В пункте 3 параграфа 8 найдите не менее трех подтверждений значительного вклада феофана

Обновлено: 17.05.2024

1. Какие события вызвали потребность в общерусском летописании?

Объединение русских земель вызвало потребность в общерусском летописании. В 1305 г. при дворе тверского великого князя Михаила Ярославича впервые была создана летопись, в которую вошли не только местные, но и новгородские, рязанские, смоленские и южнорусские известия. В Тверском летописном сборнике впервые прозвучала мысль о необходимости борьбы с Ордой.

2. Как летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи?

Общерусской летописью стал свод 1448 года. Именно он выразил главную идею эпохи. Его автор впервые высказал идею о необходимости объединения московских земель с Ростовом, Суздалем, Тверью и Великим Новгородом для совместной борьбы с «погаными».

1. Какие главные события в христианском мире XIV—XV вв. нашли отклик в поучениях, посланиях, повестях?

Значительную часть русских литературных произведений 14-15вв составляли поучения и послания посвященные вопросам веры, нравственности, отношения между светской и духовной власти, позиции России в христианском мире.

2. Чем христианское поучение «Домострой» было важно для простых семей, посадских и сельских жителей?

То что сегодня называется домоводством, ранее можно было назвать домостроем. Так «Домострой» рассказывал, как следует вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, и какими должны быть отношения между членами семьи.

1. Чем можно объяснить неудачу русских мастеров, возводивших Успенский собор в Московском Кремле в конце XV в.?

Факты создания нового собора весьма интересны. Так на месте ветхого Успенского собора московские у мастеров Кривцова и Мышкина случился казус. Стены храма неожиданно рухнули.

2. Почему именно итальянским мастерам было поручено начать строительство кремлёвских храмов и новых крепостных стен?

Этот факт можно объяснить большим доверием именно итальянским мастерам. У них был значительный опыт как в архитектурном оформлении, так и в конструкторских решениях при возведении соборов. А строительство, которое развернулось в то время в Москве, потребовало привлечения огромного количества профессиональных зодчих. В итоге сюда съехались мастера из Пскова, Твери, Новгорода Великого, Ростова, а также и из Италии — Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио. Кремль как раз стал результатом их работы — это уникальный памятник мирового зодчества, гармоничный плод сотрудничества представителей разных народов, разных культур, разных строительных традиций.

1. Кто сыграл большую роль в возобновлении древнерусской иконописной традиции в XIV в.?

XIV в. из Византии в Новгород приехал иконописец и мастер монументальных фресковых росписей Феофан Грек. В итоге первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где они и обучались иконописи.

2. Что отличало работы Феофана Грека от произведений других русских иконописцев XIV—XV вв.?

Существует прекрасное письмо московского книжника Епифания Премудрого (1415 года) , в котором в нескольких предложениях описаны манера работы Феофана и даже его характер.

Через чувственное — наши глаза — напрямую передает духовное послание душе и духу человека.
Фрески Преображенского храма — Спас Вседержитель в куполе, праотцы и пророки в барабане, росписи апсиды (святители, Евхаристия, несколько Праздников, Сошествие во ад, «Проповедь Христа апостолам» ) и Троицкого придела (ветхозаветная Троица, столпники, «Знамение» с ангелами, Престол со святителями, медальоны со святыми) .
В них Феофан полностью концентрируется на изображении отдельных фигур (даже если это сцены) , а не на взаимодействии персонажей и повествовании о том или ином событии. Образы строгие, сосредоточенные. Основной художественный прием художника — пробела (высветления, вспышки краски) , которые призваны выделить главные черты фигур, при этом они показывают внутреннюю силу и энергию, дополнительно подчеркивают сосредоточенность, глубину, обращенность вовнутрь.
Духовное усилие — вот главная характеристика и образов, и самого творческого процесса иконописца. Он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий.
Им расписаны:
•Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
Архангельский собор Кремля (1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)

Им написаны знаменитые иконы:
Икона Божией Матери Донская (1380?)
Икона Успение Богородицы (1380?)
Преображение (1408)
Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.

Вопросы и задания к параграфу 28

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) О каких событиях своего времени говорил Сергий Радонежский, упоминая «страх ненавистной розни мира сего»? Что должен сделать человек, чтобы преодолеть свой страх? 2) Как святой соотносил духовное и земное в жизни человека? 3) Напишите небольшой рассказ на тему «Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?».

1) Сергий Радонежский поднимал вопросы веры и нравственности. В его речах встречается противопоставление и сосуществовании на Руси власти светской и религиозной. Он говорит о своем месте Русского государства в христианском мире, о его роли в христианстве. Дабы преодолеть страх надо воззреть на Святую Троицу – верить в Бога и молиться.

2) Одно не должно противоречить другому. Оно должно дополнять друг друга. Духовное и земное в жизни человека должно сосуществовать и гармонично дополнять друг друга.

3) Рассказ Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?

Сергий Радонежский является духовным собирателем культурных и исторических ценностей русского народа, с которым связаны важные события Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Так Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые невосприимчивые и ожесточённые сердца. Он очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Также Сергий открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 219 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Как соотносятся определения древнерусской иконописи – «умозрение в красках» и знаменитая икона? 3) Почему знаменитые иконописцы XIV — XV вв. были не только искусными художниками, но и самыми пресвященными людьми своего времени?

1) Знаменитая икона Андрея Рублева «Троица» является каноном церковного искусства. На картине изображены три фигуры: Бог Отец, Сын и Святой Дух. Изображены они как три ангела, которые ведут беседу между собой. Глова каждого из них окружена золотым ликом, что указывает на их святость. Все трое улыбаются. Посредине иконы изображена чаша, которая символизирует собой страдания Христа. В руках у них скипетры – символ власти. Ангелы обеспокоены порокам, в которых погрязли люди и пытаются помочь им выбрать их него.

2) Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви – следование канонам (типы изображения, композиционные схемы, символика).

3) Первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве, Пётр и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где мастера учились не только иконописи, но и основам образования.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) строительство Московского Кремля из дуба; 2) строительство третьего Московского Кремля из белого камня; 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича; 4) строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо — Восточной Руси; 5) создание первой общерусской летописи.

1) 1339 г. (строительство Московского Кремля из дуба)
2) 1367 г. (строительство третьего Московского Кремля из белого камня)
3) 1485 г. (начало строительства Московского Кремля из красного кирпича)
4) 1285 г. (строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо — Восточной Руси)
5) 1448 г. (создание первой общерусской летописи)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV — XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военном, политическим, хозяйственным?

«Иноземное иго разрушило многое, но не духовные традиции русских людей, это позволило стране бороться за восстановление государства и общества».

Сохранение и создание духовных ценностей русского народа, все что хранила, множила и создавала русская православная церковь и священнослужители, позволило стране бороться за восстановление государства, общества, культуры. При этом использовав эти ценности для усиления духовной силы и веры в Бога.

Мнение историка, страница 224

1. Как объяснить тот факт, что Русь приняла от Византии летосчисление от сотворения мира, а начало нового года сохранила славянское – 1 марта? Почему дата 7000 год от сотворения мира вызвала предположение о конце света?

Известно, что (1 марта) символизировало собой начало сельскохозяйственного года, время когда начинались обработка земли и посев. Это было важным периодом года для русского народа, потому что основу его хозяйственной жизни составляло земледелие. Счет времени принятый в Византии на Руси полностью принят не был. Так согласно библии мир создавался семь дней, когда в писании упоминалась, что для создании требовалась тысяча лет и они принимались за дни. Новое летоисчисление от Византии не было полностью принято на тот момент. В Библии говорится о том, что Бог создавал землю за семь дней, один день равен одной тысячи, поэтому люди верили, что 7000 год – это год, когда заканчивается история. а само собой будет Конец Света.

2. Как относились к возможному концу света церковные иерархи и их соперники – еретики? Как церковные деятели объяснили то, что конец света не состоялся? Выберите три даты в истории России до начала XVI в. и переведите в летосчисление от сотворения мира.

Что относительно еретиков, то издевательски относились к концу света, они говорили: «. ныне седмь тысящь прошло, а конца несть: ино и святии — дети отцы солгали».

В целом объяснение было условным и оправдывающим. Так главы церкви выступили так: «Изложением пасхалии» — программным документом, написанным от имени митрополита Зосимы. 27 ноября 1492 г. Зосима изложил пасхалию на 20 лет «на Москве на соборе». Глухо упомянув о «еретичьствующих», митрополит повторил банальное утверждение, что никто не знает, когда наступит конец света и второе пришествие Христово, и сообщил о составлении пасхалии на следующую (восьмую) тысячу лет».

1240 г. (Невская битва) – 6748 г.
1380 г. (Куликовская битва) – 6888 г.
1480 г. (Стояние на реке Угре) – 6988 г.

Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что в большей степени повлияло на государственное строительство Московской Руси: православная вера, европейское влияние или более чем двухсотлетнее иноземное иго.

«Верность православной вере и осознание исторической принадлежности к европейской цивилизации превратили раздробленные русские земли в централизованное государство — Московскую Русь, шаг за шагом преодолевающее негативные последствия ордынского владычества и постепенно входящее на равных правах в семью государств Европы»

Вера (православная) общие интересы безопасности, экономики и государственности способствовали тому, что не только Русь свергла иноземное владычество (иго), но и послужили основой для создания самого значимого государства в Восточной Европе, с которым теперь должен считаться весь мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Цель: создать условия для знакомства с церковной реформы Петра I, продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать исторический документ, аргументировать собственную позицию.

Задачи урока:

Объяснить причины проведения церковной реформы

Выяснить положение традиционных конфессий

Работать над основными датами и понятиями

Продолжить формирование работы с текстом учебника, документами

Выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать

Оперировать терминами, делать выводы

Воспитывать у школьников интерес к изучению истории своей страны

Продолжить прививать учащимся интерес к истории как к науке

Планируемые результаты:

Воспитание само- и взаимоуважения

Развитие сотрудничества при работе в парах

Воспитание интереса к истории как к науке

Работать с учебной и внешкольной информацией

Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную, и второстепенную

Определять свою роль в учебной группе

Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе

Объяснить причины и следствия ключевых событий церковной реформы

Дать оценку церковной реформе и личности самого ПетраI

Актуализация знаний

- Как изменилось положение дворянства при Петре 1?

- Приведите аргументы, подтверждающие. Что при Петре 1 пу3ть к карьере был открыт талантливым людям независимо от их происхождения.

- Назовите изменения в жизни горожан при Петре 1.

- Какие тяготы приходилось испытывать крестьянам в годы правления Петра 1?

Мотивация к изучению темы урока

- О ком говорил Петр Великий и что он имел в виду: «Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам»?

- Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? (церковь стала противопоставлять себя царю, даже ставить выше церковь над государством)

- Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество.

- Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чем ее суть?

- Оцените роль Русской Православной церкви в жизни Российского государства. (Роль церкви возрастала, Россия уже не могла считаться светским государством)

Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

- Давайте подумаем, как звучит тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

- Как вы думаете, Петр I смирился с тем, что церковная власть и авторитет намного выше светской власти? ( Ответы учащихся).

- Какой будет учебная задача урока? (Прочитайте стр. 53 )

Изучение темы урока

Работа с учебником

1. Прочитайте п.1. параграфа 8.

- Сформулируйте причины и предпосылки церковной реформы. (Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ, Чрезмерный авторитет церкви, Экономическая независимость церкви)

- Сформулируйте цель и задачи церковной реформы (Ликвидация экономической и административной автономии, Снижение численности духовенства, Борьба с нищенством)

2. Прочитаем §8 п.2.(выборочное чтение.)

- Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?

В 1700 году Петр I запретил проводить выборы нового патриарха

1701 год - восстановлен Монастырский приказ

Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский

- О чем говорил, принятый Петром 1 в 1721 г. «Духовный регламент»?

1721 год – издание «Духовного регламента», упразднение патриаршества

Словарная работа

- Дайте определение понятиям Синод, обер – прокурор,

- Автором «Духовного регламента» являлся Феофан Прокопович. Кем был этот человек?

3. Прочитаем §8 п.3, стр. 53( самостоятельно)

- Каково было влияние Феофана Прокоповича на церковную реформу Петра I?

- Найдите не менее трёх подтверждений значительного вклада Феофана Прокоповича в русскую культуру.

- Найдите в тексте §8 п.2 информацию о деятельности Синода?

- Как данный указ отражает представления Петра I о взаимоотношение Церкви и государства?

4. Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: поповщина и беспоповщина.

- Найдите ответ, что представляло собой каждое течение в §8 п. 4 ?

Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)

Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств (радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

- Какие действия были предприняты Петром 1 в отношении старообрядцев?

- Какие меры предпринимал Петр 1 в отношении иноверцев и их веры, проживавших в России?

- Как со старообрядцами боролся нижегородский епископ Питирим?

Закрепление изученного материала

- Назовите основные положения церковной реформы Петра 1.

- Каково значение церковной реформы Петр? (Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви. Сословное значение - снижение влиятельности сословия духовенства.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Цель: создать условия для знакомства с церковной реформы Петра I, продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать исторический документ, аргументировать собственную позицию.

Задачи урока:

Объяснить причины проведения церковной реформы

Выяснить положение традиционных конфессий

Работать над основными датами и понятиями

Продолжить формирование работы с текстом учебника, документами

Выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать

Оперировать терминами, делать выводы

Воспитывать у школьников интерес к изучению истории своей страны

Продолжить прививать учащимся интерес к истории как к науке

Планируемые результаты:

Воспитание само- и взаимоуважения

Развитие сотрудничества при работе в парах

Воспитание интереса к истории как к науке

Работать с учебной и внешкольной информацией

Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную, и второстепенную

Определять свою роль в учебной группе

Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе

Объяснить причины и следствия ключевых событий церковной реформы

Дать оценку церковной реформе и личности самого ПетраI

Актуализация знаний

- Как изменилось положение дворянства при Петре 1?

- Приведите аргументы, подтверждающие. Что при Петре 1 пу3ть к карьере был открыт талантливым людям независимо от их происхождения.

- Назовите изменения в жизни горожан при Петре 1.

- Какие тяготы приходилось испытывать крестьянам в годы правления Петра 1?

Мотивация к изучению темы урока

- О ком говорил Петр Великий и что он имел в виду: «Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам»?

- Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? (церковь стала противопоставлять себя царю, даже ставить выше церковь над государством)

- Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество.

- Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чем ее суть?

- Оцените роль Русской Православной церкви в жизни Российского государства. (Роль церкви возрастала, Россия уже не могла считаться светским государством)

Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

- Давайте подумаем, как звучит тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

- Как вы думаете, Петр I смирился с тем, что церковная власть и авторитет намного выше светской власти? ( Ответы учащихся).

- Какой будет учебная задача урока? (Прочитайте стр. 53 )

Изучение темы урока

Работа с учебником

1. Прочитайте п.1. параграфа 8.

- Сформулируйте причины и предпосылки церковной реформы. (Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ, Чрезмерный авторитет церкви, Экономическая независимость церкви)

- Сформулируйте цель и задачи церковной реформы (Ликвидация экономической и административной автономии, Снижение численности духовенства, Борьба с нищенством)

2. Прочитаем §8 п.2.(выборочное чтение.)

- Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?

В 1700 году Петр I запретил проводить выборы нового патриарха

1701 год - восстановлен Монастырский приказ

Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский

- О чем говорил, принятый Петром 1 в 1721 г. «Духовный регламент»?

1721 год – издание «Духовного регламента», упразднение патриаршества

Словарная работа

- Дайте определение понятиям Синод, обер – прокурор,

- Автором «Духовного регламента» являлся Феофан Прокопович. Кем был этот человек?

3. Прочитаем §8 п.3, стр. 53( самостоятельно)

- Каково было влияние Феофана Прокоповича на церковную реформу Петра I?

- Найдите не менее трёх подтверждений значительного вклада Феофана Прокоповича в русскую культуру.

- Найдите в тексте §8 п.2 информацию о деятельности Синода?

- Как данный указ отражает представления Петра I о взаимоотношение Церкви и государства?

4. Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: поповщина и беспоповщина.

- Найдите ответ, что представляло собой каждое течение в §8 п. 4 ?

Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)

Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств (радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

- Какие действия были предприняты Петром 1 в отношении старообрядцев?

- Какие меры предпринимал Петр 1 в отношении иноверцев и их веры, проживавших в России?

- Как со старообрядцами боролся нижегородский епископ Питирим?

Закрепление изученного материала

- Назовите основные положения церковной реформы Петра 1.

- Каково значение церковной реформы Петр? (Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви. Сословное значение - снижение влиятельности сословия духовенства.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из нелёгких заданий - финансовая математика. Учителя часто игнорируют эти задания, а ученики не любят их ввиду запутанных условий. Однако, всё не так сложно, как кажется с первого взгляда, нужно только внимательно и скрупулёзно разобраться с принципом решения таких задач. В данной разработке подробно разбирается принцип решения задач на вклады, приведены примеры их решения и собраны задачи для самостоятельного решения из базы данных ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Задание 17 ЕГЭ. Финансовая математика. Вклады.»

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ.

ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА. ВКЛАДЫ

БАНКОВСКИЕ ЗАДАЧИ НА ВКЛАДЫ

Нахождение срока вклада.

Вычисление процентной ставки по вкладу.

Нахождение суммы вклада.

Нахождение ежегодной суммы пополнения вклада.

Нахождение прибыли от вклада.

Разберём задачи на вклады. Обычно встречаются задачи на вклады двух типов: без ежегодного взноса определённой суммы и с внесением такой суммы.

Для определённости введём обозначения, используемые при решении задач.


– сумма первоначального вклада.

– сумма ежегодного вклада (часто ).


– временной промежуток (количество месяцев, лет).


– сумма через n лет (месяцев).


– процентная ставка.

Задачи на вклады решаются двумя способами: с помощью таблиц и с помощью формул. Рассмотрим задачу на вклад с ежегодным пополнением на определённую сумму.

I способ. Приведём пример таблицы накопления вклада. Таблицы удобны, если временной промежуток вклада невелик.

дата или № года (месяца)

% на сумму в конце года (месяца)

сумма с учётом %

сумма вклада

сумма в конце года (месяца)












Из таблицы видно, что чем больше срок вклада, тем сложнее вычисления. Поэтому, при больших сроках удобнее пользоваться формулами.

II способ. Чтобы понять, откуда берётся формула, приведём её вывод. Воспользуемся таблицей выше. Рассмотрим сумму вклада в конце второго года (месяца).





В последнем выражении, в квадратных скобках стоит сумма п членов геометрической прогрессии, в которой . Воспользуемся формулой для .


Тогда общая сумма вклада через п лет (с учётом пополнения) будет:


Если же в n-ом году счёт будет закрыт, то последнего пополнения не будет! Тогда формула имеет вид:

Если сумма ежегодного пополнения равна первоначальному взносу , то формула принимает более компактный вид:

В задачах на вклады без ежегодного пополнения ситуация немного проще.

дата или № года (месяца)

% на сумму в конце года (месяца)

сумма в конце года (месяца)




через п лет

В виде формулы это выглядит так:

Банк выплачивает 4 % годовых. Через сколько лет внесённая сумма удвоится?


– сумма вклада, , .

По окончании первого года, после начисления процентов, на счёте станет:

По окончании второго года, после начисления процентов, на счёте станет:

На какой срок необходимо вложить 5000 рублей при 30% годовых, чтобы сумма дохода составила 560 рублей?

Так как сумма дохода равна , то срок вклада будем рассчитывать в днях, и т.к. нас интересует только доход, то . Эта формула означает следующее: на первоначальный взнос назначается годовой процент р, но т.к. срок вклада меньше года, то эту сумму делят на 365 дней и умножают на количество дней, в течении которых вклад находился в банке (п). Важно, что здесь не добавляется сам первоначальный взнос, т.е. формула отражает чистую прибыль.

На какой срок необходимо вложить 15 000 рублей при 9 % годовых, чтобы сумма дохода составила 2 000 рублей?

Так как нас интересует только доход, то

За время хранения вклада в банке проценты по нему начислялись ежемесячно сначала в размере 5%, затем 12%, потом и, наконец, 12,5% в месяц. Известно, что под действием каждой новой процентной ставки вклад находился целое число месяцев, а по истечении срока хранения первоначальная сумма увеличилась на . Определите срок хранения вклада.


– сумма вклада;


месяцев – срок начисления 5% ставки;

месяцев – срок начисления 12% ставки;

месяцев – срок начисления % ставки;

месяцев – срок начисления 12,5% ставки.

При ставке 5% через месяц сумма вклада составила . Через два месяца сумма вклада составила . И так далее, через п месяцев сумма вклада составит .

При ставке 12% через месяц сумма вклада составит:

. Через два месяца –

. И так далее, через т месяцев сумма вклада составит .

Аналогично, при ставке через k месяцев сумма вклада будет .

Так же, при ставке 12,5% через l месяцев сумма вклада будет .

По условию задачи известно, что по истечении срока хранения первоначальная сумма увеличилась на , т.е. составила .

Значит, весь срок вклада составляет: месяцев.

Ответ: 7 месяцев

Гражданин Петров по случаю рождения сына открыл 1 сентября 2008 года в банке счёт, на который он ежегодно кладёт 1000 рублей. По условиям вклада банк ежегодно начисляет 20% на сумму, находящуюся на счёте. Через 6 лет у гражданина Петрова родилась дочь, и 1 сентября 2014 года он открыл в другом банке счёт, на который ежегодно кладёт по 2200 рублей, а банк начисляет 44% в год. В каком году после очередного пополнения суммы вкладов сравняются, если деньги со счетов не снимают?

Решение. Сначала рассмотрим как происходит накопление денежных средств на счёте сына. Так как каждый год банк начисляет 20% на сумму, которая была в конце предыдущего года, то вся сумма будет составлять 120%. Затем прибавляем ежегодный взнос 1000 руб.

сумма на счёте сына

через n лет

Теперь рассмотрим сумму на счёте сына через n лет.

В этой сумме слагаемое (слагаемых со степенями п плюс первое слагаемое). Нетрудно заметить, что эта сумма представляет собой сумму геометрической прогрессии, у которой . Воспользуемся формулой суммы членов геометрической прогрессии:

Это сумма, которая будет на счёте сына через п лет.

сумма на счёте дочери

через n-6 лет

Теперь рассмотрим сумму на счёте дочери через n - 6 лет.

В этой сумме слагаемых (слагаемых со степенями п - 6 плюс первое слагаемое). Эта сумма представляет собой сумму геометрической прогрессии, у которой . Воспользуемся формулой суммы членов геометрической прогрессии:

Это сумма, которая будет на счёте дочери через п - 6 лет.

В задаче поставлено условие, что суммы вкладов сына и дочери должны сравняться, поэтому приравниваем их.

Значит, суммы на счетах сына и дочери сравняются через 11 лет после открытия счёта сына. И это произойдёт в году.

Ответ: в 2019 году.

Алексей приобрёл ценную бумагу за 8 тыс. рублей. Цена бумаги каждый год возрастает на 1 тыс. рублей. В любой момент Алексей может продать бумагу и положить вырученные деньги на банковский счёт. Каждый год сумма на счёте будет увеличиваться на 8%. В течение какого года после покупки Алексей должен продать ценную бумагу, чтобы через двадцать пять лет после покупки этой бумаги сумма на банковском счёте была наибольшей?

Решение. Рассмотрим два способа решения данной задачи.

I способ. Составим сравнительную таблицу стоимости ценной бумаги после увеличения цены и банковского процента.

стоимость ценной бумаги в начале года

сумма увеличения стоимости ценной бумаги

общая стоимость ценной бумаги в конце года

банковский процент (8%)

Из таблицы видно, что банковский процент превысит сумму увеличения стоимости ценной бумаги через 5 лет, значит, продавать бумаги надо в течение 6 лет.

II способ. Если ценная бумага будет находится у Алексея n лет, то через n лет он получит рублей. Если в начале го года Алексей продаст бумагу и положит деньги в банк, то по итогам года получит Это следует делать, если . Найдем, каким должно быть число n.


– число целое, значит, . Так как Алексей положил деньги в банк в течении года, то максимальную прибыль он получит, если положит деньги в банк в течении 6 года.

Ответ: в течении 6 года.

В январе 2000 года ставка по депозитам в банке «Возрождение» составила х% годовых, тогда как в январе 2001 года она была у% годовых, причём известно, что x + y = 30%. В январе 2000 года вкладчик открыл счёт в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму. В январе 2001 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счёта пятую часть этой суммы. Укажите значение х, при котором сумма на счёте вкладчика в январе 2002 года станет максимально возможной.


Решение. Пусть – первоначальный вклад. При годовых через год на счёте будет . После снятия со счёта , на нём осталось:

. На эту сумму через год начислили и на счёте стало . Так как , то . Тогда:

Мы получили функцию относительно переменной х:

Наибольшее значение эта квадратичная функция достигает в своей вершине, т.к. ветви её направлены вниз. Найдём абсциссу вершины параболы:

Итак, при сумма на счёте вкладчика в январе 2002 года будет максимально возможной.

Баба Валя, накопив часть своей пенсии, решила улучшить своё материальное положение. Она узнала, что в Спёрбанке от пенсионеров принимают вклады под определённый процент годовых и на этих условиях внесла свои сбережения в ближайшее отделение Спёрбанка. Но через некоторое время соседка ей рассказала, что недалеко от той местности, где проживают пенсионеры, есть коммерческий банк, в котором процент годовых для пенсионеров-вкладчиков в 20 раз выше, чем в Спёрбанке. Баба Валя не доверяла коммерческим банкам, но стремление улучшить своё материальное положение взяло верх. После долгих колебаний и ровно через год после открытия счёта в Спёрбанке, Баба Валя сняла половину образовавшейся суммы от её вклада, заявив: «Такой навар меня не устраивает!» И открыла счёт в том коммерческом банке, о котором говорила её соседка, не теряя надежды на значительное улучшение своего материального благосостояния. Надежды оправдались: через год сумма Бабы Вали в коммерческом банке превысила её первоначальные кровные сбережения на 65%. Сожалела Баба Валя, что год назад в Спёрбанке сняла не всю сумму, а лишь половину, однако, подумала: «А где же мы не теряли. » Гендиректор коммерческого банка оказался хорошим: не оставил Бабу Валю без навара! А каков в Спёрбанке процент годовых для пенсионеров?

Решение. Пусть – первоначальные накопления; - процентная ставка в Спёрбанке, тогда - процентная ставка в коммерческом банке. Открыв счёт в Спёрбанке, через год на нём образуется сумма . В коммерческий банк была внесена сумма, равная половине этой, т.е. . Через год в коммерческом банке на счёте, после начисления процентов, будет . По условию задачи известно, что эта сумма на 65% больше, чем первоначальные накопления, т.е. составляет 165% от и равна . Составляем уравнение:

не удовлетворяет условию задачи, значит, в Спёрбанке процентная ставка равна 10%.

Банк под определённый процент принял некоторую сумму. Через год четверть накопленной суммы была снята со счёта. Банк увеличил процент годовых на 40 процентных пунктов (то есть увеличил ставку а% до (а + 40)%). К концу следующего года накопленная сумма в 1,44 раза превысила первоначальный вклад. Каков процент новых годовых?


Решение. Обозначим первоначальный вклад через , а первоначальную процентную ставку через а%. Тогда через год, после начисления процентов на счёте станет Четверть этой суммы сняли со счёта, тогда осталось:

. На эту оставшуюся сумму через год начислили проценты в размере . В итоге, к концу года на счёте накопилась сумма: . По условию задачи известно, что она превысила первоначальный вклад в 1,44 раз, т.е. стала равной . Составим уравнение:

не удовлетворяет условию задачи. Значит, первоначальная процентная ставка составляла 20%. Поэтому новая процентная ставка равна: .

По вкладу «А» банк в течение трёх лет в конце каждого года увеличивает на 10 % сумму, имеющуюся на вкладе в начале года, а по вкладу «Б» — увеличивает на 11 % в течение каждого из первых двух лет. Найдите наименьшее целое число процентов за третий год по вкладу «Б», при котором за все три года этот вклад всё ещё останется выгоднее вклада «А».


Решение. Обозначим через - первоначальную сумму по обоим вкладам, а через – процентную ставку вклада «Б» на третий год. Составим таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

Просмотр содержимого документа
«Методический комплекс к уроку истории россии: церковная реформа. положение традиционных конфессий»

Предпосылки Петровских преобразований ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС. УРОК 9

Церковная реформа «Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое – государь и патриарх. Они забыли, в самой древности сие было совокупно…» Пётр I

«Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое – государь и патриарх. Они забыли, в самой древности сие было совокупно…»

Пётр I

Домашнее задание: Параграф 8 Вопросы и задания на стр. 56 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57).

Домашнее задание:

Вопросы и задания на стр. 56

Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57).

  • *Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России до церковной реформы 1721 г. и после её проведения.
  • *Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи. Решёнными ли были эти задачи?
  • *Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в европейских странах. Используя Интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни

Проблемный вопрос ! (стр.53)

С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

План урока

План урока

Пётр I и церковь

Пётр I и церковь Задание

Пётр I и церковь

Причины и предпосылки

  • Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
  • Чрезмерный авторитет церкви Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
  • Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Пётр I и церковь

Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?

Пётр I и церковь Цели и задачи

Пётр I и церковь

Цели и задачи

  • Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
  • Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
  • Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Пётр I и церковь

К церкви Петр I подходил с рациональной позиции «общей пользы» - трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.

Дворяне- служат

Крестьяне и горожане- платят подати

Духовенство- воспитывает паству

Упразднение патриаршества Какие изменения в жизни церкви произошли при Петре I ?

Какие изменения в жизни церкви произошли при Петре I ?

Упразднение патриаршества 1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве . Патриаршество упразднялось. Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода. Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве .

Патриаршество упразднялось.

Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.

Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

Упразднение патриаршества Задание

  • Перечислите меры, с помощью которых Петр I пытался поставить Церковь на службу государству.
  • Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
  • Главная мысль текста документа
  • Найдите в тексте оправдание этой меры
  • Перечислите виды наказаний за неисполнение указа
  • Перед кем священник произносил текст присяги?
  • Как данный указ отражает представления ПетраIо взаимоотношение Церкви и государства?

Пётр I и церковь

Упразднение патриаршества

Упразднение патриаршества Задание

Упразднение патриаршества Задание

Упразднение патриаршества Задание

Упразднение патриаршества 1700 год - учреждение должности «местоблюстителя патриаршеского престола»- митрополит Стефан Яворский. 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Церковь содержала школы и богадельни Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

1700 год - учреждение должности «местоблюстителя патриаршеского престола»- митрополит Стефан Яворский.

1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.

Церковь содержала школы и богадельни

Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

Упразднение патриаршества Синод

Упразднение патриаршества Синод

Упразднение патриаршества Синод

Члены Синода получали жалование и приносили присягу .

Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.

Упразднение патриаршества Указы Сената и Синода 1722 года

чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались

Феофан Прокопович. Какова было влияние Феофана Прокоповича на церковную реформу Петра I ?

Какова было влияние Феофана Прокоповича на церковную реформу Петра I ?

Феофан Прокопович. Задание

Феофан Прокопович. Задание

  • Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
  • 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

Феофан Прокопович. 1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей

Феофан Прокопович. 1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей


Феофан Прокопович. Задание: заполните схему

Феофан Прокопович. Задание: заполните схему

Старообрядцы и другие конфессии В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Старообрядцы и другие конфессии

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Старообрядцы и другие конфессии В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:

Старообрядцы и другие конфессии

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:

  • Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
  • Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

Старообрядцы и другие конфессии

Для старообрядцев было введено:

Старообрядцы и другие конфессии

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»

ПРОТЕСТАНТЫ - строили кирхи и приглашали пасторов.

В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году - костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.

МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).

ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: