Незаконное получение кредита административная ответственность

Обновлено: 15.05.2024

1. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином о своей несостоятельности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

2. Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица либо индивидуального предпринимателя или гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарии к ст. 14.12 КОАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение положений Федеральных законов от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп.), от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп.).

Нормы данной статьи направлены на охрану экономических интересов государства, прав и интересов собственников - коммерческих организаций и кредиторов, обеспечение стабильности и добропорядочности предпринимательских отношений, а также на защиту работников от незаконного лишения рабочих мест.

2. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается административная ответственность за фиктивное банкротство. При этом в диспозиции статьи дается определение фиктивного банкротства как заведомо ложного объявления руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Отметим, что в отличие от утратившего силу Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит определений фиктивного или преднамеренного банкротства. Таким образом, единственным легальным определением фиктивного банкротства является определение, изложенное в комментируемой статье и ст. 197 УК РФ.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, включает заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение в арбитражный суд с иском о признании его банкротом при наличии обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.

4. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается административная ответственность за преднамеренное банкротство, т.е. совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Так же как и в ч. 1 данное определение преднамеренного банкротства является фактически единственным легальным определением (см. ст. 196 УК РФ).

Объективная сторона правонарушения включает, в том числе, действия по заключению заведомо невыгодных, не соответствующих нормальной деловой практике сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя, уменьшения активов, фиктивного отчуждения имущества и т.п.

Согласно п. 2 ст. 34 названного Закона по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется арбитражным управляющим собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования.

6. Субъекты правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, определены диспозициями соответствующих норм. К ним относятся индивидуальный предприниматель, руководитель должника (единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности - ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), а также учредитель (участник) юридического лица, который может быть отнесен к категории должностных лиц в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса.

Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, административной ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство не несет.

7. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются с прямым умыслом.

8. Ответственность по данной статье наступает, если действия лица не содержат признаков уголовного преступления.

Статьей 196 УК РФ установлена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, т.е. совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.

Статья 197 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным ущербом в ст. ст. 196 и 197 УК РФ признается ущерб в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

9. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 10 ч. 2 ст. 28.3).

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.29 КоАП

1. Объект правонарушения - имущественные интересы субъектов предпринимательской деятельности, установленный порядок кредитования - одного из основных механизмов финансирования предпринимательской деятельности.

Комментируемая статья направлена на обеспечение условий для формирования информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Закона и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Кредитный отчет представляет собой документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с упомянутым Федеральным законом.

Субъект кредитной истории - это физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история, а пользователь кредитной истории - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Бюро кредитных историй представляет кредитный отчет: пользователю кредитной истории, субъекту кредитной истории, в Центральный каталог кредитных историй, в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве.

Бюро кредитных историй представляет кредитный отчет пользователю кредитной истории на основании договора об оказании информационных услуг, заключаемого между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй.

Физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, имеют право на получение кредитных отчетов только в случае, если они являются субъектами соответствующих кредитных историй, по которым запрашиваются кредитные отчеты.

Основная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории только на основании запроса, содержащего полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.

Кредитные отчеты предоставляются субъекту кредитной истории по его запросу в одной из двух форм:

1) в письменной форме, заверенной печатью бюро кредитных историй и подписью руководителя бюро кредитных историй или его заместителя;

2) в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи руководителя либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй.

Кредитный отчет предоставляется в срок, не превышающий 10 дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о его предоставлении. Договором о предоставлении кредитного отчета пользователю кредитного отчета может быть предусмотрен более короткий срок его предоставления.

Кредитный отчет предоставляется пользователям кредитных историй только в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи руководителя бюро кредитных историй либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй.

Основная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории с письменного или иным способом документально зафиксированного согласия субъекта кредитной истории. В этом согласии должны быть указаны наименование пользователя кредитной истории и дата его оформления.

Нарушение указанных требований является основанием привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Судебная практика по статье 14.29 КоАП

Садомов Николай Георгиевич (далее - заявитель, Садомов Н.Г.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене определения Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган, Банк России) от 26.07.2019 N 98346/1040-1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эквифакс Кредит Сервисиз" (далее - общество) и решения от 30.08.2019 N РНЖ-31-6-19/113 по жалобе на указанное определение.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Банка России от 2 июня 2021 г. “Усиливается ответственность за незаконное предоставление потребительских кредитов, займов и ипотеки”


Обзор документа

Информация Банка России от 2 июня 2021 г. “Усиливается ответственность за незаконное предоставление потребительских кредитов, займов и ипотеки”

Для нелегальных кредиторов увеличиваются штрафы и вводится уголовная ответственность за предоставление потребительских кредитов и займов, включая ипотеку. Соответствующие законы, в разработке которых принимал участие Банк России, одобрены 2 июня Советом Федерации.

Уголовная ответственность будет грозить нелегальным кредиторам, которые предоставляют крупные займы (на общую сумму от 2,25 млн рублей) и ранее неоднократно привлекались к административной ответственности за такую деятельность. А принятые поправки в КоАП РФ усиливают административную ответственность нелегальных кредиторов, в том числе вводят штраф за повторное правонарушение: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 50 тыс. до 200 тыс. рублей, для юридических лиц - от 500 тыс. до 2 млн рублей.

Вступление в силу законов будет способствовать пресечению деятельности нелегальных кредиторов и снижению уровня мошенничества в отношении граждан.

Банк России предупреждает людей об опасности взаимодействия с нелегальными кредиторами и напоминает, что предоставлять потребительские кредиты и займы имеют право только банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК) и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК).

Ипотечные кредиты и займы на непредпринимательские цели могут выдавать банки, КПК, СКПК, МФО (с рядом ограничений), АО "ДОМ.РФ" и уполномоченные им организации, а также ФГКУ "Росвоенипотека".

Обзор документа

Для нелегальных кредиторов увеличиваются штрафы и вводится уголовная ответственность за предоставление потребительских кредитов и займов, включая ипотеку.

Банк России предупреждает людей об опасности взаимодействия с нелегальными кредиторами и напоминает, что предоставлять потребительские кредиты и займы вправе только банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК) и с/х кредитные потребительские кооперативы (СКПК).

Ипотечные кредиты и займы на непредпринимательские цели могут выдавать банки, КПК, СКПК, МФО (с рядом ограничений), АО "ДОМ.РФ" и уполномоченные им организации, а также ФГКУ "Росвоенипотека".

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.11 КоАП РФ

Статья 14.11 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконное получение кредита или займа.

Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.11 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере финансов, предоставления заемных средств в качестве займа или кредита.

Объективная сторона деяния заключается в получении кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, т.е. выполнении правонарушителем действий, направленных на введение банка или иного кредитного учреждения в заблуждение относительно хозяйственного положения или финансового состояния соискателя кредита или займа. Указанные действия выражаются посредством представления кредитному учреждению заведомо недостоверной документации, отражающей ложные сведения о состоянии данного субъекта.

Субъектом данного правонарушения может быть признано любое лицо, которому действующим законодательством предоставлено право получения кредита или займа, т.е. физическое или юридическое лицо. Поскольку в интересах юридического лица объективную сторону выполняет его представитель - должностное лицо, то оно также может рассматриваться в качестве субъекта административной ответственности по настоящей статье.

На практике следует различать составы ст. 14.11 КоАП РФ и ч. 1 ст. 176 Уголовного кодекса РФ "Незаконное получение кредита". В ч. 1 ст. 176 Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также, обязательным признаком ч. 1 ст. 176 Уголовного кодекса РФ является наступление последствия в виде крупного ущерба.

Субъективную сторону составляет прямой умысел виновного лица.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 14.11 КоАП РФ:

Челябинска от 6 февраля 2012 г. и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 5 апреля 2012 г., вынесенные в отношении Зейферт И.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Зейферт И.М. административного наказания в виде конфискации игрового оборудования.

Таким образом, действия Покровской М.М. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Потапов В.В признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с конфискацией игрового оборудования: монитора серого цвета «Асег» АЫ717.

Кодекс об административных правонарушениях > Раздел II КоАП РФ. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ > Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КОАП РФ - документы Пленума и Президиума ВС

"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

КОАП РФ - последние изменения и законы

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

"Об исполнительном производстве"

"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О государственной службе российского казачества"

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

"О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации"

"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: