Проблемы льготного кредитования малого бизнеса

Обновлено: 27.03.2024

Главным драйвером кредитования микро, малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2020 году стали новые программы льготного кредитования. В рамках одной из них, которая действовала с 30 марта по 1 октября, можно было получить кредит под 0% годовых на выплату зарплаты. В рамках второй, действовавшей с 1 июня по 1 ноября, бизнес привлекал финансирование по ставке 2% на возмещение недополученных средств.

Эти программы существенно изменили ряд показателей кредитного портфеля. Например, доля компаний микро-бизнеса, имеющих хотя бы один действующий кредит, увеличилась в 2020 году более чем вдвое — с 3,3% от общего числа активных компаний микро-бизнеса до 8%. Каждый второй (53% от всех выдач) кредит МСБ выдавался в рамках этих программ, а объем льготного финансирования составил 14% от общей суммы выдач — 300 млрд рублей из 2,16 трлн рублей.

Критерии «кому выдавать» определялись программой, а не банковскими политиками кредитования. Логично было бы ожидать, что льготное кредитование компаний, попавших в трудную ситуацию, не только решило сиюминутные проблемы бизнеса, но перенесло часть проблем в будущие периоды — портфель льготных кредитов через время может стать концентрацией неплатежей и дефолтов. Банки едва бы решились на такой эксперимент за свои деньги, поэтому показатели портфеля льготных займов представляют особый интерес.

Оглавление

I. Льготные кредиты в пандемию

Льготные кредиты выдавались с апреля по ноябрь. В этот период на них пришлась четверть всех выдач с точки зрения суммы (или 68% от общего числа займов в штуках). Пик был достигнут в июне и июле 2020 года, когда на льготные программы пришлись 45% и 34% всех выдач соответственно (по сумме) и более 80% от общего числа займов в штуках.

Более 80% всех льготных кредитов получили компании микро- и малого бизнеса.

При этом львиную долю кредитов получили микро-компании (86% от общего числа займов), а на средний бизнес пришлось всего чуть более 1% льготных займов.

Очевидно, что такая диспропорция по суммам и штукам связана с разной суммой займа для малого бизнеса и относительно крупных компаний. Если в микробизнесе средняя сумма займа составила 2 млн, то для малого бизнеса это уже 7,3 млн, а для средних компаний и вовсе 39 млн рублей.

Если смотреть на выдачи льготных ссуд в разрезе регионов, то лидерами были Центральный и Приволжский федеральные округа. Наиболее активные выдачи происходили в июне и июле 2020 года во всех округах (за исключением Северо-Кавказского, где по 20% всех выдач было сделано в июне, июле и сентябре).

По состоянию на конец 2020 года 8,2% кредитного портфеля были сформированы за счет льготных выдач, наибольшая доля льготных выдач в портфеле микробизнеса (12,6%), наименьшая в портфеле среднего бизнеса (4,6%), а в портфеле займов малому бизнесу льготных выдач 7,9%.

По большей части льготных выдач действует мораторий на выплаты до 1 декабря 2020 года (в соответствии с постановлением правительства №696 от 18.05.2020) и поэтому отследить качество портфеля пока невозможно. Информация об обслуживании долга появится тогда, когда закончатся каникулы. Однако, в апреле и мае действовала программа льготного кредитования без каникул (на выплату зарплаты под 0%, регулируется постановлением правительства №422 от 02.04.2020) и по этим выдачам мы можем отследить уже сейчас первые показатели просрочки.

II. Состояние малого и среднего бизнеса в 2020 году

В 2020 году выручка малого и среднего бизнеса сократилась из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Степень этого влияния была пропорциональна размерам бизнеса и размеру накопленной за годы работы подушки безопасности. Сильнее всего пострадали микро- и малый бизнес, как по числу компаний так и по обороту. Обороты среднего бизнеса показали меньшее падение, а их количество, напротив, выросло.

По данным ФНС, из реестра малого и среднего предпринимательства за 2020 год число юридических лиц сократилось с 2,51 до 2,36 млн. По большей части это произошло за счет уменьшения числа микрокомпаний, их количество по сравнению с концом 2019 года снизилось на 6,42%. Число компаний среднего бизнеса, напротив, увеличилось на 3,57%. Количество компаний малого бизнеса сократилось на 4,05%.

Далее в отчете мы будем использовать классификацию бизнеса, основанную на установленных законодательством критериях:

  • микробизнес — компании с оборотом до 120 млн. рублей в год и/или количеством штатных сотрудников до 15 человек;
  • малый бизнес — компании с оборотом от 120 до 800 млн. рублей в год и/или количеством штатных сотрудников от 16 до 100 человек;
  • средний бизнес — компании с оборотом от 800 млн. до 2 млрд. рублей в год и/или количеством штатных сотрудников от 101 до 250 человек.

Выручка микро- и малых предприятий показала снижение в 2020 году. Средний бизнес, несмотря на ограничения, нарастил обороты. Такие выводы можно сделать на основе данных Росстата об оборотах малого и бизнеса в январе-сентябре 2020 года. Обороты микро- и малого бизнеса сократились на 13% и 10%. Рост оборотов среднего бизнеса составил 9%.

III. Кредитный портфель и объем выданных кредитов

2020 год ознаменовался сокращением числа компаний сегмента МСБ и снижением их оборотов. Характеризующие кредитование параметры, напротив, показывали положительную динамику, а иногда даже достигали рекордных значений. Этому способствовали льготные программы кредитования и рекордно низкие ставки.

Проникновение кредитования выросло для всех представителей сегмента МСБ в 2020 году. Этому способствовали сразу два фактора: увеличение количества кредитующихся компаний и снижение общего количества компаний. По сравнению с 4 кварталом 2019 года проникновение кредитования среди микрокомпаний выросло более чем в два раза (с 3,3% до 8,0% от общего числа активных компаний), в малом бизнесе — с 10% до 14,8%, а в среднем бизнесе — с 25,3% до 26,6%.

Кредитный портфель по итогам 4 квартала 2020 года составил 3,0 трлн руб, увеличившись за год на 13%. Самый значительный прирост произошел в категории микробизнеса (+17,5% к четвертому кварталу 2019 года), малый и средний бизнес выросли, соответственно, на 7,6% и 16,8%.

Средневзвешенные годовые ставки по портфелю в 2020 году показали рекордное снижение и опустились до минимальных значений за все время наблюдения. Этому способствовали льготные программы кредитования для наиболее пострадавших отраслей МСБ и снижение Банком России ключевой ставки на 2 п.п.

Если отбросить кредиты МСБ, выданные в рамках поддержки малого бизнеса в условиях пандемии, мы увидим плавное снижение ставок на протяжении первых 3 кварталов 2020 года под влиянием снижения ставки рефинансирования ЦБ.

В среднем затраты МСБ на обслуживание своих кредитных обязательств снизились в 2020 году на 3% по сравнению с предыдущим годом. МСБ брал кредиты чаще и под рекордно низкие ставки, но суммы этих кредитов снизились из-за ужесточения кредитными организациями скоринга в условиях неопределенности в экономике.

Вызванные коронавирусом ограничения привели к снижению оборотов микро- и малого бизнеса. При этом в 2020 году увеличилось проникновение кредитования в эти сегменты бизнеса. Это привело к увеличению уровня долговой нагрузки в этих сегментах с 1,3% до 2,4% для микропредприятий и с 2,6% до 3,6% для малых. Однако эти категории бизнеса имеют еще большой запас для наращивания кредитования. Это отчетливо видно при сравнении с долговой нагрузкой среднего бизнеса, которая по итогам 2020 года не изменилась и равнялась 11,4%.

Рост проникновения кредитования при снижении оборотов МСБ привели хоть и к небольшому, но общему росту уровня риска по портфелю. За год доля компаний с риском ниже среднего сократилась с 57,7% до 56,0%, а со средним риском — с 21,4% до 19,9%. Доля компаний с уровнем риска выше среднего соответственно увеличилась с 20,9% до 24,1%.

В 2020 году объем выданных МСБ кредитов превысил показатели 2019 года на 7,3%. Этот рост был сформирован первыми тремя кварталами 2020 года. Выдачи 4 квартала 2020 года были выше 3 квартала, однако повторить рекордные показатели 4 квартала 2019 не удалось. Относительно 4 квартала 2019 года произошло снижение объема выдач по всем сегментам МСБ: для микробизнеса на 12,6%, для малого на 11,4% и на 25,5% для среднего бизнеса.

Распределение выдач 4 квартала 2020 по уровню риска улучшилось по сравнению с 3 кварталом. Доля выдач компаниям с уровнем риска ниже среднего увеличилась с 56,4% до 60,1%, а доля выдач компаниям с уровнем риска выше среднего уменьшилась с 24,4% до 17,9%.

IV. Микрокомпании

Микробизнес в 2020 году активно наращивал кредитный портфель. Этому способствовали программы льготного кредитования и субсидирования ставок.

Кредитный портфель микропредприятий по итогам 4 квартала 2020 года вплотную подобрался к пиковым значениям 2014 года. В годовом выражении рост составил 17,5%.

Количество кредитующихся микропредприятий растет пятый год подряд, за 12 месяцев 2020 года их количество выросло почти в 2 раза до 173,3 тыс. компаний.

Микробизнес впервые с 2015 года нарастил затраты на выплату основных сумм долга по кредитам. В 2020 году эти затраты отыграли падение предыдущих лет, поднявшись сразу на 70%, и достигли максимального за последние годы значения в 479 млрд рублей. Показатель затрат на выплату процентов, напротив, достиг минимального за последние годы значения в 32,6 млрд рублей, снизившись более чем на 26% за счет изменения ставки рефинансирования Банком России и льготных программ кредитования.

В кредитном портфеле микрокомпаний за год произошел рост уровня риска. Доля компаний с риском ниже среднего сократилась с 50,0% до 47,9%, со средним риском — с 24,8% до 22,9%. Доля компаний с высоким и очень высоким риском, соответственно, увеличилась на 4,1% с 25,2% до 29,3%.

Несмотря на то, что показатели выдач 4 квартала 2020 года были ниже на 12,6% прошлогодних значений 4 квартала, в среднем по году уровень выдач в 2020 году был выше уровня выдач 2019 года на 45%.

В кризисных 2 и 3 кварталах 2020 года происходил всплеск доли овердрафтов в выдачах. Их доля в эти периоды поднималась на 29,8% и 27,7%, соответственно. В 4 квартале 2020 года этот показатель стал возвращаться к более характерным для предыдущих периодов значений и составил 29,2%.

В 4 квартале 2020 года за из-за прекращения действия государственных программ поддержки пострадавшего от пандемии бизнеса, произошел скачок средней ставки кредитования микропредприятий. Если в 3 квартале 2020 средняя ставка снижалась до рекордно низкого показателя в 4,0%, то в 4 квартале ее значение перевалило отметку в 10% и достигло в среднем 11,1%.

При этом индекс проблемных кредитов, показывающий долю компаний, которые допустили просрочку на 30 и более дней за последние 6 месяцев, в 2020 году вернулся к показателям начала 2010-х годов и составил в 4 квартале 9,0%.

Показатели просрочки и дефолта несмотря на сложную ситуацию 2020 года не показали всплеска, а напротив были ниже уровней предыдущих годов.

V. Малый бизнес

Кредитный портфель малых предприятий по итогам 2020 приблизился к 1,3 трлн. рублей, увеличившись за квартал на 2,7%, в годовом выражении рост составил 7,6%.

Как и в случае с микробизнесом количество кредитующихся компаний малого бизнеса росло. По итогам 2020 количество малых предприятий с кредитами увеличилось на 42,5%.

Программы поддержки малого бизнеса и снижение Банком России ставки рефинансирования привели, с одной стороны, к росту затрат на обслуживания тела кредита в 26,6% за год, с другой стороны — к рекордному снижению затрат на выплату процентов по кредитам в 24,6% по итогам 2020 года.

Под влиянием кризисных явлений в экономике по итогам 2020 года произошло снижение доли компаний с очень низким риском на 1,4%, одновременно на те же 1,4% выросла доля компаний с высоким уровнем риска.

Объем выданных кредитов малому бизнесу в 4 квартале вырос на 8,8% по сравнению с 3 кварталом, однако все равно был ниже пиковых значений 4 квартала 2019 года на 11,4%.

В 2020 году для малого бизнеса были характерны более короткие сроки кредитования, чем в 2019 году. Доля невозобновляемых кредитов сроком 6-12 мес. в 2020 году в среднем была выше на 6,9%, чем в 2019 году.

Льготные программы кредитования оказывали во 2-3 кварталах 2020 года большое влияние на уровень средней ставки. Окончание этих программ привело к росту ставки с 4,8% в 3 квартале 2020 года до 8,0% в 4 квартале 2020 года.

Индекс качества портфеля малого бизнеса был гораздо лучше показателей микробизнеса. Доля малых компаний, допустивших просрочку 30 и более дней за последние 6 месяцев, среди них составляла в 4 квартале 2020 4,4% против 9,0% у микропредприятий.

Когортный анализ демонстрирует крайне низкий уровень потерь банков при кредитовании малого бизнеса.

VI. Средний бизнес

В сегменте среднего бизнеса в 2020 году продолжился тренд на рост кредитного портфеля и увеличение количества кредитующихся компаний.

Кредитный портфель средних предприятий по итогам 2020 года приблизился к отметке в 1 трлн. рублей, увеличившись за квартал на 7,1%, в годовом выражении рост составил 16,8%.

Количество кредитующихся средних предприятий растет девятый год подряд. С 2012 по 2020 год их количество увеличилось больше чем в 2 раза. За 2020 год — на 8,9%.

Как и у микро- и малого бизнеса затраты среднего бизнеса на выплату процентов снизились на 14,2% в 2020 году за счет действия программ поддержки МСБ и низкой ставки рефинансирования.

Как и у микро- и малых предприятий уровень риска по портфелю средних предприятий вырос в 2020 году. Доля в портфеле компаний с уровнем риска ниже среднего сократилась на 1,8% за год. Доля компаний со средним уровнем риска снизилась на 2,6%. На 4,4% выросла доля компаний с высоким и очень высоким уровнем риска.

Объем выдачи кредитов средним предприятиям по итогам 4 квартала 2020 года составил 233,9 млрд. рублей, увеличившись за квартал на 10%. Всего за 2020 год кредитные организации выдали среднему бизнесу кредитов на 843 млрд рублей, что на 4,7% меньше, чем годом ранее.

В 2020 году средний бизнес чаще отдавал предпочтение длинным деньгам, чем в 2019 году. В среднем по году произошло увеличение доли кредитов сроком более полугода и сокращение доли овердрафтов и кредитов сроком менее 6 месяцев.

Средняя ставка по кредитам у среднего бизнеса в 2020 году была менее подвержена колебаниям, чем у микро- и малого бизнеса, что говорит о том, что они меньше пользовались программами льготного кредитования по сравнению с другими компаниями сегмента МСБ.

Индекс качества кредитного портфеля среднего бизнеса в 2020 году практически не изменился, ухудшившиеся на 0,2%. Доля средних предприятий с просрочкой более 30 дней в течение 6 месяцев выросла за год с 3,6% до 3,8%.

Как и у малого бизнеса, когортный анализ портфеля среднего бизнеса демонстрирует низкий уровень потерь кредитных организаций при кредитовании.

Примечания к расчетам

База кредитных историй ОКБ охватывает около 85-90% рынка. Бюро работает над пополнением базы.

В рамках данного отчета мы анализируем данные только по юридическим лицам и не учитываем показатели по индивидуальным предпринимателям. Это связано со сложностью разделения кредитов ИП на ведение бизнеса и личные цели.

По данным ОКБ, в России существует ряд компаний, которые по формальным признакам относятся к микробизнесу, но которые имеют займы на миллиарды рублей. Анализ этих компаний показал, что они созданы в основном для корпоративного управления холдингами. Мы исключили эти компании из обзора. Однако стоит отметить, что исключение больших займов почти не оказывает влияния на тренды, особенно за последние 2 года, большая часть крупных займов компаниям, по формальным признакам относящихся к малому бизнесу, приходится на более ранние периоды.

Для таких компаний из обзора мы поставили отсечку на максимальную сумму займа как максимальную сумму выручки для данного типа компании, т.е.:

  • исключены все займы микробизнесу свыше 120 млн рублей;
  • исключены все займы малому бизнесу свыше 800 млн рублей;
  • исключены все займы среднему бизнесу свыше 2 млрд. рублей.

Логика заключается в том, что банки почти никогда не кредитуют на сумму более одной годовой выручки компании. Такая отсечка все равно оставляет в обзоре часть кредитов, которые по факту относятся к крупному бизнесу, но значительно снижает их влияние на статистику.

Контакты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Васильева Оксана Николаевна (Vasilieva Oksana Nikolaevna), доцент, к.ю.н.

Ключевые слова: ]]> Финансовый университет ]]> , субсидии, предприниматель, бизнес, ОКВЭД, пострадавшие отрасли, процентная ставка, списание долгов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» с 1 июня 2020 года стартовала программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса на «возобновление бизнеса», то есть на любые расходы, связанной с предпринимательской деятельностью. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получать в банке кредит под 2% годовых на выплату работникам зарплат, погашение других долгов и кредитов и на прочие цели. Поскольку данная программа уже некоторое время находится в действии, то можно проанализировать уже выявленные в практике ее плюсы и минусы.

Начнем с плюсов льготного кредитования:


Предоставляется достаточно широкому кругу лиц: предприятиям, чья деятельность попадает по ОКВЭД в список наиболее пострадавших отраслей (сейчас таких Правительством РФ выделено 12); сюда подпадают не только малые и микропредприятия, но также средний и крупный бизнес, если их основной вид деятельности по ОКВЭД также входит в список пострадавших отраслей.

Экстремально низкая процентная ставка – всего 2 % годовых, очень заманчивая программа для большинства предпринимателей.

Существование реальной возможности полного или частичного списания обязательств по выплате кредита и процентов по нему: полное списание обязательств по выплате кредита и процентов обеспечено компаниям, которые к 1 марта 2021 г сохранят не менее 90% своего штата от показателей июня 2020 г.; если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80% от показателя июня, кредит и проценты спишут наполовину.

Ограниченный охват и доступность предложенного механизма позволяет с одной стороны получить деньги именно тем, кому они действительно нужны, а с другой – абсолютно каждый может получить информацию о такой возможности, и нуждающиеся в такой государственной поддержке узнают о существовании такой программы и ее простоте. Таким образом может быть спасено еще одно предприятие.

Теперь выделим достаточно неочевидные минусы данной программы:


Чем позже вы обратитесь за кредитом, тем меньше будет сумма выплат, поскольку государство выделило только ограниченную сумму денег на данную программу; чем раньше обращаешься за кредитом – тем потенциально больше денежных средств могут выделить, чем больше спрос – тем меньше денег остается на помощь остальным предпринимателям.

По льготному кредитованию деньги предназначены на «возобновление деятельности» - по сути средства не являются целевыми, однако предприниматель может их потратить только на ограниченный перечень выплат: заработная плата, долги по другим кредитам и т. д. Однако, например, данные денежные средства не могут быть использованы на выплату зарплат, сумма которых превышает сумму, указанную в трудовом договоре, на выплату дивидендов по кредиту, на выкуп собственных акций или благотворительность.

Ограниченный перечень субъектов, которые могут получить льготный кредит: то есть так или иначе существуют ограничения, которые не позволяют всем желающим получить кредит по льготной программе. Например, на льготный кредит не могут претендовать компании, которые внесли изменения в вид своей деятельности по ОКВЭД после 1 марта 2020 г., а также компании, которые находятся в процессе банкротства или приостановившие свою деятельность.

Высокие риски для заемщиков: если компания сократила штат сотрудников более чем на 20% в период с 1 июня по 1 декабря или попала под процедуру банкротства или наблюдения до 1 декабря, то кредит придется возвращать в полном объеме и по стандартной процентной ставке (которая указывается наряду со льготными 2% в кредитном договоре).То есть существует возможность попасть в еще большую долговую яму в попытке получить деньги под маленький процент.

Небольшой объем выделяемых средств: данная программа льготного кредитования не может явиться панацеей от всех проблем малого и среднего бизнеса, которые возникли в свете пандемии коронавируса, то есть выделяемых денежных средств не так много, чтобы полностью восстановить бизнес компании. Это лишь небольшая поддержка, которая может спасти бизнес от банкротства и полного разорения на данном этапе – не более.

Ответственность по льготному кредитованию может превратится в персональную, в соответствии с кредитным договором, поскольку государство стремиться гасить налоговые и кредитные долги в любом случае, прибегая к абсолютно разным средствам. Именно поэтому существует возможность того, что ответственность будет нести сам собственник бизнеса за счет личного имущества.

В 2020 году из-за эпидемии коронавируса терпела убытки почти каждая третья российская компания. В этой ситуации Минэкономразвития разработало ряд антикризисных мер поддержки и расширило сферу действия уже существовавших государственных программ. Так, почти втрое были увеличены объемы льготного кредитования в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», снят ряд ограничений на получение таких кредитов, а ставка по этой программе в январе текущего года была снижена с 8,5% до 7% (сейчас она составляет 7,75% из расчета ставка ЦБ+2,75%). В итоге в 2020 году около 20 тыс. предприятий получили более 1 трлн руб.

Учитывая, что, по данным Банка России, общий объем кредитования МСП в 2020 году составил 7,6 трлн руб., выходит, что на долю этой программы пришлось 17%, или почти пятая часть всех выданных в 2020 году кредитов МСП. И это без учета других государственных мер поддержки, в числе которых была и сверхвостребованная программа кредитования под 0% на выплату заработной платы.

Не отрицая того, что программа льготного кредитования позволила смягчить глубину падения деловой активности в России, необходимо указать и на ее недостатки. Еще в 2019 году Счетная палата обращала внимание на ряд перекосов программы как в части отраслевого использования, так и в части целей кредитования: в первую очередь получателями кредитов оказывались компании, и так не имевшие затруднений с получением ссуд — располагающие залоговым имуществом и хорошей кредитной историей. Также отмечался акцент на инвестиционное (на срок до 10 лет) кредитование. При этом для малых предприятий, в том числе торговых, нуждавшихся в кредитах на пополнение оборотных средств, — доступ к льготным кредитам был затруднен.

В кризисном 2020 году эти перекосы стали только нагляднее. До половины кредитов, выданных в рамках программы, пришлось на строительные компании (на которые приходится менее 10% общего оборота МСП). Причем средневзвешенная ставка по таким кредитам составляла 4,55%. Кредитоспособность компаний строительной сферы вообще оценивается банками выше в сравнении с компаниями из сферы услуг, а государственная программа поддержки ипотечного кредитования еще более усилила позиции компаний отрасли.

При этом 70% кредитов, выданных в рамках программы, было выдано на инвестиционные цели, то есть на цели развития. На пополнение оборотных средств, то есть на особенно актуальные в кризис цели выживания и сохранения бизнеса и рабочих мест, было выдано только 30% кредитов.

Нельзя не отметить и практику искусственного «дробления» крупных компаний, в результате чего получателями кредитов для МСП по сниженной ставке оказывались компании, поддержка которых не была целью программы.

В конце апреля 2021 года стало известно о планах правительства по корректировке данной программы, направленной в том числе на разрешение всех этих проблем. Такое решение крайне своевременно и необходимо.

Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Согласно статистике ЦБ, малый бизнес Петербурга и Ленобласти за январь—ноябрь 2019 года (более свежих данных пока нет), занял у банкиров 508 млрд руб., что на 5% больше результата аналогичного периода 2018 года. Кредитование индивидуальных предпринимателей выросло на 56%, до 17,8 млрд руб. Рост во многом объясняется действием федеральной программы льготного кредитования предприятий МСП, в рамках которой они могут получить займы под льготный процент. Однако, как подсчитали аудиторы Счетной палаты, достигнутые успехи оказались намного скромнее той цели, которую изначально ставили авторы программы. Вместо 1 трлн руб. дешевых кредитов банки в масштабах всей страны смогли выдать лишь 131,3 млрд руб., или 13,13% от запланированного. Как отмечают эксперты и представители банков, причиной низкого спроса на кредиты стало то, что программа не вполне учитывает реальные потребности бизнеса.

Ниже ожиданий

Госпрограмма льготного кредитования МСП была запущена по инициативе президента Владимира Путина. Появившаяся сразу же вслед за этим федеральная программа «Финансовая поддержка МСП» предполагала, что предприниматели смогут получить в 2019 году 1 трлн рублей кредитов по льготной ставке: ключевая ставка ЦБ (6,25%) + 2%, но не более 8,5% годовых. А государство компенсирует банкам недополученную прибыль. Участниками программы сразу же стала почти сотня кредитных организаций, желающих нарастить клиентскую базу и процентные доходы.

«Финансовая поддержка МСП» предполагала, что предприниматели смогут получить в 2019 году 1 трлн рублей кредитов по льготной ставке: ключевая ставка ЦБ (6,25%) + 2%, но не более 8,5% годовых.

Однако практические успехи программы оказались заметно скромнее поставленной задачи, следует из опубликованного в январе 2019 года отчета Счетной палаты. Критикуя действия чиновников, аудиторы, в частности, обратили внимание на то, что в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Владимир Путин потребовал кредитовать малый бизнес под 6,5% годовых. Однако за два года действия программы обеспечить такие условия для заемщиков так и не удалось.

О важности снижения процентных ставок для развития малого бизнеса говорят и сами банкиры. «Согласно нашим исследованиям (индекс настроений малого и среднего бизнеса RSBI), именно льготное кредитование, снижение процентных ставок сегодня стоит на первом месте среди мер господдержки, наиболее необходимых отечественному бизнесу. Эту меру отметили 52% предпринимателей», — рассказывает старший вице-президент, директор дирекции среднего и малого бизнеса «Промсвязьбанка» Александр Чернощекин.

Пока, как отмечают в некоторых банках, доля льготных кредитов в совокупном объеме кредитования МСП достигла у них 25%. Однако большинство опрошенных банкиров заявляют о доле в 1-3%.

Дают не то, что надо

Как утверждают представители банков, рост льготного кредитования сейчас сдерживается в основном плохой информированностью потенциальных заемщиков о деталях госпрограммы. Из-за этого часто возникают недоразумения — например, когда профиль деятельности компании не соответствует указанным в программе приоритетным отраслям.

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Вы хотите выплатить дивиденды акционерам. Как отказаться от моратория

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Эпоха iPod: как Apple создала самый популярный плеер в истории

МТС неожиданно решила выплатить дивиденды. Что это значит

Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?

Фото: David McNew / Getty Images

Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году

Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы

Фото: Shutterstock

Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу

Однако главная проблема состоит в том, что программа не вполне учитывает специфику спроса на кредиты, отмечают эксперты. Например, согласно правилам предоставления льготных кредитов (постановление правительства № 1764 от 30 декабря 2018 г.) торговые компании могут получить только инвестиционный кредит (такие выдаются на сумму от 500 тыс. до 2 млрд рублей, на десять лет). При этом бизнесу, как правило, нужны кредиты на пополнение оборотных средств (от 500 тыс. рублей до 500 млн, на срок до трех лет). Между тем предприятия торговли — это главные заемщики среди МСП. На их долю приходится не менее 50% всех выданных малому бизнесу кредитов, отмечают в Банке «Санкт-Петербург». При этом 70-75% объема выдачи составляют кредиты на пополнение оборотных средств и текущих нужд бизнеса, в том числе для расширения объемов деятельности.

Главная проблема состоит в том, что программа льготного кредитования не вполне учитывает специфику спроса на кредиты, отмечают эксперты.

«Кроме того, программа предусматривает не все формы предоставления кредитов, возможно кредитование только в форме кредитов и кредитных линий с лимитом выдач, в то время как спросом пользуются кредитные линии с лимитом задолженности», — перечисляет особенности программы начальник отдела малого и среднего бизнеса петербургского филиала «Россельхозбанка» Гузель Мурадян.

Перемены к лучшему

Тем не менее большинство опрошенных банкиров рассчитывает, что программа льготного кредитования выйдет на плановые показатели. Это произойдет уже в 2020 году, считает управляющий директор департамента кредитных продуктов и технологий банка «Открытие» Николай Николаев. В этом году запланировано выдать малым и средним предпринимателям уже 1,2 трлн руб.

Большинство опрошенных банкиров рассчитывает, что программа льготного кредитования выйдет на плановые показатели уже в 2020 году.

Надежды банкиров на позитивные изменения связаны с тем, что Минэкономразвития внесло некоторые изменения в программу: с 2020 года предприниматели получили возможность рефинансировать старые кредиты по льготной ставке, а также могут получать новые ссуды по упрощенной схеме. «В 2020 году мы ожидаем роста кредитования по этой программе, так как список приоритетных отраслей будет расширен. В их состав ввели арендный бизнес, и это весьма востребованное направление. Также отмечен интерес клиентов к кредитам на рефинансирование, которые разрешили выдавать — хотя пока только на инвестиционные цели», — говорит Владислав Монов, старший вице-президент, управляющий директор по корпоративному кредитованию Совкомбанка. По его словам, банк ожидает интереса к новому виду займов — на развитие предпринимательской деятельности.

«Программа льготного кредитования очень востребована у бизнеса, а проблема низких объемов реализации относилась, скорее, к первой половине 2019 года и связана с тем, что с момента аккредитации уполномоченных банков на участие в программе они должны были разработать и внедрить внутренние нормативные документы, на что ушло несколько месяцев», — выражает общее мнение финансистов Николаев.

Справка:

Основная доля льготных кредитов по программе Минэкономразвития (8,5%) пришлась на производство (31%) и транспорт (21%), отмечает Игорь Трепов, директор управления продаж малому бизнесу Северо-Западного Сбербанка. Растет доля строительства (12%), а доля сельского хозяйства сокращается (17%), что обусловлено отчасти более привлекательными условиями кредитования по льготной программе Минсельхоза (по ней сельхозпроизводители могут привлекать средства под 1-5% годовых, на срок до 15 лет).

Примерно такая же картина и в остальных опрошенных РБК Петербург банках. В ВТБ, который за прошлый год выдал малому бизнесу Петербурга и Ленобласти кредитов по льготной ставке на 13 млрд рублей (2,5% всего объема кредитования МСП в регионе), уточнили, что более половины кредитных соглашений заключено на инвестиционные цели. Средняя сумма кредита составила 144 млн рублей.

Предприниматель Андрей Семенов из Екатеринбурга еще в марте закрыл кафе и переключился на доставку, а в июне решил открыть пирожковую в центре города и взял для этого кредит на 1 млн рублей по госпрограмме ФОТ 2.0. Семенов рассчитывал на списание кредита, но оказалось, что деньги придется возвращать. Его история вызвала много откликов со всей страны, оказалось, что она не единичная.

Андрей Махонин / ТАСС

"Условием было сохранить численность персонала, которая была на 1 июня 2020 года. Так было написано в постановлении правительства РФ и в договоре с банком. Я сохранил 100% и собирался наращивать. Но 3 декабря они решили, что сравнивать будут не с 1 июня, а с маем. А в налоговой в мае данные были только за апрель. И хотят теперь миллион обратно равными долями за три месяца, - рассказал Андрей Семенов. - Знай я раньше, что будет так, действовал бы по-другому". Теперь Семенов хочет идти в суд.

Несколько тысяч предпринимателей, получивших льготные кредиты на возобновление деятельности, не могут рассчитывать на их списание из-за технических ошибок, считают в аппарате Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Им придется отдавать кредиты по рыночным ставкам, если до Нового года эти ошибки не будут устранены.

По программе ФОТ 2.0 в июне - октябре заключено свыше 220 тысяч кредитных соглашений на 420 млрд рублей, это помогло защитить свыше 5 млн рабочих мест. Кредиты вместе с процентами будут списаны полностью или частично, если к 1 апреля 2021 года заемщики сохранят 80-90% числа работников. Абсолютное большинство заемщиков выполняют это условие, но часть столкнулась с тем, что банки сверяются с данными не на 1 июня (дату, указанную в первоначальной редакции правил льготного кредитования), а на более ранние даты - за апрель, а затем, когда правительство скорректировало правила, - за май. При этом в условиях кредитных договоров содержится указание именно на 1 июня, говорит руководитель экспертного центра бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович. К бизнес-омбудсмену стало поступать много жалоб на это после того, как с начала декабря банки стали переводить заемщиков на период погашения, предусматривающий возврата кредита тремя платежами: 28 декабря 2020 года, 28 января и 1 марта 2021 года, при этом уже не по льготной 2-процентной, а по ставкам банков (около 15%).

"Мы полагаем, что в апреле-мае 2020 года, когда в спешке готовились программы льготного кредитования для пострадавших предпринимателей, в Правилах льготного кредитования "на возобновление деятельности" была допущена техническая ошибка, которая ввела заемщиков в заблуждение, - говорит Алехнович. - Как мы сейчас понимаем, изначально минэкономразвития планировало, что численность будет сравниваться с данными на основании сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), подаваемых заемщиками в органы Пенсионного фонда РФ и размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 1 июня". Уже на момент, когда банки выдали все 100% льготных кредитов, в правила были внесены изменения о том, что для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости должны использоваться сведения о застрахованных лицах, поданные заемщиками в ПФР в апреле-мае.

Несколько тысяч предпринимателей, получивших льготные кредиты на возобновление деятельности, не могут рассчитывать на их списание

Если в договоре с банком записано условие сохранить число работников, которое было на 1 июня, то заемщик, обратившись в суд, скорее всего, дело выиграет, считает советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

По оценке аппарата бизнес-омбудсмена, к концу ноября 8 тысяч заемщиков были под риском перевода на период погашения ввиду несоблюдения требований по сохранению занятости. Сейчас банки уточняют информацию, и в итоге общее число таких предпринимателей может превысить 10 тысяч. "Мы ожидаем, что минэкономразвития перед Новым годом предотвратит банкротство добросовестных предпринимателей, которые были переведены на период погашения, и оперативно с участием ФНС и банков учтет численность их работников по состоянию на 1 июня, то есть будет принята как базовая численность сотрудников по СЗВ-М за июнь", - говорит Алехнович.

В минэкономразвития "РГ" в ответ на запрос напомнили о внесенных 30 ноября изменениях в правила программы ФОТ 2.0. В частности, о том, что для заявившихся до 25 июня заемщиков решение о списании кредитов будет приниматься из расчета майской численности. В аппарате бизнес-омбудсмена считают, что это не поможет тем предпринимателям, у которых сотрудники увольнялись в течение мая - в форму СЗВ-М попадают работники, проработавшие хотя бы день в течение месяца.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: