На уроке финансовой грамотности учащиеся 8 класса смоделировали задачу считая что на вкладах будут

Обновлено: 29.04.2024

Название раздела: «Экономическая сфера».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Экономическая сфера» изучается в курсе «Обществознание» 8 класс по программе Боголюбова Л.Н. и включает в себя изучение основ финансовой грамотности.

Цели урока:

  • повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;
  • освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;
  • развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;
  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;
  • формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
  • развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в обществе;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.

Личностные:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания личной ответственности за финансовые решения.

Метапредметные:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Ученик получит возможность для формирования:

  • навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;
  • навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;
  • выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;
  • фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);
  • фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);
  • аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);
  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.

Выявляется победитель (команда).

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

  1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
  2. Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт

Конкурс «Представление команд».

Станция №1. «Экономисты»

  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  • Конкурс «Виды издержек».
  • Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Станция №2. «Финансисты»

  • Конкурс «Финансовая задача»
  • Конкурс «Финансовые ребусы».
  • Конкурс «Виды банковских операций».

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

  • Конкурс «Люди и деньги».
  • Конкурс «Найди слово!».
  • Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Станция№4. «Налоговики»

  • Конкурс «Необычные налоги».
  • Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».
  • Конкурс «Виды налогов».

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

Ход познавательного квеста

Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).

Старт

Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз).

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Экономисты»

Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Лоуренс Питер).

Конкурс «Виды издержек».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А)

Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции

1)

Б)

Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг

2)

В)

Оплата заключенного ранее рекламного контракта

Г)

Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам

Д)

Сдельная оплата труда работников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б

В

Г

Д

Б

В

Г

Д

Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах и богатстве, бизнесе и экономике, финансах, финансовых инструментах и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.

(Бальзак О. «Банкирский дом Нусингена», «Гобсек»;
Гоголь Н. «Ревизор», «Мертвые души»;
Драйзер Т. «Трилогия желания», состоит из трех романов «Финансист», «Титан» и «Стоик»;
Золя Э. «Деньги», «Добыча»;
О. Генри «Благородный жулик»;
Лесков Н. «Старый гений»;
Лефевр Э. «Воспоминания биржевого спекулянта»;
Паутов А. «Я и мои 100 000 должников. Жизнь белого коллектора»;
По Э. «Надувательство как точная наука»;
Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о попе и его работнике Балде»;
Ремарк Э. «Черный обелиск»;
Чехов А. «Пари»;
Эшбах А. «Один триллион долларов»).

Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Учащиеся демонстрируют буктрейлеры.

Станция №2. «Финансисты»

Конкурс «Финансовая задача».

Решите задачу:

За творческую победу в конкурсе «Одаренные дети» Анна получила грант мэра города в размере 50 тысяч рублей. Она планировала воспользоваться этими деньгами через два года, для обучения в университете. Чтобы деньги не обесценились, Анна решила разместить их на банковский депозит.

Банк «Береза» предлагает ставку 8% годовых с начислением процентов в конце срока.

Банк «Рябина» предлагает ставку 9% годовых с начислением и капитализацией процентов в конце каждого года.

Какое из предложений для двухлетнего депозита будет выгоднее для Анны? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: предложение банка «Рябина» выгоднее (9 405 руб. >8 000 руб.).

Конкурс «Финансовые ребусы».

На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы по экономике и финансовой грамотности. Отгадайте их и дайте определение этих терминов.






Конкурс «Виды банковских операций».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами банковских операций и иллюстрирующими их конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

А)

Эмиссия ценных бумаг и их размещение на открытом рынке

1)

Активные банковские операции

Б)

Создание и увеличение собственного капитала банка за счет отчислений от прибыли

2)

Пассивные банковские операции

В)

Межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке

Г)

Предоставление кредитов физическим лицам под залог недвижимости (ипотечное кредитование)

Д)

Лизинговые операции (приобретение банком определенного имущества для сдачи его в аренду пользователям)

balagurartur3

Определить оптимальную структуру растениеводческого производства организации, которая даст максимальную прибыль; учесть имеющиеся ресурсы и условия, в … случае нехватки отдельных ресурсов определить каких ресурсов не хватает, с целью полного освоения имеющихся площадей. Выполнить и дать письменные ответы в тетради: 1. Составить экономико-математическую модель растениеводческой производственной бригады по индивидуальному варианту, согласно данных таблиц 2, 3, 4, 5. 2. Найти оптимальные размеры посевных площадей, при условии, что прибыль будет максимальной. 3. Найти оптимальные размеры посевных площадей, при условии, что выручка будет максимальной. 4. Найти оптимальные размеры посевных площадей, при условии, что себестоимость продукции будет минимальной. 5. Определить какие параметры следует увеличить, чтобы вся имеющаяся площадь была использована полностью. 6. Определить какие параметры следует увеличить или сократить, чтобы все имеющиеся трудовые ресурсы были использована полностью. 7. Что произойдет, если цены на продукцию увеличатся на 3, 7 и 9%. 8. Как изменится прибыль если себестоимость увеличатся на 5, 10 и 15%. 9. Как изменится объем производимой продукции, если объем финансовых средств, имеющихся в распоряжении у бригады сократится на 20, 30 и 50%.

1. Определите, в каких случаях представлено умозаключение по аналогии: а) «Консерватория в эти часы походила на цирк порой утренней уборки. Пустовали … клетки амфитеатров. Медленно наполнялся партер. Насилу загнанная в палки на зимнюю половину, музыка шлепала оттуда лапой по деревянной обшивке органа. Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю. Музыку выпускали. Пестрая, несметно ломающаяся, молниеносно множащаяся, она скачками рассыпалась по эстраде» (Пастернак Б. Л. Охранная грамота). б) «. Все эти цифры и выкладки твоих ученых потрясают слух, но ничего не говорят уму. – И все-таки приходится прибегать к цифрам. – Ну, нет, мне гораздо приятнее метод сравнений. Я не понимаю, что такое триллион. А вот сравнение с общеизвестными предметами я понимаю. Например, если ты твердишь, что объем Урана больше объема Земли в 76 раз, а объем Сатурна – в 900 раз, Юпитера – в 1300 раз, Солнца в 1 миллион 300 тысяч раз, никакого наглядного представления эти цифры мне не дают. Я предпочитаю метод «Льежского альманаха», который попросту и без дураков говорит: Солнце – это тыква диаметром в два фута, Юпитер – апельсин, Сатурн – райское яблочко, Нептун – черешня, Уран – крупная вишня, Земля – горошина, Венера – горошинка, Марс – булавочная головка, Меркурий – горчичное зернышко, Церера, Веста, Паллас – песчинки» (Ж. Берн). в) Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в одинаковой должности, Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внешне они 46 были похожи друг на друга: тот же цвет волос, те же немного раскосые глаза чуть навыкате, один и тот же массивный подбородок, прямой нос и слегка оттопыренные уши. Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковыми. г) Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой. Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и во втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более 5 мин., но взяли самое ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъездов домов, где жили потерпевшие, были замечены «Жигули» зеленого цвета. д) Ясно, что если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами, на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в 2 раза. е) Древние философы, последователи Пифагора, занимавшиеся астрономией, отказывались допустить беспорядок в мире планет и признать, что они движутся иногда быстрее, иногда медленнее, а иногда и вовсе остаются неподвижными. Ведь никто бы не потерпел «суетливости» в движениях солидного человека. Поэтому она нетерпима и в движениях планет. ё) «Человек назван древними малым миром, и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покров из мяса, в мире есть скалы, - опоры земли; если в человеке есть кровяное озеро, – там, где легкое растет и убывает при дыхании, – у тела земли есть океан, который также растете и убывает каждые шесть часов при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же и океан наполняет тело земли бесконечными водными жилами» (Леонардо да Винчи). 2. Состоятельны ли умозаключения по аналогии: а) Убийство, расследованное год назад, совершенное N., было совершено с особой жестокостью, ножом, на чердаке жилого дома, в дневное время. Новое убийство имеет те же черты и совершено оно в том же поселке, что и первое. Вероятно, убийство совершил тот же преступник. б) Направление ветра не изменилось, поэтому завтра, видимо, будет дождь, как и сегодня. 9. Проверьте правильность силлогизма. Алгоритм решения: определить фигуру и модус, если фигура не имеет такой модус, проверить силлогизм по общим правилам силлогизма и правилам посылок: а) Если некоторые богатые – глупцы и если всякий богач почитаем, то существуют почитаемые глупцы (А. Арно и П. Николь).; б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред, бесполезно.; в) Ни одна бактерия не испытывает зависти. Некоторые бактерии очень живучи. Следовательно, некоторые завистливые существа не очень живучи.; г) Некоторые абстрактные проблемы очень сложны. Ни одна повседневная проблема не является абстрактной. Следовательно, некоторые повседневные проблемы не очень сложны.; д) Ни один ребенок не обладает терпением. Все терпеливые люди могут сидеть спокойно. Следовательно, ни один человек, способный сидеть спокойно, не ребенок.

Определите вид простого суждения, установите распределённость составляющих их терминов, изобразите схему отношений между субъектом и предикатом для ка … ждого случая: а) Юрий Гагарин – первый в мире космонавт. б) Есть книги, которые юристы читают с большим интересом. в) Хороший кузнец и лягушку подкует. г) Никто не имеет права нарушать законы. д) Некоторые курсанты не являются мастерами спорта.

Повесть серебряный герб. Выпишите из текста повести характеристики, которые рассказчик даёт своим одноклассникам.

СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА. Всесвітня історія. Укажіть три причини деколонізації Африки в другій половині ХХ ст.

Здравствуйте! спамАут или модератор, можете пожалуйста подать меня в кандидаты на спамАута, и удалите пожалуйста мой вопрос, если это прочитаете.

ДАЮ 22 БАЛА ТОЛЬКО ПОМОГИТЕ ПЛИЗ ♥♥♥ У зошитах напишіть міні-твір «Якщо ми не будемо поважати інтереси один одного, то. » ТОЛЬКО НАДО МІНІ ТВІР А НЕ … РЕЧЕНЯ 5 6 речень хвате

ДАМ 30 БАЛОВ У зошитах напишіть міні-твір «Якщо ми не будемо поважати інтереси один одного, то. »ТОЛЬКО НАДО МІНІ ТВІР А НЕ 1 РЕЧЕНЯ 5 6 речень хвате

СРОЧНО. ЭКЗАМЕН. Дифференцированный зачет ТЕСТ Задание 1. Отметьте действия, которые не требуется выполнять при проверке исправности и работоспособнос … ти токарного станка 1. Проверить включение двигателя. 2.Проточить пробную деталь. 3. Осмотреть ограждения зубчатых колес, приводных ремней и гитары. 4. Проверить через смотровое стекло без включения вращения шпинделя, работает ли смазочный насос. 5. Осмотреть направляющие станины - нет ли забоин и царапин. 6. Проверить ход каретки суппорта. Задание 2. Как часто надо выполнять смазку задней бабки токарного станка? 1. Один раз в смену. 2. Ежедневно. 3. Еженедельно. 4. Один раз в месяц. Задание 3. Как часто надо производить разборку, чистку и смазку трехкулачкового самоцентрирующего патрона? 1. Один раз в смену. 2. Ежедневно. 3. Еженедельно. 4. Один раз в месяц. Задание 4. Отметьте предметы, которые должны находиться на рабочем месте токаря? 1. Инструментальная тумбочка. 2. Запасные части для токарного станка. 3. Емкость со смазочно-охлаждающей жидкостью для заливки в станок. 4. Стеллаж для заготовок 5. Стол для приема пищи Задание 5. Где следует хранить режущие инструменты, используемые при обработке заготовки? 1. На передней бабке. 2. На стеллаже. 2 3. На задней бабке. 4. На инструментальной тумбочке. Задание 6. Какой размер имеет лист формата А4? 1. 594×841 мм. 2. 420×594 мм. 3. 297×420 мм. 4. 210×297 мм.

Заповніть пропуски:"У 1895 році . . видав свою працю під назвою ". . " (". . "), де обгрунтував політичну самостійність . "(Історія України … ) дуже срочно дам 15 балів​

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также бытовой сфере. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений. Особую роль в этом должна играть школа, так как современная социальная среда не позволяет учащимся осваивать на достаточном уровне экономическую культуру. Особо остро ощущается необходимость в формировании экономической грамотности у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым предстоит успешная адаптация к социально-экономическим условиям общества.

В среднем звене основной школы учащиеся с основными финансовыми понятиями (доли, проценты, пропорции, отношения) встречаются редко и часто задают вопросы о целесообразности изучения данных тем. Задача учителя объяснить, что обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость. Наглядно продемонстрировать учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека (кредиты, ипотека, вклады и т.д.). Но в связи с отсутствием достаточного внимания к объему и содержанию этих задач в школьном курсе математики основной школы старшеклассники плохо ориентируются в материале необходимом для решения экономических задач. А обучение их решению играет большую роль при подготовке к Единому Государственному Экзамену, так как они встречаются не только в профильной (задача №17), но и базовой части контрольно-измерительных материалов. Для решения боле сложных и практико-ориентированных задач требуются знания не только процентов, но и многих других разделов алгебры: уравнения, неравенства и их системы, графики и прогрессии. Поэтому целесообразно уделять особое внимание данной теме, начиная со второго полугодия 8 класса. Далее кратко рассмотрим, какие виды задач и на каком уровне обучения целесообразно разбирать.

8 класс

– решать задачи на двухгодичные депозитные вклады с помощью квадратных уравнений;

– решать задачи по формуле банковского кредита с погашением двумя платежами;

– решать задачи о банковских вкладах, начислении зарплат, премий, налогов, задачи на спрос и предложение, задачи о рыночном равновесии с помощью квадратных уравнений;

– рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.

Задача 1. Иван Иванович взял в банке 1 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: в конце года банк начисляет проценты на сумму долга, а затем заемщик вносит в банк 660 000 рублей. В конце второго года банк опять начисляет те же проценты по кредиту, а Иван Иванович погашает свой кредит, внося в банк 484 000 рублей. Сколько процентов по кредиту начислял банк каждый год?

Решение: Пусть , где r – проценты, начисленные за использование кредита.

Тогда составим уравнение (1000000·p – 660000)·p – 484000 = 0.

Задача 2. В лотерее разыгрывается 100 билетов. Из них 15 выигрывают по 20 000 руб., 25 - по 10 000 руб. 60 - по 5 000 руб. Играющий приобрел два билета. Какова вероятность выиграть не менее 30 000 руб.?

9 класс

– решать задачи на сложные проценты с помощью формулы n-го члена геометрической прогрессии;

– решать задачи на кредиты и депозиты с помощью формул сумм арифметической и геометрической прогрессий;

– решать задачи на нахождение наименьшей оплаты труда, связанное с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями с помощью графика квадратичной функции;

– решать задачи на оптимизацию затрат с помощью составления линейных неравенств;

– решать задачи на банковские вклады и кредиты;

– решать задачи на оценку средних статистических значений величин (например, средней зарплаты в регионе или на предприятии);

Задача 1. [2] В июле планируется взять кредит в банке на сумму 6 млн. рублей на некоторый срок. Условия его возврата таковы:

- каждый январь долг возрастает на 20 % по сравнению с концом предыдущего года;

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;

- в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года. На какой минимальный срок следует брать кредит, чтобы наибольший годовой платёж по кредиту не превысил 1,8 млн. рублей?

Задача 2. [1] В магазин поступают мебельные гарнитуры с двух фабрик. С фабрики А доставляют гарнитуры «Жилая комната», причем доставка одного гарнитура обходится в 1000 р. С фабрики В доставляют гарнитуры «Спальня», доставка каждого из которых обходится в 700 р. В неделю по плану магазин должен получить 72 гарнитура, израсходовав на их доставку не более 60 000 р. Сколько гарнитуров каждого вида может быть доставлено в магазин за одну неделю?

В курсе алгебры и начал математического анализа программой не предусмотрены часы на решение текстовых задач. Поэтому, работа по решению экономических задач продолжается за счет часов выделенных на практикум, в профильных группах 10, 11 классов.

Проанализировав математический материал, изучаемый в курсе 10-11 класса, определили какие экономические понятия в него можно интегрировать и какие задачи рассмотреть.

10 класс

- задачи на определение минимального процента по кредиту, удовлетворяющего определенным условиям;

- задачи на нахождение наибольших и наименьших значений с помощью анализа составленной функции, а также с помощью производной.

Задача 1. [2] 15 января планируется взять кредит в банке на 6 месяцев в размере 1 млн рублей. Условия его возврата таковы:

- 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r% по сравнению с концом предыдущего месяца, где r − целое число;

- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

- 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей.

С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности населения. Необходимо осознавать, что в первую очередь это важно для самого человека, потому что от этого зависит защита личных экономических интересов от финансового мошенничества и будущее благополучие семьи.

В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.

В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. К сожалению, в современный период финансовая грамотность в нашей стране находится на низком уровне. Граждане не могут правильно разместить свои финансы, не умеют получать достоверную информацию на рынке ценных бумаг. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.

Финансовые условия становятся более разнообразными, поэтому потребителю нужно сделать правильный выбор из большого количества вариантов.

Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.

Актуальность данного вопроса я также вижу в повышенном интересе обучающихся 8, 9 классов города Норильска при проведении городской осенней образовательной школы по финансовой грамотности. Я предложила ребятам тему: «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов». Школьники активно участвовали в предложенной им деловой игре, но они не всегда могли предложить рациональные пути решения поставленной практической проблемы.

С этой целью, в некоторых учебных заведениях введены курсы финансовой грамотности в 9 классах. В нашем лицее таких курсов нет, а потребность и заинтересованность в вопросах финансовой грамотности у обучающихся присутствует.

Содержание

При рассмотрении данного вопроса я столкнулась со следующими проблемами. Так как вопрос финансовой грамотности включен в задание на ОГЭ по обществознанию, то его необходимо с выпускниками отрабатывать.

Изученная литература показала, что вопрос о финансовой грамотности рассматривался: О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, О.Кузиной, С.А.Абрамовым, Л.Рыжановской, Г.С.Ковалевой и другими. Проанализировав работы, я пришла к выводу, что материал носит преимущественно теоретический, разрозненный характер. В практической деятельности можно применять пособия с разработанными банками различных заданий, которые направлены только на отработку 6 задания ОГЭ (в приложении прилагается пример задания), но они не дают полного представления обучающимся о финансовой грамотности и применения в практической жизненной ситуации. Считаю, что здесь необходим комплексный подход в целях достижения эффективного образовательного результата. Практика показывает, что школьники 8, 9 классов с интересом изучают данный материал.

В данном учебном году у меня есть возможность попробовать реализовать свой комплексный план работы, потому что в учебной нагрузке есть 8 и 9 классы. Я вижу проблемы 9 класса и пытаюсь их предотвратить в 8 классах, простроив свою работу соответствующим образом.

Каким образом, на мой взгляд, это можно сделать наиболее эффективно?

На первоначальном этапе важным моментом при вовлечении обучающихся в учебную деятельность необходимо изучить их мотивацию. Для этого необходимо знать их уровень подготовленности, желания для того, чтобы продумать приемы и методы работы.

Изучив проблемы выпускников 9 классов: пробелы в знаниях в экономике за 8 класс по причине дистанционного обучения, отсутствия изучения в учебном материале экономической сферы в 9 классе, встала проблема формирования финансовой грамотности как для сдачи экзамена в формате ОГЭ, так и для рационального применения этих знаний в практической жизни. Отрабатывать данный материал в 9 классах стало возможным только на элективных занятиях, но их посещают только выпускники, выбравшие экзамен по обществознанию. Таким образом, практически без основ финансовой грамотности остались те школьники, которые не сдают данный экзамен.

Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с 8 класса. Что мною наработано с обучающимися 8 классов?

В курсе обществознания за 8 класс в разделе «Экономика» предлагается в основном теоретический материал, за исключением небольших практикумов. Все остальное для школьника остается за пределами практического применения как в жизни, так и на экзаменах.

Думаю, что необходимо на уроках, элективных занятиях более активно добавлять практическую составляющую в изучении данного раздела.

Для того, чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, я использую разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС. В основу учебного процесса положен принцип системно-деятельностного подхода, который реализуется мною в разных технологиях, представленных ниже.

Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы. В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности.

На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.

Деловая игра. Ее преимущество заключается в том, что хотя моделируется реальная ситуация, но из-за сокращения временного промежутка, предоставляется возможность решить и увидеть конечный результат в течение короткого отрезка времени. В режиме игры обучающиеся активно обсуждают, предлагают разные варианты решения поставленной задачи, моделируют практическую ситуацию, что помогает им в реальной жизни принимать правильные решения с учетом полученных знаний. Особый интерес для школьников вызвали задания по следующим темам: «Проводим исследование в семье», «Суть пенсионной реформы», «Вклады. Как сохранить и приумножить», «Рациональное размещение моих финансов» и другие.

Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм. В рамках формирования финансовых компетенций, он идеально подходит для этого. Каждый из участников предлагает свою идею, которую записывает один из обучающихся. Затем начинаются дискуссии и обсуждения, после чего учитель говорит кто дал правильный ответ. Я предлагала школьникам следующие вопросы для «мозгового штурма»: какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая; какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня; приведи примеры людей, которые смогли превратить свой талант в деньги и другие.

Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. Так, мною был предложен проект по теме: «Организация и деятельность моей фирмы». Обучающиеся должны были показать не только теоретические знания по маркетинговому исследованию, но и предложить такой бизнес, который был бы рентабельным в реальной практической жизни. Вызвал интерес проект по теме: «Личное финансовое планирование».

Мини-исследование помогает через создание проблемной ситуации, поиск и обоснование решения проблемы, а также получения практических результатов сформировать навыки рациональных финансовых расчетов. Мною были предложены обучающимся в рамках мини - исследования следующие темы: «Жизнь в кредит: за и против», «Карманные деньги», «Смс-мошенничество», «Финансовые пирамиды».

Метод «Кластер» также помогает лучше усвоить те или иные сложные вопросы, касающиеся каких - либо смысловых единиц или более полно раскрывающие тему, логические связи. Я предлагала обучающимся кластеры по темам: «Семейный бюджет», «Налоги».

Одной из самых интересных форм работы школьники считают обучение финансовой грамотности через литературных героев. Литература богата примерами, связанными с проблемами отношения человека к деньгам. Литературные произведения помогают людям ответить на многие жизненные вопросы, позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь, приобрести жизненный опыт. Во время чтения мы проживаем жизнь в атмосфере героев, живем его проблемами, удачами, делаем какие-либо важные жизненные открытия, выводы из них. Полученный жизненный опыт героя помогает нам принимать правильные решения уже в реальной жизни. Такая форма работы особенно позволяет «оживить» урок, сделать его более насыщенным и разнообразным (примеры уроков по финансовой грамотности с использованием примеров литературных героев размещены в приложении).

На элективных занятиях обучающимся 9 классов предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 6 вопроса, предложенного в ОГЭ.

Также, у нас запланирована экскурсия в местное отделение Сбербанка.

В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.

Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.

Заключение

В результате вышеперечисленных форм и методов работы у школьников формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план, знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. Используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике региона, России, международной экономике на благосостояние своей семьи и, соответственно, правильного принятия финансовых решений.

В приложениях размещены образцы некоторых заданий, которыми коллеги могут воспользоваться в их предметной практической деятельности.

В рамках промежуточных срезов, я увидела достаточно высокий уровень финансовых знаний обучающихся 8 классов в предыдущий период. Это свидетельствует об эффективности комплексного подхода к данной проблеме с данного возраста. Считаю, что в 9 классе этому контингенту обучающихся будет достаточно легко выполнять задания, связанные с финансами, а также эффективно применять их на практике.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, я работаю по следующей структуре:

  1. постановка практической задачи (моделируется проблемная задача, в ходе решения которой необходимо выбрать приемлемый вариант);
  2. формулирование учебной задачи (обучающийся думает, каким способом можно решить предложенную задачу. Учитель предлагает освоить новые знания для успешного решения данного задания, т.е. освоить способ решения практической задачи);
  3. планирование (на данном этапе определяется вид деятельности, благодаря которому школьник самостоятельно пытается составить план; в случае затруднений учитель корректирует деятельность обучающегося);
  4. освоение теоретического материала (процесс активной работы по усвоению теоретического материала; особое внимание уделяется тем вопросам, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах);
  5. решение практической задачи (учитель направляет деятельность обучающегося на интернет-ресурсы, цифровые приложения в целях успешного решения данного задания; заслушиваются результаты выполнения поставленной задачи, педагог проводит рефлексию);
  6. выполнение тренировочного задания.

В приложении также размещены ссылки на интернет-ресурсы, в которых коллегам можно найти эффективные разнообразные способы и методы урочной и внеурочной предметной деятельности в рамках повышения финансовой грамотности обучающихся.

К допустимым рискам я бы отнесла разный уровень возможностей и способностей обучающихся, находящихся в одном классе. С целью решения данной проблемы я подбираю разноуровневые задания.

В качестве ожидаемых результатов необходимо добиться повышения финансовой грамотности обучающихся, получения ими практических навыков, а также знаний для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, используя новые технологии в целях повышения качества образовательного результата и формирования функциональной грамотности.

В перспективе планирую разработать видеоматериалы с примерами литературных героев, касающиеся финансовой грамотности в целях повышения познавательного интереса обучающихся к данному вопросу.

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.

Специально для учителя финансовой грамотности. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по финансовой грамотности 8 класс.


Внеурочная деятельность 8 кл 17 ч Финансовая грамотность (программа + КТП)

Планирование

программа внеурочной деятельности


Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 8 класса"

Планирование

Рабочая программа включает в себя занятия по основам финансовой грамотности, интегрированные с темами по истории и обществознанию, изучаемыми в 8 классе.


Презентация на тему " Выбор страховой компании" - финансовая грамотность 10 класс

Презентации

Ну, вот ты и определился с необходимым для себя страховым продуктом. Однако здесь возникает очередной вопрос о выборе страховой компании, в которой стоит приобрести страховой.


Деньги: виды, формы, функции, свойства.

Презентации

В презентации дается определение денег, их функции и свойства. Рассматривается понятие эмиссии, степеней защиты и ссылка на итоговый тест по теме.


Программа по финансовой грамотности (8 класс)

Планирование

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 классов, средней школы №1, разработана в соответствии с требованиями Федерального.


Тесты

Проверка знаний учащихся 8 класса.


Планирование

Этот практический курс «Подростки и Рынок» направлен на приобретение навыков в принятии рациональных решений в финансовой сфере по средствам решения задач.


Права потребителя. Федеральный Закон «О защите прав потребителей

Уроки


Презентация на тему "Как контролировать семейные расходы и зачем это делать" ( 8 класс, финансовая грамотность)

Презентации

Формировать понимание необходимости систематического контроля семейных расходов, различать личные расходы и расходы семьи, оценивать свои ежемесячные расходы, соотносить.


Презентация на тему "Условия кредитов" (10 класс, финансовая грамотность)

Презентации

Какие документы нужны для оформления кредита в банке? Документы для рефинансирования в банке потребительского кредита. Документы для кредитования бизнеса. Документы для получения.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: