Конкурсный управляющий при банкротстве кредитных организаций

Обновлено: 04.10.2022

Конкурсный управляющий – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет конкурсное производство.

Задача конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан провести процедуру, направленную на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельной организации.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Обязанности конкурсного управляющего

К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:

провести инвентаризацию имущества банкрота;

организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

контролировать сохранность имущества банкрота;

осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

анализировать материально-денежное положение должника;

в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.

Полномочия конкурсного управляющего:

владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

Ответственность Конкурсного управляющего

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.

Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;

конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;

не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

совершает сделки с превышением должностных полномочий.

При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

Отчет конкурсного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

продажу собственности должника;

погашение кредитных обязательств;

предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как конкурсный управляющий составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ "О банкротстве".

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;

о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. с момента подписания соглашения 22 . Конкурсный управляющий и ПАО «Татфондбанк» оспорили . 6755/2017, поскольку данным определением конкурсному управляющему отказано в признании спорного соглашения . нет вновь открывшегося обстоятельства, что конкурсный управляющий не справился с бременем доказывания . рассмотрения по существу кассационную жалобу конкурсного управляющего, слушание дела было назначено на . возражая против пересмотра указывал, что Конкурсный управляющий должен был узнать о соглашении .

. месяцев с момента подписания соглашения. Конкурсный управляющий и ПАО «Татфондбанк» оспорили указанное . для отказа в удовлетворении заявлений конкурсного управляющего должника и ПАО «Татфондбанк» . -6755/2017, поскольку данным определением конкурсному управляющему отказано в признании спорного соглашения . рассмотрения по существу кассационную жалобу конкурсного управляющего, слушание дела было назначено на . возражая против пересмотра указывал, что Конкурсный управляющий должен был узнать о соглашении .

. банкротство ООО. Аргументы главбуха следующие. Конкурсный управляющий не доказал, что именно главбух . представлены конкурсным управляющим. Заявляя требование о привлечении главбуха к субсидиарной ответственности, конкурсный управляющий указал . документации. Судьи согласились с доводами конкурсного управляющего, что ООО признано несостоятельным (банкротом . исключительно бухгалтерскими функциями. В-третьих, конкурсный управляющий не доказал искажения главбухом отчетности .

. осуществляется государственным органом, судом, администратором, конкурсным управляющим, ликвидатором или регулирующим органом. Полномочия .

. /2018). Не передача документов компании конкурсному управляющему (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского .

. . Антонова М.К., Атлант) – Неявка конкурсного управляющего для ознакомления с материалами дела . .В., СПЕКТР-КС) – Вопреки доводам конкурсного управляющего, суды указали, что признание должника .

. частоте основание (40%). Примеры Непередача конкурсному управляющему (КУ) документов и имущества должника . банкротстве организации велики и у конкурсных управляющих (КУ) - 4% исков именно к .

. судебных актов конкурсными кредиторами и конкурсными управляющими при предоставлении ими новых доказательств . доказательств, когда такие доказательства предоставлены конкурсным управляющим и/или конкурсными кредиторами. Точнее . рассмотрения заявлений конкурсных кредиторов и конкурсного управляющего в процедуре пересмотра по вновь . как и конкурсные кредиторы и конкурсный управляющий не имели возможности их предоставить .

. . В одном из дел новый конкурсный управляющий компании-банкрота обратился с иском . к бывшему конкурсному управляющему (КУ) о взыскании убытков в . выплаченную премию работникам, которых бывшему конкурсному управляющему следовало уволить. Суд указал, что . о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного управляющего взыскали 2 млн. руб убытков .

. . В отношении принятия к вычету конкурсным управляющим сумм налога на добавленную стоимость . -кассовой техники не устанавливаются обязанности конкурсного управляющего.

. текущей и в случае неисполнения конкурсным управляющим обязанности по погашению текущих платежей . суд с требованием об обязании конкурсного управляющего исполнить данную обязанность. Суды также . ., Армавирский электрометаллургический завод в лице конкурсного управляющего) – Договоры с контрагентами заключены в .

. получается, что у кредиторов и конкурсного управляющего есть шанс оспорить любое перечисление . , в деле № А50-20231/2013 конкурсный управляющий заявил требование об оспаривании выплаты . пример (дело № А53-21002/2014): конкурсный управляющий пытался привлечь генерального директора организации .

. практике [13] мы столкнулись, когда конкурсные управляющие трех компаний, находящихся в процедуре .

Статья 189.77. Конкурсный управляющий

1. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.

2. Конкурсными управляющими при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций (далее также - конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России).

3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 189.68 настоящего Федерального закона, а также пунктом 2 статьи 189.105 настоящего Федерального закона, функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство.

За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.

4. Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом;

2) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

3) прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

5. Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.

6. Заявление об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций может быть направлено в Банк России саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется нормативными актами Банка России.

7. Банком России по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

8. Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за тридцать дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

9. Убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, и страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.

10. Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение десяти дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России, а именно:

1) три процента стоимости активов, превышающей сто миллионов рублей, при стоимости активов от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;

2) шесть миллионов рублей плюс два процента стоимости активов, превышающей триста миллионов рублей, при стоимости активов от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

3) двадцать миллионов рублей плюс один процент стоимости активов, превышающей один миллиард рублей, при стоимости активов более одного миллиарда рублей.

12. В случае утверждения Агентства конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном настоящим параграфом, на Агентство не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

13. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих работников представителя, действующего на основании доверенности.

Назначенный Агентством представитель временной администрации по управлению кредитной организацией с даты признания кредитной организации банкротом приобретает в силу закона полномочия представителя конкурсного управляющего.

Агентство вправе в любое время прекратить полномочия представителя конкурсного управляющего и назначить другого представителя.

Назначенный Агентством представитель конкурсного управляющего вправе от имени кредитной организации выдавать доверенности иным лицам и отменять их.

(п. 13 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Банк России вправе аннулировать аккредитацию или отказать в продлении срока аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, при наличии одного из следующих оснований:

1) отстранение конкурсного управляющего арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;

2) нарушение условий аккредитации;

3) нарушение конкурсным управляющим законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведшее к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов.

17. В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

18. Решение Банка России об отказе в аккредитации, аннулировании аккредитации или отказе в продлении срока аккредитации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Статья 189.78. Полномочия конкурсного управляющего

1. Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим параграфом.

2. Конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.

3. Конкурсный управляющий обязан:

1) принять в ведение имущество кредитной организации, за исключением случая исполнения Агентством полномочий конкурсного управляющего кредитной организации в ходе конкурсного производства, открытого после завершения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, функции которой осуществлялись Агентством, провести инвентаризацию такого имущества по состоянию на дату открытия конкурсного производства. В случае исполнения Агентством полномочий конкурсного управляющего кредитной организации в ходе конкурсного производства, открытого после завершения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, функции которой осуществлялись Агентством, инвентаризация имущества кредитной организации проводится по состоянию на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В случае завершения инвентаризации такой временной администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) уведомить работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

3) принять меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации;

4) предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим параграфом;

5) установить требования кредиторов в порядке, предусмотренном статьями 189.85 и 189.86 настоящего Федерального закона;

6) вести реестр требований кредиторов;

7) принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

8) передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов;

(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена статьей 189.23 настоящего Федерального закона;

10) осуществлять в порядке, установленном статьей 189.33 настоящего Федерального закона, возврат ценных бумаг и иного имущества клиентов, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за счет клиентов по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам, договорам о брокерском обслуживании;

11) исполнять иные установленные федеральным законом обязанности.

4. Конкурсный управляющий вправе:

1) распоряжаться имуществом кредитной организации в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

2) увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

3) обращаться в порядке, установленном пунктом 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, в суд с заявлениями об уменьшении размера требований руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей, руководителя филиала или представительства кредитной организации, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства кредитной организации, его заместителей, иных работников кредитной организации об оплате труда, если в течение шести месяцев до даты назначения временной администрации размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, установленным до начала указанного срока;

4) заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок по основаниям, установленным статьей 189.90 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона;

5) направлять заявления о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитной организацией, в том числе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, об истребовании имущества кредитной организации у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, и совершать другие действия по защите прав и законных интересов кредитной организации и ее кредиторов, предусмотренные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Порядок оплаты и предельный размер расходов, применяются в делах о банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, производство по которым не завершено на дату их утверждения, а также производство по которым возбуждено после 18.10.2021 (ФЗ от 20.04.2021 N 92-ФЗ).

6) привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов, депозитариев, оценщиков, операторов электронных торговых площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации. Порядок оплаты и предельный размер расходов на оплату услуг таких лиц, осуществляемых до утверждения сметы текущих расходов собранием кредиторов, комитетом кредиторов или арбитражным судом, утверждаются Банком России;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) осуществлять иные установленные федеральным законом права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации.

6. Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с исполнением им возложенных на него обязанностей, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Статья 50.20. Конкурсный управляющий

1. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций (далее также - конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России).

В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 50.11, а также пунктом 2 статьи 52 настоящего Федерального закона, функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство.

За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.

2. Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

2) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации (далее также - конкурсная масса), непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

3) прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

3. Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего в течение 30 дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим Федеральным законом.

Заявление об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций может быть направлено в Банк России саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется нормативными актами Банка России.

Банком России по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

4. Убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет его имущества и страхования ответственности на случай причинения таких убытков.

Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России, а именно:

3 процента стоимости активов, превышающей 100 миллионов рублей, при стоимости активов от 100 миллионов рублей до 300 миллионов рублей;

шесть миллионов рублей плюс 2 процента стоимости активов, превышающей 300 миллионов рублей, при стоимости активов от 300 миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

20 миллионов рублей плюс 1 процент стоимости активов, превышающей один миллиард рублей, при стоимости активов более одного миллиарда рублей.

5. В случае утверждения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, конкурсным управляющим Агентства на него не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

6. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

7. Банк России вправе аннулировать аккредитацию или отказать в продлении срока аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, при наличии одного из следующих оснований:

1) отстранения конкурсного управляющего арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;

2) нарушения условий аккредитации;

3) нарушения конкурсным управляющим законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведшего к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов.

8. В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

9. Решение Банка России об отказе в аккредитации, аннулировании аккредитации или отказе в продлении срока аккредитации может быть обжаловано в арбитражный суд.


Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации" (далее - закон N 86-ФЗ от 10.07.2002) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 76.1 Закона N 86-ФЗ от 10.07.2002 и ст. 180 Закона о банкротстве к не кредитным организациям относятся, в том числе, микрофинансовые организации.

Отношения, связанные с проведением процедуры несостоятельности (банкротства) микрофинансовых организаций, регулируется правилами параграфа 4 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 5 ст. 183.19 Закона о банкротстве при принятии заявления о признании финансовой организации банкротом арбитражный суд обращается в контрольный орган, который предоставляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда.

Порядок выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, устанавливается регулирующим органом, которым является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Соответствующий порядок выбора кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, установлен Приказом от 13.06.2012 N 332.

В соответствии с п. 1.2. и п. 1.4. Приказа от 13.06.2012 N 332 для целей выбора кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих контрольным органом в соответствии с настоящим порядком формируется список арбитражных управляющих и список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которые публикуются на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", контрольный орган выбирает саморегулируемую организацию, включенную в список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Пунктом 1 ст. 183.25 Закона о банкротстве установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации. В частности наряду с установленными ст. 20 и 20.2 настоящего Федерального закона требованиями арбитражный управляющий в деле о банкротстве финансовой организации должен сдать дополнительный экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве соответствующих финансовых организаций, утвержденной Банком России.

В силу п. 2 ст. 183.25 Закона о банкротстве арбитражным судом не может быть утвержден в качестве временного управляющего или конкурсного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации арбитражный управляющий, не отвечающий данным требованиям.

Банк России, в соответствии с Порядком выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий в деле о банкротстве финансовой организации, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.06.2012 № 332 (далее – Порядок), принимает заявки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на включение в cписок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и Список арбитражных управляющих соответственно.

Так согласно п 1.6. Порядка, Саморегулируемая организация приобретает право предоставления кандидатуры арбитражного управляющего в делах о финансовых организация после прохождения процедуры, установленной п. 1.6 Порядка.

Согласно абз. 2 п. 1.9. Заявки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих не учитываются при формировании Списка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и подлежат отклонению в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящим Порядком, о чем контрольный орган уведомляет саморегулируемую организацию арбитражных управляющих не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Согласно п. 2.6. Порядка в случае исключения контрольным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих из Списка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе подать новую заявку на включение в Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Таким образом, при подаче заявления о признании МФО банкротом БАНК РОССИИ предлагает кандидатуру АУ. В процедуру, следующую за процедурой наблюдения кандидатуру АУ, выбирает первое собрание кредиторов. Однако при голосовании на первом собрании кредиторов кандидатура должна соответствовать требованиям, указанным выше.

Установлен вывод, требования к АУ в наблюдении и конкурсном производстве являются одинаковыми, единственная разница в выборе АУ, либо это делает БАНК РОССИИ, либо первое собрание кредиторов.

Однако суды Московской вертикали абсолютно игнорируют требования Закона о банкротстве, так судами Московской вертикали было проявлено полное игнорирование требований ст. 183.19, 183.25 Закона о банкротстве и Приказа от 13.06.2012 N 332.

Например, следующими актами:

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 г. по делу № А40-197447/18;

Постановление 9 ААС от 25.03.2020 по делу № А40-197447/18;

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2020 по делу № А40-197447/18.

Вышестоящие суды подтвердили законность незаконного определения суда первой инстанции.

Суд утвердив АУ не соответствующего указанным требованиям в части аккредитации при БАНКЕ РОССИИ из СРО АУ так же не аккредитованной при БАНКЕ РОССИИ. Фактически, проигнорированы п. 5 ст. 183.19 Закона о банкротстве, ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации", Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.06.2012 № 332.

Тем самым судебная система абсолютно указывает на пренебрежительное отношение к Министерству экономического развития РФ и БАНКУ РОССИИ.

Указанные в ст. 183.19, 183.25 Закона о банкротстве дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего обусловлены спецификой деятельности финансовых организаций, их значимости как для населения, так и для предпринимательского сообщества, ввиду чего им должен соответствовать арбитражный управляющий такого должника вне зависимости от того утверждается ли он для проведения процедуры наблюдения либо конкурсного производства. Иное толкование закона, ограничивающие необходимость соответствия кандидатуры арбитражного управляющего дополнительным требованиям только в процедуре наблюдения, препятствовало бы достижению целей Банка России, предусмотренных в ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 76.1 Закона N 86-ФЗ от 10.07.2002, влекло бы снижение защищенности граждан, вовлеченных в процесс банкротства кредитного кооператива.

Указанный вывод согласуется с разъяснениями Постановления Арбитражного Суда Уральского округа от 17.10.2017 № Ф09-6344/17 дело № А50-16920/2016.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: