Что понимается под информационным банком спс

Обновлено: 30.04.2024

Полнота информационного банка СПС — понятие относительное, и оценивать ее следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать.

Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.

Основные критерии, по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.

1-ый критерий связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:

1) гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;

2) гарантию достоверности информации;

3) возможность получения редких, частных документов, не вошедших в стандартный комплект поставки.

2-ой критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Действительно, поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.

Основные принципы в подходе к решению данной проблемы.

Формирование ИБ в соответствии с различными видами правовой информации.

Как известно, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера. Как правило, эти группы правовой информации включаются в разные базы, хотя часто для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.

Подразделение правовой информации по территориальному признаку.

При этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты.

Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.

Исследуя вопрос полноты предоставляемой СПС информации, необходимо:

во-первых, оценить полноту не только той информации, которая уже есть в системе, но и полноту будущих поступлений, что косвенно можно оценить через возможности доступа компании-разработчика к источникам информации;

во-вторых, важно оценить возможность выбора (и выбрать) такую систему (или набор систем), чтобы представленный в ней массив информации удовлетворял основным ежедневным потребностям пользователя, с учетом того, что отдельные недостающие документы можно будет заказать в сервисном центре компании-разработчика.


32. Принципы построения ИБ систем по федеральному законодательству.

Существуют два основных принципа построения информационных банков систем по федеральному законодательству.

Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

Построение ИБ по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:

во-первых, значительное дублирование информации в различных ИБ;

во-вторых, отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого ИБ важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);

в-третьих, на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.

Семейство систем КонсультантПлюс состоит из четырех блоков:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Под полнотой информационного банка СПС – понимается наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности пользователя.

Критерии полноты ИБ СПС:

1. этот критерий связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. У компании должен быть пакет договоров об обмене информации с органами государственной власти и управления. Наличие этого пакета обеспечивает:

- гарантию получения полной и достоверной информации в текущий момент и в будущем

- гарантию достоверности информации

- возможность получения редких, частных документов

2. этот критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у разработчика СПС, на отдельные базы.

Отметим основные принципы в подходе к решению данной проблемы.

1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами правовой информации. (информация делится на официальную правовую, неофициальную правовую и информацию индивидуально-правового характера).

2. Подразделение правовой информации по территориальному признаку. (при этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты).

3. Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.

Принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству.

1. наиболее распространен. Основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (ИБ).

2. Применяется незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Основан на формировании нескольких тематических ИБ. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов.

- значительное дублирование информации в различных ИБ

- отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных актов

- на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика.

Проблема юридической обработки информации в СПС.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакции документов при их изменении.

При отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности и нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из элементов:

- классификации (рубрикации) документа, подбора ключевых слов

- выявлении взаимосвязанных документов

- формировании перекрестных ссылок между документами

- составлении примечаний, справочных сведений к документу

- подготовки новой редакции документа при издании изменений

Юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа, а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

Результат субъективной юридической обработки основывается на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.

Технологии передачи информации пользователю.

Можно выделить два этапа в процессе обновления правовых баз:

- актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя

- передача новой информации потребителю.

На втором этапе возможны два различных способа обновления информации:

1. удаленный доступ. Эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо обращение на сервер компании через телекоммуникации.




2. Это тот, при котором вся информационная база со специальной оболочкой устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается на эту базу.(удобнее).

Возможны два варианта обновления информации:

- полная переустановка базы со свежей информацией

- передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя (Например, ежедневное «кусочное пополнение» Консультант +).

Тема 9. Основы теории информационного поиска.

С проблемой поиска информации человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архивы, телефонные справочники – все это информационные системы различного уровня и различной степени значимости.

Существует стратегия поиска. В некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным образом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться нормативный акт, а затем – сам акт или правовую норму.

Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и документированной.

Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления – создание гипертекстовых баз данных. Гипертекст – это особая форма организации, представления текстового материала. Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. Например, система ссылок на иные нормативные акты, содержащиеся в данном акте.

Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус.

Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Право не существует вне языка.

Ст.2 Закона об информации относит к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем также и лингвистические средства.

В системе лингвистических средств обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык (ИПЯ).

В широком смысле язык – это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

ИПЯ – это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

ИПЯ по законодательству должен обеспечивать:

· Эффективную формализацию правовых норм и нормативных актов

· Высокую скорость поиска на компьютере информации

· Оптимальный перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ

· Минимальный «шум», т.е. сведение к минимуму выдачу компьютером излишней информации

· Полноту информационного поиска, т.е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества

Любая информация для того, чтобы быть переделанной, должна соответствующим образом кодироваться, т.е. переводиться на язык специальных символов или сигналов.

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ:

1. Языки предметного типа – это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы.

При использовании этого языка основная тема документа выражается одним или несколькими типовыми словами – рубриками. Например, существуют предметно-алфавитные указатели к Конституции РФ, к ГК РФ.

2. Язык классификационного типа – представляет собой классификатор отраслей законодательства.

3. Язык дескрипторного типа – обладает большой «семантической силой», т.е. способен полностью передавать смысл нормативных актов, выразить комбинацией дескрипторов (ключевое слово – объединяющее группу ключевых слов) любое понятие, характеризуются высокой степенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов.

Дескрипторные ИПЯ делятся на:

- языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями

- языки, которые содержат в своем составе логико-смысловые отношения.

- (особо) правовой тезаурус – это логико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации.

Задача – упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе.

В информатике тезаурус выполняет следующие функции:

- используется для организации информационного поиска (информационно-поисковый тезаурус)

- используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач (полный словарь терминов, определения юридических понятий, комментарии, данные о количестве дескрипторов)

- выступает в качестве важнейшего средства поиска латентной информации

Существуют тезаурусы различных типов:

- общеправовой (102 тысячи слов и словосочетаний). Сейчас не применяется.

- Тезаурус, специализированный по отраслям права. (например, Eurovoc).

Подготовка правовой информации к машинной обработке:

метризация; кодирование; индексирование и рубрицирование.

В широком смысле под метризацией понимается описание определенной совокупностью числовых характеристик. В зависимости от того, что используется в качестве характеристик выделяют два типа метризации: а) подсчет; б) измерение.

При измерении и подсчете в качестве средства выражения используются натуральные числа. При измерении используются единицы меры.

Объектами измерения могут выступать любые предметы материального мира, обладающие любыми свойствами, которые могут быть измерены или характеризуются количественными данными.

Под метризацией правовой информации следует понимать такую процедуру ее обработки в результате которой субъект юридической деятельности получает количественные характеристики тех или иных параметров объекта познания.

Характеристики, полученные в результате измерения, могут выражаться как в абсолютных величинах, так и в относительных.

Кодирование правовой информации – это такая операция, при которой определенные данные заменяются сокращенными условными обозначениями (цифры, числа). Обратная операция называется декодированием.

Комбинацию символов называют кодом, а количество символов, входящих в кодовую операцию называют длина кода.

Для кодирования правовой информации используется несколько способов: точечный, контурный, точечно-зональный.

Одним из видов формализации правовой информации является индексирование – это процесс отбора из текста терминов (ключевых слов), которые, по мнению специалиста – юриста, отражают основное содержание темы. Далее такие термины преобразовывают в форму информационно-поискового языка.

Рубрицирование – это процедура присвоения определенной теме нормативного акта или запроса соответствующего индекса из рубрикатора, в котором за каждой темой закреплен свой индекс.

Тема 10. Консультант Плюс.

Общая характеристика систем Консультант плюс.

Семейство систем Консультант Плюс состоит из четырех блоков:

1) СПС по федеральному законодательству;

2) СПС по региональному законодательству;

3) СПС по международному праву;

4) Справочные системы поддержки принятия решений.

Системы по федеральному законодательству являются:

- каждая из них предназначена для определенной категории пользователей;

- они построены по принципу вложенности, т.е. ИБ каждой последующей в списке системы входит в ИБ предыдущей.

1. Информационный правовой комплекс (ИПК) Консультант Плюс:

Эксперт.Он охватывает все законодательство России и состоит из двух взаимосвязанных частей: СПС «Консультант Плюс: Версия Проф и СПС Консультант Плюс: Эксперт Приложение. Комплекс предназначен для юристов, сотрудников органов государственной власти и управления, специалистов, занимающихся политическим и экономическим анализом. Он используется в крупных организациях, в банках, в органах власти и управления, в юридических, аудиторских и консалтинговых фирмах. При этом

а) ИБ СПС Консультант Плюс: Версия Проф включает все нормативные акты РФ, а также правовые акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по вопросам общего значения и по финансово-экономическим вопросам отраслевого значения.

б) ИБ СПС Консультант Плюс: Эксперт Приложение содержит только ненормативные акты общего характера, правовые акты официального разъяснения по организационным и техническим вопросам отраслевого значения, узкоспециальные акты, а также правоприменительные акты (в том числе и акты персонального характера): например, Указы Президента РФ о назначении на должность, о награждении, документы о выделении бюджетных средств отдельным регионам и т.д. Рассматриваемая система не является самостоятельной и поставляется пользователю либо сразу в составе ИПК Консультант Плюс: Эксперт, либо в качестве дополнения к приобретенной ранее системе Консультант Плюс: Версия Проф.

2) СПС Консультант Плюс: Версия Профсамая популярная и распространенная СПС.

3) СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство.Это универсальная экономическая правовая система. ИБ системы полностью входит ИБ системы Консультант Плюс: Версия Проф. Данная СПС содержит: все нормативные акты РФ общего значения, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета и по вопросам общего значения.

Существенным отличием СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство от СПС Консультант Плюс: Версия Проф является то, что по таким тематикам, как банковская деятельность, внешнеэкономическая деятельность, страховая деятельность, ценные бумаги, рассматриваемая система содержит только основные правовые акты.

4) СПС Консультант Плюс: Налоги Бухучет.ИБ системы содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. ИБ данной системы полностью входит в ИБ СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство. Предназначена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по общему плану счетов бухгалтерского учета.

5) Кроме того, семейство систем Консультант Плюс содержит еще одну базу по федеральному законодательству, а именно, раздел Нормативные документы в справочной системе Консультант Бухгалтер. ИБ Нормативные документы системы Консультант Бухгалтер, с одной стороны, полностью включают ИБ СПС Консультант Плюс: Налоги Бухучет, а с другой стороны, сам практически полностью входит в ИБ СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство.

Помимо решения глобальной задачи воздействия на общественное сознание с целью формирования в обществе правового сознания и культуры, справочно-правовые системы помогают решать частные задачи, такие, например, как создание автоматизированного рабочего места юриста.

В условиях стремительных темпов развития отечественного законодательства эта задача приобретает важное значение. Ведь деятельность юристов имеет политическую направленность и заключается в служении государству и обществу по обеспечению функционирования его правовой системы. Обеспечивая функционирование правовой системы государства, юристы являются представителями закона и в этом качестве обладают значительной самостоятельностью в своей работе.

Профессиональная подготовленность юристов и их способность решать конкретные правовые задачи, напрямую зависит от базовых знаний в области юриспруденции, знания компьютера и основных программных продуктов, широкого кругозора и информированности, способности совершенствовать полученные знания и, наконец, умения применять их на практике.

Полноту той или иной информационной базы следует оценивать прежде всего с точки зрения задач, решаемых разработчиком, и целей стоящих перед ним. Вместе с тем полнота информационного банка СПС – понятие относительное. (Далее под информационным банком СПС будем понимать множество всех документов, входящих в эту сиcтему.) Например, полнота ИБ системы нормативных правовых актов РФ будет измеряться отношением числа включенных в нее нормативных актов к числу реально существующих нормативных актов на момент создания базы, и тематическая подборка нормативных актов может превратиться из полной в неполную за считанные месяцы или даже недели вследствие изменения законодательства.

Важно отметить, что достаточно часто потребителей интересует не только полнота отдельных баз, но и информационные ресурсы компании – разработчика СПС в целом. Дело в том, что если пользователь приобретает только одну или несколько баз, предлагаемых тем или иным разработчиком, иногда ему могут потребоваться документы самой разной направленности, не вошедшие в купленный им комплект. Также многие специалисты хотят быть уверенными в том, что по мере развития их компании и расширения круга интересов они смогут получить у компании – разработчика СПС всю необходимую дополнительную информацию.

Оценка общих информационных ресурсов и возможностей разработчика важна не только для того, чтобы проанализировать предлагаемый им информационный массив, но также и для того, чтобы попытаться спрогнозировать объем будущих поступлений в ИБ. Естественно, такой прогноз может быть только приблизительным.




Оценивать полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом можно двумя способами.

Первый способ. Оценка возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Для этого достаточно запросить список договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие представительного пакета таких договоров является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. Так, например, компания «Консультант Плюс» на 1 января 1999 г. имела более 60 договоров с федеральными органами власти и управления, а также более 500 договоров с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Это реальная гарантия того, что все документы, содержащие открытую информацию, будут доступны пользователю и введены в СПС с копии подлинника.

Второй способ. Формальная оценка общего числа документов различных типов во всех базах разработчика. Практически у любого разработчика СПС существует вариант бесплатной установки полных каталогов на компьютер пользователя. Под каталогом в этом случае понимают специальную демонстрационную версию СПС, содержащую все названия документов без текстов. Однако при таком способе оценки полноты информационных ресурсов необходимо иметь в виду, что формально большое количество документов в СПС не гарантирует аутентичности этих документов. Это связано с тем, что разработчики далеко не всех СПС получают документы из первоисточника, так как не имеют представительного пакета договоров об информационном обмене. Как следствие, разработчики таких СПС не могут вводить документы с копии подлинника, а значит, не могут обеспечить аутентичность документов.

Таким образом, наиболее предпочтительным способом оценки полноты информационных ресурсов компании-разработчика является первый способ, так как он позволяет одновременно оценить не только полноту, но и достоверность информационных ресурсов.

Полнота информационного банка СПС – понятие относительное, и оценивать её следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать. Совершенно очевидно, что ни один информационный банк не может включать в себя всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию.

Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.

Основные критерии полноты информации в СПС

1. возможность доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:

· гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;

· гарантию достоверности информации;

· возможность получения редких, частных документов, не вошедший в стандартный комплект поставки.

2. принципы разбиения всего массива информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает только часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.

5. Актуализация ИБ. Возможные способы актуализации информационных банков.

Актуализация информационного банка — это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в контрольном состоянии в соответствии с текущими изменениями зако­нодательства.

Под оперативностью актуализации ИБ на компьютере пользователя понимают промежуток времени от момента поступления документа в от­крытый доступ (рассылку) до его появления в ИБ пользователя. Зачас­тую для оценки оперативности актуализации ИБ вместо момента по­ступления в рассылку используется момент подписания документа, но это не совсем корректно в силу того, что задержка от подписания доку­мента до его поступления в рассылку может быть достаточно большой (до нескольких недель) и компании — разработчики СПС не в состоянии влиять на нее.

Важность оперативной актуализации для пользователя очевидна. Ка­ким бы полным ни было поступление информации к потребителю, необ­ходимо, чтобы оно было еще и своевременным. Даже один с запозданием полученный документ может быть причиной серьезных проблем. Оце­нить работу компании по обновлению информации при выборе СПС очень непросто; это можно сделать либо по отзывам других пользовате­лей, либо проанализировав некоторые принципиальные аспекты работы компании, либо поработав с системой самостоятельно, воспользовав­шись «пробной» некоммерческой установкой системы, которую предла­гают многие производители.

С точки зрения технологии в настоящее время существует два основ­ных вида доступа к правовым базам: удаленный доступ к централизо­ванным ресурсам и установка всей базы пользователю на компьютер. (В следующем параграфе подробно разбираются технические аспекты использования той и другой технологии.) Кроме них, на оперативность поступления информации к пользователю существенно влияет органи­зация сервисного информационного обслуживания компанией — произ­водителем СПС.

В настоящее время большинство специалистов в России по объектив­ным причинам используют базы, полностью установленные на своем компьютере. Поэтому проблему обновления информации более подроб­но разберем для этого случая.

Весь путь прохождения к пользователю СПС информации, содержа­щейся в документе, удобно разложить на три этапа:

• включение документов в эталонный банк разработчика СПС,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от разработчика до региональ­ного сервисного центра,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от регионального сервисного центра до пользователя.

Различные технологии передачи правовой информации пользователю. Установка СПС на компьютер пользователя и удаленный доступ через телекоммуникационные сети; достоинства и недостатки каждого из подходов

Совершенствование процедур передачи информации конечному потребителю заключается в упрощении и повышении оперативности пополнения базы данных. В настоящее время оперативность передачи информации доведена до ежедневной. Т.е. пользователь имеет возможность ежедневного получения новых документов.
Перевод пользователей на ежедневное обслуживание потребовал изменения процедур обновления, которые в настоящий момент, как правило, выполняются при помощи электронных средств связи.
Важным направлением деятельности является предоставление доступа к правовой информации путем использования глобальной компьютерной сети Internet. Информационно-правовые серверы хорошо известны и зарекомендовали себя как надежный и оперативный источник правовой и экономической информации. Одной из важнейших особенностей услуг, предоставляемых этими серверами, является реализация комплексного подхода к предоставлению информации.
В целях реализации прав граждан на информацию на серверах созданы разделы с бесплатным доступом, в которых размещены информационные ресурсы, представляющие интерес и затрагивающие права и обязанности всех граждан России.

На серверах предоставляются платные услуги по оперативному и полному доступу к банкам правовой информации.
Можно выделить два основных этапа в процессе обновления информационных правовых баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС.

· Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информа­ции у компании-производителя.(включение в базу новой информации)

· Второй этап — передача новой информации потребителю.

· На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонную базу производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой свежей информации. В настоящее время используются два основных способа (технологии) доступа к правовым базам.

Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На ком­пьютере пользователя копия базы (системы) отсутствует, и для получе­ния доступа к любому документу необходимо использовать телекомму­никации

Привтором способе вся информационная база со специальной поис­ковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на ком­пьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информа­ция целиком загружается в эту базу.

Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной сто­роны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными по­вторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекомму­никационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополни­тельных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, ус­тановленной на своем компьютере или локальной сети.

Справочная правовая система - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Хорошая справочная правовая система (СПС) - это еще и удобное средство анализа большого объема информации, позволяющее быстро найти оптимальное решение любой проблемы, связанной с налогообложением, особенностями функционирования банковской системы, спецификой работы таможенных органов и пр. на основе действующего законодательства.
Лучшие СПС не только дают возможность получить тексты документов, но и содержат консультации по применению тех или иных норм, раскрывают косвенные связи между документами.

Основные свойства и параметры СПС

Главные свойства как в самой СПС, так и в работе фирмы – производителя СПС, на которые пользователю нужно обратить внимание.

Качество информационного наполнения СПС:

· Оперативность поступления новой информации;

· Достоверность информации, её аутентичность;

· Качество юридической обработки информации в системе.

Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:

· Поисковые и сервисные возможности;

· Возможности используемой технологии при передаче информации и её актуализация у пользователя.

· Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю конкретной СПС:

· Бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в сфере заказчика;

· Гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

· Возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

· Обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

· Техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.

2. Основные задачи, решаемые с помощью СПС. Ограничение в использовании СПС.

В то же время следует четко представлять себе границы реальных возможностей, и область применения СПС:

2. Нельзя также ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Это заблуждение возникает в силу того, что в СПС действительно , как правило, включен огромный объем конкретных ситуаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но следует четко понимать , что СПС, в отличие от экспертов – консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.
очень важно понимать, что несмотря на все свои преимущества и уникальные возможности СПС – это все же только инструмент, пусть и весьма мощный, помогающий пользователю при его самостоятельной работе и при принятии решений.


Компактность хранения всех необходимых в работе документов, аналитических материалов, а так же комментариев и консультаций.

СПС - это удобный инструмент поиска нужных документов. Пользуясь справочной системой, можно легко найти необходимый документ, даже не обладая сведениями о его реквизитах.

справочные правовые системы позволяют эффективно решать многие практические задачи, возникающие в работе различных специалистов: бухгалтеров, юристов, руководителей. Например, бухгалтеру, имеющему СПС, не обязательно копировать и вручную заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Адвокат имеет возможность оперативно найти необходимые ему законы или примеры из судебной практики.

Благодаря оперативному обновлению информации СПС помогает в нужный момент времени быть в курсе всех изменений в законодательстве.

Одной из наиболее важных особенностей справочной системе является юридическая обработка документов, благодаря которой можно быстро составить полную подборку документов по изучаемой теме, сэкономить свои силы и время на работе по поиску, систематизации и анализу правовой информации.

3. Источники поступления информации в СПС

Система КонсультантПлюс содержит:

· федеральное законодательство и законодательство 82 субъектов РФ;

· материалы судебной практики высших судебных инстанций, ФАС всех 10 округов РФ, а также первой и апелляционной инстанций арбитражных судов московского региона;

· консультации в форме "вопрос-ответ" по бухгалтерскому учёту и налогообложению, схемы бухгалтерских проводок и формы первичных учётных документов, материалы прессы;

· постатейные комментарии к законам и кодексам, аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства и права;

· а также: законопроекты; международные правовые акты; формы документов; правовые акты по здравоохранению; нормативно-техническую информацию по строительству.

Вся информация в системе КонсультантПлюс надежна и достоверна. Нормативные правовые акты и документы судебной практики полностью соответствуют официальным оригиналам.

Каждый день в систему включается около 1000 новых документов. Сервисная сеть КонсультантПлюс обеспечивает оперативное поступление всей новой информации пользователям.

В системе КонсультантПлюс имеются современные и удобные возможности для быстрого поиска необходимых документов и анализа правовой проблемы.

В основном правовая информация попадает в СПС официальным путем. Прежде всего из тех же официальных публикаторов. Один из них — "Российскую газету".

Прежде чем ввести в свой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании — разработчика СПС проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, с какой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, разумеется, если в самом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электронную копию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами он связан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п.

Многие документы попадают в правовые базы сразу же после официального издания.

Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи).

4.Что понимается под полнотой информационного банка СПС. Критерии , по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: