Как обманывают в автосалонах при покупке нового автомобиля в кредит

Обновлено: 15.04.2024

С одной стороны, на «вторичке» авторынка большой выбор цен и моделей. С другой — высокий риск нарваться на мошенников и нечестных продавцов, «битые» машины или бывшее такси. Для покупки подержанного авто придётся потратиться на профессиональную оценку или самому стать экспертом. Как собрать документы, грамотно выбрать и купить б/у машину — в материале «Выберу.ру».

Начинать выбор будущего автомобиля лучше не с «Авито» или объявлений в газете, а с поиска и проверки банка. Если вы планируете покупку с рук, заранее узнайте, какой кредитор работает с частниками.

Самостоятельная покупка машины

Заранее выберите оценочную компанию, эксперт обратит внимание на мелочи, которые не бросаются в глаза обычному покупателю. Но придётся заплатить минимум 3000 рублей. Профессионал оценит техническое состояние машины, отдельных узлов, выявит неполадки и резюмирует, как неисправности скажутся на работе транспорта. Профессиональная оценка показывает, попадала ли машина в ДТП.

Если нет возможности нанять эксперта, проверьте авто самостоятельно.

  1. Обратите внимание на внешние повреждения, следы свежей краски на деталях и кузове.
  2. Сравните год выпуска на стёклах с датой производства авто.
  3. Тщательно проверьте маркировку на узлах и деталях: потёртости, следы на «шильдиках» — повод задуматься, не проводил ли владелец незаконный «апгрейд».
  4. Попросите у собственника ПТС, сравните номера агрегаторов. Откажитесь от копии паспорта, требуйте только оригинал.
  5. Проверьте, не находится ли машина в залоге. Первый признак — дубликат ПТС вместо оригинала. Пробейте госномер по базе ГИБДД или через Реестр залогового имущества Федеральной нотариальной палаты.

Для автомобилей из других регионов по VIN-коду, номеру кузова или шасси, аналогичную информацию можно получить на сайте госавтоинспекции.

При покупке авто через газетное объявление или сайт лучше подстелить соломки и обратиться к диагностам. Можете сказать об этом продавцу — честному владельцу нечего скрывать.


Покупка в кредит у частника

Согласуйте предстоящую покупку с кредитным отделом банка. Классический автокредит — программа с узким выбором и большими ограничениями. Если кредитор пойдёт навстречу и предложит потребительский заём, не отказывайтесь. Вы сэкономите себе время и сможете купить машину, которая понравилась вам, а не по программе банка или дилера. К тому же, транспорт не попадёт в залог финансовой организации, не нужен первоначальный взнос. И большой плюс: не придётся оформлять КАСКО, если не хотите.

Конечно, процентная ставка будет выше, и техническую экспертизу придётся проводить за свой счёт. Поэтому тщательно проверяйте машину, пробивайте по возможным базам данных, требуйте полный пакет документов у продавца.

Документы при покупке с рук:

  • заявление-анкета;
  • паспорт заёмщика;
  • водительское удостоверение;
  • документ, подтверждающий доход.

Список не полный и зависит от конкретного банка. Деньги кредитор переведёт на счёт продавца.

Совет «Выберу.ру»: заранее узнайте о комиссиях, после покупки в течение 10 дней посетите ГИБДД и зарегистрируйте авто.


Кредит в автосалоне

Российские банки неохотно оформляют кредиты на подержанные автомобили. Ссуды выдают на отечественные машины до 4 лет или иностранные до 12 лет. Передача транспортного средства в залог банку снижает размер процентной ставки, но делать это необязательно. Часто кредиторы настаивают на покупке полиса КАСКО и страховании жизни заёмщика.

Рассчитайте автокредит на персональных условиях на «Выберу.ру». В разделе «Автокредиты» введите сумму займа, размер стартового взноса и срок, подходящие условия. Например, вы не хотите оформлять страховку. Фильтр подберёт подходящие варианты: банки, которые работают с официальными дилерами, программы на определённую марку, без КАСКО.

Пакет документов для салона

  • заявление-анкета;
  • копии всех страниц паспорта, водительского удостоверения, трудовой книжки, справка 2-НДФЛ;
  • дубликат свидетельства о регистрации авто, ПТС.

После одобрения кредита вы заключаете договор купли-продажи с дилером, оплачиваете первоначальный взнос за свой счёт. Если необходимо, заключаете договор КАСКО у страховщика в автосалоне или у брокера. Копию договора купли-продажи и страхования, дубликат ПТС и счёт на оплату дилер отправляет в банк. Кредитор пригласит вас подписать бумаги, и вы станете полноценным владельцем машины.

Б/у авто в кредит: за и против

Плюс № 1. Вы покупаете автомобиль сейчас, не копите деньги и не ждёте снижения цен.

Плюс № 2. Потребительский заём на авто с рук выгоднее, чем автокредит.

Плюс № 3. Большой ассортимент цен и моделей. Но в некоторых регионах выбор ограниченный.


Минус № 1. Автомобиль остаётся в залоге у банка. За покупку в автосалоне придётся заплатить комиссию.

Минус № 2. Траты на экспертную оценку автомобиля.

Минус № 4. Ссуду выдают только на российское авто с пробегом не старше 5 лет или иномарку до 10 лет.

Минус № 5. Навязывание КАСКО или страхования жизни. Можно отказаться, но вырастет ставка. Полная стоимость кредита со страховкой не всегда ниже.

Минус № 6. Первоначальный взнос от 20% стоимости машины в большинстве случаев. Но можно сдать старое авто в trade-in и использовать эти деньги.


Обманывать покупателей автомобилей для дилеров сегодня стало уже повседневной практикой. Точно так же на все это реагируют и страховые компании.
Приобретение транспортного средств в жизни любого автолюбителя является важным моментом, особенно это касается случаев, когда авто покупается на автомобильном рынке. Но здесь все же, речь пойдет о том, как могут обмануть покупателя в автосалонах. Люди, чьей специальностью стала защита прав потребителей, заявляют, что в нынешнее время от жульничества при продаже машин не может быть застрахованным никто, ведь количество таких неприятных случаев невозможно и сосчитать.
Приобретая новый автомобиль покупателю нужно обращаться только к официальным импортерам, но даже это не даст стопроцентной защиты, так как даже официальные импортеры могут предоставлять своим клиентам неприятные сюрпризы, которые, к примеру, приведут к проблемам, связанным со страховыми фирмами.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание покупателей является ценовая политика автосалонов. Наверное, все знают, что по телефону продавцы-консультанты обычно не договаривают о полной цене машины, но сегодня дилеры изобрели еще несколько способов для недобросовестного зарабатывания денег. Распространенным способом можно назвать то, что если покупатель заинтересовался машиной, дилер сообщает, что в наличии такого авто нет — нужно заказывать. Покупатель не хочет терять шанс стать владельцем автомобиля, о котором мечтает, поэтому вносит задаток и ждет. Спустя некоторое время, когда транспортное средство «появляется в наличии», импортер сообщает, что цена авто выросла на несколько тысяч. Так как перед внесением задатка, покупатель подписал с автосалоном договор, где четко указано, что стоимость машины может измениться, задаток ему никто возвращать не станет, если он просто откажется от покупки.
Довольно старым способом, как автосалоны зарабатывают на своих клиентах, являются разного рода спекуляции с курсом валют. Этот способ в основном предполагает, что в договоре стоимость транспортного средства указывается, например, в гривнах и заранее уже была переведена из евро или долларов. За то время когда покупатель ждет свой автомобиль, курс обмена в автосалоне меняется, после чего проводится перерасчет, после всего этого покупатель может обнаружить в своем договоре совсем иную сумму. Избежать такого обмана почти невозможно, единственным выходом может быть то, что покупатель платит всю нужную сумму еще при заключении договора, после чего уже ждет поставки этой машины сколько угодно месяцев.
Есть и такие автосалоны, которые привыкли зарабатывать на предоплате. Один клиент одного из таких автосалонов расказал как все происходит. «Решил купить автомобиль в автосалоне на Нивках. Менеджеры сообщили мне, что в наличии выбранной мною модели нет, то есть модель есть, но не в том цвете, который мне нужен. Предложили ждать от двух недель до двух месяцев. Я решил ждать, внес предоплату и подписал договор. Спустя два месяца заказанный мною автомобиль так и не пришел, я ждал еще две недели, после чего уже пришел к менеджерам ругаться и требовать свой задаток обратно, так как договор нарушил дилер, а не я. Мне сообщили, что отдавать ничего не собираются и сказали просто ждать еще. После этого я нашел такую же машину в другом автосалоне, там она была в наличии. Но терять задаток не очень хотелось и я даже нашел покупателя на заказанный мною авто. Автосалон все равно отказался возвращать деньги, и мне пришлось приобрести автомобиль в другом месте и забыть о задатке».

Ценовая политика далеко не единственный способ обмана автосалонами своих клиентов. Еще одним требующим внимания моментом является выдача покупателю его транспортного средства. Консультанты по продаже советуют покупателям внимательно осматривать транспортное средство независимо от стоимости, ведь стоит покупателю выехать на купленном авто за пределы автосалона и он уже ничего никому не сможет доказать. В большинстве случаев недобросовестные дилеры выдают машины вечером, когда невозможно увидеть все имеющиеся на авто дефекты, особенно такие как вмятины и царапины. В случае если покупатель не предъявляет продавцу никаких претензий при выдаче транспортного средства, в будущем ему придется общаться со своим страховиком.
Покупатель нового автомобиля должен четко осознавать, что консультанты и другие работники автосалонов являются лишь наемным персоналом, который имеет собственное начальство и четко определенные планы продаж. Если в автосалон поставляется партия битых авто, которые после этого рихтуются и выставляются на продажу, продавцы просто не имеют другого выхода, они улыбаются и увлеченно рассказывают о преимуществах машин, прикрывая при этом все недостатки транспортного средства.
Покупателю нужно быть предельно внимательным, особенно если он заметит, что консультант постоянно стоит возле одного места автомобиля. А не ходит следом за покупателем, к примеру, у двери. В таком случае, покупатель может быть уверенным на 70 процентов, что в том месте есть какой-либо дефект, и консультант его просто прикрывает.
Насторожить покупателей должны и разнообразные подарки от автосалона. Будущий автолюбитель должен четко понимать, что автосалон ни в коем случае не является благотворительной организацией и основной его целью есть лишь умножение капитала, поэтому его хозяева лишний раз не будут тратиться.
Рассматривая отзывы о покупке автомобилей можно найти много разной информации. Один покупатель пишет такое: «В автосалоне мне продали автомобиль с порезанным пыльником, это я обнаружил на следующий день после покупки, когда начала течь смазка. Обращаться в автосалон я даже не стал, ведь там уже ничего нельзя доказать. В страховую компанию также нет смысла обращаться, ведь на резиновые запчасти гарантия не распространяется. Таким образом, уже на второй день я попал на ремонт своего нового авто».
Страховщики сообщают, что большая часть страховых компаний может покрыть расходы на ремонт, если автомобиль был застрахован и автосалон продал его с дефектом, но для этого нужно будет довольно много побегать с бумагами. Это в основном касается страховок без франшизы, на это нужно обратить внимание. Есть страховые компании, которые вынуждают страховых агентов во время составления полиса внимательно осматривать машину и все обнаруженные дефекты заносить в протокол, есть даже такие страховщики, которые фотографируют недостатки страхуемых транспортных средств. Поэтому такие компании не будут покрывать ремонт тех дефектов и неисправностей, которые были обнаружены до составления полиса.
Одним из наиболее распространенных способов обмана автосалонами своих клиентов является установка дополнительного оборудования. Любой покупатель должен помнить, что в первую очередь он свободный человек, значит что-либо навязывать, ему никто не имеет права. Многие автосалоны своим покупателям угрожают снятием авто с гарантийного обслуживания, если покупатель установит дополнительное оборудование не в них. Автовледельцы не желают терять гарантийное обслуживание, поэтому вынуждены выбирать оборудование предложенное дилером по стоимости, установленной им, и существенно переплачивают. Это можно назвать настоящим шантажом, да еще и с незаконным снятием машины с гарантии.
Автовладелец может не рассчитывать на дальнейшее гарантийное обслуживание лишь в тех случаях, когда после проведенной экспертизы специалисты установят, что неисправность была вызвана неправильной установкой дополнительного оборудования. В таком случае владелец машины также будет вынужден возместить все расходы, связанные с проведением экспертизы.
Не следует забывать и о страховке. Большая часть страховых компаний не воспринимают глубокого тюнинга авто – относятся к этому с негативом. Такие фирмы в страховании прописывают некоторые моменты и предупреждают клиентов на словах. К примеру, если после ДТП экспертиза выяснит, что к аварии привела «прокачка» машины страховку можно оспорить.
Последним пунктом обмана автосалонами являются недобросовестные консультанты. Все работники автосалонов работают за процент от продажи машин. При всем этом их ставка составляет 100-300 долларов, а выполнить установленные руководством планы продаж практически невозможно. В такой ситуации многие находчивые умы решили «подрабатывать» — когда приходит клиент, консультанты заявляют ему, что оформление машины стоит 700 долларов и еще нужно дополнительно заплатить за цвет автомобиля. На самом деле все намного проще, то есть оформление авто в автосалоне стоит примерно 500 долларов, причем если покупатель решит заниматься этим делом самостоятельно, то сможет сэкономить примерно 100 долларов.
Покупатели должны четко помнить, что каждый участник цепочки продажи машины получает откат: во время установки дополнительного оборудования, при оформлении транспортного средства через автосалон, при оформлении страховки. Покупателю всегда нужно быть бдительным.


Хотя дилерские центры работают по прайс-листам, утвержденным производителями, в реальности первичный рынок автомобилей — это такой же базар, и торговаться здесь никто не запрещал. На первый взгляд, все очень просто: приходит покупатель, выбирает машину, просит дилера сделать скидку, а дилер в ответ уточняет: «Почему мы вам должны снизить цену?». Если грамотно и по полочкам разложить дилеру то самое «почему», то можно выбить существенную (иногда даже максимальную) скидку на покупку.

Откуда берутся скидки? Из дилерской маржи, то есть прибыли, заложенной в цене машины. В случае с массовыми моделями маржа составляет 5–7 процентов от цены. Например, если автомобиль стоит миллион рублей, то маржа на нем — 50–70 тысяч рублей. Однако из этой суммы дилер оплачивает транспортировку, хранение, предпродажную подготовку автомобиля, зарплату своим сотрудникам. Поэтому целиком эту сумму покупателю на скидку, конечно, не отдадут. В премиум-сегменте все гораздо интереснее: маржа на автомобиле может достигать 20–30 процентов от стоимости в прайс-листе. Соответственно, и потенциальные скидки больше.

Варианты для самых расчетливых

Способ номер 1. Собираем коммерческие предложения от дилеров. Это, пожалуй, самый правильный способ выбить скидку у дилера, поэтому о нем мы расскажем максимально подробно. Надо сразу учесть, что это трудный путь: необходимо будет потратить уйму времени, сил и нервов. Но результат того стоит: во-первых, сэкономишь, а во-вторых, потешишь свое самолюбие, наблюдая за тем, как дилеры борются за клиента.


Первым делом необходимо определиться с выбором автомобиля: не совсем корректно будет сначала получить конкретное предложение от дилера BMW, а потом прийти с этим вариантом в дилерский центр марки Audi в надежде на скидку. В данном случае есть огромная опасность, что вам попадется очень толковый менеджер, который правильно поймет ваши потребности и сможет убедить вас купить автомобиль своей марки с чисто символической скидкой или вообще без нее. Поэтому перед тем как действовать, определитесь со всеми параметрами автомобиля: марка, модель, двигатель, тип трансмиссии, комплектация и даже цвет. Автомобиль розового цвета (меганеликвидный) и белый автомобиль (один из самых популярных) — это два разных автомобиля, и скидки на них будут разные.

Допустим, автомобиль вы выбрали. Но надо понимать, что по телефону скидки не дают. А если дают, то очень скромные или в особых частных случаях (застоявшийся автомобиль или лукавство менеджера). Для того, чтобы получить максимальную скидку, необходимо посетить как можно больше дилерских центров выбранной марки. Один из оптимальных алгоритмов — начинайте с наиболее удаленных от вашего дома и постепенно двигайтесь к ближайшим. Таким образом вы посетите салон рядом с домом уже с набором альтернативных предложений.

Тактика поведения в салоне очень простая. Не надо входить в шоу-рум и с порога требовать от менеджера коммерческое предложение, с которым вы пойдете к другому дилеру. Дайте менеджеру сделать его работу, побудьте некоторое время ведомым: пройдите тест-драйв, выберите конкретный экземпляр, сходите его посмотреть, посчитайте кредит и страховку, обсудите дополнительное оборудование, оцените свой нынешний автомобиль. Консультация по всем вышеперечисленным пунктам ни в коем случае не является обязательством к покупке. Пройдя все круги этого дилерского ада, менеджер самолично усадит вас за стол переговоров, где будет пытаться закрыть сделку с вами здесь и сейчас.

Теперь ваша задача очень проста: ни при каких обстоятельствах не надо светиться от радости и будущего счастья обладания новым автомобилем. Нельзя показывать менеджеру, что покупка автомобиля вам крайне необходима, что вы не сможете уйти из автосалона без автомобиля. В таком случае продавцу психологически проще настаивать на первоначальной стоимости и отказывать вам в скидке. А если продавец опытный, то вы купите у него автомобиль. Лучше будьте угрюмы, задумчивы, демонстрируйте раздраженность. Обязательно попросите продавца распечатать коммерческое предложение с указанной ценой. Внимательно его изучите, а потом намекните менеджеру, что эта цена вам не по карману и попросите его сделать вам скидку.


В разных дилерских центрах процесс работы со скидками происходит по-разному: где-то менеджер сам уполномочен делать скидки, где-то для этого есть старший продавец или руководитель отдела продаж. В большинстве случаев менеджер вам скажет, что он не уполномочен предоставлять скидки и ему потребуется согласовать у своего старшего коллеги индивидуальное предложение специально для вас. Но для этого менеджеру необходимо знать, как вы будете покупать автомобиль (наличные или кредит, трейд-ин, дополнительное оборудование) и самое главное — когда. На вопрос менеджера, готовы ли вы оставить предоплату сегодня, отвечайте положительно, но с оговоркой, что у вас только 5–10 тысяч рублей с собой.

Дальше сидите, ждите и смотрите этот спектакль. Вернется менеджер, покажет вам цену. Отвечайте, что вам дорого и вы ожидали более существенную скидку. Начинайте торговаться и пускай ваш менеджер бегает к старшему коллеге, согласовывая более выгодные условия. После двух-трех ваших отказов цена может существенно упасть. Но не спешите в кассу вносить предоплату, можно выгадать еще немного.

Одна из хитростей успешного торга — не сразу открывать свои карты относительно покупки дополнительного оборудования. Например, вам требуются защита двигателя, брызговики, коврики в салон и видеорегистратор. Сначала можно упомянуть только некоторые позиции заказа (скажем, только защиту двигателя и коврики в салон). А когда вы уже получите коммерческое предложение на автомобиль с окончательной ценой, скажите менеджеру, что вы готовы купить брызговики и видеорегистратор, но только вы хотите, чтобы вам бесплатно установили брызговики и сделали скрытую проводку для видеорегистратора. Не факт, что получится получить все требуемое, но часть, скорее всего, будет бесплатна.

Подытоживаете все условия покупки автомобиля в коммерческом предложении и можете оставить минимальную предоплату. А далее с этим коммерческим предложением едем к следующему дилеру. На автомобили в наличии предоплата всегда возвратная, свои деньги вы сможете забрать.


Приехав к следующему дилеру, не надо сразу упоминать, что у вас уже есть коммерческое предложение и оставлена предоплата за автомобиль в другом дилерском центре. Дайте и здесь менеджеру поработать: от тест-драйва можно отказаться или пройти тест-драйв на старшей модели марки, но потом отказаться от идеи покупать более дорогой автомобиль и т. п. Как итог — выберите такой же автомобиль, как и в предыдущем дилерском центре, и сходите его посмотреть. Теперь наступает момент доставать козырь из рукава: покажите менеджеру коммерческое предложение из первого дилерского центра. Менеджер его внимательно изучит, задаст наводящие вопросы, возможно, попытается дискредитировать дилерский центр, коммерческое предложение которого у вас на руках (менеджер может сказать, что вам предлагают битый автомобиль или автомобиль с начатой гарантией и так далее), но в конечном итоге он пойдет согласовывать скидку для вас. Если размер дисконта окажется сопоставим с предоплатой, которую вы оставили в первом дилерском центре, скажите вашему менеджеру, что это несерьезно, и пускай он со старшими коллегами подумает о размере скидки еще раз. Далее торгуйтесь и подытожьте все условия покупки в коммерческом предложении. Предоплату можно не оставлять, даже если менеджер будет настаивать на том, что эти условия действуют только сегодня. Задайте ему вопрос: «Завтра утром цена будет такой же?». В 99% случаев он ответит, что будет.

Теперь у вас на руках два коммерческих предложения, пора ехать к следующему дилеру (или возвращаться к первому и спрашивать про дополнительную скидку) и повторять все те же шаги, но уже демонстрируя оба коммерческих предложения.

Иногда бывает так, что покупатель приходит в автосалон, рассказывает менеджеру о чудесном предложении от другого дилера. Вот только никакого чудесного предложения у покупателя нет, он его придумал. Далеко не всегда этот номер проходит! Менеджер может поверить и попробовать перебить такое изумительное предложение, а может позвонить своему знакомому, который работает у дилера с изумительным предложением, и убедиться, что покупатель врет.

Способ номер 2. Забронировать автомобиль из поставки. Покупатель приходит в салон, выбирает автомобиль из тех, что есть в наличии, и уходит домой. На следующий день возвращается и бронирует такой же автомобиль из поставки, ожидающейся через полгода (допустим, под предлогом того, что сейчас не хватает денег). Менеджер сам предложит скидку на тот экземпляр, который есть.


Способ номер 3. Покупать авто в конце года, квартала, месяца. В такие моменты для салона бывает настолько важно выполнить план по продажам, что фирма даже может быть готова продать машину «в минус», но при этом сохранить те или иные бонусы, которые дилер получает от производителя за достижение определенных показателей.

Способ номер 4. Покупать несколько автомобилей. Если вы бронируете сразу 3-4 машины из тех, что есть в наличии, условия могут оказаться выгоднее. При этом вы не обязаны на самом деле выкупать все забронированные машин. Договор в любом случае заключается отдельно на каждый экземпляр. В итоге вы можете купить только один авто вместо четырех.

Способ номер 5. Сдайте что-нибудь в трейд-ин. Практически у всех производителей есть официальные скидки для тех, кто при покупке новой машины сдает свою прежнюю в дилерский центр. Конечно, салон принимает ваш автомобиль по цене заведомо ниже рынка, и скидка на новую машину не всегда это компенсирует. Но есть вариант — специально купить машину для сдачи в трейд-ин. Только для этой процедуры нужно запастись временем. У большинства марок условия программы трейд-ин несложные: надо владеть транспортным средством минимум полгода, и новый автомобиль должен быть оформлен на то же лицо. Таким образом можно купить любой старый, убитый автомобиль по минимальной цене (допустим, за 10 тысяч рублей). Станьте владельцем на полгода официально, с записью в ПТС, а потом идите в автосалон за новым автомобилем и сдавайте свою рухлядь в трейд-ин.

Например, в салонах Ford при покупке кроссовера Kuga скидка будет 120 тысяч рублей, если сдаешь свою прежнюю машину.

Давайте посчитаем выгоду.

Расходы:
• покупка старого автомобиля — 10 000 рублей;
• налоги за полгода владения — до 1000 рублей.

Выигрыш:
• скидка 120 000 рублей за трейд-ин;
• оценочная стоимость автомобиля при сдаче в трейд-ин — 1000 рублей.

Итого: выгода — 110 тысяч рублей.


А самое интересное, что скидки суммируются. Да, именно суммируются, только надо грамотно работать с менеджером. Из суммы в 120 тысяч рублей, которую дилерский центр дает клиенту за трейд-ин, представительство Ford компенсирует дилеру 95 тысяч рублей. То есть из маржи автомобиля расходуется всего 25 тысяч рублей.

• цена Ford Kuga 1 800 000 рублей;
• маржа — 7%, или 126 000 рублей;
• Скидка по трейд-ин «съела» из маржи 25 000 рублей, остаток маржи — 101 000 рублей.

Вывод: теоретически можно выторговать еще 101 000 рублей. :)

Начните со способа номер один, а потом, опустившись до минимальной цены, скажите менеджеру, что сдаете в трейд-ин свой «Жигуль».

Способ номер 6. Покупайте автомобиль в кредит по специальной программе. Это тоже официальная скидка от автопроизводителей. Существуют специальные партнерские кредитные программы, которые предусматривают более низкие цены на машины, чем при покупке без займа. Если вы в любом случае планируете брать машину в кредит, то именно на спецпрограммы следует обратить внимание в первую очередь. Но иногда имеет смысл оформить кредит, даже если вы изначально были готовы выплатить всю стоимость покупки наличными. Купив машину со скидкой, впоследствии можно сразу погасить весь кредит через определенный срок (некоторые программы допускают возврат всей суммы уже на второй месяц, таким образом, проценты платишь всего за один месяц пользования займом).

Способ номер 7. Покупка автомобиля в лизинг. Совсем недавно покупка автомобиля в лизинг стала доступна для физических лиц, и это может быть выгоднее кредита. Тут важно разобраться в нюансах расчетов. Классический лизинг предполагает невысокие месячные платежи, но в конце требуется разом заплатить большую сумму, чтобы машина стала твоей. Но есть и альтернативный вариант: месячные платежи будут примерно близки к платежам по кредиту и по окончании договора лизинга автомобиль переходит в собственность клиента. А в чем выигрыш? В том, что в случае лизинга клиент получает бóльшую скидку, и в итоге лизинговый автомобиль достанется дешевле, чем кредитный.


Ниже — пример расчетов для автомобиля Nissan X-Trail 2.0 4WD CVT SE. Лизингодатель — компания Major Leasing, стоимость автомобиля по прайс-листу — 1 810 000 рублей, скидка по trade-in — 130 000 рублей, cкидка от автосалона — 95 000 рублей, cкидка по лизингу 80 000 рублей.

Варианты для хитрованов

Способ номер 8. Забронировать несколько одинаковых автомобилей из поставки у разных дилеров. Тут все, как в способе номер один, но торговаться вы будете не за «живой» экземпляр, а за один из тех, что прибудут в течение нескольких месяцев. Имея на руках бронь одного дилера, есть хорошие шансы выпросить скидку у других.

Способ номер 9. Найти у дилера автомобиль с повреждениями. Новая машина с царапинами, как правило, не интересна большинству покупателей и, значит, дилеру придется тратить время и средства на ремонт. А если вы готовы забрать такой экземпляр «как есть», то скидка может перекрыть стоимость восстановления повреждений.

Способ номер 10. Найти неликвидный экземпляр и предложить свои условия. Некоторые модификации могут застояться у дилера на год и более. Зачем салон вообще их заказывал — вопрос отдельный. Если машина заведомо непопулярная, то можете смело спрашивать о существенных скидках.

Впрочем, помимо неликвидности, у такого автомобиля могут быть еще несколько проблем, на которые нужно обратить внимание при покупке и оговорить их с менеджером:

1. Скорее всего, у автомобиля, который длительное время не продается, уже идет гарантия.
2. Автомобиль, который долго стоит в шоуруме, в среднем ставится на подзарядку раз в неделю. Аккумулятор от такой жизни страдает достаточно сильно.
3. Автомобиль в шоуруме может быть несколько поврежден. Его каждый день трогали другие клиенты, от этого могут быть царапины, затертости и прочее. И это тоже может быть дополнительным аргументом в торге по поводу цены автомобиля.

Способ номер 11. Притвориться журналистом. Только не пытайтесь выбить «официальную скидку для журналистов», которая бывает у некоторых марок. Ее вам не предоставят без официального письма от редакции с печатью. Но если в неформальной беседе с менеджером вы упомянете, что работаете в некоем СМИ и пишете статьи про авторынок, то никто документы спрашивать не будет, а отношение, возможно, станет более дружественным вплоть до предоставления скидок (особенно если салон не хочет, чтобы в средства массовой информации попадали какие-то «косяки» в работе). Впрочем, бывает и наоборот: узнав, что имеет дело с журналистом, менеджер будет действовать строго по инструкции «как бы чего не вышло», и никакого индивидуального подхода вы не дождетесь.

Способ номер 12. Вскользь сказать менеджеру, что подрабатываете тайным покупателем. Автомобильные марки стараются контролировать дилеров, подсылая специальных проверяющих под видом обычных клиентов. Если у сотрудника салона сложится впечатление, что вы и есть «тайный покупатель» и можете «сдать» ему других проверяющих, то у менеджера может возникнуть желание подкупить вас скидкой, чтобы впоследствии получать хорошие отзывы. Впрочем, трудно сказать, насколько часто работники дилерских центров могут и хотят заниматься чем-то подобным.


Варианты для «мошенников»

Способ номер 13. Дать взятку (откат) менеджеру. Подобные уловки на грани закона и этики, но для полноты картины расскажем и о таких вариантах сбить цену. Надо понимать, что менеджеру запрещено брать взятки/откаты/подарки и т. п., и за такое его могут уволить с работы. Если вы прямо предложите такую схему менеджеру, которого видите в первый раз, он вам откажет. Откаты дают хитрее.

Клиент посещает салон несколько раз, проходит пару тест-драйвов, подолгу беседует с менеджером. Задача очень простая: примелькаться в глазах сотрудника салона и подружиться с ним. Дальше потенциальный покупатель может сходить с менеджером покурить, поговорить по душам. А в следующий визит незаметно отводит менеджера в сторонку и предлагает ему схему с откатом. Менеджер тоже человек и не прочь заработать лишние деньги. Бывает, что клиент отдает менеджеру не деньги, а часть из бесплатного допоборудования.

Способ номер 14. Предложить менеджеру бартер. Это тоже очень хороший и действенный способ выбивать скидки в дилерском центре, однако на практике такое встречается не часто. А все из-за того, что очень редко совпадают интересы и возможности, но если совпадение есть, этим надо пользоваться. В отличие от прямой взятки, менеджер здесь меньше рискует быть пойманным за руку, поэтому для него этот способ даже безопаснее.

Допустим, вы работаете в магазине бытовой техники, а ваш менеджер в процессе разговора с вами похвастался, что недавно переехал в новую квартиру и сейчас занят обустройством. Пора совместить приятное с полезным: предложите менеджеру купить у вас бытовую технику с хорошей скидкой, а он вам продаст автомобиль на шикарных условиях.


Способ номер 15. Самому повредить автомобиль, а на выдаче требовать скидку. Если совесть позволяет, то можно опуститься и до такого, но мы никак не можем рекомендовать читателям становиться мошенниками.

Всё чаще автосалоны стали предлагать интересную, на первый взгляд, сделку: автомобиль они продают со скидкой, но для этого клиенту надо оформить кредит. Условия вроде бы соблазнительные: обязательства перед банком можно погасить досрочно, хоть завтра, а 10–20 тысяч рублей скидки (а зачастую 50–100 тысяч рублей) совсем не лишние. Однако в итоге доверчивый клиент теряет деньги. В чём тут подвох?

Фото © ТАСС / Абрамов Денис</p>

Фото © ТАСС / Абрамов Денис

Предприниматель Николай ещё в прошлом году хотел поменять свою автомашину на новую и даже скопил для этого достаточную сумму. Но из-за неопределённости в финансовых перспективах в связи с пандемией покупка отсрочилась до сентября, когда цены на новые автомобили выросли. Решив, что дальше откладывать покупку машины нельзя, он обратился к одному из крупных автодилеров. И каково же было его удивление, когда продавец вместо того, чтобы просто оформить покупку, стал настойчиво предлагать Николаю приобрести этот же автомобиль, но в кредит, причём по более низкой цене, со скидкой. При этом продавец уверял, что погасить кредит можно в течение ближайших дней и Николаю даже не придётся платить проценты по кредиту.

Интернет пестрит подобными историями. Автосалоны предоставляют скидку за покупку автомобиля в кредит, и это предложение покупатель сможет использовать для экономии — закрыть кредит в максимально короткие сроки, не платя проценты, и остаться в плюсе. На поверку, как правило, всё обстоит несколько по-другому.

Автомобиль с подвохом

Сколько стоит дом построить. Налоговики теперь отказывают в вычетах

В современных реалиях большинство автосалонов, если они работают без "серых" схем, не могут себе позволить установить слишком большую наценку на новое авто, так как в этом случае выигрывают конкуренты, поэтому основной доход автопродавцов сейчас формируется не от продажи автомобиля, а от предложения услуг своего сервиса и продажи финансовых продуктов "дружественных" банков и страховых компаний, при этом дилер получает с каждого кредита и страхового полиса агентскую комиссию от пяти до десяти процентов, а это больше, чем скидка, которую они предоставляют своему покупателю.

Очевидно, что для покупателя не имеет значения, сколько зарабатывает автосалон, особенно если этому покупателю кажется, что можно сэкономить на покупке.

Фото © ТАСС / Матыцин Валерий

Фото © ТАСС / Матыцин Валерий

Так же рассуждал и Николай до той поры, пока не подсчитал финальную цифру расходов, которые образовались у него в результате приобретения кредитного авто со скидкой.

Банк себя не обидит

Сейчас, как правило, во всех автосалонах можно оформить два принципиально разных вида кредита: автокредит (при этом виде кредитования конкретная машина передаётся в залог банку) или потребительский кредит (в этом случае залог не оформляется, а сумма такого кредита будет совпадать со стоимостью нужной машины).

Николай, когда согласился приобретать машину с использованием кредита, сразу отмёл вариант с автокредитом, так как не хотел возиться с исполнением требований банка по оформлению залога, а на потребительский на год согласился, тем более менеджер в автосалоне подсказал, что согласно закону кредит можно вернуть, главное — уложиться в срок 14 дней (ст. 11 Федерального закона № 353-ФЗ "О потребительском кредите").

Фото © ТАСС / Матыцин Валерий

Фото © ТАСС / Матыцин Валерий

Николай, довольный своей покупкой со скидкой, уехал из автосалона на новом автомобиле, а через день заехал в банк, который ему оформлял кредит, и внёс на счёт, с которого банк должен производить списание для погашения кредита, всю сумму, которая должна была обеспечить полный расчёт с банком.

В результате получилось: автосалон продавал автомашину за 2 910 000 рублей, с "кредитной скидкой" машина обошлась Николаю 2 900 000 + 1 495,68 (за пользование кредитом), то есть чистая выгода составила всего 8 504,32 рубля, но всё равно хорошо.

Налог на отдых. Сколько придётся платить за вход в природные парки

Однако радость Николая испарилась, когда в следующем месяце он получил SMS-уведомление от банка о списании очередного платежа по своему кредиту. Мужчина тут же приехал в банк, где выяснил, что он внёс неправильную сумму полного погашения. Оказалось, что за пользование кредитом надо было внести не 1 495,68 рубля, а 2243 (всё из-за хитромудрого порядка расчёта процентов). То есть на счёте для полного погашения не хватило 747,32 рубля, а так как заявления от Николая на полное либо частичное погашение не поступало, то банк списал только платёж, предусмотренный кредитным договором за месяц — 253 609 рублей. Порядок списания средств был изложен в тексте договора, который Николай прочёл невнимательно, иначе он бы заметил, что был должен в течение первого месяца пользования кредитом застраховать свою жизнь, здоровье и случай потери работы, иначе процентная ставка по кредиту увеличивалась. В банке на это обратили внимание и предложили обслуживать кредит на новых условиях. Николай, чтобы не платить повышенный процент, ещё внёс на счёт порядка 20 000 рублей — и только после этого смог полностью рассчитаться с банком. То есть вместо экономии он за свою машину переплатил порядка 12 тысяч рублей и потратил своё время и нервы.

Страховые проблемы

Впрочем, на большие суммы "попадают" клиенты автосалонов, если для приобретения авто со скидкой соглашаются ещё и на автокредитование. Тут банк попросит не только оформить приобретённую машину в залог, но и приобрести сразу набор страховых продуктов: минимум ОСАГО плюс каско и отдельно ещё страхование жизни. Отказаться от всех этих страховок, даже при условии досрочного погашения кредита, совсем бесплатно не получится. Тут действует другая схема, которая позволяет легально обходить закон № 353-ФЗ.

Фото © ТАСС / Бобылев Сергей

Фото © ТАСС / Бобылев Сергей

Всё просто: отказаться от ОСАГО, даже если погасить кредит, не получится, потому что без ОСАГО управлять автомашиной в России нельзя. Отказ от каско при погашенном кредите возможен, но, как правило, всю сумму не вернут — вычтут "период действия страховки". А что касается страхования жизни — банк заранее заключает единый договор со страховой компанией (чаще всего аффилированной с банком) и безусловно предлагает своим заёмщикам присоединиться к этому договору. Стоимость такого страхования — 1,5–2% от суммы займа, а в случае отказа от страховки банк либо откажет в кредите, либо ставка станет значительно выше рыночной. При этом, если будет осуществляться полное досрочное погашение, заёмщик обязан уведомить и банк, и страховую компанию заранее, после этого в банке провести перерасчёт, погасить кредит и получить документы, необходимые для снятия обременения (потребуется ещё отвезти справку в ГИБДД), а в страховой компании получить согласование на выплату уплаченной страховой премии за вычетом той её части, которая пропорциональна истекшему периоду страхования, если не произошло страхового случая.

Как правило, страховщики возвращают не более 30–40%, но в ряде случаев ссылаются на невозможность немедленного возврата, так как коллективный договор, к которому присоединился заёмщик, действует, а значит, все его участники должны исполнять обязательства до истечения срока. В зависимости от марки и модели автомашины стоимость "страхового пакета" может быть и 200, и 400 тысяч рублей, а максимальные скидки в автосалонах на машину в кредит — примерно 50 тысяч, максимум 100 тысяч рублей.

То есть автосалон получает доход от продажи плюс агентское вознаграждение от банка и страховой компании, банк получает доход в виде процентов плюс от оборота средств, страховая компания — доход от продажи своих полисов плюс от оборота средств, размещённых на счетах в дружественных банках. А оплачивает всё это заёмщик, который решил приобрести "авто со скидкой".

Выгодный кредит, выгодный обмен, предложение "только до завтра" и прочие маркетинговые приёмы уже не один год помогают дилерам зарабатывать на клиентах огромные деньги. Простая схема легального обмана клиентов работает как часы и в чём-то напоминает казино: посетитель дилерского центра почти всегда остаётся без денег.

Фото © Kinopoisk / " height="1423" />

Фото © Kinopoisk / "Волк с Уолл-стрит"

"Выгодное предложение" у автодилера всегда выглядит примерно одинаково. Как правило, единое условие для всех спецпредложений — сверхвыгодная ставка по кредиту. Именно на такие условия чаще всего обращают внимание потенциальные покупатели, пока смотрят рекламу в Интернете. Правда, нужно помнить, что единственная цель автодилера и банка — заработать деньги, никто в трезвом уме и здравой памяти не станет продавать машину себе в убыток. Всё начинается с низкой ставки по кредиту, например 1–2% годовых. При текущих (средних) 9% по России — вполне выгодное предложение. Только на самом деле ни один банк автокредиты под настолько низкий процент не даёт. Почему? Потому что бонусы для банкиров важнее, чем благополучие клиентов.

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Всё начинается как лёгкое уточнение условий. Первое, что менеджеры предложат сделать, — это сдать машину в trade-in прямо при дворе, то есть при официальном дилере. Только рассчитывать на особенную щедрость не стоит. Машину с высокой долей вероятности оценят по низу рынка или рядом с ним. Главная цель — заработать не только на новой машине, но и на перепродаже старой. При этом департамент может разыграть настоящий спектакль на пару с "продажниками" отдела новых автомобилей. Последние тоже будут убеждать, что низкая цена для автомобиля на вторичном рынке — это нормально и что в случае отказа от этой процедуры есть шанс не получить новый автомобиль. Формально такое поведение — не за гранью закона, но и честным его назвать нельзя.

Автокредит с господдержкой. Кому положен и как его получить

Когда клиент соглашается на покупку, отдел кредитования начинает собственный танец с бубном. Главная мысль всех "выгодных" предложений в следующем: кредитование под 2% годовых НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ. Это значит, что автосалон ничего не предлагает официально и написанная для Интернета реклама не может быть основанием для выгодной покупки. В автосалоне, само собой, клиенту будут рассказывать, что шанс взять машину под выгодный процент от "домашнего" банка (чаще всего он носит название бренда) есть, нужно только выполнить пару условий. А потом ещё пару. А потом ещё.

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Любой менеджер, отправляющий заявку на кредит в банк, рассчитывает на её одобрение. Но в службе безопасности банка сидят не дураки — в кредитных учреждениях привыкли страховаться на случай возможных проблем с заёмщиком. Правда, страхуются всегда за счёт клиентов — и ровно в этот момент в сверхвыгодном (для клиента) кредитном договоре начинают появляться дополнительные пункты. Как правило, базовый продукт, который включают в договор, — страхование жизни. Нужно это для того, чтобы в случае смерти заёмщика банк мог получить деньги не у покупателя автомобиля, а у страховой компании. Дальше — хуже. Купить новый автомобиль в кредит, особенно если речь идёт о дорогих моделях, без каско почти нереально.

Но нужно быть готовым к тому, что придётся потерять в деньгах, — делать скидку просто за красивые глаза никто не станет. Менеджеры по страхованию знают, что для соблюдения кредита клиент подпишет любые документы, поэтому щедро "накидывают" на стоимость каско ещё 5–10%. Отказаться от такого подхода можно, правда, нужно быть готовым, что автомобиль по выгодным условиям просто не станут продавать.

Сколько платят на самом деле?

Но даже после всех кругов финансово-страхового ада клиента может ждать разочарование. Дополнительное оборудование, тонировка, сигнализация и всё остальное тоже включаются в итоговую стоимость. Уже известно, что продажа и установка аксессуаров и вообще любых "допов" на новые автомобили стоит на треть, а в отдельных случаях на 50% дороже обычной рыночной цены. Почему? Потому что все хотят заработать. Правда, оплачивать всё это удовольствие будет только клиент — итоговая стоимость автомобиля может увеличиться на 150–500 тыс. рублей, а вместе с ней (сюрприз) увеличится и стоимость кредита.

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Фото © ТАСС / Коньков Сергей

Если отказаться, то автосалон и банк, конечно, пересчитают стоимость автомобиля, но меньше она не станет точно.

Страховой брокер Никита Воронов рассказал, что предоставление выгодных условий банк и автосалон рассматривают, исходя из ряда условий. Если они соблюдаются, то никакого подвоха ждать не стоит.

Прежде всего нужно сознавать, что банк и страховая компания предоставляют клиенту возможность для взаимовыгодного сотрудничества. Все условия для этого указываются в договорах. Если клиента не устраивает один из пунктов или договор целиком, он имеет полное право пользоваться другими продуктами

Разумеется, страховщики и банки никогда прямо не скажут, что их цель — заработать на покупке автомобиля без последствий. Они зафиксируют это в бумагах. Так, в ряде автосалонов Москвы и ближайшего Подмосковья с 2017 по 2019 год отмечались случаи, когда отказ от страхования жизни и других дополнительных продуктов, например "расширенных" полисов каско (которые отличаются всего-то одним-двумя пунктами от обычных), влиял на сделку и клиент в конечном счёте отказывался от покупки автомобиля вообще. Суть таких уловок в том, что даже самая низкая ставка по кредиту увеличится в любом случае — за дополнительный сервис, сбор и нашествие инопланетян по договору будет платить клиент, а все проценты, которые банк на пару с автосалоном планирует заработать, ровно и аккуратно "размажут" на весь срок кредитования.

Другой распространённый манёвр, с помощью которого автодилеры вытягивают деньги из клиентов, — навязывание услуг сторонних сервисов, без которых продать автомобиль становится решительно невозможно. Наилучший пример — установка спутниковой сигнализации, если речь идёт о покупке автомобиля стоимостью больше 4 млн рублей. Такие автомобили могут быть как "в возрасте" (например, покупка автомобиля 2018 года в 2020 году), так и с дополнительным сервисом уже от оператора охранных услуг. И сколько будет стоить такое "добро" в итоге, сложно сказать. Автоюрист Антон Санников отметил, что стоимость автомобиля в отдельных случаях вырастала вдвое.

Простой подсчёт показывает, что за пять лет в среднем 35–40% клиент платит только по кредиту. Если "попасть" на выгодное предложение, как его сами автодилеры называют, то можно и 100% доплатить. Всё зависит от наглости продавцов и от внимательности покупателя

И хотя скрытые платежи теперь всё сложнее замаскировать в договоре (законом это делать запрещено, и крупные дилеры, как и крупные банки, не рискуют играть втёмную), дилеры берут своё другими путями.

Чтобы обезопасить себя от навязывания услуг, юристы советуют не покупать автомобиль в одиночку: неопытного клиента менеджеры сразу берут в оборот и пытаются давить психологически, пусть их действия и не подпадают под УК РФ. Хотя многие из условий, которые дилеры вносят в договор, грубо противоречат закону "О защите прав потребителей", после того как клиент ставит свой "автограф" на документах, бюрократический механизм крайне тяжело открутить назад. Только через суд и за дополнительные деньги.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: