Что не осуществляет банк в рамках банковского сопровождения сопровождаемой сделки

Обновлено: 25.04.2024

От банковского сопровождения выигрывают и заказчик, и исполнитель, потому что в проекте снижаются финансовые риски. В этой статье рассмотрим, как эта услуга устроена в Сбере и какие преимущества даёт обеим сторонам

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

❓ Банковское сопровождение — это услуга, в рамках которой банк контролирует расходы исполнителей по контракту. Банковское сопровождение возникло в сфере государственных контрактов, но сегодня часто встречается и в коммерческих сделках.

Лайфхаки и советы о банковском сопровождении контрактов читайте в специальном проекте «Контракт под контролем»

Почему на крупном проекте нужен банк, чтобы контролировать денежные потоки

Чем больше и сложнее проект, тем труднее следить за тем, чтобы деньгами распоряжались целевым образом. Например, строительством стадиона могут заниматься сотни подрядчиков. У каждого своя зона ответственности и этапы работы. Получается, заказчику нужно следить за тем, чтобы в сотне компаний добросовестно распоряжались ресурсами, не допускали перерасходов и тратили деньги только в соответствии со сметой. Это отнимает время и тормозит работу по проекту.

Чтобы упростить контроль за финансами, заказчики обращаются в банк. Банк контролирует расходы подрядчиков по проекту и готовит отчёты для заказчика. Так он всегда в курсе финансов на проекте и тратит меньше времени на контроль за исполнителями.

По этой причине банковское сопровождение помогает госзаказчикам снизить риски в проектах и следить за бюджетом. Но услугу можно применить и в любой коммерческой сделке. По данным Коммерсант от марта 2021 года, до 80% сопровождаемых контрактов приходится на проекты частных инвесторов.

Как устроено банковское сопровождение

Сначала заказчик выбирает банк и договаривается с ним об условиях сопровождения. Например, заказчик может указать список запрещённых в рамках проекта операций по счетам. Допустим, запретить исполнителям платить по своим кредитам за счёт проектного бюджета.

Затем для каждого подрядчика открывают счёт, через который ведутся все его расчёты по проекту. Банк контролирует расходные операции по этим счетам и предоставляет для заказчика отчёты.

Мы подробно написали о том, как подрядчику подключить услугу банковского сопровождения, в другой статье спецпроекта.

Рассмотрим несколько главных преимуществ, которые получают обе стороны проекта, когда подключают услугу:

Главные преимущества для исполнителя

Банковское сопровождение может помочь участнику торгов выиграть закупку. Если участвуете в закупке, где банковское сопровождение не предусмотрено, вы можете сами подключить эту услугу. Такая инициативность может помочь выиграть закупку: заказчик увидит, что вы открыты и собираетесь добросовестно выполнить проект.

Если на проекте много соисполнителей, сопровождение даёт генподрядчику дополнительное средство контроля. Во многих проектах генеральный подрядчик занимает менеджерскую роль: фактически его интересы совпадают с интересами заказчика. Если генподрядчик нанимает десятки компаний, ему сложнее следить за бюджетом, поэтому он только выигрывает от подключения банковского сопровождения. У него появляется дополнительная гарантия, что субподрядчики будут рационально расходовать деньги.

С банковским сопровождением подрядчик уверен, что на проект всегда будет поступать финансирование. Иногда заказчики медлят с перечислением денег, потому что переживают, что средства могут быть израсходованы не на целевые нужды. Особенно если они впервые работают с подрядчиком: между сторонами пока нет доверия, поэтому заказчик не готов, например, разом перевести весь аванс. Банковское сопровождение стимулирует заказчиков больше доверять подрядчикам и соблюдать дисциплину при финансировании контракта.

В коммерческих сделках банковское сопровождение может помочь исполнителю по контракту получить аванс. В коммерческих сделках бывают случаи, когда заказчик соглашается пересмотреть условия авансирования по контракту при наличии в сделке банковского сопровождения. То есть, подрядчик просит аванс и одновременно предлагает привлечь банк для дополнительного контроля за своими расходами. Банковское сопровождение способствует доверительным отношениям и снижает риски, поэтому у подрядчика появляется возможность договориться о более выгодных условиях. Чем лучше отношения между вами и заказчиком, тем выше шансы, что переговоры пройдут успешно.

Банковское сопровождение — страховка на случай ошибок. Банковское сопровождение не усложняет жизнь добросовестному подрядчику. Даже наоборот, помогает избежать проблем. Например, если сотрудники по ошибке решат закупить материалы, которых нет в смете, банк сообщит об этом, и вы сможете отменить операцию.

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

1. Уполномоченный банк, в отношении которого Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии со статьей 8.10 настоящего Федерального закона, до вступления в силу такого решения:

1) вправе осуществлять банковское сопровождение только в соответствии с ранее заключенными договорами банковского сопровождения;

2) обязан проинформировать головного исполнителя, исполнителя, с которыми у него заключены договоры банковского сопровождения, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения информации о решении, принятом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) обязан проинформировать исполнителей, с которыми у него заключены договоры банковского сопровождения по контрактам, относящимся к переводимой сопровождаемой сделке, об уполномоченном банке, который будет осуществлять банковское сопровождение переводимой сопровождаемой сделки, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей информации в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

4) обязан закрыть по заявлению головного исполнителя, исполнителя отдельные счета, а также перечислить денежные средства на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке с учетом требований настоящего Федерального закона;

5) обязан передать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию о переводе денежных средств при закрытии отдельного счета, а также о закрытии данного отдельного счета в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 8.2 настоящего Федерального закона;

6) обязан передать уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в срок не позднее десяти рабочих дней после дня закрытия отдельного счета головного исполнителя, исполнителя при совершении операции, предусмотренной пунктом 2.1 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, или операции, разрешенной в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона, информацию о суммах операций, предусмотренных подпунктами "а", "в", "д", "е.1", "е.2" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, совершенных по отдельному счету за период со дня открытия отдельного счета по день его закрытия и при условии, что день закрытия отдельного счета и день передачи информации приходятся на один и тот же календарный месяц, о суммах операций, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона и совершенных по отдельному счету в течение календарного месяца, в котором был закрыт отдельный счет, а также перечень иностранных исполнителей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, и иные документы (копии документов) по усмотрению уполномоченного банка.

2. Уполномоченный банк, из которого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 1 статьи 8.11 настоящего Федерального закона, переводится сопровождаемая сделка, в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу указанного решения обязан осуществить мероприятия по переводу сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк в порядке, установленном пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи.

3. Уполномоченный банк, в который переводится сопровождаемая сделка по основаниям, предусмотренным статьей 8.9 настоящего Федерального закона, после открытия отдельного счета по государственному контракту, контракту, относящемуся к переводимой сопровождаемой сделке, вправе получать по запросу:

1) информацию об исполненных распоряжениях по отдельному счету, открытому по такому государственному контракту, контракту, от уполномоченного банка, из которого переводится сопровождаемая сделка;

2) доступ к содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа информации об исполненных уполномоченным банком, из которого переводится такая сопровождаемая сделка, распоряжениях по отдельному счету, открытому по такому государственному контракту, контракту.

4. Банк, исключенный из категории уполномоченных банков, после вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 настоящего Федерального закона:

а) вправе совершать операцию, разрешенную в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

б) обязан выполнить требования, предусмотренные пунктами 4, 5 и 6 части 1 настоящей статьи.

5. Неисполнение банком, исключенным из категории уполномоченных банков, требований части 4 настоящей статьи является основанием для применения к нему мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

1. Уполномоченный банк, в отношении которого Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии со статьей 8.10 настоящего Федерального закона, до вступления в силу такого решения:

1) вправе осуществлять банковское сопровождение только в соответствии с ранее заключенными договорами банковского сопровождения;

2) обязан проинформировать головного исполнителя, исполнителя, с которыми у него заключены договоры банковского сопровождения, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения информации о решении, принятом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) обязан проинформировать исполнителей, с которыми у него заключены договоры банковского сопровождения по контрактам, относящимся к переводимой сопровождаемой сделке, об уполномоченном банке, который будет осуществлять банковское сопровождение переводимой сопровождаемой сделки, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей информации в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

4) обязан закрыть по заявлению головного исполнителя, исполнителя отдельные счета, а также перечислить денежные средства на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке с учетом требований настоящего Федерального закона;

5) обязан передать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию о переводе денежных средств при закрытии отдельного счета, а также о закрытии данного отдельного счета в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 8.2 настоящего Федерального закона;

6) обязан передать уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в срок не позднее десяти рабочих дней после дня закрытия отдельного счета головного исполнителя, исполнителя при совершении операции, предусмотренной пунктом 2.1 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, или операции, разрешенной в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона, информацию о суммах операций, предусмотренных подпунктами "а", "в", "д", "е.1", "е.2" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, совершенных по отдельному счету за период со дня открытия отдельного счета по день его закрытия и при условии, что день закрытия отдельного счета и день передачи информации приходятся на один и тот же календарный месяц, о суммах операций, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона и совершенных по отдельному счету в течение календарного месяца, в котором был закрыт отдельный счет, а также перечень иностранных исполнителей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона, и иные документы (копии документов) по усмотрению уполномоченного банка.

2. Уполномоченный банк, из которого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 1 статьи 8.11 настоящего Федерального закона, переводится сопровождаемая сделка, в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу указанного решения обязан осуществить мероприятия по переводу сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк в порядке, установленном пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи.

3. Уполномоченный банк, в который переводится сопровождаемая сделка по основаниям, предусмотренным статьей 8.9 настоящего Федерального закона, после открытия отдельного счета по государственному контракту, контракту, относящемуся к переводимой сопровождаемой сделке, вправе получать по запросу:

1) информацию об исполненных распоряжениях по отдельному счету, открытому по такому государственному контракту, контракту, от уполномоченного банка, из которого переводится сопровождаемая сделка;

2) доступ к содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа информации об исполненных уполномоченным банком, из которого переводится такая сопровождаемая сделка, распоряжениях по отдельному счету, открытому по такому государственному контракту, контракту.

4. Банк, исключенный из категории уполномоченных банков, после вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 настоящего Федерального закона:

а) вправе совершать операцию, разрешенную в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

б) обязан выполнить требования, предусмотренные пунктами 4, 5 и 6 части 1 настоящей статьи.

5. Неисполнение банком, исключенным из категории уполномоченных банков, требований части 4 настоящей статьи является основанием для применения к нему мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".


Банковское сопровождение — это услуга, в рамках которой банк контролирует расходы исполнителей по контракту. Банковское сопровождение возникло в сфере государственных контрактов, но сегодня часто встречается и в коммерческих сделках.

От банковского сопровождения выигрывают и заказчик, и исполнитель, потому что в проекте снижаются финансовые риски. В этой статье рассмотрим, как эта услуга устроена в Сбере и какие преимущества даёт обеим сторонам.

Чем больше и сложнее проект, тем труднее следить за тем, чтобы деньгами распоряжались целевым образом. Например, строительством стадиона могут заниматься сотни подрядчиков. У каждого своя зона ответственности и этапы работы. Получается, заказчику нужно следить за тем, чтобы в сотне компаний добросовестно распоряжались ресурсами, не допускали перерасходов и тратили деньги только в соответствии со сметой. Это отнимает время и тормозит работу по проекту.

Чтобы упростить контроль за финансами, заказчики обращаются в банк. Банк контролирует расходы подрядчиков по проекту и готовит отчёты для заказчика. Так он всегда в курсе финансов на проекте и тратит меньше времени на контроль за исполнителями.

По этой причине банковское сопровождение помогает госзаказчикам снизить риски в проектах и следить за бюджетом. Но услугу можно применить и в любой коммерческой сделке. По данным Коммерсант от марта 2021 года, до 80% сопровождаемых контрактов приходится на проекты частных инвесторов.

Сначала заказчик выбирает банк и договаривается с ним об условиях сопровождения. Например, заказчик может указать список запрещённых в рамках проекта операций по счетам. Допустим, запретить исполнителям платить по своим кредитам за счёт проектного бюджета.

Затем для каждого подрядчика открывают счёт, через который ведутся все его расчёты по проекту. Банк контролирует расходные операции по этим счетам и предоставляет для заказчика отчёты.

Мы подробно написали о том, как подрядчику подключить услугу банковского сопровождения, в другой статье спецпроекта.

Рассмотрим несколько главных преимуществ, которые получают обе стороны проекта, когда подключают услугу:

Если участвуете в закупке, где банковское сопровождение не предусмотрено, вы можете сами подключить эту услугу. Такая инициативность может помочь выиграть закупку: заказчик увидит, что вы открыты и собираетесь добросовестно выполнить проект.

Если на проекте много соисполнителей, сопровождение даёт генподрядчику дополнительное средство контроля

Во многих проектах генеральный подрядчик занимает менеджерскую роль: фактически его интересы совпадают с интересами заказчика. Если генподрядчик нанимает десятки компаний, ему сложнее следить за бюджетом, поэтому он только выигрывает от подключения банковского сопровождения. У него появляется дополнительная гарантия, что субподрядчики будут рационально расходовать деньги.

Иногда заказчики медлят с перечислением денег, потому что переживают, что средства могут быть израсходованы не на целевые нужды. Особенно если они впервые работают с подрядчиком: между сторонами пока нет доверия, поэтому заказчик не готов, например, разом перевести весь аванс.

Банковское сопровождение стимулирует заказчиков больше доверять подрядчикам и соблюдать дисциплину при финансировании контракта.

В коммерческих сделках бывают случаи, когда заказчик соглашается пересмотреть условия авансирования по контракту при наличии в сделке банковского сопровождения. То есть, подрядчик просит аванс и одновременно предлагает привлечь банк для дополнительного контроля за своими расходами.

Банковское сопровождение способствует доверительным отношениям и снижает риски, поэтому у подрядчика появляется возможность договориться о более выгодных условиях. Чем лучше отношения между вами и заказчиком, тем выше шансы, что переговоры пройдут успешно.

Банковское сопровождение не усложняет жизнь добросовестному подрядчику. Даже наоборот, помогает избежать проблем. Например, если сотрудники по ошибке решат закупить материалы, которых нет в смете, банк сообщит об этом, и вы сможете отменить операцию.


Как быть уверенным в своевременном финансировании по государственным и коммерческим контрактам с помощью банковского сопровождения



Как правило, заказчик беспокоится об исполнении заключаемого им контракта, особенно если договорными отношениями предполагается перечисление аванса. Заказчик вправе использовать любые существующие инструменты для обеспечения исполнения своих сделок с контрагентами. В этой ситуации в качестве инструмента контроля за целевым расходованием средств ваш заказчик выбрал – коммерческое банковское сопровождение.

Стандартный пакет документов для открытия счета и контракт. После открытия счета и заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета ваш контракт будет принят на сопровождение.

Стоимость услуг зависит от ряда факторов: договоренностей с заказчиком, количества контрактов, принимаемых на сопровождение, вида контроля.

Счет будет работать в определенном режиме. Перечень запрещенных и разрешенных операций устанавливается заказчиком самостоятельно.

Порядок расходования выручки определяется заказчиком. Если об этом есть договоренность с заказчиком, то данное условие включается в дополнительное соглашение в договор банковского счета, и выручка в полном объеме или частично может быть перечислена со счета с банковским сопровождением до его прекращения.

Да, но для вашего удобства рекомендуем открыть новый счет. При подключении банковского сопровождения к действующему счету порядок списания денежных будет подчинен новому режиму, и вы не сможете воспользоваться имеющимся остатком денежных средств на счете по своему усмотрению.

Вы создаете платеж в ДБО интернет-банке СберБизнес и прикрепляете к нему документы под «скрепочку». Это занимает всего несколько кликов.

Это могут быть различные документы, обосновывающий назначение платежа: выставленный в ваш адрес счет на оплату/универсальный передаточный документ/акт приема-передачи. Примерный перечень документов будет предоставлен вам в качестве приложения к договорной документации с банком. При возникновении затруднений сотрудник банка проконсультирует вас или запросит недостающий документ самостоятельно при обработке вашего платежного поручения.

Каждое платежное поручение, выставляемое к счету, по определенному целевому назначению попадает на контроль в банковское сопровождение, где сверяется с перечнем запрещенных и разрешенных операций, сметой (при наличии), иными условиями, включенными заказчиками в договорную документацию. Все условия контроля будут перечислены в вашем дополнительном соглашении к договору банковского счета. Проект договорной документации будет вам предоставлен, вы сможете изучить его в спокойной обстановке, и сотрудник банка будет готов ответить на все интересующие вас вопросы до его подписания.

С какого счета будет списываться комиссия за открытие и ведение счета с банковским сопровождением, а также за платежи?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: