Проценты по кредиту вид расходов

Обновлено: 03.05.2024

НК РФ Статья 328. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 настоящего Кодекса.

2. Проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой. Если договором обслуживания банковского счета не предусмотрено осуществление расчетов по оплате услуг банка при проведении каждой расчетно-кассовой операции, то датой получения дохода для налогоплательщика, перешедшего на признание, учет, определение доходов (расходов) по методу начисления, признается последнее число отчетного месяца.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с настоящей главой.

4. Проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств, исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений настоящего пункта.

Признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, определяемую в порядке, установленном соответственно пунктом 6 статьи 271 и пунктом 8 статьи 272 настоящего Кодекса. Положения первого предложения настоящего абзаца не применяются к доходам (расходам) в виде процентов по долговым обязательствам в случаях, указанных в подпункте 14 пункта 4 статьи 271 и подпункте 12 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По государственным и муниципальным ценным бумагам доход в виде процентов определяется в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса и может быть признан на дату их реализации на основании договора купли-продажи, либо на дату выплаты процентов на основании выписки банка, либо на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями настоящей главы. Проценты подлежат отражению в налоговом учете на основании справки ответственного лица, которое исчисляет прибыль по операциям с ценными бумагами.

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по кассовому методу, то проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств. Основанием для включения таких сумм в состав доходов, полученных в виде процентов, является выписка банка о движении денежных средств на банковских счетах.

Если налогоплательщик при определении доходов и расходов применяет метод начисления, то сумма процентов, полученная налогоплательщиком (причитающаяся налогоплательщику) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на дату реализации ценной бумаги, либо на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями настоящей главы.

Если в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг включается накопленный купонный доход, то налогоплательщик самостоятельно на дату реализации таких ценных бумаг определяет сумму дохода в виде процентов на основании договора купли-продажи с учетом положений пунктов 6 и 7 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При осуществлении операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, при реализации которых в цену сделки включается накопленный купонный доход (доход в виде процентов), налогоплательщик, перешедший на определение дохода (расхода) по кассовому методу, доход в виде процентов исчисляет как разницу суммы накопленного купонного дохода, полученной от покупателя, и суммы накопленного купонного дохода, уплаченной продавцу. В случае, если между датой реализации ценной бумаги и датой ее приобретения в соответствии с условиями выпуска эмитентом были осуществлены выплаты в виде процентов, то датой получения дохода признается дата выплаты процентов при погашении купона. При этом доход определяется как разница между суммой выплаченных при погашении купона процентов и суммой накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу. При продаже ценной бумаги, по которой в течение срока нахождения ее у налогоплательщика эмитентом был выплачен процентный доход, который был включен в состав дохода в порядке, предусмотренном настоящим абзацем, процентным доходом признается сумма, полученная от покупателя такой ценной бумаги.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Налогоплательщик, определяющий доходы и расходы по методу начисления, осуществляющий операции с государственными и муниципальными ценными бумагами, при реализации которых в цену сделки включается накопленный процентный (купонный) доход, доходы в виде процентов определяет с учетом следующих положений. Если до истечения отчетного (налогового) периода ценная бумага не реализована, то налогоплательщик обязан на последнее число отчетного (налогового) периода определить сумму процентного дохода, причитающегося по начислению за этот период.

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом доходом отчетного (налогового) периода в виде процентов признается разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец отчетного (налогового) периода в соответствии с условиями эмиссии, и суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода, если после окончания предыдущего налогового периода не осуществлялось выплат процентов (погашений купона) эмитентом.

Если в текущем отчетном (налоговом) периоде выплаты процентов (погашения купона) эмитентом осуществлялись, то в дополнение к доходу в виде процентов, исчисленному и учтенному при таких выплатах (погашениях) в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, доход в виде процентов принимается равным сумме накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец указанного отчетного (налогового) периода.

При первой выплате процентов (погашении купона) в отчетном (налоговом) периоде доход в виде процентов исчисляется как разница между суммой выплачиваемых процентов (погашаемого купона) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода. При последующих в отчетном (налоговом) периоде выплатах процентов (погашениях купона) доход в виде процентов принимается равным сумме выплачиваемых процентов (погашаемого купона).

Если указанная ценная бумага приобретена в текущем налоговом периоде, то исчисление дохода в виде процентов осуществляется в соответствии с положениями абзацев первого - четвертого, где сумма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец предыдущего налогового периода, заменяется при вычислениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

При реализации указанной ценной бумаги доход в виде процентов исчисляется в соответствии с положениями абзацев первого - четвертого настоящего пункта, где сумма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец отчетного (налогового) периода, заменяется при вычислениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленную на дату реализации.

Расходы, в том числе в виде процентов по кредиту, должны быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, оплаченные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации.

Как отразить в бухгалтерском учете

Для обобщения информации о состоянии кредитов и займов, которые были получены организацией, предусмотрено два счета. На счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» отражаются заемные средства, полученные на срок не более 12 месяцев.

Если долг нужно вернуть в более длительный срок, то он отражается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Такое деление обусловлено тем, что в бухгалтерской отчетности обязательства должны представляться подразделением в зависимости от срока погашения на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99). Таким образом, если до конца срока займа (в том числе и ранее учитываемого как долгосрочный) остается меньше года, он должен отражаться как краткосрочный.

Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008). Причитающиеся к уплате проценты отражаются в составе прочих расходов.

Исключение составляют проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 ПБУ 15/2008.

При этом проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). В бухгалтерском учете проценты признаются в расходах в сумме, уплачиваемой в соответствии с условиями договора.

Как учесть расходы при налогообложении

Затраты по долговым обязательствам любого вида учитываются в составе внереализационных расходов и не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24671).

Прежде всего расходы должны соответствовать статье 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, проведенные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2013 г. № А53-32736/2012).

Если условиями договора предусмотрено, что проценты в отдельные отчетные (налоговые) периоды выплачиваются, то они учитываются в расходах в тех периодах, в которых у заемщика возникает обязательство по их уплате. На это указывает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2013 г. № А53-9654/2012 (определением от 5 июня 2013 г. № ВАС-6608/13 ВАС РФ отказал в передаче данного дела в Президиум для пересмотра)). Это относится и к случаям, когда проценты уплачиваются вместе с основной суммой долга.

Нужно отметить, что финансисты не согласны с таким подходом. Они настаивают на том, что проценты по всем видам заимствований признаются равномерно в течение всего срока действия договора на конец каждого месяца. При этом фактический срок уплаты процентов во внимание не принимается (письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29175).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено два варианта учета процентов по кредиту (п. 1 ст. 269):

  • в размере не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на соответствующие коэффициенты;
  • в полном объеме, но при условии, что их величина существенно не отличается от процентов по кредиту, выданных на сопоставимых условиях.

Организация может выбрать способ учета процентов по установленным нормам. Они следующие:

  • при оформлении долгового обязательства в рублях - не превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза;
  • по долговым обязательствам в иностранной валюте - равна 15 процентам (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Организация может включить в состав расходов всю сумму процентов, начисленных по долговому обязательству любого вида. Для этого их размер не должен отклоняться более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли), на сопоставимых условиях.

Долговые обязательства признаются сопоставимыми, если они выданы:

  • в одной валюте;
  • на те же сроки;
  • в сопоставимых объемах;
  • под аналогичные обеспечения.

Сопоставлять нужно выданные обязательства

При определении сопоставимости обязательств Налоговый кодекс РФ предписывает рассматривать выданные долговые обязательства (п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ).

Суды, в том числе и Президиум ВАС РФ, рассматривают как сопоставимые обязательства, которые заимодавец организации выдал другим российским организациям в отчетном периоде (постановления Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 9898/11, ФАС Уральского округа от 26 мая 2011 г. № Ф09-1692/11-С2).

При этом позиция, сформированная в постановлении Президиума ВАС РФ № 9898/11, является общеобязательной для нижестоящих арбитражных судов при рассмотрении аналогичных споров. В его заключительных положениях указано на то, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов со схожими фактическими обстоятельствами подлежат пересмотру, если они приняты на основании норм права в ином толковании.

Вместе с тем не всегда можно получить данные о среднем уровне процентов, которые взимает кредитор с других организаций. Поэтому чиновники указывают: для расчета уровня предельных процентов организация должна сопоставить как привлеченные ею самой кредиты, так и зайВ­мы, выданные кредиторами другим российским организациям в том же отчетном периоде, при наличии такой информации (письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/665). При этом для подтверждения среднего уровня процентов по кредитам (займам), выданным (полученным) на сопоставимых условиях, может быть использована справка российского банка.

Ну а если кредит был получен от иностранного банка, то справка от него чиновниками как доказательство сопоставимости учитываться не будет (письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/770).

Критерии сопоставимости

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний, на какие сроки, объемы и способы обеспечения считаются сопоставимыми в целях определения предельной величины процентов. Кроме того, не сказано, нужно или нет учитывать какие-либо дополнительные условия.

Соотношение сроков по продолжительности

Требований об идентичности сроков выдачи долговых обязательств (с точностью до дня) статья 269 Налогового кодекса РФ не содержит.

А под долговыми обязательствами, выданными на те же сроки, следует понимать обязательства, которые выданы на сроки, сопоставимые по продолжительности. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 29 июля 2009 г. № 03-03-05/141.

Кроме того, есть решение арбитражного суда о том, что считаются сопоставимыми долговые обязательства, выданные на 4 и на 9 месяцев (постановление ФАС Поволжского округа от 8 декабря 2005 г. № А72-5338/05-7/410).

Соотношение обязательств по объему

По официальной позиции Минфина России порядок определения долговых обязательств сопоставимыми по объему должен быть установлен в учетной политике исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота (письмо от 19 июня 2009 г. № 03-03-06/1/414).

Соответствие способов обеспечения

К сожалению, в открытых источниках отсутствует официальная позиция чиновников по вопросу, какие меры обеспечения можно признать аналогичными в целях применения пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ.

Отсутствует и судебная практика. Можно предположить, что сопоставимыми можно считать кредиты, которые обеспечиваются одним из следующих способов, указанных в главе 23 Гражданского кодекса РФ: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия и задаток.

Дополнительные условия

Несмотря на то что другие дополнительные условия для признания обязательств сопоставимыми в Налоговом кодексе РФ не указаны, чиновники в своих разъяснениях на них ссылаются.

Например, в письме Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/104 высшее финансовое ведомство отмечает, что не признаются выданными на сопоставимых условиях долговые обязательства, полученные от физических и юридических лиц.

А вот полученные от одного и того же кредитора обязательства являются сопоставимыми. Об этом специалисты главного финансового ведомства напомнили в письме от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/88.

Если был выдан только один кредит

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается в пределах установленной нормы.

Данная формулировка вызывает разночтения. Из нее непонятно, у кого должны отсутствовать долговые обязательства перед российскими организациями. У заимодавца организации, выдающего ей кредит в данном квартале, или в принципе на рынке банковских услуг?

В основной массе предприятия понимают эту формулировку как предписывающую принимать в состав расходов проценты по норме исходя из ставки ЦБ РФ.

Хотя из постановления Президиума ВАС РФ № 9898/11 следует, что, если у организации за квартал имеется только одно кредитное обязательство, нужно применять метод определения предельной величины процентов, основанный на сравнении обязательства с сопоставимыми долговыми обязательствами, выданными банками и другими кредитными организациями российским предприятиям.

Актуальной официальной позиции чиновников по этому вопросу в открытых источниках не представлено. В ранних письмах они предписывали учитывать проценты по таким обязательствам в пределах нормируемой величины (письмо Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/183).


Проценты по займам бухгалтерский и налоговый учет рассматривает в соответствии с целями, которые эти виды учета преследуют. Из нашего материала вы узнаете, как и почему по долговым обязательствам могут появиться отличия между налоговыми и бухгалтерскими регистрами.

Отражение процентов по займам в налоговом учете

С целью расчета налога на прибыль, согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, проценты по долговым обязательствам учитываются как внереализационные расходы, за исключением целевых кредитов на приобретение инвестиционных активов — проценты по ним увеличивают стоимость последних.

Момент признания таких расходов приходится на последнюю дату месяца, за который производится начисление (п. 8 ст. 272 НК РФ), вне зависимости от даты оплаты. В то же время для упрощенцев расходы признаются только на дату оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому если получилось так, что компания-упрощенец оплачивает в январе суммы за прошлый год, в КУДиР их необходимо отобразить как расход текущего года.

Налоговый учет процентов по контролируемой задолженности

В общем случае, согласно ст. 269 НК РФ, начисленные проценты учитываются в налоговых регистрах по факту. Но если займодавец признан взаимозависимым с иностранным лицом, тогда долг может быть признан контролируемой задолженностью. Исключения из этого правила составляют случаи, описанные в пп. 7–10, 12, 13 ст. 269 НК РФ.

Подробнее о нормировании расходов по займам узнайте из статьи «Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту — 2021».

Как рассчитать проценты по контролируемой задолженности, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Для расчета долговых начислений, принимаемых в состав расходов при контролируемой сделке, налогоплательщику необходимо:

  1. Разделить остаток задолженности на сумму собственного капитала, увеличенную на задолженность перед бюджетом.
  2. В случае если результат деления меньше 3, проценты списываются в расходы полностью.
  3. Если деление возвратило результат больше 3 (больше 12,5 для лизингодателей и банков), тогда сумма принимаемых в состав расходов процентов рассчитывается путем деления их фактической суммы на коэффициент капитализации.
  4. Коэффициент рассчитывается как деление остатка долга на размер собственного капитала в доле участия иностранного лица и на число 3 (или 12,5 для лизингодателей и банков).
  5. Разницу между расчетной и фактической суммой процентов необходимо отразить как дивиденды, оплаченные иностранцу.

Списание расходов по кредиту в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете отражение займов регламентирует ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н. При этом долг по сроку погашения подразделяется на краткосрочный (счет 66) и долгосрочный (счет 67). Учетной политикой может быть зафиксирована возможность перевода задолженности с одного счета на другой в соответствии с оставшимся сроком погашения. В бухучете также предусмотрены отдельные субсчета для тела кредита и процентов по нему, например, 66.01 — сумма краткосрочного займа, а 66.02 — проценты.

О бухучете различных видов долга читайте в материале «Получен краткосрочный кредит — бухгалтерская проводка».

Списание расходов по займам происходит ежемесячно на последнюю дату расчетного месяца на прочие расходы либо на увеличение стоимости инвестактива:

Учет в составе прочих расходов текущего периода

Учет в составе накопления стоимости инвестиционного актива

Дт 91.02 Кт 66.02 (67.02)

Дт 08 Кт 66.02 (67.02)

В отличие от налогового учета специальных расчетов коэффициента отнесения к расходам выполнять не нужно.

Итоги

В большинстве случаев расхождения между налоговыми и бухгалтерскими регистрами по кредитной задолженности быть не должно. Но при оформлении контролируемых сделок у компании могут возникнуть постоянные и временные разницы. Учитывать их можно с помощью ПБУ 18/02 — подробнее об этом читайте здесь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта в настоящее время не обходится без взаимодействия с кредитными учреждениями. Причем спектр банковских услуг для бизнеса не ограничивается лишь обслуживанием расчетного счета (кредиты, депозиты, гарантии – все эти услуги также предоставляет банк). Но это взаимодействие влечет за собой дополнительные расходы, поскольку банки за свои операции и услуги взимают определенную плату (фиксированную или проценты). Большинство из этих платежей налогоплательщики, исчисляющие «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами, могут беспрепятственно включить в налоговую базу. Но есть и те, которые опасно включать в налоговую базу.

Буква закона

На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях применения УСНО разрешено учесть проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.

Казалось бы, такая формулировка налоговой нормы позволяет «упрощенцам» учесть при налогообложении любые суммы, уплаченные банку. На самом деле нет. Несмотря на то, что в вышеназванной норме не приведен четкий перечень банковских услуг, плату за которые можно признать в расходах при УСНО, «упрощенцы» могут признать лишь расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. На этот важный нюанс в признании банковских расходов чиновники Минфина указали еще в Письме от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229.

Виды разрешенных банковских расходов

Перечень услуг, оказываемых кредитной организацией конкретным организациям или ИП, определяется соответствующим договором. В нем определяются стоимость банковских услуг (включая процентные ставки по кредитам и вкладам), сроки их выполнения, ответственность сторон за нарушение обязательств, а также порядок расторжения и другие существенные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 30 Закона № 395-1).

Как правило, каждая кредитная организация (банк) устанавливает свои конкретные ставки по каждой операции. Иногда стоимость банковских услуг предлагается определенным пакетом согласно тарифному плану, выбранному клиентом. В некоторых случаях с клиентов может взиматься разово фиксированная плата, например, плата за открытие расчетного счета. Далее им придется платить за ежемесячное обслуживание (чаще всего – фиксированную сумму, реже – расчетную, величина которой зависит от оборота средств по счету). За возможность работать с банковским счетом через программу «Клиент-Банк» банки тоже взимают плату с организаций и ИП. И, наконец, перевод денежных средств контрагентам или же сотрудникам (например, заработную плату), скорее всего, будет облагаться определенной комиссией.

К разрешенным для целей применения УСНО банковским расходам относятся прежде всего затраты, обусловленные проведением банковских операций, поименованных в ст. 5 Закона № 395-1 (см. схему). Отметим: в названной статье приведен закрытый перечень банковских операций. В то же время есть ст. 29 Закона № 395-1, которая разрешает кредитным организациям взимать комиссионные вознаграждения за совершение отдельных операций по соглашению с клиентами.

* С 1 октября 2019 года операции по выдаче банковских гарантий будут считаться сделками. Эта корректировка произведена Федеральным законом от 26.07.2019 № 249-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо перечисленных основных операций банки вправе осуществлять также сделки, за совершение которых может взиматься плата (ст. 5 Закона № 395-1) (см. схему). Эти платежи «упрощенцы» на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ тоже могут включить в налоговую базу по УСНО. Подчеркнем: перечень банковских сделок является открытым, так как в ст. 5 Закона № 395-1 содержится фраза о праве кредитных организаций осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Обратите внимание: В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля, в частности, являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. При этом уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам (п. 3 Информационного письма Банка России от 31.03.2005 № 31). Поэтому плата уполномоченному банку за осуществление функций агента валютного контроля может учитываться в составе расходов при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229).

Обобщим сказанное. В целях применения УСНО можно учесть расходы, которые понесены при оплате всех вышеперечисленных операций и сделок. Все иные траты, возникающие в ходе взаимодействия с банками, не упомянутые в ст. 5 Закона № 395-1, включать в налоговую базу по УСНО рискованно. Подробнее об этих тратах мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок признания банковских расходов в налоговом учете.

Правила признания банковских расходов в налоговой базе

Любые расходы, признаваемые при УСНО, должны быть экономически оправданными. То есть они должны быть понесены в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К примеру, если не будет представлено доказательство использования полученных кредитных средств в целях предпринимательской деятельности, то стоимость банковских расходов по таким кредитам, скорее всего, будет исключена из налогообложения (см. Постановление АС УО от 08.07.2016 № Ф09-7085/16 по делу № А76-16749/2015).

Еще одно общее требование при признании расходов – их документальное подтверждение. Кредитные организации в большинстве своем отдельные документы по оказанным ими услугам не выставляют. Взаимодействие с банками чаще всего происходит в удаленном режиме, поэтому все возможные документы – платежные поручения, ордера или требования – владелец счета может распечатать из «личного кабинета». Наряду с указанными документами подтвердить обозначенные затраты можно также самим договором обслуживания банковского счета, в котором, как правило, приводятся утвержденные банком тарифы по обслуживанию.

Обратите внимание: при смене объекта налогообложения «доходы» на «доходы минус расходы» «упрощенцы» не могут учесть расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов. Об этом сказано в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.

При этом проценты по банковскому кредиту, перечисленные после перехода на объект налогообложения «доходы минус расходы», можно включить в налоговую базу, если кредит был взят на цели, связанные с ведением предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 29.01.2019 № 03-11-11/4867).

По общему правилу расходы в виде платы за услуги банков «упрощенцы» признают в полной сумме в момент погашения обязательств по их уплате (пп. 9 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть на дату фактического списания тех или иных сумм с расчетного счета организации или ИП.

Пример.

ООО применяет УСНО («доходы минус расходы»). В августе 2019 года ООО открыло в банке дополнительный расчетный счет. Согласно условиям и тарифам, предусмотренным договором, за открытие счета банк взимает единовременную плату в размере 2 000 руб. Она была внесена 5 августа. Кроме того, договором предусмотрен ежемесячный платеж за банковское обслуживание счета в размере 700 руб.

Оба платежа являются фиксированными. Первый ООО отразило в КУДиР по состоянию на 05.08.2019. Второй – будет ежемесячно отражать в КУДиР на последнюю дату месяца.

В КУДиР общество сделает следующие записи.

Дата и номер документа

Содержание операции

Доходы, учитываемые в налоговой базе, руб.

Расходы, учитываемые в налоговой базе, руб.

154

05.08.2019,
ПП № 178 от 05.08.2019

Отражена в расходах плата за открытие расчетного счета

2 000

181

31.08.2019,
ПП № 248 от 31.08.2019

Отражена в расходах плата за банковское обслуживание за август

700

Иначе обстоит дело с процентами,уплачиваемыми за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Дело в том, что такие проценты при применении УСНО признаются в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль, то есть с учетом правил ст. 269 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В общем случае расходом для целей налогообложения признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, установленной договором (п. 1 ст. 269 НК РФ). Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми (в соответствии со ст. 105.14 НК РФ), а также в отношении контролируемой задолженности при налогообложении учитываются по особым правилам, установленным названной статьей, то есть нормируются.

Неочевидные для целей налогообложения банковские расходы

Как упоминалось выше, при признании в целях УСНО тех или иных расходов по оплате услуг банка «упрощенцам» следует руководствоваться перечнями операций и сделок, поименованных в ст. 5 Закона № 395-1.

Между тем жизнь на рынке банковских услуг не стоит на месте. Правда, какие-либо существенные поправки в указанные перечни с целью их пополнения не вносились. Поэтому описанная выше конструкция из норм пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и ст. 5 Закона № 395-1,на первый взгляд, не позволяет «упрощенцам» признать в расходах затраты, связанные с оплатой услуг, не вошедших в обозначенные перечни.

Но есть еще одна не менее важная конструкция, которая иногда упускается из виду. Речь о п. 2 ст. 346.16 НК РФ, где сказано, что расходы, упомянутые в том числе в пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются к учету в порядке, предусмотренном ст. 264, 265 и 269 НК РФ.

В свою очередь, в ст. 264 НК РФ (пп. 25 п. 1) и ст. 265 НК РФ (пп. 15 п. 1) также упоминаются расходы на оплату услуг банков. Причем в последнем из названных подпунктов прямо поименованы расходы, связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк». Очевидно, что такая конструкция налоговых норм позволяет «упрощенцам» без каких-либо негативных последствий учесть в составе расходов затраты, связанные с оплатой систем, подобных системе «Клиент-Банк».

Однако есть и другие примеры операций, которые осуществляются практически каждым банком, но в силу ст. 5 Закона № 395-1 к банковским операциям и сделкам прямо не отнесены. Признание в расходах при УСНО таких затрат влечет за собой налоговые риски. Приведем примеры.

Расходы, связанные с выплатой зарплаты на карты сотрудникам

Все расходы, связанные с выплатой зарплаты на карты сотрудникам, можно разделить на три вида:

расходы на изготовление карт сотрудников;

плата за обслуживание зарплатных счетов сотрудников;

комиссия за перевод средств со счета работодателя на карты сотрудников.

Эти расходы являются экономически обоснованными и, казалось бы, в полной мере относящимися к банковским расходам. Но не все так просто.

Больше всего сложностей возникает с расходами на изготовление самих карт и платой за их обслуживание. Во-первых, сама по себе услуга по их изготовлению не указана в ст. 5 Закона № 395-1. Во-вторых, данные расходы являются затратами в пользу работников, которые в силу п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Это следует из Письма Минфина России от 10.11.2014 № 03-03-06/1/56590.

Правда, в настоящее время «упрощенцы» вообще могут избежать подобных расходов – из-за отмены «зарплатного рабства» (ст. 136 ТК РФ): теперь сотрудники вправе самостоятельно открыть расчетный счет для перечисления зарплаты в любом банке, сообщив лишь реквизиты счета работодателю. В этом случае владельцем карты (и фактическим, и номинальным) будет сам работник, соответственно, и расходы, связанные с изготовлением карты и ее обслуживанием, будет нести он сам.

Единственный вид банковских зарплатных расходов, против учета которого при УСНО не возражают контролеры, – это комиссия за перевод средств со счета работодателя на карты сотрудников (см. Письмо Минфина России № 03-03-06/1/56590).

В любом случае при перечислении зарплаты на карты сотрудникам работодателю необходимо подстраховаться – детально прописать во внутренних локальных документах порядок выплаты сотрудникам зарплаты в безналичной форме.

Комиссия за досрочное погашение кредита

Оформление кредита, как правило, не обходится без затрат на оплату дополнительных услуг банка – открытие ссудного счета, смену условий по кредиту, досрочное погашение долга и др.

Например, в недавнем Письме от 06.08.2019 № 03-11-11/59072 чиновники Минфина запретили «упрощенцам» признавать в расходах затраты на комиссию банка (в фиксированной сумме), взимаемую за досрочное погашение кредита.

Напомним: кредитная организация вправе устанавливать комиссионное вознаграждение за совершение отдельных операций по соглашению с клиентом. Это право банка предусмотрено ст. 29 Закона № 395-1. То есть банк имеет право на получение комиссии наряду с процентами за пользование кредитом в случае, если такая комиссии установлена за оказание самостоятельной услуги клиенту (см. п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147). Иными словами, действующим законодательством не запрещено взимание кредитором возмещения за досрочный возврат кредита. Однако его размер и порядок выплаты должны быть согласованы сторонами при заключении договора.

Свой запрет на признание обозначенной комиссии в расходах при УСНО финансисты обосновали очень просто. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения «упрощенным» налогом, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер. Расходы в виде комиссионного вознаграждения банку за досрочное погашение кредита, уплачиваемого налогоплательщиком в фиксированной сумме, указанным перечнем не предусмотрены.

Тем самым авторы вышеупомянутого письма дали понять, что комиссия банка за досрочное погашение кредита не является услугой в смысле Закона № 395-1. Хотя спорность такой позиции очевидна. В правоприменительной практике есть немало судебных актов, в которых подобные комиссии арбитры признают самостоятельными услугами банка (см., например, постановления АС СЗО от 02.08.2019 № Ф07-7348/2019 по делу № А66-11689/2018, от 29.05.2019 № Ф07-4450/2019 по делу № А05-5276/2018, АС УО от 25.07.2019 № Ф09-3876/19 по делу № А47-10646/2018, АС ВВО от 14.06.2018 № Ф01-2245/2018 по делу № А39-3592/2017). А значит, расходы в виде такой комиссии могут быть учтены при исчислении «упрощенного» налога на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Тем более что в этом подпункте отсутствует прямая ссылка на ст. 5 Закона № 395-1.

Подведем итоги. Перечень затрат, учитываемых в налоговой базе по «упрощенному» налогу, установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на банковские услуги приведены в пп. 9 названного пункта – они представлены в виде процентов, уплаченных за займы и кредиты, или комиссий за услуги кредитных организаций.

Перечень таких услуг расшифрован в положениях ст. 5 Закона № 395-1. Признание в расходах при УСНО затрат по операциям (и сделкам), вошедшим в данный перечень, не несет налоговых рисков. Эти затраты признаются в расходах в момент фактической оплаты на основании подтверждающих первичных документов. По иным расходам возможны разногласия с налоговиками. Но не следует забывать о ст. 29 Закона № 395-1 – где говорится об «отдельных операциях», причем без каких-либо уточнений о том, какие это операции.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По каким КВР, КОСГУ, а также какими бухгалтерскими записями отразить операции по зачислению заемных денежных средств от сторонней организации и операции по погашению основного долга и процентов по займу?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции, связанные с получением займа, отражаются с применением статьи 710 "Увеличение внутренних долговых обязательств" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ.
Для уплаты основного долга по привлеченным бюджетным учреждением средствам (займу) применяется подстатья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 "Уменьшение внутренних долговых обязательств" в увязке со статьей 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ.
Расходы учреждения по погашению процентов по кредиту отражались по коду вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 233 "Обслуживание долговых обязательств учреждений" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Для учета операций по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному (муниципальному) долгу), а также долговым обязательствам, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, предназначен счет 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (п. 248 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Также на данном счете учитываются расчеты по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований.
Принятие долговых обязательств отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) бюджетного учреждения по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 и дебету счетов 220111510, 220134510 (п. 124 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н)).
В соответствии с п.п. 62.6.1, 62.7.1 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н), операции, связанные с получением кредита и возвратом основного долга по кредиту, относятся на статьи 710 "Увеличение внутренних долговых обязательств" и 810 "Уменьшение внутренних долговых обязательств" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов соответственно.
В порядке, утвержденном приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н), операции, связанные с увеличением (уменьшением) внутренних долговых обязательств, в том числе получение кредитов, поименованы в описании статей 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" и 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ (п.п. 15.1.1, 16.1.1 Порядка N 209н).
В свою очередь, суммы начисленных процентов по долговым обязательствам бюджетного учреждения отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно расчету процентов на условиях, предусмотренных договором, по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240120230 "Расходы на обслуживание долговых обязательств" (240120233) (абзац 5 п. 124 Инструкции N 174н).
Расходы учреждения по погашению процентов по займу отражаются по коду вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 233 "Обслуживание долговых обязательств учреждений" КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н, п. 10.3.3 Порядка N 209н).
Также обратим внимание, что поступление средств полученных кредитов (займов), а также осуществляемые за счет этих средств расходы отражаются в плановых документах в составе доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Погашение основного долга, уплата процентов, штрафов и пеней, начисленных по полученным учреждением займам (кредитам), по общему правилу подлежат уплате за счет средств от приносящей доход деятельности.
Таким образом, в бухгалтерском учете учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями:
Дебет КИФ 2 201 11 510 Кредит КИФ 2 301 14 710,
Одновременно увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 710, КОСГУ 710)
- приняты обязательства по займу в части основного долга;
Дебет КРБ 2 401 20 233 Кредит КРБ 2 301 14 710
- приняты обязательства по займу в части процентов;
Дебет КИФ 2 301 14 810 Кредит КИФ 2 201 11 610,
Одновременно увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 810, КОСГУ 810)
- погашено обязательство по займу в части основного долга;
Дебет КРБ 2 301 14 810 Кредит КИФ 2 201 11 610,
Одновременно увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 233)
- погашено обязательство по займу в части процентов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для бюджетной сферы).

4 августа 2020 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: