Постановка на учет иностранной организации при открытии счета
Обновлено: 28.04.2024
После вступления в силу Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н (далее - Особенности), прекращается применение Приложения N 1 к Приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение).
Особенности разработаны в соответствии со ст. ст. 83 - 85 НК РФ и применяются только в отношении иностранных организаций, за исключением инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции, а также распространяются на иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, филиалы, представительства. Как и Положение, Особенности сохраняют свое действие в отношении международных организаций и дипломатических представительств.
Наиболее важным является изменение оснований постановки на налоговый учет, порядка постановки и снятия иностранной организации с налогового учета, порядка выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, порядка внесения изменений в сведения о иностранной организации.
Так, по сравнению с Положением вновь утвержденные Особенности расширяют перечень оснований для постановки на налоговый учет иностранных организаций. В частности, постановке на налоговый учет подлежат иностранные организации - плательщики НДПИ.
Кроме того, Особенностями установлен не только заявительный, но и автоматический порядок постановки иностранной организации на налоговый учет. Автоматический порядок заключается в том, что постановка на налоговый учет будет осуществляться налоговым органом самостоятельно на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. п. 3 и 6 ст. 85 НК РФ (органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, органы ЗАГС, ГИБДД, регистрационная палата и т.д.), а также внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Автоматический порядок постановки на налоговый учет применяется по таким правовым основаниям, как постановка на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в качестве плательщика НДПИ. Примечательным является то, что датой постановки на налоговый учет будет являться не дата представления соответствующих сведений, а, например, дата регистрации права собственности на недвижимое имущество и (или) транспортное средство, дата регистрации лицензии (разрешения) на пользование участками недр.
Важным нововведением является и то, что после вступления в силу Особенностей иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения, будут подлежать постановке на налоговый учет независимо от периода осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Напомним, в Положении установлены заявительный и уведомительный порядок постановки на налоговый учет по данному правовому основанию в зависимости от периода пребывания иностранной организации на территории Российской Федерации. Согласно Положению заявление о постановке на учет подается иностранной организацией, которая намерена осуществлять деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году. Учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году, производится путем направления ими уведомлений по установленной форме.
Претерпел незначительные изменения и перечень документов, представляемый иностранной организацией при постановке на налоговый учет.
Что касается сроков постановки на налоговый учет, в утвержденных Особенностях делается следующее уточнение: иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе в течение пяти рабочих дней (тогда как в ранее действующем Положении был указан срок пять дней). Срок постановки на налоговый учет является единым для всех оснований. Уточнение порядка исчисления сроков не является существенным, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ, регулирующим порядок исчисления сроков, установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Изменяется также порядок снятия с налогового учета иностранной организации. В частности, исключены трех- и десятидневные сроки, в течение которых иностранная организация обязана представить заявление о снятии с налогового учета. Установлен отдельный порядок снятия с учета в зависимости от оснований постановки на налоговый учет. Снятие с налогового учета, так же как и постановка на налоговый учет, будет производиться в заявительном и автоматическом порядке в зависимости от оснований постановки на налоговый учет. Так, например, в заявительном порядке снятие с налогового учета будет производиться в случаях прекращения деятельности через обособленное подразделение, прекращения деятельности международной организации, дипломатического представительства и пр. Автоматически иностранная организация будет снята с налогового учета на основании сведений регистрирующих органов - о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, о прекращении права пользования участком недр и пр.
Уведомление о снятии с учета будет выдаваться иностранной организации или направляться заказным письмом с уведомлением. По запросу иностранной организации налоговым органом также может быть направлено заявителю уведомление о снятии с учета в электронном виде, заверенное электронной цифровой подписью лица, подписавшего это уведомление, по телекоммуникационным каналам связи.
Важным нововведением является установление порядка снятия с налогового учета иностранной организации по упрощенной процедуре. Упрощенная процедура не будет применяться в отношении отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дипломатических представительств. Упрощенная процедура предполагает снятие с учета иностранной организации налоговым органом самостоятельно. Основанием для снятия с учета по упрощенной процедуре будут являться следующие обстоятельства:
- непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;
- отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного указанным налоговым органом.
Существенным обстоятельством является и то, что порядок применения упрощенной процедуры снятия иностранной организации с учета налоговый орган должен будет документально обосновать. При этом интересным моментом является то, что в случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке соответствующее уведомление иностранной организации выдаваться (направляться заказным письмом) не будет.
XI. Постановка на учет в налоговых органах
иностранных организаций в связи с открытием им счетов
в банках на территории Российской Федерации
27. При отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 6 - 8, 12 - 18, 20 настоящих Особенностей, иностранная организация (в том числе кредитная организация) в связи с открытием ей счета (депозита) в банке (филиале банка) на территории Российской Федерации подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет этого банка (филиала банка).
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по указанному основанию осуществляется на основании следующих документов:
1) заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;
2) выписки из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации;
3) документа уполномоченного органа страны происхождения иностранной организации, подтверждающего ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика), либо документа указанного органа об отсутствии такого кода (его аналога). В случае указания кода налогоплательщика (его аналога) в выписке, предусмотренной подпунктом 2 настоящего пункта, представления документа, установленного настоящим подпунктом, не требуется.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе.
28. В случае открытия иностранной организацией нового счета (депозита) в том же или любом ином банке (филиале банка) на территории Российской Федерации, повторная постановка на учет такой иностранной организации в налоговых органах не осуществляется.
При представлении российским банком в налоговый орган в электронной форме заявления о постановке на учет указанной иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, представление в налоговый орган документов, указанных в подпунктах 2 - 3 пункта 27 настоящих Особенностей, не требуется.
Датой постановки на учет в налоговом органе такой иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе.
VII. Постановка на учет в налоговых органах
иностранных организаций в связи с открытием им счетов
в банках на территории Российской Федерации
16. При отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 4 - 7, 9 - 15 настоящих Особенностей, иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется на основании следующих документов:
1) заявления о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов ;
2) справки налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
3) учредительных документов иностранной организации;
4) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус учредителя - иностранного лица - для иностранной организации, не являющейся иностранной некоммерческой неправительственной организацией или международной организацией.
В случае открытия иностранной организацией нового счета в том же банке (филиале банка) или счета в другом банке (филиале банка), состоящем на учете в налоговом органе, который ранее осуществил постановку на учет этой иностранной организации в связи с открытием ей счета в банке (филиале банка), повторная постановка на учет такой иностранной организации в указанном налоговом органе не осуществляется.
17. В случае открытия иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по основанию, предусмотренному пунктом 16 настоящих Особенностей, счета в банке (филиале банка), состоящем на учете в ином налоговом органе, эта иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет такого банка (филиала банка) в соответствии с пунктом 16 настоящих Особенностей.
18. Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 16 и 17 настоящих Особенностей, является дата внесения соответствующих сведений о постановке ее на учет в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН).
19. Если в связи с проведением операций по счетам в банках на территории Российской Федерации у иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящих Особенностей, возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие иностранные организации подлежат также постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктами 4 - 7, 9 - 12 настоящих Особенностей.
На основании ст.13 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон №173-ФЗ) нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.
Сразу отметим, что иностранцы, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут следующие виды ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст.25 Закона №173- ФЗ):
административную ответственность (ст.15.25 КоАП РФ);
уголовную ответственность (ст.193 УК РФ).
Иностранцы-нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои счета (во вклады) в уполномоченных банках, и наоборот. Уполномоченные банки - это те банки, которые имеют соответствующую лицензию (например, Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк и пр.).
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п.2 ст.13 Закона №173-ФЗ). В настоящее время действует Инструкция Банка РФ от 30.05.2014 г. №153-И (ред. от 24.12.2018 г.) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Что нужно сделать иностранному юридическому лицу, чтобы открыть расчетный счет в банке?
Зачастую иностранная компания не имеет филиалов и обособленных подразделений на территории РФ. Может ли иностранная компания открыть в российском банке расчетный счет, не открывая при этом в России представительства или филиала?
Да, может и первым шагом иностранной компании должна быть поставлена на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и выдачей свидетельства о постановке на учет (письмо ФНС РФ от 01.09.2014 г. №СА-4-14/17456).
Как встать иностранной компании на учет в налоговом органе?
В настоящее время в налоговых органах учет иностранных организаций осуществляется в соответствии с положениями НК РФ и Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).
При постановке на учет, в том числе в связи с открытием счетов в банках на территории РФ, иностранной организации присваивается ИНН и выдается Свидетельство о постановке на учет.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по указанному основанию (в связи с открытием иностранцем счетов в банках на территории РФ) осуществляется на основании следующих документов:
заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с п.5.1 ст.84 НК РФ;
выписки из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации;
документа уполномоченного органа страны происхождения иностранной организации, подтверждающего ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика), либо документа указанного органа об отсутствии такого кода (его аналога). В случае указания кода налогоплательщика (его аналога) в самой выписке, предоставления дополнительного документа не требуется.
Учредительных документов иностранной компании (Устава) - нотариальные копии, апостилированные или прошедшие консульскую легализацию.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе (п.27 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).
В случае открытия иностранной организацией нового счета (депозита) в том же или любом ином банке (филиале банка) на территории РФ, повторная постановка на учет такой иностранной организации в налоговых органах не осуществляется (п.28 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).
Постановка на учет иностранных организаций по указанному основанию осуществляется только при отсутствии иных любых оснований для постановки на учет в налоговом органе. В соответствии с нормами законодательства РФ постановка иностранной организации на учет только в связи с открытием счета в банке не приводит к осуществлению такой организацией деятельности в РФ (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).
Иностранная компания должна обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения банка.
Как было указано, в ситуации, когда иностранная организация, открывающая банковский счет, не имеет на территории РФ обособленного подразделения, она становится на налоговый учет в связи с открытием счета в банке на территории РФ.
Комплект документов для открытия счета иностранному юридическому лицу
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются (п.4.2 Инструкции Банка РФ от 30.05.2014 г. №153-И):
выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности, документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в нотариальном порядке.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, документы, представляемые при открытии банковского счета, должны быть легализованы. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Легализованный в установленном порядке документ иностранного государства подлежит переводу на русский язык. На русский язык переводится как сам иностранный документ, так и проставленный на нем апостиль.
Карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных на подписание тех или иных бумаг при проведении сделок от имени иностранной компании, заверяется у нотариуса.
В открытии банковского счета может быть отказано, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Открытие банковского счета завершается, а банковский счет считается открытым с внесением соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов. Запись должна быть внесена в эту Книгу не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
Банк России, регулирующий процедуру и ее особенности, создал Инструкции и установил порядок, по которому иностранным компаниям необходимо встать на налоговый учет там, где находится выбранный финансовый институт (его филиал).
Открытие банковского счета для иностранной компании
Получение срочной выписки из ЕГРЮЛ /при открытии расчетного счета для российской компании/
Перевод и нотариальное заверение документов /при открытии расчетного счета для иностранной компании/
Нотариальные заверение копий документов /при открытии расчетного счета для представительства (филиала) иностранной компании/
Сопровождение переводчика в банке
Для получения свидетельств необходимо заполнить заявление (форму №115с-Учет) и предоставить справку государства-юрисдикции хозяйствующего субъекта о регистрации заявителя в стране инкорпорирования с обозначением налоговых кодов. После этого компаниям предоставляют свидетельства, где обозначены КИО/КПП. С ним они обращаются в банк.
Оформление счетов вместе с «РосКо»: простота, доступность, профессионализм
Чтобы открытие счета в банке для иностранной компании не превращалось в затяжную, сложную, отнимающую силы и время
бюрократическую процедуру, доверьте работу специалистам «РосКо».
Мы долгое время успешно предоставляем заказчикам регистрационные услуги и знаем обо всех практических нюансах, связанных с ними.
Стоимость нашей поддержки всегда доступна, а удобство — несомненно.
Мы возьмем на себя все вопросы и хлопоты:
ПОМОЖЕМ СО СБОРОМ И ПЕРЕВОДОМ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ БАНКУ
об учреждении лица-иностранного резидента, о его юридическом статусе,
о регистрации как плательщика налогов и так далее
СОБЕРЕМ БУМАГИ ДЛЯ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ
решение о назначении, подтверждение личности
ОФОРМИМ ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ-СОТРУДНИКОВ НАШЕЙ КОМПАНИИ
и письмо с отзывом из банка на территории страны регистрации юрлица
БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМПАНИИ В БАНКЕ
поможем сделать карточку с подписями/печатью, заполнить формы
и предоставим всю требуемую помощь
Цена услуги также включает нотариальное заверение переводов. Также мы предоставляем услуги по открытию специальных счетов — для
получения займов, приобретения акций и прочих видов деятельности.
Поддержка «РосКо» избавит вас от затруднений, необходимости терять время — мы комплексно решим задачу и обеспечим
возможность беспрепятственно заниматься делами.
Автор статьи
Читайте также: