Основное отличие государственного кредита от банковского кредита это

Обновлено: 03.05.2024

Под государственным кредитом понимается деятельность государства, урегулированная нормами и правилами финансового права, которая направлена на получение кредита, т.е. денежных средств от юридических и физических лиц или же других государств на условиях срочности, возвратности, добровольности и возмездности.

Государство по отношению к другим странам может быть и должником, и кредитором.

Денежные средства, взятые взаймы у населения, субъектов хозяйствования и других стран поступают в распоряжение государственных органов, становясь тем самым дополнительными финансовыми ресурсами. Они могут использоваться в качестве планируемого бюджетного ресурса, ресурса для пополнения внебюджетных фондов, инвестиционного ресурса. Однако, государственные займы чаще всего используются, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

Источник погашения государственных займов – это средства бюджета, в котором данные расходы выделяются ежегодно в отдельную строку. Если бюджетный дефицит растет, то государство может рефинансировать государственный долг посредством выпуска новых займов.

Государственными займами могут быть казначейские ссуды, которые выражаются в предоставлении финансовой поддержки организациям и предприятиям за счет средств бюджета на условиях срочности, возвратности и платности. Государственная экономическая деятельность обуславливает необходимость оказания финансовой помощи для налаживания деятельности тех промышленных отраслей и предприятий, в которых страна заинтересована. Отличием казначейской ссуды от банковской является то, что первая предоставляется на льготных условиях и не имеет коммерческих целей, выступает средством поддержки властных или экономических структур, важных для государства.

Характеристика банковского кредита

В современном Гражданском кодексе РФ содержится два близких понятия: кредит и заем.

Готовые работы на аналогичную тему

Займ характеризуется передачей одной стороной другой стороне не только денег, но и вещей.

Кредит является частным случаем договора займа, поэтому предполагает:

  • Отсутствие беспроцентности, если другое не предусмотрено в договоре;
  • Передачу кредитором заемщику только лишь денежных средств и во временное пользование;
  • Кредитором является не любое лицо, а соответствующая кредитная организация.

Банковское кредитование представляет собой совокупность отношений банка (кредитора) и заемщика по вопросам:

  • Предоставления заемщику определенной суммы для целевого использования;
  • Своевременного возврата;
  • Выплаты заемщиком процентов за пользование денежными средствами.

Банковские кредиты могут быть классифицированы по нескольким признакам. Рассмотрим основные из них.

По группам заемщиков выделяются:

  • Кредиты организациям и предприятиям;
  • Кредиты банкам;
  • Кредиты физическим лицам.

По сроку использования:

  • Кредиты до востребования;
  • Срочные кредиты, которые также делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  • Крупные кредиты;
  • Средние кредиты;
  • Мелкие кредиты.

По обеспечению выделяют кредиты:

По методу выдачи ссуды:

  • Компенсационные ссуды, т.е. направляемые на расчетный счет конкретного заемщика для возмещения его собственных средств, которые были вложены в затраты;
  • Платежные ссуды, т.е. направляемые непосредственно на оплату на погашение расчетно-денежных документов, которые предъявляются заемщику для оплаты кредитуемых мероприятий.

По методу погашения:

  • Банковские кредиты, погашаемые частыми;
  • Банковские кредиты, погашаемые единовременно.

По виду процентной ставки банковские кредиты подразделяются на кредиты с фиксированной процентной ставкой и с плавающей. Фиксированная процентная ставка предполагает установление на весь срок кредитования некоторой величины процентной ставки, которая не подлежит пересмотру. В данном случае заемщик оплачивает проценты по неизменной ставке процента вне зависимости от рыночных колебаний. Российская практика банковского кредитования использует чаще всего фиксированную процентную ставку. В случае с плавающей процентной ставкой ее размеры постоянно пересматриваются.

Также банковские кредиты делятся по назначению. Выделяют:

  • Промышленные;
  • Сельскохозяйственные;
  • Ипотечные;
  • Потребительские.

Промышленные кредиты предоставляются организациям и предприятиям на развитие производства и другие нужды.

Сельскохозяйственные кредиты предоставляются крестьянским хозяйствам, фермерам для содействия их деятельности.

Ипотечные кредиты предоставляются под залог недвижимости для строительства или приобретения готового жилья.

Потребительские кредиты выдаются физическим лицам для покрытия неотложных нужд, покупку квартиры, автомобиля, ремонт и т.д.

Сравнительная характеристика банковского и государственного кредита

Рассмотрим основные отличия государственного кредита от банковского.

Если говорить об участнике кредитных отношений, то государство в них обычно является заемщиком, должником, а банк же выступает как правило кредитором.

Использование капитала в случае государственного кредита непроизводительное, т.к. средства покрывают бюджетный дефицит, а не принимают участие в производстве материальных ценностей, при банковском кредите капитал используется производительно.

Результатом кредитных отношений при государственном кредите становится государственный внутренний долг, при банковском – договор банковской ссуды.

Государство при заключении долгосрочных договоров займа не обеспечивает их залогом, если же заключается договор долгосрочной банковской ссуды, то обязательно необходимо предоставить залог.

В некоторых случаях при государственном кредите присутствует элемент принуждения, а договора банковских кредитов заключаются на условиях равенства двух сторон.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

Государственный кредит Банковский кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит , как правило, не предусматривает экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

1. Программа государственных внешних заимствований;

2. Программа государственных внутренних заимствований.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

- выпуск ценных бумаг от имени РФ;

- договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;




- договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.

2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Классификация займов по форме юридического оформления
Облигационные (эмиссия ценных бумаг) - Казначейские обязательства - Облигации.
Безоблигационные Различные договора, соглашения и пр.

В отличии от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Доход по казначейским обязательства выплачивается только в виде процентов. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

По срокам погашения бессрочных займов условия и сроки погашения в момент выпуска займа, как правило, не определены, оговариваются лишь процент по займу и нередко защита от обесценения.

Эффективность государственных займов, или эффективность государственных кредитных операций, выражается через отношение суммы превышения поступлений над расходами по осуществлению государственного займа к сумме расходов, выраженных в процентах.

Э= (П-Р)/Р х100%.

Где:

П – поступления от государственного займа;

Р – расходы по обслуживанию государственного займа.

Основную долю расходов при проведении государственного займа составляют выплаты процентов и выигрышей по займу. К расходам относятся также затраты на изготовление и реализацию ценных бумаг, обслуживающих заем, на проведение тиражей выигрышей, тиражей погашения, если это предусмотрено условиями займа.

В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой - физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит - это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Различия государственного кредита от банковского

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Потребность в кредите

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита

Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена

2. Экономические интересы субъектов

3. Назначение кредита

Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер

С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота

5. Срок возврата

Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют

Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции

6. Влияние на состояние денежной массы

Сокращает объем денежной массы

Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]

ГК – одна из форм мобилизации денежных ресурсов государства с целью выполнения им своих функций.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а предприятие и население его кредиторами. В сфере международных кредитных отношений государство выступает и в роли заемщика, и в роли кредитора.

Основным инструментом кредитных отношений в международной сфере выступает кредит. Внутри страны - государственные ценные бумаги.

Государственный кредит предоставляется на принципах срочности, платности, возвратности, но отличается от банковского кредита.

Отличия государственного и банковского кредитов:

Признак отличия Государственный кредит Банковский кредит
Цель использования Для покрытия бюджетного дефицита В целях обеспечения процесса расширенного воспроизводства и развития предприятия
Получатели Органы ГВ и управления ЮЛ
Юридические последствия нарушения сроков возврата Как правило, государству не предусматриваются экономические санкции Срок возврата строго определен в кредитном договоре, и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических
Назначение Не имеет строго целевого назначения На конкретные цели

Функции государственного кредита:

1. Распределительная – осуществляется через формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующая – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала.

Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная – связана с контрольной функцией финансов, но в отличие от нее она более тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Государственный долг подразумевает сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом %, начисленных на них к определенному моменту времени.

Государственные займы, составляющие государственный долг, классифицируются по:

1. Месту размещения

· Внешние – обязательства государства перед нерезидентами

· Внутренние – перед резидентами

2. По способу обращения

· Рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке

· Нерыночные – займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка: покупаются инвестором у Правительства и могут быть проданы только ему

3. По сроку заимствования

· Краткосрочные – займы сроком до 1 года

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов

· Закладные – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом

· Беззакладные – займы, оформленные в такие обязательства, которые не обеспечиваются конкретным имущественным залогом

5. По уровню эмитента в трехуровневой бюджетной системе РФ

Управление государственным кредитом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным кредитом – определение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ФР и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В процессе управления ГК решаются следующие задачи:




1. Минимизация стоимости долга для заемщика

2. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выданных кредитов

3. Обеспечение своевременного возврата кредита

4. Сохранение иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства

Высший орган управления ГК в РФ – Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимальные размеры кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внешними и внутренними заимствованиями БК предусматривает разработку Правительством двух программ:

1. Программа государственных внешних заимствований

2. Программа государственных внутренних заимствований

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы предоставляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета и подлежат утверждению.

Важной составляющей системы управления государственным кредитов является управление государственным долгом, которое осуществляется с помощью следующих методов:

1. Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств

2. Конверсия – изменение условий займов, касающихся их доходности

3. Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения

4. Новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами

5. Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных долговых обязательств

6. Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: