Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

Обновлено: 25.06.2022

1. Дача поручения руководителю финансового управления об исполнении обязательства по уплате бюджетного кредита не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер по исполнению этого обязательства

Между минфином области и администрацией муниципального района заключен договор о предоставлении бюджету муниципального района из областного бюджета бюджетного кредита. Договором установлен срок возврата кредита 07 апреля 2016 г. в соответствии с графиком возврата бюджетом муниципального района бюджетного кредита, предоставляемого из областного бюджета, а также процентов за пользование бюджетным кредитом согласно приложению к договору. Возврат бюджетного кредита произведен заемщиком 20 апреля 2016 г., в связи с чем минфином области бюджету муниципального района начислены пени.

Доводы жалобы о том, что глава района осуществляет только функции по организации исполнения местного бюджета, тогда как возврат кредита - это процедура, относящаяся к исполнению местного бюджета, которое осуществляет финансовое управление администрации в силу своей компетенции, не свидетельствуют об отсутствии в действиях главы района состава вменяемого административного правонарушения.

Как следует из положений Устава муниципального района, администрация муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет полномочия по формированию и исполнению бюджета района. При этом глава района не только организует исполнение местного бюджета, но и распоряжается средствами местного бюджета в соответствии с БК РФ, федеральными законами, законами области, местным бюджетом, а также несет ответственность за исполнение местного бюджета в соответствии с условиями контракта.

Ссылка в жалобе на то, что заявителем были осуществлены, возложенные на него полномочия по организации исполнения местного бюджета, поскольку 04 апреля 2016 года им было дано поручение начальнику финансового управления о распределении бюджета района, в том числе и по обязательствам об уплате бюджетного кредита и процентов по договору, не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.

Примечание

Обратите внимание, что в данных обстоятельствах неисполнение обязательства по уплате бюджетного кредита, повлекшее начисление пени, кроме того, является основанием для привлечения допустившего нарушение лица к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ (смотрите постановление Саратовского областного суда от 29 августа 2017 г. N 4А-597/2017).

2. Нарушение графика возврата бюджетного кредита не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, а также, в случае привлечения к ответственности на данном основании, переквалифицировано на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ

График возврата кредитов не соблюдается, по состоянию на [. ] задолженность по бюджетным кредитам составляет [. ] рублей. Данные обстоятельства были установлены должностными лицами Минфина края в результате осуществления контроля за расходованием средств краевого бюджета. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении и действия [Главы администрации] были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу [Главы администрации] на указанное постановление судья районного суда переквалифицировала действия [Главы администрации] с ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, придя к выводу, что заемщиком нарушены условия предоставления бюджетного кредита в части несвоевременного возврата кредита.

Не оспаривая выводы судьи в части совершения лицом объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, считаю, что судья районного суда не могла переквалифицировать действия [Главы администрации] на указанную статью по следующим основаниям.

Абзац 2 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2013 г. N 40) определяет, что переквалификация правонарушения возможна, если наказание, предусмотренное санкцией другой статьи, не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Часть 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении должностного лица в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет, в свою очередь, протокол об административном правонарушении составлен по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, которая не предусматривает данный вид наказания. Таким образом, квалификация действий [Главы администрации] по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ ухудшает его положение.

Оснований для квалификации действий [Главы администрации] по ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ - возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата, не имеется, так как возврат кредита произведен не был.

При таком положении дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Примечание

Смотрите также решение Улетовского районного суда (Забайкальский край) от 5 мая 2017 г. N 12-16/2017, где, кроме того, отмечается, что в случае нарушения графика возврата бюджетного кредита недостаточное бюджетное финансирование не может быть признано обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.

3. Возврат бюджетного кредита с нарушением срока не признается малозначительным правонарушением

В соответствии с Соглашением Минфину Республики предстояло возвратить бюджетный кредит не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В результате плановой проверки в Минфине Республики, проведенной прокуратурой республики о соблюдении бюджетного законодательства при формировании и обслуживании государственного долга субъекта РФ и установленных бюджетным законодательством ограничений, было установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 93.2 БК РФ и условий Соглашения бюджетный кредит возвращен в федеральный бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Указом Главы Республики министром финансов являлся ФИО. Пунктом 4.1 главы 4 Положения "О министерстве финансов Республики Ингушетия", предусмотрено, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин Республики задач и функций.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о совершении ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ. Судьей районного суда была дана объективная оценка об отсутствии малозначительности в рассматриваемом административном правонарушении.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Судебная практика по статье 290 Бюджетный кодекс РФ:

Судами установлено, что при установленном договором сроке возврата кредита до 25.12.2011 долг в сумме 764 523 076 рублей 54 копейки погашен ответчиком 07.12.2012. В соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.1 договора о предоставлении бюджетного кредита от 08.05.2007 № 16/07-к в случае несвоевременного погашения кредита по нему заемщик уплачивает пени в размере одной трехсотой действующей учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки на сумму несвоевременно погашенного кредита. Факт получения заемных денежных средств, правильность исчисления задолженности и пеней ответчиком не оспаривались.

Согласно разъяснениям, изложенным в указанном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответственность в виде пеней за несвоевременные возврат заемных средств и уплату процентов за пользование этими средствами, предусмотренная статьями 290 , 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является по правовой природе гражданско-правовой, то есть законной неустойкой (статья 332 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве положения статьей 2, 3, 7, 8 289, 290 , 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, пришел к правильному заключению, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность в данной сфере, так как законодательное регулирование этого вопроса осуществляется Российской Федерацией.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

Комментарий к ст. 306.5 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает второй из пяти составов бюджетных нарушений - невозврат либо несвоевременный возврат финансовыми органами бюджетного кредита.

В силу части 1 статьи 15.15 КоАП РФ невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 15.15 КоАП РФ установлено, что невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из части 3 статьи 15.15 КоАП РФ возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ предусмотрено, что возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.

В связи с этим при применении статьи 306.5 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 290 БК РФ, посвященной невозврату либо несвоевременному возврату бюджетных средств, полученных на возвратной основе, до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 N А02-765/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 290 БК РФ и ссылаясь на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10 и от 14.02.2012 N 12035/11, отметил, что ставка рефинансирования ЦБ РФ по существу представляет собой наименьший размер платы за пользование денежными средствами в российской экономике, что является общеизвестным фактом. Поэтому уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 N А53-17068/2009 суд, удовлетворяя иск Минфина России к организации о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и пени за просрочку уплаты процентов, суд снизил размер предусмотренной бюджетным законодательством неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Как указал суд к пеням, начисляемым в соответствии со статьями 290, 291 БК РФ, вследствие их гражданско-правовой природы применяются соответствующие нормы гражданского законодательства.

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.01.2001 N 6983/00 указано, что неустойка является способом обеспечения обязательства, а не платой за предоставленную бюджетную ссуду, поэтому каких-либо ограничений на возможность смягчения санкций за несвоевременный возврат средств в федеральный бюджет в законодательстве не установлено.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к ст. 15.15 КоАП РФ

Комментируемая ст. 15.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита.

Объектом правонарушения по ст. 15.15 КоАП РФ являются бюджетные отношения.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.15 КоАП РФ, образуют действия, выразившиеся в:

а) невозврате бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ);

б) невозврате бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу (ч. 2 ст. 15.15 КоАП РФ);

в) возврате бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата (ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ);

г) возврате бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата (ч. 4 ст. 15.15 КоАП РФ).

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (абз. 13 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением (п. 4 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в п. 4 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога (п. 7 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).

Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Центральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ (п. 9 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита (ст. 306.5 Бюджетного кодекса РФ).

Субъектами правонарушения по ст. 15.15 КоАП РФ могут быть юридические лица - получатели бюджетных кредитов (ч. ч. 2, ч. 4 ст. 15.15 КоАП РФ) и их должностные лица (ч. ч. 1, 3 ст. 15.15 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.15 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2019. Издательство "РосБух"

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к ст. 15.15 КоАП

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическим лицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:

- бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);

- кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ).

Согласно статье 76 БК РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдением следующих требований:

- бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско-правового договора (статьи 819 - 821 ГК РФ);

- бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;

- бюджетный кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;

- обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита;

- бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

- бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели ограниченному кругу субъектов в пределах установленных лимитов - все эти условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 77 БК РФ бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставляются в соответствии со следующими положениями:

- бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами;

- получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки;

- получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов;

- органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. Средства в данном случае перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке.

Предоставление кредита может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом случае расходы на предоставление кредита должны быть предусмотрены в бюджете субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность в статье 290 за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Субъектом правонарушения выступают юридические лица и должностные лица, которые нарушили срок возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ст. 15.14 - 15.16 КоАП, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 9.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 вышеназванным органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

См.: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. N 102 устанавливает, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях обладают следующие должностные лица:

- руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители;

- начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

Судебная практика по статье 15.15 КоАП

вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2017 изменено постановление Находкинской таможни от 15.05.2017 N 10714000-278/2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа снижен до 3 445 249,58 рублей.

Читайте также: