Как отказаться от ремонта по осаго и получить деньги образец заявления

Обновлено: 28.04.2024

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

В общем, раньше по ОСАГО было больше свободы и пространства для маневра . Теперь не так.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ .

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.

А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • у потерпевшего есть инвалидность и специальная машина,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ , а разницу — автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП , и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО . Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП .

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО ! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП , выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП , следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП , требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО . Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от ремонта по осаго (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Отказ от ремонта по осаго

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 14.1 "Прямое возмещение убытков" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и учитывая, что в ДТП причинены механические повреждения транспортному средству истца; по факту наступления страхового случая истец представил в страховую компанию все необходимые документы, предоставил автомобиль на осмотр, однако страховое возмещение не было выплачено, направление на ремонт не выдано; отказ в страховой выплате ответчик мотивировал отсутствием полиса ОСАГО у виновника ДТП; не согласившись с отказом в страховой выплате, истец обратился к независимому эксперту для определения размера причиненного ущерба, суд правомерно частично взыскал страховое возмещение, установив, что на момент ДТП виновник являлся собственником транспортного средства, его гражданская ответственность как лица, причинившего вред, застрахована, что является основным условием для прямого возмещения убытков; неверное указание в материалах дела об административном правонарушении владельца транспортного средства не влечет наступление неблагоприятных последствий для потребителя в виде отказа в страховой выплате.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 13 "Страховая выплата" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 13 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и установив, что ответчик направил истцу мотивированный отказ в выдаче направления на ремонт, в том же письме ответчик предложил истцу предоставить реквизиты для перечисления страхового возмещения в денежном выражении; истец обратился к ответчику с претензией, в которой указал реквизиты для перечисления страхового возмещения и попросил выплатить страховое возмещение в денежном выражении; таким образом, истец согласился с тем, что ответчик может ему заменить ремонт автомобиля на выплату страхового возмещения в натуре, доказательств обратного представлено не было, суд правомерно отказал во взыскании недоплаченного страхового возмещения, поскольку разница между фактически произведенной истцу страховщиком страховой выплатой и предъявляемыми истцом требованиями о взыскании страхового возмещения составляет менее 10 процентов, т.е. находится в нормативно установленных пределах статистической достоверности, страховщика нельзя признать нарушившим обязательства по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отказ от ремонта по осаго

Нормативные акты: Отказ от ремонта по осаго

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 01.04.2022)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховом возмещении исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: "Обзор Верховного суда N 2 (2021): на какие позиции обратить внимание"
(КонсультантПлюс, 2021) Страховщик по ОСАГО отказался организовать ремонт: потерпевший может взыскать его стоимость без учета износа

Как получить возмещение по ОСАГО деньгами. Инструкция Банки.ру

Уже пять лет страховщики обязаны предлагать автовладельцу возмещение по ОСАГО не только деньгами, но и ремонтом. Причем натуральное возмещение считается приоритетным. Однако на практике в восьми случаях из десяти страхователи выбирают деньги.

С износом или без — вот в чем вопрос

Денежное возмещение выгодно зачастую и страховщику, и страхователю, даже несмотря на учет износа при выплате. Ремонт страховщики обязаны делать новыми деталями (кстати, не обязательно «родными»), а если автовладелец берет деньгами, то зачастую сумма оказывается меньше стоимости аналогичного ремонта. Нужно быть готовым к тому, что даже если страховщик заплатил честно, то за ремонт новыми запчастями вам придется доплатить. Ну или ставить б/у детали.

Разница между стоимостью новых и старых запчастей может составлять 20—30%. Не секрет, что, выезжая из салона, новый автомобиль теряет в цене 10—12% (иногда 20%), примерно на столько же она снижается ежегодно, если не происходит катаклизмов на валютных рынках или не возникает резкого дефицита авто, как в прошлом году. Средний же возраст автомобилей в России, по данным «Автостата», — около 14 лет, так что для некоторых машин износ достигает 50% стоимости.

Однако в конце декабря 2021 года Минфин, ЦБ и страховщики достигли консенсуса по основным положениям законопроекта, включающего запрет учета износа при выплатах, а также повышение лимита выплат в ОСАГО за ущерб жизни и здоровью до 2 млн рублей. Ожидается, что документ удастся подготовить в течение нынешнего года, но вводить его будут поэтапно, чтобы не вызвать взлета стоимости страховки. Если износ перестанут учитывать в денежных выплатах, компенсация деньгами станет еще более популярной.

Есть еще один момент: при калькуляции суммы страхового возмещения стоимость деталей берется из справочника средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часов для восстановительного ремонта по ОСАГО, который регулярно обновляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако резкий рост стоимости запчастей, как было в 2020 и 2021 годах, может не столь оперативно отражаться в справочниках. Плюс цена в вашей СТО или у дилера может сильно отличаться от заявленной в справочнике. Хотя в октябре прошлого года методика составления справочников поменялась, и теперь их будут обновлять чаще, так что случаев занижения стоимости при расчете суммы возмещения по ОСАГО должно стать меньше. Кстати, первые проекты справочников, разработанные в соответствии с обновленной Единой методикой оценки ущерба, уже размещены на сайте РСА для их публичной проверки.

Отказ от ремонта по ОСАГО

28 апреля 2017 года в силу вступили новые правила компенсации ущерба по ОСАГО для пострадавшей стороны. С этого момента преимущество отдается проведению ремонтных работ, денежные выплаты можно получить лишь в исключительных случаях, прописанных в законодательстве.

В каком случае можно отказаться от ремонта в пользу денежной компенсации?

Причины, по которым пострадавший может получить компенсацию только в виде денежных выплат:

  • ремонт по прогнозам займет более 30 дней. Такой срок установлен законодательством. Отсчет начинается с момента предоставления ТС на станцию. Если для выполнения работ требуются запчасти, срок поставки которых занимает более 30 дней, то автовладелец вправе отказаться от услуги и получить выплату деньгами;
  • автосервис находится более чем в 50 км от места жительства владельца ТС. Он вправе отказаться от ремонта, за исключением случаев, когда страховщик предлагает доставку автомобиля в сервис за свой счет (на эвакуаторе);
  • в регионе нет представительств и сервисов официального дилера. Это относится к машинам, находящимся на гарантийном обслуживании. Если таких сервисов нет, и страховщик не в состоянии оплатить транспортировку до другого города, то ему остается лишь выплатить всю сумму компенсации деньгами;
  • отсутствует необходимость в ремонте. В результате ДТП автомобиль не пострадал, но выплаты требуются пассажирам, водителю или их родственникам за причиненные травмы или смерть;
  • тотальное уничтожение ТС. Если автомобиль не подлежит восстановлению, то и ремонтировать в нем нечего;
  • пострадавший имеет инвалидность. Компенсация в этом случае выплачивается не для покрытия стоимости ремонта, а для возмещения ущерба здоровью;
  • в качестве пострадавшего транспортного средства выступает грузовой автомобиль. Его владелец вправе самостоятельно принимать решение о методе получения страховки.

Есть ли возможность выбора?

В перечисленных выше случаях, получение компенсации в денежном эквиваленте – это обязательная мера. В остальных случаях, автовладелец вправе выбирать между ремонтом и деньгами, но окончательное решение остается за страховой фирмой. Преимущество имеется лишь у владельцев грузовых авто. Согласно ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО», эти категории страхователей могут самостоятельно принимать решение о способе предоставления полагающейся им компенсации.

Направление на СТО

Для получения направления на ремонт владельцу потребуется известить представителя страховщика о наступившем ДТП и предоставить ему полный пакет документов:

  1. Договор страхования.
  2. ПТС.
  3. Действующий полис.
  4. Квитанцию об оплате услуг эвакуатора (при наличии).
  5. Извещение о ДТП и протокол, составленный сотрудником ГИБДД или европротокол.
  6. Паспорт и водительское удостоверение.

На рассмотрение этих бумаг у страховщика есть 20 дней. По его окончанию он обязан выдать направление на ремонт или перечислить денежную компенсацию на указанный счет.

Как выглядит процесс ремонтных работ?

  • официальный дилер. Этот вариант обязателен для авто возрастом до двух лет и находящихся на гарантии. Для проведения работ используются только оригинальные запчасти и комплектующие;
  • станцию-партнера страховой. Самый распространенный вариант. Благодаря налаженной структуре, ремонт производится быстро и без противоречий между СТО и компанией-страховщиком;
  • СТО, выбранную клиентом. Для такого варианта страхователю потребуется подать заявление страховщику и дождаться его рассмотрения (до 10 дней).

После получения направления, ТС доставляется в сервис в сопровождении сотрудника страховой компании. К автомобилю прилагается дефектная ведомость с перечнем всех поломок, стоимостью деталей и услуг. На основании этих расчетов между страховщиком и СТО заключается договор на оказание услуг. По окончанию работ, мастерская составляет документ с перечнем выполненных услуг, замененных деталей и итоговой стоимостью работ.

Нужно ли оплачивать ремонт?


Согласно пункту «б» части 18 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», страховщик обязан оплатить все расходы, связанные с ремонтными работами. После оказания такой услуги на СТО, машина должна вернуться к состоянию на момент наступления страхового случая. В эти расходы включены (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 40):

  1. Запчасти и расходные материалы.
  2. Оплата работы сервиса.

Доплата со стороны страхователя возможна только в одном случае – стоимость восстановительных работ превышает 400 тыс. рублей (ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40). Об этом страховщик обязан оповестить своего клиента письменно. Если страхователь не согласен за свой счет оплатить разницу, то он вправе получить компенсацию деньгами.

Учитывается ли износ машины?

Износ автомобиля учитывается, но отражается он не в качестве устанавливаемых деталей, а на общей стоимости ремонта. По закону, сервисы не вправе устанавливать на ремонтируемые транспортные средства детали бывшие в употреблении. Из-за того, что рассчитанная сумма восстановления авто не совпадает с реальной (из-за учета износа) сервисы вынуждены использовать в работе новые, но не оригинальные запчасти и детали.

Будет ли действительна гарантия после ремонта?

Гарантия на новый автомобиль (до 2х лет) остается действительной и не прерывается если соблюдены условия:

  • ремонт осуществляется только на станциях официального дилера;
  • все запчасти, устанавливаемые на авто, являются оригинальными.

При обнаружении заводом-производителем связи между ремонтом не у официального дилера и другой поломкой, в последующем гарантийном обслуживании будет отказано.

Сроки ремонтных работ

На проведение работ, заказ и ожидание поставки необходимых запчастей законодательством отводится срок продолжительностью 30 рабочих дней (без выходных и праздников). Отсчет начинается с момента передачи транспортного средства в мастерскую и подписания акта приема-передачи.

Если установленная нормативными документами продолжительность ремонта нарушена, то страхователь вправе рассчитывать на компенсацию. Она составляет 1% от суммы ущерба за каждый день просрочки. Для ее получения потребуется обратиться в суд.

Каковы сроки выплат по страховке?

Срок перечисления денежной компенсации совпадает со сроком, отведенным на выполнение ремонта. Его продолжительность – 30 рабочих дней. За это время страховщик обязан ознакомиться со всеми предоставленными документами, провести экспертизу и перечислить денежные средства на указанный страхователем счет (или выдать наличными).

На ком ответственность за плохо проведенные ремонтные работы?

Вся ответственность за качество выполнения работ лежит не на мастерской, а на страховщике. Если ремонт был проведен халатно и автовладелец обнаружил недоделки или брак он вправе подать жалобу на страховую компанию в Российских союз автостраховщиков или Центробанк. По итогам ее рассмотрения клиент может рассчитывать на бесплатное исправление недочетов или денежную компенсацию.

Процесс получения выплаты по договору страхования


Для получения денежной компенсации вместо ремонта страхователь обязан предоставить документы, подтверждающие одну из следующих ситуаций:

  1. Транспортное средство не подлежит восстановлению. Доказать этот факт возможно с помощью независимой экспертизы, которую может провести как страховщик, так и страхователь.
  2. Пострадавший погиб, а его родственники не заинтересованы в проведении ремонта. Подтверждением этого факта может служить свидетельство о смерти, выданное органами ЗАГС. Для подтверждения родственных связей потребуется свидетельство о рождении или браке.
  3. В результате ДТП, пострадавшим был получен средний или тяжкий ущерб здоровью. Для подтверждения этого потребуются медицинские документы, выдаваемые специальной комиссией по результатам обследования.
  4. Пострадавший – инвалид, и использует для передвижения специальное транспортное средство. Согласно п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» эти категории граждан имеют право отказаться от ремонта и получить выплаты. Для этого потребуется предъявить удостоверение инвалида.
  5. Для ремонта требуется сумма свыше 400 тыс. рублей. Подтвердить этот факт можно путем проведения независимой оценки.
  6. Отсутствует возможность ремонта авто на гарантии у официального дилера. Подтвердить это можно справкой от завода-производителя об наличии/отсутствии официальных мастерских в указанном регионе.
  7. Центробанк запретил осуществлять компенсацию ремонтными работами. Такое ограничение вводится на срок до одного года в случае, если уполномоченный орган выявляет у страховщика грубые нарушения правил проведения ремонтных работ или способов их оплаты. В этом случае страхователю не потребуется подтверждать свой выбор и денежная компенсация будет выплачена ему по умолчанию.

Для получения денежной компенсации по любому из перечисленных вариантов потребуется обратиться к страховщику и написать заявление с требованием денежной выплаты. К заявлению приложить подтверждающие документы, результаты проведенной экспертизы, бумаги по наступившему страховому случаю (протокол ГИБДД, европротокол), ПТС и удостоверение личности обратившегося. На рассмотрение всех предоставленным бумаг и вынесения решения страховщику отводится 10 рабочих дней.

Если ни один из перечисленных пунктов не подходит, и автовладелец не в состоянии предоставить подтверждающие документы, то у него есть еще несколько возможностей получить деньги вместо ремонта:

  • заключить договор со страховой фирмой о возмещении ущерба деньгами. Сделать это необходимо в момент подписания основного договора при покупке полиса. Не каждый страховщик согласится на такие условия. Для того чтобы в полной мере рассчитывать на денежную компенсацию договор должен быть безусловным и не подразумевающим исключений;
  • получить неустойку, возникшую из-за нарушения сроков или некачественного оказания услуг. Если страховщик не уложился в оговоренные законом 30 дней, то страхователь может рассчитывать на пени за каждый день просрочки. Итоговая сумма неустойки не может превышать размер возмещения. Рассчитывать на компенсацию за просрочку можно и в том случае, когда страховщик не предоставил направление на ремонт в течение 20 дней с момента подачи полного пакета документов.

Действующее законодательство в сфере обязательного страхования гражданской ответственность автовладельцев предусматривает несколько вариантов предоставления компенсации: денежную и в виде ремонта. В 2020 году преимущество отдается восстановлению машины за счет страховщика, но в некоторых случаях, владелец вправе отказаться от проведения ремонта и получить полагающуюся ему сумму.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: