Надбавки к капиталу банков что это

Обновлено: 26.04.2024

от 29 ноября 2019 года N 199-И

Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией

(с изменениями на 24 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Настоящая Инструкция на основании статей 56, 62, 64-67, 70, 71_1, 72 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2013, N 27, ст.3438; N 30, ст.4084; N 51, ст.6699; 2014, N 58, ст.7543; 2017, N 18, ст.2669; 2018, N 11, ст.1588; N 18, ст.2557; 2019, N 18, ст.2198) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 2017, N 18, ст.2669) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 ноября 2019 года N 32) устанавливает числовые значения и методики определения обязательных нормативов банков с универсальной лицензией и надбавок к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция применяется в отношении следующих обязательных нормативов банков с универсальной лицензией (далее - банк):

достаточности капитала банка;

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц);

минимального соотношения размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием.

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих надбавок к нормативам достаточности капитала банка (далее - надбавки):

поддержания достаточности капитала;

за системную значимость.

1.3. Обязательные нормативы банков (далее - обязательные нормативы) рассчитываются в соответствии с установленными настоящей Инструкцией методиками их определения на основании принципов достоверности и объективности, осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой. При расчете обязательных нормативов учитываются остатки на балансовых и внебалансовых счетах (их частях), если иное не определено Банком России.

При расчете обязательных нормативов должны выполняться следующие требования:

в случае если остатки на балансовых счетах и (или) их части, не входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, по экономическому содержанию относятся к рискам, регулируемым (ограничиваемым) обязательным нормативом, банк включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива;

в случае если остатки на балансовых счетах и (или) их части, входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, и предназначенные для покрытия (уменьшения) регулируемого им риска, по экономическому содержанию не покрывают (не уменьшают) данный риск, банк не включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива.

1.4. В расчет обязательных нормативов, показателей и кодов, предусмотренных настоящей Инструкцией, а также в расчет коэффициента рублевого фондирования включаются требования (активы), обязательства (пассивы), доходы, расходы, прочий совокупный доход, отражаемые на соответствующих балансовых счетах, за исключением остатков по счетам, предназначенным для учета:

корректировок, увеличивающих (уменьшающих) стоимость предоставленных (размещенных) денежных средств, приобретенных прав требования при первоначальном признании, а также при последующей оценке стоимости указанных финансовых активов;

корректировок, увеличивающих (уменьшающих) стоимость привлеченных денежных средств при первоначальном признании, а также при последующей оценке стоимости указанных финансовых обязательств;

корректировок, увеличивающих (уменьшающих) стоимость долговых ценных бумаг;

переоценки, увеличивающей (уменьшающей) стоимость привлеченных денежных средств, выпущенных ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток;

переоценки долевых ценных бумаг, отраженной при первоначальном признании ценных бумаг;

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 23 октября 2017 года". - Примечание изготовителя базы данных.

корректировок сформированного резерва на возможные потери до суммы оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки;

суммы затрат по сделке по обязательствам и активам, отраженной на балансовом счете N 47440;

величин начисленных, но фактически не полученных кредитной организацией процентов по ссудам, иным активам, классифицированным в IV и V категории качества (за минусом сформированного по ним резерва) в целях формирования резервов на возможные потери или резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Требования абзаца седьмого настоящего пункта не распространяются на положительную переоценку по операциям по приобретению кредитной организацией активов в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.4852), отраженным в балансовом учете. Указанная положительная переоценка включается кредитной организацией в расчет обязательных нормативов в размере резервов, сформированных под приобретенные кредитной организацией активы в соответствии с Положением Банка России N 590-П и Положением Банка России N 611-П.

1.5. При расчете обязательных нормативов рейтинги долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в национальной или иностранной валюте, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами "Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс" (S&P Global Ratings) или "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) либо "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service) (далее - иностранные кредитные рейтинговые агентства) по международной рейтинговой шкале, используются только в отношении иностранных объектов рейтинга (за исключением объектов рейтинга, перечисленных в пункте 2.6 настоящей Инструкции, приложениях 7 и 10 к настоящей Инструкции, а также рейтингов, присвоенных контрагентам, перечисленным в абзаце четвертом настоящего пункта) в валюте, в которой номинировано обязательство.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2020 года указанием Банка России от 3 августа 2020 года N 5521-У. - См. предыдущую редакцию)

В отношении российских объектов рейтинга используются кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств (далее - российские кредитные рейтинговые агентства), не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России в соответствии с пунктом 17_5 части первой статьи 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2019, N 31, ст.4430). Информация о минимальных уровнях кредитных рейтингов, присвоенных российскими кредитными рейтинговыми агентствами, размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Банка России) и публикуется в "Вестнике Банка России".

Рейтинги долгосрочной кредитоспособности, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, используются при применении настоящей Инструкции при оценке кредитного риска по заемщикам, являющимся центральными банками или правительствами, организациями, которым в соответствии с законодательством стран предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, с учетом следующего:

при наличии рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного только одним иностранным кредитным рейтинговым агентством, используется данный рейтинг;

при наличии двух различных рейтингов долгосрочной кредитоспособности, присвоенных иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, используется более низкий рейтинг;

при наличии трех и более различных рейтингов долгосрочной кредитоспособности, присвоенных иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, используются два самых высоких рейтинга. Если данные рейтинги соответствуют одному коэффициенту риска, используется любой из этих рейтингов, если рейтинги различны, применяется более низкий рейтинг;

при присвоении иностранными кредитными рейтинговыми агентствами рейтингов долгосрочной кредитоспособности как выпуску ценных бумаг, так и эмитенту ценных бумаг в отношении указанного выпуска ценных бумаг используется рейтинг выпуска ценных бумаг.

1.6. Банк обязан осуществлять расчет нормативов достаточности капитала банка в соответствии со стандартным подходом, установленным главой 2 настоящей Инструкции (далее - стандартный подход), за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.7 настоящей Инструкции.

1.7. Банк вправе принять решение о применении финализированного подхода к расчету нормативов достаточности капитала банка, предусмотренного главой 3 настоящей Инструкции (далее - финализированный подход).

1.8. Информация о принятии уполномоченным органом банка решения о применении финализированного подхода к расчету нормативов достаточности капитала банка доводится банком до Банка России (уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России, осуществляющего надзор за его деятельностью) (далее - Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) в письменном виде в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

1.9. Выбранный банком финализированный подход не может быть изменен и применяется начиная со следующего дня после даты направления информации в Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России).

До даты направления информации в Банк России расчет нормативов достаточности капитала банка осуществляется в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции.

Глава 2. Нормативы достаточности капитала банка, рассчитанные в соответствии со стандартным подходом

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года указанием Банка России от 20 апреля 2021 года N 5783-У; в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года указанием Банка России от 24 декабря 2021 года N 6040-У. - См. предыдущую редакцию)

кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

кредитного риска по производным финансовым инструментам (далее - ПФИ);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2021 года указанием Банка России от 12 января 2021 года N 5705-У. - См. предыдущую редакцию)

риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;

2.1.1. Нормативы достаточности капитала банка - норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0 - рассчитываются по формуле:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 октября 2021 года указанием Банка России от 18 августа 2021 года N 5886-У; в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года указанием Банка России от 24 декабря 2021 года N 6040-У. - См. предыдущую редакцию)

Положения абзаца второго подпункта 2.1.1 пункта 2.1 настоящей Инструкции не применяются с 1 января 2022 года в части кода 8660 - см. пункт 14.2 настоящего документа (с изменениями, внесенными указанием Банка России от 26 марта 2020 года N 5423-У, указанием Банка России от 3 августа 2020 года N 5521-У).

Н1.i - один из следующих нормативов достаточности капитала банка: норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0;

- одна из следующих величин: - величина базового капитала банка, - величина основного капитала банка, - величина собственных средств (капитала) банка, определенных в соответствии с методикой, предусмотренной Положением Банка России N 646-П;

С 8 октября 2018 года применяется новый механизм макропруденциального регулирования Банка России. В соответствии с этим подходом коэффициенты риска по отдельным видам активов, устанавливаемые Инструкцией Банка России от 29.11.2019 № «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», приводятся к их стандартным значениям, предусмотренным «Базелем III».

В рамках нового подхода надбавки к коэффициентам риска (Risk weight add-ons) в целях расчета достаточности капитала кредитных организаций устанавливаются решением Совета директоров Банка России (ранее для этого требовалось внесение изменений в действующее пруденциальное регулирование кредитных организаций). Решение Совета директоров Банка России об увеличении надбавок к коэффициентам риска вступает в силу не ранее 2 месяцев с момента его опубликования.

Надбавки к коэффициентам риска применяются в отношении отдельных видов активов, закрепленных в Указании Банка России от 20.04.2021 № «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и о применении к указанным видам активов надбавок при определении кредитными организациями нормативов достаточности капитала».

Данное Указание Банка России принято взамен Указания Банка России от 31.08.2018 № 4892‑У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала». При этом виды активов, в отношении которых применяются надбавки к коэффициентам риска, не изменились. В необеспеченном потребительском кредитовании надбавки дифференцированы в зависимости от значений показателя долговой нагрузки заемщика (ПДН) и полной стоимости кредита (ПСК). По ипотечным кредитам факторами риска выступают ПДН и отношение остатка задолженности по кредиту к залоговой стоимости жилья (LTV). Для ипотечных кредитов, предоставленных под залог прав требований по договору долевого участия, надбавки устанавливаются в зависимости от значений ПДН и первоначального взноса по кредиту. Отдельную категорию составляют валютные кредиты физических лиц, в отношении которых действуют более высокие надбавки, так как такие кредиты подвержены риску переоценки обязательств.

В целях снижения долларизации и рисков, связанных с валютным кредитованием, с 8 октября 2018 года Банк России повысил надбавки к коэффициентам риска по кредитам в иностранной валюте, предоставленным юридическим лицам, в зависимости от уровня их годовой выручки в иностранной валюте. Данные меры также применяются к вложениям в долговые ценные бумаги юридических лиц, эмитированные в иностранной валюте.

Инструмент макропруденциальных надбавок активно используется Банком России. Требования к капиталу в потребительском сегменте с 2013 по 2021 гг. менялись 13 раз и использовались как для ограничения рисков в периоды роста кредитования, так и для поддержки банков в период кризиса. За тот же период в сегменте ипотечного кредитования было произведено 5 изменений надбавок к коэффициентам риска. Анализ эффективности принятых мер на темпы роста и структуру кредитования показывает, что дифференцированный размер надбавок стимулировал изменение структуры потребительского кредитования в пользу сегментов с меньшим значением ПСК.

Повышение коэффициентов риска по отдельным кредитным требованиям увеличивает необходимый запас капитала банков для покрытия возможных потерь. Этот запас капитала банки могут использовать во время кризиса.

Банк России активно разрабатывает и расширяет спектр применяемых макропруденциальных инструментов, в состав которого на текущий момент входят:

Показатель долговой нагрузки

Ключевым изменением в подходах к регулированию является внедрение требования по расчету показателя долговой нагрузки заемщиков (сокр. ― ПДН, англ. ― Debt Service-To-Income (DSTI) Ratio). Данная норма распространяется на кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).

Надбавки к коэффициентам риска

С 8 октября 2018 года применяется новый механизм макропруденциального регулирования Банка России. В соответствии с этим подходом коэффициенты риска по отдельным видам активов, устанавливаемые Инструкцией Банка России от 29.11.2019 № «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», приводятся к их стандартным значениям, предусмотренным «Базелем III».

Национальная антициклическая надбавка

В российском макропруденциальном регулировании такой инструмент как контрциклический буфер капитала (Countercyclical buffer), применяемый всеми регуляторами в соответствии с требованиями Базеля III, получил название национальной антициклической надбавки (далее — АН) к нормативам достаточности капитала банков.

Мировая практика включает в себя и иные макропруденциальные инструменты, которые разрабатываются и применяются в ответ на различные системные риски для финансовой стабильности отдельных стран или регионов.

Виды инструментов

Некоторые страны применяли такие ограничения, когда чрезмерный рост кредитования вызывал опасения в плане увеличения системного риска.

Ограничения роста кредитования были нацелены главным образом на область предоставления кредитных средств: устанавливался максимально допустимый (квартальный либо годовой) процент роста кредитования. Теоретически эта мера должна была также способствовать повышению стандартов кредитования, поскольку в рамках установленного лимита банки скорее всего должны были выбирать лучших заемщиков. На практике эффективность административных мер в основном оказывалась невысокой.

В настоящее время наиболее распространенным инструментом общего характера является контрциклический буфер капитала (countercyclical capital buffer — CcyB, в российском регулировании — антициклическая надбавка к нормативам достаточности собственных средств (капитала). Данный инструмент был предложен для применения Базельским комитетом по банковскому надзору (далее — БКБН) в целях повышения устойчивости банковского сектора к негативным шокам в рамках пакета Базель III.

Контрциклический буфер капитала представляет собой надбавку к минимальным требованиям к капиталу банков. Установление положительного буфера не означает повышение норматива, но если показатель достаточности банка оказывается ниже норматива с учетом надбавки, то в отношении банка действует ограничение на распределение прибыли. Основной целью буфера БКБН считает не управление кредитным циклом, а повышение устойчивости банковского сектора. Тем не менее CCyB может способствовать и снижению процикличности банковского кредитования, так как предполагается, что необходимость формирования дополнительного капитала в период бума может уменьшить аппетит банков к чрезмерному кредитованию. В свою очередь, «высвобождение» в периоды экономических трудностей средств, отложенных в благоприятные времена, должно предотвратить кредитный коллапс.

Помимо контрциклического буфера капитала, новацией пакета Базель III стал показатель финансового рычага (левереджа) — leverage ratio. Чрезмерное использование финансового рычага послужило одной из причин финансового кризиса Разработанный БКБН leverage ratio — простой, прозрачный и эффективный механизм контроля использования банками финансового рычага, применяемый в дополнение к основанным на риске требованиям к капиталу. Требования к ограничению левереджа были введены странами, являющимися участниками БКБН, с 1 января 2018 года. Показатель финансового рычага рассчитывается как соотношение капитала первого уровня и активов (сумма активов на балансе, вложений в ПФИ, операций финансирования ценными бумагами и забалансовых счетов).

Показатель левереджа разработан БКБН как статический показатель, однако теоретически он может использоваться и как макропруденциальный инструмент на динамической основе. В частности, такое предложение выдвинул Банк Англии.

Если в периоды возрастания системного риска во всей финансовой системе имеет смысл применять агрегированные инструменты, воздействующие на финансовую систему в целом, то использование секторальных инструментов целесообразно при росте рисков в отдельном сегменте. Секторальные макропруденциальные инструменты используются для управления в основном рисками кредитования, воздействуя на спрос и предложение (например, введение ограничений на ипотечные займы, секторальные требования к достаточности капитала). Инструменты такого рода могут воздействовать на определенные категории займов, группы заемщиков, касаться объектов собственности в отдельном «перегретом» регионе либо кредитов, выданных в определенных валютах. Такие инструменты могут применяться обособленно или комбинированно.

Показатели LTV и DSTI традиционно применялись для ограничения рисков в ипотечном кредитовании. Многие примеры подтверждают, что высокий средний уровень LTV снижает стабильность в ипотечном сегменте. Конкретные механизмы применения показателей различаются по странам и могут включать запрет на предоставление кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI, повышенные коэффициенты риска (надбавки к коэффициентам риска) по кредитам начиная с определенного уровня LTV/DSTI, ограничение доли выдаваемых кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI. Меры по ограничению LTV/DSTI благоприятно влияют на стандарты кредитования, способствуя тем самым большей устойчивости финансовых институтов. Применение ограничений для показателей LTV и DSTI способствует уменьшению количества случаев дефолта/распродажи имущества заемщиков, когда ситуация ухудшается.

Помимо мер, основанных на LTV и DSTI, распространены макропруденциальные меры, направленные на ограничение рискованных видов ипотечных кредитов: в иностранной валюте, кредитов без предоставления полного перечня документов. Установление повышенных требований к капиталу для рискованных видов ипотеки повышает устойчивость работающих в таких секторах финансовых институтов, поскольку формируются дополнительные буферы, при этом по-разному оценивается влияние таких мер на кредитный рост.

В странах с развитыми рынками подавляющая часть рынка потребительского кредитования приходится на ипотеку, однако в странах с формирующимися рынками заметная доля приходится на необеспеченные кредиты, и есть примеры макропруденциального регулирования в этом сегменте. Секторальные инструменты, используемые странами, включают повышенные коэффициенты риска или повышенные уровни резервов, ограничения по коэффициентам DSTI были введены в отношении не только ипотечных кредитов, но и совокупного долга заемщика.

В ряде случаев секторальные инструменты применялись для сдерживания рисков на рынке корпоративного кредитования. Как правило, озабоченность регуляторов вызывает кредитование в иностранной валюте либо чрезмерный рост в сегменте коммерческой недвижимости. Инструменты, которые могут быть рекомендованы для снижения рисков, связанных с расширением корпоративного кредитования в иностранной валюте, включают коэффициенты риска и лимиты по операциям, подразумевающим валютный риск. В идеале эти инструменты должны применяться только к валютным рискам корпоративных заемщиков, не осуществляющих хеджирование, потому что для захеджированных заемщиков валютный риск не представляет угрозы. Тем не менее, когда внедрить необходимые меры по каждому кредиту для регулятора оказывается затруднительным, МВФ предлагает рассмотреть меры, которые применяются как к компаниям, осуществляющим хеджирование, так и к тем, кто не хеджирует свои валютные риски. В этом случае оба инструмента могут привести к отказу от кредитования заемщиков, не имеющих желания или возможности хеджировать валютный риск, поскольку кредитование в валюте становится для банков более дорогостоящим. В то же время более жесткие требования в отношении обоих инструментов могут привести к тому, что захеджированные заемщики не смогут получить валютный кредит. Для оценки выгод и потерь требуются данные о компаниях, которые имеют естественное хеджирование, а также об открытых валютных позициях. Кроме того, МВФ предупреждает о рисках снижения эффективности такой политики в результате роста внешнего долга корпоративного сектора.

Для сегмента кредитования коммерческой недвижимости характерны аналогичные риски, что и для рынка кредитования жилой недвижимости, поэтому для ограничения рисков применяются схожие инструменты — нормативы LTV и DSC (debt service coverage ratio — ограничение отношения платежей по кредиту к операционному доходу компании за определенный период).

МВФ в ряде работ относит к макропруденциальным инструментам нормативы ликвидности (в том числе такие базельские показатели, как норматив краткосрочной ликвидности (LCR) и норматив структурной ликвидности (NSFR)), что, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку эти нормативы в первую очередь носят пруденциальный характер. Одна из причин такой классификации МВФ — это то, что до глобального финансового кризиса годов международных нормативов ликвидности не было, и отдельные страны вводили аналогичные нормативы (требования по наличию «буфера» ликвидности, обеспечения стабильности финансирования) часто именно в целях ограничения системного риска, в частности, чрезмерных несоответствий по срокам между активами и обязательствами. Аналогичное соображение относится к ограничениям на открытую валютную позицию, которые введены для ограничения валютного риска отдельных банков, однако в ряде стран ужесточались в случае наличия системных угроз.

Меры, связанные с валютной ликвидностью, часто используются странами для ограничения чрезмерного притока внешнего капитала по каналу иностранных заимствований банков. Многими странами в этих целях применяются дифференцированные резервные требования, традиционно относящиеся к инструментарию денежно-кредитной политики. В этом случае они дифференцированы по валюте обязательств. Например, страны Восточной Европы активно применяли повышенные нормативы обязательных резервов для борьбы с чрезмерным притоком иностранного капитала до глобального финансового кризиса годов Также МВФ предложен механизм сборов. Размеры таких сборов могут дифференцироваться по срокам либо видам валют, и полученные от сборов средства могут быть аккумулированы в общем бюджете либо поступать в специальный фонд, предназначенный для предоставления дополнительной ликвидности в стрессовые периоды. В качестве примера можно привести опыт Республики Корея, которая в 2011 году ввела налог на неосновные обязательства банков (не являющиеся депозитами обязательства со сроком погашения до одного года) в иностранных валютах (так называемый налог макропруденциальной стабильности).

Одним из ключевых направлений реформ СФС стала разработка дополнительных требований к системно значимым финансовым институтам. В первую очередь, были разработана методика определения и меры в отношении глобальных системно значимых банков (далее — ГСЗБ, список ГСЗБ — G-SIB list — ежегодно публикуется СФС). Меры в отношении ГСЗБ предполагают дополнительные надбавки к капиталу в размере от 1 до 3,5% базового капитала первого уровня в зависимости от интегрального показателя системной значимости 29 ГСЗБ и в полной степени вступают в силу с 2019 года.

Отдельные страны требуют от своих СЗБ поддерживать капитал на уровне выше стандартов Базеля III.

Меры, воздействующие на регулируемых финансовых посредников, не всегда эффективны из-за возможной миграции кредитной активности и трансграничных эффектов. Для решения этих проблем применяются меры, направленные на потребителей финансовых услуг. В некоторых странах для сдерживания «пузырей» на рынках недвижимости активно используются государственные пошлины и налоги на увеличение стоимости капитала. Применение таких инструментов может быть особенно полезным, когда одной из причин роста цен на жилую недвижимость является приток иностранного капитала.

Учитывая, что частой причиной неэффективности мер по ограничению валютного кредитования является рост внешнего долга, интересен опыт Индонезии по макропруденциальному регулированию иностранных заимствований корпоративного сектора. Банком Индонезии в 2014 году были введены следующие три требования:

  • Минимальная доля хеджированной валютной позиции должна составлять 20% в 2015 году и 30% в 2016 году. Хеджированию подлежит отрицательная разница между валютными активами и обязательствами со сроком погашения до 6 месяцев;
  • Минимальное требование к показателю ликвидности (соотношение краткосрочных (до трех месяцев) валютных активов и краткосрочных валютных обязательств) в размере 50% в 2015 году, 70% — с 2016 года по настоящее время;
  • Требование к кредитному рейтингу компании, имеющие внешний долг, обязаны иметь рейтинг не менее BB или эквивалентный рейтинг, присвоенный рейтинговыми агентствами Moody’s (Ba3), S& P (BB-), Fitch (BB-). Начиная с 2015 года компании обязаны представлять информацию о выполнении вышеуказанных требований в Банк Индонезии на ежеквартальной основе.

МВФ также приводит пример Индии по ограничению внешних заимствований нефинансовых компаний. Резервный банк Индии ограничивает срок и полную стоимость кредитования (в частности, для кредита со сроком погашения LIBOR + 300 б. п., для кредита со сроком погашения 10 лет — LIBOR + 500 б. п., кредиты на срок менее трех лет запрещены). Директива устанавливает перечень компаний, которым разрешено привлекать внешние долги, цели кредитования, требования к хеджированию валютных рисков. По мнению МВФ, примененные меры способствовали формированию сбалансированного по срокам профиля внешних заимствований.

Указанием Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3855-У Инструкция дополнена главой 2.1, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Глава 2.1. Надбавки к нормативам достаточности капитала банка

2.1.1. Минимально допустимое числовое значение надбавок определяется как сумма минимально допустимых числовых значений надбавки поддержания достаточности капитала, антициклической надбавки, а в случае если банк является системно значимым, надбавки за системную значимость. Соблюдение минимально допустимого числового значения надбавок обеспечивается за счет источников базового капитала в размере, превышающем величину, требуемую для соблюдения нормативов достаточности капитала банка.

2.1.2. Минимально допустимое числовое значение надбавки поддержания достаточности капитала устанавливается в соответствии со следующей таблицей, в процентах от взвешенных по риску активов, рассчитанных в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1 - 4 и 8 к настоящей Инструкции в целях расчета норматива достаточности капитала банка соответствующего уровня.

Значение надбавки поддержания достаточности капитала

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 июня 2016 г. N 4055-У в пункт 2.1.3 внесены изменения

2.1.3. Величина антициклической надбавки определяется банком как средневзвешенная величина национальных антициклических надбавок, установленных во всех государствах (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), с резидентами которых банк заключил сделки (предоставил обеспечение по сделкам, в том числе заключенным с третьими лицами), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.

В расчет антициклической надбавки не включаются сделки, заключенные с центральными банками, государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, которым предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, Банком Международных расчетов, Международным валютным фондом, Европейским центральным банком, международными банками развития, кредитными организациями, предприятиями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В целях определения величины активов и внебалансовых обязательств (далее - требования) по сделкам с резидентами Российской Федерации из общей суммы требований дополнительно исключаются сделки с государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями (в том числе казенными), государственными учреждениями (автономными, бюджетными и казенными), хозяйственными обществами с долей государственной или муниципальной собственности, превышающей 50 процентов уставного капитала, акционерными обществами, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция").

Величина антициклической надбавки банка рассчитывается как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), установленных уполномоченными национальными органами, и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта) к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта), (в процентах), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.

Величина антициклической надбавки принимается банком равной нулю в случаях, если соответствующим уполномоченным национальным органом антициклическая надбавка не установлена, а сделки с резидентами данной страны банком заключены (предоставлено обеспечение по сделкам).

Требования, подверженные кредитному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в величине, определенной в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1 - 4 и 8 к настоящей Инструкции.

Требования, подверженные рыночному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в размере суммы специального процентного риска и специального фондового риска, определенных в соответствии с Положением Банка России N 511-П, умноженной на 12,5.

Требования к резиденту одного государства, обеспеченные резидентом другого государства, банк вправе включать в расчет антициклической надбавки в составе требований к резидентам того государства, резидент которого предоставил обеспечение (из числа обеспечения, поименованного в подпунктах 2.3.1 - 2.3.4 пункта 2.3 настоящей Инструкции).

Если уполномоченный национальный орган (за исключением Банка России) установил национальную антициклическую надбавку в величине, превышающей 2,5 процента от взвешенных по риску активов, такая национальная антициклическая надбавка принимается банком в расчет антициклической надбавки в величине 2,5 процента от взвешенных по риску активов.

Минимально допустимое числовое значение антициклической надбавки устанавливается в соответствии со следующей таблицей, в процентах от значения, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом:

3.1. Минимально допустимое числовое значение надбавок определяется как сумма минимально допустимых числовых значений надбавки поддержания достаточности капитала, антициклической надбавки, а в случае, если банк является системно значимым, надбавки за системную значимость. Соблюдение минимально допустимого числового значения надбавок обеспечивается за счет источников базового капитала в размере, превышающем величину, требуемую для соблюдения нормативов достаточности капитала банка, за исключением норматива финансового рычага (H1.4).

3.2. Минимально допустимое числовое значение надбавки поддержания достаточности капитала устанавливается в процентах от взвешенных по риску активов, рассчитанных в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1 - 4 и 7 к настоящей Инструкции в целях расчета норматива достаточности капитала банка соответствующего уровня, в соответствии со следующей таблицей.

Значение надбавки поддержания достаточности капитала

3.3. Величина антициклической надбавки определяется банком как средневзвешенная величина национальных антициклических надбавок, установленных во всех государствах (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), с резидентами которых банк заключил сделки (предоставил обеспечение по сделкам, в том числе заключенным с третьими лицами), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.

В расчет антициклической надбавки не включаются сделки, заключенные с центральными банками, государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, которым предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, Банком международных расчетов, Международным валютным фондом, Европейским центральным банком, международными банками развития, кредитными организациями, предприятиями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В целях определения величины активов и внебалансовых обязательств по сделкам с резидентами Российской Федерации из общей суммы активов и внебалансовых обязательств дополнительно исключаются сделки с государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями (в том числе казенными), государственными учреждениями (автономными, бюджетными и казенными), муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами с долей государственной или муниципальной собственности, превышающей 50 процентов уставного капитала, акционерными обществами, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция").

Величина антициклической надбавки банка рассчитывается в процентах как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), установленных уполномоченными национальными органами, и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта) к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта), по которым рассчитываются кредитный и рыночный риски.

Величина антициклической надбавки принимается банком равной нулю в случаях, если соответствующим уполномоченным национальным органом антициклическая надбавка не установлена, а сделки с резидентами данной страны банком заключены (предоставлено обеспечение по сделкам).

Требования, подверженные кредитному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в величине, определенной в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1 - 4 и 7 к настоящей Инструкции.

Требования, подверженные рыночному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в размере суммы специального процентного риска и специального фондового риска, определенных в соответствии с Положением Банка России N 511-П, умноженной на 12,5.

Требования к резиденту одного государства, обеспеченные резидентом другого государства, банк вправе включать в расчет антициклической надбавки в составе требований к резидентам того государства, резидент которого предоставил обеспечение (из числа обеспечения, поименованного в подпунктах 2.3.1 - 2.3.4 пункта 2.3 настоящей Инструкции).

Если уполномоченный национальный орган (за исключением Банка России) установил национальную антициклическую надбавку в величине, превышающей 2,5 процента от взвешенных по риску активов, такая национальная антициклическая надбавка принимается банком в расчет антициклической надбавки в величине 2,5 процента от взвешенных по риску активов.

Минимально допустимое числовое значение антициклической надбавки устанавливается в процентах от значения, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом, в соответствии со следующей таблицей:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: