Постановление правительства о реструктуризации кредитов

Обновлено: 28.03.2024

Так случилось, что некоторые представители бизнеса в своё время заключили с банком или иным кредитором договор займа или кредита с переменным процентом – плавающей ставкой. С 26 марта 2022 года в связи с санкциями появилась возможность смягчить условия кредитования.

Что такое плавающая ставка

Это когда кредитный договор или договор займа содержит условие о начислении процентов за пользование кредитом/займом, размер которых зависит от изменения предусмотренной законом или договором переменной величины (числового значения). В том числе это может быть ключевая ставка ЦБ.

А как известно, из-за ухудшения экономической ситуации на фоне санкций-2022 Банк России резко поднял с 28 февраля ключевую ставку до 20,0%. Соответственно, исполнять обязательства по указанным договорам стало очень затруднительно и невыгодно. Вплоть до потери платёжеспособности и последующего банкротства.

Мера поддержки

Но помощь таким заёмщикам пришёл Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ (далее – Закон № 71-ФЗ). Его ст. 10 внесла дополнения в законодательные акты, установив новые особенности изменения условий договора кредита, займа.

В силу этого ФЗ с 26 марта 2022 года бизнес может потребовать смягчить условия выплат по кредитам с плавающими ставками. Это не совсем реструктуризация, а т. н. переходный период.

Так, например, компания-заемщик может потребовать от банка на 3-месячный переходный период изменить порядок начисления и уплаты процентов по рублевому кредиту или займу с плавающей ставкой.

Право на эту меру поддержки не распространяется на договоры займа, заключённые путем размещения облигаций.

Условия

Чтобы воспользоваться указанной мерой поддержки, нужно соблюсти ряд правил. Среди них такие:

  • заемщик не относится к субъектам МСП, банкам, некредитным финансовым организациям или лицам, которые оказывают профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • договор кредита или займа заключён до 27 февраля 2022 года;
  • обратиться с требованием можно в любой момент действия договора, но не позже 1 июня 2022 года.

Если условия соблюдены, то в переходный период кредитор обязан начислять проценты по специальной формуле, которая приведена в ст. 10 Закона № 71-ФЗ.

Причём в рамках переходного периода в его первом месяце проценты не должны быть выше 12,5%, во втором – 13,5%, в третьем – 16,5% годовых.

Переходный период

Длительность переходного периода составляет 3 месяца.

Дату его начала определяет сам заёмщик, но она не может:

  • быть ранее направления им требования кредитору об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом, займом (она же дата по умолчанию);
  • выходить за 1 июля 2022 года.

Срок рассмотрения кредитором указанного требования – до 5 дней включительно. При положительном ответе заемщику придёт уведомление об изменении условий кредитного договора. Этот же срок дан на отказ с указанием причины.

Если в течение 10 дней от кредитора не пришло ни положительного уведомления, ни отказа, переходный период считается установленным со дня направления заемщиком требования, если иная дата начала не указана в требовании.

Заемщик может в любой момент в течение переходного периода прекратить его действие, направив кредитору уведомление об этом. Тогда действие переходного периода считается прекращенным со дня получения кредитором такого уведомления.

В течение переходного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика перед кредитором по кредитному договору (договору займа), ежемесячно начисляются и уплачиваются проценты, размер которых рассчитывается по формуле:

Переходный период считается прекращенным, когда размер процентов за пользование кредитом превысил размер, предусмотренный изначальными условиями договора.

Проценты

В течение переходного периода дополнительно к процентам, которые начисляются и уплачиваются заёмщиком согласно спецформуле, на размер основного долга тоже начисляются проценты. Они равны разнице между процентами по изначальным условиям и в рамках переходного периода.

Правительство РФ устанавливает порядок и критерии, при соответствии заемщика которым с 1 октября по 31 декабря 2022 года кредитору возмещают 70% недополученного дохода, связанного с предоставлением заемщику переходного периода. Тогда обязательства заемщика по доппроцентам считаются исполненными.

Иначе такие проценты по окончании или прекращении переходного периода увеличивают сумму основного долга. Их погашают равными платежами в сроки и с периодичностью, которые согласованы заемщиком и кредитором, но не ранее 1 января 2023 года.

Для ипотечных кредитов физлиц по договорам, заключённым до 27.02.2022, с 28 февраля и до окончания срока их действия переменная процентная ставка не может превышать значение, рассчитанное на 27 февраля 2022 года.

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 17, ст. 2567; N 50, ст. 7179; 2016, N 50, ст. 7089; 2017, N 8, ст. 1245).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

до 1 сентября 2017 г. создать межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвердить положение об указанной комиссии, состав и порядок ее работы;

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования".

5. В случае если заявления заемщиков о реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) поступили до вступления в силу настоящего постановления, но не были удовлетворены, возмещение убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, может быть осуществлено в случае повторного обращения заемщика при условии соблюдения основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в редакции настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. N 961

Изменения, которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 г. N 373
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. N 961)

Основные условия
реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).

2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.

4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.

5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).

Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.

6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.

7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;

д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:

а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);

в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.

11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.

12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).".

Уточнены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Изменения позволят продолжить программу и реструктуризировать не менее 1,3 тыс. кредитов (займов).

Предусмотрено создание Минстроем России межведомственной комиссии, которая сможет принимать решения в т. ч. об увеличении размера возмещения заемщикам.

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2017 г. N 961 "О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 июня 2021 года N 1029

(с изменениями на 8 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июня 2021 года N 1029

Правила проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам

(с изменениями на 8 апреля 2022 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств, включенных в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов (далее соответственно - задолженность по бюджетным кредитам, меры ответственности, реструктуризация).

2. Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Решение о проведении реструктуризации принимается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Реструктуризация оформляется дополнительным соглашением к действующему соглашению о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и предусматривающим в том числе изменение графика погашения задолженности по бюджетному кредиту и меры ответственности (далее соответственно - дополнительное соглашение, должник). Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение заключается в соответствии с формой, определяемой Министерством финансов Российской Федерации и содержащей установленные настоящими Правилами положения и обязательства должника.

5. Реструктуризация проводится на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которое должно содержать сумму задолженности по бюджетному кредиту, которую предполагается реструктурировать, с указанием суммы основного долга, процентов, неустойки, а также информацию о сроках погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту.

Дополнительно к указанной информации:

субъекты Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил, представляют информацию об объеме и о структуре государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января текущего финансового года, его прогнозе на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г., на 1 января 2030 г.;

Заявление о реструктуризации представляется в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 30 июня 2021 г. с приложением подписанного должником дополнительного соглашения.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте.

6. Министерство финансов Российской Федерации в срок до 1 июля 2021 г. подписывает дополнительное соглашение в случае его соответствия установленным настоящими Правилами требованиям либо возвращает указанные документы заявителю в случае несоответствия дополнительного соглашения таким требованиям с указанием причины возврата.

В случае возврата указанных документов доработанные в части устранения причин возврата документы могут быть повторно представлены высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) для заключения дополнительного соглашения не позднее 1 июля 2021 г.

7. Подлежащая реструктуризации задолженность по бюджетным кредитам консолидируется по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетными кредитами на дату реструктуризации (далее - проценты по кредиту).

8. Реструктуризация проводится путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту на период с 2021 по 2029 год включительно со следующими сроками погашения:

в 2021-2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно с возможностью ее досрочного погашения;

в 2025-2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения.

Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно, не позднее 1 декабря.

9. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемых со 2 июля 2021 г. на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и процентам по кредиту (далее - проценты за рассрочку).

Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря.

10. Реструктуризация проводится при условии принятия должником следующих обязательств, подлежащих включению в дополнительные соглашения:

а) направление в 2021-2024 годах средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - новые инвестиционные проекты), включая возможность их направления в 2022 году - на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Объем высвобождаемых средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащих направлению на цели, предусмотренные настоящим подпунктом, рассчитывается как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту, определяемым в соответствии с графиком погашения задолженности по бюджетному кредиту, являющимся приложением к действующему соглашению о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определяемым в соответствии с абзацем первым пункта 8 настоящих Правил, в 2021 году;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 400, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года; в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 года N 624. - См. предыдущую редакцию)

б) утверждение заключенных дополнительных соглашений законом (законами) субъекта Российской Федерации (за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период) и в 6-месячный срок со дня подписания дополнительного соглашения представление копии указанного закона (законов) субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации;

в) представление ежегодно в течение 14 рабочих дней после утверждения закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в Министерство финансов Российской Федерации выписки из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплату процентов за рассрочку. Указанная выписка из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов должна быть представлена не позднее 30 декабря 2021 г.;

дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2022-2029 годах дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить установленный показатель на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

ежегодного снижения на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. не менее чем на 1 процент показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022-2029 годы соответственно, рассчитанного от доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2022 г.;

неувеличения на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. показателя доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - общий объем долговых обязательств по рыночным заимствованиям), от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022-2029 годы соответственно, рассчитанного от доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2022 г.;

утверждения и реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, включающего программу оптимизации расходов и мероприятия, направленные на рост доходов бюджета субъекта Российской Федерации и сокращение государственного долга субъекта Российской Федерации;

направления в Министерство финансов Российской Федерации и согласования с Министерством (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

д) обеспечение в 2025-2029 годах субъектами Российской Федерации, не имеющими обязательств, предусмотренных пунктом 12_1 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств:

дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2025-2029 годах дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить установленный показатель на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

неувеличения на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025-2029 годы соответственно, рассчитанного от доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2025 г. в соответствии с пунктом 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств и установленного дополнительным соглашением;

неувеличения на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. показателя доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025-2029 годы соответственно, рассчитанного от доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2025 г. в соответствии с пунктом 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств и установленного дополнительным соглашением;

реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, включающего программу оптимизации расходов и мероприятия, направленные на рост доходов бюджета субъекта Российской Федерации и сокращение государственного долга субъекта Российской Федерации;

направления в Министерство финансов Российской Федерации и согласования с Министерством (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

е) представление ежегодно, не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным, до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам в Министерство финансов Российской Федерации информации о выполнении условий реструктуризации, предусмотренных подпунктами "а"-"д" настоящего пункта.

11. В случае нарушения должником графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку должник уплачивает пени в размере 1/300 ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату наступления сроков исполнения обязательств, от общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам за каждый день просрочки исполнения обязательства.

В случае если по истечении 14 рабочих дней со дня наступления срока, установленного графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку, должником не осуществлены погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплата процентов за рассрочку, непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку, предусмотренные соответствующим графиком на конкретную дату, подлежат досрочному единовременному погашению должником. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.

При неисполнении должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпунктов "г" и "д" пункта 10 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также досрочно погашает задолженность в объеме превышения предельных значений дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям, установленных настоящими Правилами и дополнительным соглашением, но не более 5 процентов общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в срок до 1 июля текущего года.

При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпунктов "г" и "д" пункта 10 настоящих Правил, исходить из возможности превышения показателей дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации и доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям, предусмотренной пунктом 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств.

При оценке исполнения должником обязательств по итогам 2024 года, предусмотренных подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, средства бюджета субъекта Российской Федерации, подлежавшие направлению субъектом Российской Федерации в отчетном году на цели, предусмотренные подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, в части направления высвобождаемых средств на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяются исходя из объема средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на указанные цели в 2021-2024 годах, включая возможность их направления в 2022 году - на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 400, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года; в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 года N 624. - См. предыдущую редакцию)

от 20 апреля 2015 года N 373

(с изменениями на 12 апреля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на 4,5 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

3_1. Разрешить акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования":

использовать денежные средства, полученные в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, на цели возмещения недополученных доходов или убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, в случае, если указанные ипотечные жилищные кредиты (займы) реструктурированы в соответствии с утвержденными настоящим постановлением основными условиями реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа);

размещать временно свободные денежные средства, полученные на цели реализации программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и использовать полученный от их размещения доход на финансирование программы и компенсацию своих операционных расходов, связанных с реализацией программы, перечень которых определяется наблюдательным советом акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 года N 373
(В редакции, введенной в действие
с 22 августа 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2017 года N 961. -
См. предыдущую редакцию)

Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

(с изменениями на 12 апреля 2020 года)

1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "ДОМ.РФ" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).

2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "ДОМ.РФ", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений пункта 5_1 настоящего документа.

3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.

4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.

5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).

Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.

Договоры о реструктуризации заключаются не позднее 31 декабря 2020 года.

5_1. В случае если установленным акционерным обществом "ДОМ.РФ" порядком, указанным в пункте 2 настоящего документа, предусмотрено представление кредитором в акционерное общество "ДОМ.РФ" заявления о возмещении убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы, и документов, подтверждающих соблюдение условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, такие заявление и документы могут быть рассмотрены и решение по ним может быть принято акционерным обществом "ДОМ.РФ" только в случае их поступления в акционерное общество "ДОМ.РФ" не позднее 31 октября 2019 года.

6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.

7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "ДОМ.РФ" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;

д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "ДОМ.РФ" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "ДОМ.РФ" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:

а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);

в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.

11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.

12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: