Обязательные нормативы кредитных организаций как инструмент банковского регулирования и надзора

Обновлено: 25.04.2024

Банковский сектор — важнейшая часть финансовой системы. Кредитные организации проводят расчеты, обеспечивают сохранность средств клиентов на банковских счетах и трансформируют эти средства в кредиты экономике.

В России 331 действующий банк (229 банков с универсальной лицензией, 102 — с базовой) и 34 небанковские кредитные организации.

Банки и небанковские кредитные организации предоставляют финансовые услуги клиентам на основании лицензий, которые выдаются Банком России. Для банков в России существует два типа лицензий — универсальная, которая выдается банкам с капиталом от 1 млрд рублей, и базовая — для банков с капиталом от 300 млн рублей. Базовая лицензия предусматривает, с одной стороны, упрощенное регулирование, а с другой — ряд ограничений. Две трети банков в России имеют универсальную лицензию (на их долю приходится более 95% активов сектора), а остальные — базовую.

Поскольку кредитные организации, привлекая средства клиентов, несут ответственность перед кредиторами и вкладчиками, к ним предъявляется ряд требований, в частности по соблюдению обязательных нормативов. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства и при необходимости выводит с рынка участников, деятельность которых создает угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

Для защиты интересов вкладчиков в России также действует система страхования вкладов, которая распространяется на средства граждан, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Большинство банков являются ее участниками, а максимальный размер страхового покрытия установлен на уровне 1,4 млн рублей, включая накопленные проценты.

Отношение активов банков к ВВП в России составляет около 90%. Более половины активов кредитных организаций занимают кредиты, из них 2/3 — корпоративные, а 1/3 — розничные. В пассивах преобладают средства клиентов — компаний и физических лиц.

Совокупные активы представлены после вычета резервов, а кредиты юридическим лицам и розничные кредиты — до вычета резервов. Темпы прироста приведены с 31.12.2020 по 31.12.2021.

Все приросты (за исключением прироста по чистой прибыли) скорректированы на изменение валютного курса, а также отзывы лицензий.

Кредиты юридическим лицам включают в себя кредиты государственным структурам. Кредиты юридическим лицам и розничные кредиты включают приобретенные права требования.

Средства компаний скорректированы на объем еврооблигаций, выпущенных банками, а также учитывают счета корректировок МСФО 9.

Средства физических лиц приведены без учета средств на счетах эскроу.

Чистая прибыль по итогам 2021 года.

Источники: формы отчетности 0409101 и 0409110.

Активы (трлн руб.) и доли показателей в активах

Данные по кредитам юридическим лицам и розничным кредитам приведены до вычета резервов. Кредиты юридическим лицам, а также розничные и межбанковские кредиты включают приобретенные права требования. Кредиты юридическим лицам включают кредиты государственным структурам. Межбанковские кредиты включают начисленные проценты.

Источник: формы отчетности 0409101 и 0409110.

Обязательства и балансовый капитал (трлн руб.), доли показателей в обязательствах и балансовом капитале

Показатели учитывают счета корректировок МСФО 9. Средства компаний скорректированы на объем еврооблигаций, выпущенных банками.

В целях повышения функциональной роли дистанционного банковского надзора на современном этапе предполагается его ориентация на реальные риски банковской деятельности. Риск-ориентированный надзор состоит в выявлении в деятельности кредитных организаций зон повышенного риска, проверке на месте состояния кредитных организаций по соответствующим направлениям, установлении степени реальных либо потенциальных проблем, определении режима банковского надзора, т.е. степени интенсивности и характера требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору Банк России разработал указание, в котором предложил правовое понимание банковских рисков. Согласно письму Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» к типичным банковским рисками относятся:

1. Кредитный риск.

2. Страновой риск (включая риск неперевода средств).

3. Рыночный риск, включающий:

4. Риск потери ликвидности.

5. Операционный риск.

6. Правовой риск.

7. Риск потери деловой репутации (репутационный риск).

8. Стратегический риск.

Пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать данные риски и таким образом обеспечить стабильное функционирование банковского сектора. Для выполнения этой задачи Банк России разработал систему обязательных нормативов регулирования деятельности кредитных организаций, а также надзор за их выполнением (Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» с изменениями и дополнениями).

Кроме этого, для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием и для РНКО Банк России установил особенности расчета и значений дополнительных обязательных нормативов.

Всю совокупность обязательных нормативов с точки зрения ограничиваемых ими рисков можно разделить на группы:

· норматив достаточности капитала (Н1);

· нормативы ликвидности (Н2, Н3, Н4);

· нормативы риска (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1, Н12);

· нормативы, устанавливаемые для расчетных небанковских кредитных организаций (Н15, Н16, Н16.1);

· нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием (Н17, Н18, Н19).

Расчет обязательных нормативов осуществляется банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Территориальным учреждениям Банка России предоставляется право запрашивать у банков информацию о соблюдении обязательных нормативов на внутримесячную дату (даты). Также банки обязаны информировать (в составе ежемесячной отчетности) территориальные учреждения Банка России о наличии фактов нарушения обязательных нормативов на внутримесячные даты. Контроль за выполнением обязательных нормативов осуществляется на основании ежемесячных балансов кредитных организаций, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровки отдельных балансовых счетов.

Банк России может применять к банкам принудительные меры воздействия в случае несоблюдения обязательных нормативов в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

Обязательные нормативы банков

Норматив достаточности капитала - регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

К— собственные средства (капитал) банка;

Крi— коэффициент риска i-го актива (см. приложения);

Аi — i-й актив банка;

Ркi — величина резерва на возможные потери или резерва на возможные потери по ссудам;

ПК–- операции с повышенными коэффициентами риска;

КРВ — величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

КРС— величина кредитного риска по срочным сделкам;

ОР –- величина операционного риска;

РР — величина рыночного риска.

Норматив мгновенной ликвидности регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования.

Лам — высоколиквидные активы - финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего календарного дня и (или) могут быть востребованы банком и (или) реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств (наличные денежные средства и драгоценные металлы ; средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках-резидентах, в банках-нерезидентах, стран, имеющих страновые оценки «0» и «1»; облигации Банка России, депозиты и иные размещенные средства в Банке России до востребования и на один день; средства, размещенные в кредиты «овернайт», «овердрафт», до востребования, в однодневные кредиты и др. в банках стран, имеющих страновые оценки «0» и «1»; вложения в долговые обязательства РФ, государств, имеющих страновые оценки «0» и «1» и др.)

Овм —обязательства (пассивы) банка до востребования

Овм* - см. дополнение к таблице

Норматив текущей ликвидности регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка.

Лат — ликвидные активы – финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств (высоколиквидные активы +средства на корреспондентских счетах в банках стран, имеющих страновые оценки ниже «1»; средства, размещенные в кредиты «овернайт», «овердрафт», до востребования, в однодневные кредиты и др. в банках стран, имеющих страновые оценки ниже «1»; вложения в долговые обязательства, государств, имеющих страновые оценки ниже «1»; иные требования банка со сроком погашения до 30 дней)

Овт — обязательства (привлеченные средства)до востребования и до 30 дней

Овт*- см. дополнение к таблице

Норматив долгосрочной ликвидности регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше года, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше года.

Крд — требования банка свыше 1 года

ОД — обязательства банка свыше 1 года

О* - см. дополнение к таблице

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка.

Крз/К x 100%

Крз – кредиты, займы, предоставленные банком;

- вложения банка в акции (доли), эмитированные заемщиком;

- величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (банковские гарантии, авали, кредитные линии, выставленные или подтвержденные аккредитивы, лимиты по кредитам «овердрафт» и т.д.);

- величина кредитного риска по срочным сделкам (опционы, фьючерсы, свопы, форварды и т.д.).

Связанные заемщики –- группа юридических лиц, одно из которых может оказывать прямо или косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого(их)

Максимальный размер крупных кредитных рисков регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка.

Кскрi – i-й крупный кредитный риск

Крупный кредитный риск – сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая пять процентов собственных средств (капитала) банка.

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам (капиталу) банка.

∑Краi/К x 100%

Краi – совокупность требований банка к i участнику (акционеру), который имеет право распоряжаться 5 и более процентами долей (голосующих акций) банка. Рассчитывается в порядке, определенном для расчета Крз.

Совокупная величина риска по инсайдерам банка регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров. Определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка.

∑Крсиi/К x 100%

Крсиi – совокупность требований банка к i инсайдеру. Рассчитывается в порядке определенном для расчета Крз.

Инсайдеры – физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.

∑Кинi/К x 100%

Кин - величина i-й инвестиции банка в акции (доли) других i юридических лиц за вычетом сформированного резерва на возможные

потери по указанным инвестициям.

Показатели Овм*, Овт*, О* определяются как минимальный совокупный остаток средств по счетам юридических и физических лиц, участвующих, сложившийся за расчетный период (18 месяцев) по результатам суммирования остатков по состоянию на первое число каждого месяца расчетного периода в пределах 0,1% средней величины совокупных остатков средств по соответствующим счетам юридических и физических лиц за расчетный период. Банк вправе самостоятельно принять решение о включении в расчет нормативов Н2, Н3 и Н4 показателей Овм*, Овт*, О*. Информация о принятии такого решения уполномоченным органом банка доводится банком до территориального учреждения Банка России. В случае принятия банком решения не включать в расчет нормативов Н2, Н3 и Н4 показатели Овм*, Овт*, О*, указанные показатели принимаются в расчет с нулевым значением.


Классификация рисков активов:

I группа активов – коэффициент риска 0%

- наличная валюта и платежные документы, драгоценные металлы, природные драгоценные камни в хранилищах банка и в пути.

- средства на корреспондентском и депозитном счетах в Банке России, а также на корреспондентских счетах расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (далее — ОРЦБ) в Банке России, средства, депонируемые уполномоченными банками в Банке России.

- обязательные резервы, депонированные в Банке России

- средства на счетах кредитных организаций по кассовому обслуживанию филиалов

- вложения в облигации Банка России

- кредитные требования к РФ, Минфину РФ

- кредитные требования, обеспеченные залогом государственных долговых обязательств, облигаций Банка России

- кредитные требования, обеспеченные гарантиями РФ, Минфина РФ, банковскими гарантиями Банка России

- кредитные требования к центральным банкам стран, имеющих страновые оценки «0» и «1»

- кредитные требования к международным банкам развития

- кредитные требования, обеспеченные залогом драгоценных металлов в слитках

II группа активов – коэффициент риска 20%

- кредитные требования к субъектам РФ и муниципальным образованиям

- кредитные требования под залог долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований

- кредитные требования к банкам-резидентам сроком размещения до 90 календарных дней

- кредитные требования к центральным банкам стран, имеющих страновую оценку «2»

- кредитные требования к банкам-нерезидентам стран, имеющих страновые оценки «0» и «1»

- кредитные требования, обеспеченные гарантиями правительств или центральных банков стран, имеющих страновую оценку «2»

III группа активов – коэффициент риска 50%

- кредитные требования к РФ, Министерству финансов РФ, субъектам РФ и т.д. номинированные в иностранной валюте

- кредитные требования к центральным банкам стран, имеющих страновую оценку «3»

- кредитные требования, обеспеченные гарантиями правительств или центральных банков стран, имеющих страновую оценку «3»

- кредитные требования к банкам-нерезидентам стран, имеющих страновую оценку «2»

- кредитные требования к ОАО, соответствующим критериям естественных монополий, ценные бумаги которых включены в Ломбардный список Банка России

IV группа активов – коэффициент риска 100%

- все прочие активы банка

V группа активов – коэффициент риска 150%

- кредитные требования к центральным банкам стран, имеющих страновую оценку «7»

Взвешивание активов по уровню риска производится путем умножения остатка средств на балансовом счете или его части на коэффициент риска (в процентах).

Задача 1. Рассчитать нормативы достаточности капитала и ликвидности (Н1, Н2, Н3, Н4)

Активы

Наличные денежные средства

Драгоценные металлы и камни

Корреспондентский счет в Банке России

Обязательные резервы, депонированные в Банке России

Депозиты на 1 день в Банке России

Корреспондентские счета в кредитных организациях - резидентах

Корреспондентские счета в банках-нерезидентах, стран, имеющих страновые оценки «0» и «1»;

Долговые обязательства РФ

Учтенные векселя от 30 дней до 1 года

Акции портфеля контрольного участия

Прочее участие в уставных капиталах

Ссудная задолженность - всего

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям

в т.ч. под залог долговых обязательств РФ

от 30 дней до 1 года

в т.ч. под залог драгоценных металлов в слитках

в т.ч. под залог долговых обязательств субъектов РФ

в т.ч. под гарантию РФ

Кредиты, депозиты и иные размещенные средства, предоставленные банкам

в т.ч. кредиты банкам-нерезидентам стран, имеющих страновые оценки «0» и «1» до 30 дней

в т.ч. кредиты банкам-нерезидентам стран, имеющих страновую оценку «2» от 30 дней до 1 года

в т.ч. кредиты банкам-резидентам до 30 дней

Кредиты физическим лицам

от 30 дней до 1 года

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

Прочие активы - всего

просроченная задолженность свыше 30 дней

расчеты с филиалами

Пассивы

Прибыль текущего года

Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России

В целях повышения функциональной роли дистанционного банковского надзора на современном этапе предполагается его ориентация на реальные риски банковской деятельности. Риск-ориентированный надзор состоит в выявлении в деятельности кредитных организаций зон повышенного риска, проверке на месте состояния кредитных организаций по соответствующим направлениям, установлении степени реальных либо потенциальных проблем, определении режима банковского надзора, т.е. степени интенсивности и характера требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору Банк России разработал указание, в котором предложил правовое понимание банковских рисков. Согласно письму Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» к типичным банковским рисками относятся:

Страновой риск (включая риск неперевода средств).

Рыночный риск, включающий:

Риск потери ликвидности.

Риск потери деловой репутации (репутационный риск).

Пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать данные риски и таким образом обеспечить стабильное функционирование банковского сектора. Для выполнения этой задачи Банк России разработал систему обязательных нормативов регулирования деятельности кредитных организаций, а также надзор за их выполнением (Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» с изменениями и дополнениями).

Кроме этого, для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием и для РНКО Банк России установил особенности расчета и значений дополнительных обязательных нормативов.

Всю совокупность обязательных нормативов с точки зрения ограничиваемых ими рисков можно разделить на группы:

норматив достаточности капитала (Н1);

нормативы ликвидности (Н2, Н3, Н4);

нормативы риска (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1, Н12);

нормативы, устанавливаемые для расчетных небанковских кредитных организаций (Н15, Н16, Н16.1);

нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием (Н17, Н18, Н19).

Расчет обязательных нормативов осуществляется банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Территориальным учреждениям Банка России предоставляется право запрашивать у банков информацию о соблюдении обязательных нормативов на внутримесячную дату (даты). Также банки обязаны информировать (в составе ежемесячной отчетности) территориальные учреждения Банка России о наличии фактов нарушения обязательных нормативов на внутримесячные даты. Контроль за выполнением обязательных нормативов осуществляется на основании ежемесячных балансов кредитных организаций, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровки отдельных балансовых счетов.

Банк России может применять к банкам принудительные меры воздействия в случае несоблюдения обязательных нормативов в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

Под эк. риском поним вер-ть потерь, недополучения П в следствие наступления неблагоприятного события.

Кл-я б рисков: (242-П)

1.Фин-ые(связаны с деньгами)

- ценовой (рын- риск ум ст-ти фининструм-в, % риск- риск, вследствие изм %-х ставок, инфляц, базисный- риск изм разницы м/у полученной ценой базисного актива и фьючерсной ценой в момент окончания хеджирования)

-валютный (неблагопр изм-я вал курса)

2. функцион (стратег- касательно стратегии развития, технол- нарушение б технологий)

3. правовые (с док-ми)

4. репутационные ( с общ мнением, ТВ, инет)

Любой риск д б рассчитан и оценен кол-но.

Пока БР разработал инструкции только к кред ликвидности, валютный и рыночные риски

Норматив Н1: Риск достаточности кап- хар-ет несостоят-ть банка

Н1= кап/ активы+оценка кред риска+кред риск по срочным сделкам+ рын риски+ корректировки*100%

Зн-е Н1>=10%- кап б >5 млн евро и 11%

Активы российских банков подразделяются на пять групп с весовыми коэф­фициентами 0 - 2, 10, 20, 70 и 100%.

Нулевой риск присваивается средствам на корреспондентском и депозитном счетах в Банке России, обязательным резервам, перечисленным в Банк России, средствам банков, депонированным для расчетов чеками, средствам на накопительных счетах при выпуске акций, вложениям в облигации Банка России, не обремененным обязательствами, и другим средствам. Напротив, наиболее высокую степень риска (70 - 100%) Кап или соб ср-ва- это резерв ресурсов для обеспечения эк стаб-ти ф-я б.

Кап рассчитывается: кап 1-го ур-ня(уставной; эмиссионный доход- разница в купле-продаже ц бумаг; капитализир п- осталась по итогам года)+кап 2-го ур-ня(полученные субординирован кредиты, резерв на возможные потери, п текущего года)минус некот вел-ны умен кап

Ликвидность- спос-ть банка отвечать по своим обяз-вам

Н2 (н.мгновенной ликв-ти) – отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обяз-в до востребования, Минимально допуст.значение 15% , т.е. 0,2

Н3 (норм. Текущей л-ти) – отношение суммы л-ых активов банка к сумме обяз-в банка по счетам до востребования и на срок до 30 дн., миним. – 50% (0,7).

Н4 (н.долгосрочной л-ти банка)- отношение всей задолженности банка свыше года к собств.ср-вам (капиталу банка), а т.ж. обяз-вам банка по депоз-ым счетам, полученным кредитам и др.долговым обязат-вам сроком погашения свыше года, макс.допуст.знач. 120% (1,2).

Нормативы кред рисков:

Н6 макс размер на 1 заемщика = сумма кр треб. К замещику- резерв на возм потери/К*100%

Н7 макс размер крупн кредитов= крупн кр риск- резерв на возм потери/К*100%

Н9.1 макс размер кред предоставл б-м своим акционерам=кр треб б+ срочные сделки акционеров*п/К*100%

Н10.1 совокупн вел риска по инсайдерам б=макс отн-е суммы треб-й к инсайдерам /К*100%

Н12 Использование собственных средств банка на приобретение долей (акций) других юридических лиц= вложения в акции /К*100%

Государственное регулирование банковской деятельности выполняется посредством Центрального Банка. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России активно разрабатывает и расширяет спектр применяемых макропруденциальных инструментов, в состав которого на текущий момент входят:

Показатель долговой нагрузки

Ключевым изменением в подходах к регулированию является внедрение требования по расчету показателя долговой нагрузки заемщиков (сокр. ― ПДН, англ. ― Debt Service-To-Income (DSTI) Ratio). Данная норма распространяется на кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).

Надбавки к коэффициентам риска

С 8 октября 2018 года применяется новый механизм макропруденциального регулирования Банка России. В соответствии с этим подходом коэффициенты риска по отдельным видам активов, устанавливаемые Инструкцией Банка России от 29.11.2019 № «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», приводятся к их стандартным значениям, предусмотренным «Базелем III».

Национальная антициклическая надбавка

В российском макропруденциальном регулировании такой инструмент как контрциклический буфер капитала (Countercyclical buffer), применяемый всеми регуляторами в соответствии с требованиями Базеля III, получил название национальной антициклической надбавки (далее — АН) к нормативам достаточности капитала банков.

Мировая практика включает в себя и иные макропруденциальные инструменты, которые разрабатываются и применяются в ответ на различные системные риски для финансовой стабильности отдельных стран или регионов.

Виды инструментов

Некоторые страны применяли такие ограничения, когда чрезмерный рост кредитования вызывал опасения в плане увеличения системного риска.

Ограничения роста кредитования были нацелены главным образом на область предоставления кредитных средств: устанавливался максимально допустимый (квартальный либо годовой) процент роста кредитования. Теоретически эта мера должна была также способствовать повышению стандартов кредитования, поскольку в рамках установленного лимита банки скорее всего должны были выбирать лучших заемщиков. На практике эффективность административных мер в основном оказывалась невысокой.

В настоящее время наиболее распространенным инструментом общего характера является контрциклический буфер капитала (countercyclical capital buffer — CcyB, в российском регулировании — антициклическая надбавка к нормативам достаточности собственных средств (капитала). Данный инструмент был предложен для применения Базельским комитетом по банковскому надзору (далее — БКБН) в целях повышения устойчивости банковского сектора к негативным шокам в рамках пакета Базель III.

Контрциклический буфер капитала представляет собой надбавку к минимальным требованиям к капиталу банков. Установление положительного буфера не означает повышение норматива, но если показатель достаточности банка оказывается ниже норматива с учетом надбавки, то в отношении банка действует ограничение на распределение прибыли. Основной целью буфера БКБН считает не управление кредитным циклом, а повышение устойчивости банковского сектора. Тем не менее CCyB может способствовать и снижению процикличности банковского кредитования, так как предполагается, что необходимость формирования дополнительного капитала в период бума может уменьшить аппетит банков к чрезмерному кредитованию. В свою очередь, «высвобождение» в периоды экономических трудностей средств, отложенных в благоприятные времена, должно предотвратить кредитный коллапс.

Помимо контрциклического буфера капитала, новацией пакета Базель III стал показатель финансового рычага (левереджа) — leverage ratio. Чрезмерное использование финансового рычага послужило одной из причин финансового кризиса Разработанный БКБН leverage ratio — простой, прозрачный и эффективный механизм контроля использования банками финансового рычага, применяемый в дополнение к основанным на риске требованиям к капиталу. Требования к ограничению левереджа были введены странами, являющимися участниками БКБН, с 1 января 2018 года. Показатель финансового рычага рассчитывается как соотношение капитала первого уровня и активов (сумма активов на балансе, вложений в ПФИ, операций финансирования ценными бумагами и забалансовых счетов).

Показатель левереджа разработан БКБН как статический показатель, однако теоретически он может использоваться и как макропруденциальный инструмент на динамической основе. В частности, такое предложение выдвинул Банк Англии.

Если в периоды возрастания системного риска во всей финансовой системе имеет смысл применять агрегированные инструменты, воздействующие на финансовую систему в целом, то использование секторальных инструментов целесообразно при росте рисков в отдельном сегменте. Секторальные макропруденциальные инструменты используются для управления в основном рисками кредитования, воздействуя на спрос и предложение (например, введение ограничений на ипотечные займы, секторальные требования к достаточности капитала). Инструменты такого рода могут воздействовать на определенные категории займов, группы заемщиков, касаться объектов собственности в отдельном «перегретом» регионе либо кредитов, выданных в определенных валютах. Такие инструменты могут применяться обособленно или комбинированно.

Показатели LTV и DSTI традиционно применялись для ограничения рисков в ипотечном кредитовании. Многие примеры подтверждают, что высокий средний уровень LTV снижает стабильность в ипотечном сегменте. Конкретные механизмы применения показателей различаются по странам и могут включать запрет на предоставление кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI, повышенные коэффициенты риска (надбавки к коэффициентам риска) по кредитам начиная с определенного уровня LTV/DSTI, ограничение доли выдаваемых кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI. Меры по ограничению LTV/DSTI благоприятно влияют на стандарты кредитования, способствуя тем самым большей устойчивости финансовых институтов. Применение ограничений для показателей LTV и DSTI способствует уменьшению количества случаев дефолта/распродажи имущества заемщиков, когда ситуация ухудшается.

Помимо мер, основанных на LTV и DSTI, распространены макропруденциальные меры, направленные на ограничение рискованных видов ипотечных кредитов: в иностранной валюте, кредитов без предоставления полного перечня документов. Установление повышенных требований к капиталу для рискованных видов ипотеки повышает устойчивость работающих в таких секторах финансовых институтов, поскольку формируются дополнительные буферы, при этом по-разному оценивается влияние таких мер на кредитный рост.

В странах с развитыми рынками подавляющая часть рынка потребительского кредитования приходится на ипотеку, однако в странах с формирующимися рынками заметная доля приходится на необеспеченные кредиты, и есть примеры макропруденциального регулирования в этом сегменте. Секторальные инструменты, используемые странами, включают повышенные коэффициенты риска или повышенные уровни резервов, ограничения по коэффициентам DSTI были введены в отношении не только ипотечных кредитов, но и совокупного долга заемщика.

В ряде случаев секторальные инструменты применялись для сдерживания рисков на рынке корпоративного кредитования. Как правило, озабоченность регуляторов вызывает кредитование в иностранной валюте либо чрезмерный рост в сегменте коммерческой недвижимости. Инструменты, которые могут быть рекомендованы для снижения рисков, связанных с расширением корпоративного кредитования в иностранной валюте, включают коэффициенты риска и лимиты по операциям, подразумевающим валютный риск. В идеале эти инструменты должны применяться только к валютным рискам корпоративных заемщиков, не осуществляющих хеджирование, потому что для захеджированных заемщиков валютный риск не представляет угрозы. Тем не менее, когда внедрить необходимые меры по каждому кредиту для регулятора оказывается затруднительным, МВФ предлагает рассмотреть меры, которые применяются как к компаниям, осуществляющим хеджирование, так и к тем, кто не хеджирует свои валютные риски. В этом случае оба инструмента могут привести к отказу от кредитования заемщиков, не имеющих желания или возможности хеджировать валютный риск, поскольку кредитование в валюте становится для банков более дорогостоящим. В то же время более жесткие требования в отношении обоих инструментов могут привести к тому, что захеджированные заемщики не смогут получить валютный кредит. Для оценки выгод и потерь требуются данные о компаниях, которые имеют естественное хеджирование, а также об открытых валютных позициях. Кроме того, МВФ предупреждает о рисках снижения эффективности такой политики в результате роста внешнего долга корпоративного сектора.

Для сегмента кредитования коммерческой недвижимости характерны аналогичные риски, что и для рынка кредитования жилой недвижимости, поэтому для ограничения рисков применяются схожие инструменты — нормативы LTV и DSC (debt service coverage ratio — ограничение отношения платежей по кредиту к операционному доходу компании за определенный период).

МВФ в ряде работ относит к макропруденциальным инструментам нормативы ликвидности (в том числе такие базельские показатели, как норматив краткосрочной ликвидности (LCR) и норматив структурной ликвидности (NSFR)), что, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку эти нормативы в первую очередь носят пруденциальный характер. Одна из причин такой классификации МВФ — это то, что до глобального финансового кризиса годов международных нормативов ликвидности не было, и отдельные страны вводили аналогичные нормативы (требования по наличию «буфера» ликвидности, обеспечения стабильности финансирования) часто именно в целях ограничения системного риска, в частности, чрезмерных несоответствий по срокам между активами и обязательствами. Аналогичное соображение относится к ограничениям на открытую валютную позицию, которые введены для ограничения валютного риска отдельных банков, однако в ряде стран ужесточались в случае наличия системных угроз.

Меры, связанные с валютной ликвидностью, часто используются странами для ограничения чрезмерного притока внешнего капитала по каналу иностранных заимствований банков. Многими странами в этих целях применяются дифференцированные резервные требования, традиционно относящиеся к инструментарию денежно-кредитной политики. В этом случае они дифференцированы по валюте обязательств. Например, страны Восточной Европы активно применяли повышенные нормативы обязательных резервов для борьбы с чрезмерным притоком иностранного капитала до глобального финансового кризиса годов Также МВФ предложен механизм сборов. Размеры таких сборов могут дифференцироваться по срокам либо видам валют, и полученные от сборов средства могут быть аккумулированы в общем бюджете либо поступать в специальный фонд, предназначенный для предоставления дополнительной ликвидности в стрессовые периоды. В качестве примера можно привести опыт Республики Корея, которая в 2011 году ввела налог на неосновные обязательства банков (не являющиеся депозитами обязательства со сроком погашения до одного года) в иностранных валютах (так называемый налог макропруденциальной стабильности).

Одним из ключевых направлений реформ СФС стала разработка дополнительных требований к системно значимым финансовым институтам. В первую очередь, были разработана методика определения и меры в отношении глобальных системно значимых банков (далее — ГСЗБ, список ГСЗБ — G-SIB list — ежегодно публикуется СФС). Меры в отношении ГСЗБ предполагают дополнительные надбавки к капиталу в размере от 1 до 3,5% базового капитала первого уровня в зависимости от интегрального показателя системной значимости 29 ГСЗБ и в полной степени вступают в силу с 2019 года.

Отдельные страны требуют от своих СЗБ поддерживать капитал на уровне выше стандартов Базеля III.

Меры, воздействующие на регулируемых финансовых посредников, не всегда эффективны из-за возможной миграции кредитной активности и трансграничных эффектов. Для решения этих проблем применяются меры, направленные на потребителей финансовых услуг. В некоторых странах для сдерживания «пузырей» на рынках недвижимости активно используются государственные пошлины и налоги на увеличение стоимости капитала. Применение таких инструментов может быть особенно полезным, когда одной из причин роста цен на жилую недвижимость является приток иностранного капитала.

Учитывая, что частой причиной неэффективности мер по ограничению валютного кредитования является рост внешнего долга, интересен опыт Индонезии по макропруденциальному регулированию иностранных заимствований корпоративного сектора. Банком Индонезии в 2014 году были введены следующие три требования:

  • Минимальная доля хеджированной валютной позиции должна составлять 20% в 2015 году и 30% в 2016 году. Хеджированию подлежит отрицательная разница между валютными активами и обязательствами со сроком погашения до 6 месяцев;
  • Минимальное требование к показателю ликвидности (соотношение краткосрочных (до трех месяцев) валютных активов и краткосрочных валютных обязательств) в размере 50% в 2015 году, 70% — с 2016 года по настоящее время;
  • Требование к кредитному рейтингу компании, имеющие внешний долг, обязаны иметь рейтинг не менее BB или эквивалентный рейтинг, присвоенный рейтинговыми агентствами Moody’s (Ba3), S& P (BB-), Fitch (BB-). Начиная с 2015 года компании обязаны представлять информацию о выполнении вышеуказанных требований в Банк Индонезии на ежеквартальной основе.

МВФ также приводит пример Индии по ограничению внешних заимствований нефинансовых компаний. Резервный банк Индии ограничивает срок и полную стоимость кредитования (в частности, для кредита со сроком погашения LIBOR + 300 б. п., для кредита со сроком погашения 10 лет — LIBOR + 500 б. п., кредиты на срок менее трех лет запрещены). Директива устанавливает перечень компаний, которым разрешено привлекать внешние долги, цели кредитования, требования к хеджированию валютных рисков. По мнению МВФ, примененные меры способствовали формированию сбалансированного по срокам профиля внешних заимствований.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: