У налоговых органов банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения

Обновлено: 19.04.2024

Многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, особенности ведения учета имущества (бухгалтерский учет), многообразие видов имущества, делает невозможным разработки инструкции «на все случаи жизни».

Тем не менее, предлагаем вашему мнению алгоритм-направление, по которому необходимо двигаться, а также полезные практические советы.

Прежде всего, в том случае, если юридическое лицо ведет финансово-хозяйственную деятельность, лучше всего исполнительный лист предъявить банк, где у должника имеется расчетный счет.
Конечно, можно предъявить исполнительный лист и судебному приставу-исполнителю, однако велика вероятность потери времени на различные бюрократические процедуры.

В том случае, если вам неизвестны расчетные счета должника, то у взыскателя в соответствии с п. 8 ст. 69 Закона (здесь и далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») есть право запросить налоговые органы. Необходимо написать запрос в налоговый орган, приложив к нему копию исполнительного листа. В соответствии с п. 10 ст. 69 Закона налоговые органы обязаны дать ответ в течение 7 дней со дня получения запроса.

У налоговых органов взыскателем могут быть запрошены следующие сведения (п. 9 ст. 69 Закона):
- о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
- о номерах расчетных счетов.

В тоже время, если у должника несколько расчетных счетов, возникает вопрос. На какой именно расчетный счет предъявить свой исполнительный лист?

Если все счета находятся в одном банке, то здесь нет особых проблем, в заявлении о предъявлении исполнительного листа можно даже не указывать реквизиты счетов, достаточно указать наименование должника и его адрес.

В случае, если счета в разных банках, придется действовать последовательно, предъявляя исполнительный лист во все банки должника.

Возможно, вам повезет, и вы угадаете. Напомню, что банк в случае недостаточности денежных средств, поместит исполнительный документ в картотеку неоплаченных в срок расчетных документов. В том случае, если денежные средства не поступили в течение 1-2 недель, целесообразно исполнительный лист из банка отозвать и предъявить его в другой банк, где у должника имеются расчетные счета.

В тоже время, у судебного пристава-исполнителя перед взыскателем имеется неоспоримое преимущество – он может предъявить ко взысканию свои постановления об обращении взыскания на денежные средства ко всем счетам одновременно. Вопрос об обращении взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен в следующих статьях. Других полномочий, кроме как предъявить свой исполнительный лист в банк, у взыскателя не имеется.
Теперь давайте рассмотрим вопрос, как судебный пристав-исполнитель на практике работает с должником-организацией, чтобы иметь об этом представление и по возможности корректировать деятельность судебного пристава-исполнителя.

Ниже будет рассмотрен пример взыскания с действующего юридического лица. Возбудив исполнительное производство, в том случае если исполнительный документ предъявлен впервые, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона устанавливает должнику срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней, и который начинает течь, со дня, следующего за вручением должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Напомним, что сроки в исполнительном производстве исчисляются в рабочих днях.

Именно поэтому целесообразно оказать содействие судебному приставу-исполнителю во вручении постановления, например, нарочным самостоятельно вручить его должнику (в секретариат или лично директору). В любом случае вопрос вручения постановления о возбуждении очень важен, как минимум, надо обеспечить его направление заказным письмом.

Срок для добровольного исполнения не предоставляется в случаях (п. 14 ст. 30 Закона):
1) в соответствии с частью 16 ст. 30 Закона (здесь идет речь об отдельном взыскании с должника исполнительского сбора и штрафов, вас это не касается);
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества.

По истечению срока, установленного для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель может применить меры принудительного исполнения, установленные в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Совершать исполнительные действия, указанные в ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе и до истечения срока для добровольного исполнения.

Приведем перечень исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона (не является исчерпывающим):
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Основная разница между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения заключается в том, что исполнительные действия «содействуют» исполнению требований исполнительного документа, а вот меры принудительного исполнения непосредственно направлены на его исполнение.

Например, получить информацию об имуществе должника это исполнительное действие, от него по большому счету взыскателю ни горячо, ни холодно. А вот обращение взыскание на это имущество (изъятия и реализация имущества должника) непосредственно удовлетворяет требования взыскателя.
Перечень мер принудительного исполнения, также не является исчерпывающим, и содержится в ст. 68 Закона:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества.

Однако между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения есть еще одно очень важное отличие. Исполнительные действия могут быть любыми, самое главное, чтобы они были направлены на содействие исполнению требований исполнительного документа (п. 17 ст. 64 Закона).

Меры же принудительного исполнения могут лишь быть такие, которые указаны в федеральном законе или в тексте самого исполнительного документа. То есть, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно «придумывать» меры принудительного исполнения. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника продать свое имущество и перечислить денежные средства на депозит отдела судебных приставов. Такой меры принудительного исполнения Закон не содержит. Он вправе применить такую меру, если она дословно будет указана в судебном акте (что маловероятно).

Чаще всего судебные акты содержат предписания должникам совершить определенные действия, например, перенести забор на три метра, не чинить препятствия в пользовании квартирой и.т.д. Теперь, поскольку вы полностью знакомы с арсеналом судебного пристава-исполнителя, приступим к непосредственному взысканию с должника.

В соответствии с п. 3 ст. 69 Закона, обращение взыскания на денежные средства должника осуществляется в первую очередь (только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств взыскание обращается на иное имущество должника – п. 4 ст. 69 Закона). Нарушение данного правила может повлечь за собой признание всех последующих действий судебного пристава-исполнителя незаконным, со всеми вытекающими отсюда последствиями (признание сделок недействительными, взыскание убытков с казны Российской Федерации). Судебную практику, подтверждающую данное утверждение, несложно найти в справочно-правовой системе.

Так, например, в своем постановление по делу NА33-11212/03-С6-ФО2-2021/04-С2 от 8 июня 2004 г. ФАС Восточно-Сибирского Округа признал действия судебного пристава-исполнителя незаконными, в связи с тем, судебный пристав-исполнитель наложил арест на имущество третьей очереди, не проверив наличие первой и второй очереди обращения взыскания.

В частности суд указал следующее:
«…..статья 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве"1 предусматривает, что в первую очередь арест имущества должника-организации налагается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное).

Таким образом, указанные нормы закона предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя в первую очередь обращать взыскание на денежные средства должника, для чего необходимо проверить наличие или отсутствие денежных средств в кассе, и на действующих расчетных счетах должника. Арбитражный суд Красноярского края правомерно признал, что при отсутствии указанных действий по выявлению имущества должника первой очереди, у судебного пристава - исполнителя отсутствовали основания для ареста имущества должника, отнесенного законом к третьей очереди……»

Несмотря на то, что постановление датировано 2004 годом, оно актуально и на сегодняшний день.
В связи с тем, что вопрос обращения взыскания на денежные средства должника является объемным, выделим его рассмотрение в отдельные статьи, разбив на две части: обращение взыскания на наличные и безналичные денежные средства.

1. ФЗ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21.07.1997 г.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июля 2017 г. № СА-4-9/14444@ О непредставлении налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июля 2017 г. № СА-4-9/14444@ О непредставлении налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника

Федеральной налоговой службой проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на непредставление (отказы в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника.

В результате проведенного анализа установлено, что основаниями непредставления (отказа в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника являются непредставление заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа и ненадлежащее оформление ими запроса о представлении указанных сведений.

Федеральная налоговая служба с целью исключения необоснованного бездействия налоговых органов по непредставлению соответствующих сведений сообщает о необходимости учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1-13 пункта 1 статьи 102 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 102 Кодекса налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 9 статьи 69 Закона Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены, в том числе сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Из пункта 8 статьи 69 Закона № 229-ФЗ следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 4 Порядка следует, что запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В силу пункта 5 Порядка при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка в запросе отражаются основания для рассмотрения такого запроса в налоговом органе, а именно ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, а также конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.

В силу пункта 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, налоговый орган представляет взыскателю сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ и относящиеся к конфиденциальной информации, только в случае направления взыскателем запроса, соответствующего требованиям Порядка.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Во всех остальных случаях направления запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, налоговым органам с целью подтверждения достоверности полученной копии исполнительного листа необходимо принять меры по проверке сведений о выдаче взыскателю данного исполнительного листа путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист.

После получения ответа на указанный запрос сведения о банковских счетах должника подлежат представлению законному или уполномоченному представителю взыскателя при представлении им документов, подтверждающих полномочия на получение данных сведений.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.А. Аракелов

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о предоставлении налоговыми органами сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках.

Взыскатель может получить такие сведения по запросу, оформленному по определенным правилам. Также предоставляется подлинник или заверенная копия исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении копии проверяется достоверность документа.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налоговый орган обязан представить взыскателю сведения о банковских счетах должника в случае направления им запроса, соответствующего установленным требованиям.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, а также о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обязательным условием при этом является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В этой связи разъясняется, в частности, следующее:

  • запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган;
  • в запросе указывается основание (ссылка на положение федерального закона), устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию;
  • подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя, при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью;
  • при обращении с запросом взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. При предъявлении подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия обязан возвратить подлинник взыскателю.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 июля 2017 г. N СА-4-9/14444@

Федеральной налоговой службой проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на непредставление (отказы в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника.

В результате проведенного анализа установлено, что основаниями непредставления (отказа в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника являются непредставление заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа и ненадлежащее оформление ими запроса о представлении указанных сведений.

Федеральная налоговая служба с целью исключения необоснованного бездействия налоговых органов по непредставлению соответствующих сведений сообщает о необходимости учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1 - 13 пункта 1 статьи 102 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 102 Кодекса налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 9 статьи 69 Закона Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены в том числе сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Из пункта 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 4 Порядка следует, что запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В силу пункта 5 Порядка при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка в запросе отражаются основания для рассмотрения такого запроса в налоговом органе, а именно ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, а также конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.

В силу пункта 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, налоговый орган представляет взыскателю сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ и относящиеся к конфиденциальной информации, только в случае направления взыскателем запроса, соответствующего требованиям Порядка.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Во всех остальных случаях направления запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, налоговым органам с целью подтверждения достоверности полученной копии исполнительного листа необходимо принять меры по проверке сведений о выдаче взыскателю данного исполнительного листа путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист.

После получения ответа на указанный запрос сведения о банковских счетах должника подлежат представлению законному или уполномоченному представителю взыскателя при представлении им документов, подтверждающих полномочия на получение данных сведений.

Право взыскателю на данное обращение предусмотрено в соответствии с пунктом 8 и 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г.). "Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 настоящей статьи". далее "У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях."

Обычно при обжаловании отказа в предоставлении, заместитель начальника ИФНС, советник государственной гражданской службы РФ, сообщает сведения о счетах указанных выше должников – наименование банка, номер счета и дата его открытия. По вопросу предоставления сведений о движении денежных средств указывают следующее: «Сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях вы можете запросить в банках и иных кредитных организациях». Основания, по которым ООО «НОРД» как взыскатель имеет право запросить подобную информацию в банках не указывают. Закон «Об исполнительном производстве» данное право взыскателя не предусматривает.

С целью реализации права на получение данных сведений непосредственно в банке, как указанно замнач ИФНС, ООО «НОРД» в лице директора обращалось в ряд банков с запросом о предоставлении сведений, в том числе о движении денежных средств по счетам должника.

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

Ответ из нескольких банков в ООО «НОРД» просто не поступили.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Кроме того, полученная информация о движении денежных средств по счетам должника, имеющаяся в материалах исполнительного производства, должна в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» быть предоставлена взыскателю при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Исключение данной информации из материалов исполнительного производства должника при ознакомлении с ней взыскателя недопустима и не предусмотрено законом.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Отказные ответы налоговых органов нарушают право взыскателя, получить информацию о движении денежных средств по счетам должника в соответствии с законом «Об исполнительном производстве».

Однако ООО «НОРД» основывает на требования на вступивших в силу 01.06.2020 г. изменениях к статье 69 закона № 229-ФЗ, согласно которых взыскатель имеет право требовать информацию о движении денежных средство по счета должника в налоговой. До вступления в силу данных изменений 01.06.2020 г., взыскатель имел право получить в налоговой только информацию о наличии счетов должника на основании предъявленного оригинала исполнительного документа.

Мы всегда на связи

Можно ли узнать в каких банках у должника открыты счета?

После вынесения судебного решения о взыскании денежных средств и получения исполнительного листа граждане в большинстве случаев обращаются к судебным приставам-исполнителям для возбуждения исполнительного производства.

Но есть другой вариант – самостоятельно принять меры к исполнению судебного решения. В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» кредитор вправе предъявить исполнительный лист напрямую в банк должника, чтобы с его счета списалась необходимая денежная сумма. Так возможно не только сэкономить время на исполнительные процедуры, но и опередить других взыскателей.

В данной статье разберемся с тем, как узнать следующие сведения в отношении должника по исполнительному листу: в каких банках у него имеются счета.

Согласно действующему законодательству взыскатель вправе получать от налоговых органов сведения о счетах должника. Главным условием для этого является наличие у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

Получение информации в каких банках у должника открыты счета

Чтобы получить информацию об открытых счетах должника следует сделать запрос в налоговую инспекцию. Согласно части 10 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» и абзаца 7 пункта 5 письма ФНС РФ № МН-22-6/469@ от 11.06.09г. налоговые органы обязаны выдать данную информацию в течение 7 дней с момента получения запроса.

У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций может быть запрошена следующая информация:

✔ О наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

✔ О номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

✔ Об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Для подтверждения своих прав на получение сведений о счетах должника взыскатель может предъявить в налоговый орган одновременно с запросом подлинник либо заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа.

Обратиться за получением сведений о банковских счетах должника взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения (месту жительства) или месту нахождения организации-должника.

Таким образом, для ускорения процесса взыскания, рекомендуем сделать заверенную копию исполнительного листа у нотариуса, и по ней запросить сведения в налоговом органе, а оригинал исполнительного листа предъявить в службу судебных приставов.

Если у вас остались вопросы, можете обратиться к нам через форму обратной связи, расположенную внизу страницы.

Оставьте заявку на услугу, мы перезвоним и ответим на вопросы, запишем на прием, сообщим о стоимости услуг, подготовим индивидуальное предложение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: