, выявляют сомнительные и отчитываются об этом регулятору.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Краткое содержание требований 115-ФЗ

«Антиотмывочный» закон накладывает достаточно большой пул обязанностей на субъектов 115-ФЗ. Эти требования связаны с проверкой клиента перед заключением договора, мониторингом его деятельности в течение всего периода сотрудничества и контролем операций и сделок. Например, перед заключением договора сотрудник банка просит клиента представить определенный набор документов и сведений — это одно из основных требований 115-ФЗ.

Разберем основные моменты закона и ответим на вопросы, как работает 115-ФЗ.

  1. Идентифицировать клиента перед тем, как начать с ним сотрудничать

Организация обязана установить, с кем имеет дело. Для этого сотрудник компании просит клиента предоставить данные о себе и подтвердить их документами.

Физлицо сообщает о себе:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты паспорта, загранпаспорта, ВНЖ, разрешения на временное проживание;
  • адрес места жительства;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • данные доверенности, если обращается представитель, и другое.

Если клиент — юрлицо, он представляет следующую информацию:

  • наименование и организационно-правовую форму;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • адрес регистрации;
  • лицензии, если есть;
  • сайт в интернете;
  • учредительный договор;
  • протокол об избрании директора;
  • данные о финансовом положении и другое.
  1. Установить бенефициаров клиента

Бенефициарный владелец — это человек, который напрямую или через других лиц владеет 25 % капитала фирмы или может контролировать ее действия.

Давайте посмотрим, как определить бенефициара организации.

Представим: ООО «Ромашка» руководит Иван Иванов. Уставный капитал общества поделен между Иваном Ивановым — 30 % и ООО «Василек» — 70 %. Единственный учредитель и директор «Василька» — Анна Сидорова.

В этом случае бенефициарами организации будут:

  • Иван Иванов, поскольку его доля в уставном капитале больше 25 %.
  • Анна Сидорова, потому что она владеет 70 % уставного капитала «Ромашки» через ООО «Василек».

Схемы бывают и более сложными, с участием иностранных граждан или офшорных компаний.

Банку важно установить бенефициара клиента, чтобы понимать, в чьих интересах совершается то или иное финансовое действие. Если представитель компании не готов представить данные о бенефициарном владельце, это повод для отказа в приеме на обслуживание.

  1. Обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год

Когда клиент пришел первый раз, организация запрашивает у него информацию и документы, проверяет их и фиксирует. Со временем сведения могут стать неактуальными: женщина вышла замуж и поменяла паспорт, фирма выбрала нового директора. Иногда клиент по условиям договора обязан сам сообщать новые данные, если они изменились. Или организация направляет ему раз в год анкету, чтобы уточнить информацию.

  1. Установить степень риска совершения подозрительных операций

Всего уровня три: низкий, средний, высокий. Признаки, по которым определяется риск клиента, устанавливает сама организация на основе критериев 115-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Вот несколько факторов, которые повышают риск клиента в глазах организации:

Со временем уровень риска клиента может измениться. Например, банк повысит его, если клиент совершит сомнительную операцию. Физлицам и юрлицам с высоким уровнем риска уделяется более пристальное внимание: о них чаще обновляют данные и запрашивают подтверждающие документы по операциям. Банк также может установить лимиты на переводы или снятие наличных, пока не убедится в их благонадежности.

  1. Утвердить правила внутреннего контроля и должностное лицо, отвечающее за их выполнение

Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который принимает руководитель организации. ПВК устанавливают правила, регулирующие процесс по ПОД/ФТ в конкретной компании: какой отдел за это отвечает, как выявлять необычные сделки, как обучать сотрудников. Также правила внутреннего контроля определяют должностное лицо, которое контролирует исполнение его положений.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Что могут делать банки по 115-ФЗ

По 115-ФЗ одна из задач сотрудников финмониторинга банка — проверять легальность клиентских операций. Если у банка возникают подозрения в проводимой операции, он может ограничить дистанционный доступ (ДБО) клиента к счету и запросить подтверждающие документы.

Банки не заинтересованы в том, чтобы без причин ограничивать доступ своим клиентам к их счетам. В то же время они обязаны выполнять требования закона. При проверке операций банки руководствуются требованиями Центробанка.

В законе выделили те операции, которые банки должны контролировать обязательно (ст. 6 115-ФЗ). Это определенные клиентские операции на сумму от 600 тысяч рублей. В их числе снятие и внесение наличных, предоставление или получение беспроцентного займа, покупка или продажа иностранной валюты.

Также банки контролируют необычные операции клиентов, которые подпадают под критерии Положения Банка России № 375-П. В этом случае сумма операции значения не имеет. Всего таких критериев более 100. Так, банк точно заинтересуется, если клиент:

  • регулярно совершает операции, не соответствующие ОКВЭД компании;
  • снимает наличными более 50 % выручки;
  • выплачивает зарплату и дивиденды без уплаты НДФЛ;
  • проводит сделки без очевидной экономической выгоды и не несет расходов по обеспечению деятельности бизнеса (вода, канцелярия, связь и другое).

Тогда в рамках определенной процедуры сотрудник службы финмониторинга запросит у клиента документы по сомнительным действиям. Если их не представить, банк может отказать в проведении операции, а в случае двух отказов — расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Если сотрудник финмониторинга банка выявил подозрительную операцию, то он фиксирует сведения о ней: дату совершения, вид, основание, идентификационные данные физлица или юрлица. Организации дается три дня, чтобы передать эту информацию в Росфинмониторинг.

Если клиент неоднократно проводит сомнительные операции, он рискует попасть в список 764-П. Подробнее о нем читайте в статье.

Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ

Блокировка счета — это некорректный термин. Банки ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), если сомневаются в легальности операции. В это время клиент не может пользоваться интернет-банком, хотя возможность проводить платежи на бумаге остается. Для предпринимателя это значит, что он имеет право обратиться в банк лично и принести платежку на бумаге. В то же время он может представить документы по спорной операции, и если все в порядке, доступ к интернет-банку восстановят.

Комплаенс-помощники и памятки, которые выпускают обслуживающие банки, помогут избежать нежелательных проблем. Вот несколько советов:

  • Выдерживайте рекомендованную налоговую нагрузку — не менее 0,9 % от дебетового оборота по счету.
  • Не совершайте платежи, которые не соответствуют ОКВЭД.
  • Докажите банку, что вы ведете реальную деятельность: оплачивайте с расчетного счета налоги, аренду и коммунальные услуги.
  • Откажитесь от снятия наличных в пользу безналичных расчетов.
  • Работайте с проверенными контрагентами.

А еще не игнорируйте запросы сотрудников банка. Даже если доступ к ДБО ограничили, представьте документы по операции, ответьте на вопросы комплаенс-службы и дайте необходимые пояснения. Тогда сотрудник финмониторинга сможет оперативно проверить все данные и доступ восстановят.

Кого включают в перечень террористов и экстремистов

Росфинмониторинг формирует «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (коротко — фигурантов ПЭ). Регулятор формирует перечень на основании документов, которые поступают из разных органов: Генпрокуратуры, областных прокуратур, Следственного комитета, ФСБ, МВД, Минюста. Росфинмониторинг рассылает перечень экстремистов субъектам 115-ФЗ через личные кабинеты. Информация есть и в открытом доступе. Проверить человека и фирму можно здесь.

Граждане и организации попадают в список по разным причинам:

  • суд ликвидировал компанию из-за ее связи с экстремизмом или терроризмом;
  • человека подозревают, обвиняют или уже осудили за террористический акт, организацию экстремистского сообщества, призывы к терроризму, посягательство на жизнь чиновника;
  • гражданина или организацию привлекли к административной ответственности за финансирование террористов;
  • генпрокурор приостановил деятельность юрлица, так как обратился в суд для признания его экстремистским;
  • человек есть в международном списке террористов;
  • международный суд или организация признали физлицо или юрлицо террористом.

Физлицо или юрлицо могут исключить из списка. Например, если приговор или решение отменила апелляция, уголовное дело прекратили.

Согласно пп. 6 п 1. ст. 7 115-ФЗ, банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны выявлять среди клиентов тех, кто причастен к терроризму или экстремизму. Закон ограничивает работу с фигурантами этого перечня.

Физлица могут получать и тратить только 10 тысяч рублей в месяц. Еще одна мера по 115-ФЗ — деньги и имущество таких клиентов замораживаются (блокируются). Это значит, что они не могут взять кредит, совершить почтовый перевод денег, продать недвижимость или драгметаллы, заключить договор аренды. Также фигуранты ПЭ не могут действовать через подконтрольных лиц.

Заморозить активы можно, даже когда клиента нет в списке экстремистов. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма принимает такое решение, если заподозрит физлицо или юрлицо в содействии террористам.

Что будет за нарушение 115-ФЗ

Банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны исполнять требования закона и пристально следить за операциями своих клиентов. Формальный подход к соблюдению законодательства по ПОД/ФТ грозит для них высокими штрафами и даже лишением лицензии.

Регуляторы, в числе которых Центробанк, Росфинмониторинг, Пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС, проводят проверки среди субъектов 115-ФЗ. Если по результатам регулятор выявит нарушения, к организации могут применить следующие санкции:

  • банк лишить лицензии;
  • оштрафовать кредитную организацию минимум на 100 тысяч рублей;
  • применить дисциплинарную ответственность к адвокату, вплоть до приостановления статуса;
  • привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП. В ней восемь разных составов. Самый большой штраф по статье — миллион рублей. Также в качестве наказания должностное лицо могут дисквалифицировать на срок до трех лет, а работу компании приостановить на срок до 90 суток.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Наталья Голобурда

Лучшие технологии автоматизации финансового учета. Бесплатная оценка стоимости и сроков проекта.

На базе 1С для удобного анализа рентабельности проектов и других финансовых показателей

Внедрение 1С:ERP

Внедрение инновационной системы от 1С:Центра компетенции по ERP-решениям. Проведем бесплатный аудит!

Говоря о непрерывном управлении финансами, следует, прежде всего, определиться с терминами. Главной задачей является контроль финансовой устойчивости предприятия, которой служит весь инструментарий финансового мониторинга, включающий в себя сбор, хранение, передачу, изучение и интерпретацию данных по финансовому положению организации с целью анализа и оценки ее финансовой эффективности.

Постановка и внедрение системы финансового мониторинга позволяет контролировать динамику показателей финансовой устойчивости, а также оперативно предоставлять руководству компании детальную информацию о ее финансовом положении

В контексте данной статьи финансовый мониторинг рассматривается в качестве механизма, позволяющего в деталях контролировать, насколько фактическое финансовое положение компании отклоняется от плановых показателей.

Зачем нужен финансовый мониторинг

Для начала разберем разницу между аудитом и финансовым мониторингом. Смысл термина во многом определяется в контексте целей и задач, для достижения которых используются инструменты финансового мониторинга. Задачей аудита является анализ текущего состояния дел на предприятии.

Задача финансового мониторинга – последовательный контроль отклонений фактических показателей от нормативных. И здесь особую важность приобретают значения плановых показателей, сбалансированность которых будет напрямую определять, насколько действенным окажется финансовый контроль.

Первостепенная цель – контроль, оценка и улучшение финансового состояния предприятия. Условие ее достижения – план работы по контролю финансовых показателей, позволяющий не только проводить оценку положения дел в компании «as is», но и соотношение с показателями «to be». А здесь, в свою очередь, ключевую роль играет корректность нормативных показателей.

Главное – состояние

Первое, с чего следует начать – оценка финансового состояния предприятия, то есть степени, в которой оно может обеспечить своей деятельности достаточное финансирование. По результатам оценки финансовое состояние может быть квалифицировано как устойчивое, неустойчивое или кризисное.

Способность компании обеспечивать свои финансовые потребности оценивается по ряду параметров, среди которых наиболее важными являются наличие финансовых ресурсов (собственные, заемные или доступные в краткие сроки), резонность их использования и платежеспособность, позволяющая вести взаиморасчеты с контрагентами.

Состав показателей определяется финансовым директором и непосредственно влияет на то, в какой степени система финансового мониторинга будет позволять учитывать тенденции тренды бизнеса, а также на диапазон управленческих инструментов, которыми может пользоваться руководство.

Финансовая устойчивость компании – синоним ее платежеспособности. Платежеспособность, в свою очередь, означает, что компания в состоянии выполнять свои платежные обязательства и финансировать другие аспекты своей деятельности, при этом удерживая кредиторскую задолженность в плановых рамках. По этой причине особенно важна корреляция между производственным и финансовым планами. Успешное параллельное выполнение этих планов, как правило, становится залогом позитивной динамики финансового состояния.

И наоборот: если выручка сокращается, а плановые показатели производства или продаж не коррелируют с фактическими, то показатели операционного состояния финансов фирмы и ее платежеспособности показывают отрицательную динамику.

Для выполнения плановых показателей по производству и обеспечения их операционных потребностей необходимо систематически проводить мониторинг финансовых метрик, выявлять отклонения от плановых значений, анализировать причины и предпринимать действия по их устранению.

Таким образом, финансовый менеджмент и финансовый мониторинг служат решению следующих задач:

  • поступление и расход денежных средств в соответствии с планом;
  • выполнение всех обязательств по расчетам;
  • контроль баланса собственного и кредитного капитала;
  • повышение эффективности управления финансами.

Другими словами, приоритетные задачи финансового мониторинга – это поиск недостатков процесса финансового планирования и резервов для повышения финансовой устойчивости с параллельным устранением всех причин несоответствия фактических показателей нормативным.

Автоматизация на базе 1С:ERP

Автоматизация на базе 1С:ERP

Автоматизация управления ресурсами и финансового анализа. Оценка стоимости проекта бесплатно!

Финансовый учет в 1С

Финансовый учет в 1С

Удобный финансовый мониторинг, кастомизированные отчеты и дашборды. Устранение кассовых разрывов. Эффективное управление ДС

Как выполняется финмониторинг

Выполнение этой задачи подразумевает активное вовлечение финансовой службы конкретного предприятия, поскольку применяемые нормы финансовой политики формируют специфику, которую необходимо учитывать при составлении и реализации программы финансового мониторинга.

В состав программы финансового мониторинга при этом обязательно должны входить несколько равноценных процессных блоков, системная работа которых позволит не только оперативно отслеживать финансовое положение дел, но и предпринимать обоснованные и эффективные действия по его оптимизации.

Рис.1 Стандартная схема выполнения финансового мониторинга в организации

Рис.1 Стандартная схема выполнения финансового мониторинга в организации

Стандартный, не привязанный к какой-либо специфике план запуска процессов финансового мониторинга включает в себя следующие этапы:

  1. Разработка методологии: цель, планирование функций.
  2. Создание системы показателей и параметров, по которым будет осуществляться мониторинг нормативных значений.
  3. Выбор информационно-аналитических инструментов и утверждение порядка их применения.
  4. Непосредственный мониторинг плановых и фактических показателей компании.
  5. Анализ, оценка и прогнозирование динамики финансовой устойчивости компании, выявление и исследование тенденций, трендов, влияющих на изменения показателей, а также разбор возможных причин расхождений с плановыми показателями в случае их возникновения.
  6. Выработка управленческих решений по внедрению плана оптимизации финансовых процессов компании и корректировка нормативных параметров в случае выявления их несостоятельности.
  7. Продолжение мониторинга с параллельным отслеживанием изменений.

Иными словами, процессы финансового мониторинга имеют цикличный характер и должны выполняться постоянно.

Финансово-экономическая модель предприятия, включающая в себя также БДС, БДДС, ББЛ, детализацию оперативных данных по движению финансов, бюджеты отдельных структурных подразделений, функциональные бюджеты, представляет собой систему динамично меняющихся показателей. А динамично меняющаяся среда нуждается в постоянном и цикличном управленческом контроле. Управленческий контроль, в свою очередь, становится возможным только при наличии у управленца необходимых знаний и компетенций, напрямую влияющих на конечный результат.

Только знания и компетенции, подкрепленные значительным практическим опытом, позволят постоянно отслеживать, анализировать и осуществлять многоуровневое прогнозирование динамики финансового состояния предприятия.

Задачи подобного уровня сложности можно делегировать только квалифицированной команде профессионалов, имеющей солидный опыт контроля и управления капиталом и знания, необходимые для глубокого анализа текущего состояния организации и причин, которыми оно обусловлено.

Команда должна также уметь разрабатывать и планировать «оздоровительные» меры, составлять прогнозы динамики показателей и внедрять разработанные решения на практике.

Каким критериям должна соответствовать качественная система финансового мониторинга?

  • Достоверное отражение финансовых процессов и показателей;
  • Отсутствие ограничений доступа к тем или иным аспектам экономической деятельности предприятия;
  • Ориентированность на показатели внешней среды (рыночные факторы, уровень конкуренции и т.д.);
  • Актуальная и достоверная информация об имуществе предприятия (состояние, эффективность использования, уровень износа, данные по модернизации);
  • Мониторинг динамических факторов, определяющих избыток/недостаток денежных средств;
  • Применение актуальных методов расчета важнейших параметров (например, платежеспособность, коэффициент текущей ликвидности);
  • Учет положительных и отрицательных тенденций, способных играть роль ключевых тактических и стратегических приоритетов развития компании;
  • Возможность учета финансовых показателей за несколько отчетных периодов и мониторинга их динамики;
  • Разнообразие подходов, используемых при мониторинге показателей (например, с учетом необходимой периодичности контроля);
  • Фиксация выполнения текущих и стратегических целей в разрезе ключевых показателей.

Заключение

«Финансовое положение» является довольно комплексным термином и подразумевает широкий перечень финансовых показателей предприятия. В широком смысле – это фундаментальный показатель, позволяющий сделать выводы о том, насколько бизнес конкурентоспособен и устойчив с финансовой точки зрения. И именно оно определяет, какие есть перспективы для развития, привлечения инвесторов и освоения новых рынков.

Постановка и внедрение системы финансового мониторинга позволяет контролировать динамику показателей финансовой устойчивости, а также оперативно предоставлять руководству компании детальную информацию о ее финансовом положении. Это позволит ему своевременно выявлять предпосылки для повышения деловой активности, отслеживать колебания уровня финансовой надежности и предпринимать действенные меры по ликвидации возникающих рисков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: