Возможно ли по закону изменение условий выпущенного в обращения займа

Обновлено: 26.04.2024

Занимать друг у друга деньги могут как граждане, так и компании. В этом случае стороны заключают договор займа. В нем прописывают размер суммы и процентов, срок, в который нужно вернуть средства, ответственность за нарушение обязательств и другие существенные условия.

После заключения соглашения заемщик получит деньги под проценты (или без них) и обязуется их отдать в оговоренный срок.

Договор займа между физическими лицами

Если один человек одолжил другому деньги в размере более 10 минимальных заработных плат, в этом случае заключать договор нужно только письменно.

После составления письменного документа заверять его необязательно. Достаточно будет в самой бумаге поставить подписи одного или двух свидетелей.

Заверять такое соглашение у нотариуса нужно в том случае, если в долг дается крупная сумма. В такой ситуации займодатель получает возможность:

  • получить юридически грамотный договор;
  • претендовать на совершение нотариальной исполнительной надписи, в результате которой сумма долга будет взыскана нотариусом в бесспорном порядке при невозврате заемщиком денег полностью или частично в установленные договором сроки. Для этого нужно будет представить специалисту подлинник удостоверенного соглашения.


Предмет договора

Договор займа между физическими лицами должен включать в себя несколько обязательных положений, без которых он может быть признан недействительным.

В первой части соглашения о займе нужно обязательно указать паспортные данные двух сторон и их точные места проживания. ФИО следует прописать полностью и без сокращений.

Затем обязательно указывается размер ссуды сначала в цифрах, а затем в скобках — словами. После этого в договоре надо отразить, в какой форме были переданы деньги (наличными или на счет в банке). В следующей части соглашения прописывается срок возврата займа (месяц пишется словами, а год и дата — цифрами).

Если при подписании стороны не указали конкретную дату возврата, заемщик обязан будет рассчитаться с собственником денег в течение 30 календарных дней после того, как они будут затребованы.

Обязательно в конце соглашения следует отразить, каким образом будут возвращены деньги. Если получатель ссуды хотел бы погасить долг досрочно, чтобы не составлять затем дополнительное соглашение, лучше в изначальном документе указать, что кредитор будет не против этого.

Порядок расчета и уплаты процентов

При заключении договора стороны могут договориться о любом проценте, который получатель ссуды будет уплачивать за пользование средствами. Если процентная ставка не указана, то, в соответствии со ст. 809 ГК РФ, будет использоваться ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ и действующая на момент составления соглашения. Порядок начисления процентов следует также отразить в документе.

Обязательным условием договора займа будет отсутствие процентов, если стороны договорились о том, что за использование денег ссудополучатель ничего платить не будет.

Ответственность сторон

За невыполнение условий договора установлена ответственность. В первую очередь она связана с несвоевременным погашением займа и предусмотренных по нему процентов. Для этого в документе предусматривается размер пени, который не может превышать 100% от общей суммы занятых денег. Неустойка взыскивается за каждый просроченный день до полного погашения всего долга.

Для того, чтобы исключить различные непредвиденные ситуации, которые непосредственно влияют на невозможность выполнения сторонами условий договора по независящим от них причинам, в соглашении предусматриваются форс-мажорные обстоятельства, к которым относятся стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Если такая ситуация наступает, в течение определенного времени, которое прописано в соглашении, одна сторона уведомляет другую о случившемся.

Если такой пункт исключить, займодавец в случае наступления форс-мажорных обстоятельств может не возвратить свои деньги, а заемщик будет платить пени за нарушения сроков погашения долга.

Разрешение споров

Чтобы уменьшить вероятность острых конфликтов и избежать при этом существенных разногласий в вопросах трактовки и исполнения условий, указанных в соглашении, лучше всего при его подготовке обозначить порядок своих действий.

Следует сделать все необходимое, чтобы спор мог разрешиться мирным способом. Он подразумевает направления сторонами обоюдных претензий.

Оптимальным вариантом будет договоренность о сроках ответа на претензию и о порядке обращения в арбитражный суд по месту жительства ответчика в случае невозможности разрешения споров мирным путем.

Изменение и досрочное расторжение договора займа

Если стороны хотели бы изменить договор, они должны руководствоваться нормами закона. Как правило, условия изменения документа прописываются в дополнительном соглашении. Подписав его, стороны признают тем самым, что оно становится неотъемлемой частью основного документа. Таким же образом последний может быть расторгнут.

Если одна из сторон грубо нарушает условия, по требованию второй стороны документ может быть досрочно расторгнут.

Виды договора займа между юридическими лицами

Как занять денег и не попасть впросак?

В соответствии с первым параграфом гл. 42 ГК РФ юридические лица, независимо от их формы собственности и правового статуса, имеют право заключать между собой договоры займа.

Если соглашение заключено в устной форме, это противоречит нормам ст. 808 ГК РФ. Там сказано, что компании обязаны заключать письменный договор независимо от суммы займа. В обратном случае соглашение не будет иметь юридической силы.

Стороны вправе добавлять в договор свои пункты, не предусмотренные законом. Новые положения не должны противоречить нормам законодательства.

После подписания договора стороны могут заверить его нотариально. Это позволит в случае невозврата денег быстрее истребовать их у другой стороны или взыскать нанесенный ущерб через суд. Этими же статьями предусмотрены и некоторые из видов займов, которые могут использовать юридические лица.

Договор займа с предоставлением залога

Это достаточно распространенный вид договора. Заключая его, заемщик доказывает кредитору свою платежеспособность. До момента погашения заложенное имущество может храниться у любой из сторон.

При составлении такого вида соглашений следует внимательно и детально описать все находящееся в залоге имущество с учетом его износа и возможных недостатков. Объекты недвижимости должны оценить независимые эксперты, стоимость имущества отражается в договоре залога.

Документ залога составляется отдельно и может стать приложением к основному соглашению, о чем делается соответствующая запись. Отдельно он существовать он не может.

Если ваша компания одолжит другой деньги на меньшую сумму, чем цена заложенного имущества, налоговые органы могут расценить такие действия как противоправные.

Заем с поручителем

Как и договор займа с залогом имущества, договор с поручительством составляется в виде отдельного документа, который будет приложением к основному соглашению. На основании него другая компания гарантирует возврат взятых в долг денег в случае, если заемщик по каким-то причинам сделать этого не сможет. Таких компаний-поручителей может быть несколько, что отражается в договоре. Деятельность поручителя регулируется гл. 49 ГК РФ.

Если соглашение о поручительстве относится к договору процентного займа, поручитель может погашать как основной долг, так и предусмотренные проценты.

Все условия погашения должны быть отражены в документе.

Реальный, возмездный договор односторонне обязывающего займа

Если был заключен такой вид договора, обязанность по возврату долга в первую очередь возникает у должника. Реальность соглашения подразумевает вступление его в силу только после передачи денег заемщику, а возмездность предусматривает возврат ссуды на указанных в договоре условиях в течение строго обозначенных там сроков.

Беспроцентные и процентные договоры займа

Условия о внесении процентов, которые будут платой за пользование деньгами, обязательно указываются в соглашении. Там же отражается размер процентов и способ их начисления. Если стороны предусмотрели проценты, то вместе с основным долгом заемщик выплачивает образовавшуюся дополнительную сумму.

Начисляться проценты могут не только на всю сумму основного займа, но и иными способами, которые стороны указали при заключении соглашения. Возвратить ссуду и проценты можно путем погашения равными платежами (ежемесячно, ежеквартально) или же единовременным платежом (например, в конце года). Если деньги возвращаются частями, то к основному соглашению прикладывается график платежей, которого заемщик должен придерживаться.

Беспроцентные займы выдаются не так часто и нередко привлекают внимание налоговых органов, которые могут начать проверку компании по поводу подозрения в отмывании денежных средств.

Чтобы обезопасить себя, лучше всего при заключении договора указывать хотя бы небольшие проценты.

Бессрочные и краткосрочные займы

Если срок возврата долга не был указан, деньги необходимо вернуть по первому требованию кредитора. Процент бессрочного займа обычно ниже, чем по краткосрочному договору. Второй тип займов выдается на срок от 6 до 12 месяцев, это условие нужно обязательно отразить в разделе «Предмет договора».

Валютный заем

Если компания захотела взять в долг деньги в иностранной валюте, закон этого делать не запрещает. Но к учету такие средства принимаются исключительно по курсу ЦБ РФ на момент подписания соглашения. Это относится не только к выдаваемым, но и возвращаемым займам.

Наличными деньгами

Получить деньги в долг можно не только безналом, но и наличными деньгами. При этом нужно руководствоваться Указаниями Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У, которые позволяют по одному договору передавать не более ста тысяч рублей. Если сторонам выгодно договариваться о расчете наличными, но сумма превышает указанный порог, нужно заключить сразу несколько договоров займа на 100 тысяч рублей с разными датами. Это же будет относиться к возврату взятых наличными в долг денег. Возвращать можно будет только по 100 тысяч рублей. За нарушение этой нормы сотрудники налоговой могут наложить административный штраф.

Заем траншами

Такой вид займа используется недавно. С его помощью можно рассчитывать на получение денег частями. Для получения средств составляется договор. В течение оговоренного времени (к примеру, трех лет) юридическое лицо равными или другими частями постепенно получает деньги. Этот вид займа не всегда применяется для крупных сумм или длительного срока кредитования. Его используют, когда определенная сумма нужна не сразу, а в течение определенного времени, например, для строительства объекта.

Погашаются взятые транши таким образом, как было указано в договоре. Это может произойти после перечисления всей суммы или же частями после получения каждого транша.

Договор займа между физическими и юридическими лицами

ГК РФ не запрещает сделки такого типа между физическими и юридическими лицами. Главное, чтобы уставом компании не было запрещено выдавать кредиты и займы. Они могут быть нецелевыми или целевыми, с уплатой процентов и беспроцентными. Все условия предоставления денежных средств надо четко и понятно прописать в договоре.

Чтобы выдавать в долг деньги, которые компания сама получила по договору займа, нужно приобрести лицензию на занятие банковской деятельностью.

Ответственность за нарушение договорных отношений

Заключая договор займа, обе стороны должны согласовать все условия и обязательства друг перед другом. Если пункты соглашения нарушаются, вторая сторона имеет право на взыскание долга по договору займа и компенсацию ущерба с учетом полного восстановления прав.

Меры ответственности в этом случае могут быть предусмотрены как самим соглашением, так и нормами законодательства.

Это может быть не только взыскание всей суммы задолженности, но и предусмотренной договором или законом неустойки. Кроме того, компания, чьи права были нарушены, сможет взыскать проценты за пользование чужими деньгами. В любое время договор займа при существенном нарушении условий сделки может быть досрочно расторгнут.

Если имеются основания, нарушающие закон физические или юридические лица могут быть привлечены к:

  • административной ответственности за незаконное получение денег. Физлицам грозит штраф до двух тыс. руб., а юрлицам — до 30 тыс. руб.
  • уголовной ответственности за мошенничество (возможен штраф до 500 тыс. руб. или срок до 10 лет), а также за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, за него предусмотрен штраф до 200 тыс. руб. или срок до двух лет.

Чтобы восстановить свои гражданские права, взыскать причитающиеся деньги и возместить ущерб, заинтересованное физическое или юридическое лицо должно обратиться в суд. Этими вопросами занимаются суды общей юрисдикции по месту нахождения или жительства ответчика. Чтобы привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности, пострадавшее лицо должно подать заявление в прокуратуру или местное отделение полиции.

Помочь правильно составить жалобу в случае нарушения прав при заключении подобных сделок помогут юристы компании Правовед.ру. Обратившись к нам по указанным на сайте телефонам или непосредственно в онлайн-режиме, вы сможете на основании предоставленного образца правильно составить соглашение и предотвратить возможные конфликты между сторонами.

Грамотный специалист окажет все необходимые услуги по взысканию задолженности в рамках правового поля. В их перечень входят:

ГК РФ Статья 807. Договор займа

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 807 ГК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.

С 01.03.2022 ограничено осуществление валютных операций по предоставлению резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа (Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79).

2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.

3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.

Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.

6. Заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.

7. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

Конституцией Российской Федерации (статья 75, часть 4) установлено, что государственные займы, выпускаемые в порядке, определяемом федеральным законом, размещаются на добровольной основе. В соответствии с названной конституционной нормой статья 817 ГК Российской Федерации предусматривает, что государственные займы являются добровольными (пункт 2), а Бюджетный кодекс Российской Федерации относит государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, к долговым обязательствам (государственному долгу) Российской Федерации, в том числе перед физическими лицами, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (пункт 1 статьи 97, абзац третий пункта 1 статьи 98).

Следовательно, в силу конституционного принципа справедливости, получившего отражение в тексте преамбулы Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе признать, что облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, обмененные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 97 на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, являются гарантированными сбережениями граждан и одной из форм государственного внутреннего долга Российской Федерации, который образовался вследствие вложений, фактически сделанных до 1 января 1992 года.

2. Допустимо изменение условий государственного займа по соглашению сторон

С учетом особенностей регулирования отношений сторон по договору государственного займа пункт 4 ст. 817 ГК РФ исключает возможность одностороннего изменения условий займа со стороны заемщика, но не исключает возможности изменения этих условий по соглашению сторон.

3. Закон не предусматривает односторонней новации в отношениях по государственному займу

Отношения между ЗАО и Министерством финансов Российской Федерации, выступающим при эмиссии облигаций от имени Российской Федерации, являются отношениями по договору государственного займа.

Указанные отношения регулируются нормами пунктов 2, 3, 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими, что государственные займы являются добровольными; договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Одностороннее изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Изменение этих условий возможно только по соглашению сторон.

Не допускается в одностороннем порядке и новация обязательства, поскольку согласно пункту 1 статьи 414 Гражданского кодекса Российской Федерации замена первоначального обязательства другим возможна только по соглашению сторон.

4. Изменение порядка погашения государственного внутреннего долга по облигациям не является изменением условий выпущенного в обращение государственного займа

Решение о механизме погашения государственного внутреннего долга по облигациям перед гражданами нельзя рассматривать как изменение условий выпущенного в обращение займа, поэтому доводы заявителя о несоответствии оспариваемых нормативных актов гражданскому законодательству являются несостоятельными.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на февраль 2022 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

2. Государственные займы являются добровольными.

3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Комментарий к Ст. 817 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет государственный заем как договор займа, который характеризуется специальным субъектным составом. В соответствии с п. п. 1 и 5 этой же статьи заемщиком по договору государственного займа может быть только Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, а заимодавцем — любое правоспособное лицо. Для того чтобы исключить повторение применявшейся в советское время практики принудительной подписки на государственные займы, п. 2 комментируемой статьи установил, что государственные займы являются добровольными.

2. В результате заключения договора государственного займа возникает государственный долг соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальный долг.

Возникновение, исполнение и прекращение государственного долга регулируется ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ), иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Вместе с тем независимо от основания возникновения государственного (муниципального) долга правоотношение по его исполнению (погашению) следует считать частноправовым обязательством, договором государственного займа, что следует из п. 1 комментируемой статьи.

При наличии в таком обязательстве иностранного элемента (например, иностранного банка) возникшее правоотношение будет регулироваться нормами международного частного права.

При возникновении заемного правоотношения между двумя различными государствами оно будет регулироваться нормами международного публичного права.

3. В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным России, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Соответственно, государственный долг России подразделяется на внутренний и внешний.

Внешние заимствования Российской Федерации могут осуществляться как во исполнение программы государственных внешних заимствований РФ, так и вне ее. Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований, с отражением разницы между объемом привлечения средств и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований РФ федеральным законом о федеральном бюджете. Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований РФ, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (ст. 108 БК).

4. В соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени России как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы;

4) государственным гарантиям;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг.

Аналогичные нормы установлены для государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга (п. 2 ст. 99 и п. 2 ст. 100 БК). Однако в отличие от Российской Федерации ее субъекты не вправе привлекать кредиты от иностранных государств, а муниципальные образования — от иностранных государств, иностранных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, перечень видов долговых обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований является закрытым.

Бюджетным кодексом РФ определены некоторые условия договора государственного займа или порядок их определения.

С точки зрения срока займа долговые обязательства Российской Федерации и субъекта могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (п. 3 ст. 98 и п. 6 ст. 99 БК). Краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства муниципального образования имеют те же сроки, а долгосрочные обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет (п. 4 ст. 100 БК).

Статьями 106 и 107 БК РФ установлены предельный объем заимствований и предельный объем государственного долга субъектов Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 98.1, п. 1 ст. 99.1 и п. 1 ст. 100.1 БК РФ установлен срок для предъявления требований к Российской Федерации, субъекту и муниципальному образованию об исполнении ими долговых обязательств. Этот срок составляет три года, которые исчисляются с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими нормативными правовыми актами, или если истек срок государственной (муниципальной) гарантии, и в иных случаях, предусмотренных ст. 115 БК РФ.

Указанный срок не является сроком исковой давности. Его следует рассматривать в качестве пресекательного срока, поскольку его истечение прекращает право кредитора на получение исполнения по обязательству из внутреннего государственного (муниципального) долга.

5. Обслуживание государственного (муниципального) долга России, а также выполнение операций по размещению, выкупу, обмену и погашению долговых обязательств в соответствии со ст. 119 БК РФ может осуществлять ЦБ РФ, кредитные организации или другие специализированные финансовые организации на основании агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ. Организация, заключившая указанное соглашение с Минфином России, становится генеральным агентом Правительства РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

6. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что она распространяется только на одну из существующих в настоящее время форм государственного долга, который образуется путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальных ценных бумаг. Помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах (п. 2 ст. 98, п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 100 БК).

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее — Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг) государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. О разновидностях государственных и муниципальных ценных бумаг см. комментарий к ст. 816 ГК РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом таких ценных бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ.

7. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что изменение условий выпущенного займа (в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей, срока обращения и т.п.) не допускается. В данной норме речь идет о недопустимости одностороннего изменения условий займа по инициативе должника — государственного и муниципального образования. Статья 105 БК РФ допускает, однако, возможность реструктуризации государственного или муниципального долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга (главным образом проценты) не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Контpольная pабота № 2.

Доходы бюджета
1. Изобpазите схематично пpоцесс обpазования госудаpственного долга, используя такие категоpии, как: «дефицит бюджета», «pасходы бюджета», «доходы бюджета», «госудаpственный кpедит», «госудаpственные займы». Дайте свои комментаpии.

государственный кредит

государственные займы

На этапе, когда pасходы пpевышают доходы госудаpства обpазуется дефицит бюджета. Чтобы покpыть этот дефицит, госудаpство пpибегает к займам (внешним или внутpенним, то есть либо у дpугих госудаpств, либо внутpи самого); с дpугой стоpоны, госудаpство может взять кpедит, но пpи все этом обpазуется госудаpственный долг.

2. Госудаpством были выпущены облигации, пpичем заемщиком являлась Pоссийская Федеpация, а кpедитоpами – физические и юpидические лица. Договоp госудаpственного займа был pеализован, т.е. облигации пpиобpетены заимодавцами.

Сpоки, пpедусмотpенные условиями выпуска займа истекли, но сpедств для его погашения у госудаpства не было.

а) возможно ли по закону изменение условий выпущенного в обpащения займа?

Изменение условий выпущенного в обpащение займа не допускается согласно статье 817 Гpажданского кодекса PФ.

б) как может в этой ситуации действовать госудаpство, чтобы выйти из положения?

Статья 105 БК PФ допускает возможность pестpуктуpизации гос. долга. Здесь имеется ввиду, основанное на соглашении пpекpащение долговых обязательств, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, пpедусматpивающими дpугие условия обслуживания и погашения обязательств. Также допустимы пpоцедуpы секьюpитизации, пpолонгации.

3. Объясните подpобно pазличия между pефинансиpованием госудаpственного долга и погашением госудаpственного долга. Объясните паpадокс беpежливости.

Pефинансиpование – это изменение условий pанее выданного долга в части сpока возвpата ставки условий погашения, пеpекpытие его дpугим заимствованием на более выгодных условиях, пpи этом долг остается (здесь имеют место аннуляция, пpолонгация, секьюpитизация, капитализация). Погашение - это возвpат полной суммы долга (с пpоцентами).


  1. Попытка общества больше сбеpечь заканчивается неудачей из-за многокpатного уменьшения pавновесного уpовня ЧНП, вызванного самой этой попыткой. Из данного анализа вытекает, что беpежливость, к котоpой в нашем обществе всегда относились с большим почтением, может быть и социальным злом. С точки зpения индивидуума, сбеpеженный цент является заpаботанным центом, а с точки зpения общества, сбеpеженный цент – это еще не изpасходованный и соответственно уменьшающий чей-то доход цент. Беpежливость может быть благом, с точки зpения индивидуума, но может обеpнуться бедой, с точки зpения общества, из-за возможного нежелательного воздействия на общий объем пpоизводства и занятость.

  2. Если не паpадокс, то, по меньшей меpе, куpьез заключается в том, что у домохозяйств появляются значительные стимулы сбеpегать больше (меньше потpеблять) как pаз в то вpемя, когда pост сбеpежений является наименее подходящим и экономически нежелательным; то есть когда экономика, по всей видимости, вступает в стадию спада пpоизводства. Едва ли индивидуум, боящийся потеpять pаботу, будет склонен пpодолжать тpатить деньги.

Главными отличительными чеpтами внебюджетных фондов являются: во-пеpвых, то, что внебюджетные фонды пpедставляют собой опpеделенную совокупность денежных сpедств, финансовых pесуpсов, находящихся в собственности госудаpства. Это касается как доходов, так и pасходов указанных фондов. Не существует внебюджетных фондов только с одними доходами или только с pасходами. Иными словами, pасходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны.

Во-втоpых, создание госудаpственных внебюджетных фондов для финансиpования вполне опpеделенных, конкpетных задач с запpетом напpавлять аккумулиpованные в них финансовые pесуpсы на иные цели, чем это было пpедусмотpено пpи обpазовании фонда. Иначе говоpя, все внебюджетные фонды имеют целевой хаpактеp.

В-тpетьих, накопленные в госудаpственных внебюджетных фондах pесуpсы находятся в опеpативном упpавлении опpеделенного госудаpственного учpеждения, котоpое в pяде случаев специально создается для выполнения этой задачи.

В-четвеpтых, важным пpизнаком госудаpственных внебюджетных фондов является нахождение их денежных сpедств в собственности Pоссийской Федеpации либо субъектов Pоссийской Федеpации.

В-пятых, источники фоpмиpования и напpавления pасходования сpедств госудаpственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, пpинимаемых соответствующими законодательными оpганами госудаpственной власти, т.е. все pасходы и доходы госудаpственных внебюджетных фондов, их pазмеp ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этих фондов.

И наконец, в-шестых, важным пpизнаком внебюджетных фондов является наличие собственных источников доходов. Основным источником фоpмиpования госудаpственных внебюджетных фондов являются стpаховые взносы.

5. Что следует понимать под госудаpственным внебюджетным фондом с точки зpения его экономической сущности.

Исходя из указанных выше пpизнаков внебюджетных фондов можно дать pазвеpнутое опpеделение госудаpственного внебюджетного фонда как совокупности находящихся в госудаpственной собственности Pоссийской Федеpации, субъектов Pоссийской Федеpации денежных сpедств (финансовых pесуpсов), обособленных от госудаpственных бюджетов, имеющих целевой хаpактеp, источники фоpмиpования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкpетных доходов, pазмеp и напpавления pасходования котоpых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, опеpативное упpавление котоpыми осуществляется уполномоченными госудаpственными учpеждениями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: