Расчетный счет в бюджете какой счет

Обновлено: 02.05.2024

Средства на счетах

Счет N 401 "Средства федерального бюджета"

Счет N 40101. Исключен с 1 января 2022 года. - Указание Банка России от 19.08.2021 N 5892-У

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Утратил силу с 1 января 2022 года. - Указание Банка России от 19.08.2021 N 5892-У.

(см. текст в предыдущей редакции)

Счет N 40102 "Единый казначейский счет"

(абзац введен Указанием Банка России от 19.05.2020 N 5460-У)

4.1.1. Назначение счета - учет денежных средств для осуществления операций по казначейским счетам, открытым в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства. Счет пассивный.

По кредиту счета отражаются суммы поступивших переводов денежных средств.

По дебету счета отражаются суммы переводов денежных средств.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета Федерального казначейства и его территориальных органов.

(п. 4.1.1 введен Указанием Банка России от 19.05.2020 N 5460-У)

Счет N 40105 "Средства федерального бюджета"

4.2. Назначение счета - учет средств федерального бюджета. Счет пассивный.

Счет открывается Федеральному казначейству и его территориальным органам.

По кредиту счета отражаются суммы поступивших денежных средств.

По дебету счета отражаются суммы переводов денежных средств.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета Федерального казначейства и его территориальных органов.

Счет N 40106 "Средства, выделенные из федерального бюджета"

4.3. Назначение счета - учет средств, выделенных из федерального бюджета. Счет пассивный.

Счет открывается получателям средств федерального бюджета.

По кредиту счета отражаются суммы поступивших денежных средств.

По дебету счета отражаются суммы переводов денежных средств и выдачи наличных денег.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета получателей средств федерального бюджета.

Счет N 40108 "Источники финансирования отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе"

4.4. Назначение счета - учет средств федерального бюджета, выделенных Федеральным казначейством на возвратной основе для осуществления финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве. Счет пассивный.

По кредиту счета отражаются суммы поступивших средств из федерального бюджета на возвратной и в установленных случаях платной основе на указанные цели, переводы денежных средств организациями в оплату сумм процентов за пользование средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.

По дебету счета отражаются возврат организациями средств федерального бюджета, выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, а также переводы денежных средств в оплату сумм процентов за пользование организациями средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, а в случаях, когда в соответствии с договором предусматривается уплата маржи в пользу кредитной организации, - на счет по учету доходов кредитной организации.

Не использованные организациями остатки средств федерального бюджета, выделенные на финансирование программ на возвратной и в установленных случаях платной основе, в конце бюджетного года в федеральный бюджет не возвращаются.

Балансовый счет в конце года закрытию не подлежит.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе организаций.

Счет N 40109 "Финансирование отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе"

4.5. Назначение счета - учет операций по финансированию расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных на возвратной основе и учитываемых на балансовом счете N 40108. Счет активный.

По дебету счета отражаются операции по финансированию инвестиционных и конверсионных программ, сезонных затрат в сельском хозяйстве за счет средств льготного фонда кредитования на эти цели в пределах поступивших на соответствующий пассивный счет N 40108 средств федерального бюджета на эти цели путем оплаты организацией расчетных документов; на отдельном лицевом счете активного счета N 40109 ведется учет просроченных процентов за пользование организациями средствами федерального бюджета, выделенными на возвратной основе для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.

По кредиту счета отражается возврат организациями средств федерального бюджета, выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, перечисленных с расчетного счета организации; на отдельном лицевом счете балансового счета N 40109 учитываются средства организаций, перечисленные в уплату просроченных процентов.

Выделенные организациям средства федерального бюджета на возвратной и в установленных случаях платной основе для финансирования инвестиционных, конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве и операций по финансированию, осуществляемых за счет указанных средств, имеют строго целевое назначение и не могут использоваться для зачисления организациями на депозитные счета и другие цели.

Проценты за пользование средствами федерального бюджета на возвратной и в установленных случаях платной основе уплачиваются организациями в соответствии с порядком, установленным заключенным договором.

Балансовый счет в конце года закрытию не подлежит. Остаток по лицевому счету активного балансового счета N 40109 не должен превышать остаток средств по соответствующему лицевому счету пассивного балансового счета N 40108. В балансе остаток по счету N 40109 может превышать остаток по счету N 40108 на сумму начисленных просроченных процентов за пользование организацией средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных, конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе организаций.

Счет N 40110 "Средства Минфина России для финансирования капитальных вложений"

4.6. Назначение счета - учет средств федерального бюджета, выделенных Минфином России в 1992 году предприятиям-инвесторам на инвестиционные нужды для строительства важнейших объектов за счет лимитов государственных централизованных капитальных вложений и выполнение программ конверсии военного производства; учет целевых денежных средств, предоставленных в 1993 - 1994 годах Минфином России организациям на возвратной и в установленных случаях платной основе для финансирования программ конверсии и инвестиционных программ; учет средств федерального бюджета, выделенных для финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств. Счет пассивный.

По кредиту счета отражаются суммы зачисленных в 1992 году средств федерального бюджета для инвестиционных и конверсионных программ, крестьянских (фермерских) хозяйств; суммы целевых денежных средств, зачисленных в 1993 - 1994 годах Минфином России для финансирования на возвратной и в установленных случаях платной основе конверсионных и инвестиционных программ.

По дебету счета отражаются операции по возврату целевых денежных средств в Федеральное казначейство.

В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета по зачисленным денежным средствам в разрезе организаций и заемщиков.

Счет N 40111 "Финансирование капитальных вложений за счет средств Минфина России"

4.7. Назначение счета - учет затрат организаций по финансированию конверсионных и инвестиционных программ 1993 - 1994 годов в пределах целевых денежных средств, выделенных Минфином России на возвратной и в установленных случаях платной основе по соответствующим лицевым счетам балансового счета N 40110. Счет активный.

По дебету счета отражаются суммы затрат по финансированию конверсии оборонного производства, инвестиционных программ в пределах выделенных Минфином России целевых денежных средств на возвратной и в установленных случаях платной основе.

Выделенные организациям средства федерального бюджета на возвратной и в установленных случаях платной основе имеют строго целевую направленность и не могут использоваться для зачисления на депозитные счета, предоставление межбанковских кредитов, покупку свободно конвертируемой валюты.

По кредиту счета отражаются суммы, поступившие от организаций по возврату целевых денежных средств, предоставленных в 1993 - 1994 годах Минфином России на возвратной и в установленных случаях платной основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе организаций.

Счет N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям"

4.8. Назначение счета - учет денежных средств на банковских счетах территориальных органов Федерального казначейства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей. Счет пассивный.

Аналитический учет ведется на лицевых счетах по каждому банковскому счету, открываемому территориальным органам Федерального казначейства.


Счета бюджетного учета в 2021 году претерпели изменения, поскольку с 01.01.2021 внесены дополнения к инструкции по бюджетному учету. О принципах кодировки счетов, типовых корреспонденциях и забалансовом учете читайте в нашей статье.

Законодательные акты, регулирующие коды счетов бюджетного учета

Бухучет бюджетников регулируется Единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Бюджетные организации, согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — бюджетными;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — казенными.

Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н).

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. На ее основе разработаны счета бюджетного учета. Планом счетов бюджетного учета (приказ № 157н) расшифровывается структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, показывающая состав номера счета. Кроме того, на примере можно увидеть, как именно кодируются данные об объекте учета.

Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому плану счетов (приказ № 157н), а также в таблице плана счетов бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Бюджетный бухгалтерский учет построен на том же принципе - двойной записи, но счет немного)) длиннее.

Рабочий счет состоит из 26 знаков:

первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);

18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);

с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;

с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).

При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.

В таблице представлены некоторые аналоги счетов:

Счета коммерческого плана счетов

Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений

Амортизация основных средств

Амортизация нематериальных активов

Вложения во внеоборотные активы

Животные на выращивании и откорме

НДС по приобретенным ценностям

201.11, 304.05, 210.02, 201.21

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с покупателями и заказчиками

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с подотчетными лицами

Прочие доходы и расходы

Резервы предстоящих расходов

Расходы будущих периодов

Доходы будущих периодов

В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.

Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.

Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.

ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:

Безналичные расчеты — это денежные операции в электронном формате. Оплата покупки или услуги проводится непосредственно с одного расчетного счета на другой без использовании «налички».

Использование наличных денег становится менее популярным. Теперь на смену наличных расчетов пришли электронные деньги. Учреждения бюджетной сферы, наряду с коммерческими организациями, вправе использовать безналичные переводы для осуществления взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и прочими контрагентами.

Особенности учета

Бухгалтерский учет безналичных расчетов следует вести на специальном счете 0 201 11 000 «Расчетный счет, открытый в органах Федерального казначейства». Такой бухсчет считают активным, следовательно, по дебету отражаются доходные поступления. Например, поступление денег за оказанные услуги.

Автономные учреждения вправе открывать расчетные счета (Р/Ч) не только в органах Федерального казначейства, но и в кредитных организациях (банках). В таком случае в бухучете хозоперации отражают по сч. 0 201 21 000.

Казенные госучреждения обязаны отражать расчеты от оказания платных услуг на сч. 0 210 04 000. Для остальных операций допустимо применение сч. 0 201 11 000.

Порядок осуществления операции на расчетном счете бюджетников определяется в соглашении, которое заключается в момент его открытия. То есть условия, сроки, взимание платы и комиссии за проведение расчетных операций оговариваются в договоре на обслуживание.

На одном счете допустимо открывать несколько лицевых счетов (Л/С). Такой подход позволяет детализировать учет операций по ключевым характеристикам. Например, большинство госучреждений открывают отдельные Л/С по видам финансового обеспечения. Признак или код Л/С позволяет быстро сгруппировать операции по одному КФО. Например, по средствам от предпринимательской деятельности.

Типовые бухгалтерские записи

Рассмотрим порядок учета безналичных денежных средств для разного рода операций.

План счетов бухгалтерского учета в 2022 году

В 2022 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2022 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: