Центральный банк как эмиссионный центр

Обновлено: 18.04.2024

На Банк России как эмиссионный центр страны возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы. Эффективность регулирования денежного обращения во многом зависит от законодательной и нормативной базы.

Для организации и регулирования денежного обращения Банк России выполняя возложенные на него законом функции (ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке»):

• прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение бани нот и монеты, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка Рос­сии, порядка уничтожения поврежденных банкнот и монеты, а также их за­мены;

• определение порядка ведения кассовых операций.

Исходя из целей деятельности и функций Банка России формируются принципы организации эмиссионных операций, которые фактически являются принципами организации наличного денежного обращения (ст. 27—33 Закона о Центральном банке).

Принципы организации наличного денежного обращения (организации эмиссионных операций):

1. Принцип номинала(ст. 27 Закона о Центральном банке).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сур­рогатов запрещаются.

2. Принцип необязательности обеспечения(фидуциарная 1 эмиссия) (ст. 28 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

3. Принцип монополии и уникальности(ст. 29 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъ­ятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и не­законное изготовление преследуются по закону.

4. Принцип безусловной обязательности(ст. 30 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стои­мости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

5. Принцип неограниченной обмениваемости(ст. 31—32 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допус­каются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка Россиина денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

6. Принцип правового регулирования(ст. 33 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца и об изъятиииз обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования на­правляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

Выпуск наличных денегпроисходит постоянно на территории любого государства в пределах сумм, изымаемых из обращения (замена ветхих и поврежденных банкнот и монеты). Эмиссияналичных денег, осуществляемая сверх сумм, изъятых из обращения, становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка.

Эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обра­щения, означает:




• определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в це­лом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда произво­дится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

• документальное оформление и практическое осуществление эмиссионных опе­раций.

Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент налич­ного денежного обращения (ДНДО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:

• организация кассовой работы;

• учет эмиссионных операций;

• анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;

• вопросы технической укрепленности кассовых узлов;

• организация экспертизы денежных знаков;

• механизация и автоматизация кассовых операций.

Банкноты центрального банка, как правило, имеют обеспечение в форме его активов. Основными статьями активов, обеспечивающих выпуск банкнот в обращение, являются официальные валютные резервы, государствен­ные и прочие ценные бумаги в активах центрального банка, кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг, т.е. эмиссия наличных бумажных денег носит сегодня фидуциарный характер.


Рис.2. Оборот наличных денег в экономике

Уровень достаточности наличных денег в экономике России, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне касс банков) к ВВП, в 2011 г. был равен 10,9% (в 2010 г. – 11,2%). К концу 2011 г. этот показатель составлял: в развитых европейских странах 8,5–9,5%, в США – 6,9%, в Канаде – 3,6%, а в Китае –12,0%.

Безналичная денежная эмиссия как результат механизма депозитного (банковского) мультипликатора

Депозитная эмиссия представляет собой перечисление Центральным банком средств на счета кредитных организаций или Правительства при выдаче им ссуд или покупке иностранной валюты.Депозитная эмиссия увеличивает остатки на счетах Правительства РФ или кредитных органи­заций, т.е. на депозитах.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Банка России не может выдать деньги из оборотной кассы кредитной организации или другому клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях полностью отде­лить безналичную и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным.

По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредито­вания. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать денежные средства ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предостав­лять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем корреспондентском счете в центральном банке. Вместе с тем коммерческие банки сами участвуют в «создании депозитов». Банковские учреждения сдерживают свою депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны центральный банк контролирует депозитную эмиссию банковпосредством различных инструментов воздействия на ликвидность банков­ской системы. Таким образом, свойство депозитной эмиссии — это способность банковских учреждений многократно увели­чивать денежную массу в обращении посредством выдачи ссуд (эффект денежного мультипли­катора).

Степень кумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы определяется денежным мультипликатором (Дм) по формуле:

Дм = М2 /Денежная база.

Смысл этой формулы заключается в следующем. Если, например, денежный мультипликатор равен 5, то это означает, что каждый рубль денежной базы обладает способностью создавать денежную массу в сумме 5 руб.

По данным Банка России, денежный мультипликатор по денежной базе в широ­ком определении составил:

• на 1 января 2005 г. — 1,83 (прирост к началу предыдущего года — 9,2%);

• на 1 января 2006 г. — 2,08 (прирост к началу предыдущего года — 13,2%);

• на 1 января2007 г. — 2,18 (прирост к началу предыдущего года — 5,2%);

• на 1 января 2008 г. — 2,41 (прирост к началу предыдущего года — 10,3%):

• на 1 января 2009 г. — 2,33 (снижение по сравнению с началом предыдущего года — 0,4%);

• на 1 января 2010 г. — 2,36 (прирост к началу предыдущего года — 1,5%);

• на 1 января 2011 г. — 2,44 (прирост к началу предыдущего года — 3,5%).

Из приведенных данных видно, что величина денежного мультипликатора в Рос­сии очень невелика (в развитых странах он может равняться 5), но имеет некоторую тенденцию к росту (за исключением кризисного 2008 г.). Это свидетельствует о не­достаточной способности отечественной банковской системы создавать безналичные денежные средства в экономике и трансформировать сбережения в инвестиции.

Изначально банки выполняли весь набор присущих им функций (посредничество в кредите и платежа; мобилизация доходов и сбережений населения и превращение их в капитал; создание кредитных денег). Каждый из банков осуществлял эмиссию своих банкнот, которые и обращались в сфере влияния банка, что создавало трудности для развития рыночных отношений.

Постепенно из общей массы банков выделился один наиболее крупный, сфера обращения банкнот которого определялась национальными границами. Т.о. эмиссия постепенно централизуется. Со временем этот банк начинает оказывать поддержку правительству страны и другим банкам. На этом этапе госвласть узаконивает положение этого банка как Центрального Банка и его монопольное право на эмиссию банкнот. В 20 же веке Центральный Банк повсеместно превращается в орган денежно-кредитного регулирования экономики, и происходит массовая национализация ЦБ.

Важнейшей функцией ЦБ является эмиссия банкнот, на проведение которой ЦБ имеет монопольное право. Она осуществляется им в порядке проведения своих активных операций, что определяет характер обеспечения банкнотной эмиссии. Ее непосредственным обеспечением выступают совокупные активы ЦБ. При этом независимо от специфики законодательства в разных странах в качестве обеспечения эмиссии в современных условиях выступают золото-валютные резервы, ценные бумаги (корпоративные облигации и коммерческие векселя), а также кредиты банков, обеспеченные ценными бумагами.

Т.к. ЦБ обладает монопольным правом эмиссии, он берет на себя выполнение такой функции, как банк банков, что означает осуществление ЦБ кредитно-расчетного обслуживания банков и выполнение для них всего набора операций, который они выполняют для своих клиентов.

Тот факт, что ЦБ монопольно сосредотачивает в своих руках эмиссию банкнот, обуславливает структуру его пассивов, подавляющую часть которых составляют банкноты в обращении.

Все это обуславливает и специфику задач, решаемых ЦБ: не получение прибыли, но решение стратегических проблем государственного значения – обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции, поддержание стабильности кредитной банковской системы.

главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

ЦБ действует на основании Конституции РФ и ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который является новой редакцией Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".

ЦБ - юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения ЦБ обладает особой правосубъектностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права.

Обладая особой правовой природой, ЦБ учреждается и в особой организационной форме,которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. ЦБ не является государственным банком и обладает определенной степенью независимости от государства. ЦБ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость ЦБ, как и любого иного национального банка,является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью ЦБ. Принцип независимости, закрепленный в ст. 75 Конституции РФ, конкретизируется в ФЗ о ЦБ. Сводится он к следующему: а) правоспособность ЦБ вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; б) государство и ЦБ не отвечают, по обязательствам друг друга;

в) ЦБ подотчетен нижней палате парламента, а не Правительству РФ: г) ЦБ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность; д) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется ЦБ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом; е) представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета директоров ЦБ, обладают лишь правом совещательного голоса.

Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

ЦБ - орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ. Ее основные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ;

резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими ЦБ. ЦБ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в ЦБ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для ЦБ данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются сделки ЦБ с государственными ценными бумагами, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального бюджета и покрытия государственного внутреннего долга. ФЗ о ЦБ предоставляет ему право рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых ЦБ. Под рефинансированием понимается кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. Для обеспечения устойчивости рубля ЦБ осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. По закону ЦБ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом ФЗ о ЦБ допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого органа. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов. В то же время ЦБ запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. ЦБ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: право запроса информации о деятельности кредитной организации:право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации:право установления обязательных нормативов; право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок, кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает ЦБ. Особое внимание уделяется процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.

ЦБ осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. ФЗ о банках и банковской деятельности подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.

Как эмиссионный центр ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии из обращения старых принимается Советом директоров ЦБ. Одна из основных функций ЦБ - организация безналичных расчетов. ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.

ЦБ в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные акты, которые обязательны для органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физическихлиц. ЦБ не наделен правом законодательной инициативы и поэтому вносит законопроекты в ГД через представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в ЦБ проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в ГД. ЦБ возглавляет Совет директоров - коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года ГД по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров обязан проводить заседания не реже 1 раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание назначается Председателем ЦБ, лицом, его замещающим, или по требованию не менее 3 членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета Председатель ЦБ, который назначается на должность ГД сроком на 4 года. Кандидатуру на пост Председателя ЦБ предлагает ГД Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя ЦБ более 3 сроков подряд. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной

центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения ЦБ не имеют статуса юридического лица и не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, они действуют на основании Положения. Полевые учреждения ЦБ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.

Классифицируя национальные банки, следует выделить три основные формы, в которых они могут быть образованы: а) акционерное общество, например, в Австрии и Швейцарии\', б) юридическое лицо публичного права - Германия и Франция, в) особое объединение эмиссионных банков - США. С точки зрения традиции континентальной системы права наибольший интерес представляет собой Федеральная резервная система (ФРС), действующая в качестве национального банка США. ФРС была создана Законом о ФРС в 1913 г. для более безопасной и гибкой банковской и кредитно-денежной системы, получения процентов по коммерческим кредитам и улучшения контроля за банковской системой. ФРС не представляет собой единую организационную структуру; скорее это весьма сложный конгломерат из различных органов, объединенных общей целью деятельности:

12 федеральных резервных банков. В ФРС также входит несколько консультативных советов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет. Председатель и вице-председатель Совета назначаются сроком на 4 года президентом США из числа членов Совета. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики; установление резервных требований; контроль и регулирование деятельности банков;

надзор за деятельностью банков. Совет управляющих осуществляет общее руководство за деятельностью 12 4)едераль-ных резервных банков. Их основными функциями являются: установление дисконтной ставки; предоставление банкам ссуд посредством "дисконтного окна":

осуществление инкассации и расчетные операции; работа с долгом Правительства США. Совет управляющих и федеральные резервные банки образуют Комитет по операциям на открытом рынке. В Комитет входят 7 управляющих от Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

центральный банк / Банк России / функции Банка России / коммерческие банки / денежно-кредитная политика / банковская система. / central bank / Russian Bank / Russian Bank’s functions / commercial banks / Central Bank monetary and credit policy / banking system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хатагов Марат Иристонович

статья посвящена изучению основных функций Центрального банка и его роли в экономике. Описываются функции, операции и особенности инструментов денежно-кредитной политики центрального банка и его роль в экономике.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хатагов Марат Иристонович

CENTRAL BANK: FUNCTIONS AND ITS ROLE IN THE ECONOMY

the article is devoted studying of main functions of Central Bank and its role in the economy. There is the description of functions and operations and features of instruments of monetary policy of the Central Bank and its role in the economy.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ФУНКЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ»

Научные междисциплинарные исследования 3. Лавринович О.Ю. Проблемы функционирования механизма реализации

государственных программ Санкт-Петербурга// Administrative Consulting. №7 -

Хатагов Марат Иристонович Khatagov Marat Iristonovich

ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова", г.

FGBOU VO "North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov", Vladikavkaz ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ФУНКЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

CENTRAL BANK: FUNCTIONS AND ITS ROLE IN THE ECONOMY

Аннотация: статья посвящена изучению основных функций Центрального банка и его роли в экономике. Описываются функции, операции и особенности инструментов денежно-кредитной политики центрального банка и его роль в экономике.

Ключевые слова :центральный банк, Банк России, функции Банка России, коммерческие банки, денежно-кредитная политика, банковская система.

Abstract: the article is devoted studying of main functions of Central Bank and its role in the economy. There is the description of functions and operations and features of instruments of monetary policy of the Central Bank and its role in the economy.

Keywords: central bank, Russian Bank, Russian Bank's functions, commercial banks, Central Bank monetary and credit policy, banking system.

Банки - это основной финансовый центр в экономике, которые в наше время представлены в виде специализированных организаций, выполняющих различные операции. Банковская система является совокупностью

VIII Международная научно-практическая конференция национальных и коммерческих банков и организаций. Существует два типа

банковской системы: одноуровневая (централизованная) и двухуровневая. В

развитых странах структура банковской системы состоит из двух уровней.

Основной характеристикой такой системы является строгое разделение функций

центрального и коммерческих банков. Центральный банк - это главный банк

государства, орган, регулирующий работу всех институтов нижнего (второго)

уровня банковской системы. Центральные банки по явились с развитием

банковских систем, а термин «цен тральный банк» означал самый крупный банк

с широкими связями в банковской системе. Их появление тесно связано с

централизацией эмиссии банкнот как всеобщего средства обращения, которые

являлись наиболее надежными для осуществления деятельности коммерческих

банков. [1] В различных странах центральный банк называется по разному:

национальный, государственный, эмиссионный, резервный или просто банк,

например, ФРС в США, Банк России в России и др. [2] Основа нормального

функционирования данного института состоит в принципе независимости:

центральный банк не является органом государственной власти, его капитал

полностью принадлежит государству, а акционерами могут быть как

коммерческие банки, так и остальные финансовые институты. Вместе с тем,

полномочия ЦБ относятся к функциям власти государства, так как реализуются

путём использования средств государственного принуждения. Функции и

полномочия Банка России реализуются независимо от органов государственной

власти. Таким образом, центральный банк является посредником между

государством и реальной экономикой. Основными целями деятельности

центрального банка в России являются: 1. защита и обеспечение устойчивости

национальной валюты; 2. развитие и укрепление банковской системы РФ; 3.

обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы;

4. развитие финансового рынка России. Получение прибыли не входит в цели центрального банка. Функции центрального банка закреплены в законодательном порядке. Все нижеперечисленные функции в той или иной мере выполняются центральными банками любой страны: 1. Разработка, проведение

Научные междисциплинарные исследования и регулирование денежно кредитной политики вместе с Правительством Рос сии

в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля. 2. Обладание монопольного

права на эмиссию наличных денег, что делает его постоянно ликвидным. Эта

старейшая и важнейшая функция любого ЦБ. Кроме того, центральный банк

устанавливает правила денежного обращения и создаёт резервные фонды

наличности, которыми могут распоряжаться только Правление и областные

управления ЦБ РФ. Когда с их разрешения деньги переходят из резервных

фондов в операционную кассу для филиалов банков, происходит эмиссия

наличных денег в обращение. А при обратном перемещении - изъятие

(осуществляется автоматически, если превышены лимиты операционных касс).

3. Контроль и регулирование деятельности коммерческих банков. Центральный

банк является банком банков, его клиенты - коммерческие банки. Данная

функция заключается в том, что центральный банк является кредитором

последней инстанции, органом надзора для кредитных учреждений. Роль выдачи

кредитов центральным банком имеет большое значение во время кризисных

периодов, а также это поддерживает уверенность вкладчиков в национальных

коммерческих банках, расширяя кредитные операции и поддерживая

ликвидность банков. 4. Кредитно-расчетное обслуживание счетов

правительства. Центральный банк обслуживает финансовые операции

правительства, является посредником в платежах казначейства, кредитует

правительство и обслуживает государственный бюджет и государственный долг.

5. Исторически центральный банк выполняет функцию хранения

золотовалютных резервов страны. 6. Центральный банк проводит операции по

международным расчетам, платежному балансу, движению валют, работает

совместно с зарубежными центральными банка ми, международными

кредитными организациями и, следовательно, исполняет внешнеэкономическую

функцию. Однако в современной экономике главной функцией становится

осуществление государственной кредитно-денежной политики. Суть денежно

кредитной политики ЦБ заключается в воздействии на экономическую

конъюнктуру путём изменения денежной массы в обращении. Методы денежно

VIII Международная научно-практическая конференция кредитной политики могут быть общи ми, которые оказывают влияние на

деятельность всех коммерческих банков и рынок ссудных капиталов, и

примеряются также выборочные (селективные), регулирующие отдельные

формы кредита. Что касается инструментов денежно кредитной политики, они

формируются Банком России. Они бывают как краткосрочными, так и

долгосрочными, прямыми и косвенными, общими и селективными, рыночными

и нерыночными. К сожалению, цели и задачи, которые ставит перед со бой ЦБ

РФ, не всегда приносят ожидаемый результат. [4] Сегодня Банк России следует

политике планомерного и постепенного увеличения учётной ставки. За весь 2015

год ставка рефинансирования не менялась и год завершился со ставкой

рефинансирования 8,25 % и ключевой ставкой 11,0%. На начало 2016 года ставка

рефинансирования составляла 11,00 %, равная ключевой ставке, а в дальнейшем

изменение ставки рефинансирования происходило одновременно с изменением

ключевой ставки Банка России и на ту же величину. Выбор и сочетание

применения инструментов зависят от стратегии центрального банка и

экономической ситуации. Все рассмотренные функции как бы то ни было

изменяются и, тем самым, происходят изменения в деятельности центрального

банка и его роли в экономике. С точки зрения Белоглазовой Г.Н., уменьшилось

значение монопольного права на эмиссию денег с отменой их обмена на золото.

Кроме того, произойдёт снижение роли центрального банка как расчетного

центра с увеличением электронных платежей, но, при этом, функция

банковского надзора становится более комплексной (выполняют специальные

надзорные органы). При изучении влияния Центрального банка на банковскую

систему и экономику важно изучить различные показатели: динамика

количества кредитных организаций, их концентрация, величина и достаточность

капитала, изменения активов и пассивов коммерческих банков, уровень развития

банковской системы и экономики, возможность появления на рынке и ухода с

него новых экономических объектов и элементов. Как показывают последние

заключения экспертов, с 2001 года происходят изменения в состоянии

банковской системы России, обусловленные ежегодным сокращением

Научные междисциплинарные исследования количества кредитных организаций по всей стране. Однако больше всего их

количество сократилось в последние 3 года. В 2014 году сокращение произошло

на 89 банковских организаций, а в 2015 году - 101. Таким образом, по состоянию

на 01.01.2016 год количество действующих банков в России составляло 733, а на

01.10.2016г. 649. [5] Основной причиной этого процесса является необходимость

оздоровления банковской системы путём ликвидации сомнительных и

ненадежных банков. Так на рынке будут действовать только качественно

исполняющие свои обязанности организации. Также ЦБ установил размер

уставного капитала, который с января 2015 года должен быть более 300 млн

рублей. Несоответствие данной норме также ведёт к закрытию, процессам

слияния и поглощения банков, кроме того банки могут закрывать и

принудительно, в связи с нарушением законодательства. [6] По словам

экспертов, ещё рано говорить о том, будет ли сокращение банков плохо или

хорошо для России. В заключение центральный банк предусматривает

проведение денежно кредитной политики, направленную на стабилизацию

внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной

единицы и всей банковской системы в целом. Центральные банки осуществляют

руководство всей кредитной системы государства. Они регулируют и

контролируют кредит и денежную массу, находящуюся в обращении,

стабилизируют обменный курс национальной валюты, управляют

государственным долгом. В связи с мировым финансовым кризисом растёт роль

центрального банка РФ в его преодолении и развитии российской банковской

системы. Таким образом, современная экономика с ее динамичным развитием и

сложным характером связей между субъектами и государством требует

соответствующего уровня развития полномочий центрального банка и их

качественной реализации. Центральный банк выполняет значительную роль в

развитии современного государства и обеспечении стабильности в экономике

VIII Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow, 1993.

3. Government Decree of 06.09.2016 N 882 "On establishment of the subsistence minimum per capita and the main socio demographic groups in the whole of the Russian Federation for the II quarter of 2016"

8. Federal Law №82 "On the Minimum Wage" of 2000. (Federal Law "On the Minimum Wage": in the wording of the Federal Law of December 29, 2004 N 198 FZ // SZ the Russian Federation 2000. N 26. Article 2729; 2002. N 18. Article. . 1722; 2003. N 40. Article 3818;. 2005. N 1 (1 hr.).

9. Decision of the Government of North Ossetia on November 16, 2016 №396 On establishment of the subsistence minimum per capita and the main socio demographic groups in the Republic of North Ossetia Alania for the III quarter 2016

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: