Переплатили субсидию на оплату жкх и требуют вернуть деньги

Обновлено: 01.05.2024

Иногда происходит чудо и Пенсионный фонд перечисляет гражданину больше, чем положено. Но когда чиновники обнаруживают переплату, то требуют вернуть её. Верховный суд разъяснил, когда россиянин должен отдать фонду переплату, а когда — нет.

Разъяснения даны по делу, в рамках которого Пенсионный фонд России (ПФР) требовал с россиянина переплату за пособия, выданные в рамках закона «О соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Потеря права на пособие

Россиянин ежемесячно с 2005 года получал выплату на дочь, потому что они проживали рядом с Чернобыльской атомной электростанцией. В 2009 году семья переехала в соседний район, но мужчина не уведомил об этом Пенсионный фонд и деньги продолжали приходить. Региональное управление ПФР узнало о переезде только в 2018 году и сразу обратилось в суд.

Деньги вернуть с процентами

Переехав в другой район, семья потеряла право на пособие. Поэтому Пенсионный фонд потребовал взыскать с родителя переплату за девять лет и проценты.

Суд первой инстанции удовлетворил иск ПФР, апелляционная инстанция поддержала такое решение. Россиянин не согласился с ними и дошёл до Верховного суда, который защитил гражданина.

Верховный суд не согласен

Высшая судебная инстанция напомнила о статье 1102 Гражданского кодекса, которая обязывает возвращать незаконно полученные деньги, но в ней есть исключения. Они перечислены в статье 1109 того же кодекса.

Статья 1109 гласит: не нужно отдавать деньги, полученные «в качестве средств к существованию», «возврат которых поставил бы человека в трудное материальное положение» — зарплату, пенсии, пособия, стипендии и возмещение ущерба. Здесь также имеется исключение: средства подлежат возврату, если они перечислены в следствии счётной ошибки или в результате недобросовестности получателя.

Получатель пособий невиновен

При этом недобросовестность получателя денег должен доказывать истец, пытающийся взыскать долг, в данном случае Пенсионный фонд. То есть, чиновники должны доказать, что в 2005 году объяснили гражданину, что в случае переезда из определённого округа он потеряет право на выплату.

Судьи же, принимая решение, исходили из того, что человек должен был доказать свою невиновность. Это в корне неверная трактовка закона, считает Верховный суд.

Срок исковой давности не для ПФР

Также Высшая судебная инстанция полагает, что Пенсионный фонд не имеет права «играть» со сроком давности. В ходе слушаний данного дела гражданин обратил внимание судей на истечение срока давности подачи иска. С 2009 года, когда он утратил право на пособие, прошло девять лет, а срок исковой давности составляет три года. Но управление ПФР заявило, что обратилось в суд, как только узнало об этом, поэтому срок исковой давности начал исчисляться с этого момента. Суды первой и апелляционной инстанции поддержали позицию чиновников.

Но Верховный суд утверждает, что раз одна из функций Пенсионного фонда — контролировать расходование средств, значит он должен вовремя узнавать обо всех изменениях в жизни получателей денег. Поэтому ПФР не может ссылаться на то, что узнал об утрате права на получение пособий только через девять лет.

В итоге решения нижестоящих судебных инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Можно предположить, что Пенсионному фонду, если и удастся взыскать с гражданина пособия, то за последние три года (срок исковой давности). Но суд примет подобное решение, только если чиновники докажут, что папу поставили в известность об утрате права на выплаты при переезде за пределы определённой территории.

В июле 2019 года я поменяла место прописки. Оформленная по старому месту прописки субсидия выплачивалась до декабря. Сейчас пришло письмо из департамента труда и социальной защиты о том, что необходимо вернуть переплату за сентябрь - декабрь, иначе средства взыщут в судебном порядке. По новому месту прописки в этот период никаких субсидий не оформлялось. Доходы на семью не превышают прожиточный минимум. Могу ли я не возвращать переплату?

Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил право на субсидии имеют:

- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (п. 2 Правил).

Гражданам и членам их семьи, имеющим право на субсидии, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (п. 41 Правил).

Одним из оснований прекращения предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является изменение места постоянного жительства получателя субсидии (пп. "а" п. 60 Правил).

Также основаниями прекращения субсидии являются:

- изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии или членов его семьи, размера доходов получателя субсидии или членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии) (пп. "б" п. 60 Правил);

- представление заявителем (получателем субсидии) или членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п. 48 Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (пп. "в" п. 60 Правил);

- непогашение задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (пп. "г" п. 60 Правил).

При этом получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных пп. "а" и "б" п. 60 Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (п. 48 Правил).

В соответствии с п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в пп. "а" - "в" п. 60 Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.

Органы социальной защиты по своей ошибке произвели переплату субсидии на оплату ЖКХ, теперь хотят изъять эти деньги, удерживая субсидию. Законно ли это? Должны ли мы возвращать деньги, если это произошло по их вине?

На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные гл. 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, исходя из буквального толкования п. 3 ст. 1109 ГК РФ излишне начисленная субсидия на оплату услуг ЖКХ не может быть взыскана, если отсутствуют какие-либо недобросовестные действия со стороны получателя.

Между тем из толкования указанных выше положений ГК РФ судебными органами следует, что органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, даже вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения (см. постановление Европейского суда по правам человека от 15.09.2009 по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Из правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова", следует, что получение бюджетных средств при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счет бюджета, что приводило бы к нарушению публичных интересов и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков и получателей бюджетных средств. Выгода, которая получена в виде необоснованного начисления субсидии на оплату услуг ЖКХ из бюджетной системы, не может признаваться частью принадлежащего гражданину на законных основаниях имущества, а отказ от взыскания таких сумм в бюджетную систему, мотивированный исключительно отсутствием установленной законом процедуры, приводил бы к последствиям, несовместимым с требованиями Конституции РФ.

В связи с изложенным выше, а также исходя из системного толкования положений законодательства с учетом правовых позиций, выработанных судебной практикой, можно сделать вывод о том, что требование о компенсации излишне начисленной субсидии на оплату услуг ЖКХ является правомерным.

Редакции «Выберу.ру» задали интересный вопрос, который касается возврата ошибочно начисленного пособия на ребёнка. Девушка рассказывает, что её семье было назначено пособие на ребёнка 3-7 лет, но сейчас соцзащита требует вернуть деньги обратно, ссылаясь на то, что выплата назначена неправомерно — супруг девушки не работал и не состоял на бирже труда. Работники соцзащиты напирают на то, что за незаконное получение соцподдержки можно получить уголовное наказание. Рассказываем, что делать в такой ситуации.

Кто ошибся, тот и платит

В первую очередь — ничего не надо возвращать. Если соцзащита уверена в своей правоте, то пусть обращается в суд.

В данной ситуации получателя пособия защищают сразу несколько законов: Гражданский кодекс и Федеральный закон от 18.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также постановление Верховного суда.

В п. 3 ст. 1109 ГК РФ говорится, что в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату:

Заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

В ст. 19 закона № 81-ФЗ сказано:

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

Вины получателя пособия в том, что произошла ошибка в начислении, нет — все документы были представлены должным образом, и информацию семья не скрывала. Соответственно, обязанности возвращать деньги нет.

Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Счётная ошибка — ошибка, допущенная при подсчётах, то есть в арифметических действиях. Например, должны были назначить 5 300 рублей, но обсчитались и назначили 5 500 рублей.

Никаких глупостей

Девушка, задающая вопрос, добавляет, что работники соцслужбы для продолжения выплат просят привести справку с текущего места работы супруга без проставленных дат. Видимо, планируют их датировать задним числом.

Так делать не стоит, потому что подделка документов наказывается законом. К тому же, если аудиторская проверка выяснит, что справка недействительна, то пособие придётся вернуть. На этот раз требование будет законным.

Учитывая, что сопоставить данные справки с информацией из ФНС и ПФР несложно, обман раскроется быстро.

Судебная практика подтверждает

Верховный суд, рассматривая подобное дело, пришёл к выводу, что получатели пособий не должны расплачиваться за ошибки чиновников.

В 90-е годы сотрудник милиции погиб при исполнении долга. В 2005 году его вдова воспользовалась правом на пособие и стала получать 10 500 ежемесячно. В 2017 году (спустя 12 лет) аудиторы спохватились, что пособие назначено ошибочно. Деньги полагаются семьям военных, а муж женщины — сотрудник МВД.

Министерство соцразвития через суд заявило, что вдова должна вернуть 384 000 рублей, потому что это «неосновательное обогащение».

Дело дошло до Верховного суда, потому что все прочие суды потребовали от ответчицы возврата средств.

ВС постановил, что социальная помощь нужна, чтобы обеспечить «надлежащий уровень жизни и необходимый достаток». По своей природе выплаты относятся к средствам существования и как неосновательное обогащение их рассматривать нельзя. Соответственно, по ГК РФ и закону № 81-ФЗ требовать возврата ошибочного пособия нельзя.

Правительство не устаёт нас радовать, раздавая подблажки в связи с коронавирусом.Власти продлили автоматическое назначение субсидий на оплату ЖКХ. Пока можно получать деньги и не думать о справках. Но представьте, что ваш доход изменился, и право на субсидию исчезло, а ответственное ведомство продлило выплаты. Неужели придётся возвращать государству деньги?

Что такое автоматическое продление?

В апреле 2020 года правительство выпустило постановление, по которому повторная субсидия на оплату ЖКХ назначалась автоматически без сбора справок и прочих подтверждающих документов.

Сначала автоматического продление действовало до 1 октября 2020, затем — до 31 декабря 2020. Сейчас оно оформляется до 1 марта 2021 года.

Если субсидия истекает до указанной даты, то она назначается автоматически ещё на 6 месяцев.

Например, вам назначили субсидию до апрель 2020 года. Поскольку первое постановление уже действовало, выплату продлили автоматически до октября 2020 года. Однако сроки вновь изменили, поэтому до апреля 2021 года документы можно не подавать. Поскольку срок действия последнего постановления оканчивается в марте, то и на этот раз выплаты продлятся на 6 месяцев без подтверждения дохода — до октября 2021 года.

Что делать, если субсидию пересчитают?

Как видим, почти полтора года выплата приходила без подтверждающих документов. Никто не проверял доход получателя субсидии, хотя за этот период он мог увеличиться. Незаконно выплаченные деньги придётся вернуть?

Переплату возвращать не придётся. Но если финансовое положение семьи ухудшилось, то выплаты пересчитают в большую сторону и доплатят.

Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются

Так говорится в Постановление Правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с изменениями на 28 июля 2020 года)».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: