В чем состоял вклад арабов в развитие наук

Обновлено: 18.05.2024

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый – энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:

- «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.

- «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

- «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

- 20 трактатов Масуди (X в.)

- «Книга путей и царств» Истахри

- 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

- многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута

- «Путешествие» Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34'0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34'45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга «Минералогия».

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

costyabogdanov

Говоря о вкладе арабов в развитие науки и культуры можно вспомнить наши цифры.Мы называем их арабскими, а арабы заимствовали их у индусов. Так Европа познакомилась с индийскими цифрами через арабов. Большой вклад внесли арабы в развитие химии. Собственно от них химия пришла в Европу, где предстала в виде алхимии.Арабы усовершенствовали химические операции - дистилляцию, сублимацию и др.Они первыми получили некоторые вещества, например, алкоголь. И использовали его в медицине для обеззараживания. Арабский мир дал нам многое в математике и астрономии. Такие термины как надир, названия некоторых ярких звезд северного неба арабского происхождения. В математике Аль-Хорезми оставил нам понятия алгоритм, алгебра и способы решения уравнений.Арабы -географы и путешественники оставили нам сведения о современным им народах и землях.Например, Ибн Руст описывает славян и русов. Арабы внесли вклад в медицину. Классический пример - Ибн Сина ( Авиценна). В своих сочинениях он описывает множество лекарств, одним из первых обращает внимание на заразность оспы, описывает лепру, отмечает различия холеры и чумы. Богата и арабская литература. Взять хотя бы сказки "Тысяча и одной ночи", философские рубаи Омара Хайяма, эпическую поэму " Шахнамэ"Фирдоуси. С трудами Аристотеля , например, Европа знакомится через арабов.
Европейская культура многое переняла от арабов, их вклад в мировую духовность не подлежит сомнению

Norlin

Новые вопросы в История

Країни Латинської Америки економіка на початку зразу століття перебувала під впливом американського капіталу

Какое из перечисленных зданий появилось на Руси в 15в- начале 16вЦерковь Спаса на Ильине улицеСофийский собор в КиевеЦерковь Вознесения в КоломенскомП … етропавловская крепость

Загальновідома характеристика, яку дав Петрові І Тарас Шевченко: «Це той первий, що розпинав нашу Україну».

цель и задачи спец.школ.1)призидентская2)Школам мухаммада ал-Хорезми3)школа творчестваСРООООООЧНОООО ДАЮ 15 БАЛОВ​

Укажите правильное соответствиепамятник архитектуры архитектор1)Зимний дворец 2) Таврический дворец 3) Дам Благородного собрания в Москве 4) Дом Пашко … ва а) В. Баженовб) В. Растреллив) Д. Ухтомскийг) М. КазаковСРОЧНО.

Практична робота на тему повсякденне життя селян на правобережній україні у 18 столітті (Не коротко) Срочно.

По материалу стр.203 письменно сформулируйте развёрнутый ответ на вопрос «Что устанавливал Судебник 1497 г. относительно крестьян, как это влияло на и … х жизнь- ухудшало или улучшало, ответ поясните».

После смерти Мухаммада в 632 году, управление созданным Пророком исламским государством перешло к его наместникам, которые стали наименоваться хали́фами (от араб. «наследник», «представитель»). Халифы держали в своих руках не только светскую, но и духовную власть.

Уже в ближайшие десятилетия наследники Мухаммада в результате активной завоевательной политики настолько расширили свои владения, что образовалось огромное многонациональное государство. В него вошли: Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большая часть Закавказья, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка (Марокко, Тунис, Алжир), бо́льшая часть Пиренейского полуострова (современная Испания), Северная Индия.

Факторами объединения всех этих покорённых народов выступали общее вероисповедание ( ислам ) и арабский язык — язык веры, получивший статус международного, и ставший языком литературы и науки в странах влияния Арабского Халифата .

В истории культуры Арабского Халифата выделяют следующие периоды:

  • Раннее средневековье. Период правления династии Омейядов (середина VII в. — 750 г.). Столицей государства в это время становиться город Дама́ск (Сирия);
  • Зрелое средневековье. Период правления династии Аббасидов (750 г. — 1258 г.). Столица переносится в город Багдад (Ирак). Это время наивысшего расцвета арабо-мусульманской культуры.
  • Позднее средневековье. Период раздробленности, формирование отдельных независимых эмиратов (XIII — XVII вв.). Уже с X века начинается постепенный распад многонациональной арабской державы. Тяжелейший удар по культуре Арабского Халифата, приведший к окончательному крушению империи, нанесло нашествие монгольских войск.

Интересен тот факт, что и после крушения Арабского государства, страны, ранее входившие в него, зачастую сохраняли тот же образ жизни и ислам, как государственную религию. На всём огромном пространстве, некогда принадлежавшем арабским халифам, появилось сразу несколько новых государств, управляемых различными династиями: Фатимиды (в Египте), Османская империя (в Турции), Севефидское царство (в Иране), империя Великих Моголов (в Индии), династия Альморавидов и Альможадов (в Испании и Северной Африке), государство Тимуридов (в Средней Азии).

Образование и наука в странах исламского мира

За время своего существования, Арабский Халифат внёс неоценимый вклад в мировую культуру. Здесь небывалых высот достигло искусство слова, были созданы величайшие памятники зодчества, кроме того, арабская цивилизация ощутимо повлияла на развитие всей мировой научной мысли.

Арабский Халифат в период своего расцвета был сосредоточением наук, уровень достижений которых не сопоставим с современной ему Западной Европой. Здесь сформировался своеобразный культ знания (иль) , который, отчасти, был обусловлен спецификой исламского мировоззрения.

Во многих аятах (стихах) Священного Писания звучит мысль о том, что человек является наместником Аллаха на земле, поэтому он должен продолжать начатый Господом процесс творения и преобразования мира. Для этого он обязан размышлять над явлениями природы и устройством мироздания, так как в каждом проявлении — есть отражение замысла Бога, а значит постижение тайн природы — это возможность приблизиться к пониманию Всевышнего.

Созвездие Близнецов: иллюстрация из «Книги созвездий неподвижных звёзд» багдадского астронома ас-Суфи (X век).

Созвездие Близнецов: иллюстрация из «Книги созвездий неподвижных звёзд» багдадского астронома ас-Суфи (X век).

О том, что стремление к знаниям есть «обязанность каждого мусульманина и мусульманки» и о том, что человек должен искать их и преумножать «от колыбели до гроба» говорил и Пророк ислама Мухаммад. Он утверждал, что «чернила учёного так же драгоценны, как кровь мученика, павшего за веру» , а «один час размышления лучше семидесяти лет богослужения» .

Согласно шариату, правоверный мусульманин должен всю жизнь следовать одной из нравственных установок, называемой аль-ильм — постоянный поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.

На широкое распространение грамотности и знаний повлияло также и особое благоговейное отношение в исламе к книге (и к самому её содержанию, и даже к средствам её изготовления — бумаге, перу, чернилам).

Собирание книг и создание частных и общественных библиотек, в средние века, на Арабском Востоке, превратилось в повальное увлечение. Книгохранилища были при дворцах халифов, в учебных заведениях (медресе) и у частных собирателей.

Публичные библиотеки, где книги выдавали на дом, даже без залога, становились своеобразными клубами, где обсуждались новинки литературы и велись научные дискуссии. Только в одной из библиотек в городе Кордова (Арабская Испания) было больше книг, чем в сумме во всех странах остальной средневековой Европы!

Образование в странах Арабского Халифата получали в средних и высших учебных заведениях, называвшихся медресе́́́ . Отмечу, что и по этому показателю арабский мир сильно опережал средневековую Европу, где первые университеты появились лишь к XII веку, и было их всего около десятка (на все страны). В то время, как только в одной, уже упоминавшейся, Кордове, называемой «обителью наук», находилось 27 высших школ! Кроме Испанской Кордовы крупнейшими центрами образования и науки на Арабском Востоке были Багдад, Дамаск, Медина, Севилья, Толедо, Куфа, Басра, Каир и Бейрут.

Бурному развитию научной мысли на Востоке способствовало начавшееся в VIII веке, так называемое «переводческое движение» , когда на арабский язык стали переводиться труды античных (в основном греческих) учёных и философов: Платона, Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея, Архимеда, Галена и др.

Следует отметить, что благодаря этим переводам, большая часть произведений перечисленных авторов была сохранена и, спустя многие годы, с ними познакомилась Западная Европа, уже в переводе с арабского языка.

Арабские учёные были людьми всесторонне образованными, обладающими поистине энциклопедическими знаниями и очень широким спектром интересов, куда входили занятия философией, математикой, физикой, медициной, историей, географией, поэзией и филологией. Именно такими учёными-энциклопедистами были Ибн Сина (в Европе его имя произносили Авице́нна ), Ибн Рушд (Аверро́эс), аль-Баттани́, аль-Фараби́, ар-Рази́, аль-Бируни́, аль-Хорезми́ и др.

Особые достижения арабской культуры и науки связаны с успехами в математике. Именно арабские учёные ввели (возможно, позаимствовав у индусов) в обиход цифры, которыми (под соответствующим названием — «арабские») пользуется сегодня весь мир.

От арабского слова «сифр» («пустое место»), обозначавшего математический знак 0, произошли такие слова как «зеро» и «цифра».

От названия трактата по математике «Аль-джабр» выдающегося учёного аль-Хорезми происходит название раздела математики — алгебра, а к его имени восходит слово «алгоритм».

От арабо-испанского слова «хау» — «вещь», был взят математический символ — х (неизвестное).

Арабская наука аль-химийа , благодаря которой на Востоке были усовершенствованы основные химические процессы — кальцинирование, выпаривание, расплавление, кристаллизация и другие. Открыты такие химические вещества как: азотная кислота, бура, мышьяк, нашатырь, поташ, селитра, сурьма и др., предшествовала появлению европейской химии и алхимии.

Учёный-энциклопедист, химик Аль-Бируни достиг выдающихся результатов в измерении удельного веса металлов и минералов.

Мы привычно пользуемся арабскими словами, впервые применёнными учёными-химиками востока: «алкоголь», «элексир», «сода», «сироп» и другими.

Развитию астрономии (и астрологии) на Востоке способствовали достижения в оптике и открытие, во многих городах Халифата, обсерваторий (крупнейшая из них была построена выдающимся правителем-учёным Улугбеком в Самарканде (современный Узбекистан)).

Арабский учёный физик и оптик Ибн-аль-Хайсам (европ. Альхазен ) впервые высказал предположение, что небесные тела (звёзды и планеты) излучают собственный свет, который мы видим лишь спустя какое-то время после его появления. Он же вычислил с поразительной точностью высоту земной атмосферы.

До сих пор во всём мире пользуются арабскими астрономическими терминами: «зенит», «надир», «азимут», «альманах», а многие звёзды и созвездия носят арабские имена: «Альдебаран», «Альтаир», «Вега», «Ригель» и т.д.

Успехи в изучении звёздного неба повлекли за собой географические открытия. Кроме описательной географии, арабские учёные успешно развивали астрономическую и математическую географию (они вывели формулы для вычисления координат местности и разработали таблицы для определения широт и долгот различных пунктов мира).

Это способствовало развитию мореходства, поэтому неудивительно, что весь мир пользуется морскими терминами и словами, позаимствованными у арабов: «адмирал», «арсенал», «баржа», «бизань», «галера», «кабель», «муссон» и др.

Важной составляющей научных знаний в средневековом арабо-мусульманском мире была философия, или как её называли на Востоке — фальсафа . Выдающимися мыслителями своего времени были Ибн-Рушд, аль-Газали, аль-Бируни и аль-Фараби , чьи имена были хорошо известны далеко за пределами халифата.

Далеко вперёд ушла средневековая арабская медицина по сравнению с уровнем современной ей Европы. Этому, в немалой степени, способствовало то, что в исламе исключительно важное место занимает забота о чистоте не только духа, но и тела, а также вопросы личной гигиены.

Отсюда такое распространение в мусульманском мире получили общественные бани (хаммамы), функционировавшие в каждом населённом пункте, в то время как Западная Европа о них ничего не знала, вплоть до начала крестовых походов.

В каждом городе арабского халифата были больницы, с оснащёнными лабораториями, кроме того, практиковали и частные врачи, а также имелись передвижные лечебницы для оказания медицинской помощи там, где не было медиков (например, в сельской местности).

Кстати, к врачебной практике врач мог приступить, лишь получив допуск, утвержденный решением государственной комиссии. Студенты-медики проходили в больнице обязательную практику. Впоследствии (около 1550 года) эта традиция была заимствована европейцами.

При больницах имелись фармацевтические школы, что повлекло за собой развитие фармацевтики и фармакологии, как науки (к слову, первая аптека была открыта в Багдаде в середине VIII века).

Зачастую медицинская помощь (в том числе больничные места, питание, уход и лекарства) была бесплатной. Пациенты и больничные служащие могли пользоваться читальными залами и молельнями, находящимися при лечебном заведении.

Достижения Арабской медицины, в средние века, поражают воображение. Например, известны случаи удаления глазной катаракты хирургическим путём.

Арабские врачи были замечательными диагностами, клиницистами, хирургами и даже психотерапевтами.

По переведённым на латынь энциклопедическим трудам выдающихся медиков Арабского Востока Ибн-Сины (Авиццена) и ар-Рази велось, вплоть до XVII века, обучение по медицинским специальностям во всех университетах Европы!

К сожалению, Арабская наука, столь много давшая миру, с началом крестовых походов европейских рыцарей на Восток и волной нашествия монголов, остановила своё, некогда, столь бурное и блестящее развитие.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:

В 7-8 вв. в результате распространения Ислама на огромных территориях формируется грандиозное культурное пространство — Исламская цивилизация. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития многих областей знаний, в том числе математической науки. Освоив и продолжив достижения греков, персов и индусов, мусульманские ученые внесли значительный вклад в развитие всей мировой науки и культуры.

НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

Мусульманские правители, осознававшие важность наук, стали организовывать научные центры, где ученые могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров — «академия наук» исламского средневековья — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный в Багдаде в 820-е годы халифом Аль-Ма’муном. Он просуществовал до 1258 г., когда был разрушен войсками монгольского хана Хулагу.

Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир в Египте, Дамаск в Сирии, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм в Средней Азии, Исфахан в Иране, Мараг в Азербайджане, Кордова в Испании и др.

Научные центры в мавританских государствах на северо-западном побережье Африки и Пиренейского полуострова были менее значительными по богатству открытий, но они сыграли огромную роль в дальнейшем распространении математико-астрономических знаний в средневековой Европе.

После распада Арабского халифата развитие исламской культуры постепенно замедляется, однако достижения мусульманских ученых становятся известны в Европе и дают толчок развитию европейской науки.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Математика исламского мира того времени была тесно связана с другими науками, в первую очередь астрономией и географией, и была направлена на разработку математических методов для решения задач, связанных с практической деятельностью и религиозными вопросами. Потому наибольшее значение получили вычислительные и измерительные аспекты.

Основными областями применения математических знаний были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика. Религиозные вопросы, для которых были необходимы математические расчеты — выделение и распределение Закята, раздел наследства, определение времени Намаза и направления на Ка’бу и др.

В частности, задача определения к ыблы (точного направления на Мекку) требовала определения географических координат. Это стало одной из основных причин развития у мусульман географии, математики, астрономии и других наук.

Географические координаты Ка’бы в сочетании с методами сферической геометрии позволяют определить к ыблу для любой точки на поверхности земли.

Вопросом определения кыблы занимались многие выдающиеся исламские математики. Эта задача решалась с помощью различных тригонометрических и геометрических методов, при этом предпочтение отдавалось наиболее простым и доступным. На основе этих методов составлялись таблицы для различных географических пунктов, где кыбла выступала как тригонометрическая функция от широты и долготы места наблюдения. Эти таблицы, как правило, составляли специальные разделы зиджей (астрономических таблиц). Часто они совмещались с географическими таблицами, в которых указывалось значение кыблы для каждого населённого пункта. Разрабатывались также специальные астрономические инструменты для определения кыблы.

Достижения

Изучив труды греков, персов и индусов, исламские математики развили их методы, обогатив новыми достижениями, среди которых:

  • введение и первое применение десятичных дробей;
  • разработка численных методов: извлечение корней, суммирование рядов, решение уравнений;
  • открытие общего вида бинома Ньютона для натурального показателя степени;
  • открытие связи пятого постулата Евклида с многими геометрическими теоремами;
  • систематизация и расширение тригонометрии — как плоской, так и сферической, составление точных таблиц.

Научное наследие

О влиянии математики мусульман на науку Европы говорят такие термины, как «арабские цифры», «алгебра», алгоритм», «цифра», «корень», «синус». Арабского происхождения также многие астрономические термины и большинство названий звезд.

«Полная история математики средневекового Ислама еще не может быть написана, так как многие из этих арабских рукописей лежат неизученными Тем не менее, в общих чертах она известна. В частности, исламские математики полностью разработали десятичную позиционную систему счисления, включая десятичные дроби, систематизировали изучение алгебры и начали рассматривать отношения между алгеброй и геометрией, изучили и продвинулись вперед в наиболее важных греческих геометрических трактатах Евклида, Архимеда и Аполлония, значительно усовершенствовали плоскую и сферическую геометрию».
Виктор Кац (Victor Katz) — Американский математик, профессор Массачусетского технологического института.
«Мусульмане — учителя математики нашего Ренессанса».
Жак Рислер (Jacques C. Risler) профессор парижского Института Ислама
«Мир в огромном долгу у арабских ученых за сохранение и передачу потомкам наследия классиков греческой математики …»
Дэвид Смит (David E. Smith) (1860- 7 944) американский математик, Президент Математической ассоциации Америки в 1920 г.
«Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная западная математическая наука не что иное, как продолжение исламской математики».
Эмиль-Феликс Готье (Emile-Felix Gautier) (1864-1940) почетный профессор Алжирского университета.

Значительный вклад в сокровищницу науки и техники внесла арабо-мусульманская средневековая культура, во много раз превосходившая тогдашнюю европейскую культуру. Немалая роль здесь принадлежит тому, что в основе ислама лежала забота о правоверных в земном мире, а различные научные дисциплины оказывали в этом существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология весьма были полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Не менее важно и то, что эти дисциплины и умозрительная философия не вызывали опасений у мусульманских ортодоксов еще и потому, что многие не разбирались в них. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых препятствий, к достижению ими высокого уровня.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Джабар Ибн Хайян из Куфы заложил основы экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории научной химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. Арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались мусульманскими и христианскими хирургами. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160гг.). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сена, спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно, в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства, в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: