Рефинансирование государственного займа как метод управления государственным долгом это

Обновлено: 10.05.2024

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / BUDGET DEFICIT / STATE SPENDING / STATE DEBT / STATE DEBT MANAGEMENT / METHODS OF STATE DEBT MANAGEMENT / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич И. В.

Использование такого инструмента покрытия бюджетных расходов, как государственный долг , требует от органов государственной власти эффективного управления, предусматривающего воздействие субъекта на объект, которое выражается в совокупности инструментов, методов и механизмов, закрепленных законодательно с учетом исторических предпосылок использования. В статье представлены классификация и анализ существующих методов управления государственным долгом , особенности их применения. Выбор того или иного метода непосредственно обуславливается структурой и составом долговых инструментов, формирующих долговой портфель на соответствующем уровне государственной власти. Использование методов управления государственным долгом способствует формированию эффективной долговой политики посредством уменьшения размера государственного долга и оптимизации расходов на его обслуживание.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабич И. В.

METHODS OF STATE DEBT MANAGEMENT

The paper states that using such tool of covering budget expenditure as public debt requires good governance and effective control from the state that involves development of a range of instruments, methods and mechanisms and passing relevant legislation while taking into account historical conditions. The paper presents the classification and analysis of existing methods of public debt management and their special features. The author argues that the choice of a method is directly driven by the structure and composition of debt instruments that form debt portfolio at government level. Using the methods of public debt management promotes development of an efficient debt policy by reducing public debt and optimizing debt service costs.

Текст научной работы на тему «Методы управления государственным долгом»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

УДК 336.27 И.В. Бабич

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Использование такого инструмента покрытия бюджетных расходов, как государственный долг, требует от органов государственной власти эффективного управления, предусматривающего воздействие субъекта на объект, которое выражается в совокупности инструментов, методов и механизмов, закрепленных законодательно с уче-том исторических предпосылок использования. В статье представлены классификация и анализ существующих методов управления государственным долгом, особенности их применения. Выбор того или иного метода непосредственно обуславливается структурой и составом долговых инструментов, формирующих долговой портфель на соответствующем уровне государственной власти. Использование методов управления государственным долгом способствует формированию эффективной долговой политики посредством уменьшения размера государственного долга и оптимизации расходов на его обслуживание.

Ключевые слова: дефицит бюджета, расходы бюджета, государственный долг, управление государ-ственным долгом, методы управления государственным долгом, реструктуризация.

METHODS OF STATE DEBT MANAGEMENT

The paper states that using such tool of covering budget expenditure as public debt requires good governance and effective control from the state that involves development of a range of instruments, methods and mechanisms and passing relevant legislation while taking into account historical conditions. The paper presents the classification and analysis of existing methods of public debt management and their special features. The author argues that the choice of a method is directly driven by the structure and composition of debt instruments that form debt portfolio at government level. Using the methods of public debt management promotes development of an efficient debt policy by reducing public debt and optimizing debt service costs.

Key words: budget deficit, state spending, state debt, state debt management, methods of state debt management, restructurin g.

Проблема высокого уровня государственного долга в настоящее время является острой не только в нашей стране, но и за рубежом. Затянувшаяся трансформация российской экономики пока не позволила на общегосударственном уровне определить целостную сбалансированную концепцию фискальной и бюджетной политики в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе [3, с. 60]. Постоянно растущие расходы бюджета не соответствуют темпам роста доходов, что неминуемо приводит к формированию дефицита бюджета как на федеральном, так и региональном уровнях. Кроме того, причиной дефицита регионального и муниципального бюджетов также является закрепление за субфедеральными и муниципальными органами дополнительных функций, не сопро-

вождающееся, как правило, передачей соответствующих доходных источников [4, с. 32]. В этом случае основным и, пожалуй, единственным способом для финансирования дефицита бюджета выступает государственный долг.

Государственный долг можно рассматривать как отношения, возникающие по поводу привлечения и использования дополнительных централизованных денежных фондов государства, т.е. финансовые отношения, представляющие собой экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме [5]. Кроме того, государственная и муниципальная долговая деятельность есть не что иное, как один из самостоятельных видов финансовой активности государства и его территориальных подразделений (наряду с налоговой,

эмиссионной, инвестиционной деятельностью). Это связано с тем, что посредством государственного долга аккумулируются средства, необходимые как для покрытия расходов экономического и социального характера, так и для погашения и обслуживания долговых обязательств. Причем эти средства не расходуются на инвестиционные цели, и при их использовании не возни -кает ни материальной, ни денежной отдачи.

Согласно статьям 98, 99 и 100 Бюджетного кодекса РФ можно выделить следующие виды государственных долговыхобязательств, которые в совокупности состав -ляют государственный долг:

1) кредиты, привлеченные от кредитных органи-заций;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные кредиты;

4) государственные гарантии.

Возникновение такого инструмента покрытия бюд -жетных расходов, как государственный долг, требует от органов государственной власти эффективного управления, как и любой объект, соотносимый с макроэко -номическими показателями. Именно механизм уп -равления определяет направление государственной долговой политики, определяя стратегию и тактику достижения поставленных конечных целей. Кроме того, управляя таким объектом, государство посредством него оказывает влияние на денежное обращение, фондовый и финансовый рынок, инвестиции, развитие про -изводства и другие экономические процессы, а также устанавливает все необходимые практические критерии по функционированию государственного долга.

Реализация управления государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов исходя из исторических и экон омических пред -посылок, определяющих их возникновение и приме -нение:

1) рефинансирование государственного долга - погашение основного долга и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов и получения креди тов, от кредитных организаций;

2) новация, предполагающая заключение соглашения между заемщиком и кредитором по замене одних обязательств другими. Возможен также перевод в заемное обязательства долга, возникшего из любого дру -гого основания, в частности купли -продажи, аренды имущества, и наоборот. Данный метод является, по мнению Ю.Я. Вавилова, частным случаем реструктури -зации [2, с. 230];

3) унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, а также обмен ранее выпущенных облигаций и сертификатов на облигации и сертификаты новых займов;

4) конверсия, предполагающая изменение доход -ности по займам, полученным государством в качестве заемщи ка;

5) консолидация, подразумевающая изменение ус -ловий заимствований в части увеличения сроков, на которые предоставляются долговые обязательства, т.е. предполагает перенос погашения на более поздний срок;

6) отсрочка погашения займов, представляющая собой применение такого метода, как консолидация, с одновременным отказом государства выплачивать до -ходы по данн ым долговым обязательствам;

7) аннулирование государственного долга, т.е. отказ государства от всех ранее взятых на себя долговых обязательств;

8) реструктуризация, предполагающая подписание соглашения о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой их на иные долговые обязательства с другими условиями обслуживания и погашения;

9) списание долга путем сокращения суммы основного долга;

10) секъюритизация - обмен долгов на облигации;

11) обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой;

12) досрочное погашение, которое предполагает экономию бюджетных средств при необходимости их будущего обслуживания.

Данные методы применяются индивидуально к долговым обязательствам, составляющим государственный долг, и имеют свою специфику Кроме того, некоторые из них могут быть индивидуальны для определенного вида долгового обязательства (например, исключительно для государственных ценных бумаг).

Методы управления государственным долгом можно разделить на административные и рыночные. К первой группе относятся: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование и др. Вторая группа включает реструктуризацию, новацию, про -лонгацию, доразмещение, выкуп, секьюритизацию, обмен и др. В основу данного разграничения положен такой признак, как принятие решения о применении метода. Так, административные методы характеризуются односторонни м принятием решения о их применении со стороны государства, без получения предварительного согласия со стороны кредитора, а рыночные, в свою очередь, предусматривают согласительный характер, т.е. принятию решения предшествует переговорный процесс между кредитором и заемщиком, при этом кредиторы вправе решать, принимать им предложенные условия или отказаться от них.

Подтверждением такого разграничения может служить исторический опыт управления государственным долгом в России (например, применение этих методов в административно-командной политике СССР, затем в ситуации развития рыночных отношений, предполагающих равноправие сторон и прозрачность, а также в реализации законов рынка).

В Бюджетном кодексе РФ официально закреплен лишь один метод управления государственным долгом

- реструктуризация, обусловленная переходом к рыночным отношениям (ст. 105). В основу данного метода положен договорный (согласительный) характер, предусматривающий заключение соглашения между кредитором и заемщиком - органом государственной власти, уполномоченным на осуществление заимствований. Этот способ также предусматривает начисление и уплату процентов в соответствии с условиями соглашения. При этом договор может быть не на всю сумму долгового обязательства, а лишь на определенную часть. Возможна реструктуризация не только основной суммы долга, но и процентов, пеней, штрафов и неустоек. Следовательно, данные суммы не включаются в объем расходов на обслуживание государственного долга, а рассматриваются как сумма основного долга по данному соглашению.

Законодательством предусмотрена возможность частичного списания (сокращения) суммы основного долга. На практике может быть заключено несколько соглашений по реструктуризации, которые предпола -гают погашение суммы основного долга и условленных процентов по некоторым договорам, с учетом ссылок на соглашения, по которым установлены графики пога -шения и обслуживании. Списание может быть применено к такому виду долгового обязательства, как бюджетный кредит. Это объясняется, прежде всего, существующей долговой политикой и рыночными отношени -ями, поскольку в качестве сторон по договору (соглашению) будут выступать органы государственной власти соответствующего уровня. К кредитам, полученным от банков, данное условие будет не применимо, по -скольку способствует потере выгоды, а в случае с ценными бумагами списание невозможно, поскольку соглашение необходимо заключить единолично с каждым владельцем государственных ценных бумаг. Таким об -разом, частичное или полное списание проводится только после уплаты суммы основного долга и процентов по предусмотренным графикам. До этого момента в долговой книге данные суммы отражаются в полном обьеме и на протяжении всего срока, на который заключено данное соглашение.

Применение частичного списания (сокращения) повышает эффективность долговой политики в части управления государственным долгом, поскольку позво -ляет минимизировать расходы на обслуживание. Ре -зультатом использования данного метода служит от -срочка и рассредоточени е уплаты основного долга, что позволяет избежать формирования так называемых « пиковых платежей».

На практике методы управления государственным долгом применяются как по отдельности, так и в сово-купности. Это связано, прежде всего, со стремлением уменьшить стоимость долговых обязательств, составляющих государственный долг, и удлинить срок, на ко -торый они предоставляются. В этом случае используются конверсия и консолидация. На региональном и местном уровнях также применяется такой метод, как списание части или всего долга (в основном, бюджет -ных кредитов), как правило, на основании соответству-ющих нормативно-правовых актов.

С. И. Лушина, В.А. Сл епова, В.К. Сенчагов и А. И. Архи-пов в качестве основного и, пожалуй, первоочередного метода управления государственным долгом выделяют его регулирование, предполагающее изменение структуры или баланса государственного долга с целью оптимизации. Под балансом государственного долга имеется в виду соотношение размеров долга и источников его погашения. Таким образом, в основе метода

- определение соотношения таких категорий, как ве -личина доходов, расходов и дефицита бюджета, по -скольку именно за счет этих показателей и формирует -ся структура государственного долга, а в случае недо -статочности доходныхисточников органы государствен -ной власти прибегают к заимствованиям.

Другой метод - оптимизация государственных заимствований - представляет собой практически про -грамму по оптимизации, в рамках которой осуществл я-ется управление внутренним и внешним долгом.

Данный подход применяется как к формированию долга, так и к его обслуживанию и включает в себя сле -дующие меры:

- обеспечение эквивалентности изменения текущих долгов и будущих налогов;

- сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания;

- реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;

- проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Основной задачей управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием возникающего дефицита бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Следовательно, необходимо первоначально проанализировать и оценить размер бюджетного дефицита, затем определиться с источниками его покрытия. Методы управления воздействуют прежде всего на уже имеющиеся долговые обязательства и обуславливают минимизацию расходов на обслуживание и размер самой суммы основного долга, но не предусматривают привлечение новых заимствований.

В отдельную группу, на наш взгляд, можно выделить так называемые организационные методы, подразумевающие систему наделения определенными полномочиями (правами) по поводу управления уже имеющимися заимствованиями соответствующими органами государственной власти. Организационные методы предполагают разработку методологических основ качественного управления государственным долгом путем принятия соответствующих нормативноправовых актов, уточняющих процедуры разработки мер по снижению долговой нагрузки и проведению программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Таким образом, формируется соотношение между видами долговых обязательств с учетом риска возможных финансовых потерь бюджета, структура долговых обязательств по срокам погашения и их стоимости, порядок доразмещения государственных ценных бумаг, т.е. оптимальная структура долгового портфеля, предусматривающая реализацию основных направлений проводимой долговой политики.

Главный результат применения методов управления государственным долгом - уменьшение влияния долгового бремени на бюджет, а также наиболее оптимальное размещение данного бремени во времени с учетом экономической ситуации в стране, поскольку государственный долг, по своей сути, является антиципированными налогами.

2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Перспектива, 2007.

3. Кириллова О .С. Основы формирования налоговых до -ходов как инструмент повышения прозрачности исполнения бюджета // Бюджет. 2006. № 4.

4. Кириллова О .С. Совершенствование бюджетных отно -шений в контексте реформы местного самоуправления // Финансы и кредит. 2006. № 15.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009.

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Одним из распространённых инструментов для облегчения долговой нагрузки является рефинансирование ранее взятого кредита. Что это такое простыми словами? Это замена старого кредита на новый, которая позволяет не только уменьшить суммы процентных платежей, но и поменять остальные параметры: сроки, залог и так далее. Оформляя кредит, особенно долгосрочный, каждый заёмщик должен понимать, что такое рефинансирование кредита, выгодно ли его использовать и какие у него ограничения. Сейчас мы подробно обо всём этом расскажем.

Что такое рефинансирование долга для бизнеса

Бизнес применяет рефинансирование в нескольких ситуациях:

    удешевляется стоимость заёмных средств (уменьшение рисков, снижение ставки ЦБ и прочее);

Иными словами, у заёмщика появляется возможность и желание воспользоваться более привлекательными условиями по кредитам, а не отягощать себя старыми обязательствами. И речь идёт не только об уменьшении процентных платежей. С помощью рефинансирования можно:

    изменить валюту кредита;

Пример. Директор компании-импортёра озабоченно хмурился. Вроде всё хорошо: зарубежные поставщики надёжны, есть крупные отечественные клиенты, налажены бизнес-процессы. Но что с финансами, почему они всё более уходят в минус? Выяснилось, что компания взяла валютные кредиты, платежи по которым потребляют всё больше рублёвой выручки, учитывая ослабление рубля. Было принято решение о рефинансировании: при помощи банка валютные кредиты объединили в один заём, по которому зафиксировали курс рубля. Таким образом была достигнута предсказуемость по кредитным выплатам.

Что такое рефинансирование ипотеки?

По состоянию на сентябрь 2020 г. в среднем ипотеку можно было оформить под 8% в новостройках и под 8,25% на вторичном рынке, а ставка рефинансирования составила 8,06%. При этом её размеры варьировались в банках от 7,3 до 9,1%. Такой разрыв объяснялся скидками, акциями и разными условиями оформления. При этом последние полтора года средний размер ставки рефинансирования уменьшился на 3% вслед за агрессивным снижением ключевой ставки ЦБ, что открыло дорогу заёмщикам к массовому переоформлению ипотечных ссуд.

Рисунок 1. Динамика ставки рефинансирования. Источник: «ДОМ.РФ»

Пример. В начале 2017 г., покупая квартиру по ипотеке, Алексей заранее выяснил, что такое рефинансирование кредита и как его можно применить для уменьшения процентов. Отслеживая динамику ставок, он убедился, что к осени 2020 г. она снизились в среднем на 3%. Настало время переоформления кредита. На какую выгоду Алексей может рассчитывать, если он купил квартиру за 3 млн руб., из которых 20% внёс сразу, ставка кредита была 11%, а его продолжительность десять лет?

Ежемесячные платежи (руб.)

Рефинансирование под 8%

Рис. 2. Выгода рефинансирования ипотеки

Получается, что за семь оставшихся лет он сэкономит: 12 * 7 * 3,2 тыс. = 269 тыс. руб. Что нужно Алексею для рефинансирования?

Во-первых, ему нужно учесть дополнительные расходы по рефинансированию. На ипотечном рынке в них входят:

  • новая оценка недвижимости;
  • оформление документов;
  • оформление страховки жизни и здоровья заёмщика.

Во-вторых, Алексей должен подходить под критерии качества, самые важные из которых:

  • отсутствие задолженностей по ипотеке;
  • хорошая кредитная история;
  • надёжный источник дохода.

Также ему нужно учесть сроки оформления рефинансирования ипотечного кредита, которые составляют около месяца (но решение об этом банк принимает за два-три дня).

Отдельно стоит сказать про отличие рефинансирования от реструктуризации, которое представляет изменение условий по уже действующему кредиту. В данном примере Алексей для реструктуризации должен обратиться в банк с просьбой поменять условия по действующему займу.

Ограничения по рефинансированию

Есть и обстоятельства, ограничивающие возможности рефинансирования. Вот основные из них.

Поэтому заёмщик не всегда может избавиться от старого кредита, даже если условия по нему не отличаются привлекательностью.

Итак, что такое рефинансирование? Под этим подразумевают возможность заменить старый кредит на новый с изменившимися условиями. И речь не только про изменение величины процентов. Можно менять и другие параметры займа: сроки, валюту, залог и так далее — вот чем выгодно рефинансирование. Чтобы воспользоваться этим инструментом, нужно быть надёжным клиентом, и рыночная ситуация должна быть благоприятной.

В теории всё кажется простым и понятным — подводные камни всплывают, как правило, уже в процессе торговли. Чтобы минимизировать их количество, попробуйте для начала приумножить виртуальные деньги — откройте учебный счёт в «Открытие Брокер». И не забудьте подписаться на наши обновления, чтобы быть в курсе свежих статей — так вы сможете развиваться одновременно по всем направлениям!

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

государственный долг / внешний государственный долг / управление государственным долгом / стратегия управления государственным долгом / долговая безопасность. / public debt / external public debt / public debt management / public debt management strategy / debt security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзаев И. Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д.

В статье раскрыты сущность и задачи управления государственным долгом , предложены принципы, обобщены методы управления государственным долгом .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекмурзаев И. Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д.

The essence, methods and problems of managing external public debt

The article reveals the essence and objectives of public debt management, proposes principles, summarizes methods of public debt management .

Текст научной работы на тему «Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом»

Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д.

Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия

Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом

В статье раскрыты сущность и задачи управления государственным долгом, предложены принципы, обобщены методы управления государственным долгом. Ключевые слова: государственный долг, внешний государственный долг, управление государственным долгом, стратегия управления государственным долгом, долговая безопасность.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._

Bekmurzaev D. I., Khazhmuradov Z. D., S. D. Khazhmuradov The essence, methods and problems of managing external

The article reveals the essence and objectives of public debt management, proposes principles, summarizes methods of public debt management.

Keywords: public debt, external public debt, public debt management, public debt management strategy, debt security.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Введение. Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку

акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Государственный долг как неотъемлемое явление рыночной экономики прямо или косвенно влияет на состояние государственного бюджета, уровень инфляции, объемы иностранных инвестиций, валютный курс и прочее. Механизмы управления государственным долгом используются при регулировании денежного обращения, уровня деловой активности, состояния государственных доходов, расходов и дефицита государственного бюджета. Рост будущих выплат по внешним государственным долгам приводит к сокращению объемов и снижению прибыльности производства, наличия перманентного дефицита государственного бюджета, недополучение доходов бюджета, отрицательного платежного баланса, создает высокие риски потери платежеспособности государства, девальвации национальной валюты, наступления дефолта. Вопрос обоснования оптимальных объемов государственного внешнего долга, поиск финансовых источников его погашения, использования эффективных методов управления государственным долгом приобретают особую актуальность.

Целью статьи является уточнение теоретических положений по управлению внешним государственным долгом и выявление проблем управления государственным долгом.

Основная часть. Государственным долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам) [3].

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

- внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)

- внешний (задолженность нерезидентам).

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны - это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с

объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

- выпуск государственных облигаций;

- прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и т. д.).

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено на законодательной базе определение государственного долга - «обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием» [1].

В зависимости от субъектов кредитных отношений, к которым относятся юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации и финансовые институты и др.) государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг - «задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны. Внутренний государственный долг -задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иными кредиторам» [2].

Управление государственным долгом - это комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, обслуживания и погашения заимствований, предоставления государственных гарантий кредиторам с целью обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах при условиях минимизации кредитных рисков, обеспечения платежеспособности и долговой безопасности страны, а также гармонизации интересов заемщиков и кредиторов.

Задачи управления государственным долгом:

- определение оптимального соотношения между внутренними и внешними заимствованиями при условии сохранения макрофинансового равновесия и обеспечения привлечения необходимого объема финансовых ресурсов исходя из целей стратегии социально -экономического развития страны;

- обеспечение безопасного уровня индикаторов долговой безопасности страны;

- обоснованная диверсификация внешних кредиторов для недопущения возникновения зависимости социально -экономического развития государства от крупных международных кредиторов;

- поиск эффективных условий заимствования средств с точки зрения оптимального соотношения между процентными ставками и рисками;

- оптимизация расходов, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета;

- обеспечения своевременной и полной выплаты по обслуживанию внешнего государственного долга;

- недопущения неэффективного и нецелевого использования заемных средств;

- создание качественной нормативно-правовой базы и эффективной системы учета и контроля за внешним государственным долгом.

Объектом управления внешним государственным долгом выступает объем и структура внешнего государственного долга, а также его соотношение с внутренним государственным долгом.

Управление государственным долгом в должно основываться на следующих принципах: безусловность выполнения обязательств государства перед кредиторами; обоснованность - определение объемов внешнего государственного долга и график его обслуживания базируется на реалистичных прогнозах потребности государства в финансовых ресурсах; оптимальность структуры долговых обязательств государства; сохранение финансовой независимости; открытость и прозрачность - открытость информации о привлечения, использования и погашения заемных средств.

Процесс управления внешним государственным долгом включает: привлечение заемных средств; размещения заемных средств; обслуживание привлеченных займов, их возврат и выплата процентов.

Управление внешним государственным долгом должно основываться на долговой политике государства. Для обеспечения платежеспособности государства, снижения рисков неисполнения долговых обязательств и снижения уровня долговой нагрузки на государственный бюджет применяются методы корректировки долговой политики с использованием рефинансирования и реструктуризации государственного долга.

Рефинансирование государственного долга - это погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Классификация методов управления внешним государственным долгом с их характеристикой приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Методы управления государственным долгом

Пролонгация долга добровольное согласие кредиторов на отложения выплаты долга по обязательствам. Как правило, применяется при финансовой нецелесообразности выпуска новых займов на обслуживание ранее выпущенных.

Списание или аннулирование части долга процесс списания долга происходит в условиях быстрого темпа накопления долговых обязательств. Реализация такой операции предусматривает достижение договоренности с кредиторами. Последние определяют степень списание долга, выбор которого обусловлен рядом причин: не прогнозируемых условий развития страны, ухудшение позиций на мировом рынке, социальное развитие страны, и тому подобное. Причинами аннулирования долга могут быть различные ситуационные факторы: несостоятельность государства, ее банкротство или политические мотивы.

Метод выкупа долга с дисконтом на вторичном рынке уменьшение объема государственного долга через выкуп собственных долгов со скидкой на вторичном рынке. По условиям продажи на финансовом рынке государственного долга с высоким дисконтом становится выгодным для заемщика проведения досрочного выкупа долга. В результате чего наблюдается снижение общей долговой нагрузки без согласования с кредиторами.

Метод временного моратория на выплату процентов отсрочка уплаты внутренних или внешних долговых обязательств, объявляемая специальными актами государственной власти на определенный срок.

Конверсия долга изменение начальных условий, по которым была выдана ссуда, в частности изменение сроков займа и выплаты, способа возврата займа.

Консолидация долга приводит к изменению условий займа относительно ее продолжительности с возможным изменением процента

Реструктуризация внешнего долга проводится в рамках Парижского клуба официальных кредиторов и Лондонского клуба частных кредиторов; долг перед МВФ и Всемирным банком реструктуризации не подлежит.

Реструктуризация государственного долга - это отсрочка уплаты части или полной суммы долга страной-должником. Проведение реструктуризации государственного долга предусматривает сотрудничество и заключение договоренностей страны-должника с иностранными кредиторами.

Нормативно-правовым обеспечением управления государственным долгом России выступают Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «О Федеральном бюджете РФ», Закон РФ «О международных договорах РФ», Закон РФ «О рынке ценных бумаг», постановления правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, нормативно-правовые акты Центрального банка РФ.

Рассмотрим основные показатели государственной задолженности России за период 2015-2019 гг. (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2 - Объем государственного внешнего долга РФ (млн.долл. С ША)

По состоянию на 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019

Объем государственного внешнего долга РФ - всего, 54 355.4 50 002.3 51 211.8 49 827.3 49 156.5

государственные гарантии РФ в иностранной валюте 12 083.2 11 875.9 11 730.5 10 357.2 11 567.4

Таблица 3 - Объем государственного внутреннего долга РФ (млрд. руб.)

По состоянию на 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019

Объем государственного внутреннего долга РФ -всего, 7 241,169 7 307,611 8 003,455 8 689,639 9 176,396

государственные гарантии РФ в валюте РФ 1 765,456 1 734,516 1 903,114 1 442,515 1 426,922

Основные цели управления государственным долгом:

- увеличение доли государственного долга в национальной валюте путем уменьшения валютного риска государственного долга и активного привлечения иностранных инвесторов к инвестированию в облигации в национальной валюте;

- продление среднего срока до погашения и обеспечения равномерного графика погашения государственного долга путем минимизации риска рефинансирования и проведения активных операций по управлению государственным долгом;

- привлечение долгосрочного льготного финансирования путем дальнейшего расширения сотрудничества с международными финансовыми организациями;

- продолжение развития прочных взаимоотношений с инвесторами и дальнейшее совершенствование политики управления государственным долгом путем обеспечения надежной поддержки со стороны иностранных инвесторов, улучшение процессов для внедрения среднесрочной стратегии управления государственным долгом, работы с кредитными рейтинговыми агентствами.

Выводы. Таким образом, основной государственный долг оказывает негативное влияние на экономику: он ведет к усилению социальной поляризации и негативно влияет на экономический рост, а стоимость погашения государственного долга усугубляет дефицит бюджета. Внешний государственный долг погашается за счет экспортных поступлений, что также может оказать негативное влияние на темпы экономического роста.

За счет сокращения неустойчивых государственных расходов и решения межправительственных отношений наиболее важным является достижение положительных изменений в структуре бюджета посредством налоговых реформ.

Эффективное управление внешним государственным долгом является предпосылкой обеспечения долговой безопасности государства и весомым рычагом влияния на социально-экономическое развитие страны. В процессе управления государственным долгом должны решаться задачи привлечения финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы социально-экономического развития страны, с наименьшими затратами и рисками на наиболее благоприятных условиях, обеспечение платежеспособности и долговой безопасности государства, гармонизации интересов всех участников долговых отношений.

Управление внешним государственным долгом базируется на разработанной долговой политике России и должно осуществляться с использованием рыночных методов.

С целью совершенствования управления внешним государственным долгом предлагается: повысить обоснованность и эффективность долговой политики, усовершенствовать модель управления государственным долгом оптимизировать структуру государственного долга путем уменьшения объемов и удельного веса внешнего государственного долга, увеличение удельного веса долгосрочного внешнего государственного долга.

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ". 03.08.1998 г, № 31, ст. 3823

2. Власенко Т. А. Управление государственным долгом: сущность понятия и обоснование методов реструктуризации. Бизнес-Информ. 2015. № 10. С. 310-317.

3. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. - М.: Перспектива, 2014. - 101 с

4. Рассел, Джесси Бюджетный дефицит / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2015. - 137 с.

Госдолг показывает, сколько на текущий момент страна должна внешним и внутренним кредиторам. Основное значение имеет долг, номинированный в иностранной валюте: печальный опыт многих государств, в том числе и Российской Федерации, показывает, что его безудержное разрастание может привести к серьёзным проблемам как для страны в целом, так и для её жителей и предприятий.

Зачем анализировать, кому и сколько должна Россия

Внешний долг является одним из ключевых макроэкономических показателей для любой страны. Анализ динамики и величины госдолга позволяет определить устойчивость государственных финансов. Особенно опасен внешний долг, платежи по которому должны совершаться в иностранной валюте. Если её по каким-то причинам недостаточно, то финансовые власти могут:

    попробовать рефинансировать госдолг, что приведёт к росту затрат на обслуживание долговой нагрузки из-за переоценки рисков инвесторами;

Также проблемы с госдолгом отрицательно влияют и на многие компании, базирующиеся в стране-эмитенте. Колебания на валютном рынке, повышение стоимости заёмных средств, снижение кредитных рейтингов — вот лишь неполный перечень возникающих трудностей.

Основные параметры внешнего долга России

По данным Центробанка, по итогам первого полугодия 2020 г. общий объём внешнего долга России составил 481,5 млрд долл. Из этой суммы почти 55% пришлось на частный сектор, а 45% — на госсектор, в его расширенном понимании. Для сравнения, национальный госдолг США на конец 2020 г. превысил 27 трлн долл.

По методологии ЦБ к расширенному госсектору относятся:

  • Центробанк;
  • органы государственного управления;
  • банки и компании, в которых государство косвенно и напрямую контролирует 50 и более процентов акций.

Рис. 1. Структура внешнего долга России по секторам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

При более детальном анализе данных ЦБ по отраслям видно, что наиболее высокая долговая нагрузка у небанковского частного сектора — почти половина всего внешнего долга.

01.07.2015

01.07.2020

Динамика

Доля в 2015

Доля в 2020

Госсектор в расширенном определении

276 958

216 041

-60 917

49,8%

44,9%

Частный сектор

279 382

265 531

-13 851

50,2%

55,1%

Итого

-74 768

Рис. 2. Структура и динамика внешнего долга России (млн долл.). Источник: данные ЦБ

При рассмотрении динамики внешнего долга видна тенденция к снижению: по результатам пятилетнего периода он уменьшился почти на 75 млрд долл., в основном за счёт государственного банковского сектора.

Что касается сроков выплат, то на краткосрочные обязательства приходится лишь 14% долга, что делает российских должников более устойчивыми к рыночным колебаниям. С другой стороны, это уменьшает их гибкость, мешая воспользоваться снижением стоимости краткосрочных займов.

Рис. 3. Структура внешнего долга России по срокам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Хорошо структурирован внешний долг и по видам валют: почти треть номинирована в рублёвых инструментах, что снижает зависимость России от колебаний на валютном рынке.

Рис. 4. Структура внешнего долга по видам валют. Источник: сайт ЦБ

В остальных валютах продолжает доминировать доллар. Несмотря на политическую риторику, на номинированные в нём инструменты приходится почти половина внешнего долга России.

Качественные показатели госдолга России

По основным макроэкономическим показателям, иллюстрирующим зависимость экономики от внешних долгов, ситуация оптимальна. Практически ни один из коэффициентов не находится в «красной зоне».

Коэффициент

Внешний долг/ВВП, %

Внешний долг/Годовой экспорт

Международные резервы/платежи по внешнему долгу

Внешний долг на душу населения, долл.

для низкого риска

для низкого риска

Рис. 5. Показатели качества долговой нагрузки РФ на 01.07.20. Источник: данные ЦБ

При анализе госдолга наблюдается разница в данных между ЦБ и Минфином, которая объясняется тем, что последний рассматривает госдолг в более узком смысле. В силу этого его значение, по данным Минфина, на начало второго полугодия 2020 г. составляет почти 51 млрд долл.

Также, несмотря на всю значимость внешнего госдолга, нужно помнить и про внутренний, составивший на начало ноября 2020 г. более 13,9 трлн руб., то есть за год он увеличился почти на 3,25 трлн.

Рис. 6. Тенденции развития госдолга (млрд руб.). Источник: доклад Минфина по бюджетной политике

Даже при планируемом умеренном увеличении госдолга из-за проблем на нефтегазовом рынке и ситуации с COVID-19 его отношение к ВВП не является критичным. Для сравнения, у стран с развитой экономикой в среднем данное отношение составляет 105,3%; а у стран с формирующимся рынком и средним уровнем дохода — 52,6%.

Высокие показатели качества долговой нагрузки РФ приводят к тому, что по классификации крупнейших рейтинговых агентств уровень надёжности её долговых обязательств достигает инвестиционного класса.

Рейтинговое агентство

Класс РФ

Место в классификации

S&P Global Ratings

Рис. 7. Кредитные рейтинги Российской Федерации. Источники: сайты Минфина и рейтинговых агентств

Более высокому рейтингу мешают риски новых санкций и продолжающаяся высокая зависимость страны от нефтегазового сектора.

Итак, несмотря на долгосрочные потенциальные риски по выплате госдолга России, в настоящее время его количественные и качественные показатели далеки от критических значений. Поэтому инвесторам можно обратить внимание на государственные облигации, о которых мы уже писали в «Открытом журнале».

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: