Ликвидация кредитного потребительского кооператива пошаговая инструкция

Обновлено: 28.04.2024

Настоящее Положение на основании пункта 4 статьи 183.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, ст. 29, ст. 35; N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; N 29, ст. 4355, ст. 4362) (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") устанавливает порядок осуществления временной администрацией кредитного потребительского кооператива (далее - кредитный кооператив) контроля за деятельностью ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации кредитного кооператива в период деятельности временной администрации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Временная администрация ликвидируемого кредитного кооператива (далее - временная администрация) осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии кредитного кооператива (далее - ликвидационная комиссия) непрерывно со дня назначения ликвидационной комиссии и до внесения записи о ликвидации кредитного кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц либо до прекращения деятельности временной администрации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

1.2. Временная администрация осуществляет контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, в том числе в части:

письменного уведомления кредиторов о ликвидации кредитного кооператива;

соблюдения запрета по приему новых членов, а также привлечению денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлению займов;

принятия мер по выявлению кредиторов кредитного кооператива и получению дебиторской задолженности кредитного кооператива;

предоставления для ознакомления отчета об оценке имущества кредитного кооператива по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива;

составления промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого кредитного кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения - после окончания срока для предъявления требований кредиторами;

обращения ликвидационной комиссии кредитного кооператива в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитного кооператива при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;

соблюдения требований пункта 3 статьи 189.1 и пункта 3 статьи 189.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого кредитного кооператива;

соблюдения особенностей удовлетворения требований кредиторов кредитного кооператива и членов кредитного кооператива (пайщиков);

составления ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами;

распределения между членами кредитного кооператива (пайщиками) оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

1.3. Для осуществления контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация использует следующие формы контроля:

истребование документов и сведений о ликвидации кредитного кооператива;

проведение проверок деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив;

иные формы контроля, позволяющие анализировать информацию о деятельности ликвидационной комиссии.

1.4. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация вправе:

запрашивать у ликвидационной комиссии документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива;

проводить проверку с выходом в кредитный кооператив;

осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в целях контроля деятельности ликвидационной комиссии.

1.5. Ликвидационная комиссия представляет запрашиваемые временной администрацией документы и сведения в установленный временной администрацией срок.

1.6. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация обязана:

осуществлять контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива в порядке, установленном настоящим Положением;

обеспечить документальное фиксирование результатов контроля, в том числе информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

принимать меры, указанные в пункте 2.9 настоящего Положения при наличии соответствующих оснований;

обеспечить мониторинг устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

составлять и направлять акт о воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации (далее - акт о воспрепятствовании) в соответствии с главой 3 настоящего Положения;

вести досье о деятельности ликвидационной комиссии и представлять его в Банк России в соответствии с главой 4 настоящего Положения.

Глава 2. Порядок осуществления контроля

2.1. Временная администрация не реже одного раза в 15 дней запрашивает у ликвидационной комиссии документы и сведения, содержащие:

информацию о проведенной ликвидационной комиссией работе;

сведения о требованиях кредиторов;

информацию о проведенных расчетах с кредиторами;

сведения о поступлении денежных средств, их источниках и расходовании денежных средств;

сведения о случаях обращения ликвидационной комиссии в суд.

Временная администрация запрашивает у ликвидационной комиссии следующие документы (в случае их отсутствия у временной администрации):

копии решения о ликвидации кредитного кооператива и документа, устанавливающего порядок и сроки ликвидации кредитного кооператива;

копию отчета об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива (при его наличии на дату получения запроса);

промежуточный ликвидационный баланс (при его наличии на дату получения запроса).

2.2. Временная администрация вправе запросить у ликвидационной комиссии дополнительные документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива.

2.3. В запросах временной администрации о представлении документов и сведений указываются сроки их представления, которые не должны превышать семи календарных дней со дня получения запроса.

2.4. Запросы направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются руководителю ликвидационной комиссии нарочным.

В случае вручения запроса временной администрации руководителю ликвидационной комиссии нарочным факт его получения удостоверяется на копии запроса подписью руководителя ликвидационной комиссии с указанием даты вручения.

2.5. Временная администрация в течение 10 рабочих дней со дня представления ликвидационной комиссией запрошенных документов и сведений осуществляет их рассмотрение, в том числе в части соответствия деятельности ликвидационной комиссии требованиям законодательства Российской Федерации, и документально фиксирует результаты контроля.

2.6. Временная администрация вправе провести проверку с выходом в кредитный кооператив в следующих случаях:

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать нарушение ликвидационной комиссией при осуществлении своей деятельности требований законодательства Российской Федерации;

поступления в адрес временной администрации жалоб кредиторов и (или) членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) на действия (бездействие) ликвидационной комиссии;

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать, что представляемые ликвидационной комиссией документы и сведения недостоверны.

Временная администрация уведомляет ликвидационную комиссию о проведении проверки не позднее трех рабочих дней до дня начала проверки. Факт получения ликвидационной комиссией уведомления о проведении проверки должен быть документально подтвержден.

2.7. Проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив проводятся руководителем и (или) членами временной администрации. Лица, не входящие в состав временной администрации, не могут быть привлечены к участию в указанных проверках.

В ходе проверки временная администрация вправе запросить любые документы (в том числе составленные третьими лицами), необходимые для проверки деятельности ликвидационной комиссии.

2.8. Временная администрация не позднее пяти рабочих дней со дня завершения проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив документально фиксирует результаты проверки.

2.9. В случае несоблюдения ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, выявления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, руководитель временной администрации направляет ликвидационной комиссии распоряжение об устранении выявленных нарушений.

При наличии оснований для привлечения членов ликвидационной комиссии к административной или уголовной ответственности временная администрация принимает меры к передаче материалов лицу, к компетенции которого отнесено принятие решения о возбуждении административного производства, либо в правоохранительные органы.

О выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, и принятых мерах временная администрация уведомляет Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления.

Глава 3. Воспрепятствование осуществлению функций временной администрации

3.1. Если ликвидационной комиссией путем совершения неправомерных действий или бездействия создаются условия, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее законодательством Российской Федерации, временная администрация обязана составить акт о воспрепятствовании.

3.2. Акт о воспрепятствовании составляется в день выявления факта воспрепятствования, подписывается руководителем временной администрации с указанием, в том числе, даты и места его составления, полного наименования ликвидируемого кредитного кооператива, обстоятельств, при которых произошло нарушение, действий (бездействия), являющихся нарушением, наименований нормативных правовых актов и номеров статей (пунктов), которые были нарушены.

3.3. Временная администрация не позднее дня составления акта о воспрепятствовании обязана:

Глава 4. Досье о деятельности ликвидационной комиссии

4.1. Временная администрация ведет досье о деятельности ликвидационной комиссии.

Досье о деятельности ликвидационной комиссии включает в себя следующие сведения:

сведения о решении о ликвидации кредитного кооператива;

сведения об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива;

сведения о деятельности ликвидационной комиссии и об исполнении ликвидационной комиссией обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

сведения о порядке и сроках ликвидации кредитного кооператива и их соблюдении ликвидационной комиссией;

сведения о результатах контроля временной администрацией деятельности ликвидационной комиссии, включая сведения о результатах проверок;

сведения о результатах рассмотрения жалоб (обращений) членов (пайщиков) и кредиторов ликвидируемого кредитного кооператива на действия ликвидационной комиссии;

сведения об участии временной администрации в общих собраниях членов кредитного кооператива;

заключения (справки, аналитические записки) о финансовом положении кредитного кооператива (при наличии);

сведения о случаях воспрепятствования ликвидационной комиссией осуществлению функций временной администрации, а также о выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

сведения о принятых временной администрацией мерах, направленных на устранение нарушений в деятельности ликвидационной комиссии.

Временная администрация вправе включать в досье иные сведения (документы), полученные в ходе исполнения возложенных на нее функций.

4.2. Временная администрация представляет в Банк России досье о деятельности ликвидационной комиссии кредитного кооператива не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Банка России.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Статья 10. Ликвидация кредитного кооператива

1. Кредитный кооператив может быть ликвидирован:

1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

3. В случае, если в течение шести месяцев число членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального числа, установленного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива.

5. После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.

6. В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в соответствии с настоящей статьей срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

8. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

9. Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив - прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

10. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных кооперативов, регулируются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Статья 43. Порядок ликвидации кооператива

1. Правление кооператива по поручению общего собрания членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации данного кооператива. По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации данного кооператива.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.

4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.

5. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива.

6. По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.

7. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 11.06.2003 N 73-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации кооператива члены кооператива, не внесшие полностью свои обязательные паевые взносы, обязаны выплатить их в сроки, определенные общим собранием членов кооператива. При составлении ликвидационного баланса указанные паевые взносы учитываются как полностью выплаченные.

(в ред. Федерального закона от 18.02.1999 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных уставом кооператива. Размеры дополнительных взносов определяются пропорционально обязательному паевому взносу либо в ином порядке, предусмотренном уставом кооператива.

(в ред. Федерального закона от 18.02.1999 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Увеличение размера обязательного паевого взноса или повышение пределов субсидиарной ответственности на стадии ликвидации кооператива не допускается.

(в ред. Федерального закона от 18.02.1999 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Наш кооператив находится на стадии ликвидации по решению суда, нам дали 6 месяцев на эту процедуру. Мы хотели бы уточнить, мы обязаны начислять проценты вкладчикам и заемщикам в течении этих 6 месяцев?

Вопрос по территориальному принципу общности

В связи с грядущими изменениями в законодательство о кредитной кооперации, согласно которым сфера деятельности КПК, действующих по территориальному принципу общности, будет ограничена двумя граничащими между собой регионами Российской Федерации, и в связи с необходимостью дальнейшего осуществлени

Изменение внутренних нормативных документов

На основании изменений в ФЗ 190, мы должны были изменить положение о членстве в КПК, о привлечении ДС, о приеме ЛС и об органах управления до 21.10.2020 г. ? или же можно изменить также до июля 2021 года?

Исключение сведений о пайщике из ЕГРЮЛ

Вопрос 1. Подскажите пожалуйста, такая ситуация, когда создавался кооператив это было в 2011 году зарегистрировали 15 учредителей, за это время многие из них вышли из пайщиков и сейчас нам говорят исключайте нас из учредителей нам это не нужно, а кому то мешает. Как нам быть? Подать в налоговую заявление о смене учредителей вместо тех кто выходит других поставить кто желает. Правильно я поняла в сведениях ЕГРЮЛ должно быть у КПК минимум 15 учредителей, верно?

Вопрос 2. Спасибо. а собрание пайщиков нужно собирать. Как оформить?

Состав органов

Статья 15 190-ФЗ «О кредитной кооперации» дополнена частью 5 с 12 октября 2020 г. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ):

«5. В состав органов кредитного кооператива, за исключением общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков), могут входить исключительно физические лица, являющиеся членами кредитного кооператива (пайщиками) или работниками кредитного кооператива, а также физические лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа юридического лица - члена кредитного кооператива (пайщика).»

Значит ли это, что в органы кооператива не могут входить лица, являющиеся одновременно и членами кооператива и его работниками, поскольку в статье союз ИЛИ, а не И(ИЛИ)? Отсюда вытекает, что директор кпк не может быть его пайщиком, а председатель правления не может работать в кооперативе по трудовому договору?

Смена председателя

Подскажите пожалуйста - какой порядок вступления в должность нового председателя правления . Допустим ли переходный период в это время : если собрание прошло 15 Июня - можно ли трудовой договор подписать 1 июля с новым председателем правления ? Кто подписывает договора в это время? Когда надо сдавать отчёт о новом составе правления и выборных органов - надо делать новую электронную подпись , а это только после регистрации Устава в налоговом органе , т.е. через несколько дней и все организационные вопросы займут несколько дней?

Изменение наименования и места нахождения

У нас планируется изменение названия кооператива, место нахождения, председателя правления и устава.

Планируем провести общее собрание пайщиков в форме собрания (очного голосования). Участвовать будут всего 7 человек (от себя и по доверенностям от 20 пайщиков), соблюдем расстояние более 1,5 метров, маски и дезинфекцию рук, ручек и столов.

Сейчас же допускается указывать в уставе в качестве места нахождения только населенный пункт – город Тула Тульской области? В ЕГРЮЛ разумеется мы внесем полный новый адрес местонахождения.

Изменение названия никаких не может повлечь неблагоприятных последствий? В частности, для работы с маткапиталом - 3 года с момента создания кооператива. Понимаю, что не должно, но вдруг есть какая-то неблагоприятная практика.

Не появились ли запреты на назначение (совмещения исполнения обязанностей) Председателя Правления Кооператива Специальным должностным лицом? По 445-П нет, но вдруг ЦБ что-то в этом не устраивает по информационным письмам.

Перенос сроков общего собрания

Как фактически провести собрание, если Указом губернатора рекомендовано ограничить передвижения между населенными пунктами и ограничено проведение массовых мероприятий. Если назначенное нами на конец июня собрание не состоится по причине неявки пайщиков, мы должны будем провести повторное собрание не позднее конца августа (п.8 ст. 18 ФЗ «О кредитной кооперации»). Не будет ли это нарушением п.2 ст. 18 -Очередное общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков) проводится не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года?

Аффилированные лица

То есть у физических лиц – пайщиков, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, аффилированных лиц нет.

Кроме того, ревизор кооператива не является аффилированным лицом, так как не член коллегиального органа управления, не член его коллегиального исполнительного органа, а также не лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа.

Таким образом, личные сбережения ревизора, а также каждого из его близких родственников не суммируются при определении предельного размера личных сбережений (25% для нашего кооператива (менее 200 пайщиков) от общей суммы).

Поручительство

Подскажите, пожалуйста, обязательно ли поручитель - физическое лицо по займу, выданному кооперативом своему пайщику - физическому лицу, должен являться пайщиком кооператива?

Уполномоченные

Сейчас мы готовимся к общему собранию в форме собрания уполномоченных — их у нас 14 чел. (пайщиков 750)

На повестке дня вопросы

1.Избрание нового председателя правления, новых членов правления

2.Все вопросы с отчетностью

3 Изменения в Уставе

По старому Уставу — у нас на 1 уполномоченного — 50 пайщиков

Сейчас вносим изменения в Устав (согласно стандарту) на 1 уполномоченного -150 пайщиков — будет 7 уполномоченных

Вопрос к Вам — можем ли мы в этом собрании утвердить это изменение в Уставе и избрать сразу новых уполномоченных ( 7 человек) или мы на этом собрании утверждаем изменение в Уставе, регистрируем новый Устав и только на следующем общем собрании через год утверждаем новых 7 уполномоченных?

Или есть ещё какие — то варианты.

Ликвидация кооператива

Мы намерены внести вопрос о ликвидации в повестку дня очередного собрания.

Ликвидация кооператива

Вопрос 1. В какой момент необходимо уведомить СРО, Центральный банк о предстоящей ликвидации?

Вопрос 2. Есть ли какие-то стандарты или положения, принятые СРО «Содействие)) по вопросу ликвидации кредитных кооперативов, имеющих членство в СРО?

Вопрос 3. Есть ли какие-нибудь требования к персональному составу лиц, избираемых в состав ликвидационной комиссии (например, пайщики кооператива, его работники и пр.) или в состав ликвидационной комиссии могут быть избраны любые физические лица (например, привлеченные юристы. Обладающие познаниями в вопросе ликвидации юридических лиц)? Если в состав ликвидационной комиссии войдут лица, не являющиеся работниками или пайщиками кооператива , необходимо ли заключение каких-либо договоров с указанными лицами)? Предъявляются ли какие-то требования к количественному составу ликвидационной комиссии?

Вопрос 4. С момента избрания общим собранием ликвидационной комиссии полномочия Правления и Директора передаются ликвидационной комиссии? Это автоматически прекращает полномочия членов и Председателя правления или требуются дополнительные меры (например, указать в том же протоколе Общего собрания, которым назначается ликвидационная комиссия, на то, что с момента ее назн ачения все функции Правления и Директора, которые зак реплены в Уставе и Положениях кооператива осуществляются ликвидационной комиссией)? При передаче дел требуется ли подписывать какие-нибудь акты (передачи дел с их указанием, передачи документов и пр.)?

Вопрос 5. С момента выбора ликвидационной комиссии решени е о проведении последующих общих собраний будут приниматься ликвидационной комиссией? Каким образом требуется оформить подобные решения?

Вопрос 6. Каким органом после введения процедуры ликвидации и избрания ликвидационной комиссии осуществляется принятие решения об исключении пайщиков из кредитного кооператива? Есть ли какие-то ограничения на выход пайщиков в период ликвидации кооператива?

Вопрос 8. Сохраняется ли за кооперативом, находящимся в процессе ликвидации обязанность по соблюдению ФЗ «О кредитных историях»?

Вопрос 9. Каким образом осуществляется возврат денежных средств из резервного фонда? При исполнении кооперативом всех обязательств перед пайщиками и исполнении пайщиками обязательств перед кооперативом до принятия решения о ликвидации кооператива, могут ли денежные средства, направленные на формирование резервного фонда возвращены пайщику (резервный фонд формировался за счет добровольньi дополнительных взносов пайщика кооператива)?

Содержание

Содержание

  • Законодательство РФ о процедуре ликвидации кооператива
  • Права и обязанности участников кооператива
  • Правила и особенности ликвидации кооперативов
  • Порядок ликвидации производственного кооператива
  • Порядок ликвидации потребительского кооператива
  • Ликвидация ГСК
  • Отличия реорганизации от ликвидации
  • Особенности реорганизации кооператива в форме присоединения
  • Принятие решения о реорганизации кооператива общим собранием
  • Окончание ликвидации кооператива
  • Заключение

Коммерческие организации создаются с целью заработка денежных средств путем оказания услуг. Одной из форм таких организаций является кооператив, занимающийся хозяйственной деятельности. Как и любая другая организация, кооператив тоже может быть ликвидирован или же реорганизован. Как это оформляется, какие этапы включает ликвидация и какого порядка требуется придерживаться, рассмотрим далее.

Законодательство РФ о процедуре ликвидации кооператива

Законы страны не запрещают гражданам самостоятельно создавать объединения коммерческого типа, если они желают заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать из этого прибыль. Достаточно всего несколько граждан, выступающих в качестве учредителей, чтобы организацию могли считать кооперативом.

Такая регистрация обладает некоторыми преимуществами. Например, на них практически не оказывается налоговая нагрузка. Причиной этому служит малый размер вознаграждения участников. Поскольку он, как правило, соответствует размеру паевого взноса, эти вознаграждения не облагаются налогами.

На сегодняшний день достаточно соответствия трем условиям для того, чтобы граждане могли создать собственный кооператив.

  1. Количество членов кооператива – не менее пяти человек.
  2. Число людей, не занимающихся любым видом трудовой деятельности, не должно быть больше 25% от общего количества членов кооператива.
  3. Количество наемных работников – не более 30% от числа членов объединения.

Пример . Сельскохозяйственные формирования образовываются членами семьи, желающие заработать на продаже овощей и фруктов совместными усилиями.

Закон не предусматривает ограничений по виду деятельности, а потому существуют самые разные кооперативы:

  • кредитные;
  • потребительские;
  • производственные;
  • газовые.

Кооперативы могут быть ликвидированы или реорганизованы. Как правило, такое наступает при самостоятельно принятом решении учредителей или в результате неблагоприятных обстоятельств.

«Процедуры ликвидации/реорганизации проводятся в соответствии с положениями следующих федеральных законов №41, 190, 193, 215, 3085-1». Юрист Андрей Звягинцев

Права и обязанности участников кооператива

Кооператив – одна из самых простых в плане образования организаций. Работники могут объединиться в одну структуру, вкладывая в неё не только финансы, но и труд.

Важно! Доля вложений – не более 25% от общего числа. Больший процент вклада предполагает участие в другой форме организации.

Что может делать член кооператива:

  • голосовать за реализацию конкретных задач;
  • получать доступ к необходимой информации касательно деятельности кооператива;
  • избираться председателем посредством голосования;
  • получать долю от прибыли;
  • распоряжаться паем по своему усмотрению.

Важно! Все действия должны проходить в рамках Устава кооператива.

Что должен делать участник кооператива:

  • регулярно вносить паевые и прочие взносы, как и подобает каждому члену кооператива;
  • принимать участие в производственной, трудовой и прочих формах деятельности общества.

Важно! При необходимости каждый член организации должен быть готов к компенсации долга общества путем дачи части личного имущества.

Теперь о запретах. Самое главное – один человек не может входить в состав нескольких кооперативов сразу, в ином случае он будет исключен из них. Также он может быть исключен из состава по решению остальных членов, если деятельность конкретного человека слишком мала и её вовсе не было .

Правила и особенности ликвидации кооперативов

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

Важно! Организация, погасив все свои кредитные обязательства, распределяет между участниками оставшееся имущество. Условия распределения определены соглашением или Уставом кооператива.

Порядок ликвидации производственного кооператива

Особенности ликвидирования производственного кооператива устанавливаются в главе 8 Федерального закона №41-ФЗ от 08.05.1996.

В статье 27 утверждается, что кооператив подлежит ликвидации не только после принятия решения общего собрания членов, но и на основе решения суда.

В случае ликвидации по причине банкротства к процессу подключается арбитражный суд, который должен подтвердить ликвидацию, признав организацию несостоятельной.

Пункт 5 статьи 27 закона №41-ФЗ предусматривает возможность членами кооператива назначить ликвидационную комиссию, а пункт 6 дает обязует распределить имущество после закрытия кооператива в порядке, которое установлено в соглашении или Уставе.

Порядок ликвидации потребительского кооператива

Сельскохозяйственный кооператив ликвидируется по правилам, установленным в главе 8 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» .

Пунктом 1 статьи 42 предусмотрена невозможность передачи обязанностей другим лицам при прекращении деятельности кооператива. В остальном правила ликвидации примерно такие же, как и при ликвидации производственного кооператива.

Отдельного внимания заслуживает процесс ликвидации по причине банкротства. В первую очередь руководящая часть кооператива должна выявить признаки наступления этапа, когда организация становится несостоятельной. При их выявлении руководство выполняет следующие шаги:

  1. Оформляет запрос на осуществление ревизии.
  2. Направляет его в ревизионный союз.
  3. Знакомит наблюдательный совет кооператива с итогами проведенной ревизионным союзом ревизии.
  4. Вырабатывает ряд мероприятий, направленных на объявление кооператива банкротом.
  5. Созывает общее собрание членов кооператива.

В ходе собрания правление кооператива должно сделать следующее:

  • уведомить участников об итогах ревизии и причинах ликвидации;
  • избрать представителя, который будет защищать интересы кооператива;
  • определиться с планом мероприятий, цель которых – защитить права участников.

После того, как кооператив ликвидирован, а все требования кредиторов удовлетворены, его члены могут распределить между собой оставшееся имущество.

Важно! Исключением из правил считается недостаточность имущества у кооператива. Тогда для оплаты кредиторам члены кооператива должны внести дополнительные средства, причем сумма определяется на основании Устава кооператива.

Ликвидация ГСК

Закрытие ГСК на сегодняшний день производится на основе главы 2 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

Правила и особенности ликвидаций ГСК схожи с прочими видами кооператива. Причиной этому служит тождественность организаций. Члены ГСК также, как и члены других видов кооператива, вносят деньги, а также другие необходимые ресурсы для улучшения условий работы и достижения поставленных целей.

Решение о закрытии гаражного кооператива принимают либо добровольно (в ходе собрания участники сами голосуют), либо в результате судебных мероприятий (это уже значительно сложнее, поскольку потребует больших денежных затрат).

Отличия реорганизации от ликвидации

Рассмотрим основные отличия реорганизации и ликвидации.

№ п/п Реорганизация Ликвидация
1 Наличие правопреемников Правопреемников нет.
2 При реорганизации создается договор или же передаточный акт. В процессе ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс.
3 Учредитель реорганизованного и/или новосозданного юрлица не может передать свои полномочия какому-либо органу, который бы вёл хозяйственную деятельность. Директор ликвидируемого коллектива передает свои полномочия ликвидационной комиссии.
4 Работодатель не может увольнять сотрудников при изменении формы организации. Работодатель способен расторгать с персоналом трудовые соглашения.
5 Нет необходимости в передаче документации в архив. Обязательная передача документов в архив при ликвидации.

Особенности реорганизации кооператива в форме присоединения

Реорганизация – отличный от ликвидации вариант, когда происходит смена руководства, формата. Это может произойти в том числе путем присоединения к другой организации на законодательной основе.

Что происходит при реорганизации в форме присоединении:

  1. Учредители принимают окончательное решение о присоединении.
  2. Уполномоченные органы власти получают уведомление.
  3. Составляется передаточный акт.
  4. Назначается новый или остается старый адрес регистрации нового юрлица.
  5. Запускается процесс подготовки реорганизации.
  6. Подаются в уполномоченные органы необходимые документы.
  7. Регистрируется новый кооператив.

Всего необходимо четыре документа для проведения реорганизации:

  • заявления юридических лиц, которые готовы к слиянию;
  • учредительные документы;
  • договор о присоединении;
  • передаточный акт.

Также требуется решение собрания каждого члена кооператива.

Принятие решения о реорганизации кооператива общим собранием

Для преобразования юрлица есть одно, но важное условие – решение в ходе общего собрания о реорганизации должно быть единогласным, если другое не указано в законе или в Уставе. Факт того, что реорганизация кооператива уже произошла, вносится в протокол заседания. Это требуется для доказательства в случае возникновения претензий в суде.

Согласно закону, каждый участник кооператива, проходящего стадию реорганизации, обладает правом принятия решения.

Важно! Реорганизация может проводиться при условии, что больше половины участников (в некоторых случаях требуется единогласное решение) согласно на это. Если же проголосовала ровно половина участников или меньше, то тогда реорганизация не будет проведена.

Окончание ликвидации кооператива

Финальным этапом такой процедуры является выплата кредиторам денег ликвидационной комиссией. Согласно законодательству, выплачивают им деньги в порядке очереди. Средства для оплаты берутся из промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ), утвержденного в начале ликвидации.

Важно! Исключением выступают кредиторы пятой очереди. Они получают выплату спустя месяц с момента утверждения ПЛБ.

По окончанию дачи денежных средств кредиторам комиссия производит перерасчет и утверждает окончательный ликвидационный баланс, утвержденный посредством голосования на собрании.

Основываясь на законах, ликвидируемый кооператив производит выплату средств по конкретной схеме. Сначала стоимость пая распределяется между всеми ассоциированными членами. А вот оставшиеся деньги и различное имущество равномерно разделяют между всеми, кто состоит в ликвидируемом кооперативе в соотношении 1:1 (вместе с их паями).

Когда все выплаты были произведены и каждый получил положенную долю, учредители должны обратиться в ЕГРЮЛ, где вносится запись о том, что кооператив полностью ликвидирован. Только после этого кооператив может считаться ликвидированным окончательно. Вся документация передается в госархив, где хранится определенный срок .

Заключение

Реорганизация и ликвидация – два процесса, которым может подвергнуться любой кооператив. Они происходят, если его члены приняли единогласное решение о роспуске или присоединении. Их процесс на первый взгляд кажется очень непростым и тягостным, однако при правильных и быстрых действиях времени уйдет не слишком много.

Всякому руководителю действительно важно знать как проводить эти операции, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо сложностей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: