Верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги

Обновлено: 26.04.2024

1)Почему старушка решила выручить из неудачи 1-го великосветского франка? 2)Какие черты нрава выделяет автор старушке? 3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи? 4)Почему хлопоты старушки были безуспешны? 5)Как старушка относится к подабающему и людям вообще? 6)Какой смысл вложен во фразу "В России невероятного нет"? 7)Чьи это слова"Тыщ берут, а мы сотки"?Как вы их разумеете? 8)Верил ли рассказчик что старушке удаться

  • Евгений
  • Литература
  • 2019-06-20 12:29:46
  • 51
  • 1

1)Почему старушка решила выручить из беды 1-го великосветского франка?

Старушка отдала в долг крупную сумму средств молодому повесе,но из превосходной семьи,с которой была лично знакома.Она решила помочь франту,дать ему шанс,выбраться из неудачи.Поверив на слово,она надеялась на порядочность юного господина,но он и не мыслил отдавать долг.

2)Какие черты характера выделяет создатель старушке?

Старушка нравственная,очень сострадательная женщина.Просто верит на слово,не сомневается в порядочности людей,наивная и беспомощная.

3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи?

Старушка решила "смазать",как принято у всех.Смазать-это предложить,дать денег,взятку.У старушки ничего не вышло,"смазать "не вышло.Она пообещала тыщу рублей,с взысканных средств,но никто не стал её слушать,а когда дошла до трёх тыщ-её попросили выйти вон.

4)Почему хлопоты старушки были безуспешны?

Залог собственного дома очень расстроил старушку,она попробовала через суд взыскать долг,но бездушные бюрократы не торопились подсоблять пожилому человеку.Чтоб возвращать средства старушке, приставам нужно было вручить постановление суда должнику,подтвердив его личность,юрист уже выиграл дело и трибунал присудил возвращать долг,но должник прячется и бежит от старушки,он из знатной,богатой семьи,с очень влиятельными приятелями,потому никто не хотел вручать судебную повестку

5)Как старушка относится к подабающему и людям вообщем?

Старушка верит людям,она не может понять ,почему ей не помогают.Мытарства приносят ей страдания,но она не сдаётся,едет в столицу,отыскивает правду.Старые люди сердечнее молодёжи,они с любовью,осознанием,доверием относятся к людям.

6)Какой смысл вложен во фразу "В Рф невероятного нет"?

Гений-это самобытный,с неординарным воображением человек,последующий не логике,а как раз напротив "нет ничего невероятного для русского человека",с великий душой и богатой фантазией."Голь на выдумки хитроумна"-так и чиновник,в чине из "четырнадцати овчин" сумел сделать то,за что его высокие начальники даже не брались.

7)Чьи это слова"Тыщ берут, а мы сотки"?Как вы их разумеете?

Иван Иваныч это сказал,он предложил свою помощь старушке в этом деле.Ветхое поколение имеет честь и достоинство,они брали за работу деньги.Теперешние бюрократы берут тысячи,как взятки,и при этом ничего не делают.Бюрократическая система,прогнившая насквозь и нежелающая исполнять свои функции за великие деньги.

8)Веровал ли рассказчик что старушке удаться возвращать средства?

Окончательно верил,это Наша родина и российская душа всегда найдёт выход,как посодействовать слабенькому человеку.Нашёлся гений,для которого дело чести посодействовать старый,немощной старушке,попавшей в беду,дав ей в долг свои средства-дело принципа,даже если бы не "выгорело ничего".Старый гений-это черта российского характера,которому " всё по плечу" и не может быть никаких препядствий,для заслуги добропорядочной цели.

san333

Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке.
Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают. Фраза, встреченная в произведении, - "В России невозможности нет" , еще раз наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему: и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно благородному делу, которое исправит положение бедняги.
Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху.
Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное: он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг. Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. И в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным.

Новые вопросы в Литература

Символ життєвої дороги є в поезії * «Захочеш – і будеш» Олега Ольжича «Радість» Олени Теліги «Пісня про рушник» А. Малишка Срочноо поможіть

8. Задание. Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов на ваш выбор. Объем [10]работы - 100-110 слов.1. «Как связаны человек и природа в р … ассказе Тургенева «Бежин луг»?». Аргументируйте свое мнение примерами из жизни и текста рассказа. 2. Чему удивился я, читая рассказ «Бежин луг»? Аргументируйте свое мнение примерами из жизни и текста рассказаСРОЧНО ДАМ 80 БАЛЛОВ. ​

• Як сприйняли Конрада ровесники? Чому? • Як сприйняли Конрада дорослі? Чому?• Чому усі мешканці Країни Далекої чекали на появу сина короля Міо? СРОЧН … О. Одне з цих питань .

1)• У якій послідовності Клiвi перетворювався у думках на істот або предмети? Встанови цю послідовність за текстом:• змiя, вогонь, смолоскип, пантера, … самиця пантери, кущ, труп2)Назвіть три особливості тварин, що зустрілись Лерою на планеті3(Яке відкриття зробив Кліві: закінчи речення «Точно! Ця тварина може виявити Кліві лише одним 160m - 3a допомогою. >>(4)Який зв'язок існує між назвою твору і цим відкриттям?5) Заповни пропуски у реченнях за текстом:• «Клiві ще не усвідомлював, що відтепер став справжнім. Із заплющеними очима вiн міг . • K боровся з цією планетою за її правилами і . 6)Дайте відповідь на запитання:• Чи вдалося Кліві перемогти звiрiв i завдяки чому? Обери один із напрямків відповіді, який тобі здається правильним:2) Кліві вдалося перемогти завдяки силі своєї думки і . 1) Кліві вдалося перемогти завдяки тому, що він уявив себе вогнем . ​

12. Твір-метаморфоза. Якби я був / була … (кущем / смолоскипом / водою / пташкою / білкою….тощо – за вибором учня)

Luluput

Старушка дала в долг крупную сумму денег юному повесе,но из хорошей семьи,с которой была лично знакома.Она решила помочь франту,дать ему шанс,выбраться из беды.Поверив на слово,она полагалась на порядочность молодого барина,но он и не думал отдавать долг.

2)Какие черты характера выделяет автор старушке?

Старушка порядочная,очень сердобольная женщина.Легко верит на слово,не сомневается в порядочности людей,доверчивая и беззащитная.

3)Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Старушка решила "смазать",как принято у всех.Смазать-это предложить,дать денег,взятку.У старушки ничего не вышло,"смазать "не получилось.Она пообещала тысячу рублей,с взысканных денег,но никто не стал её слушать,а когда дошла до трёх тысяч-её попросили выйти вон.

4)Почему хлопоты старушки были безуспешны?

Залог собственного дома очень расстроил старушку,она попыталась через суд взыскать долг,но бездушные чиновники не спешили помогать пожилому человеку.Чтобы вернуть деньги старушке, приставам необходимо было вручить постановление суда должнику,подтвердив его личность,адвокат уже выиграл дело и суд присудил вернуть долг,но должник скрывается и бегает от старушки,он из знатной,богатой семьи,с очень влиятельными друзьями,поэтому никто не хотел вручать судебную повестку

5)Как старушка относится к должному и людям вообще?

Старушка верит людям,она не может понять ,почему ей не помогают.Мытарства приносят ей страдания,но она не сдаётся,едет в столицу,ищет правду.Пожилые люди сердечнее молодёжи,они с любовью,пониманием,доверием относятся к людям.

6)Какой смысл вложен во фразу "В России невозможного нет"?

Гений-это самобытный,с неординарным воображением человек,следующий не логике,а как раз наоборот "нет ничего невозможного для русского человека",с большой душой и богатой фантазией."Голь на выдумки хитра"-так и чиновник,в чине из "четырнадцати овчин" смог сделать то,за что его высокие начальники даже не брались.

7)Чьи это слова"Тысяч берут, а мы сотни"?Как вы их понимаете?

Иван Иваныч это сказал,он предложил свою помощь старушке в этом деле.Старое поколение имеет честь и достоинство,они брали за работу деньги.Нынешние чиновники берут тысячи,как взятки,и при этом ничего не делают.Бюрократическая система,прогнившая насквозь и нежелающая выполнять свои функции за большие деньги.

8)Верил ли рассказчик что старушке удаться вернуть деньги?

Конечно верил,это Россия и русская душа всегда найдёт выход,как помочь слабому человеку.Нашёлся гений,для которого дело чести помочь пожилой,беспомощной старушке,попавшей в беду,дав ей в долг свои деньги-дело принципа,даже если бы не "выгорело ничего".Старый гений-это черта русского характера,которому " всё по плечу" и не может быть никаких преград,для достижения благородной цели.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Н. С. Лесков «Старый гений».

Работа с текстом.

- Когда происходит действие рассказа ? (во 2-й половине 19 в.)

Глава 1-я. — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

— Как вы понимаете значение слова “вопиющее ”? вызывающий недоумение, негодование, недопустимый , возмутительный

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

— Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают.

— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)

— О чём это говорит?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).

— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

Глава 3 — Как вы поняли выражение “ надо смазать ” - с. 19?

— Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?

— Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Глава 4. — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» - с. 22).

— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

— Как стилистически окрашены эти слова?

— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

— Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

— Как он добился вручения бумажки должнику?

— Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?

— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

— Иронизирует ли автор, называя его гением?

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

— Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.

Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: « Вор должен сидеть в тюрьме

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели урока: продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

I. Организационный момент.

III. Работа по теме.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Николай Семенович Лесков. Что скажет вам это имя? Какие страницы его остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями?

Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к «неправильностям» в языке Лескова, к его «некнижности», а подчас и «нелитературности»?

Узнайте автора, а среди них – Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю.

«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».

«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось <. >угрозой и предзнаменованием <. >. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить. »

«Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него – кому любо.

Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

– Пойдет такое – берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».

«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше».

«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

А Платов . опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

– Ох-де, мы маху дали.

А государь Платову грустно говорит:

– Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

(Лесков «Левша»)

– Какова главная мысль этого лесковского рассказа? (Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.)

3. Чтение статьи «Н. С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25–26, учебник, II ч.).

4. Викторина заглавий.

Можно ли узнать Лескова по одним лишь названиям?

Угадай, какие из них принадлежат Лескову: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Запечатленный ангел», «Герой нашего времени», «Тупейный художник», «Египетские ночи», «Нос», «Село Степанчиково и его обитатели», «Месяц в деревне», «Очарованный странник», «Старый гений».

5. Работа с текстом рассказа «Старый гений».

Беседа по вопросам.

– Какова главная мысль этого лесковского сказа?

(Показать, как богата талантами русская земля, одарен и смекалист русский народ, в каких тяжелых условиях он живет).

- Перейдем к тексту рассказа «Старый гений». Какие чувства у вас вызвал рассказ при первом прочтении?

(сочувствие к старушке, осуждение франта)

- Перечитаем выразительно 1 главу рассказа.

- С какого события начинается завязка конфликта в произведении?

(с выселения старушки из дома)

- Почему старушка называет свою проблему «вопиющей»?

(для общей судебной практики – обычный случай, а для неё страшная беда, в результате которой она рискует остаться на улице на руках с больной дочерью и маленькой внучкой).

Старушка

— С какой целью приехала маленькая старушка в Петербург?

(у неё было “вопиющее дело”).

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч, а он не желает платить).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? (Сын хорошей знакомой).

— Какие черты характера выделяет в ней автор? Как она относится к людям, франту?

(она добрая, безотказная, наивная, верит людям, он человек хороший)

—К героям какого литературного типа её можно отнести?

Каких представителей этого типа вы знаете?

(к типу «маленьких людей» - незащищенных, бедных. Представители: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин и т.д. Наивная и беззащитная старушка отправляется в столицу, чтобы вести войну с представителем высшего общества. Автор и называет её маленькой помещицей ).

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

Великосветский франт

- Что значит словосочетание «великосветский франт»?(щеголь, представитель высшего общества)

- Каким человеком был великосветский франт? Как он относился к своей семье, жене?

- Почему он не отдал долг старушке?

- Как называется поступок франта с точки зрения закона , и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке?

(Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей нравственных норм?

- Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения).

- Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать? (эту возможность дали чиновники, относящиеся к своим обязанностям формально)

- Благодаря чему удалось заставить его выполнить свои обязательства?

(Благодаря человеческому отношению, добру, вере в справедливость, в неизбежное наказание зла).

Гений

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”?

(Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги).

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”.

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие)

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

(вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Что же это за человек?

(обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, автор не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым).

Продолжаем работать. Лесков назвал свой рассказ «Старый гений». Какое средство выразительности он при этом использовал? С чем может быть связан этот эпитет?

(с возрастом или с опытом. Автор имел в виду не возраст персонажа, а его опыт в гениальных делах, сам герой признается в этом).

- Обратите внимание на эпиграф к произведению, слова Ларошфуко (слайд 19): (Французский писатель, философ, моралист) «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова?

(Человеческий талант не зависит от времени и не останавливается перед препятствиями).

- Каким талантом обладал лесковский гений?

(доброта, способность помогать простым людям добиваться справедливости, хитрость)

- Разве доброта – это талант? Каких людей мы привыкли называть гениальными?

(Совершивших открытия в области науки, техники, искусства, владеющих каким-то редким мастерством).

— Не иронизирует ли автор, называя своего героя гением?

(Нет, автор говорит серьезно, доброта ничуть не уступает по своей значимости всем другим талантам, Лескову не жаль для своего героя столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая миссия.

- А как выглядел старый гений? (найти портрет в тексте, авторское отношение?)

- Что говорит о герое его имя?

(Иван Иванович – исконно русское имя, возведенное в квадрат за счет отчества, значит, все национальные качества (доброта, честность, непрактичность) в нем удвоены). Он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить слабых).

— Вернемся к определению слова «гений»(слайд 20). Какое из значений из словаря Даля подходит больше? (последнее – человек, обладающий Гением, самобытный, творческий – в данном случае способностью наказать обманщика и восстановить справедливость. Он гений, т.к. берется за дела в российском обществе невозможные).

- Может быть, теперь мы можем объяснить такую сложную композицию рассказа? Зачем автор дробит текст? Что он хочет показать нам, намеренно создавая препятствия?

(текст дробится – автор прерывает повествование, чтобы показать те проблемы, которые не дают просто и легко добиваться в России того, что положено по закону, то, что, казалось бы, лежит на поверхности, достается великими стараниями и ухищрениями)

- Кто мог и должен был решить проблему старушки? Чью работу делал старый чиновник? (судебные чиновники)

- А вот и они!(музыка)

- Спасибо нашим актерам! Удалось им передать характерные черты героев?

- Каково их отношение к старушке и франту?

(одни обвиняют её же – не тому человеку деньги заняла, другие её жалеют, но не помогают, франту мирволят, «невозможно, чтоб всем было хорошо», к высшим «и доступ труднее, и разговору меньше». А наивная старушка все никак не может понять, что есть такие люди, для которых закон не писан).

Как вы думаете, как автор относится к чиновникам?

(осуждает, обвиняет их в бездействии)

—В каких изученных вами произведениях показан мир чиновничества и что роднит его представителей?

(В комедии «Ревизор», повести «Шинель», романе «История одного города» - нечестность, нежелание исполнять свои обязанности, использование служебного положения, жестокость к тем, кто ниже по социальной лестнице. Слайд21).

- Так почему же в рассказе Лескова никто не может вручить постановление ответчику? (Наверное, этот вопрос автор задает всем нам. Ответ на него и составляет идею рассказа – он обнажает те проблемы, в которых погрязло общество).

- Какие проблемы современного ему общества поднимает Лесков в своем произведении? (Слайд 22)

- Легко ли было старушке добиться правды? (Нет, самая острая проблема в произведении - это невозможность в ряде случаев отстоять свои права).

- Как можно назвать отношение чиновников к старушке?

(Её никто не защищал. Незащищенность человека перед бюрократической системой).

- Почему они не хотели связываться с франтом? Что бы из этого вышло? (Богатым и знатным закон не писан, их деньги и связи решают всё. Несовершенство законодательной и исполнительной системы порождает бессилие власти перед богатыми).

- Как можно охарактеризовать отношение франта к старушке? (жестокое, бесчеловечное, он понимал, что для него она заложила все свое имущество).

- Выполнял ли он свои обязательства? (Не был человеком слова, чести).

- Какие проблемы на ваш взгляд главные в этом рассказе?

(несоблюдение закона и вытекающая из этого беззащитность слабого человека перед власть имущими, бесчеловечность представителей высшего света к маленьким людям).

- Нет ли чего общего между этими проблемами и проблемами «Левши»? (во всех произведениях Лесков обращает наше внимание на унижение простого народа и вместе с тем на его внутреннее богатство).

- Помните, как закончился сказ? (Печальный финал).

- А рассказ?(правда восторжествовала)

- Н.С. Лесков относил свой рассказ к «Святочным» или «Рождественским». Почему? (Рождественский или святочный рассказ — малый жанр эпоса, для которого характерен светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. И оно, благодаря вмешательству высших сил, а иногда и счастливой случайности, происходит).

- Какое чудо произошло со старушкой?(встреча с И.И.)

1) Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2) Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

3) Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко (с. 24, учебник). Такими ли вы представляли себе героев рассказа?

Подведение итогов.

- А сегодня, в современной России, сталкиваемся ли мы с проблемами, подобными тем, что поднял Лесков более 130 лет назад?

(В России со времен Лескова мало что изменилось. Так же чиновники берут взятки, так же деньги решают все, так же бедные бессильны перед представителями высших кругов)Домашнее задание: (по вариантам) подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»; пересказ одного из эпизодов рассказа (или всего рассказа); прочитать рассказ Толстого «После бала».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: