Международный банк реконструкции и развития в отличие от мвф выдает кредиты

Обновлено: 30.04.2024

Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 24 июля 2012.

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Содержание

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР



В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Группа Всемирного банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка. [1] В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Главное здание Международного валютного фонда в Вашингтоне

Международный валютный фонд (МВФ) — межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно-финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года. Первым заемщиком стала Франция.

В настоящее время членами МВФ являются 188 государств.

Международный валютный фонд:

— содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

— способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

— содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

— помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств-членов. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ.

Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. В настоящее время корзина СДР состоит из евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Стоимость СДР в долларах США определяется ежедневно и публикуется на веб-сайте МВФ. Она рассчитывается как совокупная стоимость определенных сумм четырех валют корзины в долларах США, устанавливаемая на основе обменных курсов, которые ежедневно котируются в полдень на Лондонской бирже. С 1 октября 2016 года корзина будет расширена до пяти валют за счет китайского юаня.

После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны. Размер квот пересматривается не реже, чем один раз в пять лет.

Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты.

В настоящее время совокупные ресурсы квот МВФ составляют приблизительно 238 миллиардов СДР (примерно 327 миллиардов долларов).

Крупнейшим членом МВФ являются США с текущей квотой 42,1 миллиарда СДР (около 59 миллиардов долларов), а наименьший членом — Тувалу, с текущей квотой 1,8 миллиона СДР (около 2,5 миллионов долларов).

Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). Квота России составляет 5,9 миллиарда СДР (около 8,3 миллиардов долларов).

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Крупнейшие заемщики в настоящий момент — Португалия, Греция, Ирландия, Украина.

Руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок. Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе помогают четыре заместителя директора-распорядителя.

В 2011 году директором‑распорядителем МВФ была избрана министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард.

Издания МВФ World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности") выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — межгосударственная валютно-финансовая организация, созданная с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны.

МБРР был учрежден одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году.

Соглашение о МБРР официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, но банк начал функционировать с 1946 года.

Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк фактически независим в своих решениях.

Акционерами МБРР являются правительства 188 государств-членов. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

МБРР предоставляет финансовые ресурсы в сочетании с аналитическими, техническими и консультационными услугами развивающимся странам, в том числе странам со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов.

В частности, МБРР:

— содействует удовлетворению потребностей в долгосрочном человеческом и социальном развитии, которые не финансируются частными кредиторами;

— позволяет заемщикам сохранить финансовую устойчивость, предоставляя им поддержку в периоды кризисов, от которых в наибольшей степени страдает бедное население;

— поддерживает проведение ключевых экономических и институциональных реформ (например, в области систем социальных гарантий и борьбы с коррупцией);

— создает благоприятный инвестиционный климат для привлечения частного капитала;

— облегчает доступ стран-членов к финансовым рынкам на условиях зачастую более выгодных, чем те, на которых они могли бы получить финансирование без его содействия.

В отличие от коммерческого кредитования, финансирование МБРР удовлетворяет потребности стран-заемщиц не только в необходимых им средствах, но и служит каналом передачи накопленного международного опыта и знаний, а также технической помощи.

МБРР привлекает основную часть своих финансовых ресурсов на мировых рынках капитала. Общая сумма выданных кредитов — более 500 миллиардов долларов.

По итогам 2014 года финансового года крупнейшими заемщиками МБРР стали Бразилия (2,019 миллиона долларов), Индия (1,975 миллиона долларов), Китай (1,615 миллиона долларов), Украина (1,382 миллиона долларов), Румыния (1,374 миллиона долларов).

Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития образуют Всемирный банк. Вместе с Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров они составляют Группу Всемирного банка.

Совет управляющих — высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим.

Совет директоров — исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 25 членов. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций, остальные исполнительные директора представляют группы стран.

Президент Банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.

С июля 2012 года эту должность занимает Джим Ен Ким.

МБРР получает ежегодный доход за счет прибыли на собственный капитал и небольшой маржи по предоставленным займам, что позволяет организации покрывать свои операционные расходы, пополнять резервы с целью укрепления финансового потенциала, а также обеспечивать ежегодные отчисления средств в бюджет Международной ассоциации развития — фонда помощи беднейшим странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – это глобальная организация развития, совладельцами которой являются 189 её государств-членов. Являясь крупнейшим банком развития в мире, вклад МБРР в реализацию миссии Группы Всемирного банка заключен в предоставлении займов, гарантий, продуктов управления рисками и консультационных услуг правительствам стран со средним уровнем дохода, а также платежеспособным странам с низким уровнем дохода. помимо этого, МБРР выступает координатором мер по решению целого ряда региональных и глобальных проблем.

МБРР был создан в 1944 году с целью оказания помощи европейским странам в восстановлении после Второй мировой войны. Вместе с МАР, нашим Фондом помощи беднейшим странам мира, МБРР образует Всемирный банк. Обе организации тесно сотрудничают с остальными институтами Группы Всемирного банка, а также со структурами государственного и частного сектора в развивающихся странах в целях сокращения бедности и обеспечения благосостояния для всех.

Деятельность МБРР

Image

Инновации в Казахстане: От идей к результатам

Инновации могут содействовать развитию частного сектора, что важно для построения более диверсифицированной и конкурентоспособной экономики Казахстана.

Image

Реформы энергетического сектора в Албании

Улучшения в области энергетического комплекса Албании обусловлено сочетанием нового регулирования с повышением инвестиционной привлекательности сектора.

Image

Преобразование экономики в Боснии и Герцеговине

Несмотря на сложное политическое устройство, усилия по реформированию улучшили экономические связи между субъектами и начали способствовать развитию частного сектора экономики и созданию рабочих мест в стране.

Партнер стран со средним уровнем дохода

Группа Всемирного банка сотрудничает со странами со средним уровнем дохода, которые являются одновременно ее клиентами и акционерами. Эти страны являются локомотивами роста мировой экономики, привлекают масштабные инвестиции на цели развития инфраструктуры и импортируют немалую долю экспортной продукции из экономически развитых государств и из более бедных стран. Многие из них отличаются высокими темпами экономического и социального прогресса, неуклонно возрастает их роль в поиске решений общемировых проблем.

Однако даже в странах со средним уровнем дохода – зачастую, в отдаленных районах – проживает свыше 70% бедного населения планеты. А вследствие ограниченного доступа к частному финансированию эти страны уязвимы к экономическим шокам и кризисам транснационального масштаба, в том числе к изменению климата, вынужденному переселению и пандемиям. Всемирный банк – один из важнейших партнеров стран со средним уровнем дохода, на долю которых приходится более 60% портфеля проектов МБРР.

  • Мы предоставляем финансовые ресурсы в сочетании с аналитическими и техническими услугами.
  • Мы предоставляем правительствам рекомендации по стратегическим вопросам, помогая им в проведении реформ, направленных на совершенствование услуг, привлечение дополнительных частных инвестиций, а также во внедрении инноваций и обмене опытом.
  • Мы развиваем партнерские отношения со странами по мере возникновения новых проблем и изменения их характера, предоставляя им инновационные финансовые продукты и участвуя в разнообразных глобальных форумах.

В первую очередь, мы помогаем странам добиться устойчивого прогресса в области сокращения масштабов бедности и наращивания благосостояния. Мы уделяем особое внимание поддержке стран с уровнем дохода ниже среднего по мере их подъема по шкале экономического благополучия и перехода из числа клиентов МАР в ряды клиентов МБРР. Мы также расширяем свои возможности оказания странам помощи в преодолении нестабильности и конфликтов. И, как традиционный партнер стран со средним уровнем дохода, мы наращиваем объемы помощи всем этим странам в период кризиса.

Услуги МБРР

В рамках нашего партнерства со странами со средним уровнем дохода и более бедными кредитоспособными странами МБРР предлагает правительствам национального и субнационального уровня инновационные финансовые решения, включая финансовые продукты (займы, гарантии и продукты управления рисками), а также аналитические и консультационные услуги (в том числе на возмездной основе).

МБРР финансирует проекты во всех секторах и предоставляет техническую помощь и экспертную поддержку на каждом этапе проекта. Возможности МБРР позволяют не только удовлетворять потребности стран-заемщиц в необходимых им средствах, но и обеспечить передачу накопленного международного опыта и знаний, а также оказание технической помощи.

Консультационные услуги в области государственного долга и управления активами помогают правительствам, государственным учреждениям и организациям, занимающимся вопросами развития, укреплять институциональный потенциал, необходимый для сохранения и наращивания финансовых ресурсов.

МБРР поддерживает усилия правительств не только в области совершенствования управления государственными финансами, но и в сфере улучшения инвестиционного климата, устранения недостатков в области предоставления услуг, а также совершенствования мер политики и укрепления институтов.

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная для организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

Изначально под Всемирным банком понимался только Международный банк реконструкции и развития, который был создан для восстановления Европы и Японии после Второй мировой войны, но сейчас в структуру Всемирного банка входят пять крупных подразделений:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — основное кредитное учреждение Всемирного банка, предоставляющее странам со средним уровнем доходов и кредитоспособным с низким уровнем кредиты и кредитные гарантии, а также занимающееся аналитическими и консультационными услугами.

Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляет беднейшим странам мира беспроцентные займы на длительный срок (до 40 лет). Бюджет формируется за счёт взносов стран-членов. МАР ежегодно вкладывает $14 млрд в беднейшие страны, 50% всех денег уходят в Африку.

Международная финансовая корпорация (МФК) — стимулирует развитие частного сектора в развивающихся странах с переходной экономикой за счёт кредитов и прямых инвестиций в капитал компаний. Корпорация привлекает других инвесторов для участия в своих проектах. Также МФК предоставляет техническую помощь, консультационные услуги. В отличии от МБРР и МАР, кредиты предоставляются на рыночных условиях и не требуют правительственных гарантий.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — содействует направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, дополняя деятельность МБРР, МФК и других международных финансовых организаций. МАГИ предоставляет частным инвесторам гарантии от политических рисков сроком до 20 лет.

Также в структуре Всемирного банка есть Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, деятельность которого направлена на обеспечение правовых возможностей для примирения сторон в международных инвестиционных спорах.

  • ликвидация нищеты и голода;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение охраны материнства;
  • борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  • обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  • формирование глобального партнёрства в целях развития.

Пример употребления на «Секрете»:

«После того как в июне 2020 года сообщили о нарушениях в рейтингах Doing Business за 2018 и 2020 годы, руководство Всемирного банка приостановило выпуск следующего отчёта и запустило серию проверок и аудитов методологии рейтинга. Кроме того, поскольку отчёты затрагивали этические вопросы, включая поведение бывших должностных лиц совета Банка, а также нынешних и/или бывших сотрудников организации, руководство передало вопросы на рассмотрение контролирующим органам ВБ».

(Из заявления Всемирного банка о прекращении выпуска рейтинга Doing Buiness.

Нюансы

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, где акционеры — страны-участницы. Сейчас их 189. Количество голосов страны зависит от доли в капитале банка. Акционеры представлены советом управляющих, который фактически является высшим органом, принимающим решения. Совет управляющих проводит совещания раз в год.

Конкретные полномочия по управлению банком в период между заседаниями переданы 25 исполнительным директорам, которые работают в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне. Они образуют совет директоров, возглавляемый президентом банка. Пять из них представляют конкретные страны — США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Остальные 20 — группы стран.

История

Всемирный банк и Международный валютный фонд — крупнейшие финансовые организации, которые было решено создать по итогам Бреттон-Вудской конференции в 1944 году.

Советский Союз являлся одним из активных участников конференции, однако отказался от участия в деятельности Всемирного банка и МВФ, так как не мог оказывать влияния на принимаемые решения. Россия стала акционером Всемирного банка в 1992 году.

Всемирный банк выпускает множество аналитических материалов об экономике разных стран. Благодаря этому мы, в частности, знаем основных должников России, на сколько лет Россия отстаёт от развитых стран и как жалобы москвичей на дороги помогли карьере Собянина.

Российская Федерация является членом МБРР с 16 июня 1992 г.

Управляющий от Российской Федерации – Министр экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетников, заместитель управляющего – заместитель Министра финансов Российской Федерации С.А. Сторчак.

МБРР учрежден в 1944 г. в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе, США.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне, США.

Общее количество стран-членов – 189.

Цели МБРР

  • Оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран‑членов.
  • Содействие частным иностранным инвестициям.
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов.
  • Сбор и публикация статистической информации.

Основные направления деятельности МБРР:

МБРР предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в Международный валютный фонд (МВФ).

Механизм управления МБРР:

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент (Дэвид Малпасс).

Сессия Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводится 1 раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ. Голоса определяются квотой страны в капитале МБРР. Лидирующее положение принадлежит шестерке: США, Японии, Китаю, ФРГ, Франции и Великобритании.

Источники ресурсов МБРР: помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Контакты приемной исполнительного директора от Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций

Office of Executive Director for the Russian Federation


Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: