При стимулирующей денежно кредитной политике государство будет снижать налоги

Обновлено: 27.04.2024

При принятии инвестиционных решений, в том числе на краткосрочный, а также длительный горизонт в обязательном порядке надо руководствоваться данными по решениям экономической политики.

Экономическая политика – совокупность действий, законов, определенных мер для решения и осуществления поставленных экономических задач государства на макроуровне. Главная цель, достижение целей влияющих на общество в целом, а цели продиктованы соответственно уровнем и состоянием экономики государства на данном этапе.

Основные и главные элементы, которые составляют экономическую политику:

• Денежно-кредитная политика (монетарная политика);
• Налоговая политика (фискальная политика);
• Бюджетная политика;
• Инвестиционная политика;
• Политика в области труда и занятости;
• Внешнеэкономическая политика;
• Другое…

Но мы обратим внимание только на первые две политики: монетарную и фискальную, т.к. они представляют основную ценность.

Денежно-кредитная политика (монетарная политика, денежная политика) – совокупность мер центрального банка страны, а также правительства, в контексте денежного обращения и кредитования, включающие в себя: сдерживание инфляции, обеспечение занятости, регулирование темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний в отраслях экономики, обеспечение устойчивости платежного баланса и т.д.


Основные и главные инструменты центральных банков (ЦБ) при проведении денежно-кредитной политики (ДКП):

1) Регулирование нормы обязательных резервов (регулирование общей денежной массы в обращении).

Обязательные резервы представляют собой часть депозитов либо наличности, которые они обязаны хранить в центральном банке, в зависимости от нормы резервирования. При повышении норм резервирования, сокращаются возможности банков и кредитных учреждении выдавать кредиты, в следствие дополнительных отчислении в ЦБ, которые банк не имеет права использовать для кредитования. Данный инструмент достаточно редко применяется на практике, потому что способен вызвать большие трудности для кредитных учреждений, а также породить большую неопределенность в дальнейших действиях.

2) Управление учетной ставкой (ставкой рефинансирования, как ее еще называют).

Ставка по которой ЦБ кредитует финансовые и кредитные организации. Как правило банки прибегают к данной операции для пополнения резервов, а также для выхода из сложных финансовых обстоятельств. Данные средства полученные у ЦБ через «дисконтное окно» представляют собой дополнительные резервы. Регулирование ставки, еще одна мера по воздействию на денежную массу, а также на величину кредитования реального сектора экономики. Для банка, учетная ставка, как индикатор получения дополнительных резервов, чем она выше тем менее охотно банки берут у ЦБ и тем менее охотно занимаются кредитованием, и обратная ситуация при понижении учетной ставки. При всем при этом, ЦБ не дает банкам неограниченной количество ликвидности, а жестко следит, за тем, кому и сколько нужно и выдает заем, только под конкретные сложившиеся обстоятельства в кредитном учреждении. Как правило величина займов не превышает 2-3% от величины резервов в самом ЦБ. Как правило, влияние учетной ставки оказывается больше показательным, показывает направление видения и движения политики ЦБ (сдерживающая или стимулирующая политика).

3) Операции на открытом рынке (open markets operations).

Как правило это операции на вторичном рынке по купле продаже краткосрочных государственных облигаций и казначейских векселей. Отличие в том, что облигации в данном случае приносят процентный доход (percent income), а векселя продаются дешевле, чем потом выкупаются по номиналу (capital gain). Это также является регулированием денежной массы, а также стимулирует инвестиции в государственный долг (путем изменения доходности данных инструментов). При покупки ценных бумаг у банков ЦБ в полной мере расплачивается с банком за поставку актива, а в случае покупки тех-же активов у населения, ЦБ кладет на расчетный счет человека деньги, тем самым увеличивая депозиты на балансе банка и тем самым банк обязан увеличить свои резервы у ЦБ. При продаже бумаг, ЦБ пополняет свои резервы, а также при увеличении предложения и снижении стоимости бумаг, соответственно растет доходность, что побуждает все большее количество инвесторов обратить на них внимание.

4) Валютные интервенции.

Называют прямое вмешательство ЦБ на курс национальной валюты с целью поддержанию его в некотором диапазоне, а также сглаживания экстремальных колебаний.

5) И другие, оказывающие незначительное влияние на рынок…

Основные виды денежно-кредитной политики (ДКП):

При разных экономических ситуациях в государстве, актуальна определенная стратегия по ДКП, а именно по ее виду, она может быть, стимулирующая либо сдерживающая.

1) Стимулирующая политика в области ДКП.

Реализуется во время спада в экономике, деловой активности, сокращения ВВП, призвана дать импульс и поддержать экономику в период стагнации, повлиять на уровень занятости населения.

2) Сдерживающая политика в области ДКП.

Реализуется во время сильного подъема, чаще бесконтрольного (трудно управляемого), направленна на «выпуск пара» экономике, борьбы с инфляцией.


Плюсы и минусы кредитно-денежной политики:

1) Скорость принятия решения и такая-же быстро влияния на рынок в целом.
2) Небольшая зависимость от политического давления, довольно тонкая политика в отличии от фискальной (к примеру при повышении налогов), поэтому ее легче применить.
3) Монетаризм, бытует мнение в среде экспертов экономистов, о том, что количество денег в обращении один из единственных факторов деловой активности.

1) Циклическая асимметрия. Это когда выдаются деньги под как кажется одни цели, а идут они совсем на другие. К примеру, ЦБ решил уменьшить норматив резервов с надеждой, что банки будут больше кредитовать экономику, а на практике, эти деньги часто идут на погашение суд, облигаций, на валютный рынок и т.д.
К примеру, как происходит с так называемым количественным смягчением (QE), центральные банки печатая валюту, скупают облигации, тем самым увеличивая резервы банков в надежде, на кредитование ими экономики, но опять-же на практике, все наоборот, они решают собственные проблемы.
2) Влияние на скорость обращения денег. Существует теория в кейнсианстве, что при инфляции, центральным банков, а также правительством, зажимается денежная ликвидность, в связи с этим возрастает скорость обращения денег и наоборот.
3) Влияние инвестиций, денежно-кредитная политика не всегда может являться эффективной, к примеру при сдерживании ЦБ кредитования банками, но большой деловой активностью и спросом на наличность (ожидание), политика будет не сильно эффективна. То-есть на ДКП влияет множество факторов и нельзя их игнорировать при принятии решения.

Фискальная политика (налогово-бюджетная политика) – совокупность мер государства (в частности правительства), проводимых с целью влияние на экономику, сглаживания бизнес-циклов в экономике, стабильность цен в краткосрочном промежутке. В общем, это политика регулирования всего совокупного спроса.


Инструменты фискальной политики

Как правило, выделяют три инструмента, которые влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение:

• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.

Основные виды фискальной политики

В зависимости от ситуации, государство применяет разные меры в налогово-бюджетной среде, вот главные из них:

1) Стимулирующая фискальная политика.

Проводится во время спада (депрессии) в экономике, с целью стимулировать либо совокупный спрос, либо совокупное предложение или оба сразу.

2) Сдерживающая фискальная политика.

Проводится в случае сильного, бесконтрольного подъема экономики, в данном случае все проводится наоборот, уменьшают трансферты, увеличивают налоги и т.д., с целью получить более предсказуемую ситуацию в экономики, снизить инфляцию, а также улучшения жизни населения (в долгосрочной перспективе).

3) Автоматическая фискальная политика.

В данном случае идет работа встроенных стабилизаторов (налоги, трансферты и т.д.) при разных ситуациях размер налогов для домохозяйств может как расти, так и падать (прогрессивные шкалы).

4) Дискреционая фискальная политика.

Когда государство прямо заявляет и изменяет налогово-бюджетную политику в стране.

Плюсы и минусы фискальной политики:

1) Мультипликативный эффект, все инструменты, в целом эффективно влияют на уровень равновесного совокупного выпуска.
2) Отсутствие внешнего лага. При принятии решений по фискальной политики, первые результаты на экономику проявляются достаточно быстро.
3) Наличие встроенных стабилизаторов. (Подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности и т.д.).

1) Эффект вытеснения, при финансировании гос. расходов министерство финансов, ЦБ, часто выходит на денежный рынок, тем самым повышая ставки на наличность, что косвенно затрудняет возможность банкам и компаниям привлекать дешевый капитал.
2) Наличие внутреннего лага. Период времени между временем необходимым его принятия и временем, когда это решение принято.
3) Из-за величины экономик и масштабности данных, трудно принять максимально взвешенное решение.
4) Довольно важная проблема, рост государственно долга в период кризиса, который в будущем может привести к дефолту государств. Так называемое отношение ВВП/гос. долг. Эта проблема особенно остро стоит в развитых и развивающихся странах.

В заключении надо сказать, что при принятии инвестиционных решении, нужно руководствоваться всеми данными, как монетарной, так и фискальной составляющей, но и понимать, что нету таких механизмов, которые на 100% бы сказали Вам, что тут надо продавать или покупать. Есть решения, которые практически точно приведут к такому развитию ситуации, а есть такие, что вообще не ясно, на финансовых рынках все очень индивидуально.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Политика сдерживания – это денежно-кредитная мера, означающая либо сокращение государственных расходов, в частности, дефицита, либо снижение темпов денежной экспансии центрального банка. Это один из видов макроэкономических инструментов, предназначенных для борьбы с растущей инфляцией или другими экономическими искажениями, создаваемыми центральными банками или государственными интервенциями. Политика сдерживания – это полная противоположность политике экспансии.

Ключевые моменты

  • Политика сдерживания – это макроэкономические инструменты, предназначенные для борьбы с экономическими перекосами, вызванными перегревом экономики.
  • Сдерживающая политика направлена ​​на снижение темпов денежно-кредитной экспансии путем введения некоторых ограничений на движение денег в экономике.
  • Сдерживающие полисы обычно выдаются во время экстремальной инфляции или когда был период роста спекуляций и капиталовложений, подпитываемых предыдущей экспансионистской политикой.

Детальный взгляд на сдерживающую политику

Сдерживающая политика направлена ​​на предотвращение потенциальных искажений на рынках капитала. Искажения включают высокую инфляцию из-за увеличения денежной массы , необоснованных цен на активы или эффектов вытеснения, когда скачок процентных ставок приводит к сокращению частных инвестиционных расходов, так что это сдерживает первоначальный рост общих инвестиционных расходов.

Хотя первоначальным эффектом сдерживающей политики является сокращение номинального валового внутреннего продукта (ВВП), который определяется как валовой внутренний продукт (ВВП), оцениваемый в текущих рыночных ценах , это часто в конечном итоге приводит к устойчивому экономическому росту и более плавным циклам деловой активности.

Политика сдерживания, в частности, имела место в начале 1980-х годов, когда тогдашний председатель Федеральной резервной системы Пол Волкер наконец положил конец стремительной инфляции 1970-х годов.На пике своего развития в 1981 году целевые процентные ставки по федеральным фондам приближались к 20%.1 Измеренный уровень инфляции снизился с почти 14% в 1980 году до 3,2% в 1983 году.2

Сдерживающая политика как фискальная политика

Правительства проводят ограничительную фискальную политику, повышая налоги или сокращая государственные расходы. В самой грубой форме эта политика выкачивает деньги из частной экономики в надежде замедлить неустойчивое производство или снизить цены на активы. В наше время повышение уровня налогов редко рассматривается как действенная ограничительная мера. Вместо этого в большинстве случаев ограничительная фискальная политика сводит на нет предыдущую фискальную экспансию за счет сокращения государственных расходов – и даже в этом случае только в целевых секторах.

Если сдерживающая политика снижает уровень вытеснения на частных рынках, она может создать стимулирующий эффект за счет роста частной или негосударственной части экономики. Так было во время забытой депрессии 1920–1921 годов и в период сразу после окончания Второй мировой войны, когда скачки экономического роста последовали за массовым сокращением государственных расходов и повышением процентных ставок.

Краткая справка

Сдерживающая политика часто связана с денежно-кредитной политикой, когда центральные банки, такие как Федеральная резервная система США, могут проводить политику, повышая процентные ставки.

Сдерживающая политика как денежно-кредитная политика

Сдерживающая денежно-кредитная политика обусловлена ​​повышением различных базовых процентных ставок, контролируемых современными центральными банками, или другими средствами, обеспечивающими рост денежной массы. Цель – снизить инфляцию за счет ограничения количества активных денег, обращающихся в экономике. Он также направлен на подавление неустойчивых спекуляций и капиталовложений, которые могли быть инициированы предыдущей политикой расширения.

В Соединенных Штатах политика сдерживания обычно осуществляется путем повышения целевой ставки по федеральным фондам, то есть процентной ставки, которую банки взимают друг с друга в одночасье, чтобы удовлетворить свои резервные требования.

ФРС может также поднять резервные требования для банков-членов в попытке сократить денежную массу или проводить операции на открытом рынке, продавая активы, такие как казначейские обязательства США, крупным инвесторам. Такое большое количество продаж снижает рыночную цену таких активов и увеличивает их доходность, делая их более экономичными для вкладчиков и держателей облигаций.

Пример сдерживающей политики

Фактический пример сдерживающей политики в действии можно найти не далее, чем в 2018 году. Как сообщаетDhaka Tribune , Бангладешский банк объявил о планах ввести ограничительную денежно-кредитную политику, чтобы контролировать предложение кредитов и инфляцию и в конечном итоге поддерживать экономическую стабильность в страна.3 По мере изменения экономической ситуации в последующие годы банк перешел к денежно-кредитной политике, ориентированной на расширение.4

Понятие и сущность налогово-бюджетной политики государства

На сегодняшний день в научной среде существует множество подходов к трактовке понятия налогово-бюджетной политики. Однако единства подходов к определению ее сущности не выработано до сих пор.

В общем смысле под налогово-бюджетной политикой государства принято понимать политику правительственных органов, основанную на реализации возможностей взимания налогов и расходования средств государственной казны для регуляции деловой активности и решения социальных задач. Иначе ее принято называть фискальной политикой.

Бюджетно-налоговая политика государства основана на реализации мероприятий в области налогообложения, нацеленных на пополнение госбюджета, рост эффективности национальной экономики страны и экономический рост в целом, а также обеспечения стабильного денежного обращения и занятости населения.

Непосредственной сферой осуществления налогово-бюджетной политики выступают налоги, взимаемые государством, и его расходы. Именно они определяют ее состав (рисунок 1).

Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, фискальная или налогово-бюджетная политика может быть определена в качестве системы государственного регулирования национальной экономики, в основе которой лежит управление доходами и расходами государственной казны. Иначе говоря, она сводится к целенаправленной манипуляции налогами и государственными расходами.

В условиях функционирования и развития рыночной среды налогово-бюджетная политика выступает в роли одного из основополагающих инструментов макроэкономического регулирования. Именно благодаря ей происходит формирование государственного бюджета. Она же регулирует и направляет его расходы, формирует трансферы и обеспечивает реализацию государственных закупок.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды налогово-бюджетной (фискальной) политики государства

Направления фискальной политики определяются ее видами. На практике налогово-бюджетная политика государства может принимать различные формы (рисунок 1). Единой их классификации не выработано до сих пор. Рассмотрим их более подробно.

Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дискреционная (гибкая) фискальная политика государства основана на сознательном регулировании системы налогообложения и расходов государственного бюджета в целях повышения объемов производства, совокупного спроса, занятости населения и пр., посредством наращивания расходов бюджета и увеличения его дефицита при снижении налогов.

В основе не дискреционной (автоматической) фискальной политики государства лежит использование автоматических стабилизаторов, таких как изменение величины налоговых поступлений в бюджет в зависимости от стадии экономического цикла.

Помимо этого бюджетно-налоговая политика государства может быть сдерживающей или стимулирующей.

Так, выделяют сдерживающую фискальную политику, активно используемую государством в условиях инфляции. Иначе ее называют фискальной рестрикцией. В ее основе лежит повышение налогов и сокращение расходов государственного бюджета.

В противовес сдерживающей фискальной политике выступает стимулирующая фискальная экспансия, которая находит свое применение в период спадов в экономике. Она основана на сочетании снижения налогов и увеличением государственных расходов.

Выбор того или иного типа фискальной политики определяется стадией развития экономического цикла и целями национальной экономики страны.

Реализация фискальной политики и ее результаты в определенной степени зависят от временного периода ее осуществления. Основными периодами являются:

В долгосрочном периоде реализация бюджетно-налоговой политики приводит к обеспечению стабильности темпов роста экономики страны.

В краткосрочном периоде основной целью реализации фискальной политики выступает поддержание стабильного уровня цен, полной занятости и стабильного уровня валового внутреннего продукта (совокупного объема выпуска).

Так или иначе, фискальная политика является одним из основных способов правительственного влияния на национальную экономику. От правильности и справедливости ее реализации зависит не только состояние экономики страны, но и будущее ее граждан.

Преимущества и недостатки налогово-бюджетной политики государства

Фискальная политика как способ воздействия государства на экономику страны имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Рассмотрим их более подробно.

К ее основным достоинствам принято относить:

  • достижение мультипликативного эффекта, позволяющего сбалансировать все отрасли экономики и росту совокупных расходов;
  • отсутствие внешнего лага (задержки), то есть вступление изменений после принятия соответствующих законов;
  • действия встроенных стабилизаторов, автоматически стабилизирующих экономику посредством стимулирования деловой активности и ее сдерживания в случае перегрева.

В то же время, несмотря на наличие очевидных преимуществ, у политики фискального типа имеются определенные недостатки. Основным из них принято считатьналичие так называемого «эффекта вытеснения», возникающего при росте объемов государственных закупок в целях стимулирования национальной экономики страны. Мультипликативный рост доходов приводит к повышению спроса на деньги, в результате чего повышается процентная ставка на денежном рынке. В результате удорожания кредитов происходит «вытеснение» части инвестиционных расходов экономических субъектов в краткосрочном периоде. Все это способствует уменьшению запасов капитала в экономике и снижению потенциала ее развития в долгосрочной перспективе.

Помимо этого к недостаткам фискальной политики относится ее влияние на рост дефицита госбюджета и недостаточная гибкость в виду наличия внутреннего временного лага.

Таким образом, государственное регулирование национальной экономики посредством налогово-бюджетной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так или иначе, ее разработка и реализация политики требуют взвешенных решения органов государственной власти и правительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: