Как проходит стажировка в сбербанке

Обновлено: 26.04.2024

Руководитель программы стажировок, студенты и разработчик «СбербанкОнлайн» рассказывают, какими проектами стажеров уже пользуются топ-менеджеры банка, в чем плюсы и минусы большой корпорации и как за три месяца молодежь учится «хардам» и выходит на работу.

Программа оплачиваемых стажировок в банке запустилась в 2017 году. Мы тогда реализовали программу «Сберлето» – это был один сезон двухмесячных стажировок. Набрали 45 человек, увидели, что у студентов с высоким потенциалом есть интерес к компании, а бизнес доволен качеством подготовки стажеров. И мы решили в 2018 году расширить программу и провести стажировку в три сезона длительностью в три месяца. Первая волна началась в Москве, потом мы присоединили Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Воронеж – города, где много студентов с хорошими компетенциями в области IT. Мы получили 20 000 заявок, на стажировку к нам вышло порядка 500 стажеров.

В 2019 году стажировки у ребят будут длительнее — от трёх до шести месяцев. Мы оценили самые востребование компетенции в банке и расширили направления стажировки. Сейчас стажировки доступны не только в области ИТ, но и в маркетинге, HR и других направлениях.

Когда студенты подают заявку (успеть нужно до 5 марта), они сначала заполняют анкету с открытыми вопросами. Мы спрашиваем, какими навыками кандидаты обладают, просим рассказать об успехах в учёбе и достижениях, над какими проектами уже работали и какие задачи хотели бы решать на стажировке.

Так как в этом году мы получили больше заявок от бизнеса на стажеров, мы решили оптимизировать очный этап, и добавить четыре вопроса в формате видеоинтервью. Таким образом, заочно познакомившись с кандидатом ещё до собеседования, мы сможем понять, на какие задачи можно пригласить стажера и с какой командой он лучше сработается. Помимо заполнения анкеты и прохождения видеоинтервью некоторые ребята из IT-направления до очного собеседования получают от нас боевые тесты. Мы проверим «харды» на направлениях java, java script и мобильной разработке. Другим ребятам тесты могут быть предложены после собеседования с руководителем. Сами собеседования начнутся в середине марта.

В первые дни стажировки руководитель знакомит студента с командой, ставит задачи на период стажировки, объясняет, какой материал нужно найти, чтобы выполнить задачу, с какими внутренними документами нужно ознакомиться. В банке каждый руководитель формирует программу стажировки для студента самостоятельно. Первые недели стажировки обычно уходят на знакомство со структурой банка, решением небольших задач, знакомством с нашими внутренними правилами и стандартами. Далее ребята плотнее подключаются к работе команд и решают боевые задачи.

Стажеров при выполнении задач курируют наставники, тем не менее на стажировке не просто. Сбербанк – это очень большая компания. При решении рабочих задач, ты можешь и не подозревать о том, на сколько твой проект может быть связан с другими процессами в банке, какое количество контактных лиц входит в процесс, где получить всю необходимую информацию и как всех организовать.

При всём этом, банк очень быстро меняется. После стажировки ребята могут оценить на собственном опыте, что для внедрения инновации достаточно нескольких месяцев. Так в розничном бизнесе студенты за стажировку сделали новое приложение Meetuper – оно позволяет задавать вопросы онлайн во время конференций и вести цепочки обсуждений. Это приложение активно используется сейчас во время крупных мероприятий с участием топ-менеджмента банка.

С другой стороны, мы понимаем, что не у всех студентов могут оправдаться ожидания и они могут быть не готовы к работе в крупных корпорациях по разным причинам. В любом случае это отличный опыт. Стажировка развивает в ребятах такие важные навыки как самостоятельность, структурность, инициативность, умение работать в команде, ответственность за принятые решения – это важные soft skills для будущего развития.

Мы не гарантируем трудоустройство после стажировки. Мы хотим показать студентам внутреннюю корпоративную культуру банка, нашу IT-трансформацию. Но три месяца работы над общим проектом очень сплачивают – руководители, конечно, не хотят отпускать сильных ребят и стараются найти для них вакансии. Так, каждый третий студент в прошлом году получил работу, а каждому второму мы продлили стажировку – это что-то вроде отстроченного оффера. Мы гибкие, понимаем, что многие ребята учатся, поэтому иногда трудоустраиваем даже на неполный рабочий день.

Сегодня работодатели хотят видеть помимо «хардов» развитые софт скилс. Наша программа стажировок – это отличная возможность приобрести практический опыт, развить кругозор, прокачать свои навыки и получить новые, а также, приобрести важные полезные контакты(нетворкинг)и сделать первый шаг к построению своей карьеры.

Я училась на третьем курсе НИУ ВШЭ, на факультете информатики и вычислительной техники, и решила, что пора получать опыт работы. Я занималась data-science, поэтому подавала заявку на это направление. Довольно сложно было предугадать, какой отдел тебе подойдет больше, поэтому перед собеседованием я выбрала департамент по работе с проблемными активами практически наугад.

Мне достаточно быстро дали шанс попробовать себя в задаче, над которой только-только начинали работать: модель выбора оптимального времени контакта с должником.

Задача заключалась в том, чтобы предсказать по поведению клиента, когда ему лучше звонить, когда он с большей вероятностью возьмет трубку и погасит задолженность. Мы вместе с коллегами думали, откуда взять новые данные и как комбинировать модели, чтобы вероятность нашего предсказания была более правдивой. Итог всегда один: должнику лучше совсем не звонить. Но если серьезно, это зависит от времени работы с каждым клиентом, предыдущих статистик связи с ним – для каждого вычисляется оптимальное время.

Когда стажировка подходила к концу, руководители сказали, что довольны моей работой и готовы продолжать сотрудничество. Так как я в тот момент училась на третьем курсе, а над более комплексными задачами требовалось работать полный день, мне предложили продлить стажировку и остаться в Сбербанке. Сначала я работала с моделями машинного обучения, но к осени мы решили, что мне лучше развиваться в работе непосредственно с данными, так что сейчас я с другой командой – занимаюсь датаинженерией.

Я в университете изучала анализ данных, но это были игрушечные работы и игрушечные данные. В Сбербанке же получилось прикоснуться ко всем трудностям, с которыми сталкивается data-scientist. Не всегда данные хорошие, иногда в них есть сложные скрытые зависимости, о которых ты мог не знать, а они портят результаты.

На стажировке начинаешь понимать особенности работы больших компаний. У меня была задача – исследовать новые данные, чтобы понять, можем ли мы добавить их в текущую модель. Я достаточно много времени потратила на эту задачу, и в какой-то момент обнаружила, что Сбербанк большой и часто происходит так, что не о всех задачах других отделов слышно – большинство из того, над чем я трудилась, уже было решено частично другим отделом. Несмотря на то, что в нашей большой корпорации много общих ресурсов, куда мы выкладываем свои работы, не всегда удается избежать вот такого дублирования задач. Но это часть опыта работы в большой корпорации.

Я попал на стажировку по направлению Data Science. Но к сожалению, не всё сложилось, как я ожидал. Я работал с большим объемом данных, но задачи были несложными. Я просил более серьезные задачи, но меня к ним не подключили. Я был немного разочарован, но решил дать стажировке второй шанс, так как видел, что у ребят в других подразделениях все иначе.

Я подал заявку во второй раз, прошел отбор и попал в другой департамент – Центр управления наличным денежным управлением. Новый руководитель на собеседовании, узнав о том, что у меня уже был опыт стажировки в Сбербанке, взял меня.

Я работал над прогнозированием сумм загрузки в банкоматы, сумм спроса и прогнозированием оптимального графика инкассации.

Я рад, что решил попробовать ещё раз. Мой новый руководитель рассказал мне о структуре данных, о полях в базе данных, о том, что они значат и как с ними работать. Мне продлили стажировку, но уже пообещали, что возьмут в штат, как только появится вакансия.

На собеседовании мы обязательно смотрим, сработается ли человек с коллективом, потому что стажёр подсаживается в реальные команды к наставникам. В этом случае акцент смещён на практику. Это тоже неплохо: если человек захочет, он легко сможет получить теоретические знания из мануалов, учебников, документации Apple, в конце концов.

У меня было три стажёра. Они пришли с базовыми представлениями о том, что такое мобильная разработка и как писать код. Но их уровня не хватало, чтобы можно было брать их на младшую позицию в команду. В отличие от школьников, которые слушали лекции, выполняли домашнее задание, эти ребята должны были сразу участвовать в реальных проектах. Такая работа отнимает много времени, но она даёт большую отдачу.

Ребята были очень мотивированы. Под мотивацией я понимаю желание разбираться, понять, что происходит, даже если не всё сразу получается. Важно не опускать руки и продолжать пробовать. Мне повезло, мои стажёры были именно такими. В итоге за два месяца стажировки их навыки сильно выросли. Сначала исправляли дефекты, а под конец начали писать небольшие фичи, которые усовершенствовали функциональность. После стажировки по итогам собеседования двое получили в Сбербанке постоянную работу.

Во время второго семестра магистратуры я попробовал поступить на стажировку в Sberseasons. Мы с одногруппниками думали, что будет легко: мы же из магистратуры Сбербанка, думали, нам чуть ли не квоту отдельную выделят. Но ничего подобного – мы провалили первый тур, как полные неудачники. Я вообще по образованию гуманитарий, мне сложно конкурировать с технарями. Но тут я взялся за голову, стал учиться, смотреть ролики на ютьюбе и курсере – и прошёл во второй поток Sberseasons. Это было по-настоящему круто! И, конечно, я решил: «Ну всё, я буду показывать себя как могу».

И главное, во время Sberseasons я познакомился со своим будущим руководителем, который занимается роботизацией процессов в Корпоративном Блоке. А столовка, к слову, здесь просто бомбическая.

image

Это истории тех, кто учится в «Школе 21», успешно прошёл стажировку и остался работать в Сбербанке. Я уже рассказывала, что этот проект — путь в IT и он крайне эффективен. Если очень коротко — мы научились готовить джунов с нуля за год, делая упор на soft skills. Учиться нужно умению мыслить как разработчик — от анализа требований до взаимодействия внутри команды. Что, собственно, в «Школе 21» и происходит на базе C, где ребята в полубоевых условиях работают над проектами не по учебному материалу, а ищут всю информацию сами. Не все верят, что люди после такой подготовки могут быстро освоить новый язык или фреймворк за время стажировки и начать работать разработчиком.

Могут. Вот истории четырёх участников «Школы 21», которые прошли как раз такой путь.

«С вузами у меня как-то не сложилось»

image

Меня зовут Максим Фролов. Родился в Волжском (маленький городок под Волгоградом). Из образования только 11 классов школы, с вузами у меня как-то не сложилось. Один Школьник написал в чат: «Ребят, тут стажировки на разные направления, кому надо?». Я ответил: «Можно попробовать», и понеслось.

Все-таки «Школа 21» — это ресурс для получения знаний самостоятельным путём, значит в теории, самостоятельно копаясь в недрах стаковерфлоу и технической литературе, параллельно выполняя проекты любого рода, можно было бы добиться того же, что я имею сейчас. Но «Школа 21» даёт нереальный буст по времени. Почему? Это экосистема, в которой твой досуг сбалансирован так, что при разумном подходе ты успеешь и поиграть в настольный теннис или приставку, и обсудить с друзьями новый киберпанк, но в то же время сделаешь кусок сложного командного проекта, у которого скоро дедлайн, не потеряв при этом мотивацию и не перегорев. С этим обычно есть проблемы у онлайн-курсов. Ты заходишь на Курсеру, потому что понимаешь «надо что-нибудь изучить». Приходится контролировать себя самому. В «Школу 21» же можно приехать просто так, и нужный досуг сам найдёт тебя.

В Сбере работал в ДИТ «Сервисы и безопасность», офис был на Чайке. Про проект сказать не могу, так как NDA. Занимался проектами под WebGL/Android+iOS на Unity.

Что было самым важным? В реалиях нынешнего рынка это, наверное, софтскиллы, полученные во время командной работы. И расширение кругозора. В «Школе 21» много интересных проектов, которыми можно позаниматься для души, если есть время. Я вот сейчас забрёл в ветку кибербезопасности и пытаюсь что-то делать с низкоуровневыми уязвимостями бинарников. Пригодится ли это мне когда-нибудь? Очень сомневаюсь. Но это как решать задачки для математиков, приносит неописуемое удовольствие:)

Планов как таковых нет. Жизнь штука динамичная. Я не знаю, что будет через месяц. Точно буду продолжать учиться и работать. Возможно, займусь каким-то собственным делом, давно хочу создать бесплатный образовательный ресурс в сфере GameDev, но никак не хватает времени.

Из советов — важно не расстраиваться в начале. У всех когда-то не было понимания, как работает Hello World. И не расслабляться, когда уже преодолел порог вхождения. Свои навыки надо постоянно развивать, чтобы быть актуальным на рынке специалистов. Ну и искать ответы на интересующие тебя вопросы в разных источниках. О чём-то может подсказать знакомый, который работает над похожим с тобой проектом, о чём-то — лекция на Ютубе, какая-то полезная информация есть на Хабре и Курсере/Степике, о чём-то может быть написано в книге, а что-то ты вынесешь для себя сам во время экспериментов.

Обратите внимание, что Максим говорит про вузы и Курсеру. Каждый в «Школе 21» выбирает тот метод, который больше ему подходит: кто-то слушает лекции и читает те же учебники, что дают в вузе, кто-то проходит курсы в интернете, кто-то просто спрашивает всех вокруг и пытается вывести сам закономерности. Многие классические вузы во всех странах подходят к внедрению новых методик: проектная работа, peer-to-peer проверки, кросс-специальности. Но система образования всегда очень консервативна, и все изменения занимают годы, тогда как в «Школе 21» мы можем проверить гипотезу, проведя A/B тестирование на одном потоке, и уже в следующем квартале внедрить нововведение. Появился спрос на новый язык или стек технологий — уже в этом же году это может стать частью нашей программы.

«До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё»

image

Меня зовут Орлова Елена, учусь на бакалавриате в НИТУ МИСиС, третий курс, направление «Информационные системы и технологии». Работаю в подразделении «Государственные продукты и сервисы». Автоматизируем документооборот между банком и государством. Конкретно я занимаюсь разработкой на Java. В одном из проектов дорабатывала задачи из техдолга, в другом изучала и внедряла новую технологию для нашего трайба. В новом проекте буду изучать DevOps. До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё.

Удивил темп решения задач — никогда не думала, что могу так быстро разбираться в совершенно новых темах. Также меня удивили люди — они находят нестандартные решения, быстро мыслят. Плюс классно, что вместе собраны те, кому 18 и те, кому за 45. Ожидала, что новая методика обучения поможет переосмыслить подход к образованию. Всё оправдалось. Когда тебя не контролируют, не подпинывают и разрешают приходить в любое время, появляется больше желания что-то делать и даже задачи решаются креативнее.

Случай Лены характерен для половины наших участников, она, как и многие, не думала, что IТ — это её. Мы вообще довольно часто слышим такое. Они пробуют, смотрят и понимают, что могут стать разработчиками.

Запуская проект, мы понимали, что уровень снобизма на отечественном IТ-рынке высокий и вчерашний лингвист/юрист/экономист/кондитер/музыкант должны будут пройти через первичное недоверие, многочисленные тесты и получить определённую долю отказов.

«Звучит очень здорово, но мы не верим, что за год можно стать разработчиком»

image

Когда я искал стажировку, «Школе 21» было всего полгода, и никто из компаний о ней не знал. Когда рассказывал о «Школе 21», реакция многих была: «Звучит очень здорово, но мы не верим, что за полгода можно стать разработчиком». Сейчас же, практически все IT-компании знают о существовании «Школы 21», и о том, какие крутые участники в ней учатся. Если ты скажешь, что ты участник «Школы 21», то тебя определённо возьмут на стажировку. Ну и, конечно, обучаясь в «Школе 21», ты получаешь не только IT-знания, но и навыки, о которых я рассказывал выше.

Планы — продолжу работать в IT, хотел бы поработать где-то не в России, и с новыми знаниями вернуться обратно.

В «Школе 21» Кириллу дали достаточно много знаний и навыков, что сильно поможет ему в выстраивании дальнейшей карьеры. Предполагаю, что после получения крепких хард и софтскиллов у нас, он поработает где-то в Долине, а потом лет через пять вернётся в Россию. Ну или мы будем читать о нём в Forbes.

«Методология помогла мне упорядочить мои разрозненные знания»

image

Меня зовут Наталия Талантова, я из города Чебоксары, последние восемь лет живу в Москве. Закончила Чувашский государственный педагогический университет по специальности «Связи с общественностью». Моя стажировка уже закончилась, но я осталась работать в том же самом месте. Работаю в Сбербанке, в трайбе ИСУ (Интеллектуальная система управления). У нас разрабатываются несколько продуктов, в совокупности они и образуют интеллектуальную систему управления, позволяющую понять эффективность работы сотрудника. Если его работа не соответствует метрике, то даётся ряд рекомендаций, направленных на то, чтобы устранить отклонение. Я вхожу в команду разработчиков одного из этих продуктов. Основной язык — Python, библиотека pandas, также активно работаю с базами данных Oracle, Postgres.

На стажировку попала после одного из собеседований моей подруги, которая также учится в «Школе 21». Она дала мне контакты моего текущего руководителя, и после собеседования меня позвали на работу. Да, я получила оффер ещё до окончания стажировки, и вот уже год как я работаю на этом месте.

Методология, которую использует «Школа 21», помогла мне упорядочить мои разрозненные знания. До своего первого бассейна я самостоятельно изучала основы, проходила онлайн-курсы. Но у меня нет технического образования, и до «Школы 21» я никогда не занималась программированием. В 21, за довольно небольшой промежуток времени, при должной мотивации, получаешь достаточно навыков для начала своей карьеры. Конечно, можно и самому развиваться, но это намного сложнее, да и нет такого мощного стимула, как плотное взаимодействие с другими участниками. Это тоже отличный способ изучать новое и понимать непонятное — спросить другого или рассказать самому.

Ожиданий не было. Я из первого потока участников, и поначалу не было почти никакой информации о том, что представляет собой «Школа 21», и вообще зачем всё это. Так что я относилась к этому как к небольшой авантюре: будет что-то путное — хорошо, а если нет — так и терять было особо нечего.

На работе используешь довольно узкий круг технологий. Решение школьных проектов позволяет оставаться «в тонусе». Тем более планируются новые проекты на Python, а это прекрасная возможность подтянуть свои знания в языке и улучшить навык написания кода. Кроме обучения «Школа 21» предлагает ещё массу других активностей. Например, лекции и вебинары, языковые и музыкальные клубы, спортивные секции и многое другое. Многие мероприятия организуют сами участники. Ну и просто интересно увидеть, что будет дальше.

Скорее всего, моя дальнейшая карьера уже не будет зависеть от того, когда я завершу обучение. К этому моменту у меня уже будет некий опыт работы, который позволит мне себя чувствовать увереннее. Планирую и дальше развиваться в разработке, углублять свои знания. Вершин для покорения тут множеств, скучно точно не будет.

Звучит, наверное, банально, но планирование карьеры в IT я бы начала с выработки стратегии. IT-сфера огромная, стоит понять, какая область вызывает наибольший интерес. Дальше узнать какие компетенции необходимо развивать. И, конечно, определить каким образом получить новые навыки — сегодня есть масса образовательных возможностей. Это очень общая схема, но для меня стала рабочей.

Наталия — PR-специалист по образованию, который применяет математический подход к планированию своей карьеры. Не думаю, что айтишники по образованию понимали на первом курсе, куда именно они идут и что конкретно будут делать и спланировали свою карьеру как продукт.

В результате


Истории участников «Школы 21» очень разные. Мы знаем всё обо всех наших участниках и остаёмся с ними на связи даже во время прохождения стажировки, поэтому точно можем сказать — кажется, мы нащупали именно ту образовательную инициативу, которой очень не хватает совершенно разным поколениям. Кому-то может показаться, что мы жестоки в плане отсева, непохожи на привычные вещи, вызываем вал критики и недопонимания — но теперь нам не нужно никого убеждать предположениями, как в первый год. Теперь есть численные результаты: из 200 первых участников, которые вышли на стажировку, только двое не получили предложения о работе по окончании.

Практика или стажировка в Сбербанке – крупнейшем, представленном в каждом городе России государственном финансово-кредитном учреждении с многотысячным штатом сотрудников и десятками миллионов клиентов – хороший старт карьеры не только будущих специалистов по масштабным денежным потокам и операциям, но и завтрашних ИТ-профи высокого класса. Пройти практику, стажировку, а потом и получить первую работу в Сбербанке могут студенты всех регионов РФ.

О компании

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» – один из столпов финансового сектора РФ. 50 % плюс одна акция в структуре собственности принадлежит Центробанку, то есть государству. Как отмечено на официальном сайте, учреждение владеет третью активов отрасли, располагает почти половиной депозитов населения страны, обеспечивает около 40 % кредитования частных лиц и до 30 % займов бизнесу.

Основные показатели

Не только деньги, но и банки в целом любят счет. Финансовые результаты и масштабы деятельности компании желающие могут изучить самостоятельно. С точки зрения студента, собирающегося на стажировку с прицелом на трудоустройство, принять во внимание стоит:

  • количество рабочих мест – штат 260 тысяч человек по всей РФ.
  • доступность офисов – около 18 тысяч представительств в 83 субъектах федерации;
  • нагрузку – клиентская база составляет миллион юридических лиц и свыше 100 миллионов частных вкладчиков.

Территориальный охват плюс укоренившиеся привычки населения, заложенные пусть не с 1841 года, как убеждает официальная информация, а куда в более поздний период советских сберкасс, обеспечивают банку устойчивый спрос на услуги, предполагающие миллионы ежедневных операций. Структура постоянно нуждается в кадровом резерве, поэтому отбор и обучение молодых специалистов для Сбербанка – вопрос перманентно актуальный. По официальным данным, ежегодно в подразделениях компании проходит практику не менее 6 000 студентов.

Учебная база

Пройти стажировку и потом устроиться на работу в Сбербанк могут студенты и выпускники любого профильного вуза, но с рядом учебных заведений компания сотрудничает на постоянной основе. Всего вузов-партнеров более 300. Отдельно стоит отметить базовые кафедры, работающие по программам, адаптированным непосредственно для формирования кадрового резерва Сбербанка. В частности, специализированное обучение ведется на факультетах экономического блока:

  • НИУ ВШЭ в Москве и региональных филиалах;
  • РАНХиГС;
  • МФТИ;
  • СГУ имени Питирима Сорокина (Сыктывкарского госуниверситета);
  • ИжГТУ и УГТИ (Ижевского и Ухтинского технических университетов).
  • ИЭУиП СФУ (Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета);
  • ЮГУ (Югорского госуниверситета);
  • ИГХТУ (Ивановского химико-технологического университета);
  • ДВФУ (Дальневосточного федерального университета).

Не диплом, но весьма полезные знания и ценный сертификат можно получить, окончив учебную программу, разработанную специалистами компании. Каждую осень Сбербанк набирает студентов старших курсов и выпускников вузов в Академию риск-менеджмента – шестимесячные курсы в Москве, по итогам которых обучающиеся получают сертификаты, а 20 лучших – приглашение на стажировку с вероятным трудоустройством.

Стажировка в Сбербанке

Студенты и выпускники вузов могут пройти в Сбербанке два типа стажировок:

  • HEAD START – для обучающихся профессиям, которые непосредственно относятся к банковской сфере. Пред стажировкой обязательно проводится базовое обучение в Летнем классе.
  • Sberseasons – для изучающих IT-направление современных финансов: разработку мобильных приложений, средств интернет-банкинга, кибербезопасности.

Кроме того, компания ежегодно выделяет гранты по программам:

  • «Сбербанк 12UP» – 12 именных стипендий для студентов, обучающихся в магистратуре.
  • Young Global Pioneers – трехнедельная образовательная программа для студентов технических специальности. Изюминка курса – в курс обучения входит путешествие по Африке.

Направления

Приоритетные для Сбербанка факультеты: экономика, менеджмент, маркетинг, кредитные и международные отношения, предпринимательство, юриспруденция и другие, непосредственно связанные с бизнесом и финансами. Целевая программа этого направления – HEAD START, в рамках которой студентов приглашают стажироваться в департаментах:

  • глобальных рынков;
  • кредитования;
  • развития CIB;
  • крупнейших клиентов CIB;
  • инвестиционной деятельности;
  • управления частным капиталом;
  • управления торгового финансирования и корреспондентских отношений.

Практикантов также берут в HR-отделы, подразделения моделирования рисков, на позиции, не требующие значительного опыта и профессиональных знаний (должности консультантов, администраторов).

Отдельное и весьма серьезное внимание уделяется подбору айтишников. По программе Sberseasons формируются группы стажеров, специализирующихся:

  • на разработке приложений для основных мобильных ОС;
  • языках программирования Java, JavaScript
  • кибербезопасности;
  • экономическом моделировании;
  • работе с данными;
  • анализе;
  • UI/UX-дизайне.

Задачи студентов на стажировке в Сбербанке

Стажеры-компьютерщики привлекаются к работе с проектами по обработке массивов данных, анализу информации программными методами, машинному обучению. О самостоятельности в такой значимой сфере, как банковское дело федерального масштаба, говорить не приходится, но задачи группам ставятся реальные, и, как отмечают те, кто прошел летние курсы, когда речь идет об обработке несекретных данных, стажеры участвуют в проектах на равных со штатными сотрудниками.

Будущим банкирам погрузиться в практическую работу несколько сложнее – ответственность за проведение реальных операций с деньгами банка и клиентов неизмеримо выше, что накладывает ограничения. Студенты участвуют:

  • в анализе кредитных портфелей и рисков;
  • разработке решений для частных и корпоративных клиентов;
  • работе с data-аналитикой;
  • работе с документацией;
  • создании презентаций.

Как попасть на стажировку в Сбербанк

В первую очередь, отменить все планы на лето и начать готовиться к отбору еще зимой. Стажировки начинаются в июле (длятся два месяца), но прием резюме начинается весной. Например, чтобы попасть в HEAD START, зарегистрироваться на официальной странице программы нужно до 25 марта.

К началу апреля специалисты компании заканчивают заочный отбор. Затем претендентов ждут:

  • тестирование;
  • практикум-конкурс в формате деловой игры;
  • базовый курс Летнего класса;
  • личное интервью с руководителем подразделения, в котором будет проходить стажировка.

Требования к кандидатам

Опыт работы, практики, прохождения других стажировок приветствуется. Кроме конкретных профессиональных навыков для разных позиций компанией установлены общие требования к потенциальным стажерам.

Условно их можно разделить на критерии отбора студентов на стажировки в финансовом секторе и IT-блоке.

Экономические специальности Технические специальности
3–4 курс. 3 и 4 курс очной формы обучения.
Знание Excel, умение работать с формулами. Английский Intermediate.
Английский Upper-intermediate.
Коммуникативные навыки

Также большинству понадобится знание PowerPoint и других программ Microsoft Office.

Тестирование

На первом этапе кандидатам в стажеры предлагаются типовые онлайн-тесты – такие же, как проходят те, кто устраивается в штат Сбербанка. Четыре блока вопросов ориентированы на оценку кругозора, уровня профессиональных знаний и определение типа мышления:

  1. Вербальный тест – пользователю предлагается продемонстрировать умение работать с текстовой информацией.
  2. Тест на эрудицию – общие вопросы об истории, географии, технологиях.
  3. Числовой тест – математические и логические задачи разной степени сложности.
  4. Тест на внимательность – придется находить слова в хаотичном наборе букв, продолжать логический ряд чисел, сопоставлять столбцы цифр.

Ответы на 50 вопросов психологического теста должны дать компании представление о характере претендента.

Пример числового теста

Пример числового теста в Сбербанке

В заданиях есть вопросы на решение пропорций, задач на проценты, интерпретацию графиков и операции с акциями.

Пример теста с процентами

Вопросы для выявления способностей к арифметике

Возможен и другой вариант формулирования вопросов.

Пример вербального теста

Пример вербального тестирования в Сбербанке

Так выглядят классические задания вербальных тестов, разработанных компаниями Talent Q и SHL. Но возможны и другие варианты.

Классический вербальный тест

Проверка внимания

Примерно так выглядит тест на внимательность.

Вариант вопроса на внимательность в Сбербанке

Кругозор

Эрудиция должна быть действительно всесторонней.

Тест на кругозор при приеме на стажировку

Кое-что, конечно, можно и просто угадать, если широты познаний не хватает.

Вопрос про октавы

Задания во всех типах тестов периодически меняются, но их структура остается прежней.

Собеседование

Вопросы на интервью с соискателями сотрудники Сбербанка задают разного характера. Условно их можно отнести к четырем направлениям:

  1. Личные – будьте готовы рассказать о своем семейном положении, сфере интересов и т. д.
  2. Профессиональная компетентность – уровень подготовки, опыт работы.
  3. Финансовая сторона – желаемый уровень оплаты труда.
  4. Планы на будущее – карьерные устремления, серьезность намерений претендента.

Будущий руководитель стажировки может уделить больше внимания одному из направлений, например, попросить подробнее рассказать об имеющихся навыках и прошлой практике. Подготовиться заранее ко всем вопросам собеседования невозможно, но с собой стоит захватить примеры выполненной работы или рекомендательные письма.

Оплата стажировки

Разбогатеть во время практики не выйдет, но у стажеров Сбербанка есть реальная возможность получить кроме опыта и материальное вознаграждение. Согласно информации на официальном сайте, практика оплачивается по отработанному времени (минимум – 30, максимум – 40 часов в неделю). График гибкий, его предлагается согласовывать с руководителем.

Не ручаемся, что ориентир достижим и все позиции оплачиваются так же, но в программах HEAD START и Sberseasons максимальная зарплата студента указана на уровне 40 тысяч рублей при условии полной занятости. Встречаются и объявления о бесплатных краткосрочных стажировках, по итогам которых компания гарантирует только выдачу сертификата.

Практика в Сбербанке

Капитал и традиции у главного финучреждения страны государственные, поэтому отношение заведения к профессиональному обучению студентов консервативно серьезное. Попасть на производственную и преддипломную практику в Сбербанк можно разными способами:

  • Откликнуться на соответствующие вакансии, размещенные на сайтах региональных отделений, интернет-ресурсах по трудоустройству.
  • Проявить инициативу и попроситься на практику в любое отделение.

Если договориться удалось, студент приносит направление из университета или института, а по окончании работы получает отзыв и все документы, необходимые для того, чтобы практика была зачтена вузом.

Отчет по практике

Для написания отчета по преддипломной или производственной практике Сбербанк предоставляет все необходимые данные:

  • сведения о компании, экономико-правовых основах деятельности, корпоративных нормах;
  • информацию об основных продуктах, услугах и правилах их предоставления;
  • текущие показатели.

Так что получится описать не только задачи, которые выполнялись в течение нескольких недель, но и весь производственный процесс.

Отзывы

Условия прохождения производственной практики, судя по отзывам на студенческих форумах, в каждом отделении свои. Кто-то всерьез работал весь оговоренный срок, а кому-то руководитель в первый день пообещал подписать дневник и отчет без каких-либо условий, не требуя ежедневного присутствия студента в офисе.

Со стажировкой дело обстоит серьезней, так как число мест ограниченно и отбор претендентов куда строже. Большинство участников программ положительно отзываются о своем опыте сотрудничества со Сбербанком. Многие отмечают интересные задачи, отличные отношения с наставниками и внутри команд, гибкий график, возможность самостоятельно выбирать рабочее время.

Обобщая отзывы, отметим, что практику в Сбербанке пройти можно, но гарантий, что она будет полезной, интересной и приведет к трудоустройству, нет. А вот шансы стажеров по окончании Летнего курса получить приглашение войти в штат, причем, на удобных для совмещения с учебой условиях, вполне реальны. Главное – настроиться на жесткий конкурентный отбор и продуктивную работу.


Привет! Что делать, если не составил планов на лето? Стажироваться! Сбербанк предложил мне пройти двухмесячную оплачиваемую стажировку. В этом тексте я расскажу о самой программе стажировки Sberseasons, о том, как проходил отбор, чем я занимался и чему научился. Эта статья может быть полезна для студентов, заканчивающих обучение математических или экономических направлений.

Что такое Sberseasons?

Sberseasons — это оплачиваемая стажировка, которую проводит Сбербанк студентов 3 и 4 курса бакалавриата, последних курсов специалитета и магистратуры очной формы обучения три раза в год.

По сути, Сбербанк предлагает попробовать себя в какой-то из предложенных областей (с возможность дальнейшего трудоустройства) на два месяца, получая при этом зарплату. Более подробную информацию можно найти здесь.

Как проходил отбор

Весной я заканчивал третий курс специальности «Фундаментальная математика» и узнал об оплачиваемой стажировке, которую проводит Сбербанк. Я увидел программу «Java-разработка», которая проходит в Москве.

Пока читал разную информацию, увидел, что эта стажировка проходит не только в Москве, но и других городах России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и Воронеж. Увидев свой город (Самара) я сразу обрадовался, что если удастся пройти отбор, то ехать никуда не придется. Но сразу после радости пришло разочарование: в Самаре нет направления, связанного с Java. Были только экономические модели и аналитика. Немного взвесив все «за» и «против», я решил попробовать себя в аналитике.

Началось все с того, что 12 мая я заполнил анкету (некоторая информация о себе) и мой статус перешел в режим ожидания обратной связи. Спустя примерно неделю мне пришел ответ о том, что меня приглашают на тестирование, назначенное на 8 июня. Тест состоял из двух частей: в первой были задачки на легкую математику и логику (например, найти угол, образованный стрелками часов в такое-то время, или выяснить, как изменится зарплата сотрудника, при понижении ее на процентов и повышении после этого на процентов); вторая часть включала в себя задачи на знание основных структур и функций Excel и знание некоторых операторов на языке SQL. После этого тестирования всем предлагалось ждать: тем, кто прошел этот этап, будет направлено приглашение на очное собеседование.

Почти через две недели 22 июня мне позвонили и пригласили на это самое очное собеседование в Центр Сопровождения Клиентских Операций. Я пришел, и, как выяснилось, самого по себе собеседования не будет. Начальник отдела по работе с персоналом провела устную экскурсию по разным отделам их центра, рассказала, кто и чем занимается и спросила, куда бы мне больше всего хотелось. Я выбрал IT-отдел. Договорились, что она спросит в этом отделе, нужен ли им сотрудник, после чего перезвонит и сообщит о результате.

Результат не заставил себя долго ждать. 29 числа наконец-таки пригласили на финальное собеседование с начальником отдела по работе над операциями с банковскими картами. Поспрашивал, что умею, что не умею (по итогам выяснилось, что я не умею ничего, что им могло бы пригодиться). Сам он рассказал про свой отдел и про то, чем они занимаются. И решил, что готов взять меня на работу на эти два месяца. Еще через неделю 6 июля я заполнял документы на трудоустройство. 9 числа был первый рабочий день.

Чем я занимался

В понедельник мне предоставили рабочее место и назначили руководителя. Немного пообщавшись со мной, он решил, что мы будем заниматься Machine learning на основе кода Python. Так как с машинным обучением я прежде на сталкивался и максимум, что мог написать на Python’е – это решение задачи A+B, то начали мы со знакомства с разными вспомогающими библиотеками Python, с некоторыми алгоритмами и приемами машинного обучения.

Первую неделю я анализировал небезызвестные данные о пассажирах Титаника. Эта задача была дана для того, чтобы я «поигрался» с данными, посмотрел на синтаксис кода, на методы, которые существуют и облегчают анализ, попробовал себя в составлении вывода по данным. После этого была составлена модель, которая по информации о пассажире делает вывод: выжил бы скорее всего такой человек в той ситуации или нет. Другими словами, я занимался тем, что очень подробно описано здесь. На следующей неделе меня познакомили с другими приемами, позволяющими работать с текстом. И с помощью них я анализировал текст книги «Война и мир». Выяснял, какое слово встречается чаще остальных и составлял наглядную диаграмму.


Параллельно с изучением Python’а и машинного обучения, поступали задания от других сотрудников отдела. В основном эти задания были простыми: разослать письма коллегам, сделать сравнение столбцов в Excel с помощью ВПР-функции и так далее; то есть я выполнял роль помощника.

Однако спустя ровно месяц после начала стажировки меня научили еще одному важному мероприятию – созданию запросов. Это, в принципе, несложно, но очень ответственно. Суть в том, что время от времени возникает необходимость изменить какую-либо информацию, хранящуюся в базе данных: в отдел поступает просьба, в которой описана проблема, причины изменения и что конкретно необходимо изменить. После этого кто-то из сотрудников (в том числе и я) создавали Запрос На Изменение (ЗНИ), который включал в себя описание проблемы (включая причины и что необходимо изменить) и скрипт на языке SQL. После чего проводилось внутреннее согласование на изменение, это скрипт запускался, выполнялся, данные менялись и по сути запрос считался выполненным (закрытым).

Вернемся к машинному обучению. Каждый такой запрос имеет тему и описание. Далее происходит распределение этих запросов внутри отдела по сотрудникам в зависимости от темы. Понятно, что тема будет напрямую зависеть от описания. Поэтому было принято решение создать модель, которая будет осуществлять распределение запросов по сотрудникам. Когда я пришел, такая модель уже была создана, но работала нестабильно. Я совместно с руководителем так сказать «оптимизировал» модель, то есть подбирал более подходящие классификаторы и параметры для них, работал над входными данными, искал ошибки и так далее.

В итоге получилась модель, которая определяла тему с точностью %.

Чему я научился

В первую очередь, я познакомился с машинным обучением, его алгоритмами и методами, обучаясь не только на теории, но и пробовав на практике (причем на реально существующей задаче).

Следующее, что я узнал – SQL-запросы. Конечно, я и раньше слышал о них. Но не было необходимости начать изучение, а оказалось – и интересно, и полезно.

Внутренняя структура работы банка – еще одна полезная информация в копилку жизненного опыта. Во время стажировки были организованны некоторые экскурсии в другие здания Сбербанка, на которых рассказывалось, как устроен Сбербанк, его краткая история и ближайшие цели. Также проводились встречи, нацеленные на успешную адаптацию новых сотрудников, которые проходили в форме игры или диалога.

Наконец, познакомился с интересными и доброжелательными людьми, которые готовы помочь тебе с любой проблемой и в любое время (один из коллег даже предлагал принести собственную отвертку из дома, чтобы я закрутил болтики на ноутбуке, а другой в свой выходной из дома помогал разобраться с данными).

Впечатления от пройденного


В общем и целом, мне понравилось все. Я набрался знаний, которые, на мой взгляд, не являются бесполезными (а даже наоборот, используются в развивающихся областях), попробовал себя в работе в одном из крупнейших банков страны, познакомился с его структурой и процессом взаимодействия сотрудник-сотрудник и сотрудник-клиент, подружился с новыми интересными людьми.

Говорят, что работа в банке скучна, а стажировка однообразна — сидишь и перебираешь бумажки. Мы с этим не согласны. И, надеемся, с этим не согласны участники SberSeasons — оплачиваемой стажировки для будущих выпускников по техническим и математическим специальностям. Давайте проверим это и немного отвлечем от работы четырех стажеров из разных отделов — серверного программиста, разработчицу моделей рисков, дата-сайентиста и аналитического эксперта.




Никита Батрухин — Java-программирование

— Я мечтал работать серверным программистом класса с седьмого. И не разочаровался. Работа увлекла, и я даже выходные проводил в офисе. Посещал все дополнительные занятия, которые у нас проходили дважды в месяц, — по другим направлениям и темам, например, по Docker.
На стажировку я приехал из Кирова. Сейчас заканчиваю четвертый курс Кировского государственного университета, факультет информатики и вычислительной техники. C трансфером и проживанием мне помог SberSeasons.

После защиты диплома меня ждет моя команда в Сбербанке. Всего нас шестеро, и все друг другу помогают. Если есть желание, можно даже за пару месяцев неплохо прокачать скиллы и открыть много нового. Например, однажды я столкнулся с задачами, для решения которых требовались возможности искусственного интеллекта. В итоге начал изучать машинное обучение, сейчас продолжаю самостоятельно. Приходилось заниматься бигдатой, распределенными вычислениями, освоил Ktop. Но фокус остался на Java-программировании, как я и хотел. Многие критикуют этот язык, но мне он очень близок. Разве не круто контролировать и управлять контентом разработчика с помощью алгоритмов и массы вычресурсов? Еще мне нравится, что в Java не обойтись без общего понимания структур данных. А я эту тему обожаю.

Практика показала, что банковскому Java-программисту нужно хорошо ориентироваться в алгоритмах, базах данных и распределенных вычислениях, понимать системы контроля версий и разбираться в промышленном устройстве репозиториев. Многое я уже знал, но, к примеру, Big Data пришлось осваивать непосредственно на практике. Все это требует постоянного обучения.

Кстати, по этой теме рекомендую книгу Томаса Кормена «Алгоритмы: построение и анализ». Там он очень толково объясняет, как работает хэш, поиск по деревьям и пр. Вообще главное — не зацикливаться на одном информационном ресурсе. Берите разные источники — и все у вас получится.

Наталья Массарская — моделирование рисков

— Я закончила физтех, сейчас изучаю экономику в РЭШ. До этого уже успела пройти месячную практику в другом банке. Такой бэкграунд отлично потянул на стажировку в отделе рисков в бэк-офисе. На SberSeasons я два месяца занималась обработкой данных, создавала модель срочного изъятия депозитов юридических лиц.

Подобными моделями поведения клиентов с точки зрения глобального влияния на бизнес и риски банка занимается весь наш отдел: оцениваем процентные, валютные, риски ликвидности и так далее. Над своим проектом я работала, в основном, в паре с руководителем, но иногда подключались и другие члены команды. Если нет ограничений доступа к коммерческой тайне, стажеры могут работать в проектах наравне с остальными.

В отделе мне понравилось, я хотела бы здесь работать после магистратуры. Пока вернулась к учебе, не хватает времени. Но мне уже пообещали подобрать удобный график part-time, тогда я снова смогу вернуться в команду.

Вообще Сбербанк оказался на удивление гибкой организация. Никакого поминутного контроля со стороны руководства, можно без проблем отпроситься или прийти попозже. Есть, конечно, отличия от небольших компаний, свои сложности, но в целом все порадовало.

Мой наставник считает, что для работы в «Рисках» нужно логическое мышление, знание теории вероятности, статистики, умение строить математические модели и программировать. Лично мне помог стандартный набор hard skills: Excel, Word, знание эконометрики. За два месяца в отделе я освоила много нового – например, научилась составлять запросы в SQL и выгружать данные. Но в «Рисках» важна не только «техническая» часть – математическое образование, знание теории вероятности, статистики, обработка данных. Здесь требуется общее понимание экономики и банковского бизнеса в целом. Нужно пополнять теоретическую базу, больше читать. Конкретно по рискам я бы посоветовала для начала «Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты» Джона К. Халла.


Дмитрий Руденко — анализ данных

— Я сейчас на четвертом курсе ВМК МГУ, учусь на дополнительной программе по анализу данных. О SberSeasons услышал на лекции, решил попробовать себя в этой сфере. Заполнил анкету, прошел тесты. Последнее собеседование было с моим руководителем. Он ввел меня в курс, рассказал, чем предстоит заниматься в отделе прикладных данных.

График в отделе гибкий, в коллективе атмосфера без лишних формальностей. Нашей основной задачей была идентификация клиентов по транзакциям. Над этим проектом трудились еще три стажера. Мы вместе пытались выявить признаки, на основе которых искусственный интеллект мог бы выдавать наиболее качественные данные. Параллельно осваивали новые методы и инструменты, которыми пользуются профессионалы. В основном, работали самостоятельно: сами намечали себе цели, ставили задачи. Кураторы отвечали на вопросы, помогали советами.
Аналитика данных несколько отличается от других сфер IT. Моя специальность не столько программирование, сколько аналитика: гораздо больше времени уходит на размышления, чем на написание кода. Если вы настроены на работу в центре прикладных данных, вам придется заниматься конструированием признаков, подготовкой агрегирования данных, оценкой качества моделей и программированием. Обязательно нужно уметь писать скрипты, которые обрабатывают данные. Из софт-скиллов — упорство, терпение, немного остроумия, а также умение видеть то, что действительно есть. А не то, что хочется увидеть.

За два месяца стажировки я хорошо освоил SQL-подобные базы данных – закрепил теоретические знания на практике. Еще получил неплохие житейские знания: убедился, что все нужно тщательно проверять и нельзя верить первому впечатлению. Сейчас я работаю в том же отделе part-time, совмещаю с учебой. Но уже занимаюсь другими задачами.

Валерий Сопин — аналитика

— SberSeasons — это уже моя вторая стажировка. Сейчас интересуюсь аналитикой, захотел попрактиковаться в машинном обучении в сфере финансов. Сбербанк привлек большими объемами информации, средств и ресурсов, а также тем, что в банке еще не слишком развито машинное обучение и есть над чем поработать.

Так я оказался в отделе аналитической экспертизы. Нас было 8 человек, все работали над использованием машинного обучения для определения мошеннических транзакций. Выносили на обсуждение какую-то проблему, вместе придумывали решение, проверяли, работали над внедрением. У меня было два руководителя, очень толковые специалисты. При постановке задач всегда учитывали мой математический бэкграунд.

Помимо математического образования для работы в этой сфере нужна минимальная алгоритмическая подготовка: алгоритмы на графах, обычные алгоритмы, параллельное программирование, статистика и теория вероятности; знание Python, Scale, Hadoop. У меня был опыт работы с машинным обучением — небольшой, но этого оказалось достаточно.

Когда я стажировался в другой компании, то пытался понять, подходит ли мне программирование или нет. Оказалось, что нет – программирование скорее техническая вещь, а не творческая или исследовательская. А работа аналитика — придумать, решить, что и как можно сделать. Нужно изучать опыт коллег, комбинировать разные подходы, создавать что-то свое. Это мне подходит больше.

На SberSeasons я узнал не только об особенностях работы отдела аналитической экспертизы. Нам подробно рассказывали о работе других подразделений, о структуре компании. У нас был доступ к виртуальной библиотеке, на лекциях и тренингах нас пытались заинтересовать руководители других отделов. И это правильно: нужно немного разбираться во всем, чтобы выбрать самое подходящее.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: