Особенности правового статуса кредитных организаций как субъектов налоговых правоотношений

Обновлено: 01.05.2024

В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают:

- во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

- во-вторых, в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Необходимо отметить, что в ст.9 НК РФ банки не выделены в отдельную категорию участников налоговых правоотношений и необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах и банковское законодательство по-разному отвечают на вопрос о том, что такое банк.

Налоговому кодексу банк - это любая кредитная организация, которая имеет лицензию Банка России.

Главная обязанность, которая возложена на банки законодательством о налогах и сборах, - это платить все законно установленные налоги и сборы, а в необходимых случаях выступать в качестве налогового агента. Вместе с тем не менее важны и другие налоговые обязанности банков. Их пять.

1. Для контроля за денежными потоками налоговым инспекциям необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст.86 НК РФ банки должны в пятидневный срок сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии банковского счета организации или индивидуального предпринимателя.

2. Банки по мотивированному запросу предоставляют налоговым инспекциям определенную информацию:

- справки по операциям и счетам своих клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- документы, подтверждающие исполнение инкассовых поручений налоговых органов.

3. Банки должны в течение одного операционного дня исполнять поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) по перечислению в бюджет соответствующих сумм налога или сбора. Причем плата за обслуживание по данным операциям не взимается.

4. Банки обязаны исполнять решения налоговых инспекций о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков, находящихся на их счетах. При этом привлечение к ответственности за неисполнение обязанности не освобождает кредитные организации от необходимости перечислить деньги в бюджет.

5. Банки должны исполнять решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.

Если банк не исполняет перечисленные обязанности, к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные гл.18 НК РФ. В отдельных случаях за эти нарушения банк могут наказать в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Предусмотренные налоговым и административным законодательством виды нарушений банков и меры ответственности за их совершение представлены в таблице.

Подчеркнем, что приведенные положения гл.18 НК РФ «ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ» посвящены особому виду нарушений законодательства о налогах и сборах - налоговым правонарушениям банков. Эти нарушения следует отличать от общих налоговых правонарушений. Например, банк помимо указанных выше "банковских" нарушений законодательства о налогах и сборах ненадлежащим образом платит налоги. Тогда его могут наказать еще и как обычного налогоплательщика, совершившего налоговое правонарушение, как это предусмотрено гл.16 НК РФ.




Однако не сообщаются в налоговый орган об открытии или закрытии депозитных и ссудных счетов в банке.

Сведения о счетах, которые открывают фирмы и ПБОЮЛ

Вид счета Вид договора Возможность расходовать деньги Нужно ли сообщать о счете в инспекцию
Накопительный счет Нет договора Нет Не нужно
Расчетный счет Договор банковского счета Есть Нужно
Текущий валютный счет Договор банковского счета Есть Нужно
Транзитный валютный счет Договор банковского счета Есть Не нужно
Специальный валютный счет Договор банковского счета Есть Нужно
Ссудный счет Кредитный договор Нет Не нужно
Депозитный счет Договор банковского вклада Нет Не нужно
"Карточный" счет Договор банковского счета Есть Нужно

Таким образом, Налоговый кодекс РФ настаивает на том, что сообщать в налоговую инспекцию нужно о счете, который:

1) открыт по договору банковского счета;

2) позволяет зачислять и расходовать деньги.

Если хотя бы одному из условий счет не отвечает, о нем в инспекцию можно не заявлять.

Отдельная статья НК определяет ответственность банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ). Кроме того, на руководителя банка будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.8 КОАП РФ). Эти выплаты перечисляются в бюджет. Чтобы и организация получила компенсацию, необходимо случай ошибки предусмотреть в договоре с банком.

Если налоговые платежи не дошли или дошли, но не в срок. В результате организации может быть выставлено требование по уплате пени и недоимки Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, согласно данной статье, если налогоплательщик предъявит доказательства того, что он передал в банк платежное поручение в срок, и на момент передачи у него на счету был остаток, то он выполнил свою обязанность по уплате налога. Для этого необходимо представить платежные поручения с печатями о том, что они приняты банком, и выписку в день отправки платежных поручений по налогу с положительным остатком. После этого налоговая инспекция начисляет пени банку, который перевел платежи с запозданием, согласно ст. 133 НК РФ.

Право налогового органа приостанавливать операции по счетам налогоплательщика закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ. В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением операций по исполнению обязанности по уплате налогов и иных операций, имеющих преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетный фонд.

Наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает такое функционирование счета налогоплательщика, расходные операции по которому будут направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и иных обязанностей, имеющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

В решении о приостановлении операций по счетам излагаются обстоятельства существа установленного факта нарушения с указанием номера и даты направленного требования об уплате налога, вынесенного решения налогового органа о взыскании.

В случае неисполнения банком решения налогового органа ему грозит ответственность, установленная ст. 134 НК РФ.

Например, при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика он исполнил платежное поручение налогоплательщика и перечислил денежные средства лицу, которое не имело в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетные фонды). В этом случае на банк будет наложен штраф в размере 20% суммы, перечисленной согласно платежному поручению налогоплательщика, но не более суммы задолженности.

Банк при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не имеет права открыть этому налогоплательщику новые счета. Открытие же банком в этом случае нового счета влечет взыскание штрафа в сумме 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 132 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам действует с момента получения банком такого решения, подлежит безусловному исполнению и действует до отмены налоговым органом этого решения.

Банк освобождается от ответственности перед налогоплательщиком за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате исполнения решения налогового органа.

В соответствии с п.2 ст.86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Существует два вида справок, которые могут быть истребованы налоговыми органами у банков (п.2 ст.86 НК РФ). К их числу относятся как справки по операциям организаций и индивидуальных предпринимателей, так и справки по их счетам, открытым в банке. В первом случае содержание запроса налогового органа направлено на получение информации (в запрошенном объеме) о безналичных расчетах, проводившихся по счету клиента банка. Во втором случае предмет запроса касается признаков или характеристик самого банковского счета организации (индивидуального предпринимателя), основанных как на условиях договора банковского счета (ст.845 ГК РФ), так и на содержании правоотношений банка и клиента, вытекающих из юридического факта открытия (закрытия) счета.

Ни в ст.86 НК РФ, ни в ст.135.1 НК РФ при упоминании об обязанности банка предоставлять налоговому органу справку по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей не раскрывается состав сведений, формирующих содержание этой справки. В этой связи объем подготавливаемой банком информации должен корреспондировать объему запрошенных налоговым органом сведений. Ограничения, связанные с максимальной полнотой информации, сообщаемой банком, вытекают из предмета публичной обязанности банка - справки по операциям.

Статья 86 НК РФ прямо не предусматривает обязанность банка предоставить копии расчетных документов, на основании которых совершаются операции по запрошенным счетам организаций и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, как отмечалось выше, налоговый орган вправе истребовать в виде справки по операциям всю информацию, содержащуюся в каждом из расчетных документов. Поскольку какая-либо строгая форма справки банка законодательно не утверждена, то банк имеет право предоставить запрошенную налоговым органом информацию как в виде расширенной выписки, так и в форме копий расчетных документов.

С учетом того что налоговая ответственность по ст.135.1 НК РФ возникает у банка только за одно противоправное деяние - непредоставление в пятидневный срок справки по запросу налогового органа, а любая налоговая ответственность возможна только при наличии субъективной и объективной стороны состава правонарушения, то для целей правильного применения ст.135.1 НК РФ существенное значение имеет соответствие между содержанием запроса налогового органа банку и содержанием ответа банка.

В целях применения ст.135.1 НК РФ налоговый орган должен доказать само обстоятельство, а также дату получения банком запроса.

Контролирующие органы, как правило, направляют в банки почтовые запросы с уведомлением о вручении. Таким образом, правонарушения п.1 ст.135.1 НК РФ считается сформированной в случае непредоставления банком в течение пятидневного срока начиная с момента получения запроса налогового органа справки. Датой направления в налоговый орган справки и исполнения банком своей публично-правовой обязанности необходимо расценивать дату, содержащуюся на штемпеле (оттиске клише франкировальной машины) почтового отправления банка (п.п.2, 35 Правил), или дату отметки налогового органа о получении справки (при ее предоставлении непосредственно в канцелярию налогового органа).

Банки будут обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Эти правила будут применяться также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

Правовой статус кредитной организации – это доктринальная категория, которая нужна для того, чтобы определить какие признаки отличают кредитную организацию как субъект права, в какие правоотношения она может вступать и какие права и обязанности она приобретает. Проще: что можно и чего нельзя делать кредитной организации.

В зависимости от отраслей права кредитная организация имеет разные виды правовых статусов: конституционный; банковский; гражданско-правовой и др.

Понятия кредитной организации и правовой статус кредитной организации – взаимосвязанные и во многом совпадающие по объему категории. Различие только в их назначении. Понятие кредитной организации позволяет правильно ориентироваться в применения банковского права. Понятие кредитной организации как совокупность всех признаков кредитной организации позволяет увидеть ее отличия от других организаций, которые не являются кредитными организациями.

Определение кредитной организации – это краткая формулировка сто понятия. Понятие включает более широкий набор признаков содержания кредитной организации, а определение – его наиболее существенные признаки.

Понятие кредитной организации закреплено в нормах банковского права, в ст. 1 Закона о банках в виде легального определения.

Если же рассматривать и другие признаки понятия кредитной организации, а не только тс, что закреплены в ст. 1 Закона о банках, то их мы находим и во многих других статьях Закона о банках. Например, специфика уставного капитала и по размеру, и по порядку его формирования отличает кредитную организацию от любого другого хозяйственного общества. Однако эта специфика не закреплена в самом легальном определении кредитной организации, которое приводится в ст. 1 Закона о банках, она отражена в другой статье этого же Закона. В частности, в ст. 11 Закона о банках закрепляется размер уставного капитала для вновь создающихся кредитных организаций, порядок его формирования и другие вопросы.

Определение кредитной организации – это основа правового статуса кредитной организации. В нем концентрируется главное, что отличает правовой статус кредитных организаций как субъект права от всех других хозяйственных обществ.

Дальше мы будем еще рассматривать вопрос о понятии и определении кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

Правовой статус кредитной организации включает следующие три элемента: а) основные ее свойства как субъекта права, которые образуют понятие и определение кредитной организации; б) правоспособность кредитной организации (способность быть участником определенных правоотношений); в) права, обязанности, носителями которых является кредитная организация, а также адресованные ей запреты и ограничения.

Первый элемент правовою статуса кредитной организации- это указание на те признаки, т.е. ее характеристики, которые предусмотрены законом для данного субъекта права, например, на организационно-правовую форму кредитной организации, на то, что только ей предоставлено право указывать в своем наименовании слово "банк", на повышенные требования к ней, к се учредителям, менеджменту, уставному капиталу и к ее прозрачности.

Второй элемент правового статуса кредитной организации – ее правоспособность. Правоспособность кредитной организации предусматривается федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

– во-вторых, те банковские операции, которые указаны в выданных ей Банком России банковских лицензиях;

– в-третьих, это те права и обязанности, носителем которых по закону является кредитная организация.

Правда, из этого правила есть исключение. Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;

2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Третий элемент правового статуса кредитной организации. Кредитная организация может вступать в правоотношения и приобретать определенные законом права и обязанности.

Федеральные законы предусматривают также и ряд запретов для кредитной организации. Например, помимо прочего, в ст. 5 Закона о банках указаны запреты для кредитной организации. Кредитная организация не вправе заниматься производственной, страховой деятельностью, а за некоторыми там же указанными исключениями, – торговой деятельностью. Возможные запреты и ограничения как санкции указаны, помимо прочего, и в ст. 74 Закона о Банке России. Некоторые запреты и ограничения для кредитных организаций в качестве возможных и вводимых Банком России мер предупреждения банкротства предусмотрены, в частности, в Законе о банкротстве кредитных организаций.

Банковское право - это совокупность норм права, содержащих предписания, от­носящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичное отношение банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами.

Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие в сфере собирания и хранения денежных средств юридических и физических лиц, оказа­ния кредита и содействия платежному обороту, а также основные принципы организа­ции банковской системы и отношения между коммерческими банками и Центральным Банком РФ.

1. диспозитивный, специфика - основан на предоставлении льгот, преимуществ, равноправии и возможности выбора, особенности:

а. равноправие участников правоотношений,

б. автономия участников правоотношений,

в. самостоятельность участников правоотношений,

г. альтернативная возможность выбора субъектами различных вариан­тов поведения в рамках закона;

2. императивный;

3. комплексный метод, объединяющий черты императивного и диспозитивного методов, вторичен по отношению к ним, особенности:

а. имущественная самостоятельность участников,

б. применение преимущественно способов экономического воздействия на участников правоотношений,

в. сочетание регулирования соответствующих общественных отноше­ний путем издания нормативно-правовых актов и заключения дого­воров, имеющих гражданско-правовой характер.

Источники банковского права:

1. Конституция РФ;

2. Федеральное банковское законодательство,

3. законы субъектов РФ;

4. подзаконные акты, содержащие нормы банковского права.

Банковская система.

Банковская система РФ - это включенная в экономическую систему страны еди­ная и целостная совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций в результате чего весь объем потребностей общества в банковских услугах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система РФ - двухуровневая.

Первый уровень - ЦБ РФ, возглавляю­щий банковскую систему в целом. Второй уровень - кредитная организация, представительства иностранных банков.

Правовой статус Центрального Банка.

ЦБ РФ является органом управления банковской системой РФ.

ЦБ не входит ни в одну из трех ветвей власти. ЦБ обладает статусом юридического лица и является некоммерче­ской организацией, т.к. согласно ст. 3 закона о ЦБ, получение прибыли не является це­лью его деятельности. Право собственности на имущество ЦБ принадлежит РФ. ЦБ мо­жет владеть, пользоваться и распоряжаться им лишь в соответствии с целями его дея­тельности и в порядке, предусмотренном законом. Имеет трехуровневую структуру органов:

· национальный финансовый совет;

Национальный финансовый совет - это орган, который был создан для контроля за деятельностью совета директоров ЦБ. В его состав вошли высшие государственные чи­новники и депутаты. Национальный финансовый совет заседает не реже одного раза в квартал. В его компетенцию входит:

· рассмотрение годового отчета ЦБ;

· утверждение на предстоящий год общего объема расходов на содержание служащих банка, на пенсионное обеспечение, страхование жизни, медицин­ское страхование служащих банка, общего объема капитальных вложений;

· рассмотрение вопроса совершенствования банковской системы РФ;

· решение вопросов, связанных с участием ЦБ в капиталах кредитных органи­заций и др.

Численность национального финансового совета составляет 12 человек, из кото­рых 2 направляются Советом Федерации из числа своих членов, 3-е Государственной Думой из числа депутатов, 3-е - Президентом, 3-е правительством + Председатель ЦБ.

В совет директоров входят: Председатель ЦБ и 14 членов совета директоров. Чле­ны совета директоров работают в банке на постоянной основе и назначаются Государст­венной Думой на должность сроком на 5 лет по представлению Председателя ЦБ, со­гласованному с Президентом РФ. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц. Он утверждает:

1) годовую финансовую отчетность ЦБ;

2) отчет о деятельности ЦБ;

3) схему расходов ЦБ;

4) порядок работы совета директоров;

Председатель ЦБ. Назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Председатель ЦБ:

1) действует от имени ЦБ, представляет его интересы без доверенности;

2) председательствует в совете директоров;

3) подписывает нормативные акты ЦБ;

4) назначает и освобождает от должности своих заместителей;

5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими ЦБ;

6) обеспечивает реализацию функций ЦБ.

1) во взаимодействии с правительством РФ, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспече­ние и защиту устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обраще­ние;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, орга­низует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерских уче­та и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и орга­низаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

9) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

10) определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

11) участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организации со­ставления платежного баланса России, т.д.

Правовой статус кредитных организаций.

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как цели своей деятельности на основании специального разрешения, лицензии ЦБ, име­ет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом о банках и бан­ковской деятельности.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация имеет право осуществлять следующие сделки:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Два вида кредитных организаций:

1. Коммерческие банки - это кредитные организации, имеющие право осущест­влять универсальные банковские операции для предприятий всех форм собст­венности и всех отраслей.

Они являются хранилищами денежных средств, ос­новными посредниками в совершении денежных операций общества, частич­но генерируют околобанковское рыночное пространство и в определенной степени осуществляют функции управления экономикой на уровне предпри­ятий и организаций.

а. аккумуляция и мобилизация денежного капитала,

б. посредничество в кредите,

в. проведение расчетов и платежей в хозяйстве,

г. организация выпуска и размещения ценных бумаг,

д. оказание консультационных услуг;

Имеют исключительное право осуществлять следующие банковские опера­ции:

а. привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц,

б. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет,

в. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

2. Небанковские кредитные организации - кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные зако­ном о банках и банковской деятельности. К ним относятся:

а. брокерские и дилерские фирмы,

б. инвестиционные и финансовые компании,

в. кредитные союзы,

г. негосударственные пенсионные фонды,

д. благотворительные фонды,

ж. лизинговые и страховые компании.

Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбере­жений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизация капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.016)

Участниками отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах, являются организации и физические лица, при­знаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ).

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установ­ления, введения или взимания налогов, осуществления налого­вого контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств , установленных законо­дательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.

Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на осно­вании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:

Налогоплательщики-организации

В налоговом праве поня­тие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реали­зации предписаний Налогового кодекса РФ организации под­разделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, меж­дународные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при ус­ловии, что налоговым законодательством на них возложена обя­занность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются , поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только ис­полняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщики — физические лица

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налого­плательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представ­ляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга^

  • yалоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и т.д.),
  • дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой ста­тус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязан­ность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элемента­ми правового статуса налогоплательщика выступают общие, оди­наковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответст­венность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации отно­сительно государства. Практическая реализация правового ста­туса налогоплательщика происходит в процессе вступления ор­ганизации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

  • право получать от нало­говых органов письменные разъяснения и пояснения по во­просам применения налогового законодательства, а также нор­мативных документов о налогах и сборах;
  • существенные пол­номочия по защите своих прав и законных интересов (представ­лять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых прове­рок; присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки; право обжаловать акты налоговых органов, а также дей­ствия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных пред­принимателей) — в суд общей юрисдикции);
  • право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;
  • право об­ращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;
  • право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налого­вым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть пре­доставлены другие права.
Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязан­ность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обя­занностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

Обязанности первой группы:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам
  5. документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  7. не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Организации также обязаны сохранять
  9. документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обязанности второй группы:

  1. постановка на учет в налоговых органах;
  2. предоставление налоговому органу необходимой информа­ции и документов.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

  • прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
  • требующие особого указания на отношение к налогопла­тельщику.

Большинство обязанностей прямо зафиксировано Налоговом кодексе РФ, входит в состав общего правового статуса налого­плательщика и не требует дополнительных механизмов введения в действие. К таковым, в частности, относится обязанность уп­лачивать законно установленные налоги.

Вместе с тем возложе­ние на налогоплательщика некоторых обязанностей возможно только в силу указания на то иным нормативным правовым актом. К числу таких обязанностей относятся: вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообло­жения, если такая обязанность предусмотрена законодательст­вом о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгал­терском учете».

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков;
  • специальные, возложенные только на определенных субъектов.

К общим относятся обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 23 НК РФ. Наличие специальных обязанностей предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики — органи­зации и индивидуальные предприниматели кроме выполнения общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту своего учета следующие сведения:

  • об открытии или закрытии счетов в коммерческих банках;
  • об участии в российских или иностранных организациях;
  • о создании, реорганизации, ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории РФ;
  • о принятии решения о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
  • об изменении своего места нахождения.

Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей нало­гоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпы­вающим.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогопла­тельщиком возложенных на него обязанностей образует соответ­ствующий состав налогового правонарушения.

Кредитные организации, как и любые другие организации являются налогоплательщиком, а также налоговыми агентами, кредитные организации выполняются функции по исполнению поручений налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов, а также решений о взыскании налогов, сборов, штрафов.

Целый ряд статей НК РФ возлагает на кредитные организации специальные обязанности касающихся как учета налогоплательщиков, так и исполнение налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, а также исполнение решений налоговых органов. К примеру, решение о приостановлении операций, требование о предоставлении информации касающихся деятельности налогоплательщика-клиента банка.

В составе части 1 НК РФ содержится глава 18, которая отдельно посвящено составам налоговых правонарушений, субъектами которых является кредитные организации.

Обязанности кредитных организаций:

1. обязанности банков связанные с учетом налогоплательщиков.

Эти обязанности закреплены в статье 86 НК РФ. Эта статья по существу называет 2 группы обязанностей:

Счета налогоплательщикам открываются только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговой орган (организации и ИП), физическим лицам не требуется предъявлять. Порядок открытия, закрытия счетов в банке регламентируется инструкцией ЦБ РФ от 14 сентября 2006 года №28И об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). Банк обязан сообщить об открытии или закрытии или изменении реквизитов счета в течение 5ти рабочих дней со дня наступления соответствующего юридического факта

b. обязанности относительно предоставления НО информации о клиентах банка состав которых подпадает под режим банковской тайны. Статья 86 предусматривает обязанность предоставлять выписки по счетам в течение 5ти рабочих дней.

2. Обязанности по исполнению платежных поручений налогоплательщиков.

Эти обязанности установлены статье 60 НК РФ. Банки обязаны исполнять платежное поручение налогоплательщиков в течение 1 операционного дня со дня получения такого поручения. При этом кредитные организации не вправе взимать плату за исполнение поручений. Согласно пункту 3 статьи 60 если кредитная организация не может исполнить поручение кредитная организация должна уведомить об этом налогоплательщика и НО. При отсутствии денег на денежном счете, деньги могут быть взысканы с банка. НО может обратиться в ЦБ РФ с ходатайством отзыве лицензий у данной кредитной организации.

3. Обязанности, связанные с исполнение решений НО о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке.

Вопрос регламентируется статьей 76 НК РФ. Опять таки распространяется только на организации и ИП. Приостановление операций – это один из 5ти способов обеспечения исполнений обязанностей по уплате налогов и сборов. Всего их пять:

b. Приостановление операций по счетам

c. Арест имущества

Приостановление операций применяется в следующих 2х основных случаях:

i. Для обеспечения исполнения решения о взыскании

ii. в случае не предоставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок.




Есть ряд проблем в практике с применением статьи 76, которые порождены несоответствием различных норм законодательства. Например, по инструкции ЦБ РФ клиент имеет право расторгнуть договор банковского счета в любое время. Закрытие счета – это следствие расторжения договора. Интересно, можно ли закрыть счет при наличии решения о приостановлении. Возникают две ситуации – при наличии денедных средств и при отсутствии средств на счете. Инструкция говорит нам, что наличие решения о приостановлении счета либо иных документов по счету не препятствует его закрытию при отсутствии на счете средств. Если денежные средства на счете есть, то данный счет не может быть закрыт. То есть расторгнуть договор можно, а счет закрыть нельзя. Если расторгается договор, то как может быть закрыт счет.

На самом деле смысла в этой норме нет. Получается, что банковский счет остается открытым с наличием денежных средств, но списать с этого счета что либо невозможно, кроме одного случая – по указанию владельца счета. Банки не могут самовольно возвращать решение о приостановлении. Поэтому нонсенс и нет смысла.

Вторая ситуация: при наличии решения о приостановлении Банк не вправе открывать этому клиенту новый счет. В связи с ситуацией изложенной выше ситуация интересная.

Третья ситуация – при банкротстве на последней стадии снимаются все ограничения по статье 126 закона о банкротстве. А статья 76 говорит, что решение о приостановление делает до его отмены. Статья 126 более специальная норма – такое мнение на практике судебной, практике банковской.

Четвертая ситуация - Статья 101 НК РФ

ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

Посмотреть новое Постановление КС РФ касаемо выездной налоговой проверки. Нужно посмотреть процесс, сроки прохождения, процедура.

Нужно обратить внимание на постановление ВАС РФ №5 1999

Посмотреть в части положений об ответственности.

Теперь нельзя обжаловать решения налогового органа сразу в суд, нужно вначале обжаловать в вышестоящем органе.

По службам смотреть также закон о налоговых органах, положения и НК РФ

Бюджетное право – вопросы касающиеся нефтегазовых доходов нужно обязательно посмотреть, фонды различные – это должно быть самое свежее.

Разобраться где РФ заемщик, а где кредитор

Государственные внебюджетные фонды - посмотреть положения либо уставы по этим фондам.

Исполнение бюджета – положение о федеральном казначействе поможет

Ответственность – общий вопрос и один вопрос по составам

Налоговое право – принципы, участники, кредитные организации как участники, статья 40, проведение налоговых проверок и привлечение к ответственности, смотри постановление которое названо выше, посмотреть также и выездные проверки, нужен также процесс привлечения к ответственности и вообще порядок.

Обжалование – обратить внимание, смотри выше

Ответственность – три вопросы, один общий, главы 16,18. (взять можно 118,122,126 и другие проблемные)

По налогам – особенную часть тоже посмотреть, для общего представления, на экзамене будут

Смотреть ФЗ о ЦБ, о банковской деятельности,

Валютное регулирование и валютный контроль – ФЗ о валютном регулировании – статья 1 и общие положения, инструкция ЦБ РФ и так далее.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: