В соответствии с золотым правилом бюджетного дефицита займы не должны превышать

Обновлено: 30.04.2024

1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
- В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
- 2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
- 3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
- 4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
- В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
- 5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
- В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
- 6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

БК РФ Статья 92.1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2022 г. дефицит бюджета субъекта РФ может превысить ограничения, установленные п. 2 ст. 92.1, на сумму бюджетных ассигнований на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений, снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, в пределах положительной разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2022 г. дефицит бюджета субъекта РФ может превысить ограничения, установленные п. 3 ст. 92.1, на сумму бюджетных ассигнований на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Ст. 92.1 БК РФ. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета

Следующий аргумент в пользу займов основан на двух замечательных классических идеях: бремя долга переносится на будущие поколения, и налоги платят те, кому расходы государства приносят выгоду.

Объединяя эти идеи в одну фразу, можно сказать, что будущие поколения должны финансировать нынешние расходы бюджета в той мере, в какой эти расходы им выгодны. Текущие расходы им выгоды не приносят. Это расходы государства на само себя, например, на оплату труда государственных служащих. Выгоду будущим поколениям приносят капитальные расходы. Это расходы на оказание услуг обществу, а если строго - на приобретение вновь произведенных активов, являющееся частью валовых инвестиций в текущем периоде.

Тут уместно вновь вернуться к модели Масгрейва, взятой нами за путеводную нить в лабиринтах бюджетной политики. Сейчас важна не модель, а ее расхождение с действительностью. Масгрейв предупреждает, что модель основана на упрощенном представлении о том, как выявляются общественные потребности и цели распределения доходов.

В частности, сильным упрощением является предположение о том, что ОРР балансирует налогами только текущие расходы. В действительности государство покупает и активы, то есть несет капитальные расходы.

Вслед за «поздними» классиками Масгрейв заявляет, что финансировать капитальные расходы следует займами, а текущие - налогами. Он обозначил этот принцип термином «плати и пользуйся». «Принцип "плати и пользуйся" приобретает значение в свете того факта, что предоставленные государством объекты часто потребляются несколькими поколениями налогоплательщиков. Принцип "плати и пользуйся" прямо следует из налогообложения по принципу "платит тот, кому выгодно", и чтобы распределить издержки между поколениями, необходимо долговое финансирование».

Масгрэйв приводит следующую числовую иллюстрацию (таблица 22).

Пусть имеется объект, чьи «услуги» доступны равными частями пяти поколениям на протяжении трех периодов. Каждое поколение проживает все три периода, и население стабильно. И пусть заемные средства, предоставленные каждым поколением, должны быть возвращены ему до конца его существования.

Таблица 2-2. Займы и равенство поколений Период Источник П латежи каждого поколения Все средств1 1 2 3 4 5 платежи

за период 1 Налоги 11,1 11,1 11,1 t t 33,3 Займы 33,3 33,3 t t 66,7 Погашение t t AC -8,3 -8,3 -8,3 t t -25,0 AI -2,8 -36,1 -36,1 t t -75,0 2 Налоги t 11,1 11,1 11,1 t 33,3 Займы t 16,6 t 16,6 Погашение t 33,3 16,6 t 49,9 AC t -8,3 -8,3 -8,3 t -25,0 AI t 30,5 13,8 -19,4 t 25,0 3 Налоги t t 11,1 11,1 11,1 33,3 Займы t t Погашение t t 16,6 16,6 33,3 AC t t -8,3 -8,3 -8,3 -25,0 AI t t 13,8 13,8 -2,8 25,0 1-3 Налоги 11,1 22,2 33,3 22,2 11,1 100,0 Займы 33,3 33,3 16,6 83,2 Погашение 33,3 33,3 16,6 83,2 AC -8,3 -16,7 -25,0 -16,7 -8,3 -75,0 AI -2,8 -5,5 -8,4 -5,5 -2,8 -25,0 1 AC - изменение потребления, ДІ - изменение инвестиций, f - неродившиеся и умершие. Источник: Musgrave, Richard. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy, McGrow Hill Book Company, 1959, p. 564.

В первом периоде объектом пользуются поколения 1-3, во втором - поколения 2-4 и в третьем - поколения 3-5. Что внести свой вклад в создание объекта стоимостью 100 долл., поколения 1 и 5 должны оплатить по 1/9 всех затрат, поколения 2 и 4 - по 2/9, а поколение 3 - 3/9. Ради упрощения иллюстрации проигнорирует распределение процентных расходов.84

Все 100 долл. надо найти и потратить в первом периоде. 33,3 долл. дают налоги, равно поделенные между поколениями 1, 2 и 3. Остальное приносят займы у поколений 2 и 3. Поколение 1 не может дать взаймы, так как заемные средства не будут возвращены ему до конца его существования.

Во втором периоде налоги опять дают 33,3 долл., и уплачиваются они поколениями 2, 3 и 4. Долг поколению 2 погашается целиком. 16,6 долл. заимствуется у поколения 4 для возврата части долга поколению 3.

В третьем периоде 33,3 долл.

дают налоги, уплаченные поколениями 3, 4 и 5. Они идут на окончательное погашение долга поколениям 3 и 4. В ретроспективе 100 долл. поделены между пятью поколениями в соответствии с полученной ими выгодой от объекта. Займы позволили не только прокредитовать налогоплательщиков, но и распределить 100 долл. между поколениями, что невозможно при одном только налоговом финансировании.

Что касается изменений в распределении ресурсов частного сектора, пусть 75% налогов идет из частного потребления и 25% - из частных сбережений. Поскольку мы имеем дело с системой, где запланированные сбережения становятся инвестициями, 25% есть вычет из частных капиталовложений. Допустим также, что сбережения неэластичны по уровню процента. Тогда все займы государства уменьшают капиталовложения, а погашение долга увеличивает их. В последней колонке таблицы 3 мы видим, что в соответствии с принципом «плати и пользуйся» потребление сокращается на 25 долл. в каждом периоде. Капиталовложения сокращаются на 75 долл. в первом периоде, увеличиваются на 25 долл. в каждом из оставшихся периодов и в целом сокращаются на 25 долл. Таким образом, затраты на сооружение объекта делятся между потреблением и капиталовложениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Ведь мы допустили, что сбережения неэластичны по уровню процента. Если это допущение снять, то появление государства на рынке заемного капитала может вызвать рост уровня процента, а с ним и рост сбережений. Тогда часть затрат может «уйти» в потребление.

Итак, несправедливо по отношению к нынешним поколениям финансировать строительство железной дороги, которая будет служить и будущим поколениям, исключительно налогами. Будущие поколения не должны «эксплуатировать» нынешние, перекладывая на них бремя капитальных расходов. Но и оплачивать текущие расходы, приносящие пользу только нынешним поколениям, они тоже не должны.

Будущие поколения не могут заплатить налоги сейчас, но у них можно взять деньги в долг. Долг нужен, чтобы распределить бремя капитальных расходов между поколениями.

Займы сейчас означают дополнительные налоги в будущем, что и вовлекает будущие поколения в финансировании нынешних инвестиций. Если инвестиционные проекты отобраны непредвзято, то есть все экономические причины использовать займы для их финансирования. Чистая стоимость государства не меняется, и расходы на такое финансирование разумно распределяются между поколениями выгодоприобретателей.

Таково «золотое правило» государственных финансов - занимать, чтобы инвестировать. «Золотое правило» соблюдать проще, если разделить бюджет на текущий и капитальный. Центральная идея двойного бюджета - финансировать текущие расходы налогами, а капитальные - займами. Чтобы выполнялось «золотое правило», нужно иметь сбалансированный или слегка профицитный текущий бюджет. Тогда займы идут только на финансирование инвестиций, и дефицит в его привычном виде отсутствует.

Вставка 2-8. Двойной бюджет в Великобритании

Двойное бюджетирование является частью фискального менеджмента в Великобритании. В конце 1990-х годов тамошнее правительство пришло к следующим неутешительным выводам:

В прошлом инициативы в области бюджетной политики были неосмотрительными и шли вразрез с национальными экономическими интересами.

«Золотое правило» не соблюдалось ни в одном деловом цикле с начала 1970-х годов.

В последнем деловом цикле текущие расходы превысили текущие доходы на более чем 1% ВВП, что является нарушением «золотого правила» и означает несправедливый рост финансовой нагрузки на будущие поколения.

Даже с учетом приватизации государственные инвестиции оказались ниже минимального исторического и международного уровня.

Слишком часто фактическая фискальная позиция правительства оказывалась хуже запланированной.

Предыдущие подходы к фискальному менеджменту были лишены прозрачности и не придавали большого значения делению расходов на текущие и капитальные. В результате фискальные решения неточно отражали вклад будущих покалений в финансирование нынешних расходов; глубоко укоренилось пренебрежение к капитальным расходам; поощрялось сокращение капитальных, а не текущих расходов; структурные дефициты не выявлялись достаточно быстро, чтобы можно было избежать существенных потерь.

Более разумный подход должен был обеспечить прозрачность, подотчетность, осмотрительность и стабильность, установить четкую границу между текущими и капитальными расходами как в общем, так и в ведомственных планах расходов, возвысить долгосрочное планирование над краткосрочным, а результаты - над затратами.

«Золотое правило» соблюдается в пределах делового цикла. Это ставит капитальные расходы в равные условия с текущими, кладет конец пренебрежению капитальными расходами и разрушительной нестабильности государственных инвестиций.

Вложения в Фонд Британии используются для удвоения чистых государственных инвестиций с 0,5% до 1% ВВП. Это помогает экономике в краткосрочном плане, когда замедление роста может вызвать снижение частных инвестиций. В долгосрочном плане это

поддерживает рост, так как рост объема и качества инвестиций повышает производительность экономики.

Фонд модернизации капитала размером в 2,5 млрд. фунтов стерлингов используется для финансирования инновационных проектов, предусматривающих оказание обществу новых услуг, улучшение качества и повышение эффективности прежних услуг.

Инвестиционные стратегии правительственных департаментов увязвают инвестиции с ключевыми целями правительства и принципом окупаемости.

Учет и бюджетирование ресурсов поддерживают «золотое правило», так как используется метод начисления, позволяющий более полно отразить стоимость ресурсов, потребленных в каждом отчетном периоде. Плата за пользование ресурсами также служит постоянным стимулом для эффективного использования активов. 89

Вот как выглядит британский двойной бюджет. Сальдо текущего бюджета почти нулевое, и поэтому чистые займы равны чистым инвестициям.90

Правительство балансирует текущий бюджет в пределах делового цикла, а не ежегодно, то есть бюджет может быть дефицитным и профицитным, но в среднем за деловой цикл он сбалансирован.

Равно: чистые инвестиции 29 Чистые займы 29 Чистый долг правительства на конец года 484 Источник: Opportunity for all: The strength to take the long-term decisions for Britain.

Pre- Budget Report, December 2004. Presented to Parliament by the Chancellor of the Exchequer by Command of Her Majesty, p. 204.

Почему британское правительство вернулось к идее двойного бюджета, модернизируя свою бюджетную политику? Во-первых, «золотое правило» учитывает неодинаковую экономическую природу текущих и капитальных расходов и поощряет к наилучшему использованию государственных активов. Последнее обязано инвестировать в том объеме, который требуется экономике и необходим для поддержания его активов в хорошем состоянии. Невыполнение этого долга затрудняет предоставление услуг обществу, подрывает эффективность британского бизнеса и негативно сказывается на других аспектах жизни британцев. Во-вторых, «золотое правило» поддерживает принцип справедливого распределения бремени капитальных расходов между поколениями.

Спустя 10 десять лет британское правительство подтвердило свою приверженность идеям бюджетной реформы 1997 г. В среднесрочной перспективе бюджетная политика остается нацеленной на обеспечение здоровых государственных финансов и справедливое распределение эффекта расходов и налогообложения между поколениями. В краткосрочном плане правительство будет поддерживать денежную политику и, в частности, позволять автоматическим стабилизаторам сглаживать траекторию экономики. Достижение этих целей обеспечивается двумя жесткими фискальными правилами, действующими в рамках делового цикла:

«золотым правилом» - занимать, чтобы инвестировать (а не финансировать текущие расходы);

правилом устойчивых инвестиций - отношение чистого долга к

ВВП будет стабильным и консервативным и при прочих равных условиях не превысит 40% за деловой цикл.

Конец вставки 2-8

Правило № 4 «здоровых финансов» соблюдается так же непоследовательно, как и правила № 1 и № 2. Во многих странах, включая Россию и США, капитальный бюджет считают полезным, но действует принцип общего покрытия. Все расходы покрываются всеми доходами независимо от того, текущие это расходы или капитальные. Заемные средства можно «проесть», то есть ассигновать на текущее потребление государства или трансферты частному сектору.

Вставка 2-9. Принцип общего покрытия в Бюджетном кодексе России

«Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, - говорится в статье 92, - не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году». Следовательно, займами можно покрывать только инвестиции и расходы на обслуживание долга. Расходы на обслуживание долга - текущие, и в двойном бюджете они покрываются налогами.

Статья 92 неявно увязывает займы с инвестициями, а статья 35 запрещает это делать: «Принцип общего (совокупного) покрытия означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации». Правда, с 2006 г. в бюджете формируется целевой Инвестиционный фонд, и, очевидно, статья 35 на него не распространяется. Инвестиционный фонд - это не капитальный бюджет, а часть профицита, так как пополняется он не займами, а налогами.

Конец вставки 2-9

При одинарном бюджете с общим покрытием государство озабочено текущим оттоком денег из казны и мало внимания уделяет своим активам. Это прямой и простой подход, позволяющий контролировать операции государственных органов. Но он порождает три проблемы, снижающие качество фискальных решений. Во-первых, озабоченность текущими финансовыми потоками может вести к занижению реальной цены федеральных расходов. Выбранная программа требует минимум денег сейчас, но долгосрочные потери для казны будут значительны. Во-вторых, выгоды от крупных инвестиционных проектов плохо прорабатываются в процессе принятия фискальных решений. В-третьих, игнорируется тот факт, что бюджетные трансакции могут сокращать чистые активы государства и представлять собой фискальные уловки ради контроля над дефицитом. Короче говоря, нынешняя система ущербна с точки зрения разработки бюджетной политики. Она отбивает охоту к государственным инвестициям, выставляет фискальное положение государства в ложном свете и потворствует ухищрениям в фискальном менеджменте.

Тогда почему в России, США и многих других странах не аплодируют двойному бюджету? Капитальные расходы оказались бы в капитальном бюджете, а остальные (плюс амортизация государственного капитала) - в оперативном бюджете. В центре внимание чиновников оказались бы чистые активы, а не дефицит. Выручка от продажи активов не считалась бы доходом, а инвестиции не стояли бы на одной доске с зарплатой бюджетников. Чиновникам приходилось бы тщательно подсчитывать долгосрочные последствия инвестиций для казны, поскольку капитальный бюджет более прозрачен и более открыт для проверки инвестиционных проектов. Последние отбирались бы не по силе лобирующих их ведомств, а по балансу собственных плюсов и минусов.

Одно возражение против двойного бюджета - трудно отделить капитальные расходы от прочих. Мол, государство - это не фирма, использующая общепринятые бухгалтерские принципы и регулярно проверяемая независимыми аудиторами. Фирму делить расходы на капитальные и прочие вынуждает рынок, и он проверяет, насколько это деление рационально. Государство делить расходы на какие-то группы вынуждают политики, и это деление не тестируется рынком. Многие опасаются, что капитальный бюджет будет засорен политически выгодными проектами.

Второе возражение - чистая стоимость государства (активы минус пассивы) не может служить мерилом его общественной «рентабельности». Как говорится в одном официальном документе Офиса менеджмента и бюджета администрации президента США, «подлинная чистая стоимость федерального правительства основана на силе американской экономики, а не на тех физических и финансовых активах, что принадлежат правительству. В большинстве своем федеральные физические активы - оборонные объекты, общественные сооружения, национальные парки и леса - держатся как публичные трасты, а не ради прибыли. Главный финансовый актив правительства, не доступный никакому частному бизнесу, - это способность взимать налоги. Аналогичным образом, главное обязательство правительства - защищать нацию и обеспечивать общее благополучие - не имеет аналога в частном секторе». Вставка 2-10. Российский минфин против двойного бюджета

Принципиальные недостатки «раздельного («двойного») бюджета

Подрывается самостоятельность и ответственность главных распорядителей;

Искажается выбор приоритетов расходов и оценка бюджетной политики;

Снижается эффективность бюджетных расходов;

Блокируется развитие бюджетирования, ориентированного на результаты;

Ослабляется бюджетная дисциплина;

Усложняется организация бюджетного процесса;

Снижается прозрачность бюджета. 17

Источник: А.М.Лавров, директор Департамента бюджетной политики Минфина России, Новые принципы бюджетного планирования и организация составления проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов

С 1 января 2020 года правила, по которым территориальные органы Федерального казначейства предоставляют муниципальным образованиям бюджетные кредиты, стали более жесткими. Речь идет о кредитах на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов. По новым правилам такой кредит нельзя выдать муниципальному образованию, бюджет которого не соответствует требованиям, установленным в Бюджетном кодексе. Это осложнит жизнь тем, кто не соблюдает ограничения по объемам дефицита бюджета, муниципального долга и заимствований. Раньше такие муниципалитеты часто обращались за кредитами на пополнение остатков средств, получали их, а затем не возвращали либо возвращали несвоевременно. Теперь они не могут быть получателями таких кредитов. Расскажем подробно о требованиях к бюджетам муниципалитетов-заемщиков.

Документ: Кредиты на пополнение остатков средств на счетах предоставляют по правилам, утвержденным постановлением Правительства от 20.08.2013 № 721. Эти правила Правительство изменило постановлением от 09.12.2019 № 1620

Установили требования к объему бюджетного дефицита

Дефицит бюджета муниципального образования не должен быть более 10 процентов от утвержденного общего годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Если уровень дотационности бюджета превышает 50 процентов, то действует более строгое ограничение. Максимально допустимый дефицит — 5 процентов от утвержденного годового объема доходов.

Исключение — случаи, когда в составе источников финансирования дефицита бюджета предусмотрены:

— поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности;
— снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В этом случае муниципальное образование может рассчитывать на получение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, даже если дефицит выше 5 или 10 процентов. Но есть условие: превышение должно быть не больше, чем то, которое муниципалитет планирует профинансировать за счет обоих источников.

Для справки:

Когда муниципалитеты привлекают бюджетные кредиты на пополнение остатков

Кредиты на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов используют для покрытия временных кассовых разрывов. Такие разрывы образуются при исполнении расходных обязательств. В отдельные периоды финансового года доходов становится недостаточно для осуществления неотложных расходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета. Эта проблема часто возникает из-за непредвиденных, чрезвычайных ситуаций или носит сезонный характер. Кассовые разрывы, как правило, кратковременны. Для их погашения муниципалитеты привлекают денежные средства в виде краткосрочных займов из различных источников, в том числе из бюджетов других уровней.

Ввели ограничение на объем заимствований

Чтобы рассчитывать на бюджетный кредит на пополнение остатков, муниципальное образование не должно нарушать ограничение по объему привлеченных заимствований.

Общий объем привлеченных в финансовом году средств Средства, направляемые на финансирование дефицита местного бюджета + Объем погашения долговых обязательств муниципального образования согласно решению о местном бюджете

Ужесточили платежную дисциплину

Еще одно обязательное условие для получения кредита — платежная дисциплина. Муниципальное образование, которое в отчетном финансовом году не вернуло бюджетный кредит или погасило его с задержкой, не может претендовать на получение новых кредитов, в том числе кредитов на пополнение остатков средств.

На заметку:

В каком размере и на какой срок выдают бюджетный кредит

Максимальный размер бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете — 1/12 объема доходов местного бюджета за вычетом субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов. Срок кредита — не более 90 дней при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего года. Заемщик не должен предоставлять обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, уплате процентов, штрафов и пеней. При этом реструктуризация задолженности невозможна.

Установили уровень дотационности

10 процентов — максимально допустимый дефицит бюджета с уровнем дотационности не более 50 процентов

С 2020 года бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета стали недоступными для большинства дотационных муниципальных образований. Такие кредиты больше не выдают муниципалитетам, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних лет превышала 5 процентов. При расчете этой доли не учитывают субвенции и иные межбюджетные трансферты на финансирование вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом с поселениями.

В 2018 году муниципальных образований с уровнем дотационности бюджета более 5 процентов было 13,8 процента.

Из этого правила есть два исключения. На кредит могут рассчитывать:

— муниципальные образования, которые в течение одного года из трех последних лет получали и своевременно вернули такой кредит;
— городские округа и городские округа с внутригородским делением с высоким или средним уровнем долговой устойчивости.

Новое правило существенно сузит возможный круг получателей бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, особенно среди муниципальных районов и сельских поселений. Наиболее вероятными получателями такого финансирования будут городские округа независимо от уровня дотационности. Им достаточно только соответствовать требованиям по уровню долговой устойчивости. Такие требования установлены в статье 107.1 БК и различаются для муниципалитетов с высоким и средним уровнем дотационности.

ВЕРА ЛЕВИНА, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, д. э. н.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Комментарии к ст. 92 БК РФ

В советском бюджетном законодательстве нормы, регулирующие порядок обеспечения сбалансированности общесоюзного бюджета, отсутствовали, так как в них не было необходимости. Считалось, что дефицит присущ исключительно бюджетам капиталистических стран, в то время как "отличительной особенностью бюджета социалистического государства является его бездефицитность и прочность доходной базы" .

Гарбузов В.Ф. Государственный бюджет СССР // Финансово-кредитный словарь. М., 1984. Т. 1. С. 310.

В настоящее время бюджетный дефицит характерен для большинства стран. В этой связи экономисты отмечают, что существование бюджетного дефицита еще не свидетельствует о серьезных экономических проблемах той или иной страны. Важно определить, каковы его размеры. Если дефицит бюджета не превышает 2 - 3% ВВП, это дает основание надеяться, что в экономике страны достаточно резервов, чтобы изыскать дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия. Если же бюджетный дефицит свыше указанных нормативов, это является характерным показателем экономического неблагополучия в стране и может повлечь за собой серьезные не только экономические, но и политические и социальные последствия.

До 1989 г. бюджеты СССР официально имели положительное сальдо. В период 1992 - 1999 гг. бюджеты утверждались с плановым дефицитом, который составлял в отдельные годы более 8%, что в значительной мере сказалось на тяжелом экономическом положении страны в последующее десятилетие. В 1999 г. в последний раз был утвержден федеральный бюджет с дефицитом. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" утвержден федеральный бюджет на 1999 г. по расходам в сумме 575 046,6 млн. руб. и по доходам в сумме 473 676,1 млн. руб. и установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 г. в сумме 101 370,5 млн. руб., или 2,54% объема валового внутреннего продукта.

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.

Частым явлением для российского бюджета являлся дефицит. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Положения данной статьи конкретизируют такие принципы бюджетного законодательства, как принцип сбалансированности бюджета, принцип общего (совокупного) покрытия расходов и принцип достоверности бюджета.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

При утверждении федерального бюджета с дефицитом государственные органы должны его минимизировать, а также определить источники и способы его финансирования, установив верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода с учетом требований БК РФ.

Если федеральный бюджет принимается с нефтегазовым дефицитом, то также устанавливается величина нефтегазового трансферта и Резервного фонда, за счет которых надлежит осуществлять его финансирование. Согласно ст. 96.7 БК РФ нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Финансирование бюджетного дефицита за счет сырьевых доходов, накопленных в фондах невозобновляемых ресурсов, предусмотрено законодательством ряда стран. В основном это государства с развивающейся экономикой (Кувейт, Нигерия, Сингапур и др.). В качестве исключения из правила вошли Норвегия, Канада (провинция Альберта), США (штат Аляска), которые формируют подобные фонды . В 2004 г. и в Российской Федерации появился новый способ - это финансирование дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов.

Макарчук З.В. Стабилизационный фонд РФ: значение, цели создания, правовая основа // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: МГДА, 2005. С. 110.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: