Порядок проведения расчетов кредитных организаций с бюджетами различных уровней

Обновлено: 05.05.2024

О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов см. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ.
О решениях Правительства РФ, вносящих изменения в объемы распределения бюджетных ассигнований, утвержденных данным документом,

Статья 19. Особенности обслуживания в 2020 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса

1. Установить, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы:

1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) проводят операции по приему наличных денежных средств в валюте Российской Федерации от организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), и по обеспечению указанных организаций наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации;

4) оказывают услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам по изготовлению экземпляров распоряжений на бумажном носителе;

5) оказывают услуги по переводу денежных средств с применением телеграфной технологии территориальным органам Федерального казначейства.

3. Установить, что Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в валюте Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) федеральным казенным учреждениям и федеральным бюджетным учреждениям;

2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

3) получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) для учета операций со средствами, поступающими в их временное распоряжение;

4) казенным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным казенным учреждениям) и бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям);

5) органам управления государственными внебюджетными фондами для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение.

4. При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях счетов, указанных в части 3 настоящей статьи, открытых с нарушением федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании направляемых в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций.

5. Установить, что Публичное акционерное общество "Сбербанк России" и Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обслуживают счета Федерального казначейства в иностранных валютах, открытые ему для проведения валютных операций со средствами федерального бюджета (средствами, предоставленными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета), средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, осуществляемых участниками бюджетного процесса, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства.

6. Установить, что Центральный банк Российской Федерации представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) органам управления государственными внебюджетными фондами;

3) получателям средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям;

5) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;

6) государственным корпорациям (компаниям).

7. Информация, предусмотренная частью 6 настоящей статьи, не представляется Центральным банком Российской Федерации в отношении счетов, информация о которых представляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

8. При наличии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях указанных в части 3 настоящей статьи счетов ликвидированных организаций, которые не были ими закрыты, соответствующие учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации осуществляют закрытие данных счетов и перечисляют на основании своих распоряжений остатки денежных средств с этих счетов в доход соответствующего бюджета.

9. Счета, предназначенные для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям организациями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежат открытию территориальными органами Федерального казначейства в банках, включенных в перечень банков, предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии с ГК и БКРФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

- Федеральный бюджет и бюджеты гос. вне бюдж. фондов

- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство (Казначейство России)- это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ следующие функции:

- обеспечение исполнения федерального бюджета

- кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета.

В соответствии с БКРФ обслуживанием счетов бюджетов занимается ЦБРФ.

Кредитные организации также могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, например, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а также обслуживать счета бюджетов, в случае отсутствия учреждений ЦБРФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В кредитных организациях для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям, открываются счета 401-404

Безналичные расчеты физических лиц через удаленные каналы обслуживания банков.

Межбанковские расчеты.

Системы межбанковских расчетов.

Межбанковские расчеты – это система безналичных расчетов между кредитными организациями.

Функции межбанковских расчетов:

• размещение денежных средств в виде депозитов и кредитов;

• переучет векселей друг у друга и в ЦБ;

• покупка / продажа ценных бумаг;

• предоставление централизованных кредитов;

• расчетно – кассовое обслуживание клиентов по поручению друг друга на основе корреспондентских отношений. Межбанковские расчеты осуществляются на основе Положения «О безналичных расчетах в Российской Федерации» №2-П от 3.10.02.

Расчеты могут производиться через:

• расчетную сеть Банка России;

• кредитные организации по корреспондентским счетам «Лоро» и «НОСТРО»;

• небанковские кредитные организации, осуществляющие рас- четные операции (клиринговые палаты);

• внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в расчетно-кассовых центрах Банка России.

Каждому коммерческому банку по месту его территориального расположения в соответствующем РКЦ открывается корреспондентский счет. Для открытия корреспондентского счета каждый коммерческий банк представляет вРКЦ следующие документы:

- заявление на открытие корреспондентского счета;

- нотариально заверенную копию лицензии на осуществление банковских операций;

- нотариально заверенные копии учредительных документов;

- письмо регистрирующего органа и копию выписки о перечислении средств с временного накопительного счета на основной корреспондентский счет;

- письмо территориального учреждения Банка России с подтверждением кандидатур руководителя и главного бухгалтера кредитной организации;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- справки о постановке на учет в Пенсионном фонде РФ и в Фонде обязательного медицинского страхования;

- нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и других уполномоченных должностных лиц банка, право подписи которых согласовано с ЦБ РФ, и оттиском печати банка;

- информационное письмо Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации и территориального органа статистики с присвоенным банку кодом общероссийского классификатора;

- извещение страхователя Фонда социального страхования.

Корреспондентский счет банка в РКЦ представляет собой разновидность депозитного счета до востребования и, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На нем хранятся все свободные денежные средства коммерческого банка — 0как собственные, так и неиспользованные деньги его клиентов, и полученные ссуды от других банков. Через корреспондентский счет банк осуществляет весь круг операций, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием своих клиентов, с получением и предоставлением межбанковских кредитов, с открытием в ЦБ РФ депозитов, а также с операциями самого банка как хозяйствующего субъекта.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

При проверке соблюдения кредитной организацией правил открытия счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней, счетов учреждений и организаций, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, а также счетов государственных внебюджетных фондов, прежде всего надо иметь в виду, что в кредитной организации должно быть в наличии:

- решение соответствующего представительного органа власти о кассовом исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета

- решение правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики Министерства финансов Российской Федерации об обслуживании счетов по учету доходов и средств федерального бюджета.

Счета по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и главных распорядителей по этим бюджетам открываются в соответствии с перечнем шифров, установленных для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также главных распорядителей по данным бюджетам. В регионах Российской Федерации, где созданы органы федерального казначейства, необходимо обратить внимание на то, что счета по учету средств федерального бюджета, а также счета по учету доходов федерального бюджета управлениям и территориальным отделениям федерального казначейства Минфина России открываются при предоставлении кредитной организации следующих документов:

- приказа Минфина России о предоставлении им права и доверия на осуществление операций со средствами федерального бюджета;

- заявления на открытие счета;

- карточки с образцами подписей и оттиском печати, заверенной начальником вышестоящего территориального управления федерального казначейства Минфина России;

- разрешения Главного управления федерального казначейства Минфина России на ведение счетов по учету средств федерального бюджета в данной кредитной организации;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (до 31 декабря 1999 года допускается прием в качестве документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, информационных писем о присвоении идентификационного номера налогоплательщика);

- справки о регистрации органами Пенсионного фонда Российской Федерации;

- документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщика страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования.

Учет операций по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней.

Доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т. е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.

3.Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции ( строго целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям открываются счета 401-404:

402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403-Прочие средства бюджетов

404-Средства государственных внебюджетных органов.

Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико - экономические обоснования, утвержденная проектно - сметная документация и т.п.;

- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Бюджет – это один из инструментов формирования и расходования денежных средств с целью достижения задач и выполнения функций государства либо местного самоуправления как институтов власти.

Согласно действующей редакции Гражданского и Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система государства включает в себя три уровня:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Федерации;
  • Местные бюджеты.

Согласно действующей редакции Бюджетного кодекса РФ на сегодняшний день действует казначейское исполнение бюджетов.

В настоящее время бюджет представляет собой эффективный инструмент, который позволяет государственному аппарату управления формировать свои доходы посредством сбора всех налоговых и иных поступлений от использования ресурсов государства, а затем перераспределить их и финансировать общественные сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, развитие экономики).

Таким образом, с помощью уплаты государственных пошлин, штрафов, налогов на имущество, транспорт каждый гражданин «приобретает» у государства возможность пользования услугами здравоохранения, образования и т. д.

Бюджет любого уровня включает в себя два блока, а именно:

  • Доходы бюджета, в состав которых входят внешние поступления, в большей части заемные денежные средства, представленные в форме кредитов, различных займов, денежные средства, принятые на безвозмездной основе и внутренние поступления, которые представляют собой денежные средства, заработанные владельцем-бюджета.
  • Расходы бюджета, которые представляют собой денежные и иные материальные средства, которые направляются на финансирование определенных направлений функционирования субъекта-владельца бюджета. При этом расходы любого бюджета, как правило, делят на два направления: операционные расходы, связанные с финансированием текущей деятельности, и капитальные расходы, которые могут быть вложены в объекты долговременного пользования.

Готовые работы на аналогичную тему

Порядок отражения в учете операций по зачислению средств на счета бюджетов всех уровней

Как было отмечено ранее, согласно ст. 215 БК РФ определено казначейское исполнение бюджета, т.е. исполнение органами федерального казначейства (ФК). Бюджеты любых уровней, как правило, исполняются на основе единства кассы, т.е. предполагается существование единого расчетного счета.

В связи с этим органы финансового контроля входят в группу клиентов банковской структуры. Реализация операций осуществляется по таким направлениям как:

  • предоставление бюджетных средств на возвратной основе (таким образом, выдача бюджетных займов и кредитов);
  • обслуживание расчетных счетов всех уровней бюджетов, в случае отсутствия территориальных учреждений БР;
  • открытие расчетных счетов, которые обслуживают расчеты по сделкам с различными государственными и муниципальными ЦБ.

Как правило, расчетные счета для учета расходов и доходов Федерального бюджета органами ФК, как правило, сосредоточены в большей части в филиалах БР (порядка 55%), в филиалах Сберегательного банка РФ (38%), в прочих банковских структурах (7%).

Расчетные банковские счета, используемые для операций с привлечением Федерального бюджета, могут быть открыты только органами ФК, Управлением Федерального казначейства (УФК), Министерством Финансов РФ. Такие банковские счета, как правило, обслуживаются на базе договора/соглашения, сформированного с учетом особенностей таких счетов, отраженных в БК РФ.

В банковских структурах для учета денежных средств бюджетов любых уровней уполномоченным органом могут быть открыты следующие счета:

  • 401-Средства Федерального бюджета
  • 402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
  • 403-Прочие средства бюджетов
  • 404-Средства государственных внебюджетных органов.

По кредиту перечисленных выше счетов отражаются суммы доходов, которые поступили в бюджет (налоговые платежи, государственные пошлины и т.д.).

По дебету таких счетов отражаются суммы денежных средств, которые были перечислены органами ФК на счета соответствующих бюджетов и величины денежных средств, которые были возвращены налогоплательщиками.

Также существуют пассивные счета органов ФК, которые используются для учета расходов бюджета, к таким счетам относятся: счет 40105, счёт 40116.

По кредиту перечисленных выше счетов отражаются денежные средства, которые были получены органами ФК для последующего зачисления на расчетные счета получателей денежных средств.

По дебету перечисленных выше счетов отражаются денежные средства выдаваемые и перечисляемые с соответствующих расчетных счетов.

После завершения финансового года счета по учету федеральных не закрываются.

Стоит отметить, что в аналитическом учете учет ведется в разрезе отдельных лицевых счетов органов федерального казначейства.

Также существуют пассивные счета, которые открываются банковскими структурами для учета средств выделенных бюджетных средств для оплаты расходов, минуя органы федерального казначейства, а именно: 40106, 40107, 40203, 40206.

По кредиту перечисленных выше счетов отражаются денежные средства, которые поступили для расходования, а по дебету - перечисляемые на текущие счета бюджетополучателей.

Среди активных и пассивных используемых для учета операции Минфина РФ по финансированию и кредитованию за счет федеральных денежных средств можно выделить следующие: 40108, 40109, 40307, 40308, 40310, 40311.

По дебету перечисленных выше счетов отражается возврат органами ФК средств Федерального бюджета, которые были выделены для финансирования и кредитования.

На активных счетах по дебету, как правило, отражаются операции, связанные с финансированием и кредитованием.

Стоит отметить, что для отражения счетов 401-404 в обязательно порядке должен быть заключен договор/соглашение об обслуживании расчетного счета.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09.06.2021

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Банковское дело» , преподавательский стаж — 8 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Статьей 215 Бюджетного кодекса установлено казначейское исполнение бюджета, т.е. органами ФК. Бюджеты всех уровней исполняются на основе единства кассы, а это предполагает использование единого счета. Основным нормативным актом, регулирующим исполнение бюджета, является Бюджетный кодекс РФ.

Подавляющую часть бюджетных счетов ведут БР и территориальные подразделения БР, там, где нет подразделения БР, счета бюджетов могут вести «Сбербанк» РФ (отделения) или КБ на конкурсной основе.

Поэтому органы ФК являются клиентами банка в основном клиентами БР. КБ могут привлекаться для проведения операций по следующим направлениям:

1. Для осуществления операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе (бюджетные кредиты)

2. Для обслуживания счетов бюджетов, если отсутствует территориальное учреждение БР

3. Для открытия счетов обслуживающих расчеты по сделкам с государственными и муниципальными цен. бумагами

Доходные и расходные счета Фед.бюджета органов Фед казначейства сосредоточены в основном в учреждениях БР (60%), в учреждениях Сбербанка РФ (38%), в др. банках (2%).

Счета Фед.бюджета могут открываться только органами Фед.казначейства (ОФК) – территориальному и главному Управлению Фед.казначейства (УФК), Минфину России. Открываемые счета обслуживаются на основании договора с учетом особенностей установленных Бюджетным кодексом.

В КО для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям открываются счета 401-404:

401-Средства Фед.бюджета

402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403-Прочие средства бюджетов

404-Средства государственных внебюджетных органов.

Режим счетов определен правовыми актами Минфина России и положением БР №205 П от 05.12.2002

Балансовые счета, использованные БР и КБ по назначению, могут быть разделены на 5 групп:

1. Пассивные счета, на которые зачисляются доходы бюджетов различных уровней. К ним относятся счета 40101, 40201, 40204

40101-Доходы, распределяемые органами Фед.казанчейства (ФК) между уровнями бюджетной системы РФ

40201-Средства бюджетов субъектов РФ

40204-Средства местных бюджетов.

ПоКт счета проводятся суммы поступивших доходов (налогов, сборов и д.т.)

По Дт. проводятся суммы перечисленные ОФК на счета соответствующих бюджетов, а также возврат плательщикам налогов

2.Пассивные счета ОФК на них отражается расходная часть бюджетов – 40105, 40116

По Кт отражается полученные ОФК средства для зачисления на лицевые счета получателей бюджетных средств в ОФК

По Дт проводятся выдаваемые и переселяемые с лицевых счетов средства. По окончании бюджетного года счета по учету средств Фед.бюджета не закрывается. В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета ОФК.

3.Пассивные счета, открываемые банками для учета средств выделенных распорядителем бюджетных средств и бюджетополучателя на расходы, миную ОФК: 40106, 40202, 40205, 40107, 40203, 40206.

По Кт. проводятся суммы, поступившие для расходования, по Дт. перечисляемые на текущие счета бюджетополучателей.

4.Активные и пассивные счета, на которых учитываются операции Минфина РФ по финансированию и кредитованию за счет средств Фед.бюджета:40108, 40109, 40110, 40111, 40307, 40308, 40310, 40311.

ПоДт. пассивных счетов отражается возврат органами средств Фед.бюджета выделяемых для финансирования и кредитования.

На активных счетах по Дт.отражаются операции по финансированию и кредитованию поступившие на эти цели.

5.Пассивные счета для учета средств внебюджетных фондов: 40401, 40402, 40403, 40404, 40406, 40408, 40409, 40410.

По Кт. отражаются средства, поступившие в соответствии внебюджетные фонды, а по Дт. операции по расходованию средств фондов. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому распорядителю средств.

Для отражения счетов 401-404 средств бюджетов разных уровней заключается договор банковского счета и предоставляются все необходимые документы как для открытия банковского счета.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: