Как налоговая может узнать о счете за рубежом

Обновлено: 08.05.2024

Чтобы открыть счет в зарубежном банке, нужно выбрать страну, банк и вид вклада.

Но на этом история с размещением денег не закончится.

Начиная с отчетности за 2015 год, у физических лиц РФ появилась обязанность уведомлять налоговые органы РФ о счетах в зарубежных банках.

Не все «физики» должны отчитываться. Такая обязанность возникает только у физических лиц — резидентов РФ. Резидентами же РФ в целях применения валютного законодательства являются (пп.6 п.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ):

  • граждане России;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

То есть временно пребывающий иностранец в России не должен предоставлять никаких отчетов.

А наличие у россиян второго гражданства и счета в банке на «зарубежной родине» не спасает от обязанности предоставления отчета.

Сроки предоставления отчета о вкладах и счетах за рубежом

Итак, если «физик»-резидент РФ открыл счет либо вклад в зарубежном банке, то ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, он должен представлять специальный отчет. Отчет называется «О движении денежных средств и иных финансовых активов по счету (вкладу) в зарубежном банке» и сдается в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В случае закрытия счета либо вклада в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года по дату закрытия счета, либо вклада включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета, либо вклада в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета либо вклада.

В связи пандемией коронавируса срок представления такого отчета за 2019 г. продлен до 01.12.2020 г. (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409).

То есть в 2020 году на полгода был сдвинут срок предоставления отчета о зарубежных счетах либо вкладах.

Как заполнить отчет?

Отчет заполняется очень легко. Разобраться в правилах заполнения может «физик», никогда не заполнявший налоговых деклараций.

За 2020 г. отчет заполняется на трех листах. А количество представляемых в составе отчета листов должно соответствовать количеству открытых за рубежом счетов либо вкладов.

Так, на первом листе приводится общая информация:

  • ИНН физического лица (при наличии);
  • код налогового органа, куда подается отчет;
  • ФИО-резидента РФ, данные его паспорта;
  • дата рождения;
  • номер корректировки отчета;
  • номер контактного телефона.

На втором листе отчета проставляется период, за который представляется отчет, а также указываются:

  • наименование банка и полный адрес банка латинскими буквами;
  • SWIFT-код или БИК банка;
  • номер налогоплательщика либо его аналог зарубежного банка;
  • цифровой код страны банка согласно Общероссийского классификатора стран мира;
  • номер счета, а также сведения о том, является ли счет личным или совместным;
  • даты открытия и закрытия счета;
  • если счет в зарубежном банке открыт на основании разрешения Банка России, то приводятся данные о разрешении Банка России.

На третьем листе отчета указываются:

  • цифровой код валюты счета в соответствии с Общероссийским классификатором валют;
  • сведения о движении денежных средств по счету, а это:

а) остаток средств на начало отчетного периода;

б) сумма зачисленных за отчетный период средств;

в) сумма списанных за отчетный период средств;

г) остаток средств на конец отчетного периода.

Обязанность «физика»-резидента представить налоговикам отчет считается исполненной, если им представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

Каким способом можно передать отчет налоговикам?

Отчет заполняется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 г. № 1365 и передается налоговикам:

Отметим, что с 15 декабря 2020 г. нужно применять новые форматы отчетности для представления в электронной форме (Письмо ФНС РФ от 19.10.2020 г. №ВД-4-17/17065@) — отчет о движении средств физического лица-резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (КНД 1112520). Отчет в таком формате представляется через личный кабинет «физика» на официальном сайте ФНС России.

Штрафы за непредставление отчета

С 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета применяются административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом:

  • от 300 до 500 рублей — при нарушении срока до 10 дней (п.6.1 ст.15.25 КоАП РФ);
  • от 1 тысяч до 1,5 тысяч рублей — при нарушении срока от 10 дней, но не более 30 дней (п.6.2 ст.15.25 КоАП РФ);
  • от 2,5 тысяч до 3 тысяч рублей — при нарушении срока более 30 дней (п.6.3 ст.15.25 КоАП РФ).

А повторное нарушение карается более сурово. Штраф за повторное опоздание, независимо от количества дней просрочки, составит 20 000 рублей (п.6.5 ст.15.25 КоАП РФ).

Если Вы российский налоговый резидент, то большинство финансовых операций за пределами РФ, как то: открытие банковского или брокерского счёта за границей, использование финансовых инструментов, предоставляемых другими иностранными финансовыми организациями, перевод денег через зарубежный «электронный кошелёк» и т.д, сопровождается дополнительными действиями по уведомлению налоговой инспекции о данных операциях.

Содержание


Культура сбережения и накопления личного, семейного капитала строится на имеющихся в арсенале финансовых инструментах и законных способах получения доходов.

В частности, человек, гражданин РФ, или «физическое лицо», «налоговый резидент», «налогоплательщик», «валютный резидент», как его именуют в российских законодательных актах, имеет возможность открывать счета в зарубежном банке или у брокера, приобретать ценные бумаги иностранных эмитентов, переводить деньги через платёжную систему и использовать другие возможности, предоставляемые финансовыми организациями других стран.

О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ, открывая счёт в иностранном банке, размещая деньги для инвестиций у иностранного брокера, имея долю в капитале иностранной компании, получая доход от погашения облигаций иностранного эмитента или продажи котирующихся акций? О ТОМ, что в этих и в других похожих ситуациях Вам предстоит выполнить обязательные действия: уведомить об обстоятельствах свою налоговую инспекцию по месту жительства и ежегодно отчитываться перед ней.

Какие документы и в какой срок нужно подать в налоговую инспекцию владельцу счёта в иностранном банке

Если Вы открыли за рубежом расчётный/накопительный/любой другой счёт в иностранном банке; брокерский /инвестиционный/любой другой счёт у брокера; счёт (вклад) в страховой компании, пенсионном или в инвестиционном фонде, кредитном союзе, в дилерской компании, на фондовой бирже или любой иной финансовой организации – сообщите об этом в свою налоговую инспекцию по месту жительства в течение одного месяца по установленной форме.

Вы выявили ошибки в первоначальном уведомлении; у Вас изменились реквизиты зарубежного счёта/вклада, изменилось название или адрес кредитного учреждения или финансовой компании; Вы закрыли этот счёт/вклад – для указанных событий предусмотрен месяц срока, чтобы Вы довели информацию до Вашей налоговой инспекции (далее – ИФНС) по месту жительства.

Календарный год завершился – запросите в иностранном банке/у зарубежной финансовой компании выписку со своего счёта (вклада) за прошедший год и оформите отчёт о движении средств по специальной форме, указав обороты и остаток денег/других финансовых активов. Причём, в отношении каждого счёта, вклада, вида иностранной валюты оформляется отдельный лист такого отчёта с указанием годовых оборотов средств, остатков на начало и на конец года.

Для представления в налоговый орган отчётных форм о движении средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за истекший год установлен срок – не позднее 1 июня следующего года.

Вы воспользовались иностранной платёжной системой для денежных переводов – также включите эти сведения в годовой отчёт о движении средств, несмотря на то, что использование «электронного кошелька» не предполагает открытие специального счёта.

Действующее законодательство освободило граждан от обязательного представления в налоговую инспекцию выписок банка и других подтверждающих документов вместе с годовой отчётностью. Однако Вы вправе их представить самостоятельно, если видите смысл показать проверяющим исходные данные.

Вместе с тем, налоговая служба наделена правом запрашивать и получать от резидента эти документы при появлении противоречивых данных или при возникновении вопросов в отношении зарубежных активов. В случае получения такого запроса из ИФНС Вам придётся переводить документы, составленные на иностранном языке, на русский язык, а в отдельных случаях - и заверять перевод нотариально.

Так что, целесообразно хранить выписки финансовых организаций о движении денег и остатках по счетам, как минимум, пару лет.

Валютное законодательство освобождает от сдачи отчётности:

  • граждан, более полугода находившихся за границей;
  • тех, у кого обороты/остатки по счетам или сумма платежей через «электронный кошелёк» в рублёвом эквиваленте не превысили 600 тыс. руб. за год, а банк или финансовая компания находятся в стране, участвующей в автоматическом обмене финансовой информацией с Федеральной налоговой службой (далее – ФНС).

По итогам отчётного года (не позднее 30 апреля следующего года) налоговому резиденту следует представить в ИФНС налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, указав полученные из зарубежных источников дивиденды, проценты, доход от погашения или продажи ценных бумаг, иные доходы.

В декларации Вы вправе указать расходы, связанные с получением вышеуказанных доходов, и сумму налога с дохода, уплаченного в иностранном государстве, если у Вас есть право зачесть его в счёт уплаты НДФЛ.

Окончательно оформив налоговую декларацию, Вы уже будете знать сумму НДФЛ к уплате в бюджет РФ и планировать свои денежные потоки к установленному законом сроку уплаты налога.

Начиная с 2021 года, в России установлена прогрессивная ставка НДФЛ: доход налогоплательщика в сумме в 5 млн. руб. и ниже облагается по ставке 13 %, а свыше 5 млн. руб. – по ставке 15 %. Увеличение ставки НДФЛ социально «окрашено» - часть налога с дохода состоятельных людей государство обещает направлять в пользу больных детей.

Не позднее 15 июля текущего года Вам следует самостоятельно заплатить в бюджет сумму НДФЛ за завершившийся отчётный период. Величину налога Вы уже знаете из налоговой декларации.

У Вас есть возможность сдать отчётность, о которой идёт речь, как в бумажном виде (лично, через доверенное лицо, по почте заказным письмом), так и в электронном формате через личный кабинет налогоплательщика. Подтверждающие документы представляются в том же самом виде, что и основной документ, - то есть либо на бумаге, либо в виде электронного файла

Ответственность за нарушение норм валютного законодательства

За нарушение гражданином вышеуказанных обязанностей, установленных российским валютным и налоговым законодательством, предусмотрена ответственность - штрафы по НК РФ и КоАП РФ установлены и за нарушение форм отчётности, и за опоздание с их подачей в ИФНС, и за отсутствие подтверждающих документов.

Так, нарушение резидентом формы уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта (вклада) или месячного срока представления этого уведомления может привести к наложению на гражданина административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. Если не подать такое уведомление, то размер штрафа на гражданина увеличится до 4 – 5 тыс. руб. (п. п. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП).

Минимальный штраф предусмотрен за нарушение гражданами срока представления отчёта о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) в размере от 300 до 3 000 руб. - в зависимости от длительности просрочки (ч. 6.1 - 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Максимальные штрафы установлены в размере:

  • 75-100 % суммы незаконной валютной операции (п.1 ст.15.25 КоАП РФ);
  • 40 % умышленно не уплаченного НДФЛ (п.3 ст. 122 НК РФ);

Что будет, если я не хочу уведомлять ФНС о счетах за границей, чтобы не привлекать внимание?


Что же, если это - сознательный, аргументированный выбор собственника имущества, мы не будем его оспаривать.

Возможно, собственник зарубежных счетов не сообщил о них в налоговую, надеясь, что сама она о них не узнает. А если когда-то и узнает, то налогоплательщик готов уплатить штрафные санкции за два-три года.

Лишь отметим, что ФНС России вполне заслуженно гордится эффективностью налогового администрирования и сокращением теневой экономики в последние годы за счёт передовой цифровой трансформации.

Российская налоговая служба заявила о больших планах в отношении прозрачности доходов налогоплательщиков и по совершенствованию системы взимания налогов в обозримом будущем (Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»).

Начиная с 2018 года, ФНС РФ участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с более чем 90 странами и территориями. В их числе БВО, Белиз, Греция, Испания, Нидерланды, ОАЭ, Панама, Сейшелы, Кипр, Люксембург, Швейцария и многие другие юрисдикции, которые в недавнем прошлом считались самыми «тихими гаванями» для финансов всего мира.

Эффективно действует Стандарт обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard — CRS), разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он предусматривает, что финансовые институты стран-участниц (банки, брокеры, страховые компании, депозитарии и т.п.) будут идентифицировать «подлежащие обмену счета» клиентов/выгодоприобретателей/контролирующих клиента лиц, являющихся налоговыми резидентами партнёрских стран, и сообщать в свой налоговый орган информацию о них.

При этом под «счетами» понимаются не только банковские счета и счета депо, на которых отражены данные о ценных бумагах клиентов, но также страховые контракты, доли участия в фондах, доли участия в прибыли.

Таким образом, российские налоговые органы в 2018 году получили от зарубежных коллег детальную информацию о российских налогоплательщиках за 2017 (в том числе номера счетов, названия банков, валюты счетов, балансы на конец года, суммы зачислений за год, типы выплат (доходы от реализации финансовых активов, купоны, дивиденды, заработная плата от иностранных работодателей)) и направили массовые требования с запросами своим гражданам. В самое ближайшее время такие запросы налоговых органов в адрес налогоплательщиков могут прийти в отношении данных за 2020 год.

Что делать, если пропустил сроки уведомления налоговой о зарубежных счетах?


Вы вправе сдать необходимую отчётность и после обозначенной законодательством даты. В случае просрочки отчётности величина наложенного на налогоплательщика штрафа, как правило, ниже, чем штраф за вовсе не представленные на проверку документы.

Сдав первоначальную отчётность вовремя, Вы можете уточнить переданные в налоговую данные. Формы/электронные форматы отчётности предусматривают такую возможность. Причём в отношении уточнённых показателей предельные сроки не установлены, поскольку это – право налогоплательщика.

Если Вы самостоятельно выявили ошибки и подали «уточнёнку» до того момента, пока налоговая не выявила некорректные данные и не прислала Вам требование, штрафные санкции к Вам не применяются.

В ситуации, когда в уточнённой декларации сумма исчисленного налога увеличилась по сравнению с первоначальной декларацией, доплатить налог в бюджет и соответствующую ей сумме пени лучше до момента подачи уточнённой налоговой декларации. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности в виде штрафов.

Если Вы не уверены в правильности заполнения отчётных форм или в правильности расчётов своих налоговых обязательств, Вы можете обратиться за консультацией и помощью в оформлении документов, пояснений к специалистам нашей компании. Мы можем и готовы Вам помочь

Что делать, если я уведомила ФНС о зарубежных счетах, но налоговая требует пояснений?


Что же, на практике такая ситуация – не редкость. Именно так к ней и следует относиться, если Вы уверены в своевременности и достоверности Ваших сведений, имея «на руках» необходимые подтверждающие документы.

Пока налоговые органы не полностью реализовали свои амбициозные планы и не превратились в «цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков». Пока у них нет возможности самостоятельно считать и взыскивать налоги с каждой транзакции. У Вас есть право пояснять свои операции и контролировать правильность расчёта налога в соответствии с налоговыми нормами, действующими в конкретный период времени.

Порой можно избежать дополнительных вопросов налогового инспектора в ходе камеральной налоговой проверки, если добровольно и до начала проверки предоставить пояснения вместе с основной отчётностью.

К примеру, на практике расчёт налоговой базы по доходам от операций с ценными бумагами в декларации 3-НДФЛ может оказаться большим и сложным. Так что даже получив от Вас все подтверждающие доходы и расходы документы, расчёт налогового инспектора в отношении налогооблагаемой суммы может неблагоприятно отличаться от Вашего расчёта. В таком случае, Ваши аргументированные пояснения к отчётности послужат соблюдению Ваших интересов.

Ещё один пример: в настоящее время физические лица - резиденты освобождены от обязанности предоставлять вместе с отчётами о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) подтверждающие документы. Однако, при возникновении вопросов в ходе камеральной проверки у налогового инспектора есть право их задать на основании мотивированного требования в Ваш адрес. Такой запрос вполне правомерен, если, в частности, отчитываются супруги, имеющие общий зарубежный счёт.

В случае, если в процессе взаимодействия с налоговым органом Вы столкнулись со сложной ситуацией и неправомерными требованиями проверяющих, обращайтесь за консультацией к специалистам нашей компании

Что делать, если ФНС узнала о моих незадекларированных зарубежных счетах и требует документы и декларацию?


Ежегодный автоматический обмен финансовой информацией между налоговыми службами более чем 90 стран и территорий способен выявить скрытую информацию о зарубежных активах налогового резидента РФ благодаря масштабному международному сотрудничеству налоговых служб с организациями финансовой сферы. Эти сведения с каждым годом становятся более «прозрачными» для российских налоговых органов.

Если не реагировать на данное требование ИФНС, не предоставить требуемые документы и не подать налоговую декларацию 3-НДФЛ за указанный в требовании год, то в худшем случае налоговая потребует с Вас уплаты налога, пени и соответствующих штрафов со всей суммы дохода, указанного в требовании. При этом, налоговая не примет в расчёт расходы на покупку ценных бумаг и брокерское обслуживание, например, или не зачтёт в счёт уплаты российского налога налог, удержанный за рубежом (даже если у Вас есть такое право в силу имеющегося соглашения между РФ и страной, где находится банк (брокерская компания и т.п.)).

Получив требование из налоговой инспекции, Вы вправе попросить инспектора об отсрочке в представлении затребованных документов сроком до одного месяца.

Далее нужно подготовить налоговую декларацию за конкретный отчётный период, внести все полученные доходы, отразить применимые расходы (например, на покупку и хранение ценных бумаг, проданных в отчётном году), перевести банковские выписки на русский язык (можно без нотариально заверенного перевода), заявить все возможные налоговые вычеты для снижения налоговой базы по НДФЛ и составить ответ на требование ИФНС. В нём нужно дать пояснения по всем пунктам требования, а также запросить возможность не применять наказание в виде штрафов за позднюю подачу декларации и уплату НДФЛ, приводя веские доводы.

Если ранее Вы уже представляли первичную налоговую декларацию за этот год, то теперь следует подать уточнённую декларацию с корректировкой данных, предварительно доплатив сумму налога и пени за просрочку платежа.

Кого проверит налоговая по зарубежным счетам? Это вопрос, который может быть актуален как для граждан, так и для организаций. Причины тому веские — отражающие специфику как налогового, так и валютного законодательства.

Что интересует налоговиков в деятельности владельцев зарубежных счетов

Проверка лиц, чья деятельность так или иначе может быть связана с осуществлением операций на зарубежных счетах, в большинстве случаев находится в компетенции:

  1. Федеральной налоговой службы.
  2. Ведомств, которым были переданы полномочия Росфиннадзора после его расформирования в 2016 году:
  3. Федерального казначейства;
  4. Федеральной таможенной службы;
  5. той же ФНС.

При этом ФНС, ФТС и Казначейство могут, осуществляя собственные компетенции, также взаимодействовать, обмениваясь сведениями о лицах, которые, нарушив валютное законодательство, с высокой долей вероятности нарушили и налоговое (и наоборот).

Если говорить о компетенциях конкретно ФНС, то их осуществление — в контексте контрольной и надзорной деятельности владельцев зарубежных счетов — будет связано главным образом:

1. С выявлением нарушений физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, налогового законодательства в части:

  • уплаты налогов с депозитов, валютных операций;
  • уплаты налогов с доходов, поступающих на зарубежные счета.

2. С установлением лиц, обязанных выполнять предписания закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ об информировании:

  • об открытии, закрытии счетов за рубежом;
  • движении денежных средств на данных счетах.

3. С выявлением нарушений указанными лицами соответствующих предписаний.

В свою очередь, интерес других компетентных ведомств в отношении владельцев зарубежных счетов может быть вызван соблюдением физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, требований законодательства, устанавливающих ограничения на те или иные валютные операции.

Обязательства держателей счетов: информирование ФНС об открытии и закрытии

В соответствии с п. 2 ст. 12 закона № 173-ФЗ, как физические, так и юридические лица, являющиеся валютными резидентами России, обязаны уведомлять ФНС:

  • об открытии, закрытии банковских счетов (и счетов, открытых в иных организациях финансового рынка) за рубежом;
  • изменении реквизитов соответствующих счетов.

Это обязательство владельцы счетов должны исполнять в течение 1 месяца после указанных событий. Можно отметить, что установлено оно было для граждан в 2007 году, для организаций — в 2005-м.

Санкции за невыполнение рассматриваемого обязательства установлены п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, например, если физлицо не представит в ФНС уведомления об открытии, закрытии счета или изменении его реквизитов, то может быть оштрафовано на сумму от 4000 до 5000 руб.

Обязательства перед ФНС: движение средств на зарубежных счетах

В соответствии с п. 7 ст. 12 закона № 173-ФЗ как физлица (не ИП), так и юрлица и ИП, которые владеют зарубежными счетами, обязаны направлять в ФНС отчеты о движении денежных средств на соответствующих счетах, а также отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с применением иностранных электронных средств платежа. Важное исключение из этого правила: физлицо-резидент не сдает отчет о движении денежных средств при соблюдении двух условий:

  • иностранный банк или иная финансовая организация располагается в ЕАЭС или на территории страны, с которой Россия осуществляет автоматический обмен данными финансового характера;
  • общая сумма зачислений на иностранный счет (или списаний с него) в течение отчетного года не превысила 600 000 руб. (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) либо остаток денежных средств на данном счете по состоянию на конец отчетного года составляет не более 600 000 руб. (или эквивалентного объема денежных средств в валюте), если в течение отчетного года на счет не зачислялись денежные средства.

Кроме того, резиденты — как физлица, так и организации — не сдают в определенном случае также отчет о движении денежных средств без открытия счета с использованием иностранных ЭПС. А именно: если общая сумма денежных средств, зачисленных на ЭПС, составила в течение отчетного года сумму не более 600 000 руб. (или эквивалентную в валюте).

При этом порядок исполнения данного обязательства физлицами и юрлицами регулируется отдельными нормативными актами:

  • постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (для юрлиц и ИП);
  • постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 (для физлиц).

Как несложно проследить, исходя из последовательности издания указанных НПА, рассматриваемое обязательство было установлено для физлиц намного позже, чем для организаций.

Первые отчеты по движению средств на зарубежных счетах граждане должны были представить в ФНС РФ до 01.06.2016 — за 2015 год. В дальнейшем соответствующую отчетность необходимо направлять налоговикам ежегодно — до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 2 Правил, утвержденных постановлением № 1365).

Юрлица и ИП отчитываются по зарубежным счетам ежеквартально — до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 4 Правил, утвержденных постановлением № 819).

Санкции за невыполнение рассматриваемого обязательства установлены п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, если уведомление в ФНС об операциях на зарубежном счете вовремя не направит гражданин, то на него может быть наложен штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

Обязательства перед ФНС: уплата налогов по зарубежным счетам

Владелец зарубежного счета может рассматриваться не только как валютный, но и как налоговый резидент и в целом как лицо, обязанное на общих основаниях с другими гражданами (юридическими лицами) уплачивать налоги.

Если говорить о физлицах, то налогами могут облагаться:

  • доходы гражданина от сдачи имущества в аренду за рубежом, приходящие на счет в зарубежном банке;
  • доходы гражданина от размещения денежных средств на депозите в зарубежном банке;
  • доходы от использования авторских прав, также зачисляемые на иностранный счет.

Денежные поступления на зарубежный счет гражданина, отражающие данные доходы, будут облагаться по ставке 13% (п. 3 ст. 208 НК РФ).

При неуплате соответствующих налогов — как и в случае с налогами, которые бы исчислялись в РФ, — граждане могут быть обязаны уплачивать штрафы, пени, в ряде случаев нести ответственность за уклонение от уплаты налогов.

В случае с юрлицами в принципе может возникать огромное количество оснований для вовлеченности ФНС в ознакомление с операциями на зарубежных счетах: здесь могут учитываться и нюансы двойного налогообложения, и специфика ведения бизнеса в конкретном государстве, в юрисдикции конкретных норм права.

Соответственно, и санкции за налоговые нарушения юрлицами, владеющими зарубежными счетами, ФНС может накладывать по самому широкому спектру оснований.

Таким образом, интерес ФНС к владельцам счетов за рубежом может быть обусловлен:

  1. Необходимостью выполнения ведомством обязательств по приему от граждан и организаций уведомлений и отчетов по их зарубежным счетам.
  2. Выполнением ФНС основной работы — сбором налогов. В данном случае по доходам граждан и организаций, которые отражаются на зарубежных счетах.
  3. Выполнением ФНС обязанностей органа валютного контроля (в частности, по контролю над исполнением юридическими лицами требований законодательства по репатриации валютной выручки).

Компетенции ФНС и ФТС: счета за рубежом и законность операций

Конструкция норм закона № 173-ФЗ в части регулирования валютных операций такова, что в данном источнике права приведен закрытый перечень разрешенных валютных операций. Все операции, что не включены в данный перечень, незаконны.

Мониторинг всех валютных операций — в компетенции ФНС и ФТС (подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41). Как и наложение санкций за нарушения соответствующих норм законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление валютных операций, прямо не разрешенных нормами закона № 173-ФЗ, влечет штраф — как для физических, так и для юридических лиц в сумме от 75 до 100% от суммы проведенной валютной операции на зарубежном счете.

Рассмотрим теперь то, в каком порядке ФНС может на практике осуществлять действия, отражающие вовлеченность ведомства в проверки лиц, владеющих зарубежными счетами.

Полномочия ФНС в части проверки владельцев зарубежных счетов

Налоговая проверка — основной нормативный инструмент взаимодействия ФНС и объектов налогового контроля при осуществлении физлицами и юрлицами операций с зарубежными банковскими счетами.

В отношении физлиц и юрлиц налоговая проверка может предполагать, в частности, истребование различных документов о налогоплательщике непосредственно у него, а также у его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Прежде всего, отметим, что реализация соответствующих полномочий ФНС на практике может быть осуществлена только на основании решения руководителя территориальной структуры ФНС (его заместителя), которое отражает факт назначения мероприятий дополнительного контроля.

Вынесение данного решения должно быть обоснованным, базироваться на достоверной информации — например, полученной при изучении документов от других налогоплательщиков, чья деятельность может быть связана с проверяемыми лицами.

Собственно, что касается физлиц (не ИП), то реальных оснований для инициирования дополнительной налоговой проверки в отношении них немного. К таковым можно отнести:

  • отражение в декларации 3-НДФЛ фактов, которые дают повод ФНС заподозрить у физлица наличие не учтенных в реестрах ведомства зарубежных счетов (или отражение физлицом неточных сведений о данных счетах в отчетности по закону № 173-ФЗ);
  • проведение выездной проверки физлица (данное явление, в принципе, встречается крайне редко, поскольку для проведения соответствующей проверки должны быть самые веские основания, например систематическая неуплата крупных сумм налогов, как вариант, с продажи имущества);
  • проведение встречной проверки у некоторой организации, в ходе которой обнаруживаются факты пользования гражданином, имеющим отношение к деятельности данной организации, зарубежными счетами.

Вполне очевидно, что оснований для вынесения подобного решения в отношении юрлиц может быть существенно больше, так как организации, как правило, вступают в различные правоотношения гораздо чаще физлиц и с гораздо большим количеством контрагентов.

Таким образом, на практике есть существенно большая вероятность осуществления ФНС практических действий по выявлению и инспектированию зарубежных счетов организаций и ИП, чем граждан. Но и вторые, безусловно, могут попадать в поле зрения налоговиков — правда, реальных оснований у ведомства на инициирование проверок физлиц будет ощутимо меньше.

Вместе с тем даже при наличии необходимых правомочий ФНС предстоит еще реализовать их на практике. С учетом нахождения счета проверяемого лица в зарубежной юрисдикции в работе ФНС могут возникать вполне очевидные сложности, связанные с тем, как запрашивать нужные данные о налоговом или валютном резиденте РФ у иностранного банка или иной организации.

Возможности ФНС здесь весьма ограничены. Но они есть и, вполне вероятно, существенно расширятся в обозримом будущем.

Получить доступ к счету: инструменты ФНС сегодня

Узнать о том, что тот или иной гражданин пользуется зарубежным счетом (и, что не исключено, в коммерческих целях), ФНС может, к примеру:

  1. Запросив в российском банке — в порядке, определенном п. 2 ст. 86 НК РФ, — выписки со счета гражданина, на которых могут отражаться входящие или исходящие транзакции по зарубежному счету.
  2. Обнаружив сведения о зарубежных счетах гражданина в ходе проверки деятельности ИП или организации (например, в виде перечислений зарплаты человеку на зарубежный счет).
  3. Получая информацию о зарубежных счетах граждан от других управомоченных органов власти, например Службы внешней разведки, в порядке межведомственного взаимодействия.

В свою очередь, обнаружить наличие зарубежного счета у организации ФНС может:

  • рассматривая в ходе налоговых проверок различные первичные документы (в них могут отражаться реквизиты российского налогоплательщика в зарубежном банке);
  • получая сведения о российских налогоплательщиках через Протокол обмена налоговой информацией между государствами — членами ЕАЭС (счета в данных государствах также классифицируются как полноценно зарубежные — по крайней мере, пока в законодательстве РФ для них не определено каких-либо исключений);
  • получая информацию о зарубежных счетах организаций от других российских управомоченных органов власти.

Решению задач, стоящих перед налоговиками в части проверок владельцев зарубежных счетов, способствует постепенная интеграция российской финансовой системы и регулирующего ее законодательства с различными международными институтами.

В числе наиболее примечательных инициатив в этом направлении — принятие Россией Единого стандарта обмена отчетными данными (Common Reporting Standard, CRS), действующего в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам от 1988 года. Рассмотрим особенности его применения подробнее.

CRS как перспективный инструмент ФНС: нюансы применения стандарта

Стандарт CRS на данный момент принят более чем 100 государствами, многие из которых — офшорные. Стандарт позволяет заинтересованным государственным ведомствам, в том числе и ФНС РФ, запрашивать в соответствующих юрисдикциях различные сведения о российских налогоплательщиках по унифицированным алгоритмам.

На практике ФНС РФ может реализовывать многие возможности данного стандарта. Российский законодатель, а также ответственные технические службы провели значительную работу по приведению нормативной базы и технологической инфраструктуры ФНС и других ведомств, ответственных за обмен данными в рамках системы CRS, в соответствие международным требованиям.

Так, российские налоговики могут обмениваться данными с зарубежными коллегами в автоматическом режиме. Приказом ФНС России от 03.11.2020 № ЕД-7-17/788@ утвержден Перечень стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Налоговые службы других государств, имеющие информацию о российских гражданах и организациях, могут предоставлять сведения о них в ФНС.Аналогичное обязательство — по предоставлению в соответствующие национальные юрисдикции данных об иностранных физлицах и юрлицах — устанавливается, в свою очередь, и для ФНС РФ.

К сведениям, обмен которыми будет осуществляться через CRS, относятся:

  • информация о банковских счетах граждан и организаций, вкладах, инвестициях;
  • Ф. И. О. и адреса владельцев банковских счетов, их ИНН;
  • финансовые показатели по счетам: баланс, начисления по депозитам, различные выплаты.

Основной повод задействовать ресурсы CRS для российских налоговиков и иных госструктур — раскрытие теневых офшорных схем, а также способов незаконного снижения налогов бизнесами. Но не исключено активное задействование специалистами ФНС РФ указанного международного ресурса и для выявления фактов пользования и рядовыми гражданами РФ зарубежной финансовой инфраструктурой.

При наличии перечисленных выше оснований для проверок ФНС получит в свое распоряжение эффективный инструмент, позволяющий получить достоверные сведения о финансовых операциях россиян с использованием зарубежных счетов в ходе проверок. При этом получение ФНС сведений о зарубежных счетах граждан РФ из CRS может быть собственно самостоятельным поводом для налоговой проверки.

Чей счет за границей налоговая проверит по итогам 2021 года

Итак, наиболее вероятными кандидатами на налоговую проверку по итогам 2021 года могут быть:

  1. Физлица и организации, обязанные представлять отчетность по зарубежным счетам, но не представившие ее.
  2. Физлица и организации, имеющие зарубежные счета по данным ФНС, но не проинформировавшие ведомство о наличии данных счетов.

При обнаружении непредставления данными субъектами отчетности ФНС (по итогам проверки, во многих случаях — в рамках дополнительного налогового контроля) будет управомочена наложить штраф на основании положений ст. 15.25 КоАП РФ.

  1. Физлица и организации, не исполняющие обязательств по уплате налогов с операций на зарубежных счетах (или дающие ФНС повод подозревать их в неисполнении данных обязательств в полном объеме).

Здесь уже действуют другие штрафы — за неуплату, неполную уплату налогов (ст. 119, 122 НК РФ). При непредоставлении декларации по доходам, отражаемым на зарубежных счетах, — штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Сведения о соответствующих субъектах могут передаваться ФНС по различным каналам. Например, в порядке межведомственного взаимодействия ФНС и ФТС.

Итоги

ФНС РФ и другие ведомства, прежде всего перенявшие полномочия Росфиннадзора, могут быть заинтересованы в осуществлении проверок физических и юридических лиц, владеющих зарубежными счетами. Интерес ФНС РФ может быть связан прежде всего с выявлением нарушений гражданами и организациями требований закона № 173-ФЗ, а также норм налогового законодательства. ФНС РФ может в рамках различных механизмов осуществлять межведомственное взаимодействие с ФТС, Федеральным казначейством и другими органами власти.

У ФНС РФ есть инструментарий для получения доступа к сведениям о зарубежных счетах граждан и организаций и возможность запрашивать интересующие сведения в международной системе CRS. При этом информация будет предоставляться зарубежными коллегами российских налоговиков.

Олег Мясников, кандидат юридических наук

Каждый человек сталкивается с переводами по банковской карте — члены семьи отправляют деньги, коллеги скидывают на подарок ко дню рождения. Как правило, налоговики не просят пояснить поступления на карту и не доначисляют НДФЛ. Но это относится к обычным повседневным переводам людей, не имеющих отношения к бизнесу.

«Большой Брат» не смотрит за тобой

В отдельных СМИ недавно появилась информация о «тотальной слежке ФНС за счетами». Поэтому у некоторых людей в уме нарисовалась картина, как «Большой Брат» берет под контроль всю жизнь человека, словно в романе Джорджа Оруэлла «1984».

На самом деле все не так драматично, и простым людям можно спокойно перечислять деньги своим знакомым, не опасаясь контроля чиновников. Важно, чтобы эти перечисления не осуществлялись на регулярной основе и не составляли крупные суммы.

Налоговики уделяют основное внимание индивидуальным предпринимателям и коммерческим фирмам. У чиновников нет возможности следить за всеми банковскими операциями обычных людей. Штатная численность районной инспекции не позволяет мониторить банковские счета всех налогоплательщиков, состоящих в ней на учете.

Перевод крупной суммы на банковский счет

Перевод в размере 600 тыс. рублей и больше привлечет внимание банковских служащих, которые проинформируют о нем работников Росфинмониторинга. Сотрудники этого ведомства проверят сделку на предмет легализации доходов, добытых преступным путем, или финансирования терроризма.

Разумеется, налоговые органы вправе запрашивать у банков информацию о счетах их клиентов. Но для того, чтобы попасть под прицел инспекторов, надо чем-то особо отличиться — например, регулярно получать на свой счет переводы от предпринимателей и фирм или же получать разовые, но крупные денежные переводы.

Подобные операции могут свидетельствовать о том, что владелец счета ведет теневой бизнес, получает нетрудовые доходы или обналичивает деньги. Такие трансакции могут заинтересовать оперативников УБЭП.

Безвозмездно, то есть даром

Налоговики вряд ли обратят внимание на дарение, в котором участвуют простые люди, не имеющие никакого отношения к бизнесу. Чиновникам не интересны операции, которые не облагаются НДФЛ, в принципе. Так, согласно пункту 18.1 статьи 217 НК РФ, доходы в денежной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не подлежат налогообложению.

К тому же взыскание налоговых платежей с физических лиц происходит в судебном порядке, что увеличивает трудозатраты государственных служащих. Добиться же реального исполнения решения суда будет еще сложнее.

Как доказать, что полученная сумма не подлежит налогообложению

По общему правилу, назначение платежа указывает плательщик. Из назначения перевода можно понять, за что именно перечислены деньги.

Если в назначении платежа не будет никаких комментариев, то можно попытаться доказать, что деньги перечислены безвозмездно. Ведь плательщик не получает никакого встречного предоставления.

Вместе с тем указание в платеже «на подарок», «безвозмездно» и т. п. во многом обезопасит получателя платежа от возникновения налогооблагаемого дохода.

Хорошо приурочить перевод к какой-то знаменательной дате, например к годовщине свадьбы или 8 марта. Здесь даже подозрительный инспектор поверит в то, что это подарок, а не плата за какие-то услуги.

Впрочем, доходы от получения в дар денег не подлежат налогообложению независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи или близкими родственниками. Это подтверждается письмом ФНС России от 10 июля 2012 года № ЕД-4-3/11325@. В рассматриваемом случае важно доказать, что это именно дарение, а не доход от оказания услуг.

Копия договора дарения выступит весомым аргументом в случае возникновения налогового спора.

Налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию при получении подарков от членов семьи или близких родственников (письмо ФНС России от 5 июня 2012 года № ЕД-3-3/1975@).

Позиция Минфина: безвозмездный перевод не облагается налогом

Финансовое ведомство недавно подтвердило тот факт, что безвозмездно полученные от физического лица деньги не подлежат обложению НДФЛ. Это относится и к банковским переводам.

Кроме того, сам по себе факт банковского перевода денежных средств между физическими лицами не является объектом налогообложения.

Вместе с тем денежные средства, поступившие на счет физического лица (например, в качестве оплаты проданного имущества или в качестве вознаграждения за оказанные услуги), признаются доходом такого физического лица, подлежащим обложению НДФЛ.

Об этом Минфин России сообщил в письме от 28 апреля 2021 года № 03-04-05/32869.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

У меня счет в иностранном банке: как уведомить налоговую и нужно ли платить налоги?

Россияне, имеющие счета в иностранных банках, обязаны соблюдать требования российского валютного законодательства, в частности, уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о счетах, открытых за рубежом, и отчитываться о движении денежных средств по таким счетам. Кроме того, граждане РФ, отсутствующие в стране более 183 дней в течение года, обязаны платить налог на доходы по повышенной ставке.

Рассказываем, как это работает и кого касается.

Уведомление об открытии счета в банке за рубежом

При открытии счета в банке за рубежом граждане РФ по закону обязаны уведомить об этом налоговую службу. Сделать это нужно не позднее одного месяца со дня открытия счета.

Подать уведомление в налоговую можно несколькими способами:

Удобней всего посылать уведомления через сайт ФНС, поэтому перед отъездом убедитесь, что у вас имеется подтвержденная учетная запись на «Госуслугах» (ЕСИА), с помощью которой можно авторизоваться на сайте налоговой службы.

Информировать налоговую нужно не только об открытии зарубежного счета, но и об изменении его реквизитов и закрытии счета.

Уведомление о движении средств на счете

Помимо информации о наличии счета за рубежом, нужно уведомлять налоговую о том, сколько денег у вас проходит по этому счету. Для этого придется заполнять специальный отчет о движении средств. Этот документ надо подавать в налоговую ежегодно не позднее 1 июня. Так, если вы открыли счет в 2022 году, отчет о движении средств по нему нужно успеть подать до 1 июня 2023 года.

Может ли налоговая сама узнать про счет за границей?

Существует международный автоматический обмен информацией между налоговыми органами разных стран, в рамках которого ФНС получает сведения о счетах российских налогоплательщиков за границей. Перечень государств, которые обмениваются финансовой информацией, утверждается и обновляется ФНС России.

Таким образом, если открыть счет в банке одной из стран, которая обменивается с Россией налоговой информацией, ФНС в любом случае станет об этом известно.

Что будет, если не подавать уведомления и отчеты?

За нарушение правил информирования ФНС о зарубежных счетах и о движении средств по ним предусмотрены штрафы:

  • за непредставление сведений об открытых счетах — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • за нарушение срока или формы представления — от 1 000 до 1 500 рублей;
  • за нарушение срока подачи отчета о движении денег — от 2 500 до 3 000 рублей;
  • за повторные нарушения — до 20 000 рублей.

Кто может не предоставлять отчет о движении средств?

От обязанности предоставлять отчет о движении средств на зарубежных счетах освобождаются налоговые нерезиденты. Граждане РФ получают статус налогового нерезидента, если срок их пребывания за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Как платить НДФЛ, если вы налоговый нерезидент

Ставка налога на доходы человека из России зависит от его налогового резидентства. Чтобы стать российским налоговым резидентом, нужно провести в стране более 183 дней в течение года. Для резидентов РФ ставка налога — 13%, для нерезидентов — 30%. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документами о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

Если отсутствовать в стране в течение 183 и более дней за последний год, статус налогового резидента теряется. С этого момента со всех доходов, полученных в РФ с начала года, нужно будет доплатить в бюджет разницу НДФЛ в 17%. Для этого нужно уведомить работодателя о смене налогового статуса, после чего он пересчитает налог по ставке 30%. Недовыплаченные проценты за каждый месяц с начала года будут удерживаться из последующих зарплат.

Если перед отъездом уволиться из российской компании, налог за год придется пересчитать самостоятельно. Для этого нужно будет подать декларацию 3-НДФЛ и уплатить разницу в 17%. Подать декларацию нужно до 30 апреля, а уплатить налог — до 15 июля следующего года.

Доход, полученный налоговым нерезидентом РФ за границей, НДФЛ в России не облагается. Налог с этого дохода нужно будет платить в бюджет другой страны по ставке, которая действует в этой стране.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: