В краже государственного кредитного билета какого достоинства обвинил лужин соню

Обновлено: 21.06.2024

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой». Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.

Автор подчеркивает, что Лужин «принадлежал к разряду людей». То есть герой – типичный представитель современного Ф. М. Достоевскому общества.

Петр Петрович Лужин — характеристика персонажа

Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.

Рекомендуем ознакомиться: Вычет На Второго Ребенка В 2021 Году

Характеристика Лужина

Лужин выходец из низов с мелкой, завистливой душонкой. Поднявшись со дна, он полюбил самолюбование и привык к денежному благополучию. Деньги — вот его единственная ценность в жизни. Не суть, как они добыты, не важно, чьи они — главное их наличие. Именно денежные знаки возвышают Лужина над ему подобными и равняют его с тем, кто ещё недавно был намного выше.

Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.

В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание»

Француз Пьер Шенал адаптировал роман для проекта, снятого в1934 году. А в 1935 году к экранизации приступил режиссер американского происхождения Джозеф фон Штернберг. Джин Локхарт воплотил в кадре Петра Лужина. В ленте 1956 года, созданной Жоржем Лампеном, роль Лужина досталась Бернару Блие.

Это нувориш, как сказали бы сейчас, поднявшийся «из грязи в князи» и чрезвычайно гордящийся этим. Человек невысокого образования, но достаточно острого ума смог пробиться высоко, считая себя равным тем, кто стоит выше по социальной лестнице, благодаря сколоченному состоянию. Те же, кто остался ниже уровня Лужина, воспринимаются им как недостойные. Его теория «целого кафтана» как нельзя лучше отражает сущность персонажа: чтобы собственный кафтан остался цел, не стоит размениваться на мелких людишек, а любить и блюсти только собственные интересы.

Образ жизни

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Лужин и Дуня

Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Клевета Лужина

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и переулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова. В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические надежды были разбиты — «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника — буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов. В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости. Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека. Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, — бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина — окончательное разоблачение теории Раскольникова. Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» сила Лужина. Ведь «Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека. Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т. к. уже распустил слух о ее «непорядочности». Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью — делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность. Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых — вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир — лишь средство утверждения своей «единственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утверждает себя за счет другого — «вши», «твари дрожащей». И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладнокровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низменных целей — ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал — переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольниковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывается полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нравственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова. Кто же он и чем так интересен для читателя? Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или «материале», и высших (назовем их «наполеонами») — и ее несоответствие личности автора теории. Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие «необыкновенные» люди, подобные Наполеону, которые и были его подлинными двигателями. Предназначенные самой природой для роли «властелинов судьбы», они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, подобно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?» Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состояние, значит — «высшее существо», в противном случае — «материал», такой же, как все. Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести. Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества «отдельными личностями через кровопролитие, никогда не белли положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе отобрать. Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только «материалу». И если делить людей на два разряда, то. лучше уж «материал» считать высшим классом, а «наполеонов» — деградировавшим элементом, утратившим человеческие качества. Вот и получился у Раскольникова раскол: логика говорит, каким он должен быть — безжалостным «наполеоном», а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить. Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца «подлецом» — тоже подлец. Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном. Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушало его. Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и — моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Сонино счастье.

Значение образа

Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя – Родиона Раскольникова. Теория Лужина – доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин – темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.

Данная статья подробно рассмотрит образ Лужина, его значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Лужин».

Петр Лужин: характеристика и образ героя

Внешнее благородство Петра Петровича моментально испаряется при первой же конфликтной ситуации, а его поступок по отношению к Соне Мармеладовой (подлог крупной суммы и обвинение в краже оной) подчеркивает мелочность и подлость этого внешне привлекательного человека.

Характеристика персонажа

Лужин умеет произвести впечатление благородного господина и жену ищет только бедную. На первый взгляд, достойное устремление. Однако истекает оно из пресловутой теории «целого кафтана»: только бедная девушка, которую он облагодетельствует женитьбой, сможет раболепно служить ему, помня о былой нищете. Авдотья Романовна — идеальная кандидатура для Лужина: молода, красива, образованна. Только не эти качества привлекают его, а возможность за счет девушки возвыситься в петербургском обществе.

Рекомендуем ознакомиться: Транспортный Налог Хотят Отменить 2021

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони Мармеладовой сторублевый билет, после чего, на поминках ее отца, прилюдно обвиняет бедную девушку в воровстве. К счастью за Соню вступаются ее мачеха Катерина Ивановна, Лебезятников, который видел как Лужин сам сунул купюру в карман девушки, и Раскольников, пояснивший мотивы поступка Лужина.

Этот эпизод описан в главах I - III, пятой части романа.

Предыстория

Конфликт с Раскольниковым

Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.

Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:

«И тем не менее он все-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты.»
— Часть 4, глава III

Но Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и встречает его холодно. Он упрекает гостя, что тот собирается жениться на Дуне только для того чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Письмо Лужина

Обидевшись на Раскольникова, Лужин пишет письмо, в котором убедительно просит не приводить сына на их следующую семейную встречу, иначе Пульхерия Александровна и Дуня могут пожалеть об этом («пеняйте уже на себя»).

Кроме того, рассчитывая поссорить Раскольникова с близкими, в своем письме Лужин вставляет колкое замечание по поводу Сони Мармеладовой. Лужин называет ее девицей «отъявленного поведения», намекая на ее непристойную профессию и упоминает о том что Раскольников, под предлогом похорон, отдал Соне 25 рублей, которые получил от матери (Родион действительно отдал те деньги, но не Соне, а ее матери Катерине Ивановне, оставшейся с тремя детьми без средств к существованию).

Ссора с Дуней

Не смотря на угрозу жениха, Дуня просит брата и его друга, Разумихина, явиться на их следующую встречу с Лужиным (Часть 4, глава 2). В ходе этой встречи Расскольников сообщает Дуне о 3 000 рублей (очень крупная сумма; около 300 зарплат) которые ей завещала покойная Марфа Петровна, и, следовательно, у девушки больше нет необходимости выходить замуж только из-за денег. Возмущенный тем, что Дуня и ее мать ослушались его указания по поводу брата, Лужин выходит из себя и предстает перед всеми в своем истинном облике. По мимо прочего, он упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж, хотя на самом деле взял его, чтобы сэкономить на их дороге до Петербурга:

«В издержки? В какие же это издержки? Уж не про сундук ли наш вы говорите? Да ведь вам его кондуктор задаром перевез.»
— Часть 1, глава IV. Пульхерия Александровна вышла из себя

В итоге Дуня с достоинством просит его уйти, дав понять, что на этом их отношения заканчиваются, но Лужин не теряет надежду. Поняв, что теперь нельзя удержать женщин только при помощи денег, он решает действовать хитростью. К тому же, Лужин желает отомстить Раскольникову.

Подлость Лужина

Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее зайти (часть 5, глава 1). Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье, и дает ей 10 рублей:

«И Петр Петрович протянул Соне десятирублевый кредитный билет, тщательно развернув. Соня взяла, вспыхнула, вскочила, что-то пробормотала и поскорей стала откланиваться. Петр Петрович торжественно проводил ее до дверей. Она выскочила наконец из комнаты, вся взволнованная и измученная, и воротилась к Катерине Ивановне в чрезвычайном смущении.»
— Часть 5, глава 1

Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).

«Я все слышал и все видел, — сказал он, особенно упирая на последнее слово. — Это благородно, то есть я хотел сказать, гуманно! Вы желали избегнуть благодарности, я видел! И хотя, признаюсь вам, я не могу показались ему его собственное одушевление и охота, с которыми он только не искореняет зла радикально, но даже питает его еще более, тем не менее не могу не признаться, что смотрел на ваш поступок с удовольствием, — да, да, мне это нравится.»
— Часть 5, глава 1

Клевета Лужина

Позже Лужин является на поминки, как раз во время ссоры Катерины Ивановны с квартирной хозяйкой. Женщина просит рассудить их, но Лужин отказывается участвовать в их скандале, и говорит, что явился по личному делу. Он заявляет, что после того как Соня вышла из его комнаты, с его стола пропал сторублевый билет.

Катерина Ивановна заступается за падчерицу со словами: «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». Также она ругает Соню за то, что она вообще взяла деньги у Лужина:

«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда! Подай сейчас эти десять рублей — вот! И, выхватив у Сони бумажку, Катерина Ивановна скомкала ее в руках и бросила наотмашь прямо в лицо Лужина.»
— Часть 5, глава III. Катерина Ивановна

Но у Соне в кармане действительно находят сторублевый билет. Раскольников в это время стоял в стороне «не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина». Соня испугалась и зарыдала.

«Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! — закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех.»
— Часть 5, глава III

Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина


Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина в сериале «Преступление и наказание» (2007)

У Лужина не было цели навредить самой Соне, и, добившись своей цели очернить ее репутацию, он постарался выставить себя в лучшем свете. Лужин заявил, что «готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну», и не будет заявлять в полицию.

«Сожалея и, так сказать, соболезнуя, я, пожалуй, готов простить, даже теперь, несмотря на полученные личные оскорбления. Да послужит же, мадемуазель, теперешний стыд вам уроком на будущее, — обратился он к Соне, — а я дальнейшее оставлю втуне и, так и быть, прекращаю. Довольно!»
— Часть 5, глава III. Лужин

Разоблачение

К счастью план Лужина потерпел провал — со словами «Как это низко» в комнату вошел его друг Лебезятников. Он рассказывает присутствующим что видел как Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи, но думал, что Лужин желает тайно помочь девушке. Но Лебезятников не может понять смысла этого поступка:

«Ах, как это низко! Я все слушал, я нарочно все ждал, чтобы все понять, потому что, признаюсь, даже до сих пор оно не совсем логично. Но для чего вы все это сделали — не понимаю.»
— Часть 5, глава III. Лебезятников

Свет на происходящее проливает Раскольников. Все это время он подозревал «какой-то мерзкий подвох», и наконец понял, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы посорить его с матерью и сестрой:

«Прошу всех, всех прислушать: этот господин (он указал на Лужина) сватался недавно к одной девице, и именно к моей сестре, Авдотье Романовне Раскольниковой. Но, приехав в Петербург, он, третьего дня, при первом нашем свидании, со мной поссорился, и я выгнал его от себя, чему есть два свидетеля. Этот человек очень зол. Третьего дня я еще и не знал, что он здесь стоит в нумерах, у вас, Андрей Семенович, и что, стало быть, в тот же самый день, как мы поссорились, то есть третьего же дня, он был свидетелем того, как я передал, в качестве приятеля покойного господина Мармеладова, супруге его Катерине Ивановне несколько денег на похороны. Он тотчас же написал моей матери записку и уведомил ее, что я отдал все деньги не Катерине Ивановне, а Софье Семеновне, и при этом в самых подлых выражениях упомянул о. о характере Софьи Семеновны, то есть намекнул на характер отношений моих к Софье Семеновне. Все это, как вы понимаете, с целью поссорить меня с матерью и сестрой, внушив им, что я расточаю, с неблагородными целями, их последние деньги, которыми они мне помогают. Вчера вечером, при матери и сестре, и в его присутствии, я восстановил истину, доказав, что передал деньги Катерине Ивановне на похороны, а не Софье Семеновне, и что с Софьей Семеновной третьего дня я еще и знаком даже не был и даже в лицо еще ее не видал. При этом я прибавил, что он, Петр Петрович Лужин, со всеми своими достоинствами, не стоит одного мизинца Софьи Семеновны, о которой он так дурно отзывается. На его вопрос: посадил ли бы я Софью Семеновну рядом с моей сестрой? - я ответил, что я уже это и сделал, того же дня. Разозлившись на то, что мать и сестра не хотят, по его наветам, со мною рассориться, он, слово за слово, начал говорить им непростительные дерзости. Произошел окончательный разрыв, и его выгнали из дому. Все это происходило вчера вечером. Теперь прошу особенного внимания: представьте себе, что если б ему удалось теперь доказать, что Софья Семеновна — воровка, то, во-первых, он доказал бы моей сестре и матери, что был почти прав в своих подозрениях; что он справедливо рассердился за то, что я поставил на одну доску мою сестру и Софью Семеновну; что, нападая на меня, он защищал, стало быть, и предохранял честь моей сестры, а своей невесты. Одним словом, через все это он даже мог вновь поссорить меня с родными и, уж конечно, надеялся опять войти у них в милость.»
— Часть 5, глава III. Раскольников о причинах клеветы Лужина

Защитники Сони

    — мачеха Сони. Она не верит в то, что Соня могла украсть, и заявляет об этом присутствующим.
    — приятель и подопечный Лужина. Видел как Лужин подсунул деньги в карман Сони, и сообщил об этом.
    — главный герой романа. Поясняет причины поступка Лужина.

Обвинители Сони

    — жених Дуни Раскольниковой. Подсовывает деньги Соне Мармеладовой, а после обвиняет ее в воровстве.
    — немка плохо говорящая по русски; хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату. Сразу встает на сторону Лужина, и увидев купюру выпавшую из кармана Сони кричит: «Воровка! Вон с квартир! Полис, полис. их надо Сибирь прогналь! Вон!».

Видео

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой.»
— Часть 1, глава III. Из письма матери Раскольникову

Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.

Лужин


Андрей Зибров в роли Петра Петровича Лужина в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.
— Часть 1, глава III

Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.»
— Часть 1, глава III

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

«Я уже упомянула, что Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу.»
— Часть 1, глава III

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»
— Часть 4, глава III

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами:"Куда ж это я попал. » Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал её в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин»
— Часть 2, Глава V

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:

«…вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.»
— Часть 1, глава III

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

«…Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров…»
— Часть 4, глава II

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали…»
— Часть 1, глава III

«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие…»
— Часть 2, глава V

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.»
— Часть 4, глава III

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:

«При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. <. >Он скуп. В его скупости нечто из Пушкинского Скупого барона. Он поклонился деньгам, ибо всё погибает, а деньги не погибнут; я, дескать, из низкого звания и хочу непременно быть на высоте лестницы и господствовать. Если способности, связи и проч. Мне манкируют, то деньги зато не манкируют, и потому поклонюсь деньгам. »
— Из черновиков романа

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:

«Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному.»
— Часть 4, глава III

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. »
— Часть 4, глава III

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

«…я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. »
— Часть 4, Глава III

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.»
— Часть 1, глава IV

«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.»
— Часть 1, глава IV

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

«В издержки? В какие же это издержки? Уж не про сундук ли наш вы говорите? Да ведь вам его кондуктор задаром перевез.»
— Часть 1, глава IV. Пульхерия Александровна вышла из себя

При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):

«Авдотья Романовна, — закоробившись произнес Лужин, — ваши слова слишком многозначительны для меня, скажу более, даже обидны, ввиду того положения, которое я имею честь занимать в отношении к вам.»
— Часть 4, глава II

«Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович…и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу…»
— Часть 4, глава II. Дуня, о их раздоре с Раскольниковым

Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:

«Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию.»
— Часть 4, глава III

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

«Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным.»
— Часть 4, глава III

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!»
— Часть 5, глава III

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. »
— Часть 2, глава V

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.

Соня Мармеладова в сериале «Преступление и наказание» (2007)


Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

«В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.»
— Часть 3, глава IV

К тому же, она была худая и маленького роста:

О ее внешности говорится, что у нее было худенькое «востренькое» личико, но ее ясные голубые глаза и простдушное выражение лица привлекали людей:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.»
— Часть 2, глава VII

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»
— Часть 3, глава IV

«Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось…»
— Часть 3, глава IV

«Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико…»
— Эпилог, глава II

Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:

«Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.»
— Часть 2, глава VII

«Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами.»
— Часть 2, глава VII

Характер Сони

Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:

«Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно»
— Часть 5, глава III

Девушка боится новых знакомств:

«Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более…»
— Часть 5, глава III

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда! Подай сейчас эти десять рублей — вот! И, выхватив у Сони бумажку, Катерина Ивановна скомкала ее в руках и бросила наотмашь прямо в лицо Лужина.»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III

«Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III

Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина


Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

«…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши. »
— Часть 1, глава II

Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:

«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки… гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — „Физиологию“ Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение.»
— Часть 1, глава II

При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

«…тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти!»
— Часть 1, глава II

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

«А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет… Да-с!»
— Часть 1, глава II

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

«Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные…»
— Часть 1, глава II

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят
— Часть 1, Глава II

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»… «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»
— Часть 1, Глава II

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

«И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают… А я, как и давеча, в том же виде лежал-с… И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… обе… обе… да-с… а я… лежал пьяненькой-с.»
— Часть 1, Глава II

По донесению Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ заменяющий паспорт, который давал право легально заниматься проституцией:

«По одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, — чему особенно способствовала Дарья Францевна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, — с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить.»
— Часть 1, глава II

«Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…).»
— Часть 1, глава II

«Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. »
— Катерина Ивановна о Соне. Часть 1, глава III

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

«С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала), да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: „Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?“ А Катерина Ивановна не спустила, вступилась… ну и произошло… И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…»
— Часть 1, глава II

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

«Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой… Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные…»
— Часть 1, глава II

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. »
— Часть 1, глава II

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. »
— Часть 1, глава II

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

«Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!»
— Часть 4, глава IV

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

«Как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»
— Часть 4, глава IV

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

«Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел…»
— Часть 4, глава IV

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. Он рассказывает ей о том, что убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, о причинах своего поступка и о своих душевных муках после преступления. В итоге, Соня убеждает Расскольникова признаться в содеянном и понести заслуженное наказание.

Соня Мармеладова на каторге в Сибири


Соня Мармеладова на каторге в Сибири. Сериал «Преступление и наказание» (2007)

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

«Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»
— О Соне и Раскольникове. Эпилог, глава II

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

«Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее.»
— Эпилог, глава I

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась.
— Эпилог, глава II

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

«Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней.»
— Эпилог, глава II

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: