Как вернуть деньги с невыясненных платежей с налоговой

Обновлено: 02.05.2024

Переплата по налогам – явление не столь частое, как задолженность по ним, однако такая ситуация время от времени возникает. Обнаруживается переплата, как правило, по результатам сверки с ИФНС, по инициативе руководителя организации. Сверка может проводиться при переходе на другую систему налогообложения, смене главного бухгалтера, в рамках административного контроля.

Переплату можно вернуть на расчетный счет, или используя право на зачет других бюджетных платежей. Главное – не пропустить сроки обращения в ИФНС.

Почему возникает переплата

Переплата — это результат ошибки, допущенной:

Например, в ситуации, когда фирма имеет задолженность по какому-либо налогу, при этом сроки уплаты пропущены, налоговая принимает решение о принудительном снятии суммы с расчетного счета должника. Фирма может иметь несколько расчетных счетов. Во исполнение решения работники банков могут одновременно снять сумму задолженности, пеней, штрафов с разных расчетных счетов и перечислить их ИФНС. Если работники налоговой не возвращают излишне уплаченную сумму, образуется переплата. Ответственность за нее несет ИФНС. Или в ситуации, когда налог (НДС) исчислен к возмещению, камеральная проверка завершилась успешно, но деньги фирма не получила.

Переплата может возникнуть и по вине налогоплательщика. Причин может быть несколько:

  • бухгалтер внес ошибочную сумму в платежное поручение;
  • подавалась уточненная декларация с меньшей суммой налога к уплате, а платеж был осуществлен по предыдущему расчету;
  • руководитель дал указание внести сумму, превышающую расчетную, авансом, но в следующем периоде пересчет бухгалтерией осуществлен не был.

В последнем случае имеется в виду именно избыток средств, а не авансовый платеж по налогу, предусмотренный законодательством.

В документах налоговой и авансовые платежи (нормальная, текущая переплата), и переплаты действительные будут иметь вид излишне уплаченных сумм. Возвращать на расчетный счет или путем зачета нужно только действительную переплату.

На заметку! Вместо акта сверки в целях оперативного контроля бизнесмен может заказать в ИФНС справку по расчетам с бюджетом. И в том, и в другом случае необходимо заявление от налогоплательщика в произвольной форме. Справка предоставляется в течение 5 рабочих дней, акт сверки — 10-15 рабочих дней.

Как вернуть деньги

Итак, по данным акта сверки или справки из ИФНС стало ясно, у фирмы имеется реальная переплата по налогу (налогам). Распорядиться этими деньгами можно, выполнив последовательно ряд действий:

На заметку! При подаче заявления лично требуйте подписи ответственных лиц на втором экземпляре, свидетельствующей о том, что документ принят. Обратите внимание на наличие актуальной даты принятия. При отправке почтой сохраняйте документы, подтверждающие отправку. При электронном документообмене файл, подтверждающий отправку, обычно сохраняется в базе данных.

ИФНС быстрее возвращает деньги, если задолженность подтверждена двусторонним документом — актом сверки. Если налогоплательщик хочет провести сверку взаиморасчетов, уклониться от ее проведения фискальный орган не имеет права (Регламент работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, взносов. Утв. Пр. №САЭ-3-01/444@ ФНС от 09-09-05 г.).

Право на своевременный зачет или возврат переплаты на расчетный счет гарантирует ст. 21-1 (п.5) НК РФ.

Деньги не всегда можно вернуть

Бывают ситуации, когда переплата имеет место, но вернуть деньги невозможно, либо фирме приходится обращаться в суд с иском о возврате.

Например, у налогоплательщика есть задолженности по другим налогам, которые можно покрыть суммой переплаты. При получении заявления на возврат или зачет налоговая обязана сначала проверить наличие иных задолженностей перед бюджетом и при необходимости погасить их за счет переплаты. Если сумма задолженностей сопоставима с переплатой, то рассчитывать на получение денег фирме не стоит.

НК РФ не прописывает порядок списания просроченной переплаты по налогам, но и не запрещает такую процедуру.

Рассмотрим, как распорядиться налоговой переплатой, в том числе нюансы по излишне уплаченному агентскому НДФЛ.

Переплата: что с ней можно сделать

В Налоговом кодексе прописаны следующие варианты использования переплаты по налогам и страховым взносам:

  1. зачет в счет предстоящих налогов, сборов, страховых взносов;
  2. оплата задолженности по другим налогам, сборам, страховым взносам и штрафам;
  3. возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы.

В чем преимущество зачета перед возвратом? Зачет переплаты позволяет налогоплательщику сократить количество действий: вместо возврата переплаты и последующей оплаты по нужным реквизитам можно просто перебросить переплату с одного платежа на другой.

Новшества в правилах зачета и возврата

За 2 последних года правила зачета и возврата налоговых переплат стали заметно выгоднее и проще для налогоплательщика. Из нашей сравнительной таблицы узнаете, что именно изменилось.

Сразу отметим: государство позаботилось о своих интересах, позволив распоряжаться переплатой только при полном отсутствии долгов перед бюджетом.

Сравнение новых и старых правил зачета (возврата) платежей в ФНС

Новый порядок

Как было

Многоуровневость. Из Налогового кодекса исключили требование о зачете в счет налога одного и того же уровня. Сейчас переплату можно зачесть в счет налога, пеней и штрафов любого уровня бюджета

Одноуровневость. Зачесть переплату по налогу можно было только в счет налога того же уровня бюджета (федеральный, региональный, местный). Между налогами разного уровня бюджета зачет был невозможен

Страховые взносы наравне с налогами. Теперь переплату по налогам можно зачесть в счет взносов, и наоборот

Обособленность страховых взносов. Раньше был запрещен зачет между налогами и страховыми взносами. Переплату по взносам зачитывали только в счет взносов, причем по одному и тому же виду взноса. Например, нельзя было зачесть переплату по фиксированным взносам ИП в счет взносов на пенсионное страхование работников

Отсутствие долгов в целом. Теперь для распоряжения переплатой по своему усмотрению у налогоплательщика не должно быть долгов перед бюджетом по всем налогам и взносам, пеням и штрафам

Отсутствие долгов. Обязательным условием зачета или возврата переплаты было отсутствие задолженности по конкретному налогу или взносу

Особенности зачета переплаты

Зачесть переплату можно:

  1. в счет предстоящих платежей;
  2. в счет уже сформировавшейся задолженности по платежам.

Налоговая проводит зачет в счет налоговых долгов или в счет будущих платежей при получении письменного заявления от налогоплательщика. Форма заявления — в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Также зачет налоговая может провести на основании акта совместной сверки, если таковая была.

Общий срок на подачу заявления на зачет — три года с момента уплаты суммы, ставшей впоследствии переплатой. ИФНС рассматривает заявление и проводит зачет, если все необходимые условия выполняются, в течение 10 дней с даты получения заявления (подписания акта сверки).

Если зачет по результатам камеральной проверки — 10 дней начинаем считать по истечении 10 дней с момента завершения проверки. О принятом решении инспекция сообщает налогоплательщику в течение 5 дней.

Зачет в счет имеющихся долгов налоговая вправе проводить также по собственной инициативе (без участия налогоплательщика), на основании обнаружения факта излишней уплаты, акта совместной сверки или решения суда. При этом сроки зачета аналогичны тем, что мы проговорили выше.

Особенности возврата переплаты

Если для зачета переплаты может быть несколько причин, то для возврата только одно основание — письменное заявление налогоплательщика. Форма — в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Срок подачи заявления на возврат — три года с момента уплаты суммы налога или взноса, которая впоследствии стала переплатой. Решение о возврате налоговая принимает в течение 10 дней с момента получения заявления. На сам возврат по закону дается месяц с момента получения заявления от налогоплательщика. Если сумма к возврату возникает по итогам камералки, то срок на принятие решения исчисляется через 10 дней после завершения такой проверки.

Деньги возвращают на банковский счет налогоплательщика по реквизитам из его заявления.

Что делать, если инспекторы нарушили дедлайны по зачету (возврату)

Если инспекция нарушает сроки зачета или возврата, не реагирует на ваши заявления, можете обжаловать действия/бездействие в вышестоящей налоговой (ст. 137 НК). В жалобе приведите дату подачи заявления на распоряжение переплатой, укажите на истечение сроков, предусмотренных Налоговым кодексом.

В конце жалобы сформулируйте ключевые требования:

  • признать действия или бездействие ИФНС незаконными и обязать инспекцию осуществить возврат или зачет переплаты по налогам/взносам;
  • начислить к выплате проценты за пользование денежными средствами налогоплательщика на основании п. 10 ст. 78 Налогового кодекса. Размер процентов равен ставке рефинансирования Центрального банка (ключевой ставке), действовавшей на момент несоблюдения налоговым органом своих обязательств.

Срок рассмотрения жалобы и принятия решения — один месяц со дня получения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Особенности переплаты по агентскому НДФЛ

Переплата по налогу на доходы физлиц, удержанному налоговым агентом, имеет свои особенности в части зачета и возврата. Важно понимать в первую очередь причину возникновения переплаты по такому налогу. Рассмотрим две возможных ситуации.

Ситуация № 1. Налоговый агент правильно рассчитал и удержал НДФЛ, но в бюджет перечислил больше, чем положено

Налоговый агент вправе обратиться в налоговую за зачетом в счет текущих, в счет будущих других налогов или за возвратом переплаты. Вместе с заявлением на зачет/возврат потребуется сдать:

  • выписки из регистра налогового учета за необходимый период;
  • документы, подтверждающие наличие переплаты.

Важно помнить, что зачет переплаты по агентскому НДФЛ в счет предстоящих платежей поэтому налогу невозможен, так как налог должен уплачиваться за счет средств физлиц, а не работодателя — налогового агента.

Ситуация № 2. Налоговый агент удержал НДФЛ в размере большем, чем начислено

У работодателя — налогового агента возникает обязанность вернуть излишне удержанный налог.

Для возврата работник — налогоплательщик должен написать письменное заявление на имя работодателя. Налоговый агент делает возврат из сумм НДФЛ, которые предстоят к уплате в бюджет. То есть налоговый агент в следующем месяце перечислит в бюджет сумму НДФЛ в размере меньшем, чем было начислено, как раз на сумму излишне удержанного ранее налога.

Если НДФЛ в следующем месяце не хватает для возврата, работодатель вправе обратиться в налоговую за возвратом, но только недостающей части, а не всей суммы излишне удержанного налога.

Подведем итог

Федеральное Казначейство выпустило письмо № 07-05-04/16453 от 03.08.2018, в котором разъяснило некоторые вопросы относительно невыясненных поступлений.

Невыясненные платежи

В соответствии с бюджетным законодательством РФ Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков.

Открыть оригинал изображения (1833x879, 0.63 Мб)


Так, на 01.07.2018 невыясненные платежи составляли более 11 млрд. рублей.

Причины

Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:

— отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;

— отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;

— отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.

Куда обращаться

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Как вернуть

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Вопрос: Победитель электронного аукциона подтвердил внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставив вместе с подписанным контрактом платежное поручение. Однако счет, указанный в этом платежном поручении, — это расчетный счет заказчика, взятый из реквизитов контракта, а не тот счет, который был специально указан в аукционной документации для внесения на него обеспечения исполнения контракта. В результате деньги пришли на «невыясненные платежи». Как следует поступить заказчику в этом случае?
Посмотреть ответ

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: