Можно ли брать машину в кредит по исламу

Обновлено: 27.04.2024

Мало кто знает что религия Ислам запрещает брать кредиты. Но это действительно так. Священном писании относительно кредитов и процентов говорится:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы (процентов), если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо»,

Обращаясь к смыслам сказанного, мы видим, что в исламе запрещено давать деньги под проценты и брать их (риба). Аллах повелевает Своим верующим рабам быть богобоязненными. Он предостерегает их от того, что приблизит их к Его гневу и отдалит их от Его милости. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха», так как Он следит за всем, что вы делаете. «Не берите оставшуюся часть лихвы», то есть, не берите с людей проценты. «Если только вы являетесь верующими», в частности в то, что Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество.

Сообщается, что ниспослание этого аята было связано с Амру ибн Умейра из племени Сакиф и аль-Мугира из племени Махзум, которых в доисламский период связывали ростовщический договор. С приходом ислама оба племени приняли ислам, и племя Сакиф потребовало от племени аль-Мугира заплатить по договору, на что племя аль-Мугира ответило: «По исламу мы не должны платить проценты». Тогда Итаб ибн Усайд, заместитель Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в Мекке, написал ему об этом , и тогда был ниспослан этот аят, который он послал ему в ответ: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну». После этого они сказали: «Мы каемся пред Аллахом и не берем оставшуюся часть лихвы» и отказались от всех процентов. Это история приводится у ибн Джурайдж, Мукатиль и ас-Судди.

Как мы видим, этот аят служит сильной угрозой тем, кто продолжает заниматься ростовщичеством, после того как Аллах ниспослал это предупреждение. Ибн Джурайдж сообщил, что ибн Аббас сказал по поводу этого аят: «Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну»: «Это значит: «Будьте уверены, что Аллах и Его Посланник объявят вам войну». То есть, если вы берете проценты, то вы вразрез идёте с учением Аллаха и Его посланника и совершаете великий грех!

Война – это вражда, поэтому не логично враждовать с тем, в Кого веришь, ждешь от Него милости и прощенья и чьё ученье придерживаешься. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, в своей проповеди во время прощального паломничества произнес:

«Все лихоимство времен невежества (с этого дня) считается аннулированным, вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом — Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом!»,

– передано ибн Абу Хатимом.

Всевышний Аллах строго запретил рост или ростовщичество, но сегодня весь мир, включая и мусульманский, – во власти ростовщиков. Мы не задумываемся с вами, когда оформляем кредит и не видим в этом ничего задорного. Но грех очень велик. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, предвидел это и говорил: «Настанет время, когда будет невозможно найти ни одного человека, который не был бы задействован в ростовщичестве. И если кто-то утверждает, что он не задействован в этом, то наверняка, «испарения» (то есть вовлечение его в этот процесс) ростовщичества настигнут его (косвенно он тоже будет задействован)» ,– передано Абу Даудом.

Но, наверное, самые серьезные наставления относительно ростовщичества приводятся в следующих изречениях: Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Когда Пророк произносил проповедь, он упомянул о ростовщичестве, очень жёстко выражался насчёт неё и сказал: в Исламе грех одной серебряной монеты (дирхам), приобретённой от ростовщичества, тяжелее, чем шестьдесят три прелюбодеяния», – имам Ахмад.

Также пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ростовщичество имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…», – передано имамом Хакимом. Как бы хорошо было бы если все перестали бы брать кредиты, банки развалились бы. Машины, жилье стало бы доступным.


Недавно я ездила из Дагестана в соседний край, в командировку. И обратила внимание на…, а точнее говоря, на меня со всех сторон смотрят… рекламы кредитов. Это какой-то напор на человека: на рекламных щитах (причём их очень много), во всех маршрутках, троллейбусах и автобусах, с телеэкранов и газет «Кредит даром», «Моментальный кредит под автомобиль», «Ипотека» и т.д. и т.п. Мы даже живём в квартире, которая куплена в ипотеку, и хозяйка вынуждена её сдавать, чтобы оплачивать кредит. Она мне говорит: «Никогда в жизни больше не возьму кредит и других буду отговаривать!». Так замучил их этот долг, что они с семьёй уехали на север зарабатывать деньги для выплаты ипотеки, а уже ведь не молодые и всё для сыновей… Парни теперь советуют родителям продать эту квартиру, мол, сами себе заработают, и нечего из-за них родителям мучиться.

В этом городе жители разных вероисповеданий, и нет разницы, кто ты – кредит (с процентами) в любой религии запрещён. Сейчас банковская система так построена, что есть даже появился термин «экономическое рабство».

Взяв кредит, человек становится слишком ограниченным в своих желаниях. Но, с другой стороны, именно эти желания и приводят к кредиту. Хотите сказать замкнутый круг? Ну что вы. Мы просто из-за этого изобилия разучились накапливать деньги на что-либо. Терпения не хватает. Терпение – это удержание себя от страстей, и от всего того, что уводит в сторону страстей и от пути Всевышнего. Человек, который не желает из-за своей гордости терпеть и следует за страстями, превращается в животное. Сплошные прихоти без здравого рассуждения.

А рекламные щиты так и манят что-то купить в долг. Тяжко, тяжко человеку, не понимающему, что будет дальше. Хвала Аллаху, Который дал нам замечательных алимов, чтобы они нам разъяснили о дозволенном и запретном в Исламе, т.е. в нашей повседневной жизни.

Как-то пришла я недавно в гости к своей знакомой, а она – в подавленном состоянии: «Что случилось?» «Устала я, замучили эти кредиты! Сколько можно их платить? Когда брали, не думали, что будет такая кабала». «И сколько ещё осталось?» – невольно поинтересовалась я. «Лучше и не спрашивай, – вздохнула она,– 25 лет. Брали на 30, пять лет уже прошло, так что ещё всё впереди. Мы на себя с мужем брали небольшие кредиты. А этот, теперь ставший кошмаром, брали даже не для себя, а для свекра, на «раскрутку» его торговли, хотели помочь. Так вышло, что два года назад он умер, а в наследство нам оставил этот ужас, по-другому и не скажешь».

Если даже мне, постороннему человеку, это было страшно услышать, а какого же ей? Один Аллах Знающий. Потом она поведала о том, что раньше не соблюдала требования Ислама, хотя её предупреждали о том, что кредиты брать нельзя. Теперь-то она об этом знает и раскаялась, а кредиты-то висят, как ярмо на шее. Дети подрастают, потребностей больше. За эти пять лет случилось, что её муж полтора года на постоянном месте не работал, а она с младенцем на руках. И как пошёл счетчик пеней, суды, кое-как уладили. И чтобы из этого выкарабкаться, нужно что-то ценное продать, было бы что. А свёкру на том свете – мучения за этот кредит.

Не зря же Всевышний Аллах запретил растовщичество (риба). Кредит, взятый у государства, является ростовщичеством (риба). Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-манхадж», т. 3, с. 97).

А вот другой случай. Это пример того, как дети хотели помочь своим родителям (получается харамом). Дочь знакомой женщины взяла в кредит 800000 рублей и, как это часто бывает, рассчитывали по одной версии, а выходит всё по-другому. Муж этой дочери через некоторое время теряет постоянную работу. А пока устраивается на другую, относительно стабильную, естественно, проходит определённое время и начисляется приличная пеня в банке. Теперь престарелая мать вынуждена, чтобы помочь детям, устроиться сторожем в школу и мыть полы в классах. А ведь у неё здоровье неважное: и давление скачет и ноги крутит. Через некоторое время она на работе потеряла сознание, вызвали скорую помощь. Вот работа только не спрашивает, как ваше самочувствие. Некуда деваться.

К сожалению, таких примеров множество. Вы и сами, наверное, замечали, что у тех людей, которые берут кредиты (харамные) обязательно возникают трудности с их выплатой. Ведь не зря же говорят: «Кабала». То, в чём есть запрет, никогда не будет благодатным. Если вы не думаете о себе, то пожалейте хотя бы своих родных и детей, ведь они не обязаны расплачиваться за ваши удовольствия.

Одним из плодов терпения является успех и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У великого изобретателя спросили: «Как ты добился таких высот?». Он сказал: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Всевышний говорит в Коране (смысл): «Аллах дал им Рай потому, что они терпели». Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, те, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего – дворцы в Раю за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие». В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, те, кто входит в Рай с тем, что вы терпели и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтоб эти слова мы услышали в Судный день! Амин.

Как не впасть в харам, имея дело с банком?

Сын оформил кредит в банке и на заемные средства собирался приобрести машину. Когда он собрал все документы, и уж было собирался получить деньги, услышал, что получение кредита в банке является греховным. Как это понимать, ведь он не вкладывает деньги, чтобы получить с них прибыль, а наоборот, берет деньги в долг сам, чтобы затем отдать банку свои кровные и в большей сумме, чем взял?

Действительно, подобный вопрос довольно часто можно слышать от наших единоверцев. Многие наши сограждане вынуждены поступать так, когда не хватает средств на приобретение дорогой мебели, бытовой техники или объектов недвижимости. Однако это деяние соизмеримо по своему значению с вкладными операциями в банковской сфере и потому многие вынуждены испытывать некоторое замешательство.

Нет сомнения в том, что открытие в банке счета и вложение денег с целью получения процентов по вкладу является недопустимым для мусульманина.

Пророк Муса (мир ему) считал правомерным это деяние и пытался доказать, что в этом нет ничего предосудительного. Ведь что получается: заемщик, ввиду недостаточности средств, берет в долг эти деньги в банке и впоследствии вынужден возвращать деньги в большем объеме, по своей сути это лицо выступает в роли нуждающегося, должника. В отличие от заемщика, банк выступает в роли хозяина положения, кредитно-финансовое учреждение процветает за счет оборота финансов, собирая обильный «урожай», и только часть из этих средств предоставляет заемщикам.

Ростовщичество, как это было при Пророке Мусе (мир ему) и как убеждал он, являлось всего лишь предрассудком. В отличие от настоящей действительности. Потому лучше, чтобы снять все сомнения, брать в долг там, где не потребуется отдавать средства сверх заемной суммы. Так как известен хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), в котором он призывал сторониться всего того, что вызывает сомнения.

И последнее, хранение денег в банке с целью их сбережения не считается греховным, а иначе где же их хранить. Необходимо правильно понимать риба-ростовщичество. Суть риба состоит в том, чтобы ссудить определенную сумму денег нуждающемуся с целью получения при возврате с процентами.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

В нашей местности многие мусульмане берут в банке кредиты или ипотечные ссуды на покупку машины или квартиры, оправдывая себя тем, что это якобы необходимая вещь, без которой нельзя обойтись. Как объяснить им, что этого делать нельзя?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Известно, что мусульманам строго запрещено брать кредиты. Займы и ипотечные кредиты, представляемые банками и финансовыми учреждениями, как правило, взимают проценты, которые человек должен выплачивать банку или иному учреждению.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) проклял тех, кто так или иначе будет связан с ссудным процентом (риба), как передает Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял человека, который дает взаймы под проценты, того, кто берет кредит, двух свидетелей сделки и человека, который записывает эту сделку» (Тирмизи, хадис 1206).

В Коране также содержатся серьезные предупреждения тем, кто участвует в риба – Аллах объявляет войну тем, кто не обращает внимания на этот запрет:

В этом аяте сказано, что если человек будет игнорировать запрет на риба, Аллах объявит ему войну. Если Сам Милосердный Творец произносит такие суровые слова, можно себе представить, каким грехом является ростовщичество перед Аллахом. Если сверхдержавы объявляют войну более слабым странам, мы знаем, какие разрушения могут наступить вследствие этой войны. Здесь же Сам Всевышний объявляет войну тем, кто нарушит запрет. Трудно себе представить – как тяжелы будут последствия, с которыми придется столкнуться в будущей жизни нарушителям этого запрета.

Риба имеет негативные последствия не только в будущей жизни, в этой жизни человек также сталкивается с трудностями. Именно поэтому большинство тех, кто берет кредиты, несут последствия этого много лет, выплачивая двойную и тройную сумму капитала из-за ссудного процента.

Одной из главных причин, почему шариат запрещает процент (риба), является то, что он (ссудный процент) служит формой угнетения и несправедливости. Бедные становятся еще беднее, а богатые – еще богаче, притесняя бедных. В этом запрете на риба проявляется справедливость Ислама, потому что все законы Аллаха являются милостью для Его рабов.

Следовательно, мусульмане должны воздерживаться от риба, насколько это возможно, и наоборот, прилагать все усилия, чтобы организовать исламские банки, работающие на беспроцентной основе. С ростом числа мусульман, многие неисламские страны начинают работать с системой исламских финансов из-за возросшего спроса. Мусульманская община в данной стране должна прилагать все усилия, чтобы в их стране работала система исламских финансов.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Во-первых, необходимо пояснить, что риба – это любой договорной прирост в отношениях займа. Это запрещено, считается одним из тяжких грехов и проявлением непослушания Аллаху. Всевышний Аллах и его Посланник объявляют войну участникам договоров, основанных на риба, как об этом сказано в Коране:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил Аллаха разгневаться на тех, кто совершает сделки, предполагающие риба, – и на тех, кто дает ее, и на тех, кто подписывает соответствующий договор. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также отнес сделки с риба к более тяжким грехам, чем прелюбодеяние. Оба изречения Пророка считаются достоверными хадисами.

На Ваш вопрос отвечает д-р Монзер Кахф: "Риба запрещена, и об этом ясно сказано и в Коране, и в Сунне. Любой прирост нематериальных или материальных активов по договору о займе, несомненно, является риба, независимо от того, является ли человек заемщиком или заимодавцем, участвует ли в этих сделках банк, учреждение, правительство или физическое лицо, и каковой бы ни была цель займа. В Коране несколько раз упомянуто о случаях крайней необходимости и об обстоятельствах, допускающих послабления любых запретов. Очевидно, что нужда должна быть настоящей и иметь отношение к запрету.

Что касается запрета риба, то запрещены четыре вещи, и в трех из них вряд ли когда-нибудь возникнет необходимость (из-за которой придется нарушить запрет), если не считать принуждения силой. Это взимание процентов, составление договора и участие в качестве свидетеля такого договора. Но получение процентов может стать необходимостью, и самый простой тому пример – голод, а еду при этом можно приобрести, лишь взяв процентный кредит. Если автомобиль нужен для работы, то это может быть той необходимостью, которая оправдывает процентный кредит. Но чтобы определить, действительно ли это необходимо, нужно убедиться в следующем: работа, для поездок на которую нужен автомобиль, должна быть единственной, на которую можно устроиться; доход с этой работы также должен быть основным источником средств на жизнь; автомобиль должен быть единственным средством транспорта, на котором можно добраться до работы; кроме кредита, основанного на риба, не должно быть никаких других средств для оплаты машины; этот автомобиль должен быть самым дешевым – он должен служить лишь для поездок на работу; величина кредита должна быть тем минимумом, который необходим в случае исчерпания всех остальных возможных источников средств, сбережений и т.п.

Соблюдая эти условия, необходимо помимо прочего понимать, что оценивать соответствующие обстоятельства и проверять их истинность будет лишь Всезнающий Аллах – Тот, Кого нельзя перехитрить или обмануть. Очень часто существуют другие средства передвижения; другие источники финансирования покупки, такие как семья или друзья. Есть другие формы финансовых договоров, разрешенных Шариатом, такие как лизинг. Я считаю, что очень трудно определить, является ли покупка автомобиля необходимостью, хотя такая возможность теоретически существует".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: