Fatca что это в банковской системе

Обновлено: 18.04.2024

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA – финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA – финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

  • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
  • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
  • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

  • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
  • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
  • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
  • Правительство любой страны и его подразделения;
  • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам – то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая – то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах. Если же вы активная нефинансовая компания – то к вам минимальные требования - только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок. Никаких санкций за это не предусмотрено.

FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act (Закон США “О налогообложении иностранных счетов”).

Согласно FATCA иностранные финансовые институты ( FFI – foreign financial institutions ) должны идентифицировать американских налогоплательщиков, владеющих прямо или косвенно финансовыми счетами и представлять в IRS (Налоговый орган США) при следующих условиях:

  1. Баланс счета 50 тыс. $ для ФЛ, 250 тыс. $ для ЮЛ (др. финансовые инструменты такой стоимости);
  2. Есть межгосударственное соглашение ИЛИ прямое соглашение финансового института с IRS .

При невыполнении требования FATCA о представлении отчетности о счетах резидентов США IRS может быть удержан 30% штрафной налог. Так, если FFI 1 – участник FATCA , где у FFI 2 открыт корреспонденский счет и FFI 2 не представляет информацию в IRS о счетах резидентов США, то FFI 1 может удержать 30% с корреспонденского счета FFI 2.

Передача информации осуществляется ежегодно по специальным формам W -8,9, на предоставление информации всегда требуется согласие клиента. При отказе клиента предоставить информацию, клиенту может быть отказано в обслуживании (открытие счета, совершение операции, поддержание счета).

Требования FATCA :

  1. Идентификация (выявление клиентов резидентов США: новых и существующих);
  2. Отчетность (отчетность по налогам, удержанным от источника дохода в США, по клиентам, отказавшимся предоставить информацию);
  3. Сертификация (сертификация соответствияFFIтребованиямFATCA).

Признаки налогового резидента США: 1) заявление клиента о принадлежности к налоговым резидентам; 2) гражданство/пмж в США; 3) место рождения в США; 4) текущий адрес в США; 5) в качестве контактного телефона указан телефон в США; 5) заявление на перевод денежных средств в США; 6) доверенность выданная лицу с адресом в США; 6) право подписи, выданное лицу с адресом в США.

Права и обязанности организаций финансового рынка

1. Принимать обоснованные и доступные меры по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов

При этом по общему правилу нельзя осуществлять сбор и передачу информации в отношении:

  • ФЛ, являющихся гражданами РФ и не имеющими вид на жительство в иностранном государстве;
  • ЮЛ, созданных в РФ, более 90% акций/долей в которых контролируются РФ/гражданами РФ.

2. Передача информации иностранному налоговому органу может осуществляться только с согласия клиента

  • Согласие – одновременно является согласием на передачу информации в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

3. Право на отказ от совершения операций, право на одностороннее расторжение договора с клиентом, отказ от заключения договора при следующих условиях:

  • Есть документальное подтвержденное предположение, что клиент является иностранным налогоплательщиком; И
  • Клиент не предоставил информацию в срок не менее 15 дней.

При этом нельзя отказать в осуществлении платежей по исполнительным документам о возмещении вреда жизни/здоровью, о выплате алиментов, о выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда/выходного пособия, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, расчеты с бюджетом.

4. Организация финансового рынка должна уведомить ЦБ РФ и Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней с даты регистрации в иностранном налоговом органе;

5. В случае получения запроса от иностранного налогового органа, организация финансового рынка в срок 2 рабочих дня направляет информацию о его получении в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

6. Организация финансового рынка в срок не позднее 10 рабочих дней до даты направления информации в иностранный налоговый орган направляет информацию о клиенте в ЦБ РФ и Росфинмониторинг

Дали мне задание разобраться, что такое FATCA. Вот, я и стала разбираться . Очень много написано про FATCA на просторах интернета. Но я все равно хочу поделиться результатами моего ресеча. Я не претендую на 100% правильное понимание такого явления, как FATCA, поэтому, если у кого будут комментарии, то welcome.

FATCA - это в первую очередь совокупность норм федерального законодательства США, а именно 26 USC Chapter 4. Согласно этим нормам иностранные финансовые учреждения (я их буду для простоты называть "банки") должны предоставлять налоговым органам США (IRS) информацию о счетах граждан и компаний США, а также о счетах компаний, контролируемых гражданами или компаниями США. Если иностранные банки не будут предоставлять такую информацию, то с платежей из США в пользу таких банков будут взиматься 30%. IRS хочет знать, где и сколько денег за границей хранят/инвестируют ее соотечественники, а также компании, контролируемые соотечественниками.

FATCA - это пример, как американское законодательство по сути регулирует деятельность иностранных лиц, находящихся за пределами юрисдикции США. Рычаг воздействия тут в возможности взимать 30% от доходов из США.

А как же законодательство других стран? Они же могут запрещать своим банкам вот так вот запросто распространять информацию о счетах своих клиентов. Конечно. Они так и делают. Как минимум, посредством защиты банковской тайны. Так вот, хитрые американцы в таком случае требуют, чтобы клиенты предоставляли в свои банки waiver, т.е. отказ от привилегий банковской тайны. Если же такой waiver не получен, то банк должен закрыть счет. Также для имплементации FATCA США заключают двусторонние договоры с иностранными государствами. Эти договоры позволяют безболезненно соблюдать требования FATCA без нарушений местного законодательства. Такие договоры уже заключены с достаточно большим количеством государств.

А как же Россия? А как известно у России с США сейчас дела обстоят не очень . Россия - это пример той ситуации, когда двустороннего договора с США по поводу FATCA нет, а местное законодательство не позволяет распространять информацию о банковских счетах. Российские банки оказались в ловушке. С одной строны, санкции по FATCA (пресловутые 30%), с другой стороны, нарушение банковской тайны согласно нормам российского законодательства со всеми вытекающими. Посмотрим, как эта вся ситуация разрешится.

Буквально через месяц, 1 июля, все банки мира должны присоединиться к американской системе обмена налоговой информацией. Обмен, по сути, является информированием правительства США о счетах американских граждан. Реализуется эта мера в рамках американского закона о налогообложении иностранных счетов FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).

FATCA предусматривает два механизма подключения банков к системе обмена налоговой информацией. Первый: правительству каждой страны предлагается заключить соглашение с властями США и затем централизованно передавать сведения из своих банков. Если же межправительственного соглашения нет, то сами банки должны заключать соглашения с Налоговым управлением США (IRS) и напрямую передавать туда сведения. Однако российские банки, например, этого сделать не могут, ибо это противоречит российскому законодательству о защите персональных данных и ряду других законов, не говоря уж о банковской тайне.

Если же какой-либо банк не подключается к реализации стандартов FATCA, то как только его средства оказываются на счетах американских банков, т. е. в пределах досягаемости IRS, с них может быть взят штраф в размере 30%. В результате любые расчеты с американскими банками оказываются под угрозой.

Закон FATCA был принят в 2010 г. По мере того, как близился час икс, т. е. 1 июля 2014 г., банковское сообщество в России все активнее призывало российские власти предпринять какие-то меры либо по защите отечественных банков, либо по адаптации условий, навязываемых американцами. Наконец, был определен механизм реагирования, подготовлено межстрановое соглашение. Но после событий на Украине уже власти США стали блокировать подписание соглашения с Россией.

Для российских банков возникла патовая ситуация. С одной стороны, межстрановое соглашение фактически блокировано страной-инициатором. С другой — прямые соглашения российских банков с IRS невозможны, потому что нарушат национальное законодательство.

Банковское сообщество предложило свой вариант поправок в существующий закон, которые позволяли бы банкам подписывать соглашения с IRS, оставаясь в рамках российского правового поля. Но эта законодательная инициатива пока находится на обсуждении в Думе. Соответственно, все реальнее становится угроза, что с 1 июля российские банки, проводящие расчеты с американскими контрагентами, столкнутся с весьма существенными потерями.

Масштаб проблемы выходит далеко за пределы банковского сектора. У банка нет или почти нет своих средств, он оперирует деньгами клиентов. Изъятие 30% денег на корсчетах — серьезный удар по клиентам банка. И если за оставшийся месяц ничего не предпринимать, то российские предприятия и граждане с 1 июля де-факто будут платить штрафы в американское налоговое ведомство.

Разумеется, банки постараются не допустить этого и максимально сократят обороты на корсчетах в кредитных организациях США. Но угроза потери 30% любого платежа все равно сохранится. Риск распространяется на все расчетные операции с американскими банками. Под угрозой оказывается бизнес российских импортеров и экспортеров, так как любой их платеж в США может быть урезан почти на треть.

В непростой ситуации оказываются российские компании, взявшие в США кредиты. Их надо возвращать — через американские банки, где на любой платеж может быть наложен штраф 30%. А если платеж не доходит до кредитора целиком, то такой кредит переводится в категорию проблемных. К заемщику применяются санкции за невозврат, выставляются проценты за просроченные платежи и т. д. Таким образом, санкция, применяемая вроде бы к банкам (причем без какой-либо провинности с их стороны), в реальности бьет по широкому спектру экономических отношений российских предприятий.

И даже если российский банк не работает с американскими контрагентами, любые долларовые расчеты все равно попадают в зону риска. Власти США умеют создать неблагоприятные условия через принцип «знай клиента своего клиента». Рано или поздно они начнут применять санкции и к тем банкам, которые работают с российскими кредитно-финансовыми организациями не напрямую. С точки зрения современного международного финансового регулирования, если в цепочке есть «грязный» банк, вся цепочка скомпрометирована. Банки в Европе или Азии, желая сохранить деловые контакты с американцами, начнут избегать российских партнеров.

Иными словами, если банк работает с международными расчетами, избежать влияния FATCA теперь не удастся. Это технически невозможно.

Ситуация сама по себе абсурдная и возмутительная. Власти одной страны принимают закон, обязывающий хозяйствующие субъекты другой страны либо исполнять этот закон, либо платить штрафы. Можно было бы игнорировать чужие законы — мало ли кто чего требует. Но доллар — основная международная расчетная и резервная валюта, а банки США так или иначе играют основную роль в международной финансовой системе. В нынешней ситуации, чтобы выйти влияния FATCA, мало отказаться от расчетов с ними — надо отказаться от долларовых расчетов. Конечно, можно выдвигать такие политические требования. Но с технической точки зрения сейчас это означает отказ от трансграничных расчетов вообще и сворачивание международной торговли.

Таковы реалии современного мира. Воспротивиться FATCA можно, но только «за свой счет» — за счет российских граждан и организаций. Поэтому не допускать российские банки к подписанию прямых соглашений с IRS — это действовать по принципу «назло бабушке отморожу уши». Да, бабушка злая, но уши — свои. Никакого вреда американской стороне это не нанесет, а вот вред российской экономике будет очень значительным.

Конечно, это уникальная ситуация, когда внутренний законодательный акт одной страны заставляет подстраиваться всю мировую финансовую систему. Однако Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Швеция — все подписали двухсторонние соглашения с США по реализации FATCA.

Какой выход может быть у России? Представляется, что решение должно состоять из двух частей.

Во-первых, российские власти все-таки должны снять «проблему 1 июля» — разрешить отечественным банкам заключать договоры с IRS напрямую. Остается надеяться, что депутаты осознают масштаб проблем и примут необходимый для этого закон. Дипломатическое решение и подписание межправительственного соглашения также возможно, но здесь мало что зависит от желания российской стороны, если американцы продолжат блокировать это соглашение. Тогда как принять собственный закон, позволяющий банкам адаптировать свои операции к требованиям FATCA, — это решение полностью в компетенции российской стороны.

Во-вторых, необходимо сделать глобальные выводы из случившегося. Надо в корне менять саму ситуацию, в которой любое сопротивление долларовой зависимости приводит к выпадению из системы международных расчетов и торговли. Соответственно, надо стратегически снижать эту зависимость. Создавать альтернативы, наращивать расчеты в евро, юанях, рублях, наконец. Должна быть система мер, защищающих, ни больше ни меньше, финансовый суверенитет страны, а также дееспособность и устойчивость российских банков на международном рынке. Это длительный процесс, требующий комплексного и терпеливого подхода. FATCA сделал своего рода прививку, спровоцировав острый приступ болезни, показав, чем может обернуться долларовая зависимость. Сейчас надо срочно купировать приступ, чтобы потом приступить к лечению заболевания в целом.

Автор — зампред совета директоров Нордеа Банка

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

FATCA бояться – в банк не ходить

На сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США, вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов. Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности". Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (п. 2 ст. 86 НК РФ). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой — уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами (ст. 183 УК РФ).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство (ст. 1 Закона).

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее — уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 3 Закона).

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (ч. 2 ст. 2 Закона). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих "американскую" долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (ч. 3 ст. 2 Закона). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

Проанализировав сайты банков из первой двадцатки рейтинга банков по активам нетто Ассоциации российских банков, упоминание о регистрации в IRS было обнаружено на сайтах только трех банков (ВТБ, ЮниКредит Банк и "АК БАРС" Банк), однако внутренние документы с критериями идентификации клиентов-иностранных налогоплательщиков найдены не были. Еще два банка имеют лишь косвенное упоминание о соблюдении FATCA, остальные 15 банков никакой информации ни о регистрации, ни о критериях и мерах выявления клиентов-иностранных налогоплательщиков на официальных сайтах не имеют. При случайной выборочной проверке за пределами топ-20 был обнаружен один банк (Связной Банк), определивший критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков в объявлении на сайте.

НАША СПРАВКА

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют право передавать информацию о клиенте только с его согласия (ч. 4 ст. 2 Закона). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней. Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (ч. 7 ст. 2 Закона). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной абз. 2-5 п. 2 ст. 855 ГК РФ, а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность "дублировать" всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента (ч. 2 ст. 3 Закона) в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (ч. 3 ст. 3 Закона). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

  • имело преобладающую долю в уставном капитале юридического лица;
  • было признано контролирующим на основании договора;
  • имело право давать обязательные для юридического лица указания;
  • имело возможность влиять на избрание или назначение единоличного исполнительного органа или более половины состава коллегиального органа управления.

Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить "вето" на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений (ст. 15.27.2 КоАП РФ).

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: