Какое количество этапов включает банковский надзор

Обновлено: 26.04.2024

Необходимость и сущность банковского надзора. Система банковского надзора, её составляющие. Виды осуществления банковского надзора. Цели, задачи и функции банковского надзора.

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и его надзорные функции.

Лицензирование банковской деятельности, разработка еди­ных правил лицензирования и экономических правил для коммер­ческих банков. Оказание консультативных и методических услуг.

Выдача лицензии и осуществление прямого надзора за бан­ками второго уровня. Проведение ревизий банков. Регулирование процессов открытия и закрытия банков.

Надзорный цикл. Целевые инспекции. Частота и объём прове­рок надежности и устойчивости работы банков. Дистанционный анализ. Дистанционные обзоры.

Рейтинговая система CAMELS. Капитал. Оценка качества ак­тивов. Менеджмент. Оценка доходов. Ликвидность. Рейтинг бан­ка.

Система банковского надзора в мире существует в той либо иной форме более 100 лет, в частности в США и в странах Северной Европы. И только за последние 15-20 лет стал общепризнанным тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии финансового сектора и экономики в целом. Объектом осуществления надзорных функций становится все больше областей хозяйственной деятельности.

В Казахстане – не единственная страна, где банковское регулирование и контроль до настоящего времени осуществлял исключительно Национальный банк. Тот же порядок принят в Великобритании, Италии, Нидерландах, России.

В 1987 году в Англии был принят новый банковский закон. Главная цель этого закона – обеспечение надзора за соблюдением принципа осмотрительности. Закон установил юридическое право Банка Англии на надзор за банками и депозитными учреждениями и подкрепил их полномочия введением программы по защите вкладов, которая обеспечивает резервы на случай возможных банковских крахов. Однако Банк не может непосредственно диктовать банкам способ ведения ими дел. Проверки в банках осуществляются частными аудиторскими фирмами по поручению Банка Англии.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор – как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.

В Нидерландах регулирование и контроль за состоянием банковской системы возложены на Банк Нидерландов. При осуществлении надзора надзорно-банковская служба использует разнообразную информацию и приемы, как то: месячная отчетность, беседы с руководством учреждения, ежегодные беседы с внешним аудитором, частичные проверки, проводимые собственными силами и направленные на выделенные области риска. Необходимо отметить, что в Нидерландах отсутствует единая система ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Банком Нидерландов разрабатываются только единые формы обязательной отчетности, поэтому роли внешних аудиторов придается большое значение.

А в США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими уполномоченными органами.

В США деятельность национальных банков контролируется и регулируется Федеральной резервной системой вместе с двумя другими федеральными органами – службой контролера денежного обращения и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов – членами Федеральной резервной системы, депозиты которых застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того их деятельность регулируется и контролируется Федеральной резервной системой и Федеральной корпорацией страхования депозитов.




Банки штатов, не являющиеся членами Федеральной резервной системы, чьи депозиты застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Банки штатов, не входящие в Федеральную резервную систему и не страхующие депозиты в Федеральной корпорации страхования депозитов находятся под контролем власти штатов.

В Германии основным органом контроля является Федеральное ведомство по контролю над банками (при Министерстве финансов). Ревизии на местах проводятся раз в год независимыми аудиторскими фирмами по поручению Бюро.

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет комиссию управляющий Банком Франции. Ревизии на местах проводятся ежегодно или раз в два года Банковской комиссией.

В Японии основными органами контроля являются Бюро банков при Министерстве финансов и Банк Японии. Ревизии на местах проводятся раз в два-три года Бюро банков. По выбору – Банком Японии.

В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

По существу надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка за осуществлением правомерности каких-либо операций (финансовый контроль, страховой надзор, прокурорский надзор, надзор по соблюдению техники безопасности, безопасности дорожного движения и другие его виды).

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

2) проверка отчетности, представляемой банками;

3) инспектирование (ревизия) на местах;

4) контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

1) минимального размера уставного капитала;

2) источников первоначально инвестируемого капитала;

3) состава основных акционеров;

4) квалификации и моральной характеристики руководства;

5) круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

6) правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

7) комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Проверка отчетности, предоставляемой банками.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибыли и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно один раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

1) достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2) качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

3) доходность или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или одного занятого);

4) ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) – соотношение ликвидности и прочих активов.

Необходимость и сущность надзора за банковской деятельностью

Банковский надзор – это разновидность государственного регулирования кредитных организаций, осуществляемого надзорными органами посредством специфических процедур, методов и инструментов с соблюдением выработанной мировой и отечественной практикой принципов для поддержания стабильной банковской системы и защищённости клиентов от утраты денежных средств, хранящихся на счетах.

Особая экономическая и социальная природа кредитных организаций, их значимость для развития экономики стран обуславливают необходимость в регулировании банковской деятельности.

Основные элементы банковского надзора

Надзор за банковской деятельностью следует рассматривать как систему, включающую следующие элементы:

  • субъекты надзора;
  • предмет банковского надзора;
  • стадии банковского надзора;
  • методы надзорной деятельности;
  • принципы банковского надзора.

Субъекты надзора рассматриваются двояко:

  • с одной стороны, это органы осуществляющие банковский надзор.
  • с другой – это поднадзорные кредитные институты (см. рисунок ниже).

Предметом (сферой) надзора за банковской деятельностью являются:

  • процессы вступления кредитных организаций в банковский сектор;
  • текущая деятельность кредитных организаций;
  • процессы управления кредитными организациями;
  • процедуры оздоровления кредитных организаций;
  • процедуры ликвидации кредитных организаций.

Сфера банковского надзора охватывает все этапы жизнедеятельности кредитных организаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии и методы надзора за банковской деятельностью и их характеристика

Банковский надзор в России, как и во многих странах с формирующейся банковской системой, включает три основные стадии надзора:

  1. Лицензирование деятельности и согласование изменений структуры кредитных организаций.
  2. Пруденциальный (от английского – благоразумный, осторожный, осмотрительный) надзор – текущий надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.
  3. Контроль за процедурами оздоровления (санирования) и ликвидацией коммерческих банков с отозванными лицензиями.

Цель надзора на стадии лицензирования – это минимизировать риски допуска в банковский бизнес или в его отдельные сектора кредитные организации, деятельность которых заранее может принести угрозы интересам клиентов.

Стратегическая задача текущего надзора - это обеспечение надёжного уровня управления банком.

Под надёжным управлением понимается управление, которое учитывает и внутренние, и внешние факторы функционирования банка и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Для обеспечения взвешенной оценки рисков и финансового состояния кредитной организации в целом надзорные органы уделяют пристальное внимание оценке состояния учёта и контроля.

Методы банковского надзора можно разделить на основные и вспомогательные.

К основным методам следует отнести:

  • анализ и оценку финансового положения;
  • контроль за соблюдением требований российского и банковского законодательства;
  • применение при необходимости мер надзорного реагирования (предупредительные или принудительные).

К вспомогательным (обеспечивающим) методам относят:

  • разработку процедурных норм, которые регулируют деятельность банков;
  • подготовку и издание нормативных актов, содержащих установленные нормы.

Надзорные органы применяют к банкам в процессе надзора меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Применяемые меры воздействия могут быть или предупредительными или принудительными, в тоже время возможно сочетание мер воздействия разных типов.

Предупредительные меры воздействия характерны для ранних стадий возникновения недостатков, которые не наносят угроз интересам клиентов.

Принудительные меры воздействия используются при условии, что только предупредительные меры недостаточны, банк систематически нарушает российское и банковское законодательство.

Под банковским надзором понимается процесс контроля Центральным банком страны за выполнением и соблюдением кредитными организациями и иными финансовыми учреждениями, входящими в банковскую систему страны, норм законодательства в сфере банковской деятельности и правильности ведения бухгалтерской отчетности и предоставления отчетности.

Иными словами, сущность банковского надзора заключается в проверке деятельности кредитных организаций на предмет ее соответствия нормам закона.

Значение банковского надзора в том, что через использование такой возможности контроля Центральный банк может управлять рисками, которым подвержена банковская система в целом.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям. Так, например, по предмету надзора выделяют функциональные способы надзора, а по субъекту – институциональные.

С точки зрения нормативной классификации можно выделить общий (юридический) и пруденциальный (финансовый) надзор.

Со стороны уровня развития банковской системы и ее деятельности выделяют такие виды банковского надзора:

  • Процедура лицензирования деятельности коммерческих банков
  • Осуществление текущего контроля за соблюдением законодательства РФ

В зависимости от того, каково содержание экономической и финансовой деятельности банковских учреждений выделяют:

  • Валютный надзор
  • Надзор за обслуживанием бюджетных счетов

В зависимости от того, где проводится процесс контроля и проверки различают:

  • надзор дистанционного характера
  • надзор контактного характера

Под дистанционным надзором понимают проверку законности деятельности коммерческого банка через проверку его финансовой и бухгалтерской отчетности и иных документов.

Контактный надзор предполагает проверку деятельности кредитных учреждений с выездом непосредственно на место сотрудниками Центрального банка. Для такого рода проверок в структуре Центрального банка созданы специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций, а также подобные отделения в территориальных учреждениях Банка России.

Готовые работы на аналогичную тему

Банковский надзор в России сегодня

Основная цель банковского надзора в России, как и во всех странах мира – это обеспечение стабильности функционирования всей банковской системы, защита законных интересов как вкладчиков, так и кредиторов.

Все задачи, установленные перед органами надзора в любой конкретный момент времени, в любом случае определены этими главными целями надзора и контроля. В начале становления банковской системы требования к деятельности кредитных учреждений были достаточно мягкими и либеральными.

Важно отметить, что банковская деятельность регулируется не административными нормами права, а специальным банковским правом. У банка России не имеется полномочий административного характера для целей управления коммерческими банками и иными кредитно-финансовыми учреждениями. ЦБ РФ не имеет права каким-либо способом вмешиваться в деятельность банка и иной организации, так как все эти учреждения самостоятельны юридически и действуют на основании договорных отношений. Именно поэтому у Центрального Банка по закону имеется лишь право контроля целесообразности проводимой банками деятельности. ЦБ РФ имеет право осуществлять банковский надзор (контролировать кредитные организации со стороны нормативности ее решений).

На современном этапе развития финансово-экономических отношений во всем мире большое внимание занимает проблема обращения криминальных денег, в связи с чем перед Центральными банками стоит задача разработки комплекса мер по предотвращению отмывания «грязных» денежных средств через коммерческие банки и иные финансовые учреждения, действующие в стране.

Важный момент в том, что современные стандарты банковского надзора в России стремятся к международным, что является закономерным условием развития банковской системы. Та система надзора, которая действует в нашей стране на сегодняшний день, в большой степени отвечает международным стандартам и требованиям.

Банковский надзор — это контроль Банка России за соблюдением финансовыми учреждениями и коммерческими банковскими структурами действующего в области банковской деятельности законодательства.

Подобный контроль, осуществляемый Банком России, в первую очередь касается исполнения коммерческими банковскими структурами требования в отношении обязательных банковских нормативов (величине резервов, собственного капитала, ликвидности и т.д.). Воздействие на участников банковского рынка и называется банковским надзором.

Предметом отечественного банковского надзора является соблюдение финансовыми учреждениями и коммерческими банковскими структурами закрепленных в действующем законодательстве и/или утвержденных Центральным Банком:

  • методик осуществления банковских операций и финансовых транзакций;
  • нормативов финансовой отчетности, бухгалтерского и налогового учета;
  • нормативов ликвидности и достаточности собственного капитала банковской структуры;
  • ограничений по величине формируемых резервов, потенциальных рисков, ссуд, поручительств и банковских гарантий и др.

Реализация наблюдения и регулирования в соответствии со ст. 56 ФЗ №86 входит в функционал Комитета банковского надзора ЦБ РФ, который с 4 квартала 2018 года возглавляется Александром Полонским. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» отечественного банковского сегмента (2014 — сентябрь 2016) — комитет возглавлял Алексей Симановский. В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Банка России, которые занимаются анализом деятельности финансовых учреждений и проверками коммерческих банковских структур.

Задачи и функции банковского надзора

На сегодняшний день наиболее важными задачами банковского надзора можно назвать контроль за соблюдением коммерческими банковскими структурами банковских нормативов и проверка исполнения действующего в области банковской деятельности законодательства. В качестве третьей задачи можно назвать проверку финансовой отчетности и порядка ведения бухгалтерского учета.

Готовые работы на аналогичную тему

В части банковского надзора можно выделить следующие функции ЦБ РФ:

  • проверку соблюдения коммерческими банковскими структурами и финансовыми учреждения позиций лицензии и норм утвержденного устава;
  • проведение оценки и анализа финансовой отчетности коммерческих банковских структур и финансовых учреждений;
  • исследование динамики основных финансовых показателей деятельности каждого учреждения и оценка его перспектив;
  • анализ исполнения обязанностей руководящих и ревизионных органов коммерческой банковской структуры;
  • оценка легальности полученных финансовым учреждением доходов;
  • контроль договорных отношений банковской структуры с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею взятых обязательств, в т.ч. подробная проверка размещения привлеченных и собственных финансовых ресурсов;
  • проверка порядка формирования резервов финансового учреждения;
  • оценка системы управления банковскими рисками;
  • исследование причин финансовых потерь банковской структуры, осуществления неэффективных сделок и транзакций;
  • обнаружение нарушений финансовым учреждения законодательных и правовых норм в области банковской деятельности.

Виды и формы банковского надзора

На сегодняшний день по мнению специалистов Банк России реализует два вида банковского надзора:

  • юридический, в рамках которого проверяется соответствие действующему законодательству;
  • пруденциальный, в рамках которого контролируется исполнение обязательных нормативов.

Так же два типа банковского надзора отличают по месту реализации уполномоченными Центральным Банком РФ лицами своих полномочий:

  • дистанционный надзор, который, как правило, реализуется с помощью анализа предоставленных Банку России банковской и прочих видов документации;
  • контактный надзор, который осуществляется с выездом уполномоченных лиц Центрального Банка РФ в основной офис и/либо подразделения банковской структуры.

По содержанию деятельности в настоящее время выделяют следующие виды банковского надзора:

  • контроль за обслуживанием / хранением бюджетных финансовых ресурсов;
  • контроль за реализацией инвалютных транзакций;
  • контроль за обеспечением необходимого уровня ликвидности банковской структуры;
  • прочие.

Методы надзора за банковскими структурами и финансовыми учреждениями

Реализация банковского надзора подразумевает использование следующих основных групп способов:

  • надзорные способы. В данную группу способов входит проверка исполнения финансовыми учреждениями и банковскими структурами действующего законодательства;
  • способы административного воздействия. В данную группу способов входит выдача, проверка соблюдения и отзыв банковских лицензий;
  • способы регулирующего воздействия. В данную группу способов входят методы, направленные на минимизацию потенциальных рисков, которые включают письменные рекомендации ЦБ РФ проблемным банковским структурам;
  • способы экономического воздействия. В данную группу способов входит изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финансовым учреждениям.

Санкции по отношению к банковским структурам-нарушителям

При выделении фактов нарушения финансовым учреждения пруденциальных и/либо юридических норм, ЦБ РФ имеет право применить к нему такие санкции как:

банковский надзор

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

  1. правил проведения операций;
  2. нормативов отчетности и бухучета;
  3. нормативов ликвидности и достаточности капитала;
  4. ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

структура банковского надзора

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

  1. проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;
  2. анализ отчетности и баланса финорганизации;
  3. изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;
  4. проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;
  5. контроль законности полученных доходов;
  6. контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;
  7. проверку формирования резервов;
  8. анализ управления рисками;
  9. изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;
  10. выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

ο юридический — проверяя соблюдение законности

ο пруденциальный — контролируя исполнение нормативов

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

  • дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов
  • контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

  • надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета
  • надзор за инвалютными операциями
  • надзор за обеспечением собственной ликвидности
  • другие

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

  1. непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов
  2. методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки
  3. методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам
  4. методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

  • предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;
  • изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;
  • запрет на проведение банком отдельных операций;
  • запрет на реорганизацию банка;
  • штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;
  • требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению ( санации ) банка;
  • принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);
  • крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

банк надзор

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: