Можно ли ехать в хадж если есть кредит

Обновлено: 19.04.2024

Ассаляму алейкум! У меня есть долг перед моим братом, который я должен выплатить в течение двух лет. Сейчас я работаю в Джидде, и в этом году у меня, иншааллах, появится возможность совершить хадж. Могу ли я совершить хадж, если у меня невыплаченный долг? И нужно ли мне разрешение брата на хадж? Или я должен сначала вернуть долг? Примите во внимание, что в хадж я еще никогда не ездил, лишь в умру. Джазакумуллах хайран!

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Ислам уделяет должное внимание правам людей. Таким образом, мусульманин не должен совершать хадж, если у него есть долги, которые он должен отдать до начала времени хаджа. Тем не менее, можно совершить хадж, если нет установленного ограничения по времени для погашения долга, или оно наступает после времени хаджа.

Отвечая на Ваш вопрос, шейх Ваель Шихаб сказал:

Хадж является обязательным один раз в жизни для каждого мусульманина, мужчины или женщины, который материально и физически может позволить себе это. Всевышний Аллах говорит:


«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Коран, 3:97).

За благочестивый хадж (хадж-мабрур) полагается большое вознаграждение, он приносит благословение Аллаха. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«(Совершение) умры является искуплением за грехи, совершенные (между ней и предыдущей умрой). А награда за благочестивый хадж (мабрур) — не что иное, как рай» (Аль-Бухари, Муслим).

Хадж, кроме того, искупает все грехи. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто совершает хадж для довольства Аллаха и не имеет сексуальных отношений со своей женой, и не делает зла, и не совершает грехов, вернется (после хаджа) свободным ото всех грехов, как если бы он родился заново» (Аль-Бухари, Муслим).

Что касается Вашего вопроса, должно быть ясно, что хадж является для мусульманина обязательным только если он располагает достаточными средствами для оплаты своих поездок и расходов (в том числе расходов тех, кто зависит от него, например, жены, детей или немощных родителей), а также после погашения своих долгов, срок выплаты которых наступает именно до начала хаджа.

Более того, если человек обязан, помимо долга, еще и выплатить по нему проценты (что недопустимо в принципе), следует погасить такие долги как можно скорее, даже за счет задержки совершения хаджа — чтобы избежать, по возможности, выплаты процентов по своему кредиту.
Если, однако, долг не подразумевает выплаты процентов, и срок его не истекает до наступления времени хаджа, можно поехать в хадж, если у человека имеются средства, чтобы отдать свои долги, когда он вернется.


Для человека, желающего совершить хадж или другое путешествие и имеющего долг, есть два варианта ситуации:

1. он в состоянии вернуть долг, и время выплаты долга наступило;

Такому человеку не дозволяется выходить в сафар (путешествие), соответственно, и в хадж, без разрешения и согласия того человека, которому он должен вернуть долг. Следовательно, займодатель имеет полное право запретить ему выходит в сафар. Если такой должник выйдет в сафар без разрешения займодателя, то он считается грешником со всеми вытекающими последствиями: ему не разрешается использовать послабления сафара – объединить и сокращать намазы, не держать пост и т.д.

2. он в состоянии вернуть долг, но время выплаты долга ещё не наступило или он не в состоянии выплатить долг, вне зависимости от наступления времени долга;

Такому человеку разрешается выйти в сафар, и займодатель не имеет права препятствовать ему.

Аль-Буджайрими в своей книге «Хашия аля Шарх Аль-Минхадж» об этом пишет следующее:

«Тот, кто имеет долг, обязан спросить разрешения того, кому он должен, вне зависимости он размера долга, каким бы маленьким он ни был. Следовательно, ему запрещается (харам) выходить в сафар, не получив согласия займодателя или не выплатив долг. Соответственно, займодатель имеет право запретить ему выходить в сафар, даже после того, как тот вступил в хадж, несмотря на то, что он может по этой причине пропустить хадж. Такое право займодатель имеет, если наступило время выплаты долга, и должник в состоянии выплатить его, но отказался вернуть долг по первому требованию и не уполномочил другого человека, который вместо него вернёт долг. Потому что такое поведение со стороны должника является нарушением.

В противном случае, то есть если время выплаты долга ещё не наступило, или должник не в состоянии выплатить долг, или он уполномочил другого человека, займодатель не имеет права препятствовать его сафару подобно тому, как он не имеет права воспрепятствовать его вступлению в хадж (ихраму)».

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Изах» также пишет об этом:

«Займодатель имеет право не пускать в сафар своего должника, за которым имеется непогашенный долг, если он в состоянии выплатить его. Также он имеет право удерживать его, пока тот не выплатит долг. А если должник не в состоянии вернуть долг, то займодатель не имеет права требовать от него срочного возврата долга, следовательно, в таком случае должник может выйти на сафар без его согласия. Также если срок для возврата долга не наступил, должник имеет право выйти в сафар без согласия займодателя, однако ему желательно перед выходом в сафар уполномочить человека, который выплатит его долг по наступлении срока выплаты. Аллах знает лучше!»

Поистине, долг является тяжким бременем для мусульманина, и от этого может пострадать его жизнь в этом мире и ахирате. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) сказал:

نَفْسُ الْمُؤْمِنِ مُعَلَّقَةٌ بِدَيْنِهِ حَتَّى يُقْضَى عَنْهُ

«Душа истинно верующего будет связана с долгом его [отягощена им] до тех пор, пока долг [покойного] не будет погашен» (Ибн Маджа, Тирмизи)

Поэтому каждому человеку следует выплатить долги при первой же возможности, чтобы не остаться должником и в ахирате. При этом, как мы видим из вышеприведённых текстов, долг сам по себе не является препятствием для совершения хаджа, если не наступил срок выплаты долга. Но, как бы то ни было, когда человек собирается выехать в хадж, ему следует назначить человека, который сможет выплатить за него долг в случае его смерти или других непредвиденных обстоятельств, ибо в пути может случиться всякое.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь


Недавно я ездила из Дагестана в соседний край, в командировку. И обратила внимание на…, а точнее говоря, на меня со всех сторон смотрят… рекламы кредитов. Это какой-то напор на человека: на рекламных щитах (причём их очень много), во всех маршрутках, троллейбусах и автобусах, с телеэкранов и газет «Кредит даром», «Моментальный кредит под автомобиль», «Ипотека» и т.д. и т.п. Мы даже живём в квартире, которая куплена в ипотеку, и хозяйка вынуждена её сдавать, чтобы оплачивать кредит. Она мне говорит: «Никогда в жизни больше не возьму кредит и других буду отговаривать!». Так замучил их этот долг, что они с семьёй уехали на север зарабатывать деньги для выплаты ипотеки, а уже ведь не молодые и всё для сыновей… Парни теперь советуют родителям продать эту квартиру, мол, сами себе заработают, и нечего из-за них родителям мучиться.

В этом городе жители разных вероисповеданий, и нет разницы, кто ты – кредит (с процентами) в любой религии запрещён. Сейчас банковская система так построена, что есть даже появился термин «экономическое рабство».

Взяв кредит, человек становится слишком ограниченным в своих желаниях. Но, с другой стороны, именно эти желания и приводят к кредиту. Хотите сказать замкнутый круг? Ну что вы. Мы просто из-за этого изобилия разучились накапливать деньги на что-либо. Терпения не хватает. Терпение – это удержание себя от страстей, и от всего того, что уводит в сторону страстей и от пути Всевышнего. Человек, который не желает из-за своей гордости терпеть и следует за страстями, превращается в животное. Сплошные прихоти без здравого рассуждения.

А рекламные щиты так и манят что-то купить в долг. Тяжко, тяжко человеку, не понимающему, что будет дальше. Хвала Аллаху, Который дал нам замечательных алимов, чтобы они нам разъяснили о дозволенном и запретном в Исламе, т.е. в нашей повседневной жизни.

Как-то пришла я недавно в гости к своей знакомой, а она – в подавленном состоянии: «Что случилось?» «Устала я, замучили эти кредиты! Сколько можно их платить? Когда брали, не думали, что будет такая кабала». «И сколько ещё осталось?» – невольно поинтересовалась я. «Лучше и не спрашивай, – вздохнула она,– 25 лет. Брали на 30, пять лет уже прошло, так что ещё всё впереди. Мы на себя с мужем брали небольшие кредиты. А этот, теперь ставший кошмаром, брали даже не для себя, а для свекра, на «раскрутку» его торговли, хотели помочь. Так вышло, что два года назад он умер, а в наследство нам оставил этот ужас, по-другому и не скажешь».

Если даже мне, постороннему человеку, это было страшно услышать, а какого же ей? Один Аллах Знающий. Потом она поведала о том, что раньше не соблюдала требования Ислама, хотя её предупреждали о том, что кредиты брать нельзя. Теперь-то она об этом знает и раскаялась, а кредиты-то висят, как ярмо на шее. Дети подрастают, потребностей больше. За эти пять лет случилось, что её муж полтора года на постоянном месте не работал, а она с младенцем на руках. И как пошёл счетчик пеней, суды, кое-как уладили. И чтобы из этого выкарабкаться, нужно что-то ценное продать, было бы что. А свёкру на том свете – мучения за этот кредит.

Не зря же Всевышний Аллах запретил растовщичество (риба). Кредит, взятый у государства, является ростовщичеством (риба). Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-манхадж», т. 3, с. 97).

А вот другой случай. Это пример того, как дети хотели помочь своим родителям (получается харамом). Дочь знакомой женщины взяла в кредит 800000 рублей и, как это часто бывает, рассчитывали по одной версии, а выходит всё по-другому. Муж этой дочери через некоторое время теряет постоянную работу. А пока устраивается на другую, относительно стабильную, естественно, проходит определённое время и начисляется приличная пеня в банке. Теперь престарелая мать вынуждена, чтобы помочь детям, устроиться сторожем в школу и мыть полы в классах. А ведь у неё здоровье неважное: и давление скачет и ноги крутит. Через некоторое время она на работе потеряла сознание, вызвали скорую помощь. Вот работа только не спрашивает, как ваше самочувствие. Некуда деваться.

К сожалению, таких примеров множество. Вы и сами, наверное, замечали, что у тех людей, которые берут кредиты (харамные) обязательно возникают трудности с их выплатой. Ведь не зря же говорят: «Кабала». То, в чём есть запрет, никогда не будет благодатным. Если вы не думаете о себе, то пожалейте хотя бы своих родных и детей, ведь они не обязаны расплачиваться за ваши удовольствия.

Одним из плодов терпения является успех и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У великого изобретателя спросили: «Как ты добился таких высот?». Он сказал: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Всевышний говорит в Коране (смысл): «Аллах дал им Рай потому, что они терпели». Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, те, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего – дворцы в Раю за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие». В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, те, кто входит в Рай с тем, что вы терпели и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтоб эти слова мы услышали в Судный день! Амин.


Некоторые фетвы шейха аль-Фаузана, да сохранит его Аллах, по теме «Можно ли поехать в хадж взяв деньги в долг?».

Фетва № 257.

Вопрос: Разрешено ли бедному взять деньги под заём, то есть занять, чтобы исполнить обязанность – хадж?

Ответ: «Для бедного нет обязанности хаджа, если он не имеет на это возможности (Здесь речь идёт об одном из 5 условий, которые, если собираются в мусульманине, обязывают его совершению хаджа.

Аллах Всевышний обязал хаджем каждого мусульманина и мусульманку совершением раз в их жизни. Далиль? Далилем являются слова Всевышнего из суры аль-‘Имран, в 97-ом аяте:

«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность для совершения этого пути»

Ясно понятно, что хадж вменён в обязанности способному на это мусульманину.

Так же далилем этому является хадис от ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал, что пророк, мир ему и благие приветствия, сказал:

«Построен Ислам на пяти столпах: свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, хадж к дому и пост в месяц рамадан». Хадис достоверный. Приводят имам аль-Бухари, под № 8 и имам Муслим, под № 16, в своих достоверных сборниках.

И как указывают многие учёные, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.

Что касается умры, то в обязательности её есть разногласие, как среди четырёх имамов, так и среди их последователей. Упомянем это в другой работе, инша Аллах.

Теперь вернёмся к условиям, которые делают хадж обязательным для конкретного мусульманина или мусульманки.

Их 5 – это Ислам, аль-‘акль (т.е. здравомыслие), совершеннолетие, свобода (т.е. человек не должен быть рабом), и возможность (на проделывание пути к аль-хараму). И тот, в ком собрались эти условия, обязан спешить с выполнением хаджа.

Для женщины имеется так же отдельное условие – это наличие махрама (опекун). Так как пророк, да прибудет над ним мир и милость Аллаха, сказал:

«Не путешествует женщина, кроме как если с ней махрам (опекун), и не заходит к ней никто из мужчин, кроме как если с ней махрам!» Передал имам аль-Бухари, № 1862 и имам Муслим, № 1341.

И сказал один мужчина пророку, да пребудет над ним мир и приветствия от Аллаха, «Поистине я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?». И посланник Аллаха ответил:

«Выходи со своей женой!». Передаёт имам аль-Бухари, № 1862.

Так как Аллах Всевышний сказал:

«На людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран, 97 аят).

И поэтому не разрешается человеку брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться преувеличением в том, что не приказал Аллах (То есть, не имеется в виду, что Аллах не приказал хадж, а то, что Аллах Всевышний проявил милость и поставил условием наличие возможности. Задумаемся над этой милостью!) И потому, что человек сделает себя обязанным выплатой этого долга, а ведь он не был призван к этому.

И ему надлежит ждать до тех пор, пока Аллах не проявит к нему Свою милость и не откроет ему дорогу к совершению хаджа. И затем он совершит его».

Фетва № 223.

Вопрос: Какое положение того, кто совершил хадж на деньги, которые занял для этого? Будет ли принят его хадж? С учётом того, что он знал, что отдаст все деньги полностью, после того, как исполнит хадж?

Ответ: «Аллах Всевышний сказал:
«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран,97.)

И путь здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы было в полном наличие то, что потребуется для затраты на совершение пути. И так же, чтобы было в полном наличие пропитание для детей (семьи), которая остаётся и для тех, кто будет содержать её (Обратите внимание на слова шейха аль-Фаузана. Как он даёт понять нам важность мудрости, которую Аллах сделал в любом из видов поклонения. Не просто, сел и поехал, а сделал своё поклонение полноценным, разумно взвешенным.) до твоего возвращения. И не обязателен для того, у кого нет денежной возможности совершать хадж. И нельзя для этого занимать деньги, так как Аллах Пречист Он и Возвышен, не обязал тебя тем, что тяжело для твоей души. И не допустимо проявление чрезмерности. Аллах Всевышний сказал:

«Желает Аллах для вас облегчения и не желает для вас затруднение» (Сура аль-Бакара, 185).

И не узаконено шариатом, чтобы брал мусульманин деньги в долг для совершения хаджа.

Но если он уже сделал это, то в этом нет проблем, и его хадж правильный, и ему нужно быстрее расплатиться с долгом.

И пусть Аллах Всевышний поможет нам всем в том, в чём есть добро».

Фетва № 224.

Вопрос: Будет правильным хадж того, у кого есть долг? И так же умра? И можно ли совершить умру до хаджа?

Ответ: «Если на мусульманине лежит долг, а в этом вопросе существует разногласие, так как положение людей бывает разным, и если у него деньги, чтобы отдать долг, и не хватает на хадж, то выплатить долг будет важнее, так как хадж не будет обязанностью для него. Если только тот, кому он должен не будет против. И все равно в этом положение не будет для него хадж обязательным, потому, что хадж для тех, кто в состояние выполнить его, а он не в состояние.

Но если в его деньгах есть и на долг и на хадж, то нет проблем в совершение хаджа. Однако он должен помнить о своём долге и оставить из своих денег для уплаты его. И Аллах лучше знает.

А что касается того, чтобы совершить умру до хаджа, то в этом нет трудности, так как для хаджа существует определённое время, а умру можно выполнить в любое время, в течение года. И нет запрета на то, чтобы совершать умру перед хаджем».


Прежде всего, нужно отметить, что хадж является как поклонением, совершаемым телом, так и поклонением, совершаемым имуществом. И этот вид поклонения не является обязательным для всех. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому, если они способны проделать этот путь» (Али Имран 3/97).

Из этого аята следует, что хадж является фардом в том случае, если человек обладает здоровьем, необходимыми средствами для совершения хаджа, а так же если путь не представляет опасности.

Если у человека есть средства на дорожные расходы, на возвращение обратно, а так же средства необходимые его семье на время его отсутствия, то в этом случае хадж будет фардом для этого человека. Если же таких средств у него нет, то хадж фардом не будет.

Теперь перейдем к вопросу о совершении хаджа на средства, взятые в кредит. В Исламе ростовщический процент является харамом. Поэтому совершение с одной стороны поклонения с намерением получения вознаграждения, а с другой стороны совершение греха, противоречит как религии, так и здравому разуму. Исходя из этого, совершение хаджа на средства, полученные в кредит, считается не разрешенным.

По мнению ханбалитского мазхаба, хадж, совершенный на средства, являющиеся харамом, является недействительным. По мнению трех других мазхабов такой хадж будет действительным, но человек будет считаться грешником.

Как известно, если хадж человека будет принят, то этот человек будет очищен ото всех грехов и станет чистым, подобно новорожденному. Но для этого необходимо соблюдение следующих пяти условий:

1. Хадж должен совершаться с искренним намерением, только ради довольства Аллаха Всевышнего.
2. Человек должен совершать хадж на чистые деньги, полученные дозволенным путем.
3. На протяжении всего хаджа необходимо избегать сквернословия и совершения скверных поступков.
4. При выполнении хаджа соблюдать все необходимые условия.
5. Перед отправкой в хадж необходимо попросить прощения у всех тех, кого человек обидел, и помириться со всеми, с кем этот человек поссорился.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: