Кредитная организация не обязана принять меры по определению источника

Обновлено: 28.04.2024

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 7.3

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами, а также при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если финансовым операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами, а также при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. В случае, если финансовым операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

(п. 5.7 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

Об основаниях введения в отношении НФО запрета на проведение идентификации в порядке п. 5.8 ст. 7 на срок до одного года см. ст. 76.9-4 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

5.8. Кредитные организации и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, при приеме на обслуживание клиентов для совершения операций (сделок) вправе идентифицировать клиента - физическое лицо, представителя клиента - юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом, без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных настоящим Федеральным законом, с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", при соблюдении следующих условий:

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых в соответствии с частью четвертой статьи 8 настоящего Федерального закона вступившим в законную силу решением суда приостановлены операции с денежными средствами или иным имуществом;

у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в отношении клиента - физического лица, клиента - юридического лица или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, отсутствуют основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента - физического лица является иное физическое лицо;

в отношении клиента - юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых имеется информация о применении к ним мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 настоящей статьи.

В случае возникновения у кредитной организации подозрений в том, что распоряжение о списании денежных средств с банковского счета клиента - юридического лица, направленное по информационно-телекоммуникационным сетям посредством программы для электронных вычислительных машин, применяемой клиентами с использованием пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль, для получения услуг банка, или посредством других способов дистанционного доступа к банковскому счету клиента, подано от имени этого клиента лицом, не уполномоченным распоряжаться денежными средствами, находящимися на указанном банковском счете, кредитная организация до исполнения указанного распоряжения вправе осуществить проверку соответствия биометрических персональных данных лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кредитная организация осуществляет указанные действия в случае наличия у нее информации о том, что биометрические персональные данные лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, содержатся в единой биометрической системе.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возникновения сомнений в том, что за совершением операции или сделки обращается то физическое лицо либо тот представитель, которые были идентифицированы в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, организация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, в порядке, определенном правилами внутреннего контроля.

Росфинмониторинг подвел итоги проверок за 2021 год. Разбираемся, какие требования «антиотмывочного» законодательства вызывают больше всего сложностей и на что обратить внимание при работе с клиентами.

Обязанности компаний по идентификации клиентов и контролю за их операциями регулирует Федеральный закон 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ). Иначе этот закон называют «антиотмывочным». Пул компаний, которые должны его исполнять, достаточно большой. Рассказываем, какие организации подпадают под 115-ФЗ.

Какие компании должны исполнять 115-ФЗ

Организации, работа которых подпадает под 115-ФЗ, перечислены в статьях 5 и 7.1. Это банки, страховые, лизинговые компании, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, агентства недвижимости, обслуживающие бухгалтерии и другие. Еще эти компании называют субъектами 115-ФЗ.

Масштаб бизнеса и организационно-правовая форма не влияют на субъектность. Исполнять 115-ФЗ нужно как юрлицам, так и индивидуальным предпринимателям, как холдингам, так и микропредприятиям. Главное — вид деятельности и соответствующий ей ОКВЭД в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Обязанности компаний и ИП по соблюдению «антиотмывочного» закона можно разделить на две группы:

  • Подготовка внутренних документов и обучение сотрудников.
  • Идентификация клиентов до приема на обслуживание, обновление информации в течение всего периода работы с ними и контроль за операциями.

Мы составили инструкцию, которая поможет сориентироваться в основных требованиях законодательства.

Как организовать внутренний контроль

Разработайте и утвердите правила внутреннего контроля (ПВК). Правила внутреннего контроля — это основной документ по ПОД/ФТ в организации. В правилах подробно пропишите, как вы идентифицируете клиентов, храните их документы, проводите обучение сотрудников.

Вот на какие нормативно-правовые акты можно опираться для составления ПВК:

  • Лизинговым, факторинговым компаниям, агентствам недвижимости, операторам по приему платежей — Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
  • Обслуживающим бухгалтериям, юристам, адвокатам, нотариусам — Постановлении Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188
  • Некредитным финансовым организациям — Положение ЦБ РФ от 15.12.2014 № 445
  • Кредитным организациям — Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П

Назначьте специальное должностное лицо (СДЛ). Специальное должностное лицо — работник, который отвечает за соблюдение требований 115-ФЗ в организации. Им может быть руководитель компании, бухгалтер, юрист или сотрудник финансового мониторинга. СДЛ следит за реализацией правил внутреннего контроля, отвечает за их обновление.

Подписывайте приказ о назначении СДЛ не позже, чем утвердите правила внутреннего контроля. Иначе получится, что правила действовали, а соблюдались ли они, никто не отслеживал.

Зарегистрируйте личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Для этого перейдите по ссылке, выберите нужную форму для регистрации и заполните поля анкеты. Регистрировать личный кабинет нужно всем субъектам 115-ФЗ.

При этом компаниям, поднадзорным Росфинмониторингу (агентствам недвижимости, лизинговым, факторинговым компаниям и другим), нужно встать на учет. После этого организация автоматически получает доступ к личному кабинету.

Проводите обучение сотрудников по ПОД/ФТ. Перед началом работы специальное должностное лицо проходит целевой инструктаж в обучающем центре, который аккредитован Росфинмониторингом. По итогу слушатель получает свидетельство на специальном нумерованном бланке. Документ подтверждает прохождение обучения. После этого специалист может исполнять функции СДЛ в компании и обучать сотрудников организации, которые задействованы в системе ПОД/ФТ.

Как работать с клиентами

Идентифицируйте каждого клиента. Идентификация — процесс сбора информации о клиенте. Требование распространяется и на физлиц, и на юрлиц, которых принимают на обслуживание. Какие сведения нужно получить в процессе идентификации, смотрите в Приказе Росфинмониторинга № 366, Положении Банка России № 499-П (для кредитных организаций) и Положении Банка России № 444-П (для некредитных финансовых организаций).

Проводите сверку с перечнями. Перед началом работы проверьте клиента по перечням, которые ведет Росфинмониторинг. Всего их три:

  • список террористов и экстремистов;
  • распространителей оружия массового уничтожения (ОМУ);
  • межведомственной комиссии (МВК).

Списки доступны в личном кабинете Росфинмониторинга. Выберите самую свежую редакцию и проверьте, не внесен ли потенциальный клиент в один из перечней. Если нет, можете принять его на обслуживание.

Но первоначальной проверкой работа с перечнями не ограничивается. Это регулярный процесс, потому что списки обновляются. Когда видите уведомление о появлении новой редакции, скачивайте перечень и проверяйте по нему всю клиентскую базу.

ФЭС отправляйте через личный кабинет Росфинмониторинга.

Определяйте уровень риска клиента. После того как соберете всю нужную информацию о клиенте, присвойте ему уровень риска. Какие именно факторы влияют на это, укажите в ПВК. Адрес массовой регистрации, задолженности по налогам и частая смена учредителей могут сказаться на том, что уровень риска клиента будет высоким.

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

Готовьте анкеты клиентов и храните их. Всю информацию о клиенте с указанием уровня риска и результатами сверки с перечнями внесите в анкету клиента. Не забудьте указать дату начала сотрудничества. Храните анкету во время всего периода обслуживания и еще пять лет после окончания отношений.

Кто контролирует исполнение 115-ФЗ

За работой организаций в сфере ПОД/ФТ следят ведомства — регуляторы. Из-за того что субъекты 115-ФЗ ведут разную деятельность (от проведения финансовых операций до сделок с недвижимостью), у каждой группы компаний свой регулятор.

  • Центральный банк. Контролирует работу банков, ломбардов, страховых компаний, микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг.
  • Росфинмониторинг. Агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей.
  • Федеральная пробирная палата. «Присматривает» за ювелирными компаниями.
  • Роскомнадзор. Контролирует соблюдение требований 115-ФЗ операторами мобильной связи и Почтой России.
  • ФНС. Обслуживающие бухгалтерии, лотереи, тотализаторы.

В июне 2021 года в закон добавили статью 9.1, посвященную надзору в сфере ПОД/ФТ. В статье напомнили, что деятельность субъектов 115-ФЗ продолжают контролировать действующие регуляторы.

Также п. 2 этой статьи разрешил адвокатским и нотариальным палатам, а также саморегулируемым организациям аудиторов взять на себя надзор за адвокатами, нотариусами и аудиторами (п. 2. ст. 9.1. 115-ФЗ). Для этого нужно заключить соглашение с Росфинмониторингом.

Именно регуляторы проводят проверки. Во время мероприятия проверяемую организацию просят представить:

  • все редакции правил внутреннего контроля (ПВК) за период проверки;
  • приказы на специальное должностное лицо (СДЛ) и сотрудников, которые его замещают;
  • выборочно анкеты клиентов;
  • документы, которые подтверждают проведенные сделки или услуги с клиентами, и другие.

Контроль за соблюдением требований по ПОД/ФТ не подпадает под действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (пп. 15 п. 3.1 ст. 1). Поэтому Росфинмониторинг не публикует планы проверок.

Могут ли оштрафовать за нарушение 115-ФЗ

Ответственность за нарушения «антиотмывочного» законодательства прописана в ст. 15.27 КоАП. К компании могут применить разные санкции: от предупреждения до отзыва лицензии. Все зависит от самого нарушения. Так, нарушением признается как работа без ПВК, так и использование устаревшей редакции правил внутреннего контроля.

Статистика Росфинмониторинга показывает, во время большинства проверок ведомство выявляет нарушения. За 2021 регулятор проверил 417 организаций и ИП. Лишь к одной компании претензий не было. Об этом говорят данные отчетов по итогам первого и второго полугодий.

Мы проанализировали пояснения к отчетам за предыдущие периоды и составили топ самых частых нарушений:

  • организация не идентифицирует клиентов или проводит эту процедуру не в полном объеме;
  • в компании не разработали правила внутреннего контроля или ПВК не соответствуют требования законодательства;
  • раз в три месяца организация не проводит сверку клиентов с перечнями и не принимает меры, чтобы заморозить деньги или имущество клиентов, которые попали в перечни;
  • в компании нет специального должностного лица (СДЛ) или он не соответствует требованиям законодательства;
  • в организации не проводится обучение сотрудников по ПОД/ФТ.

Выполнение всех требований по ПОД/ФТ — серьезная нагрузка на специалистов компании. Грамотно выстроить бизнес-процессы, добиться точности операций и вместе с тем снизить количество задач помогают специальные сервисы, которые берут рутинную нагрузку на себя.

Светлана Кирланова , эксперт Контур.Призмы по комплаенс-рискам и законодательству в сфере ПОД/ФТ

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: