Регулирование и надзор на этапе создания кредитных организаций

Обновлено: 12.05.2024

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные ФЗ, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (ст. 56 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»).

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их (ст. 59).

Для осуществления банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ФЗ санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Служащие Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соот. документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций, в т.ч. определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров ЦБ РФ.

При осуществлении банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за искл. случаев:

1) если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

2) по мотивированному решению Совета директоров.

Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью терр. учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соот. структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации.

Проверкой могут быть охвачены только пять календ. лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки (ст. 73).

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соот. с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право

1) требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

2) взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо

3) ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % миним. размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению; замены руководителей кредитной организации; осуществления реорганизации кредитной организации;




3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответ-ти за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло 5 лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации.

Создание коммерческого банка представляет собой довольно длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, предопределяющих в будущем деятельность банка. В ходе этого процесса устанавливаются взаимоотношения между будущими учредителями банка, они находят необходимые средства для формирования уставного капитала банка, руководителей банка, соответствующих предъявляемым требованиям, готовятся необходимые документы, которые затем проходят юридическую и иную проверку, в зависимости от результатов которой банк получает либо не получает лицензию.

Теоретический процесс создания банка можно условно разделить на несколько этапов, в частности:

1 – подготовительный этап, на котором учредители банка достигают предварительного соглашения о создании банка и формируют инициативную группу, оговаривают формы и количественные параметры участия каждого из них в формировании уставного капитала банка; на этом этапе заказывается и разрабатывается, как правило юридической фирмой, документация, необходимая для регистрации банка, согласовывается наименование банка; отношения между учредителями регулируются сначала предварительным договором (ст. 429 ГК РФ), а затем учредительным договором (ст. 52 ГК РФ); при создании банка в форме акционерного общества учредители до момента государственной регистрации несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим на этом этапе (ст. 98 и 322 ГК РФ);

2 – этап государственной регистрации, который состоит из трех частей: а) подачи документов в территориальное управление Банка России и получение его заключения; б) направление документов в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России, принятие решения о возможности регистрации и выдача свидетельства о регистрации; в) подтверждение оплаты уставного капитала и выдача лицензии на осуществление банковских операций;

3 – этап расширения круга выполняемых операций, который не является обязательным. И введение которого определяется самим банком; на этом этапе уже работающий банк может получить дополнительные лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц, осуществление операции с драгоценными металлами и генеральную лицензию.

На первом этапе полное и сокращенное наименование кредитной организации должен быть предварительно согласованы с Банком России. До подписания учредительного (договора о создании) инициативная группа по созданию кредитной организации направляет в Банк России запрос о согласовании полного и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.

На втором этапе для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора о создании общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы:




1) ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор ( в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

3) устав кредитной организации;

4) протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т.д.;

5) свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяется Банком России, но не более одного процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. В случае отказа в регистрации сбор не возвращается;

6) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные налоговыми органами, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости;

9) список учредителей кредитной организации.

Все документы подают в территориальные учреждения Банка России, которые выдают учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

По принятым документам составляется заключение территориального учреждения Банка России. Оно должно содержать полную информацию, на основании которой территориальное учреждение Банка России сделало вывод о возможности регистрации кредитной организации и предоставления ей лицензии на осуществление банковских операций.

В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100 % уставного капитала. Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредита организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его стопроцентной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты.

Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала устанавливается Банком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть использованы для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Важной гарантией стабильности банковской системы является законодательное требование о том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

— лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;

— генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов.

В ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Таким образом, отказ допускается, в частности, по следующим основаниям:

— несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления в сфере экономики; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации;

— неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;

— несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России.

Под созданием кредитной организации понимается совершение юридически значимых действий, направленных на получение права на осуществление банковской деятельности.

Согласно п.2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента которого возникает юридическое лицо.[7]

Государственная регистрация кредитных организаций преследует следующие цели:

- осуществление государственного контроля за выполнением условий для занятия банковской деятельностью и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти, органам местного самоуправления информации о деятельности кредитных организаций.

Порядок создания кредитных организаций установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом о Банке России, Законом о банках, Инструкцией ЦБР от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России органом, осуществляющим государственную регистрацию кредитных организаций и лицензирование их деятельности, является Банк России.

Процесс регистрации и лицензирования кредитных организаций проходит в три этапа: на первом происходит регистрация кредитной организации с выдачей государственного свидетельства о регистрации, на втором - полная оплата учредителями уставного капитала в месячный срок после получения свидетельства о регистрации, на третьем этапе - выдача лицензии на осуществление банковских операций в установленном порядке.

Государственная регистрация является правовым актом, определяющим момент образования кредитной организации как юридического лица. В результате регистрации важнейшие для имущественного оборота сведения о кредитной организации приобретают свойства публичности и достоверности, что достигается внесением этих сведений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (в нее заносятся сведения, подлежащие регистрации (учету) в Банке России, а также все изменения, вносимые в учредительные документы кредитной организации).

Охарактеризуем основные этапы создания кредитных организаций.

2. Заключение учредительного договора и утверждения устава кредитной организации.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредитель – юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местными бюджетами за последние три года. Кроме того, кредитная организация-учредитель должна быть финансово устойчива (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России) в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.




3. Не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены следующие документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России. В заявлении также указываются сведения о местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому с ней осуществляется связь;

- учредительный договор, содержащий следующие сведения:

о порядке совместной деятельности по созданию кредитной организации,

составе учредителей кредитной организации,

условиях передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности,

размере уставного капитала,

составе органов управления кредитной организации и их компетенции, принятия ими решений,

иные сведения, предусмотренные федеральными законами;

- устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать следующие сведения:

фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование кредитной организации на русском языке;

о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;

перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок;

о размере уставного капитала, порядке его формирования;

сведения о системе органов управления кредитной организацией;

положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;

иные положения, предусмотренные федеральными законами;

- бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации;

- протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о создании кредитной организации, об утверждении ее наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей кредитной организации, бизнес-плана и другие решения. Кроме того, представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;

- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 рублей) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 % от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе);

- копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц кредитной организации, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами за последние три года, иные документы, предусмотренные нармативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации;

- документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

- анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации. Анкеты должны содержать сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций; о наличии или отсутствии судимости и иные сведения, установленные нормативными актами Банка России[8];

- заключение федерального антимонопольного органа (о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил). Такое заключение необходимо в случае, если размер уставного капитала кредитной организации превышает 160 млн руб.[9]

4. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов, срок рассмотрения которых не должен превышать девяносто календарных дней с даты их представления.

При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке.

5. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации. Данное заключение должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

6. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России соответствующих документов.

7. В случае принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с сопроводительным письмом.

8. Территориальное учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа соответствующих документов, направляет в Банк России уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, а также копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа; вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения.

9. Далее Банк России осуществляет следующие действия:

- не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России;

- не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о внесении записи государственной регистрации кредитной организации, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России следующие документы: 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра каждого ее учредительного документа;

11. Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в срок, не превышающий 1 месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых в 10-дневный срок проверяется правомерность оплаты уставного капитала и направляется в Банк России заключение об его оплате и полный список учредителей кредитной организации.

12. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

13. При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия такого решения Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Реестр выданных кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций подлежит публикации Банком России в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.


Банковская система любого государства играет ключевую роль в проведении платежей и расчетов, аккумулировании финансовых ресурсов и распределении сбережений вкладчиков, то, как следствие обязательным компонентом устойчивой экономики должен стать эффективный надзор и регулирование деятельности кредитных организаций. Исходя из того, что основной целью системы банковского надзора и регулирования является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе страны и тем самым снижение рисков потерь для вкладчиков и кредиторов, авторы статьи акцентировали внимание на развитии системы банковского надзора и регулирования, обобщая наиболее актуальные аспекты международного и российского опыта.

Ключевые слова : банковская система, Банк России, принципы банковского надзора, оценка банковских рисков, меры воздействия к кредитным организациям, стресс-тестирование.

Система банковского надзора и регулирования наряду с эффективной макроэкономической политикой мегарегулятора должна способствовать развитию конкурентной банковской системы, что играет ключевую роль для обеспечения финансовой стабильности. Международные базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора и регулирования деятельности кредитных организаций в каждой стране и исходят из следующих основных предпосылок:

– основной целью надзора является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе страны;

– органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины, стимулированию рыночной открытости и контроля;

– органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, возможностью сбора необходимой информации и отчетности как путем пруденциального (дистанционного) наблюдения, так и инспектирования на местах, а также иметь полномочия предавать своим решениям обязательный характер;

– органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности, а эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых банками, объективно оценивались для квалифицированного управления рисками.

Вышеприведенные принципы лежат в основе национального законодательства по банковскому регулированию и надзору и являются минимально необходимыми, но могут быть и недостаточными в определенных ситуациях. Каждая страна определяет, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями и нормативами.

Требования Базельского комитета по банковскому надзору (Базель I, Базель II, Базель III) содержат методики расчета показателей для оценки капитала, рисков и другие рекомендации кредитным организациям для повышения их финансовой устойчивости. Функция банковского надзора динамична и призвана реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поэтому органы надзора должны пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций и рисков. Основные этапы развития международных требований к оценке рисков в рамках системы банковского надзора и регулирования представлены в таблице 1.

Основные требования системы международного банковского надзора по минимизации рисков кредитных организаций

Основные этапы

Цель надзора

Показатели

Базель 1, 1988 г.

Определение и регулирование финансовой устойчивости кредитных организаций

– норматив достаточности капитал

Базель 2, 2004 г.

Оценка и управление рисками кредитных организаций

– минимальные требования к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски;

– величины рисков на основании стандартизированного и IRB (Internal Rated Based Approach) методов расчета

Базель 3, 2010 г.

Оценка и минимизация отрицательного влияния рыночной конъюнктуры на мировую банковскую систему

– коэффициенты краткосрочной ликвидности (LCR);

– коэффициент чистого стабильного фондирования (NSFR)

Система риск-менеджмента вошла в российскую практику, начиная с 1990-х годов. Российские кредитные организации эффективно используют международные стандарты банковского надзора в управления рисками в практике своей деятельности [4]. Важными аспектами в управлении рисками выступают такие положения как:

– ограничение рисков путем соблюдения требований Банка России к нормативу достаточности капитала, взвешенного с учетом риска и качества активов кредитных организаций [5];

– управление рыночными рисками через соблюдение минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные, операционные риски [5];

– сглаживание отрицательных последствий экономических циклов и оценка устойчивости кредитных организаций в случае «оттока» привлеченных банковских ресурсов в условиях кризисов [6].

Надзорные органы вправе применять к кредитным организациям такие меры воздействия как меры предупредительного и принудительного характера.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень мер воздействия и порядок их применения [2].

Конкретный состав применяемых мер воздействия может различаться в зависимости от конкретной ситуации и включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия производится мегарегулятором, исходя из нормативных актов, а также с учетом характера допущенных нарушений и причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации и ее положения на российском рынке банковских услуг.

Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно и главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, которые на данном этапе деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. В этих случаях надзорный орган дает рекомендации по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации, устанавливает дополнительный контроль за ее деятельностью.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации и/или представление неполной или недостоверной информации, а также в случаях, когда совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов. В частности, такие меры воздействия могут включать штрафные санкции, требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, ограничение или запрет на проведение банковских операций, вплоть до введения Временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыва лицензий на ведение банковской деятельности [1].

Банковское регулирование не исключает полный риск банкротства кредитных организаций, и кроме этого, функционирование банковской системы может оказаться под влиянием таких факторов, которые в полной мере не регламентируются со стороны мегарегулятора. Поэтому перед Банком России стоит основная задача спрогнозировать такие случаи и составить комплекс всевозможных мер, которые могут поспособствовать уменьшить банковские риски и предупредить банкротство кредитных организаций, другими словами, сохранить устойчивость банковской системы страны.

В этой связи важным аспектом определения финансовой устойчивости банковского сектора считается стресс-тестирование, то есть механизм, благодаря которому можно выявлять банки, которые являются в большей степени подвержены рискам, для того чтобы оказать поддержку при появлении кризисных явлений в экономике. Такой инструмент для банковского надзора, как стресс-тестирование, введен и регулярно применяется Центральным Банком России, начиная с 2003 года. С 2017 года проводился анализ по выявлению отрицательных тенденций и всех возможных проблем в работе коммерческих банков [3].

Подводя итог, следует отметить, что курс на развитие надзорно-регулятивной функции стоит перед Банком России и в настоящее время. Ориентируясь на главные направления для обеспечения стабильности финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов, мегарегулятор продолжает совершенствовать законодательство и внедрять регулятивные подходы, основанные на механизме стресс-тестирования и моделировании бизнес-процессов в кредитных организациях.

Основные термины (генерируются автоматически): банковский надзор, базель, Банк России, мера воздействия, кредитная организация, орган надзора, риск, управление рисками, финансовая устойчивость, Российская Федерация.


Данная статья раскрывает сущность банковского надзора, а также его роль в регулировании банковской деятельности. Также в данной статье отмечены основные задачи и направления банковского надзора в России.

Ключевые слова: государственное регулирование, банковская система, банковский надзор.

Актуальность данной статьи заключается в том, что банковская деятельность, как и любая другая экономическая деятельность, нуждается в государственном регулирование и, в частности, в надзоре. Банковский надзор — основной процесс поддержания устойчивости банковской системы методом аналитического исследования кредитных организаций на всех этапах функционирования с применением необходимых мер надзорного реагирования. Органом, осуществляющим банковский надзор в России, является Центральный Банк Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации не имеется конкретизации определения термина «банковский надзор». Анализ научной литературы, а также норм отечественного законодательства отражает отождествление термина «надзор» с такими определениями, как «контроль» и «регулирование».

Например, согласно мнению Лаврушина О. И., известного отечественного экономиста, банковский надзор представляет собой особый комплекс мер, непосредственно обеспечивающих законную деятельность коммерческих банков. По словам вышеуказанного экономиста, функция надзора не выделяется обособленно и входит в состав контрольной функции [6, c. 9].

В то же время Алиев Б. Х. в своих трудах под банковским надзором понимает определенную систему мер, благодаря которым государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, тем самым предотвращая дестабилизирующие тенденции в совершенствовании всей банковской системы в целом [5, c. 126].

В свою очередь, исследователь Пономарев А. А. при изучении вопроса, касающегося определения термина «банковский надзор», придерживается несколько иной точки зрения. Указанный автор рассматривает данный термин как разновидность государственного финансового контроля. Таким образом, банковский надзор определяется в качестве обязательного звена в замкнутой системе управления финансами государства. В то же время, данное звено дает возможность достигать необходимую для банковской системы стабильность за счет активных действий регулятора, которые в большей мере направлены на соблюдение кредитными организациями нормативных актов Банка России и банковского законодательства [8].

Например, следует обозначить сформулированное понятие Рождественской Т. Э., которая под банковским надзором понимает особый вид публично-правовой деятельности, основная цель которого направлена на поддержание развития и стабильности банковской системы государства, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков [9, c.15].

Следует поддержать точку зрения Ермакова С. Л., который представляет банковское регулирование как особую систему мер. При этом данные меры дают возможность государству при использовании специальных органов надзора обеспечить безопасное, а также стабильное функционирование всей банковской системы в целом. Однако указанная система мер предполагает реализацию на основании действующего в настоящее время законодательства процесса формирования и разработки инструкций, правил, а также положений, которые определяют структуру и ведение банковского дела в нашем государстве.

Также следует обозначить сформулированное Ермаковым С. Л. определение банковского надзора, под которым автор понимает определенную систему норм государственного и властного характера. Основная цель данной системы направлена на обеспечение стабильной деятельности банковской системы в общем и целом, а также на защиту интересов непосредственных вкладчиков. Использование определенных мер воздействия от имени государства является основным инструментом банковского надзора.

К подобным мерам следует отнести следующие: государственную регистрацию банковской деятельности, лицензирование банковской деятельности, установление экономических нормативов деятельности кредитных организаций, а также реализацию целого ряда других мер надзорной деятельности [7].

В результате чего, основываясь на всех выше представленных вариантах определения банковского надзора, следует учитывать, что банковский надзор — это особая система мероприятий, которые направлены на анализ, проверку, мониторинг и оценку всех аспектов работы кредитной организации со стороны специализированного органа власти с целью соблюдения установленных норм, а также правил организации банковской деятельности, которые устанавливаются как самой кредитной организацией, так и Банком России.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, что подразумевает необходимость банковского надзора за функционированием банковского сектора; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации [1].

С позиции жизненного цикла надзорную деятельность Банка России можно подразделить на три этапа:

1) регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;

2) надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

3) регулирование реорганизации или ликвидации кредитных организаций.

Главная цель надзора заключается в поддержании стабильного функционирования банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России не вмешивается в деятельность кредитных организаций, связанную с их текущим состоянием по проведению банковских операций, в том числе кредитном, депозитном и операционном направлениях.

Основными направлениями регулирования и надзора банковской деятельности являются:

 установление обязательных банковских нормативов, а также установление лимитов по валютной позиции с целью формирования резервов по возможным рискам и потерям;

 установление нормативов ликвидности для кредитных организаций с целью управления их ликвидностью посредством денежно-кредитных инструментов, в частности операции РЕПО на открытом рынке;

 поддержание ликвидности коммерческих банков посредством их целевого кредитования со стороны ЦБ;

 регистрация банков и открытие корреспондентских счетов, а также депонирование на специальных счетах обязательных резервов банковских организаций.

Функции и полномочия Банком России проявляются в координации и контроле деятельности коммерческих банков, которые реализуются на местах через главные территориальные управления, независимо от других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

Осуществление регулирующих и надзорных функций Банком России происходит посредством действующего на постоянной основе органа — Комитета банковского надзора, объединяющего руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Центральный банк РФ постоянно контролирует соблюдение кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, положений нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных регулятором индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

Эффективность деятельности Банка России как контролирующего органа зависит от проведения комплексного регулирования и надзора на стадии осуществления деятельности кредитной организацией.

Регулятор разрабатывает обязательные нормативы, которые регламентированы статьями 62–72 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» [1] и уточнены положениями Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Действующим законодательством предусмотрено как установление порядка надзора за соблюдением нормативов, так и применение Банком России принудительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случае несоблюдения ими норматива.

В 2019 г. банковский сектор покинули 38 банков и пять небанковских кредитных организаций (НКО). Лицензии были отозваны у 24 банков и четырех НКО. С учетом банков с отозванной лицензией, а также ликвидированных (в том числе путем присоединения к другим банкам) число действующих в России кредитных организаций за 12 прошедших месяцев сократилось с 440 до 402.

Причинами отзывов банковских лицензий остается высокорискованная кредитная политика, несоблюдение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведение теневых, сомнительных и/или транзитных операций, проведение схемных сделок для сокрытия реального качества активов и уклонения от выполнения требований регулятора, а также утрата или критическое снижение уровня собственного капитала вследствие неадекватной оценки активов и доначисления резервов по требованию регулятора [4, с. 45].

Стоит отметить, что выявленные нарушения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, послужившие основанием для отзыва у кредитных организаций лицензий по соответствующим основаниям, — результат контрольных функций и надзорного реагирования регулятора.

Приведенная статистика является удручающей и может свидетельствовать о нестабильности финансового сектора страны. Для обеспечения стабильности банковского сектора необходима положительная динамика ключевых показателей, характеризующих участие банков в экономике страны.

Рост данных показателей во многом зависит от организации банковского регулирования и надзора в стране, его совершенствования и решения существующих в нем проблем. Проанализировав ключевые аспекты в осуществлении банковского надзора, значительно осложненных сложившимися экономическими условиями, можно выявить ключевую проблему.

Вследствие осложнения функционирования банковской системы и повышения уровня рисков наблюдается тенденция усиления (ужесточения) банковского надзора. С одной стороны, ужесточение требований к деятельности организаций способствует улучшению проводимых операций и повышению устойчивости банковской сферы в целом, однако, с другой стороны это оказывает отрицательное влияние.

В заключение хочется сказать, что Банк России играет важную роль в системе регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в России. Его деятельность направлена на повышение прозрачности функционирования коммерческих банков, в целях исключения и недопущения нарушения прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов.

Основные термины (генерируются автоматически): банковский надзор, Банк России, банковская система, банковская деятельность, Российская Федерация, Россия, банковский сектор, обеспечение стабильности, Центральный банк, банковское регулирование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: