Особенности конкурсного производства кредитной организации признанной банкротом

Обновлено: 27.04.2024

В настоящей статье исследуется институт несостоятельности ( банкротства ) кредитных организаций в РФ. Рассматриваются особенности единственной судебной процедуры несостоятельности ( банкротства ) кредитных организаций в РФ конкурсного производства .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салимова К.А.

Институт несостоятельности (банкротства) банков как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности конкурсного производства в делах о несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в РФ»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 [ред. от 04.03.2013г.] О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

3. С.С. Алексеев Право собственности. Проблемы теории. монография, 3-е издание переработанная и доп. - 2012 год ИНФРА-М.

5. Волков А. В. Соотношение принципа добросовестности и принципа недопустимости злоупотребления правом в современном гражданском праве. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия Юриспруденция. - 2013г. - № 3 [20].

6. Новицкий И.Б. "Принцип доброй совести в проекте обязательственного права. Вестник гражданского права", 2006г., № 1.

© Лахтин А.Л., 2020г.

магистрант 2 курса

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

В настоящей статье исследуется институт несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в РФ. Рассматриваются особенности единственной судебной процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в РФ - конкурсного производства.

кредитные организации, банкротство, лицензия, кредиторы, конкурсное производство, арбитражный суд.

В современных экономических отношениях банковская система играет важную роль. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» рассматривает кредитные организации в определенном единстве - в виде банковской системы, а объясняется это публичным характером кредитных организаций.

В нынешних условиях от неблагоприятных экономических последствий не застрахована ни одна, даже самая стабильная организация. Тема банкротства в настоящее время очень актуальна. Объясняется это нестабильной финансовой ситуацией - введением персональных санкций в отношении конкретных коммерческих банков и целых секторов экономики.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об уплате труда

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей19.

Несостоятельность (банкротство) представляет собой многостадийный процесс, включающий в себя совокупность планомерно сменяющих друг друга процедур.

В соответствии с указанным выше Законом о банкротстве, арбитражными судами при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) должника применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Анализ действующего законодательства РФ дает нам сделать вывод, что банкротство кредитных организаций регламентировано специальными нормами. Хотя ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» утратил силу, с некоторой переработкой его положения вошли в качестве особенной части в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Характерной чертой банкротства кредитной организации является состав ее кредиторов. Если при осуществлении банкротства любого предприятия кредиторами являются контрагенты по хозяйственным и иным договорам, то при проведении банкротства кредитных организаций кредиторами являются граждане, которые имеют вклады в данной кредитной организации, а также юридические лица, у которых открыты счета в данной кредитной организации. Тем самым, можно заметить, что состав кредиторов при банкротстве кредитных организаций значительно шире.

В зависимости от субъекта, процесс банкротства имеет свои особенности. К таким специальным субъектам относятся и кредитные организации, в отношении которых не подлежат применению такие процедуры банкротства как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Объясняется это тем, что процедуры банкротства кредитной организации представляются возможными только после отзыва лицензии, что ведет к прекращению осуществления банковских операций и фактическую невозможность восстановления ее ликвидности. Таким образом, при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитных организаций применяется только процесса конкурсного производства.

Итак, после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, применения процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления в отношении должника - кредитной организации, представляется бессмысленным в силу невозможности кредитной организации осуществлять свою деятельность без нее. Кроме того, процесс утраты ликвидности кредитных организаций по сравнению с другими хозяйственными обществами нарастает значительно быстрее и затрагивает большое количество кредиторов20. Вследствие чего, законодатель имеет своей целью как можно более раннее начало ликвидационных процедур и максимальное сокращение сроков их проведения.

Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом является открытие конкурсного производства - единственной судебной процедуры банкротства. В отношении кредитных организаций процедура конкурсного производства имеет свои специфические особенности, которые обусловлены наличием большого количества кредиторов и их специфических категорий.

Одной из основных особенностей конкурсного производства является его срок, который составляет один год, но по ходатайству любого из лиц, участвующих в деле о банкротстве, может быть продлен до шести месяцев.

К следующей особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом, можно отнести обязанность Банка России по контролю за деятельностью конкурсного управляющего.

Также, особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: они вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой

19О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2002. N43. Ст. 4190; СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). ст. 11.

20Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе России. С. 212.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим, цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.

Конкурсный управляющий в ходе процедуры конкурсного производства вправе использовать только один корреспондентский счет кредитной организации-банкрота, который должен быть открыт в Банке России в рублях, и необходимое количество счетов в иностранной валюте, которые открываются в соответствии с утвержденным Банком России порядком. Но в случае, если полномочия конкурсного управляющего исполняет Агентство по страхованию вкладов, то все счета открываются именно в нем21.

По своему назначению и смыслу, процедура конкурсного производства схожа с общепринятой для иных юридических лиц, но считаем необходимым отметить, что из конкурсной массы исключаются следующие виды имущества:

- имущество, составляющее ипотечное покрытие;

- ценные бумаги, а также иное имущество клиентов организации, которые приняты ею по договорам хранения, доверительного управления, договорам брокерского обслуживания и депозитарным договорам.

Еще одной важной особенностью процедуры конкурсного производства является исполнение обязательств перед кредиторами. Вне очереди за счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации.

Помимо общепринятых, в первую очередь требований включаются также:

- требования Агентства по договорам банковского вклада или счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

- требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации на основании заключенных договоров банковского вклада или счета;

- требования Банка России, перешедшие к нему в связи с осуществлением последним выплат физическим лицам по вкладам в том случае, если кредитная организация не участвовала в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации22.

При обеспечении требований кредиторов залогом имущества кредитной организации, они удовлетворяются за счет стоимости такого заложенного имущества преимущественно перед требованиями иных кредиторов. Не распространяется данное правило на кредиторов первой и второй очередей.

После окончания расчета с кредиторами и согласования ликвидационного баланса с Банком России, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После оценки предоставленного отчета судом выносится либо определение о завершении конкурсного производства, либо - определение о прекращении производства по делу в случае погашения требования учредителями кредитной организации, или третьими лицами. Каждое из указанных определений является основанием для включения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Итак, подводя итоги можно сделать вывод о том, что, несмотря на схожесть процедуры конкурсного производства кредитных организаций по своему назначению и смыслу с общепринятой процедурой для иных юридических лиц, в ней имеются значительные отличия.

Список использованной литературы: 1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2002. N43. Ст. 4190; СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). ст. 11.

21 Лашманова Е.Ю. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Журнал: Юридический факт. 2018. № 27. С. 103.

22 Тарасенко О.А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 93

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

2. Лашманова Е.Ю. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Юридический факт. 2018. № 27. С. 101-104.

3. Тарасенко О.А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). с. 84-95.

4. Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе России. М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004. 334 с.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое вводится сроком на один год, но может быть продлено по ходатайству участвующего в деле о банкротстве лица, но не больше, чем на 6 месяцев.

Со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Полномочия руководителя кредитной организации прекращаются, возможно лишь принятие решений о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации. Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, ограничено. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования (исключая требования о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам) могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве кредитных организаций.

Открытие конкурсного производства изменяет порядок исполнения обязательств кредитной организации. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с положениями Закона «О несостоятельности кредитной организации», подлежат передаче судебными приставами - исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему. Ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации снимаются; прекращают действовать иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной организации является решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее имуществом не допускается.

Особый интерес представляет механизм определения конкурсного управляющего кредитной организацией. По общему правилу конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, является Агентство по страхованию вкладов; при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии, - аккредитованные при Банке России в соответствии с Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 года № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Центральном банке РФ в качестве конкурсных управляющих» арбитражные управляющие. 3. При непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего - физического лица, Банк России представляет в арбитражный суд кандидатуру Агентства по страхованию вкладов. В случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего полномочия конкурсного управляющего возлагаются на Агентство. Конкурсный управляющий, представляющий Агентство по страхованию вкладов, в отличие от арбитражного управляющего, не получает вознаграждение за исполнение своих полномочий.




Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

- соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Законом «О несостоятельности»;

- отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

- прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего в течение 30 дней со дня его поступления. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным законодательством о банкротстве. Заявление об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций может быть направлено в Банк России саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется нормативными актами Банка России.

Банком России по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Требование о страховании ответственности не распространяется на конкурсного управляющего – служащего Агентства по страхованию вкладов. Причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, убытки возмещаются за счет имущества конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, и страхования ответственности на случай причинения таких убытков. Размер сумм страхования связан с размером активов кредитной организации и составляет:

- 3 процента стоимости активов, превышающей 100 миллионов рублей, при стоимости активов от 100 миллионов рублей до 300 миллионов рублей;

- шесть миллионов рублей плюс 2 процента стоимости активов, превышающей 300 миллионов рублей, при стоимости активов от 300 миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

- 20 миллионов рублей плюс 1 процент стоимости активов, превышающей один миллиард рублей, при стоимости активов более одного миллиарда рублей.

Аккредитация конкурсного управляющего при Банке России может быть не продлена, либо аннулирована, если были нарушены условия аккредитации; или конкурсный управляющий был отстранен от исполнения своих обязанностей; или конкурсным управляющим было нарушено законодательство о несостоятельности (банкротстве), что привело к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов. В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России. Решение Банка России об отказе в аккредитации, аннулировании аккредитации или отказе в продлении срока аккредитации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Конкурсный управляющий вправе:

- осуществлять полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, порядке и на условиях, установленных законодательством о банкротстве;

- распоряжаться имуществом кредитной организации;

- увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу;

- заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;

- предъявлять иски о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитной организацией;

- привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов;

- осуществлять иные установленные федеральным законом права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

- предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации в связи с доведением ее до банкротства;

- авансировать затраты, связанные с исполнением им возложенных на него обязанностей, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Конкурсный управляющий обязан:

- действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства;

- принять в ведение имущество кредитной организации, провести его инвентаризацию;

- привлечь независимого эксперта - оценщика для оценки имущества кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- уведомить работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

- принять меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации;

- проанализировать финансовое состояние кредитной организации;

- предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством;

- установить требования кредиторов и вести реестр требований;

- принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

- передать в Архивный фонд Российской Федерации документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела, и Банком России;

- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена в законодательстве о банкротстве;

- исполнять иные установленные федеральным законом обязанности.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций остаются текущие обязательства, которые необходимо выполнить в ходе конкурсного производства. К текущим обязательствам относятся:

- обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

- обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;

- обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников кредитной организации, выплаченной в связи с исполнением обязанностей в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).

Смета текущих расходов кредитной организации утверждается (изменяется) конкурсным управляющим; в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Смета текущих расходов кредитной организации должна быть представлена для утверждения первому собранию кредиторов, а если им образован комитет кредиторов, то комитету кредиторов не позднее трех дней со дня его образования. В случае неутверждения (отказа в утверждении) собранием кредиторов или комитетом кредиторов сметы текущих расходов кредитной организации собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рассмотрения разногласий арбитражный суд утверждает смету текущих расходов кредитной организации, производимых после вынесения соответствующего судебного акта.

В ходе конкурсного производства управляющий обязан использовать:

- один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте Российской Федерации - основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России,

- необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте – в зависимости от количества используемых иностранных валют.

Управляющий, представляющий Агентство по страхованию вкладов, использует счет, открытый Агентством в Банке России.

Другие счета кредитной организации подлежат закрытию по мере обнаружения; остатки денежных средств должны быть перечислены на используемые в ходе конкурсного производства счета. В течение 10 дней со дня получения требования конкурсного управляющего на данные счета переводятся средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, а также иные денежные средства кредитной организации, размещенные в Банке России.

С основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляются выплаты кредиторам, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи кредитной организации, оплачиваются иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Аккредитованный при Банке России конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей арбитражным судом с одновременным назначением управляющим представителя Агентства по страхованию вкладов. В случае аннулирования Банком России аккредитации, на основании мотивированного ходатайства собрания кредиторов или лица, участвующего в деле о банкротстве, в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы участвующего в деле о банкротстве лица, которое понесло убытки в результате действий конкурсного управляющего, аккредитованный при Банке России конкурсный управляющий может быть отстранен. Представитель Агентства по страхованию вкладов может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей управляющего в связи с удовлетворением судом жалобы участвующего в деле о банкротстве лица на неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей конкурсного управляющего (при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, либо повлекло за собой убытки для кредитной организации или ее кредиторов).

По требованию арбитражного суда конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности. Кроме того, управляющий информирует кредиторов о финансовом состоянии кредитной организации, об итогах инвентаризации и процессе формирования конкурсной массы, о ходе реализации имущества кредитной организации, о принятых мерах по обеспечению сохранности имущества; о количестве и общих размерах требований; о ведении реестра требований кредиторов; о расходах на осуществлении конкурсного производства.

Банк России контролирует процесс конкурсного производства путем анализа представляемой конкурсным управляющим бухгалтерской и статистической отчетности кредитной организации, а также иной информации о ходе производства по запросу Банка России. В арбитражный суд должен направляться отчет о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди.

Отметим, что режим коммерческой тайны не распространяется на сведения о финансовом состоянии кредитной организации, в отношении которой осуществляется конкурсное производство. Конкурсный управляющий в срок, не превышающий 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом, опубликовывает сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смету текущих расходов кредитной организации. Публикация осуществляется за счет имущества кредитной организации.

Конкурсное производство завершается определением, которое арбитражный суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения производства. В случае, если требования кредиторов погашены, суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Если арбитражным судом выносится определения о прекращении производства по делу о банкротстве, решение суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

Конкурсный управляющий обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России определение арбитражного суда и другие документы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». На основании представленных конкурсным управляющим документов вносятся изменения в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с действующим законодательством при рассмотрении дела о банкротстве должника – кредитной организации к ней применяется только одна процедура банкротства – конкурсное производство.

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение к кредитным организациям не применяется

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.

Открытие конкурсного производства влечет за собой ряд правовых последствий:

1)продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

2)сведения о финансовом состоянии кредитной организации не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

3) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

4) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящей главой;

5) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

6) снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной организации является решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее имуществом не допускается;

7) исполнение обязательств кредитной организации осуществляется в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой.

2. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации.

Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.

Конкурсный управляющий обязан:

1) принять в ведение имущество кредитной организации, провести его инвентаризацию;

2) привлечь независимого оценщика для оценки имущества кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) уведомить работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

4) принять меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ;

6) предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;




7) установить требования кредиторов в порядке, предусмотренном статьями 50.28 и 50.29 настоящего Федерального закона;

8) вести реестр требований кредиторов;

9) принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

10) передать в Архивный фонд Российской Федерации документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела, и Банком России;

11) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена статьей 14 настоящего Федерального закона;

12) исполнять иные установленные федеральным законом обязанности.

4. Конкурсный управляющий вправе:

1) распоряжаться имуществом кредитной организации в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

2) увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

3) заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 50.34 настоящего Федерального закона;

4) направлять заявления о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитной организацией, в том числе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 28 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества кредитной организации у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, и совершать другие действия по защите прав и законных интересов кредитной организации и ее кредиторов, предусмотренные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

5) привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов;

6) осуществлять иные установленные федеральным законом права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

6. Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с исполнением им возложенных на него обязанностей, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте Российской Федерации - основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты - необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке.

При осуществлении АСВ полномочий конкурсного управляющего счет кредитной организации открывается в АСВ.

С основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляются выплаты кредиторам, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи кредитной организации, оплачиваются иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Информацию о расходовании денежных средств кредитной организации с ее счетов в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, комитет кредиторов и Банк России по их требованию, но не чаще одного раза в месяц.

Все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации».

Вне очереди за счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации.

Под текущими кредитной организации понимаются:

1) обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в том числе:

обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;

обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России;

3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;

4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников кредитной организации, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).

В соответствии со ст.50.36 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности, а также лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи);

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

3) требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

4. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

5. Требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь.

6. Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации
    • Статья 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
    • Статья 4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
    • Статья 5. Процедуры в деле о банкротстве кредитной организации
    • Статья 6. Аттестация арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации
    • Статья 7. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
    • Статья 8. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами
    • Статья 9. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации
    • Статья 9.1. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации
    • Статья 10. Изменение организационной структуры кредитной организации
    • Статья 11. Ходатайство единоличного исполнительного органа кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации
    • Статья 12. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России
    • Статья 13. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации
    • Статья 14. Ответственность руководителя кредитной организации
    • Статья 15. Последствия неисполнения требований настоящего Федерального закона
    • Статья 16. Временная администрация
    • Статья 17. Основания назначения временной администрации
    • Статья 18. Срок действия временной администрации
    • Статья 19. Руководитель временной администрации
    • Статья 20. Ответственность руководителя временной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
    • Статья 21. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации
    • Статья 22. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации
    • Статья 22.1. Функции временной администрации в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
    • Статья 23. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации
    • Статья 24. Ходатайство руководителя временной администрации об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
    • Статья 25. Споры о деятельности временной администрации
    • Статья 26. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации
    • Статья 27. Отказ от исполнения договора кредитной организации
    • Статья 28. Недействительность сделок кредитной организации
    • Статья 29. Расходы временной администрации
    • Статья 30. Отчет временной администрации
    • Статья 31. Прекращение деятельности временной администрации
    • Статья 32. Требование Банка России о реорганизации кредитной организации
    • Статья 33. Действия кредитной организации в случае получения требования Банка России о ее реорганизации
    • Статья 34. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
    • Статья 35. Обращение в арбитражный суд
    • Статья 36. Возбуждение дела о банкротстве
    • Статья 37. Лица, участвующие в деле о банкротстве
    • Статья 38. Лица, участвующие в арбитражном процессе
    • Статья 39. Заявление о признании кредитной организации банкротом
    • Статья 40. Документы, прилагаемые к заявлению о признании кредитной организации банкротом
    • Статья 41. Принятие заявления о признании кредитной организации банкротом
    • Статья 42. Отказ в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом
    • Статья 43. Возвращение заявления о признании кредитной организации банкротом
    • Статья 44. Направление арбитражным судом судебных актов по делу о банкротстве
    • Статья 45. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим
    • Статья 46. Счет кредитной организации в ходе конкурсного производства
    • Статья 47. Публикация сведений о банкротстве кредитной организации
    • Статья 47.1. Обязанности конкурсного управляющего в процессе конкурсного производства кредитной организации
    • Статья 47.2. Особенности осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди
    • Статья 48. Порядок ликвидации кредитной организации
    • Статья 49. Особенности распределения конкурсной массы
    • Статья 50. Ответственность учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации за доведение ее до банкротства
    • Статья 51. Признание ликвидируемой кредитной организации банкротом
    • Статья 52. Банкротство отсутствующей кредитной организации
    • Статья 53. Введение в действие настоящего Федерального закона
    • Статья 54. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 19 июня 2001 г. N 86-ФЗ в настоящий Федеральный закон внесены изменения

    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ
    "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

    С изменениями и дополнениями от:

    2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля 2004 г.

    Принят Государственной Думой 18 сентября 1998 года

    Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 года

    25 февраля 1999 года

    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

    Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие

    Статья 6 настоящего Федерального закона в части, касающейся аттестации арбитражных управляющих, вступила в силу с 1 марта 1999 г. Статьи 6 и 19 настоящего Федерального закона в части, касающейся аттестации руководителей временных администраций, а также пункт 2 статьи 25 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2000 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 4 марта 1999 г. N 41-42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. N 9 ст. 1097

    Текст Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 2 января 2000 г. N 6-ФЗ, от 19 июня 2001 г. N 86-ФЗ, от 7 августа 2001 г. N 116-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 84-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ) опубликован в "Вестнике Банка России" от 3 ноября 2004 г. N 63

    Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 304-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 289-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

    Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункте 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 270-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 303-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 247-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-Ф3

    Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 84-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

    Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июня 2001 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 6-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: