Как работает исламский банк

Обновлено: 27.04.2024

Что такое исламский банкинг

Мадина Калимуллина, кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково, объясняет, что представляет собой этот нестандартный для России инструмент:

«Исламский банкинг – это один из современных институтов исламской экономической модели, наряду с исламскими страховыми компаниями, ценными бумагами, инвестиционными фондами и МФО. 70% активов всего исламского финансового сектора принадлежат исламским банкам».

Исламский банк действует на основе банковской лицензии регулятора и является посредником между инвесторами, желающими получить часть прибыли от операций банка, и клиентами, нуждающимися в финансировании.

Мадина Калимуллина уточняет, что по финансовой политике исламские банки делятся на 2 крупные группы:

инвестиционные банки, которые вкладывают в бизнес клиентов;

торговые или коммерческие банки, которые занимаются торговым финансированием.

Исламские банки также осуществляют традиционные операции – РКО, обмен валюты, предоставление гарантий. При этом соблюдается особый этический комплаенс, который осуществляется через наличие специального шариатского совета, состоящего из авторитетных экспертов отрасли. Это обособленная независимая контролирующая соблюдение правил Шариата структура.

Дополнительный этический контроль определятся международными стандартами, но в некоторых странах наличие таких советов является обязательным по закону. В исламских банках Кыргызстана и Таджикистана, относительно недавно внедривших регулирование, требования к членам шариатских советов (в Таджикистане – Комитета по исламским финансовым услугам) определены законом. Прежде чем начать операции, банк обязан получить утверждение всех финансовых продуктов у своего совета.

Исламские кредитные организации в работе отдают предпочтение исламским этическим ценностям. Например, считается, что банк и вкладчик – партнеры, а прибыль и убытки распределяются между ними. Кроме того, стандарты отрасли частично ограничивают возможность присвоения чужих активов банками и продажу долгов.

Исламские банки не имеют права применять санкции к должникам с затруднительным финансовым положением. Более того, они обязаны предоставить отсрочку должнику без штрафов и пени.

Сделки исламского финансирования также часто именуются партнерскими ввиду того, что банку при принятии решения о финансировании клиента важно, на что пойдут средства: отсутствие у бизнеса социально неблагоприятных последствий. Как правило, финансируется реальный сектор экономики: сельское хозяйство, производство, сектор торговли и услуг.

Что запрещает мусульманское право банкам

Исламская финансовая модель оказалась устойчивее классической в период финансового кризиса 2008 года. Это объясняется тем, что согласно Корану и Сунне существует харам – религиозные запреты, которые регулируют экономическую жизнь общества.

Риба (излишек). Предполагает запрет на получение процентов и занятие ростовщичеством. Сюда относятся кредиты, облигации и вклады с фиксированным доходом.

Гарар (неопределенность). Табу на чрезмерный необоснованный риск, в том числе неопределенные условия договора, которые могут принести убытки. Нельзя получать выгоду за счет большей информированности одной из сторон. К этой категории можно отнести классическое страхование, фьючерсы, форварды и т п.

Халяль (разрешенный). Инвестировать можно во все, что не запрещено. Нельзя в производство и потребление свинины, алкоголя, табака и оружия.

На чем зарабатывают халяльные банки

Классическая и исламская модель банкинга существенно различаются, однако большинство предлагаемых клиентам продуктов аналогичны. При формировании альтернативной системы исламские экономисты использовали западный опыт, но нашли иной способ зарабатывать деньги.

Западная система ставит во главу заработка проценты, халяльные же банки зарабатывают на комиссиях. Объясним, как это происходит, на основных исламских финансовых инструментах.

Мушарака — совместное долевое предприятие кредитной компании и бизнесмена. Клиент направляет запрос банку на финансирование. Прибыль делится равнозначно долям финансирования.

Мудараба — доверительное управление инвестициями. Клиент доверяет банку свои деньги. Банк инвестирует полученные средства, выплачивает часть прибыли инвестору, а по завершении контракта возвращает вложенный капитал.

Мурабаха — перепродажа с отложенным платежом и наценкой. По соглашению с покупателем банк приобретает оговоренный предмет у брокера и перепродает его клиенту с наценкой на условиях рассрочки. Причем последний знает изначальную стоимость приобретаемого объекта.

Кард-аль-Хасан — кредит без процентов. Банк предоставляет клиенту обычный беспроцентный займ. Когда приходит срок возврата, заемщик может заплатить банку «хибу» — добровольную комиссию.

Иджара — аналог договора аренды или лизинга. Кредитная компания на основании договора с клиентом покупает определенный объект (недвижимость или оборудование), а затем отдает этот объект в аренду по требованию последнего.

Сукук — аналог облигаций с обеспечением дополнительными активами. Такая ценная бумага предоставляет негарантированную прибыль от участия в финансировании какого-либо проекта, который определяет эмитент. При этом прибыль, как и риски, делятся между инвесторами и эмитентом пропорционально долям участия. Сукук отличается от облигации тем, что предоставляет ставку собственности в существующем или чётко определённом активе.

Закят — налог с богатства, который устанавливается шариатом. Его уплата для мусульманина равна акту поклонения.

Помимо этого, законы Шариата не запрещают зарабатывать банкам на оказании услуг по выпуску и обслуживанию карт, на штрафах и пенях при просрочке исполнения обязательств со стороны клиента, доходах от реализации ценных бумаг и других финансовых инструментах.

Исламский банкинг в России

Мадина Калимуллина рассказала, что Российская Империя была одной из первых стран, где впервые была опробована на практике модель исламского банка. Так в 1908 – 1913 гг. именно в России выпускали первое в мире издание, посвящённое исламской экономике — журнал «Иктисад».

«Сегодня в банковском законодательстве преобладает принцип «запрещено все, что не предписано», а предписано, по сути, кредитование под проценты. Торговать, заниматься инвестиционной деятельностью, банки не могут. Именно поэтому единственно возможные формы реализации исламского финансового института могут быть в небанковской сфере, например, торгово-инвестиционные компании», — комментирует Мадина Калимуллина.

По словам эксперта, российские банковские организации могут реализовывать лишь ограниченный перечень продуктов исламского финансирования, испытывая при этом дополнительные правовые и финансовые издержки.

«Один из вариантов развития исламского банкинга в современной России – это механизм признания финансовых лицензий между странами ЕАЭС, ведь в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане уже действуют законы об исламском банкинге и действует в общей сложности не менее 6 исламских банков или банков с исламскими «окнами», не считая микрофинансовые компании», — поясняет эксперт.

Эксперт также отметила, что в РФ действует около 10 компаний, которые предоставляет финансовые услуги по исламским принципам. В основном это небольшие компании, использующие кооперативную или схожую модель, которые занимаются торговым финансированием и разделяют прибыль с инвесторами, но есть и банки, тестирующие отдельные сделки в пилотном режиме

«В Чеченской Республике действует инвестиционный фонд, финансирующий малый бизнес, а в Татарстане один из банков предоставляет исламскую ипотеку, а также приобретение недвижимости по нормам шариата возможно через отдельные жилищные кооперативы. Из числа банков дальше всех во внедрении исламского банкинга в РФ продвинулся «Сбербанк», который реализовал несколько сделок финансирования бизнеса и экспортных поставок продукции, начиная с 2016 года», — рассказывает Мадина Калимуллина.

По словам руководителя направления исламского банкинга Ак Барс Банк Искандера Исхакова, отдельные продукты и инструменты могут внедряться на территории всей России. Вот что кредитная компания реализует в России уже сейчас:

исламскую ипотеку в формате пилотного проекта в Казани, которая позволяет получить жилье с фиксированной стоимостью в рассрочку равными платежами;

халяльный ПИФ, активы которого могут быть представлены только акциями компаний, чья бизнес-модель соответствует требованиям исламских стандартов к компаниям-эмитентам;

сделки по привлечению капитала от международных исламских банков.

С другой стороны, представитель Ак Барс Банка подтвердил, что в РФ могут быть использованы далеко не все исламские продукты. Например, инвестиционные счета, исламский лизинг и страхование не подойдут, потому что отечественное законодательство не адаптировано под специфику исламских финансов.

«Чтобы развивать и продвигать исламский банкинг на территории РФ, важно предоставить компаниям, оказывающим исламские финансовые услуги, «регуляторную песочницу» для работы», – уверен представитель банка.

Что нужно для внедрения продуктов исламского банкинга

«Самым простым и понятным решением было бы выделение для исламских финансовых институтов своего рода пилотных возможностей, например, в формате «регулятивной песочницы», которая сегодня позиционируется ЦБ как проект для финтеха. Это позволило бы организациям протестировать новые продукты и понять клиентскую базу», – соглашается с мнением коллеги Мадина Калимуллина.

Эксперт предложила и другой вариант – внедрение лицензии отдельной финансовой компании. Для иностранных партнеров и инвесторов из стран Ближнего Востока, которые уже анонсировали готовность вложить в Россию свыше 20 млрд долл., шаг России в сторону признания исламского банкинга – важный политический знак доверия и открытости.

Не менее важна активность предпринимательского сообщества и потребителей.

Мадина Калимуллина отметила, что сегодня в России потенциальные потребители не предъявляют активный спрос на исламские финансовые услуги. Однако с ростом религиозного самосознания и осведомленности о специфике тех или иных операций, потребитель становится более активным. Поэтому из года в год объем исламских финансовых активов в России растет. Возможно, через несколько лет мы вернемся к тому уровню, который был в Российской империи в понимании и практике исламского банкинга.

Одним из перспективных направлений применения инструментов исламского финансирования для России является экспорт продукции АПК: страны исламского мира – основные покупатели российского зерна, и наличие подобных инструментов выгодно как российским производителям и поставщикам, так и покупателям.

А именно - как выдают кредиты и займы в исламских странах, где "ростовщичество" считается греховных делом?

Банковская система мусульманских стран

Про такую модель функционирования банковского сектора я услышал совсем случайно, от одного travel-блогера с Youtube. А именно - он говорил это про Египет.

Суть построения денежно-кредитного сегмента банковского сектора в таких государствах основаны на принципах шариата, где "займы под проценты" запрещены.

Так каким же образом работают банки в исламе, и почему они не просто еще существуют, но и имеют более высокую динамику развития относительно западных и восточных банков?

Ведь, по стереотипными соображениям, банки получают огромную прибыль с процентов по кредитам и займам.

Постулаты исламских банков

Так как такие банки работают по принципу шариата, естественно они имеют ряд важных критериев, постулатов, запретов и принципов.

Давайте рассмотрим основные моменты, каким же образом данные финансовые учреждения вообще функционируют.

  • Запреты на проценты по кредитам и займам
  • Запрет на спекулятивные инструменты
  • Запрет на лотереи и азартные игры
  • Банкам важна "природа появления денежных средств"

Помимо прочего, запрещены любые финансовые операции, связанные с алкоголем и табаком, индустрия 18+, магия и колдовство, а так же классические запреты, связаны с мясом животных и свинины.

Но каким же образом, исламские банки выдают кредиты и займы населению?

Если в западных странах, банки изучают платежеспособность клиента и выдают ему займы под проценты на оговоренных условиях, то в исламских банках - всё гораздо интереснее.

Так как брать проценты в исламе - запрещено, банки выдают займы на основании портрета потенциального заёмщика.

  • Клиент приносит свой проект (бизнес-план) в банк
  • Изучается сам человек (его история, доходы и прочее)
  • Оцениваются риски его проекта

Если банк всё устраивает - деньги выдаются по принципу "долевого участия" .

То есть, банк не даёт деньги в займы клиенту, а несет с ним "солидарные риски" в реализации его же инвестиционного проекта.

Такая модель финансирования бизнеса называется "Проектное инвестирование" или "Мушарака".

Как исламские банки выдают кредиты и займы?

Думаю, всем будет интересно знать, каким же тогда образом банки в мусульманских странах выдают кредиты и займы, если устанавливать проценты по ним запрещено?

Каким образом вообще работает денежно-кредитная система таких учреждений? Давайте смотреть вместе.

Ипотека - Мурабаха

Вообще, "Мурабаха" это не совсем ипотека. Мурабаха это такая разновидность взаимодействия клиента с банком (инструмент).

Сводится она к определенной модели: Банк покупает за свой счёт необходимое имущество для клиента, и передаёт ему его в пользование с определенной "торговой наценкой".

Человек же, взявший такую ипотеку будет обязан выплачивать определенные суммы платежей по данному имуществу, пока не выкупит его у банка.

Основное отличие от стандартной ипотеки: Банк устанавливает не проценты по данному займу , а некую, заранее оговоренную сумму средств (константу), которую получит банк как за свою работу и услугу.

Банк покупает квартиру, передаёт её клиенту, в контракт добавляет свою фиксированную маржу и составляет график платежей.

Залоговым активом банка, до погашения ипотеки, остаётся данное имущество.

Помимо прочего, в мусульманских банках отсутствует понятие "штрафы и пени" за просрочку платежей . Если клиент какое-то время не платит взносы - имущество просто перепродается другому собственнику.

Потребительский кредит - Кард-Аль-Хасан

А это уже некая разновидность "потребительского кредита" в исламском банковском секторе.

Это очень интересный инструмент, суть которого сводится к ряду особенностей.

Изначально, "Кард-Аль-Хасан" является ссудой без процента , которая выдается на потребительские нужды в краткосрочном периоде.

Какая-либо комиссия или вознаграждение в данном виде не предусматривается.

Клиент может сам "отблагодарить" банк, некой доплатой сверху. Но такой пункт не присутствует в договоре.

Таким образом, заёмщик получает финансовую поддержку от банка, которую от должен будет возместить в определенный период времени.

В исламе нельзя давать деньги в рост , это считается огромным грехом. Для этого даже специальный термин придумали - риба - незаконный прирост денег с займа. Какие еще ограничения есть в исламских банках и как они зарабатывают деньги?

Любой банк должен получать прибыль, иначе он не сможет нормально функционировать. Такова суть банков. Но в мусульманских странах банки придерживаются особой страховой системы ( такафул ) , которая накладывает 4 ограничения , основанных на законе шариата.

1. Риба. Я уже написал выше, что такое риба. Она появилась еще во времена Мухаммеда, когда между общинами возник конфликт о невыплате процентов с долга. Тогда пророк получил откровение, Аллах сказал ему, что только неверующие могут брать процент. Давать деньги под процент запрещают несколько аятов из Корана - 2:275, 278, 279; 3:130.

Риба запрещается, потому что доход с процентов не подразумевает наличия труда. Только труд может оплачиваться.

2. Майсир - это получение денег за счет спора, или на основе игры. Нельзя спорить на деньги. Игры по принципу казино запрещены. Запрет накладывается по причине заработка за счет риска , в котором отсутствует производственный труд.

3. Гарар - получение денег на основе случайности . Зарабатывание денег в ситуации неопределенности и спекуляции запрещено. Этим могут быть компании, которые дают недостоверную или ограниченную информацию, типа различные пирамиды (МММ, Кэшбери).

4. Харам - запрещенная деятельность. Харам относится не только к запрету поедания свинины. Запреты есть во всех сферах жизни. Банк не может предоставлять деньги компаниях по убою свиней, или алкогольным предприятиям.

Тогда как банк получает прибыль?

Инвестиции. Исламские банки разделяют риск между собой и предпринимателем. Они становятся инвесторами, и после реализации проекта банк делит полученную прибыль с тем, в кого они вложились. В традиционной системе банк бы требовал возвращение процентов каждый месяц после выдачи кредита.

Главное отличие в том, что исламский банк заинтересован в том, какая будет проделана работа, когда они выдадут деньги предпринимателю. Шариат жестко регламентирует финансовую этику, поэтому прибылью может быть только вознаграждение за проделанные банком финансовые операции и риск при создании проекта.

В Сунне (вторая по значимости книга после Корана) говорится, что единственный допустимый риск - это минимальный риск, принцип ясир . Поэтому банк всегда заинтересован в реализации проектов, а не в том, чтобы выдать побольше кредитов и потом брать проценты с заемщиков.

А еще заемщик может вручить подарок банку (хиба) - это признак мусульманского благочестия. Однако это правило не регламентировано и может носить бессрочный характер.

Сегодня самые крупные исламские банки в мире - это Банк Аль-Раджхи в Саудовской Аравии, Финансовый Дом Кувейта, Исламский банк в Дубае . В основном это банки на территории Аравийского полуострова. Исламские банки распространены не только в исламском мире, но и в "западных" странах: Россия, США, Европа, Австралия.

Данная система реализовывалась в России еще до революции, а сейчас уже Сбербанк предлагает банковские услуги такой модели

Кредит без процентов – реальность исламского банкинга

Что такое исламский банкинг

Мадина Калимуллина, кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково, объясняет, что представляет собой этот нестандартный для России инструмент:

«Исламский банкинг – это один из современных институтов исламской экономической модели, наряду с исламскими страховыми компаниями, ценными бумагами, инвестиционными фондами и МФО. 70% активов всего исламского финансового сектора принадлежат исламским банкам».

Исламский банк действует на основе банковской лицензии регулятора и является посредником между инвесторами, желающими получить часть прибыли от операций банка, и клиентами, нуждающимися в финансировании.

Мадина Калимуллина уточняет, что по финансовой политике исламские банки делятся на 2 крупные группы:

инвестиционные банки, которые вкладывают в бизнес клиентов;

торговые или коммерческие банки, которые занимаются торговым финансированием.

Исламские банки также осуществляют традиционные операции – РКО, обмен валюты, предоставление гарантий. При этом соблюдается особый этический комплаенс, который осуществляется через наличие специального шариатского совета, состоящего из авторитетных экспертов отрасли. Это обособленная независимая контролирующая соблюдение правил Шариата структура.

Дополнительный этический контроль определятся международными стандартами, но в некоторых странах наличие таких советов является обязательным по закону. В исламских банках Кыргызстана и Таджикистана, относительно недавно внедривших регулирование, требования к членам шариатских советов (в Таджикистане – Комитета по исламским финансовым услугам) определены законом. Прежде чем начать операции, банк обязан получить утверждение всех финансовых продуктов у своего совета.

Исламские кредитные организации в работе отдают предпочтение исламским этическим ценностям. Например, считается, что банк и вкладчик – партнеры, а прибыль и убытки распределяются между ними. Кроме того, стандарты отрасли частично ограничивают возможность присвоения чужих активов банками и продажу долгов.

Исламские банки не имеют права применять санкции к должникам с затруднительным финансовым положением. Более того, они обязаны предоставить отсрочку должнику без штрафов и пени.

Сделки исламского финансирования также часто именуются партнерскими ввиду того, что банку при принятии решения о финансировании клиента важно, на что пойдут средства: отсутствие у бизнеса социально неблагоприятных последствий. Как правило, финансируется реальный сектор экономики: сельское хозяйство, производство, сектор торговли и услуг.

Что запрещает мусульманское право банкам

Исламская финансовая модель оказалась устойчивее классической в период финансового кризиса 2008 года. Это объясняется тем, что согласно Корану и Сунне существует харам – религиозные запреты, которые регулируют экономическую жизнь общества.

Риба (излишек). Предполагает запрет на получение процентов и занятие ростовщичеством. Сюда относятся кредиты, облигации и вклады с фиксированным доходом.

Гарар (неопределенность). Табу на чрезмерный необоснованный риск, в том числе неопределенные условия договора, которые могут принести убытки. Нельзя получать выгоду за счет большей информированности одной из сторон. К этой категории можно отнести классическое страхование, фьючерсы, форварды и т п.

Халяль (разрешенный). Инвестировать можно во все, что не запрещено. Нельзя в производство и потребление свинины, алкоголя, табака и оружия.

На чем зарабатывают халяльные банки

Классическая и исламская модель банкинга существенно различаются, однако большинство предлагаемых клиентам продуктов аналогичны. При формировании альтернативной системы исламские экономисты использовали западный опыт, но нашли иной способ зарабатывать деньги.

Западная система ставит во главу заработка проценты, халяльные же банки зарабатывают на комиссиях. Объясним, как это происходит, на основных исламских финансовых инструментах.

Мушарака — совместное долевое предприятие кредитной компании и бизнесмена. Клиент направляет запрос банку на финансирование. Прибыль делится равнозначно долям финансирования.

Мудараба — доверительное управление инвестициями. Клиент доверяет банку свои деньги. Банк инвестирует полученные средства, выплачивает часть прибыли инвестору, а по завершении контракта возвращает вложенный капитал.

Мурабаха — перепродажа с отложенным платежом и наценкой. По соглашению с покупателем банк приобретает оговоренный предмет у брокера и перепродает его клиенту с наценкой на условиях рассрочки. Причем последний знает изначальную стоимость приобретаемого объекта.

Кард-аль-Хасан — кредит без процентов. Банк предоставляет клиенту обычный беспроцентный займ. Когда приходит срок возврата, заемщик может заплатить банку «хибу» — добровольную комиссию.

Иджара — аналог договора аренды или лизинга. Кредитная компания на основании договора с клиентом покупает определенный объект (недвижимость или оборудование), а затем отдает этот объект в аренду по требованию последнего.

Сукук — аналог облигаций с обеспечением дополнительными активами. Такая ценная бумага предоставляет негарантированную прибыль от участия в финансировании какого-либо проекта, который определяет эмитент. При этом прибыль, как и риски, делятся между инвесторами и эмитентом пропорционально долям участия. Сукук отличается от облигации тем, что предоставляет ставку собственности в существующем или чётко определённом активе.

Закят — налог с богатства, который устанавливается шариатом. Его уплата для мусульманина равна акту поклонения.

Помимо этого, законы Шариата не запрещают зарабатывать банкам на оказании услуг по выпуску и обслуживанию карт, на штрафах и пенях при просрочке исполнения обязательств со стороны клиента, доходах от реализации ценных бумаг и других финансовых инструментах.

Исламский банкинг в России

Мадина Калимуллина рассказала, что Российская Империя была одной из первых стран, где впервые была опробована на практике модель исламского банка. Так в 1908 – 1913 гг. именно в России выпускали первое в мире издание, посвящённое исламской экономике — журнал «Иктисад».

«Сегодня в банковском законодательстве преобладает принцип «запрещено все, что не предписано», а предписано, по сути, кредитование под проценты. Торговать, заниматься инвестиционной деятельностью, банки не могут. Именно поэтому единственно возможные формы реализации исламского финансового института могут быть в небанковской сфере, например, торгово-инвестиционные компании», — комментирует Мадина Калимуллина.

По словам эксперта, российские банковские организации могут реализовывать лишь ограниченный перечень продуктов исламского финансирования, испытывая при этом дополнительные правовые и финансовые издержки.

«Один из вариантов развития исламского банкинга в современной России – это механизм признания финансовых лицензий между странами ЕАЭС, ведь в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане уже действуют законы об исламском банкинге и действует в общей сложности не менее 6 исламских банков или банков с исламскими «окнами», не считая микрофинансовые компании», — поясняет эксперт.

Эксперт также отметила, что в РФ действует около 10 компаний, которые предоставляет финансовые услуги по исламским принципам. В основном это небольшие компании, использующие кооперативную или схожую модель, которые занимаются торговым финансированием и разделяют прибыль с инвесторами, но есть и банки, тестирующие отдельные сделки в пилотном режиме

«В Чеченской Республике действует инвестиционный фонд, финансирующий малый бизнес, а в Татарстане один из банков предоставляет исламскую ипотеку, а также приобретение недвижимости по нормам шариата возможно через отдельные жилищные кооперативы. Из числа банков дальше всех во внедрении исламского банкинга в РФ продвинулся «Сбербанк», который реализовал несколько сделок финансирования бизнеса и экспортных поставок продукции, начиная с 2016 года», — рассказывает Мадина Калимуллина.

По словам руководителя направления исламского банкинга Ак Барс Банк Искандера Исхакова, отдельные продукты и инструменты могут внедряться на территории всей России. Вот что кредитная компания реализует в России уже сейчас:

исламскую ипотеку в формате пилотного проекта в Казани, которая позволяет получить жилье с фиксированной стоимостью в рассрочку равными платежами;

халяльный ПИФ, активы которого могут быть представлены только акциями компаний, чья бизнес-модель соответствует требованиям исламских стандартов к компаниям-эмитентам;

сделки по привлечению капитала от международных исламских банков.

С другой стороны, представитель Ак Барс Банка подтвердил, что в РФ могут быть использованы далеко не все исламские продукты. Например, инвестиционные счета, исламский лизинг и страхование не подойдут, потому что отечественное законодательство не адаптировано под специфику исламских финансов.

«Чтобы развивать и продвигать исламский банкинг на территории РФ, важно предоставить компаниям, оказывающим исламские финансовые услуги, «регуляторную песочницу» для работы», – уверен представитель банка.

Что нужно для внедрения продуктов исламского банкинга

«Самым простым и понятным решением было бы выделение для исламских финансовых институтов своего рода пилотных возможностей, например, в формате «регулятивной песочницы», которая сегодня позиционируется ЦБ как проект для финтеха. Это позволило бы организациям протестировать новые продукты и понять клиентскую базу», – соглашается с мнением коллеги Мадина Калимуллина.

Эксперт предложила и другой вариант – внедрение лицензии отдельной финансовой компании. Для иностранных партнеров и инвесторов из стран Ближнего Востока, которые уже анонсировали готовность вложить в Россию свыше 20 млрд долл., шаг России в сторону признания исламского банкинга – важный политический знак доверия и открытости.

Мадина Калимуллина отметила, что сегодня в России потенциальные потребители не предъявляют активный спрос на исламские финансовые услуги. Однако с ростом религиозного самосознания и осведомленности о специфике тех или иных операций, потребитель становится более активным. Поэтому из года в год объем исламских финансовых активов в России растет. Возможно, через несколько лет мы вернемся к тому уровню, который был в Российской империи в понимании и практике исламского банкинга.

Одним из перспективных направлений применения инструментов исламского финансирования для России является экспорт продукции АПК: страны исламского мира – основные покупатели российского зерна, и наличие подобных инструментов выгодно как российским производителям и поставщикам, так и покупателям.

Чем исламские банки отличаются от обычных? Особенности, преимущества и недостатки

Исламские банки доказали свою жизнеспособность и завоевали относительно устойчивые позиции на рынках, несмотря на небольшой срок своего существования. Для России, когда практически перекрывается доступ в внешнему финансированию из-за экономических санкций, дефицит финансовых ресурсов становится одной из самых болезненных тем, поэтому задача поиска альтернативных инструментов финансирования приобретает особый статус.

В последние годы в России происходят попытки внедрить элементы исламской экономики. Судя по тенденции, власти увидели в исламском банкинге не просто инструмент финансирования, а реальный финансовый продукт, который будет востребован в экономике.

Механизм работы исламских банковских стандартов

Участие исламского банка в кредитовании можно обосновать тем, что он переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Средства, которые вносятся клиентами исламского банка на специальный инвестиционный счет, инвестируются банком в различные финансовые проекты. Получаемая владельцем счета прибыль зависит исключительно от результатов инвестирования, осуществленного банком.

Исламские банки открывают своим клиентам совместные (общие) инвестиционные счета, размещают инвестиционные депозиты с ограниченным, неограниченным сроком действия и специализированные депозиты. Инвестиционные счета называют также счетами на основе системы разделения прибылей и убытков – в основе таких счетов в исламских банках лежит мудараба (доверительное партнерство). Из всех механизмов, используемых в работе исламских банков, он наиболее соответствует принципам ислама.

Бахром Турсунов, к.э.н., доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Какие преимущества есть у исламского банкинга?

Этот продукт исламского банка позволяет:

  • распределить риски между банком и заемщиком (владельцем проекта),
  • не участвовать в управлении компанией, нуждающейся в финансировании,
  • заключать с бенефициаром собственный контракт, отличный от кредитных соглашений прочих участников синдиката, не содержащий ссудного процента и спекуляций.

Надежны ли исламские банки?

Исламские финансы являются весьма надежными банками, которые получают ежегодно высокий рейтинг «ААА» и прежде всего отвечают внутренним стандартам качество по шариату «SQR». Как мы знаем, шариат не допускает заключение каких-либо сделок, не подтвержденных активами, во избежание спекулятивных действий. Учитывая различные мировые кризисы, исламские финансы демонстрируют стабильный рост и устойчивость по сравнению с традиционными банками.

Какова динамика развития институтов исламской финансов?

С развитием институтов исламской финансовой инфраструктуры значительными темпами растут и финансовые активы, которые наглядно демонстрируют конкурентоспособность с традиционными банками. С 2014 по 2018 гг. темпы роста показывают двухзначный рост. Например, в 2014 г – 110,7%, 2018 г – 150,4%. Темп роста прибыли в 2015 г. – 279,1%, в 2016 г. – 91,8%, 2017 г. – 55,2%, 2018 г. – 69%.

Для молодой финансовой исламской индустрии, которая впервые появилась лишь 50-60 лет тому назад — это впечатляющие показатели. Исламские банки уверенно демонстрируют прирост годовых активов и конкурируют с крупнейшими банками мира. На сегодняшний день совокупный финансовый актив превышает 2 млрд. долларов.

Бахром Турсунов, к.э.н., доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

За счет чего развиваются исламский банкинг?

В настоящее время исламские финансы развиваются не только в исламских государствах, но и в различных европейских государствах благодаря следующим преимуществам:

  • инвестиция в реальную экономическую среду – инвестиционная стратегия исламских банков не допускает деятельности, которые связаны с производством и сбытом алкоголя, свинины и вооружений. И в тоже время крупные суммы инвестируются в реальный сектор экономики и научно-технические разработки;
  • все сделки исламской банковской деятельности являются менее рискованными – сделки исламских банков более материальны и обеспечены активами, в каждой оформленной сделке стоят материальные ценности – это может быть жилье, капиталы либо группа лиц, которые предоставляют разного рода услуги. В то время как традиционные банки, часто не вникая и не интересуясь рабочим процессом заёмщика, зацикливаются на гарантию возврата кредита и получения своих процентов;
  • социальные направления – модель исламских финансов не рассматривает любого рода спекуляции и строит более справедливую экономическую среду.

А есть недостатки?

Исламские банки подходят не для всех стран по религиозным причинам, плата за услуги банка относительно дороже, чем в традиционных банках… Таким образом, не стоит безотчетно переносить всю рабочую структуру и принципы исламских банков на традиционную европейскую банковскую практику.

Дальнейшая перспектива финансовых институтов исламского банкинга существует в развитии малоизученных традиционными банками областях или в открытии исламских окон, объединяя две разные банковские структуры, во благо развития банковской инфраструктуры и создания гибкой банковской модели, которая готова отвечать на все вызовы и предоставлять привлекательные банковские продукты людям, независимо от их вероисповедения.

Что ограничивает развитие исламского кредитования в России?

Ограничения заключаются в интеграции исламских институтов в финансовую систему страны. Для обеспечения интеграции государству потребуется принять ряд законодательных поправок в части налогообложения и обеспечить наличие соответствующей банковской инфраструктуры, необходимой для финансирования исламских финансовых организаций.

Вышесказанные предложения и внедрения не означают то, что традиционная банковская система перейдет на исламский стандарт. Для улучшения традиционного банка будут внедрены только те продвинутые институты, которые укрепят банковскую инфраструктуру.

В практике банковского кредитования при возникновении кредитной задолженности банки отбирают хозяйственные (производственные) активы, нанося колоссальный ущерб и порой специально приводят заемщика к банкротству. В аналогичной ситуации исламские финансы изначально придерживают отношения с заёмщиками ни как с клиентом, а как с партнёром и коренным образом меняют метод взаимоотношений с должниками в отличии от традиционных банков. Исламские банки более серьезно относятся к выбору потенциальных заёмщиков и устанавливают доверительные (партнерские) отношения и, соответственно, начиная со дня заключения договора банк несет солидарную ответственность. Иными словами, банк заинтересован в развитии проекта и при возникновении всяческих проблем банк старается решить их во благо проекта, следовательно, в интересах заёмщика. Таким образом традиционные банки должны пересмотреть законодательство о просроченной задолженности и изъятии ликвидных активов, из-за которого большинство организаций приходят к банкротству. Можно также принять в разработку исламские инвестиционные институты, которые дадут большой толчок в сфере традиционной банковской инвестиции.

Бахром Турсунов, к.э.н., доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: