Обязан ли банк предоставлять информацию об операциях счетах и вкладах в уполномоченный орган под фт

Обновлено: 01.05.2024

115-ФЗ, который также называют «антиотмывочным», обязывает компании контролировать операции и сделки своих клиентов, чтобы выявлять подозрительные. Рассказываем коротко об основных положениях 115-ФЗ и разбираемся, почему исполнять этот закон должны не только банки.

  • В чем суть закона 115-ФЗ
  • Основные положения 115-ФЗ
  • Что могут делать банки по 115-ФЗ
  • Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
  • Кого включают в перечень террористов и экстремистов
  • Что будет за нарушение 115-ФЗ

В чем суть закона 115-ФЗ

Когда говорят о 115-ФЗ, имеют в виду Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Полное название закона часто сокращают до краткого — ПОД/ФТ. Своими словами 115-ФЗ еще называют «антиотмывочным» законом.

Смысл закона в том, чтобы:

  • предотвратить обналичивание денег, полученных незаконно;
  • препятствовать перечислению денег террористам, экстремистам и тем, кто распространяет оружие.

Организации, которые работают с деньгами или имуществом (банки, инвестиционные фонды, ломбарды и другие), должны пристально контролировать операции и сделки своих клиентов. В связи с этим 115-ФЗ устанавливает правила работы с клиентами. Регламенты, описанные в законе, обязывают компании выявлять незаконные схемы и предотвращать их.

Основные положения 115-ФЗ

На кого распространяется 115-ФЗ

Закон распространяется на ряд организаций, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, проводят финансовые операции и сделки. Такие компании еще называют субъектами 115-ФЗ. Несмотря на то, что требования закона должны исполнять только определенные организации, их работа неизбежно сказывается на деятельности других участников деловых отношений.

Многие ошибочно считают, что 115-ФЗ распространяется только на банки, так как финансовые организации контролируют операции клиентов. Но это не так. Список субъектов 115-ФЗ не ограничивается банками, перечень гораздо шире.

Закон распространяется на следующие организации (ст. 5 115-ФЗ):

  • банки и небанковские кредитные организации (НКО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрофинансовые организации (МФО);
  • управляющих ценными бумагами, дилеров, брокеров, держателей реестров ценных бумаг, депозитариев;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • Почту России;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • операторов связи;
  • организаторов лотерей и азартных игр;
  • операторов инвестиционных и финансовых платформ;
  • компании, которые продают и покупают драгоценные металлы;
  • операторов сайтов и приложений по проведению сделок с токенами, криптовалютой и другими цифровыми финансовыми активами.

Эти организации в своей работе постоянно принимают, передают деньги и другие ценности. Поэтому они должны пристально следить за операциями и сделками клиентов, чтобы предотвратить незаконные схемы.

Также обязанности по 115-ФЗ должны выполнять адвокаты, нотариусы, аудиторы, юридические и бухгалтерские фирмы, организаторы торгов, клиринговые организации (ст. 7.1 115-ФЗ). Ведь иногда они тоже имеют дело с крупными сделками: нотариусы их удостоверяют, аудиторы — проверяют.

В банках и других крупных компаниях, которые относятся к субъектам 115-ФЗ, созданы отделы финансового мониторинга и комплаенса. Специалисты этих подразделений контролируют операции и сделки клиентов, выявляют сомнительные и отчитываются об этом регулятору.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Краткое содержание требований 115-ФЗ

«Антиотмывочный» закон накладывает достаточно большой пул обязанностей на субъектов 115-ФЗ. Эти требования связаны с проверкой клиента перед заключением договора, мониторингом его деятельности в течение всего периода сотрудничества и контролем операций и сделок. Например, перед заключением договора сотрудник банка просит клиента представить определенный набор документов и сведений — это одно из основных требований 115-ФЗ.

Разберем основные моменты закона и ответим на вопросы, как работает 115-ФЗ.

  1. Идентифицировать клиента перед тем, как начать с ним сотрудничать

Организация обязана установить, с кем имеет дело. Для этого сотрудник компании просит клиента предоставить данные о себе и подтвердить их документами.

Физлицо сообщает о себе:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты паспорта, загранпаспорта, ВНЖ, разрешения на временное проживание;
  • адрес места жительства;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • данные доверенности, если обращается представитель, и другое.

Если клиент — юрлицо, он представляет следующую информацию:

  • наименование и организационно-правовую форму;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • адрес регистрации;
  • лицензии, если есть;
  • сайт в интернете;
  • учредительный договор;
  • протокол об избрании директора;
  • данные о финансовом положении и другое.
  1. Установить бенефициаров клиента

Бенефициарный владелец — это человек, который напрямую или через других лиц владеет 25 % капитала фирмы или может контролировать ее действия.

Давайте посмотрим, как определить бенефициара организации.

Представим: ООО «Ромашка» руководит Иван Иванов. Уставный капитал общества поделен между Иваном Ивановым — 30 % и ООО «Василек» — 70 %. Единственный учредитель и директор «Василька» — Анна Сидорова.

В этом случае бенефициарами организации будут:

  • Иван Иванов, поскольку его доля в уставном капитале больше 25 %.
  • Анна Сидорова, потому что она владеет 70 % уставного капитала «Ромашки» через ООО «Василек».

Схемы бывают и более сложными, с участием иностранных граждан или офшорных компаний.

Банку важно установить бенефициара клиента, чтобы понимать, в чьих интересах совершается то или иное финансовое действие. Если представитель компании не готов представить данные о бенефициарном владельце, это повод для отказа в приеме на обслуживание.

  1. Обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год

Когда клиент пришел первый раз, организация запрашивает у него информацию и документы, проверяет их и фиксирует. Со временем сведения могут стать неактуальными: женщина вышла замуж и поменяла паспорт, фирма выбрала нового директора. Иногда клиент по условиям договора обязан сам сообщать новые данные, если они изменились. Или организация направляет ему раз в год анкету, чтобы уточнить информацию.

  1. Установить степень риска совершения подозрительных операций

Всего уровня три: низкий, средний, высокий. Признаки, по которым определяется риск клиента, устанавливает сама организация на основе критериев 115-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Вот несколько факторов, которые повышают риск клиента в глазах организации:

Со временем уровень риска клиента может измениться. Например, банк повысит его, если клиент совершит сомнительную операцию. Физлицам и юрлицам с высоким уровнем риска уделяется более пристальное внимание: о них чаще обновляют данные и запрашивают подтверждающие документы по операциям. Банк также может установить лимиты на переводы или снятие наличных, пока не убедится в их благонадежности.

  1. Утвердить правила внутреннего контроля и должностное лицо, отвечающее за их выполнение

Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который принимает руководитель организации. ПВК устанавливают правила, регулирующие процесс по ПОД/ФТ в конкретной компании: какой отдел за это отвечает, как выявлять необычные сделки, как обучать сотрудников. Также правила внутреннего контроля определяют должностное лицо, которое контролирует исполнение его положений.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Что могут делать банки по 115-ФЗ

По 115-ФЗ одна из задач сотрудников финмониторинга банка — проверять легальность клиентских операций. Если у банка возникают подозрения в проводимой операции, он может ограничить дистанционный доступ (ДБО) клиента к счету и запросить подтверждающие документы.

Банки не заинтересованы в том, чтобы без причин ограничивать доступ своим клиентам к их счетам. В то же время они обязаны выполнять требования закона. При проверке операций банки руководствуются требованиями Центробанка.

В законе выделили те операции, которые банки должны контролировать обязательно (ст. 6 115-ФЗ). Это определенные клиентские операции на сумму от 600 тысяч рублей. В их числе снятие и внесение наличных, предоставление или получение беспроцентного займа, покупка или продажа иностранной валюты.

Также банки контролируют необычные операции клиентов, которые подпадают под критерии Положения Банка России № 375-П. В этом случае сумма операции значения не имеет. Всего таких критериев более 100. Так, банк точно заинтересуется, если клиент:

  • регулярно совершает операции, не соответствующие ОКВЭД компании;
  • снимает наличными более 50 % выручки;
  • выплачивает зарплату и дивиденды без уплаты НДФЛ;
  • проводит сделки без очевидной экономической выгоды и не несет расходов по обеспечению деятельности бизнеса (вода, канцелярия, связь и другое).

Тогда в рамках определенной процедуры сотрудник службы финмониторинга запросит у клиента документы по сомнительным действиям. Если их не представить, банк может отказать в проведении операции, а в случае двух отказов — расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Если сотрудник финмониторинга банка выявил подозрительную операцию, то он фиксирует сведения о ней: дату совершения, вид, основание, идентификационные данные физлица или юрлица. Организации дается три дня, чтобы передать эту информацию в Росфинмониторинг.

Если клиент неоднократно проводит сомнительные операции, он рискует попасть в список 764-П. Подробнее о нем читайте в статье.

Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ

Блокировка счета — это некорректный термин. Банки ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), если сомневаются в легальности операции. В это время клиент не может пользоваться интернет-банком, хотя возможность проводить платежи на бумаге остается. Для предпринимателя это значит, что он имеет право обратиться в банк лично и принести платежку на бумаге. В то же время он может представить документы по спорной операции, и если все в порядке, доступ к интернет-банку восстановят.

Комплаенс-помощники и памятки, которые выпускают обслуживающие банки, помогут избежать нежелательных проблем. Вот несколько советов:

  • Выдерживайте рекомендованную налоговую нагрузку — не менее 0,9 % от дебетового оборота по счету.
  • Не совершайте платежи, которые не соответствуют ОКВЭД.
  • Докажите банку, что вы ведете реальную деятельность: оплачивайте с расчетного счета налоги, аренду и коммунальные услуги.
  • Откажитесь от снятия наличных в пользу безналичных расчетов.
  • Работайте с проверенными контрагентами.

А еще не игнорируйте запросы сотрудников банка. Даже если доступ к ДБО ограничили, представьте документы по операции, ответьте на вопросы комплаенс-службы и дайте необходимые пояснения. Тогда сотрудник финмониторинга сможет оперативно проверить все данные и доступ восстановят.

Кого включают в перечень террористов и экстремистов

Росфинмониторинг формирует «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (коротко — фигурантов ПЭ). Регулятор формирует перечень на основании документов, которые поступают из разных органов: Генпрокуратуры, областных прокуратур, Следственного комитета, ФСБ, МВД, Минюста. Росфинмониторинг рассылает перечень экстремистов субъектам 115-ФЗ через личные кабинеты. Информация есть и в открытом доступе. Проверить человека и фирму можно здесь.

Граждане и организации попадают в список по разным причинам:

  • суд ликвидировал компанию из-за ее связи с экстремизмом или терроризмом;
  • человека подозревают, обвиняют или уже осудили за террористический акт, организацию экстремистского сообщества, призывы к терроризму, посягательство на жизнь чиновника;
  • гражданина или организацию привлекли к административной ответственности за финансирование террористов;
  • генпрокурор приостановил деятельность юрлица, так как обратился в суд для признания его экстремистским;
  • человек есть в международном списке террористов;
  • международный суд или организация признали физлицо или юрлицо террористом.

Физлицо или юрлицо могут исключить из списка. Например, если приговор или решение отменила апелляция, уголовное дело прекратили.

Согласно пп. 6 п 1. ст. 7 115-ФЗ, банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны выявлять среди клиентов тех, кто причастен к терроризму или экстремизму. Закон ограничивает работу с фигурантами этого перечня.

Физлица могут получать и тратить только 10 тысяч рублей в месяц. Еще одна мера по 115-ФЗ — деньги и имущество таких клиентов замораживаются (блокируются). Это значит, что они не могут взять кредит, совершить почтовый перевод денег, продать недвижимость или драгметаллы, заключить договор аренды. Также фигуранты ПЭ не могут действовать через подконтрольных лиц.

Заморозить активы можно, даже когда клиента нет в списке экстремистов. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма принимает такое решение, если заподозрит физлицо или юрлицо в содействии террористам.

Что будет за нарушение 115-ФЗ

Банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны исполнять требования закона и пристально следить за операциями своих клиентов. Формальный подход к соблюдению законодательства по ПОД/ФТ грозит для них высокими штрафами и даже лишением лицензии.

Регуляторы, в числе которых Центробанк, Росфинмониторинг, Пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС, проводят проверки среди субъектов 115-ФЗ. Если по результатам регулятор выявит нарушения, к организации могут применить следующие санкции:

  • банк лишить лицензии;
  • оштрафовать кредитную организацию минимум на 100 тысяч рублей;
  • применить дисциплинарную ответственность к адвокату, вплоть до приостановления статуса;
  • привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП. В ней восемь разных составов. Самый большой штраф по статье — миллион рублей. Также в качестве наказания должностное лицо могут дисквалифицировать на срок до трех лет, а работу компании приостановить на срок до 90 суток.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Статья 9. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, государственные корпорации и иные организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, акционерное общество "Российский экспортный центр", органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу на безвозмездной основе информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в том числе обеспечивают автоматизированный доступ к своим базам данных, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 22.12.2020 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

Предоставление уполномоченному органу информации и документов органами и организациями, указанными в части первой настоящей статьи, и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), а также законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 18.03.2019 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, которые в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона не вправе запрашиваться уполномоченным органом у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, либо должны быть представлены этими организациями непосредственно в уполномоченный орган.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими контрольными (надзорными) органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в рамках возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий оператором единой системы идентификации и аутентификации обеспечивается предоставление содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также информации об организациях из числа организаций, указанных в абзаце первом пункта 5.8 статьи 7 настоящего Федерального закона, которым она была предоставлена. Указанная информация предоставляется оператором единой системы идентификации и аутентификации уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в составе и порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с уполномоченным органом и Центральным банком Российской Федерации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

Глава V. Представление информации об операциях с денежными

средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному

контролю, и операциях, в отношении которых возникают

подозрения, что они осуществляются в целях легализации

(отмывания) доходов, полученных преступным путем,

или финансирования терроризма, а также о приостановленных

операциях с денежными средствами или иным имуществом

5.1. Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом:

- не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;

- не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом.

5.3. Лица в случаях, установленных Федеральным законом, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

5.4. Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.

5.6. Информация об иных участниках операции (сделки) заполняется в зависимости от количества и состава участников таких операций (сделок), а именно:

а) если участником операции (сделки) является представитель плательщика по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе плательщика по операции (сделке);

б) если участником операции (сделки) является представитель получателя по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе получателя по операции (сделке);

в) если операция (сделка) совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции (сделке), по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно указываются сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка);

В случае, если в составе участников операций (сделок) отсутствуют вышеперечисленные лица, соответствующие сведения о них не заполняются.

5.8. Структура наименования ФЭС 1-ФМ приведена в приложении N 12 к настоящей Инструкции.

(п. 5.7 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

Об основаниях введения в отношении НФО запрета на проведение идентификации в порядке п. 5.8 ст. 7 на срок до одного года см. ст. 76.9-4 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

5.8. Кредитные организации и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, при приеме на обслуживание клиентов для совершения операций (сделок) вправе идентифицировать клиента - физическое лицо, представителя клиента - юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом, без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных настоящим Федеральным законом, с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", при соблюдении следующих условий:

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых в соответствии с частью четвертой статьи 8 настоящего Федерального закона вступившим в законную силу решением суда приостановлены операции с денежными средствами или иным имуществом;

у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в отношении клиента - физического лица, клиента - юридического лица или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, отсутствуют основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента - физического лица является иное физическое лицо;

в отношении клиента - юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых имеется информация о применении к ним мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 настоящей статьи.

В случае возникновения у кредитной организации подозрений в том, что распоряжение о списании денежных средств с банковского счета клиента - юридического лица, направленное по информационно-телекоммуникационным сетям посредством программы для электронных вычислительных машин, применяемой клиентами с использованием пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль, для получения услуг банка, или посредством других способов дистанционного доступа к банковскому счету клиента, подано от имени этого клиента лицом, не уполномоченным распоряжаться денежными средствами, находящимися на указанном банковском счете, кредитная организация до исполнения указанного распоряжения вправе осуществить проверку соответствия биометрических персональных данных лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кредитная организация осуществляет указанные действия в случае наличия у нее информации о том, что биометрические персональные данные лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, содержатся в единой биометрической системе.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возникновения сомнений в том, что за совершением операции или сделки обращается то физическое лицо либо тот представитель, которые были идентифицированы в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, организация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, в порядке, определенном правилами внутреннего контроля.

В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.

К «иным лицам» 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в "черный список ФАТФ", следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

  1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
  3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок";

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
  2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  • Обучение СДЛа.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

Фиксирование информации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
  • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете. Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе "Обучение" (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: