Учитывается ли ипотека при расчете прожиточного минимума для пособий

Обновлено: 01.05.2024

С 1 января 2020 года Указом Президента № 199 от 20.03.2020 в России введено пособие на детей с трёх до семи лет.

Условия по пособию до семи лет

Его могут получать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе. При этом прожиточный минимум берется за 2 квартал предыдущего года.

Размер пособия — 50 % регионального прожиточного минимума ребенка. Это примерно около 5,5 тыс. рублей.

Пособие введено в марте (задним числом), а платить его начали с июня за периоды с 1 января.

Правила выплат на детей от трёх до семи лет установлены Постановлением Правительства № 384 от 31.03.2020. В документе представлены требования к этой выплате, перечень документов для ее оформления и образец заявления.

Там, в частности, указано, какие доходы учитываются при определении критерия нуждаемости.

До трёх лет одни правила, после трёх — другие

Отметим, что на детей до трёх лет критерии по так называемому «путинскому пособию» другие.

Сам размер пособия в два раза больше — один прожиточный минимум, а не половина, как после 3 лет.

Кроме того, значительно отличается критерий нуждаемости. Семья получает пособие, если доход из расчета на одного человека ниже двух прожиточных минимумов. Под этот критерий подпадают многие семьи, тогда как после исполнения ребенку трёх лет круг получателей значительно сужается. Семьи, признанные нуждающимися в пособии до трёх лет, для пособия до семи лет в разряд малоимущих уже не попадают.

Пример

В семье Ивановых один ребенок 2,5 лет, мама сидит в декрете, папа зарабатывает 34 тыс. рублей. Прожиточный минимум в регионе — 11 тыс. рублей.

На детское пособие до 3 лет семья имеет право, так как 34 тыс. это меньше, чем 66 тыс. (11 000×2×3). В итоге ежемесячно государство платит Ивановым 11 тыс. рублей, и на 45 тыс. в месяц они живут.

Через полгода ребенку исполняется 3 года и право на выплаты теряется, так как 34 тыс. это больше, чем 33 тыс. (11 000×3). Теперь Ивановы будут жить на 34 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что некоторые граждане выражают недовольство правилами по пособиям до 7 лет. В основном речь идет о критериях нуждаемости. Семья считает себя нуждающейся, а по данным органов соцзащиты это не так, семья малоимущей не признается и пособие не получает.

Например, только в Воронежской области из 70 тыс. семей, подавших заявление на выплату, половина получили отказ.

На канале «Клерка» в Яндекс.Дзен ранее мы освещали проблемы, которые озвучивают претенденты на получение этого пособия.

В основном, главная суть претензий родителей касается порядка определения дохода, который, в свою очередь, является критерием нуждаемости в госпомощи в виде пособия.

Мы сделали обзор тех аспектов, на которые обращают внимание родители дошколят.

«Грязный доход»

Людям кажется несправедливым, что учет доходов идет до вычета из них НДФЛ. То есть Соцзащиту интересует ваша зарплата «грязными», а распоряжаться вы можете только той частью зарплаты, которая выплачивается вам фактически, то есть за минусом НДФЛ.

«Требуем расчета после вычета НДФЛ, так как семьи этих денег не видят, а значит и доход у семьи значительно ниже. », — пишет автор петиции.

В комментариях на эту тему в нашем Дзен-канале люди высказывали и более экзотические предложения в части учета «чистого» дохода.

Например, одна из читательниц считает, что из дохода семьи нужно вычитать платеж по ипотеке. Ведь после уплаты ипотеки в распоряжении семьи остается сумма гораздо меньше, чем «грязный» доход из справки 2-НДФЛ.

Впрочем, некоторым такой взгляд на учет доходов кажется неправильным.

Вот что пишут в комментариях:

может вам еще кредит на айфон и отпуск в Таиланде убрать? Ипотека — ваша личная инициатива и ваша проблема.

Другая подписчица полагает, что в доход не надо включать алименты, которые отец ребенка платит бывшей жене на ребенка от первого брака:

надо упомянуть про алименты, которые тоже почему-то учитываются в доход семьи, а по сути это доход разных семей, но учитывается он у обеих сторон — и у того, кто получает, и у того, кто платит. Это полная несправедливость.

Кто-то возмущен, что в доходы включают суммы удержаний из зарплаты в виде профсоюзных членских взносов, а также добровольные пенсионные взносы в НПФ. А еще из дохода не вычитают коммуналку и другие расходы.

Не берётся факт наличия ипотеки, коммуналки заоблачной. Цены на все, что только можно, растут, ребёнку за садик, секции платить надо. Кому-то в школу собирать. Ничего не берут в расчёт. По документам ты зажиточный, А по факту остаются на руках крохи.

пишут в комментариях

нам в пособии отказали, потому что помимо зарплат с налогами учли и налоговый вычет, который мы получили в указанный период. Т.е. дважды посчитали одну и ту же сумму (сначала она была в зарплате, потом в вычете). И доказать что-то просто нереально.

Вместе с тем есть и противоположные мнения по поводу учета «грязной», а не «чистой» зарплаты:

Не считаю это обманом, НДФЛ, это налог, который вычитается из доходов физлица. Поэтому справедливо, что для расчета пособий берется грязный доход, ведь налог, это Ваши личные расходы, такие же, как, например, квартплата, налог на имущество. Может, вам еще и эти суммы вычесть?

Зарплата нового мужа

Дело в том, что в доход семьи включили, в том числе, зарплату нового мужа женщины, который не является отцом ее детей.

«Если у моих детей нет отца, и я вышла замуж, это ни в коем случае не обязывает моего мужа обеспечивать чужих детей!» — возмущается женщина.

Она считает, что такой расчет дохода семьи — это не честно, так как данный мужчина не является отцом детей, а значит и его доход учитывать не надо.

Отметим, что согласно Постановлению Правительства № 384 от 31.03.2020 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

Доход от продажи жилья

В перечень доходов, которые учитываются при назначении пособия, также включен доход от продажи недвижимости.

«Семьи, которые продали свою квартиру, добавили деньги, взяв кредит, и купили квартиру площадью больше, не попадают под данные выплаты. Стараясь для детей, улучшая их жилищные условия, родители теряют право на такие нужные для малоимущей семьи выплаты», — пишет автор петиции.

Субсидии и компенсации

При подсчете дохода семьи сегодня учитывают и компенсации, получаемые по уходу за нетрудоспособными гражданами, и субсидии на оплату услуг ЖКХ для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Депутат Госдумы Алексей Журавлев, лидер партии «Родина», обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой устранить это законодательное недоразумение, сообщает воронежское издание «Блокнот».

«Возникла парадоксальная ситуация: граждане, будучи признанными малоимущими в установленном законом порядке, по Постановлению № 384 оказались в числе тех, кому выплаты по Указу оказались не положены. При этом проблема коснулась наименее защищенных слоев населения — малоимущих семей с детьми инвалидами, — отмечается в депутатском запросе. — Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что в редакции Постановления № 384, скорее всего, присутствует досадная ошибка, прошу вас рассмотреть возможность внесения в него соответствующих изменений с целью охвата наиболее широкого круга граждан, нуждающихся в материальной поддержке государства».

Пособие до семи лет вырастет?

Недавно появилась информация о подготовке Минтрудом законопроекта, увеличивающего размер пособия до 7 лет в 2 раза — с 0,5 до одного прожиточного минимума.

В пресс-службе ведомства отметили, что в ряде случаев ежемесячного пособия на детей от трех до семи лет в нынешнем размере оказалось недостаточно для того, чтобы вывести семью из бедности (то есть среднедушевые доходы всё равно оставались ниже прожиточного минимума).

Поэтому министерство считает целесообразной возможность дифференциации размеров пособия в 2021 году.

Напомним, в начале года Владимир Путин во время послания Федеральному собранию говорил, что если новых выплат не хватит для вывода семей из бедности, то со следующего года возможно увеличение размера пособий до прожиточного минимума, то есть вдвое больше нынешнего.

На рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Проект закона № 1108946-7 внесен 9 февраля 2021 года депутатом Олегом Лебедевым от партии КПРФ.

Депутат предлагает внести изменение в название Федерального закона N44-ФЗ, добавив к нему одно слово "расходов", которое кардинально может изменить уровень обеспеченности многих семей. Если поправки в закон примут, то закон будет звучать так: «О порядке учета доходов и расходов , и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода ».

Также закон предлагается дополнить совершенно новой статьей 14.1.:

В расчете среднедушевого дохода семьи для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи учитываются расходы семьи на выплаты по договору кредита на приобретение или строительство единственного пригодного для постоянного проживания такой семьи жилого помещения, соответствующего критериям, установленным Правительством Российской Федерации.»;

Это поможет многим семьям, выплачивающим ипотеку или жилищный кредит за единственное жилье, получить статус малоимущих и оформить многие выплаты и пособия.

Ведь очень часто возникает ситуация, что семья, обремененная ипотекой, ежемесячно должна выплачивать деньги по договору, и в результате таких платежей уровень дохода семьи становится в разы ниже величины прожиточного минимума.

Но на сегодняшний день расходы семьи государство не волнует, считают только доход, в результате чего семья по факту нуждается в поддержке, но законодательно право на получение статуса "малоимущие" не имеет.

Считаю, что данная инициатива, как никогда, предложена на рассмотрение в правильное время.

Например, с 2021 года для повышенного пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет будет введен имущественный критерий, когда будет учитываться движимое и недвижимое имущество. И только если семья будет соответствовать всем критериям (низкий доход и имущественная обеспеченность ниже пороговых значений), только в этом случае она может рассчитывать на ежемесячную помощь от государства.

Узнать размер выплаты на ребенка от 3 до 7 лет в 2021 году (50%, 75% или 100% прожиточного минимума)⬇️

👉 Калькулятор пособия от 3 до 7 лет на 2021 год в соответствии с трёхступенчатой системой 👈

Хотелось бы обратить внимание, что законопроектом делается акцент на то, что расходы будут учтены при признании семьи малоимущей, НО только при ряде условий:

  • что приобретенное жилье (квартира или дом) для семьи является единственным пригодным для проживания;
  • жилье должно быть пригодно для постоянного проживания;
  • власти могут утвердить нормы по площади. Как вариант предлагается брать за основу нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;
  • соответствие стоимости квадратного метра. Не дороже стоимости 1 кв.м средней рыночной стоимости в регионе.

При таких условиях, понятно, что затраты на дорогое, элитное жилье, а также большие дома, приобретаемые в ипотеку, не будут учитываться в расходах семьи.

Также будет запрещено намеренно ухудшать жилищные условия и иным способом злоупотреблять правом приобретения единственной недвижимости.

Среднедушевой доход семьи предлагают рассчитывать путем вычитания из 1/3 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период 1/3 суммы расходов на погашение кредита на приобретение или строительство единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения за тот же период и деления полученной разницы на число членов семьи.

В случае подписания и опубликования закон должен вступить в силу через 6 месяцев.

Спасибо, что уделили внимание, и дочитали материал до конца.

Если информация для вас полезна, ставьте «лайк», подписывайтесь на канал, делитесь информацией с друзьями и знакомыми.

В Госдуму внесен законопроект, направленный на повышение социальной защищенности семей, в которых остаток дохода после оплаты кредита на приобретение единственного пригодного для проживания жилого помещения меньше величины прожиточного минимума.

Для этого в Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предлагается 1 внести поправки об учете расходов по выплатам по кредитному договору на приобретение или строительство единственного пригодного для постоянного проживания такой семьи жилого помещения, соответствующего установленным критериям, в расчете среднедушевого дохода семьи для признания ее малоимущей и оказании такой семье государственной социальной помощи.

Среднедушевой доход семьи при этом следует рассчитывать путем вычитания из одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период одной трети суммы расходов на погашение кредита на приобретение или строительство единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения за тот же период и деления полученной разницы на число членов семьи.

Автор законопроекта депутат Госдумы Олег Лебедев в пояснительной записке к законопроекту указал, что часто за счет кредитных средств семьей приобретается единственное пригодное для проживания жилое помещение, а платежи по данному кредиту приводят к снижению семейного дохода до уровня менее величины прожиточного минимума. При этом на какие-либо меры социальной поддержки такие семьи рассчитывать не могут. Предлагаемая инициатива позволит рассчитывать среднедушевой доход семьи с учетом расходов на выплаты по жилищным кредитам, чтобы признать такую семью малоимущей и предоставлять ей соответствующую социальную помощь. Такой расчет подлежит применению только если приобретенное жилое помещение для семьи является единственным пригодным для проживания, и соблюдены критерии, установленные Правительством РФ (например, отсутствие сведений о злоупотреблении правом приобретения жилья).

По мнению парламентария, принятие законопроекта обеспечит повышение эффективности и справедливости системы социальной помощи населению и развитие реализации поставленной Президентом РФ задачи – выстраивать долгосрочную политику поддержки семьи исходя из конкретных жизненных ситуаций и трудностей.

Доходы, а не расходы. При назначении новых выплат не берут в расчёт ипотеку

Как известно, Пенсионный фонд 1 июля начал приём заявлений на новые ежемесячные пособия беременным женщинам и детям из неполных семей. На них имеют право люди, отвечающие главному условию: совокупный доход всех членов семьи не должен превышать прожиточный минимума на душу населения в регионе. О нюансах оформления пособий рассказал управляющий отделением Пенсионного фонда по Белгородской области Дмитрий Худаев.

Один из вопросов касался расчёта дохода семьи. Например, если мама в разводе, с одним ребёнком, получает алименты, берёт ипотеку, поскольку другого жилья у семьи нет, и после выплат у неё остаётся, допустим, 12 тыс. рублей, что ниже прожиточного минимума на двоих в регионе – имеет ли она право на президентские выплаты?

Мы учитываем только доходы, расходы семьи могут быть какими угодно,

– говорит Дмитрий Худаев.

Законопроект, который предлагал исключить из доходов семьи расходы на ипотеку, если речь идёт о единственном жилье для семьи, так и завис где-то в Государственной думе, не получив одобрения у народных избранников.Изначально предлагалось оказывать материальную помощь гражданам, которые после выплаты ипотечного кредита оказывались на мели.

Оказывается, одинокой мамой не будет признана женщина, которая после развода не подавала на алименты. Следовательно, она не может претендовать на программу президентской поддержки.

А вот женщина, вышедшая замуж вторично, вполне имеет право на получение выплат, если будет соответствовать остальным условиям.

Кстати, напрасно некоторые думают, что достаточно не работать, чтобы получать пособие. При рассмотрении заявлений будет использоваться правило нулевого дохода.Это значит, что взрослый человек работоспособного возраста должен будет обосновать отсутствие у него работы. Это может быть уход за детьми или пожилыми членами семьи, инвалидом, лечение, служба в армии или официальный статус безработного.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

В любой кризис — и нынешний, вызванный пандемическими ограничениями, тоже, — многие российские семьи из обеспеченных вмиг превращаются в малоимущих и вынуждены обращаться за социальной поддержкой. Получается абсурд: семья платит ипотеку, но на жизнь денег у нее уже нет.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый человек имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище. При этом бесплатно или за доступную плату жилище предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов только малоимущим и иным указанным в законе гражданам — судьям, военнослужащим, сотрудникам СК РФ, сотрудникам полиции.

Таким образом, граждане, не признанные в соответствии с законом малоимущими, реализуют свое право на жилище за счет собственных средств, в том числе, прибегая к жилищным кредитным займам. Зачастую за счет ипотеки семьей приобретается единственное пригодное для проживания жилое помещение, а платежи по данному финансовому обязательству приводят к тому, что остаток дохода становится ниже величины прожиточного минимума. Вместе с тем, на какие-либо меры социальной поддержки такие семьи рассчитывать не могут.

Кроме того, такое жилое помещение должно соответствовать критериям, установленным Правительством РФ. К таким критериям относятся ограничение площади приобретенного жилья (не превышение норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма), предельная стоимость жилого помещения (не превышение стоимости 1 квадратного метра приобретенного жилья средней рыночной стоимости на территории муниципального образования), намеренное ухудшение жилищных условий.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта обеспечит повышение эффективности и справедливости системы социальной помощи населению и развивает реализацию поставленной Президентом РФ задачи выстраивать долгосрочную политику поддержки семьи исходя из конкретных жизненных ситуаций и трудностей, с которыми семьи сталкиваются. Уверенность в социальной защищенности станет для многих семей стимулом к приобретению собственного жилья, что определяет потенциальный рост ипотечного кредитования и жилищного строительства.

Уровень прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам 2019 года составил 11 809 рублей. По данным Росстата в России из общего числа домохозяйств малоимущими признаны 6,8 процентов. При этом важно отметить, что с увеличением числа детей в семье, увеличивается доля семей находящихся за чертой бедности. Так, малоимущими уже признано 12,1 процентов семей с одним ребенком, 26,4 процентов семей с двумя детьми и 50,3 процентов семей с тремя и более детьми. В связи с этим, предложенный законопроектом механизм в большей степени окажет поддержку многодетным семьям.

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в комитете Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: