Проблемы банкротства кредитных организаций

Обновлено: 03.05.2024


В статье рассматривается вопрос возникновения проблематики правового регулирования банкротства кредитных организаций. Регулирование законодательством Российской Федерации общих вопросов, связанных с банкротством и правоотношениями, в которые вступают субъекты гражданского права, имеющие специальную гражданскую правоспособность.

На сегодняшний день проблематика банкротства кредитных организаций имеет особое место, поскольку эти вопросы затрагивают интересы широкого круга граждан. Важность регулирования процесса применения к кредитным организациям процедуры банкротства обладает определенными особенностями, они определены правовой природой данных организаций, у которых деятельность чаще имеет публичный характер, даже в случаях с частными организациями.

Вопросы о банкротстве кредитных организаций возникли не так давно, но при этом активно вызывают интерес как у физических лиц, так и у юридических. Фундаментом нормативно-правового регулирования выступает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», где главные задачи — устранять из гражданского оборота неплатежеспособных участников и давать возможность отсрочки оплаты добросовестным субъектам гражданского оборота, оказавшимся в ситуации непредвиденной временной неплатежеспособности. Возможность реструктуризации долга или предоставление отсрочки оплаты долга дает может позволить улучшить свое положение неплатежеспособным гражданам под контролем арбитражного суда, кредиторов, и после снова достичь финансовой стабильности. Но немаловажно отметить, что действующее законодательство Российской Федерации регламентирует не только общие вопросы, связанные с банкротством, но в той же мере и данные правоотношений, в которые вступают субъекты гражданского права, имеющие специальную гражданскую правоспособность.

В последнее десятилетие было одобрено значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих банкротство юридических лиц, а именно кредитных организаций, и в данных документах присутствуют противоречия и пробелы. Противоречия в документации усложняют практическое применение процесса банкротства и в результате могут повлиять на возникновение возможностей для злоупотреблений своим положением. На сегодняшний день отсутствует четкое определение всех критерий несостоятельности кредитных организаций, и в связи с этим нарушен принцип пропорциональности и соразмерности разрешения требований кредитора при процессе реализации конкурсного производства в правоотношениях кредитной организации. Равным образом имеется недостаток в исследовании научной сферы, посвященной анализу и синтезированию правовых проблем банкротства кредитных организаций.

Перечень особенностей кредитных организаций и накопленный опыт развития института банкротства кредитных организаций предоставили возможность сформулировать вывод, что решение этих вопросов должно быть направлено на защиту имущественных прав и интересов кредитора. Также необходимо обратить внимание на обеспечение возврата и непосредственно сохранность имущества кредитной организации, где расширение правовых форм предупреждения и несостоятельности применяется при ограничительных и контрольных мерах, что провоцирует повышение требований к уровню в правомерности управления кредитной организацией при процедуре банкротства.

На российском рынке банковская система играет важнейшую роль и проецируется на все сферы общества. Банковская система не только обеспечивает растрачивание свободных денежных средств, привлечение их в оборот, но также обладает механизмом перенаправления денежного капитала, где играет роль основного элемента цельного платежного механизма хозяйственной системы государства.

Эффективное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления при формировании рыночной экономики полностью зависят от стабильности и надежности банковской системы всего государства. Стабильность банковской системы определена тем, что деятельность Центрального Банка России и коммерческих кредитных организаций будут влиять на осуществление государственной экономической политики, финансовой стабильности и снабжение экономической безопасности государства. Иными словами, не только Центральный Банк РФ, но и кредитные организации занимают важное положение в рыночной экономике. В случаях, где кредитная организация, в зависимости от внутренних и внешних причин, теряет способность выполнять принятые на нее обязательства, и становится невозможным восстановить платежеспособность, только тогда кредитная организация будет признана банкротом.

Правовое регулирование при банкротстве кредитных организаций направлено на уменьшение ущерба, причиненного кредиторам, а при том, что имеется публичный интерес, имеется необходимость в адекватном правовом регулировании.

Усовершенствование Российского законодательства о вопросах банкротства кредитных организаций имеет положительные тенденции, но все же далеко от идеала.

Россия является не первой страной, которая столкнулась с крупномасштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы, в частности. Научная теория, анализирующая мировой опыт банковских кризисов, постоянно обновляется и пополняется.

На сегодняшний день практически не осталось страны, не испытавшей банковский кризис в той или иной мере. В результате изучения мирового опыта и анализа ошибок других стран удалось избежать повторения этих ошибок в России. С каждым годом сокращается государственное вмешательство в экономическую систему, происходит либерализация финансовых рынков и активная приватизация государственной собственности, которая совпала с развитием новейших информационных технологий. Вышеупомянутые изменения позволили организовать новые финансовые рынки и соединить национальные системы в единый рынок.

Практика разных стран показывает, что банковские кризисы воспроизводят сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям. Ослабление контроля внешнеэкономических отношений и регулирование банковской сферы в развитых и развивающихся странах, интернационализация рынка финансовых услуг, обновление рыночные реформы в странах с переходной экономикой — все это свидетельствует о процессах, которые развивались достаточно болезненно, неустойчиво и несбалансированно, а иногда и отрицательно сказывались на состоянии банковских балансов. На таком этапе возросшей неустойчивости банковские системы стали крайне восприимчивы к традиционным факторам банковских кризисов, имеется в виду экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики. Спад производства и спад платежеспособности предприятий-заемщиков банков остается базисной причиной банковских кризисов, при этом степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему всегда зависит от различного рода факторов.

Основные термины (генерируются автоматически): банковская система, кредитная организация, банкротство, гражданский оборот, мировой опыт, Российская Федерация, Россия, рыночная экономика, специальная гражданская правоспособность, финансовая стабильность.


В данной статье отражен ряд проблем процедуры банкротства кредитных организаций; охарактеризована практика ЦБ РФ в отношении банков-банкротов, определены условия признания судом преступных деяний банков; определено с чем связана коллизия при регулировании размера лимита расходов в процедуре банкротства (ликвидации) кредитной организации; представлена судебная практика в отношении кредитных организаций — банкротов.

Ключевые слова: банковская деятельность процедуры банкротства, кредитные организации, банк-банкрот, судебная практика, правовое регулирование.

В литературе [1; 2; 8 и др.] выделяются следующие проблемы правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций:

  1. Скрытие кредитными организациями своих финансовых проблем и невозможность в связи с этим быстрого применения процедур оздоровления. В этом плане необходимо внедрение дополнительных механизмов выявления неустойчивого финансового состояния кредитной организации, что сделает невозможным скрытие фактического финансового положения.
  2. Необходимо проведение обязательной проверки на достоверность судом предоставляемых сведений Агентства по страхованию вкладов.
  3. Необходимость постоянного дополнения и актуализации нормативно-правовой базы касаемо банкротства кредитных организаций;
  4. Необходимо стараться увеличить количество «оздоровившихся» кредитных организаций и соответственно уменьшить численность организаций-банкротов в банковском секторе.

Причины криминального банкротства кредитных организаций следует искать еще в начале 1990-х. Тогда, на этапе становления российской банковской системы, жестких требований к источникам средств формирования уставных капиталов не предъявлялось, что позволяло некоторым банкам использовать для этих целей ненадлежащие активы. Нередко кредитные организации учреждались фирмами, не ведущими хозяйственной деятельности, исключительной целью которых был взнос в капитал банка. В свою очередь, эти фирмы тоже учреждались посредниками. Истинный же владелец банка оставался в тени. Как правило, реальные деньги по прошествии времени из банка выводились и замещались «технологическими» активами. Нередко средства учредителей (участников) в уставный капитал фактически вообще не вносились, а сразу же трансформировались в «технологические» активы.

А дальше сумма неликвида возрастала как снежный ком. Избавиться от проблемной задолженности банки могут, либо, вливая реальные деньги акционеров, либо используя получаемую прибыль. К сожалению, нередко они выбирают другой путь: неликвидная задолженность многократно рефинансируется, увеличиваясь на сумму начисленного дохода. Поскольку реального капитала нет, риски покрываются за счет средств кредиторов банка, финансовая дыра растет, а ликвидность поддерживается текущими клиентскими платежами и межбанковскими займами. По сути, при таком ведении бизнеса используется принцип построения финансовых пирамид.

Проблема правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций требует повышенного внимания и остается серьезной на данный момент. Большое количество банков-банкротов и дальнейший рост этого процесса может привести к тому, что в будущем останутся небольшое количество крупнейших банков, что отразится на малом и среднем бизнесе, и, несомненно, повлияет на экономическую ситуацию в стране. Данная ситуация требует проработки имеющихся проблем в области поддержки кредитным организациям и пересмотра правового регулирования банковского сектора.

Главными инструментами следственных органов при привлечении к ответственности руководителей банков, у которых отозвана лицензия, являются ст. 159, 160 и 201 УК РФ.

Как показывает практика, и ЦБ РФ, когда принимает меры по отзыву лицензии у банка, и в дальнейшем Агентство по страхованию вкладов (далее — АСВ), когда с пристрастием анализирует все операции, проводимые банком, склонны квалифицировать действия банкиров по-своему. Так, ACB в действиях банкиров всегда видит признаки «преднамеренного банкротства» (ст. 196 УК РФ) и «неправомерных действий при банкротстве» (ст. 195 УК РФ), но стоит отметить, что правоохранительные органы неохотно возбуждают уголовные дела по данным статьям.

В целях прогнозирования возможной квалификации обвинений руководителей ликвидированных банков можно условно разделить на две неравнозначные группы.

  1. Первая (немногочисленная) условная группа банкиров, которые действовали из побуждений «избежать лишения лицензии и последующего банкротства компании любой ценой» и создавали, в частности, идеальную ситуацию для вменения ст. 172.1 УК РФ, то есть выбирали меньшее из зол, рискуя в любом случае принять удар на себя.

В этих случаях суд признает преступным:

а) сокрытие реальной финансовой информации (в частности, наличие у банка договоров поручительств на сумму 400 млн. рублей);

б) осознание руководителем банка того факта, что данные обязательства приведут к снижению нормативов достаточности собственных средств, что является основанием для отзыва лицензии.

В одном из дел суд установил, что руководитель банка не желал указанных последствий в виде отзыва лицензии, в связи с чем принял решение внести в отчетность заведомо недостоверные сведения. Но это не стало спасательным кругом: Центробанк все равно принял решение об отзыве лицензии по причине полной утраты собственных средств (капитала) [6].

  1. Вторая условная группа банкиров, которые согласно предъявленным им обвинениям якобы использовали проблемную «банкротную» ситуацию, сложившуюся в кредитной организации, в своих интересах или в интересах третьих лиц.

В результате анализа приговоров, вынесенных в отношении банкиров второй условной группы, напрашиваются некоторые выводы, по своей сути, демонстрирующие явные проблемы правоприменения уголовного закона в данной сфере [7].

Большинство приговоров вынесено в порядке гл. 40 УПК РФ, то есть при согласии лица с предъявленным ему обвинением без проведения судебного разбирательства, а значит, без исследования доказательств. Следствием этого является низкое качество приговоров (в решениях не указано, например, в чем выразился обман, если лицу вменяют ст. 159 УК РФ; не установлен момент совершения присвоения, если лицу вменяют ст. 160 УК РФ; из содержания приговоров однозначно не следует, почему суд квалифицировал действия банкира по ст. 201 УК РФ, если в его действиях усматриваются признаки хищения).

Кроме того, в рассмотренных приговорах не прослеживается четкое разграничение между основаниями квалификации преступных действий банкиров по ст. 201 и ст. 195 УК РФ. При наличии одних и тех же фактических обстоятельств и доводов, указанных в приговорах, действия квалифицируются по-разному.

По общему правилу при исполнении обязанностей арбитражным управляющим его расходы ограничены определенным лимитом, который зависит от балансовой стоимости активов должника. Но при банкротстве кредитных организаций предусмотрен специальный порядок установления лимита расходов. При этом в правовом регулировании данного вопроса не все так просто.

В силу п. 5 ст. 189.84 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) смета текущих расходов кредитной организации утверждается (изменяется) конкурсным управляющим (в том числе Агентством по страхованию вкладов).

Смета текущих расходов кредитной организации в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов или, если собранием образован комитет кредиторов, комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего (п. 6 ст. 189.84 Закона о банкротстве).

Кроме того, лимиты расходов, предусмотренные п. 3 ст. 20.7 Закона о банкротстве, не подлежат применению и в процедурах принудительной ликвидации банка [4].

Однако это не позволяет управляющим увеличивать размер расходов до бесконечности. Арбитражный управляющий несет самостоятельную обязанность действовать добросовестно и разумно, независимо от решения коллегиального органа кредиторов. Данная обязанность должна исполняться и при утверждении сметы расходов, которая будет объективно удовлетворяющей для всех участников процесса.

Коллизия при регулировании размера лимита расходов в процедуре банкротства (ликвидации) кредитной организации связана с тем, что специальный параграф предусматривает субсидиарное применение норм общебанкротных правил. Тем самым общие нормы банкротства организаций позволяют установить для действий управляющего рамки разумности и добросовестности, а в случае злоупотребления управляющим своими полномочиями — способы привлечения его к ответственности.

Осведомленность вкладчика о проблемах кредитной организации имеет существенное значение при решении вопроса об оспаривании сделок по правилам гл. III.1 Закона № 127-ФЗ. Данный Закон не устанавливает перечня конкретных обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод об осведомленности клиента кредитной организации о наличии у нее финансовых затруднений.

В любом случае существенное значение для правильного разрешения спора имеет точное время размещения соответствующей публикации на портале финансовой информации. Например, при оспаривании банковской операции по перечислению денежных средств клиента или их списанию со счета учитывается, в какой момент времени на портале появилась информация — до или после совершения оспариваемой банковской операции. Если сначала проблемный банк совершил такую операцию и только после этого на информационных ресурсах появились негативные сведения о финансовом состоянии банка, то оснований считать действия клиента недобросовестными не имеется.

В таком случае суд может указать на то, что даже размещение информации на онлайн-площадках с большой ежедневной посещаемостью само по себе не является безусловным подтверждением того, что все кредиторы банка должны были знать о его проблемах [5].

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, УК РФ, правовое регулирование, судебная практика, банк, отзыв лицензии, процедура банкротства, страхование вкладов, банковская деятельность, банковский сектор.


В статье анализируются общие аспекты несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также выявляются особенности процедуры их санации.

Ключевые слова: банковский сектор, лицензия, санация, банкротство, конкурсное производство, собрание кредиторов.

На данный момент одним из актуальнейших вопросов банковского сектора остается банкротство кредитных организаций. По информации, представленной на официальном сайте государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ), по состоянию на 06.02.2019 г. в процессе ликвидации находится 362 российские кредитные организации 7, причем, практически каждая проходит данную процедуру в связи с признанием ее несостоятельной (банкротом). Указанная информация является показательной в связи с тем, что именно АСВ на данный момент выполняет функции конкурсного управляющего в случаях банкротства кредитных организаций (АСВ становится управляющим в случаях, если у банка имелась лицензия на привлечение средств во вклады физических лиц, либо если в суды не представлены кандидатуры арбитражных управляющих, а также в других случаях, предусмотренных законодательством).

Данная тенденция наметилась в банковском секторе с 2015 г. Как представляется, ее цель связана с консолидацией банковского сектора и уменьшением количества игроков в данной сфере с одновременным увеличением их капиталов, а также доли оказания услуг физическим и юридическим лицам. При этом, для обычных клиентов банков в такой ситуации возникают очевидные негативные последствия.

Так, процедура банкротства и физических, и юридических лиц регламентирована Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2 (далее — Закон о банкротстве), действие которого распространяется и на кредитные организации, но некоторые особенности одновременно урегулированы нормами Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» 1 (далее — Закон о банках).

Нормы последнего предусматривают, что кредитной организацией является «юридическое лицо, которое для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право на осуществление банковских операций» [1], предусмотренных Законом о банках. При этом, соответствующая кредитная организация может осуществлять свою деятельность лишь в форме хозяйственного общества — общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества.

По общему правилу в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [2]. Указанные обязательства, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, не должны быть исполнены в течение трех месяцев, а их сумма согласно п. 2 ст. 6 этого же Закона должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Относительно же банкротства кредитных организаций статья 189.8 Закона о банкротстве определяет достаточным срок неисполнения соответствующих обязательств в 14 дней. Кроме того, основанием для признания кредитных организаций несостоятельными может послужить тот факт, что стоимость их активов является недостаточной для исполнения обязательств перед кредиторами либо обязанности по уплате обязательных платежей.

Сущность указанных различий заключается в особой экономико-правовой сущности кредитных организаций, поскольку они являются особым институтом, созданным в государстве в целях аккумуляции денежных средств и накоплений, предоставления кредитов физическим и юридическим лицам, осуществления расчетов и операций с ценными бумагами. Помимо этого кредитным организациям предоставлены особые полномочия, и в отличие от иных участников гражданского оборота, у них имеются лицензии на осуществление банковских операций.

На данный момент законодателем предусмотрена возможность предупреждения банкротства кредитных организаций, которая, при этом, может применяться лишь в тех случаях, если у организаций не были отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Так, Законом о банкротстве предусмотрено четыре варианта вывода кредитных организаций из предбанкротного состояния:

1) финансовое оздоровление кредитных организаций, которое представляет собой оказание финансовой помощи организациям либо их учредителям (участникам), изменение структуры активов и пассивов организаций, изменение организационной структуры кредитных организаций, приведение в соответствие размеров уставных капиталов организаций и величины их собственных средств, а также другие меры, которые могут быть применены согласно действующему законодательству;

2) назначение временных администраций, которые будут управлять кредитными организациями (как правило, в качестве подобной администрации выступает вышеуказанное АСВ, являющееся профессиональным участником банковского рынка);

3) реорганизация кредитных организаций;

4) другие меры, регламентированные Законом о банкротстве.

В качестве примера санации кредитной организации можно привести ситуацию с публичным акционерным обществом Банк «ФК Открытие», являющимся одним из крупнейших игроков банковского рынка. АСВ и Фонд консолидации банковского сектора разработали новую схему по финансовому оздоровлению. В частности, был снижен капитал банка, и в то же время Центральным Банком России был выкуплен дополнительный выпуск обыкновенных акций «ФК Открытия» на сумму около 456 млрд. руб. 6, что позволило «ФК Открытию» привлечь денежные средства и тем самым соблюсти все нормативы, установленные для кредитных организаций.

Тем не менее, стоит отметить, что данные нормы не всегда оказываются эффективными и, зачастую, не приносят должного результата — на это указывают данные приведенной статистики о количестве ликвидируемых кредитных организаций, свидетельствующие о росте количества дел об их банкротстве.

Естественно, что для государства целесообразнее проводить санацию банков, т. е. выводить их из кризисного состояния, что позволяет работать им и дальше. Это связано с вышеуказанной экономическо-правовой спецификой их деятельности, поскольку, в первую очередь, при банкротстве кредитных организаций страдают их вкладчики — обычные физические лица. Однако не всегда процедура санации может быть эффективной, поэтому с целью обеспечения более надежной государственной защиты средств вкладчиков в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 3 были внесены изменения, гарантировавшие вкладчикам страховое возмещение по вкладам в сумме до 1,4 млн руб. Стоит отметить, что подобные меры позволяют в некоторых случаях злоупотреблять указанными правами. В частности, у физических и юридических лиц появилась возможность вступать в мошеннические схемы — переоформлять вклады с юридических лиц на физических, либо же разделять крупные вклады одного физического лица на несколько мелких, что приводит к недобросовестному получению выплат в обход очередности, устанавливаемой законом 5, с. 85.

Далее необходимо указать на наличие особенностей порядка установления кредиторских требований при конкурсном производстве в рамках дел о банкротстве кредитных организаций. В частности, кредиторы вправе предъявлять требования к кредитным организациям в любой момент деятельности временных администраций или на любой стадии конкурсного производства. Подготовка и проведение первого кредиторского собрания также обладают некоторой спецификой. В частности, общий порядок указанных процедур предусматривает проведение первого собрания кредиторов на стадии наблюдения, а в случае с кредитной организацией такое собрание организуется при проведении конкурсного производства. Учитывая данную особенность, цели и задачи первого кредиторского собрания фактически становятся иными.

При проведении процедуры конкурсного производства управляющий в своей деятельности может пользоваться только одним корреспондентским рублевым счетом и необходимым количеством счетов в иностранной валюте кредитной организации-банкрота, которые должны быть открыты в Банке России в установленном порядке. Но если в качестве конкурсного управляющего выступает АСВ, то все счета подлежат открытию именно в нем.

Говоря о процедуре конкурсного производства, можно отметить, что ее назначение и смысл в целом схожи с общепринятой для других юридических лиц, но имеется особенность, а именно — из конкурсной массы подлежит исключению имущество, которое составляет ипотечное покрытие; ценные бумаги, а также другое имущество клиентов кредитных организаций, принятое ими на хранение, в доверительное управление, брокерское обслуживание и в депозиты на основании соответствующих договоров.

Также имеются особенности при исполнении обязательств перед кредиторами. В частности, в первую очередь кредиторских требований, помимо общепринятых, подлежат включению:

– требования АСВ по банковским вкладам либо счетам, которые перешли к нему согласно положениям Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

– требования физических лиц, выступающих в качестве кредиторов кредитных организаций на основании открытия соответствующих банковских вкладов либо счетов;

– требования Банка России, которые перешли к нему на основании произведенных последним выплат в адрес физических лиц по вкладам, открытым, например, в банках-банкротах, в тех случаях, когда эти кредитные организации не участвовали в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации 4, с. 173.

При обеспечении требований кредиторов залогом имущества кредитной организации данные требования подлежат удовлетворению за счет стоимости подобного имущества преимущественно перед иными кредиторскими требованиями, но за исключением кредиторских требований первой и второй очередей.

По окончании расчетов с кредиторами и по результатам согласования ликвидационного баланса с Банком России конкурсным управляющим направляется в суд отчет об итогах проведения конкурсного производства. Оценив данный отчет, судьей выносится соответствующее определение, завершающее процедуру конкурсного производства. В тех случаях, когда требования самостоятельно погашаются учредителями кредитной организации или иными третьими лицами, суд прекращает производство по делу. Определения о завершении либо прекращении конкурсного производства являются основаниями для внесения записи о ликвидации кредитных организаций в Единый государственный реестр юридических лиц.

Резюмируя изложенное, необходимо еще раз подчеркнуть особую важность кредитных организаций как субъектов рынка, в связи, с чем Центральный Банк Российской Федерации должен комплексно подходить к проблемам санации их финансового состояния, а также недопущения введения крайней меры — конкурсного производства.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурсное производство, банковский сектор, банкротство, кредитная организация, лицо, Российская Федерация, Банк России, требование, банковский рынок, Центральный Банк.

kakie problemy voznikayut pri bankrotstve kreditnyh organizaczij 0

Экономика любой страны будет сильной, если права, свободы, интересы граждан и предприятий будут защищены на законодательном уровне. Ежедневно многие индивидуальные предприниматели и юридические лица рискуют, вкладывая свои активы в какую-либо деятельность. Никто не застрахован от разорения и неспособности в дальнейшем исполнить обязанность по уплате долгов перед кредиторами. Правовые проблемы банкротства у многих вызывают опасения, поэтому необходимо самостоятельно или с помощью специалистов разобраться в этом вопросе.

Кредитные организации: какими бывают

Кредитные организации можно распределить на 2 вида. Это зависит от спектра проделываемых операций:

  1. Банк (кредитная организация) – привлекает физические и юридические лица стать вкладчиками, размещает активы, предоставляя условия возврата и др., открывает счета.
  2. Кредитная организация (небанковская КО) – производит отдельные банковские операции, установленные Банком России, которые позволяет осуществлять закон.

Какие возникают нюансы при банкротстве кредитных организаций

Правовые проблемы банкротства кредитных организаций, вселяют ужас и опасения у вкладчиков. Чтобы такая организация считалась несостоятельной на законном основании нужно, чтобы арбитражный суд признал это. На осуществление уплаты задолженности перед кредиторами кредитной организации даётся 14 дней после принятия решения. Если этого не происходит, то у неё отзывается лицензия (даёт Банк России) на возможность осуществлять финансовые операции. В основном процедуру банкротства проводят, основываясь на Федеральный закон от 26. 10. 2002 г. № 127. Но специфика несостоятельности кредитных образований привела к необходимости принятия в 1999 году (25 февраля) ещё одного нового ФЗ № 40 «О банкротстве кредитных организаций» для устранения пробелов и противоречий, которые позволяют трактовать нормы закона по-разному.

Правовые аспекты в научных трудах

Анализу правовых проблем, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций посвящено немало научных статей, над которыми трудились юристы, экономисты и другие специалисты России. Этот вопрос сейчас является актуальным. Учёные пришли к выводу, что нужно в полной мере создавать предупредительные меры, способствующие недопущению банкротства, а также реабилитационные механизмы для должников в самом начале процедуры несостоятельности. Исследования показали, что при решении правовых проблем, касающихся банкротства кредитных организаций важно равномерно удовлетворять интересы кредиторов при реализации конкурсного права. Сейчас институт банкротства в РФ находится только вначале своего пути, а проблемы правового регулирования и возможность исполнения обязательств всех сторон стоят довольно остро.

Предупредительные меры для кредитных организаций

Чтобы не допустить признания банкротами кредитные организации, были разработаны специальные стратегические меры. Они включают:

  1. Финансовое оздоровление.
  2. Введение на временной основе новой управленческого органа (на любом этапе).
  3. Реорганизацию.
  4. Привлечение «Агентства по страхованию вкладов».

Временная администрация может быть назначена до того, как будет отозвана лицензия у КО (кредитной организации) на выполнение денежных операций в банковских учреждениях. Если временный управленческий орган будет назначен после отзыва лицензии, тогда его основной функцией стает изучение дел по финансовым вопросам.

Защита вкладчиков

Каждый вкладчик должен иметь право на сохранность своих сбережений. Грамотно разработанная система страхования депозитных вкладов, поможет людям больше доверять банкам и кредитным организациям. С. А. Устимова в научной статье указывает на этот факт, как на важнейшую составляющую экономики. При этом обязательно должны быть учтены интересы кредиторов. В той же научной статье И. Г. Линёва акцентирует внимание на то, что во многих странах мира (Соединённых Штатах Америки и в европейских государствах) страховая политика находится на порядок выше, чем в Российской Федерации. К примеру, японское и бельгийское законодательство гарантирует выплату вкладов в 100%-ом эквиваленте.

Риски и возможности

Предпринимательские риски всегда очень высоки, в условиях нестабильности экономики. А правовые проблемы банкротства делают лица, которые не рассчитали свои силы и возможности при осуществлении займа, незащищёнными, поскольку в правовом поле больше защищены кредиторы. По большей части незащищенность больше всего касается индивидуальных предпринимателей.

С холдинговыми структурами дела обстоят иначе. Их средства находятся у общих бенефициаров, а значит в их власти хранить в большом количестве активы в одной фирме или предприятии, а долги – в другой. Такая политика позволяет выводить имеющиеся средства за границу и контролировать банкротство. Такие злоупотребления требуют доработок на законодательном уровне.

Экономика любой страны будет сильной, если права, свободы, интересы граждан и предприятий будут защищены на законодательном уровне. Ежедневно многие индивидуальные предприниматели и юридические лица рискуют, вкладывая свои активы в какую-либо деятельность. Никто не застрахован от разорения и неспособности в дальнейшем исполнить обязанность по уплате долгов перед кредиторами. Правовые проблемы банкротства у многих вызывают опасения, поэтому необходимо самостоятельно или с помощью специалистов разобраться в этом вопросе.

bankrotstvo kreditnyh organizaczij

Действующий закон «О банкротстве» регулирует не только банкротство юридических и физических лиц, но и все нюансы и особенности банкротства кредитных организаций. Деятельность подобных структур связана с банковскими операциями, для осуществления которых необходима лицензия. Это разрешение предоставляет Банк России.

Понятие несостоятельности и банкротства кредитных организаций

В рамках действующего законодательства, а именно статьи 189.8 Федерального закона № 127 ФЗ,

основаниями банкротства кредитных организаций называют такие факторы:

  • невозможность выполнения денежных обязательств перед контрагентами;
  • отсутствие возможности выплаты зарплат, выходных пособий работникам структуры;
  • отсутствие возможности выполнения своих обязанностей по выплатам обязательных платежей в течение 14 дней после наступления срока исполнения обязательств.

Совокупность этих факторов, а также недостаточность имущества для погашения обязательств, служат причиной для признания финансовой несостоятельности кредитной организации.

Основные причины банкротства

К банкротству финансово кредитных организаций приводят такие причины:

  1. Отсутствие достаточного капитала вследствие минимального финансирования. Подобная недостаточность формируется путем нарушения баланса между собственными активами и выданными кредитными средствами.
  2. Низкие показатели движения денежных средств и финансового оборота. Такой фактор объясняется бесконтрольным развитием и ведением экономической деятельности, а также наличием избытка активов.
  3. Низкая эффективность применяемой стратегии планирования работы и управления бюджетом.
  4. Недостаточный показатель конкурентоспособности.

Финансовая нестабильность и неправильная организация работы финансового предприятия дополняет список причин, приводящих к банкротству кредитных организаций.

Основные признаки банкротства кредитной организации

На финансовую несостоятельность компании указывают следующие основания:

  1. Систематическое невыполнение обязательств перед контрагентами в течение последних 6 месяцев.
  2. Просрочка по обязательным платежам больше 3 дней.
  3. Отсутствие достаточного количества денег на корреспондентских счетах юрлица.
  4. Отток средств, приводящий к уменьшению капитала.

Процедуры банкротства кредитных организаций назначаются Арбитражным судом. Инициировать процесс могут как кредиторы, так и финансово несостоятельная кредитная компания.

Стадии неплатежеспособности

Банковские структуры проходят следующие стадии банкротства:

  1. Скрытое банкротство. Этот период характеризуется минимальным проявлением признаков неплатежеспособности, среди которых спад доходности компании и рост убыточности.
  2. Начальное банкротство. На этой стадии предприятие не может выполнять свои обязанности по выплате денежных средств. Начинается сокращение штата работников с целью минимизации расходов.
  3. Стадия устойчивого банкротства. На этом этапе банковская структура начинает нуждаться в дополнительных денежных вливаниях, что приводит к увеличению долга. Продолжительные задержки выплат зарплат, уменьшение выдачи кредитов.
  4. Стадия хронического банкротства. Постоянная неустойчивость компании приводит к стремительному росту задолженностей. Сбой в работе структуры с частичной или полной остановкой деятельности.

К началу процедуры несостоятельности банкротства кредитных организаций приводит признание финансовой несостоятельности руководством, а также отзыв лицензии.

Особенности банкротства кредитных организаций

Признание финансовой несостоятельности кредитных организаций имеет ряд отличий от процедуры, применяемой к другим юридическим лицам.

Процесс регулируется отдельной статьей закона, которая требует выполнения такой порядок действий:

  1. Подача заявления с требованием признать кредитную организацию банкротом. Правом инициации процедуры банкротства обладают кредиторы, компания-неплательщик, а также государственные органы.
  2. Аннулирование действия лицензии. На основании этого документа банковская структура имеет право осуществлять свою деятельность.
  3. Проведение процедуры конкурсного производства. Во время процедуры банкротства кредитных организаций конкурсное производство начинается после реабилитационных мероприятий, позволяющих улучшить платежеспособность банковской структуры. В случае отсутствия положительного результата Арбитражный суд принимает решение о начале этого этапа.
  4. Проведение торгов. Конкурсная масса, сформированная из имущества должника, подлежит реализации на открытых торгах. Средства, полученные после продажи, используются для погашения кредиторских требований. После этого формируется ликвидационный баланс, который конкурсный управляющий направляет в Банк России для согласования.

На завершающей стадии конкурсного производства арбитражный управляющий составляет подробный отчет,

в котором отображает следующие результаты:

  • ликвидационный баланс;
  • документация о проданном имуществе неплательщика;
  • кредиторские требования, в том числе погашенные.

Арбитражный суд выносит решение о завершении процедуры конкурсного производства и присвоении должнику статуса банкрота.

Особенности процедуры банкротства кредитной организации: конкурсное производство

Только после признания финансовой несостоятельности Арбитражным судом назначается конкурсное производство. Этот этап начинается после финансового оздоровления и длится 1 год с возможностью продления на срок не более 6 месяцев.

Конкурсный управляющий в 5-дневный срок должен разместить сведения о банкроте в Едином Федеральном реестре следующего характера:

  • данные о юрлице, реквизиты;
  • информацию о судебном органе, рассматривающем дело в банкротстве;
  • дату вынесения решения о начале конкурсного производства;
  • данные о конкурсном управляющем.

Наряду с подачей этих сведений конкурсный управляющий должен выполнить ряд дополнительных действий, среди которых:

  • публикация информации о банкротстве в газете «Коммерсантъ»;
  • уведомление кредиторов о начале процедуры;
  • формирование единого реестра кредиторов;
  • сформировать список имущества должника, которое войдет в конкурсную массу;
  • продать имущество на торгах.

После торгов конкурсный управляющий соразмерно погашает долги организации-неплательщика в порядке очередности.

Роль кредиторов в деле о банкротстве кредитной организации

В рамках действующего законодательства заимодавцы кредитных структур обладают правом включения кредиторских требований в реестр в течение работы временной администрации и конкурсного производства. Для предъявления требований отводится 60-дневный срок, который начинается с даты публикации информации о признании финансовой несостоятельности юрлица и начале процедуры конкурсного производства.

Формирование очереди погашения долгов

Вкладчикам предоставляется право подачи заявления с требованием включения их в реестр кредиторов в течение 2 месяцев после начала процедуры. Раннее включение вкладчика в реестр позволяет ему принимать участие в собраниях кредиторов, где принимается совместное решение об имуществе должника и очередности погашения задолженности.

Очередь погашения кредиторских обязательств выглядит следующим образом:

  1. Расчет по долгам перед Арбитражем и арбитражным управляющим.
  2. Выплата долгов по зарплате.
  3. Оплата задолженностей государственным структурам.

Вкладчики и кредиторы, не вошедшие в реестр требований кредиторов, включены в четвертую очередь погашения долгов. Их требования выполняются в последнюю очередь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: