Методы управления государственным кредитом

Обновлено: 25.04.2024

Значительное воздействие, оказываемое государственным долгом на социально-экономические процессы в стране, обусловливает необходимость организации эффективного долгового управления, представляющего собой процесс разработки и реализации стратегии в целях: привлечения необходимой суммы финансирования; достижения поставленных целей в отношении затрат и риска; решения других задач в области управления государственным долгом, которые может поставить правительство, например развития и поддержания работы эффективного и ликвидного рынка государственных ценных бумаг. [47]

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Традиционно понятие управления государственным долгом рассматривается в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

• формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов;

• определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

• определение основных направлений воздействия на микро– и макроэкономические показатели;

• определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Традиционно управление государственным долгом основывается на следующих принципах :

безусловности — обеспечении точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета — учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней;

единства долговой политики — обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к публично-правовым образованиям низлежащих уровней;

согласованности — обеспечения максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижения рисков — выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальности — создания такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности — предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов , к которым, в частности, относятся:

досрочное погашение — погашение государственного долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг;

рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия — изменение доходности займа;

консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

В зависимости от оснований для применения методы управления государственным долгом могут быть разделены на административные и финансовые. При использовании административных методов все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовые методы базируются в первую очередь на анализе финансовых показателей и нацелены на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

На практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами государства одновременно используются и административные, и финансовые методы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом.

На начало 2008 г. ситуация в области управления государственным долгом РФ характеризовалась следующими параметрами: его объем составляет около 7 % ВВП (для сравнения – критерий долговой безопасности, установленный Маастрихтским соглашением, составляет 60 % ВВП); государственный внутренний долг незначительно превышает государственный внешний долг.

В настоящее время управление государственным долгом РФ осуществляется в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 гг., которые были одобрены Правительством РФ в апреле 2006 г. Согласно этому документу, целями управления государственным долгом РФ в среднесрочной перспективе являются:

• уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;

• сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

• использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;

• использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

За 2007–2009 гг. Министерство финансов РФ запланировало разместить государственные ценные бумаги Российской Федерации на общую сумму 897 млрд руб. Учитывая действующие графики погашения «старых» выпусков, государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, увеличится с 1032,1 млрд руб. до 1644,2 млрд руб.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом

54. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулированияпонимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со

2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом

2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со

Вопрос 4 Базовый перечень принципов (компонентов) эффективного управления общественными финансами

Вопрос 4 Базовый перечень принципов (компонентов) эффективного управления общественными финансами В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными (государственными и муниципальными) финансами имеет фундаментальное значение

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

115. Стиль и методы руководства и управления в органах прокуратуры

115. Стиль и методы руководства и управления в органах прокуратуры Для стиля работы органов прокуратуры необходимы и характерны:– тщательное и глубокое изучение всего круга вопросов, связанных с укреплением законности и правопорядка;– широкая общая и профессиональная

Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом

Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом 1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.2. Управление

Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации

Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации -наказывается ограничением

Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации

Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации –наказывается ограничением

Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управленияМетоды государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти 1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов,

Методы и правовые акты государственного управления

Методы и правовые акты государственного управления Методы государственного управления – это способы осуществления функций госуправления. Сущность методов госуправления определяется его социальной природой и свидетельствует о функционировании механизмов

ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления

ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления 1. Методология государственного управления Методология и методы изучения государственного управления. В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном)

1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления

1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления Цель является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления — то, что должен достичь субъект управления, конечный

Управление государственным кредитом может рассматриваться в широком смысле.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т. п. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов, высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления промышленно развитых стран как одна из наиболее актуальных задач.

В узком смысле слова.

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий. В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

- эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

- обеспечение своевременного возврата кредитов;

- максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. В Республике Беларусь Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь. [2, ст. 5]

В числе финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным кредитом, наиболее распространены следующие:

1) Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга.

Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны – заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования. К сожалению, РБ (по некоторым оценкам МВФ, ВБ, ЕБРР) имеет рейтинг, не указывающий на ее особенную инвестиционную привлекательность.

Очевидно, что с точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о применении помимо рефинансирования таких механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация.

Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.

2) Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжившийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему. В целях снижения расходов по управлению госдолгом государства чаще всего снижет размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредитов [16, с.334].

3) Государство, заинтересованное в получении займов, на длительные сроки, достигает этого за счет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения.

Когда внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство предпринимает определённые меры, чтобы его уменьшить. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если они имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженности в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

4) Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.

В принципе, новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).

5) Унификация – объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Это метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

6) В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и от погашения в полноценных деньгах по ее облигациям, продававшимся им за обесценившуюся валюту.

7) Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. При этом отсрочка погашения внешних займов как правило, проводится по согласованию с кредиторами и может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним [9, с.27].

8) В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е.

его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей [8,с.164].

9) В последние два десятилетия широкое распространение на мировом финансовом рынке получила тенденция к превращению отношений между кредиторами и должниками в оборотоспособное имущество. Эта тенденция получила название секъюритизация.

Следует сказать, что в течение ближайших 2—3 лет необходимо также создать благоприятные условия для выплаты долговых обязательств и разработать эффективную систему управления внешним государственным долгом. В настоящее время уже разработан проект Концепции по управлению внешним долгом до 2015 г., ведется работа над стратегией управления государственным долгом на кратко- и среднесрочный период. Возможным направлением совершенствования системы управления долгом могло бы стать создание долгового агентства. Это самостоятельная структура, которая будет осуществлять аналитический учет операций по внешнему и внутреннему долгу всех секторов экономики, т. е. будет формировать управленческую отчетность для принятия Министерством финансов решений в области управления долгом. Агентство должно создаваться путем принятия отдельного закона, в котором будут определены его права и обязанности, полномочия, методы контроля за его деятельностью. Министерство финансов будет разрабатывать стратегию и годовые программы в области управления долгом; определять потребности бюджета в заемных средствах; осуществлять от имени Правительства эмиссии ценных бумаг на внутренних и внешних рынках; проводить переговоры от лица Правительства с иностранными и внутренними кредиторами, регистрировать внешние государственные займы. Кроме того, за Министерством финансов останутся функции по осуществлению платежей и операций, связанных с обслуживанием долга.

Но существует и ряд проблем: нехватка денег у предприятий, недоверие к правительству у населения, нежелание сотрудничать с ним, боязнь новизны и т.д. Для того чтобы их успешно решить правительству необходимо вести последовательную и экономически обоснованную политику государственного кредита, который по сути является “палкой о двух концах”, которая при неправильном обращении может больно ударить по затылку белорусской экономики.


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Понятие и необходимость государственного кредитования

Государственное кредитование является частью системы государственных финансов. Поскольку государству для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны налоговых средств бывает, зачастую, недостаточно, возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах. Государство должно располагать возможностями финансирования запланированных государственных расходов, регулирования макро- и микроэкономических процессов, воздействия на социальную и денежно-кредитную политику. Подобная деятельность государства становится возможной благодаря государственному кредитованию.

Государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты предоставляются российским хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), иностранным государствам, иностранным хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), международным организациям. Исходя из этого, государственное кредитование может быть внутренним и внешним (рис. 1):

Поскольку государство может как получать кредиты, так и предоставлять их, следует различать понятия «государственный займ» и «бюджетный кредит».

Если государство получает кредиты, такие отношения называются государственным займом. Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства, международные финансово-кредитные организации.

Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга.

Готовые работы на аналогичную тему

Если государство выдает кредиты, используется понятие «бюджетный кредит» – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление денежных средств субъектам хозяйствования (физическим и юридическим лицам), бюджетам нижестоящего уровня бюджетной системы страны, а также иностранным государствам на условиях возвратности, срочности и платности. Таким образом, «бюджетный кредит» охватывает также сферу межбюджетных отношений. В связи с этим в экономической литературе различают понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету другого уровня как на возмездной основе на ограниченный срок, так и безвозмездно.

На практике государство, как правило, является заемщиком. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Формы государственного кредита

Государственный кредит можно классифицировать следующим образом:

по срокам действия долговых обязательств страны:

  • краткосрочные займы (до $1$ года);
  • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
  • долгосрочные займы ($5-30$ лет).

по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

  • за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
  • за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;

по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

  • займы, реализуемые среди населения;
  • займы, реализуемые среди юридических лиц;
  • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;

по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

  • процентно-выигрышные (ежегодный твердый доход держателя или одноразовая процентная выплата при погашении займа);
  • выигрышные (доход держателя в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг);
  • беспроцентные (целевые) займы.

по методам размещения:

  • добровольные займы;
  • займы, размещаемые по подписке;
  • принудительные займы.

Управление государственным кредитом

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

Понятие государственного долга и сущность управления им

Под государственным долгом понимают величину задолженности государства собственным или иностранным физическим и юридическим лицам.

Государственный долг делится на два вида:

Под управлением государственным долгом понимают систему финансовых мероприятий, проводимых государством в целях погашения задолженности по займам, а также по выплате доходов по этим займам, изменению условий и сроков выпуска займов, выпуска новых долговых обязательств.

Управление государственным долгом представляет собой одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики. Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. К числу этих этапов относятся:

  • во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
  • во-вторых, этап погашения государственного долга;
  • в-третьих, этап обслуживания государственного долга.

Источниками погашения государственного долга выступают средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; а также денежные средства, полученные в результате новых заимствований.

Задачи управления государственным долгом

Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
  2. минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
  5. достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
  6. координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
  7. диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.

Характеристика методов управления государственным долгом

Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов. К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов. В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.

Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:

  • финансовые методы управления государственным долгом;
  • административные методы управления государственным долгом.

В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели. Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти. Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.

Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: