Сколько белоруссия должна россии по кредитам на 2021

Обновлено: 02.05.2024

Россия предоставит Белоруссии межгосударственный кредит на сумму $1 млрд двумя траншами в 2020 и 2021 году, еще $500 млн Минск получит в нынешнем году из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), сообщил министр финансов России Антон Силуанов. Ранее президент Владимир Путин обещал белорусскому коллеге Александру Лукашенко кредит в размере $1,5 млрд.

Итоги переговоров Путина и Лукашенко в Сочи. Главное

«Мы в текущем году хотим предоставить $1 млрд, из которых $500 млн за счет ЕФСР и $500 млн за счет межгоса, в следующем — $500 млн за счет межгоса. Условия сейчас прорабатываются с белорусским Минфином»,— сказал господин Силуанов журналистам (цитата по «Интерфаксу»).

Министр отметил, что для предоставления межгосударственного кредита потребуются поправки в Налоговый кодекс РФ о включении Белоруссии в число стран, которым Москва может предоставлять такие кредиты. «Такие поправки подготовлены в Бюджетный кодекс. Как только они будут приняты, мы начнем работу по предоставлению межгоскредита»,— добавил Антон Силуанов.

По его словам, цель предоставления кредита — «антикризисная поддержка», в том числе в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Срок возврата кредитов, по словам главы российского Минфина, будет определен в соглашениях. «В среднем длина наших кредитов составляла около 10 лет, мы этими сроками и будем руководствоваться при подготовке условий предоставления заемных средств»,— сказал он.

Господин Силуанов напомнил, что в 2020 году обязательства Белоруссии перед Россией по долгу и процентам составляют чуть меньше $1 млрд и порядка $460 млн перед EФСР. Белоруссия своевременно погашает обязательства перед Россией, никаких просрочек и задолженностей нет, отметил министр финансов РФ.

Как сообщил ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, часть выделяемого Белоруссии кредита в $1,5 млрд пойдет на рефинансирование прежних долгов. Господин Песков отметил, что новый российский кредит Белоруссии нельзя трактовать как вмешательство Москвы в дела Минска.

Подробнее о встрече в Сочи — в материале “Ъ” «А батька бряцкает, да ест».

Россия планирует одолжить Белоруссии $1 млрд в 2020–2021 годах и обеспечить предоставление Минску еще $500 млн по линии евразийского антикризисного фонда. Об этом рассказал журналистам министр финансов России Антон Силуанов

Антон Силуанов

Россия планирует предоставить Белоруссии рублевый межгосударственный кредит эквивалентом $500 млн в этом году и еще один такой же кредит в 2021 году, рассказал журналистам министр финансов России Антон Силуанов, передал корреспондент РБК. Помимо этого Россия инициирует выделение Белоруссии валютного кредита на $500 млн через Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в текущем году, сообщил Силуанов.

Таким образом, до конца 2020 года Белоруссия получит $1 млрд от России напрямую и от антикризисного фонда Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Оставшиеся $500 млн Минск получит от российского правительства в следующем году.

Ранее, на этой неделе, президент России Владимир Путин объявил во время визита белорусского президента Александра Лукашенко, что Россия «предоставит Белоруссии в этот сложный момент государственный кредит $1,5 млрд». Теперь Силуанов уточнил, что непосредственно российское правительство одолжит Минску в общей сложности $1 млрд в этом году и в следующем.

Чтобы предоставить Минску незапланированный кредит в этом году, Госдуме пришлось принимать закон, позволяющий правительству в текущем году выдавать государственные кредиты иностранным государствам без внесения изменений в соответствующую программу и сверх утвержденного лимита.

Доллары от ЕСФР, рубли от России

По словам министра, кредит от ЕФСР будет номинирован в долларах, а средства от России поступят в рублях. Стоимость межправительственного кредита будет привязана к доходности российских облигаций федерального займа (ОФЗ) «с небольшой премией». Ставки по валютным кредитам ЕФСР зависят от средней стоимости еврооблигаций России и Казахстана, уточнил Силуанов. Конкретный срок кредитов для Белоруссии министр не назвал, но «ранее длина кредитов в среднем составляла десять лет, и Россия будет руководствоваться этими сроками».

«Будем обращаться к коллегам [из ЕФСР], чтобы этот институт принял решение о программе поддержки Белоруссии, смог быстро предоставить заем $500 млн с минимальными требованиями по программе», — сказал Силуанов.

Фото: Chris Hondros / Getty Images

Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать

Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le

Фото: Mario Tama / Getty Images

От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Фото: David Ramos / Getty Images

Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда

Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

На Мосбиржу вернулись БПИФы на иностранные бумаги. Что делать инвестору

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Доходность индекса российских гособлигаций Мосбиржи (RGBI), которую можно использовать в качестве ориентира для средней доходности российских госбумаг, по состоянию на 16 сентября составляет 5,8%. Процентная ставка по прошлому кредиту ЕФСР для Белоруссии определялась как доходность еврооблигаций России и Казахстана, соответствующих сроку кредита, взвешенных по доле капитала стран в фонде.

Россия является крупнейшим пайщиком ЕФСР с долей 88% оплаченного уставного капитала, но формально ЕФСР — это международный финансовый институт, решения о предоставлении кредитов там принимает совет фонда, в который входит Силуанов. Задолженность Белоруссии перед ЕФСР составляла $2,24 млрд по состоянию на конец первого квартала 2020 года, следует из данных белорусского Минфина.

Поддержка платежного баланса

В августе на фоне политического кризиса после президентских выборов жители Белоруссии забрали из местных банков более $620 млн иностранной валюты, а золотовалютные резервы государства за месяц сократились на $1,4 млрд, до $7,5 млрд. Рейтинговое агентство S&P предупреждало, что эти тенденции могут привести к истощению международных резервов, из-за чего есть риск административных мер властей по ограничению свободного доступа к валюте.

Более 95% всего государственного долга Белоруссии (внешнего и внутреннего) номинировано в иностранной валюте, и для рефинансирования обязательств Минску может быть нужна твердая валюта. Российские рубли из расчета золотовалютных резервов Нацбанк Белоруссии исключил еще в 2017 году. «Технически ничто не мешает Белоруссии обменять эти рубли, полученные в кредит от России, на доллары. Причем если курс рубля к доллару будет укрепляться, то Белоруссия может даже немного выиграть на курсовой разнице», — сказал РБК директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. При этом предыдущий российский кредит, предоставленный Белоруссии в 2017 году, предусматривал выплаты в долларах или в рублях.

По мнению Полевого, для Минфина России также, вероятно, проще выдать кредит Белоруссии в рублях, ведь валюту пришлось бы брать либо из ФНБ, либо аккумулировать специально под эту сделку. Это также предполагает более прозрачный прайсинг с логичной привязкой к доходности ОФЗ. Наконец, кредит в рублях полностью защищен с точки зрения санкционных рисков, рассуждает Полевой.

В 2020 году Белоруссия должна выплатить России основной долг и проценты на сумму порядка $1 млрд плюс еще около $460 млн по кредитам ЕФСР, уточнил Силуанов.

На вопрос, какие уступки со стороны Белоруссии Москва получит в обмен на кредит, Силуанов ответил: «Россия получит стабильность финансов нашего партнера». О каких-либо политических уступках он не сообщил. Ранее, в сентябре, агентство S&P предположило, что «будущая финансовая поддержка от России может зависеть от политических уступок со стороны Белоруссии, на которые Минск может не захотеть полностью пойти».

Всемирный банк опубликовал информацию об иностранных государствах — должниках Российской Федерации. Среди крупнейших дебиторов — Белоруссия, Бангладеш и Венесуэла. Минфин России такие сведения раскрывает редко

Фото: Jesus Vargas / dpa / Global Look Press

Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией. Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. По данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юрлиц, гарантированные государствами.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран, следует из данных Всемирного банка, которые собрал экономист американского Института управления природными ресурсами (NRGI) Дэвид Михалый. Лидирует Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 млрд.


Михалый сказал РБК, что данные о долговых обязательствах основаны на отчетности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5% всего объема двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заемщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы — их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 млрд, писал РБК в материале 2019 года, в котором предпринималась попытка собрать сведения о суверенных должниках России. РБК направил запросы во Всемирный банк и в пресс-службу Минфина России.

Крупнейшим государственным должником России является Белоруссия — $8,1 млрд на конец 2019 года (сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года). В конце 2020 года страны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску еще $1 млрд от России.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из следующих стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. РБК писал, что Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров. По данным ВБ, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 млн.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты - у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Фото: Helena Lopes / Pexels

Не открывайте бизнес с друзьями. Почему это суждение бывает ошибочно

Фото: Michael Short / Getty Images

Осторожные инновации: почему Google избегает революционных разработок

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов

Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении

Фото: Mario Tama / Getty Images

От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать

Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?

Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.

Минфин Украины учитывает перед Россией только долг на $0,61 млрд, образовавшийся в начале 1990-х годов за поставки российского газа, тогда как с точки зрения Москвы Киев обязан вернуть России более $3 млрд по спорным еврооблигациям времен президентства Виктора Януковича. В 1997 году Россия и Украина договорились в рамках раздела Черноморского флота, что долг за поставки российского газа будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — заявляли в украинском Минфине в 2016 году.


Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.

В целом зарубежные страны и юридические лица были должны России $39,6 млрд на 1 октября 2020 года, включая $15,8 млрд по долгам бывшего СССР, раскрыл данные Минфин России в ноябрьском проспекте еврооблигаций. Данные Всемирного банка охватывают примерно 58% этой задолженности (пробелы могут быть связаны с тем, что в статистике Всемирного банка нет ряда должников России, таких как Куба или Венгрия; в ней нет задолженности коммерческих структур и т.д.).

После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».

Фото: Василий Федосенко / Reuters

Россия предоставила Белоруссии кредит на сумму $1 млрд (2020–2021 годы), после того как убедилась, что у Минска нет просроченной задолженности за природный газ перед «Газпромом», следует из межправительственного соглашения.

В документе отмечается, что белорусские газоснабжающие компании должны подтвердить отсутствие задолженности перед ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (100-процентная «дочка» «Газпрома») актами сверки расчетов за месяц поставки, который предшествует месяцу предоставления кредита или перечисления транша.

Александр Лукашенко и Владимир Путин

В соглашении перечислены еще три условия предоставления кредита. Это отсутствие задолженности по:

  • госкредитам, которые Россия предоставила ранее;
  • кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР);
  • кредитам юридических лиц России, предоставленным Белоруссии или белорусским юрлицам под гарантии правительства республики.

В сентябре о том, что Минск должен не допустить просрочек по двустороннему долгу, а также по обязательствам перед российскими компаниями с госучастием, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Тогда он отметил, что у Белоруссии нет никаких просрочек, страна в полном объеме и своевременно выполняет обязательства.

Антон Силуанов

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Фото: Christian Charisius / Reuters

Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Вы хотите выплатить дивиденды акционерам. Как отказаться от моратория

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Сократить, заморозить: новая реальность PR-отделов российских компаний

В соответствии с соглашением Россия предоставит Белоруссии кредит двумя траншами: первый отправлен в 2020 году, второй поступит в 2021-м. Накануне белорусский Минфин сообщил о получении первого транша в $500 млн.

В августе белорусское министерство заявило, что прорабатывает с российскими банками возможность рефинансирования госдолга. Как отмечал глава ведомства Юрий Селиверстов, платежи по валютному госдолгу в текущем году составляют около $3,6 млрд. Белоруссия уже выплатила $2 млрд. После этого пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Минфин готов рассмотреть предложения о рефинансировании долга Белоруссии, если они поступят.

Спустя два дня президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что Минск достиг договоренности с Москвой о рефинансировании кредита на $1 млрд. Российский президент Владимир Путин позднее объявил о решении выделить Минску кредит в $1,5 млрд.

В начале сентября министр энергетики России Александр Новак говорил, что задолженность Белоруссии за поставленный российский газ составляет $328 млн. Через несколько дней он сообщил, что Москва и Минск достигли «принципиальной договоренности». В следующем месяце Минэнерго Белоруссии заявило об урегулировании ситуации, в то же время «Газпром трансгаз Беларусь» настаивал, что белорусская сторона рассчиталась за газ не полностью. В конце декабря стороны подписали соглашение о ценах на сырье, поставляемое в Белоруссию.

Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто

Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.

Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.

Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.

Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.


Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),


«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.


Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: