Особенности организации учебного процесса при кредитной технологии обучения

Обновлено: 26.07.2024

Главными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии обучения (КТО) являются:

Ø унификация объема знаний;

Ø создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

Ø усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся.

Характерными чертами КТО являются:

Ø введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

Ø непосредственное участие и свобода выбора обучающимися дисциплин из числа элективных дисциплин, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;

Ø свобода выбора обучающимися преподавателя, при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в вузе;

Ø вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

Ø обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;

Ø использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

Образовательная профессиональная программа бакалавриата реализуется в течение 4-х лет обучения и включает изучение не менее 40 дисциплин. Для получения степени бакалавра необходимо получить не менее 128 кредитов, пройти все виды практик, сдать государственный экзамен по специальности и защитить дипломный проект или дипломную работу.

Для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования в организациях образования реализуется единая кредитная технология обучения.

Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

При кредитной технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах.

Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

Применение глоссарного и алгоритмического обучения, организация самостоятельной работы студентов. Формирование умений творческой деятельности и профессионального мастерства с применением средств телекоммуникаций. Подготовка квалифицированных работников.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.06.2018
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Организации учебного процесса в условиях кредитной технологии обучения

?.Н. Балабеков,З.К. Жалгасбекова

1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана;

2 Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова

Статья посвящена формам организации самостоятельной работы студентов при кредитной технологии обучения. Самостоятельная работа занимает не менее 50% учебного времени и ее организация является актуальной проблемой.

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой не использовались бы методы использования информационных технологий. Это - эффективное средство познания использования информационных технологий.

Традиционная форма организации занятий изживает себя полностью при кредитной технологии обучения. Основной способ передачи информации - односторонняя форма коммуникации: преподаватель транслирует знания, а обучающихся воспроизводит их. Основной источник обучения - опыт педагога. Иногда возникает двусторонняя коммуникация: лекция, преподаватель, студент, или семинар, студент, преподаватель.

Односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Выход из создавшейся ситуации - это организация многосторонней коммуникации. При организации обучения в форме многосторонней коммуникации достигаются следующие преимущества перед традиционной: активность всех участников процесса, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля, привнесение в образовательный процесс знаний обучаемого.

В статье кратко описаны основные формы такой работы, а также перечислены формы организации самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Система обучения в Карагандинском государственном университете основана на кредитной образовательной технологии и научных исследованиях в области психологии обучения.

Основными составляющими системы обучения в КарГУ являются:

· кредитная образовательная технология;

· индивидуальное учебное планирование;

· академическая мобильность обучающихся.

При реализации образовательной технологии в КарГУ используются различные формы и виды организации обучения:

· создается студенту специальная учебная среда не только в вузе, но и дома;

· широко используется обзорное обучение, которое создает целостную картину изучаемой области знания и деятельности;

· регулярное применение глоссарного и алгоритмического обучения, а также алгоритмов профессиональных умений;

· погружение в среду развивающего обучения, тренирующего обучающегося в в самостоятельном поиске информации, ее творческом осмыслении и самостоятельных действиях в изменяющихся условиях;

· применение тотального контроля знаний обучающихся.

Учебные дисциплины разделены на логически замкнутые блоки или модули. Модули являются зачетными единицами (кредитами) и рассчитаны примерно на 45 академических часов, включающих обязательную аудиторную и самостоятельную работу студента.

В зависимости от содержания учебной дисциплины применяются различные средства обучения. Их сочетания для каждого модуля определяются учебно-методическими комплексами (УМК), включающими учебные продукты и учебно-методические материалы по модулю как на традиционных носителях, так и в электронном виде.

На современном этапе одна из приоритетных задач в области образования - подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией. Такая задача невыполнима без повышения роли самостоятельной работы студента в процессе обучения.

Самостоятельная работа студента - выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера, средство усвоения системы профессиональных знаний, способ познавательной и профессиональной деятельности; формирование навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства с применением средств телекоммуникаций; текстуальные занятия (работа с текстами) и работа с лекционным материалом. Объем самостоятельной работы студента по ГОСО РК составляет не менее 50% объема учебного времени студента. Самостоятельная работа студента осуществляется как в университете, так и вне его. обучение студент профессиональный

Мы рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов вне занятий в университете. Вне университета можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

· Изучение учебника и других учебных материалов по дисциплине;

· Выполнение домашних заданий;

· Самостоятельная научно-исследовательская (творческая) работа.

К самостоятельной творческой работе можно отнести следующие виды деятельности студента: написание рефератов, научных (проблемных) статей, эссе, выполнение письменных курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Кратко остановимся на этих формах работы.

Работу с учебником студент должен начинать с осмысления и заучивания основных терминов, а также фактов, персоналий и дат, приведенных в глоссарии. Если нет глоссария, то рекомендуется сделать его самому студенту. Этот процесс называется первоначальным глоссарным обучением. Он способствует осмысленному прочтению и усвоению тематического материала.

Многие преподаватели разрабатывают, либо читают по теме модуля обзорную лекцию. Текст обзора по теме модуля надо внимательно прочесть не менее двух раз, помечая трудные для понимания места, незнакомые факты и понятия. Студент может потом сформулировать вопросы по данному материалу на лекции или консультации перед экзаменом, если имеется электронная почта, то задать вопрос преподавателю по почте в электронном виде.

После проработки обзора по теме модуля надо изучить рекомендованную литературу, сначала - обязательную, а потом - дополнительную. В учебнике надо обратить внимание на те разделы, которые представлены в тематическом обзоре схематично, либо вообще не освещались.

Студент должен уметь:

· составлять рабочий план изучения документа, книги;

· использовать приемы рационального чтения;

· работать со справочной литературой;

· структурировать и анализировать содержание документа, книги, статьи, составляя тезисы, конспекты, логические схемы, терминологические словари т.п.;

· запоминать изучаемый материал;

· конкретно формулировать вопросы в устной и письменной форме, в электронном виде (IP-хелпинг);

· составлять рефераты документов, книг, статей.

После изучения теории студент приступает к выполнению домашних заданий. По каждому модулю рекомендуется составление логической схемы базы знаний и выполнение контрольных упражнений для самопроверки. Иногда студенту предлагается написать реферат по определенной тематике. Для разработки логической схемы надо выполнить следующие действия:

· просмотреть тематический (научный) обзор и выписать на отдельные листы заголовки разделов и подразделов;

· выписать из каждого раздела тематического обзора основные понятия и категории;

· прочитать текст и найти взаимосвязи между понятиями и категориями внутри раздела, а потом выявить в тексте или установить путем умозаключений обобщающие понятия и категории;

· выбрать наиболее общие понятия и категории, объединяющие содержание текста;

· построить логическую схему, включающую выбранные понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.

При составлении логических схем баз знаний надо учитывать следующие требования:

· простоту схематического представления, выражающуюся в минимальном количестве элементов и их связей в схеме;

· целевую и смысловую значимость элементов схемы, связей, их иерархическое расположение в пространстве схемы;

· согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее;

· наглядность представленных схем (графика, диаграммы, формы, цветовая гамма, табличный, цифровой, иллюстративный материал).

Контрольные упражнения ориентированы на закрепление полученных знаний посредством выбора правильного ответа на поставленную задачу. К контрольным упражнениям относятся и тренировочные упражнения по формированию и закреплению профессиональных умений и навыков с использованием компьютерных обучающих программ.

Выполнение домашних заданий - это своего рода подготовка к коллективным тренингам, на которых студент предъявляет в социуме полученные знания, и к последующему электронному тестированию или коллоквиуму.

Письменные творческие работы не предусматриваются учебными планами и выполняются студентами исключительно по собственной инициативе. Но творческий подход студента к углубленному изучению той или иной проблемы всячески поощряется и, безусловно, влияет на общую оценку знаний и эрудицию студента. Письменные творческие работы могут выполняться студентами в виде:

· рефератов по проблемным вопросам изучаемых дисциплин или различным научным изданиям (статьям, монографиям), отдельным документам, а также в виде рефератов и докладов.

· эссе или проблемных статей исследовательского, обзорного или аналитического характера для публикации в изданиях университета и других изданиях;

Тему письменной творческой работы студент выбирает самостоятельно по рекомендуемому перечню преподавателем. Требования к оформлению творческих работ студентов и научно-справочного аппарата к ним установлены в [2, 5-8].

Основная цель подготовки реферата - показать, насколько осмыслена изучаемая проблема. Написание реферата преследует и другие цели, такие как:

· выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы;

· обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации;

· проверка знаний студента по изученной дисциплине.

Реферат не является научной работой в полном смысле этого слова. В нем дается первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. При этом не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу в гипотетической форме, которая может быть исследована, доказана и аргументирована впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки личностного отношения к изучаемой проблеме. Примерный объем реферата составляет 20-22 страницы.

Основные этапы по подготовке реферата:

· сбор и изучение литературы по теме реферата;

· анализ и систематизация информации, разработка структуры реферата;

· написание и оформление реферата.

Особенности подготовки научной статьи связаны с ее содержанием. Это любая проблема, не имеющая однозначного решения или содержащая существенные противоречия между теорией и практикой. В зависимости от поставленных целей и задач статья может носить обзорный, исследовательский, аналитический или информационный характер. Главным при написании научной статьи является правильная постановка задачи, критическое осмысление существующих идей, теорий и фактов, логическое, стилистически выверенное изложение своих мыслей, идей и формулирование научно аргументированных выводов.

При написании проблемной статьи наиболее важно показать, насколько аргументировано и логично мыслит сам автор статьи, раскрывая ту или иную тему, насколько знаком он с различными точками зрения по данному вопросу и как ведет полемику с оппонентами.

Эссе является наиболее сложным, наивысшим уровнем творческой работы студента, так как предполагает ярко выраженное личностное отношение автора к избранной теме, нестандартное изложение материала и в наибольшей степени способствует проявлению критического направления авторских мыслей.

Эссе- жанр литературный и требует от студента определенной смелости и желания испробовать свои силы в русле не только научного и интеллектуального, но и литературного творчества. Манера изложения своих идей здесь имеет несравненно большую значимость, чем при написании статьи или реферата, где главным является содержание и идеи, а форма, в которую они облечены, - вторична.

При написании эссе нельзя оставаться равнодушным к тому, о чем ведется речь, этим надо жить и болеть. Этапы работы при написании эссе:

· набросать план будущей работы, выстроить для себя логику раскрытия свой позиции по выбранному вопросу, чтобы избежать повторов и алогизмов;

· знать все существующие точки зрения по вопросу и то, что волнует и интересно, выписать и хорошо обдумать;

· начать писать работу, помня, что в эссе допускаются и просторечия, и другие элементы «низкого стиля», анекдотических, парадоксальных примеров для того, чтобы наиболее полно выразить собственное отношение к избранной теме.

Самостоятельная работа в университете может проводиться также и с использованием компьютерных и телекоммуникационных технических средств и включает целый комплекс различных учебных занятий:

· работа с текстами в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке;

· работа с лекционным материалом;

· индивидуальные компьютерные занятия;

· тест-тренинг и др.

Телетьюторинг - занятие по подготовке студентов к экзаменам, написанию курсовой работы, практике в виде индивидуального или коллективного просмотра студентами видеозаписей телевизионных консультаций преподавателя.

Одним из видов оригинальной работы студента в течение каждого семестра является подготовка телеэссе. Они способствуют подготовке студентов к публичным выступлениям, защите ВКР и учат:

уметь правильно и свободно держать себя перед большой аудиторией, видео- и телекамерами;

грамотно и четко излагать тему доклада, умению укладываться в отведенное для доклада время и т.д.

1. Сборник технологических инструкций по проведению учебных занятий. // Под ред. В.Н. Фокиной. - Изд. 3-е (перераб.). - М.: СГА, 2010.

2. Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления работ и научно-справочного аппарата к ним. М.: СГА, 2012

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в общеобразовательной школе. -М. ИЗд-во,2011 - с

Подобные документы

Специфика вузовского обучения. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов. Общая характеристика активного обучения. Сущность и принципы деловой игры. Эвристические технологии обучения. Практическое изучение активности студентов.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 25.06.2011

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии. Содержание профессионального обучения. Организационная структура учебного заведения. Формы и методы организации учебного процесса.

курсовая работа [425,3 K], добавлен 09.01.2008

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих во Франции. Содержание профессионального обучения. Организационная структура учебного заведения. Формы и методы организации учебного процесса.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 09.01.2008

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Швейцарии. Содержание профессионального обучения. Организационная структура учебного заведения. Формы и методы организации учебного процесса.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 09.01.2008

Социальное взаимодействие между педагогами и учениками, выработка мотивации на самостоятельную учебную деятельность. Разработка, реализация и анализ результатов технологии, направленной на формирование умений к организации процесса обучения студентов.

Актуальность создания кредитной технологии организации учебного процесса European Credit Transfer System. Принципы ее функционирования. Содержание программы учебной дисциплины. Методика распределения кредитов и перехода на планы ЕСТS в высшей школе.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.10.2018
Размер файла 26,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ECTS

1. Актуальность создания ECTS

Во второй половине ХХ века в результате научно-технических революций научно-технический прогресс достиг высочайшего уровня.

Нынешний уровень научно-технического прогресса таков, что обеспечение достигнутых темпов развития науки, техники и технологий не под силу одной отдельно взятой стране, какой бы она развитой не было бы. Дальнейшее развитие НТП возможно только на основе сотрудничество ученых и специалистов разных стран, интеграции научно-исследовательских работ. Имея в виду, что уровень развития науки, техники и технологии тесно связано с уровнем развития образования очевидным становить проблема первоочередности международной интеграции в области образования.

Интеграционные процессы в области образования в мире впервые начались в Европе. Начиная 1989 года сотни тысяч студентов Европы смогли учится за границей с помощью программ Европейского Сообщества таких как ERASMUS (European Community Action Scheme for the mobility of University Students), Tempus и др.

Схема студенческих обменов между университетами Европейского сообщества по программе ERASMUS первоначально охватывало 145 высших учебных заведений.

Одним из достижений программы ERASMUS следует назвать создание, апробирование и широкое внедрение в практику системы взаимозачетов результатов, обучения в европейских университетах - European Credit Transfer System (ECTS).

В 2001 году кредитная технология организации учебного процесса ECTS использовалась уже 1200 университетах Европы.

Знаменательной вехой в создании Европейского образовательного пространства стало подписание Министрами образования 29 европейских государств Болонской декларации. В соответствии с Болонской декларацией срок взаимного признания дипломов, как итоговые показатели признания результатов обучения, намечен на 2010 год.

Признания дипломов, как итогового показателя признания результатов обучения намечен на 2010 год.

Предварительными требованиями для вхождения в Болонскую декларацию являются.

· 12-ее довузовское образование;

· 2-х уровневое высшее образование: бакалавриат и магистратура;

· организация учебного процесса и оценка результатов обучения на основе кредитной технологии ЕСТS.

Переход на кредитную технологию организации учебного процесса ЕСТS преследует следующие цели:

· создание условий выбора высшего учебного заведение для продолжения учёбы за рубежом;

· обеспечение признания сроков обучения при переходе на учебу в желаемое высшее учебное заведение за рубежом;

· изучение учебных планов высших учебных заведений Европы, на основе чего усовершенствование организации учебного процесса;

· более полное раскрытие способностей студентов и достижения высокой степени качества обучения;

· достижение взаимного признания дипломов.

ЕСТS - это начало создания единого Европейского образовательного пространства.

2. Кредиты ЕСТS

Термин "Кредит" (ЕСТS - credit) дословно обозначает: зачет, удостоверение о прохождении какого-либо курса в учебном заведении. В ЕСТS "Кредит" - это условная зачетная единица, которая свидетельствует о прохождении студентом некоторой части учебной дисциплины. Каждой учебной дисциплине присваивают определенное количество кредитных единиц. Количество кредитных единиц, присваиваемых учебной дисциплине пропорционально трудозатратам студентов. Трудозатраты студентов включают в себя аудиторную занятость, самостоятельную работу и любую другую деятельность, которая предусмотрена учебным планом. То есть кредиты ЕСТS базируются на полной нагрузке студентов, а не ограничиваются только аудиторными часами. Поэтому кредиты ЕСТS можно считать, как условно-численное выражение трудозатрат студента распределенных по учебным дисциплинам.

Как правило, в учебных планах наибольшее количество 3-х кредитных учебных дисциплин имеются учебные дисциплины с меньшим и большим количеством отведенных кредитов.

Сумма кредитов в ЕСТS за семестр составляет - 30, за учебный год - 60, за весь период обучения в бакалавриате - 240.

Кредиты ЕСТS распределяются на все учебные дисциплины, то есть на обязательные и по выбору студента. Они должны учитывать наличие курсовых проектов и работ по данной дисциплине.

Величина кредита, выделяемая учебной дисциплины, зависит от её сложности и уровня усвоения. То есть не каждая сложная учебная дисциплина имеет большое количество кредитов. Если сложная учебная дисциплина усваивается на уровне ознакомления и понимания, а менее сложная учебная дисциплина на уровне умений, естественно необходимо выделение большего количество кредитов. Поэтому одна и та же дисциплина для разных направлений образований и специальностей, может иметь разные программы и, следовательно, разные трудозатраты и кредиты.

3. Основные принципы ЕСТS

В основе ЕСТS лежат следующие основные принципы;

1. Transparency - это обеспечение условий беспрепятственного вхождения любого желающего лица или организации в систему ЕСТS. Эти условия создаются мощной информационной поддержкой в результате чего формируется ситуация всеобщего понимания, ясности и доступности. Информационная поддержка включает в себя:

· своевременное информирование вызов друг друга о результатах обучения студентов, включенных в схемы обмена;

· регулярный обмен высшими учебными заведениями своими информационными пакетами, изучения возможностей друг друга в сфере образовательных услуг;

· наличие в высших учебных заведениях подробных сведений о ЕСТS.

2. Agreement - означает взаимную договоренность между студентом и ЕСТS-координатором обеих высших учебных заведений по содержанию подготовки, срокам и порядку прохождения обучения, аттестационным мероприятиям, порядку ликвидации различий в учебных планах.

3. Credits - означает, что все успешно пройденные в host - университете (принявший университет) дисциплины должны быть зачтены в Пост-университете (университет, направивший студента в другой вуз).

4. Гуманизация обучения - это удовлетворение потребности личности в различных образовательных услугах, и раскрытие способностей человека в процессе обучения. ЕСТS позволяет осуществлять выбор высшего образовательного учреждения для продолжения образования учебных дисциплин и преподавателей.

5. Индивидуализация обучения - это выражается в том, что каждый студент имеет индивидуальный учебный план и программы обучения. Учебные дисциплины по выбору студента составляет порядка 70 %, в то время как удельный вес обязательных не превышает 30 %. Объем самостоятельной работы студентов составляет 70 %, против 30 % аудиторных работ. Эти показатели служат основой организации индивидуального обучения.

Эффективность обучения - обеспечивается рациональным сочетанием аудиторных групповых занятий с индивидуальным обучением и самостоятельной работой студента. Выделение до 70 % аудиторного учебного времени на индивидуальное обучение, а также до 70 % общего учебного времени на самостоятельную работу обеспечивают усвоения учебных дисциплин студентами на уровне их природных способностей. Этим обеспечивается максимальная эффективность обучения.

Принципы ЕСТS исходят из необходимости создания условий полного развития личности.

4. Особенности ЕСТS

Современная технология обучения - оснащенность высшего учебного заведения, полная укомплектованность профессорско-преподавательского состава остепененными высококвалифицированными кадрами, высокое качество обучения является необходимыми предпосылками для ЕСТS. Данная система организации учебного процесса имеет ряд специфических особенностей, которые заключается в следующем.

Характерным учебному плану является:

· все учебные дисциплины подразделяется на две группы: - обязательные и дисциплины по выбору студента. Это соотношение ориентировочно равно 1:2;

· каждый студент имеет индивидуальный учебный план;

· основным документом является транскрипт (transcript of ruords). Он является унифицированным документом ЕСТS, составляемый по единой форме, обязательный для признания результатов обучения. В транскрипте содержаться данные о полученных оценках, как по шкале, принятой в данной стране так, и по шкале ЕСТS, данные о набранных ЕСТS-кредитах;

· количество изучаемых учебных дисциплин в семестре составляет 3…5;

· учебное время, отведенное на самостоятельную работу студентов, превышает аудиторные часы;

· кредит включает в себя все трудозатраты студента необходимые для усвоения учебной дисциплин. Чаще всего количество кредитов отводимых учебной дисциплине составляет 3.

Содержание программы учебной дисциплины (silabus) включает в себя:

- полное наименование и номер учебной дисциплины;

- цель изучения учебной дисциплины;

- краткое содержание учебной дисциплины;

- календарно-тематический план с расписанием занятий;

- ответственность студента и предъявляемые к нему требования;

- критерии и порядок оценки занятий студентов;

- перечень основной и дополнительной литературы.

Учебная нагрузка преподавателя рассчитывается с учетом:

- общей величины трудозатраты (аудиторные часы и самостоятельная работа) и составляет 750-800 часов за учебный год.

Основой процесса обучения является;

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- самостоятельная работа студента при участии преподавателя в роли консультанта;

- право студента заменить учебную дисциплину и преподавателя.

Каждому студенту выдается информационный пакет, в котором содержится:

- информация о высшем учебном заведении;

- график учебного процесса;

- содержание учебных дисциплин;

- сведения о методических особенностях, принятых в высшем учебном заведении системы обучения;

- данные о системе аттестации знаний студентов и шкале оценок;

- информация социально-бытового характера;

- исторические и культурологические сведения;

- данные о дополнительных образовательных курсах.

ЕСТS - наиболее демократичная система организации учебного процесса в Высшей школе.

5. Методика распределения кредитов и перехода на учебные планы ЕСТS

Основой организации учебного процесса является учебный план, составленный на базе государственного образовательного стандарта. На основании этих нормативных документах определяются трудозатраты по видам учебной деятельности. Пример расчета трудозатрат по видам учебной деятельности приведен в таблице 1.

Для расчета кредитов и распределения их по видам учебной деятельности, блокам и отдельным учебным дисциплинам необходимо определить величину переходного коэффициента (Кпер).

Кпер=240:8262=0,029

где: 240 - сумма кредитов бакалавриата по ЕСТS, кредит.

8262 - величина трудозатрат по учебному плану при традиционной системе обучения, час

Величина кредита определяется умножением трудозатрат на значение переходного коэффициента (0,029). Примеры расчетов кредитов по видам учебной деятельности, блокам и отдельным учебным дисциплинам приведены в табл.1., табл.2., табл.3.

Таблица 1. Пример распределения кредитов по видам учебной деятельности

Концепция развития системы образования республики Казахстан определила новую модель школьного, довузовского, вузовского и послевузовского образования.Как показывает практика, кредитная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной Она обеспечивает академи­ческую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования академических программ, ориен­тированных на запросы рынка труда, элективностью 50 % дисциплин учебного плана, повышением качества преподавания, так как возникает конкуренция, интенсификацией учебного процесса, вне­дрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

От современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность при­нимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяю- щемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм, работая в парах, группах, решая конкретные жизненные ситуации, самостоятельно, в диалоговом ре­жиме с компьютером и др. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе.

Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творче­ского освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.

Современное образование основано на индивидуализации и дифференциации образования, аль­тернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно­программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.

В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.

Например, западные коллеги определяют наш образовательный стандарт как «регулирующий» образовательный процесс, а не проектирующий «пороговый результат».

Система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адек­ватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специа­листа, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую ин­формацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр —магистр — доктор).

Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая полу­чила название кредитной технологии обучения.

Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функциони­рования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учеб­но-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Евро­пейского стандарта, для организации СРС — лингафонные кабинеты,компьютерные классы, видео­залы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в пол­ном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими по­собиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.

Преимущества кредитной системы обучения:

- расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;

- достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информацион­ных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и каче­ства преподавания.

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

- свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

- введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;




- использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:

- унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;

- предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;

- устранение субъективизма при оценке знаний студентов;

- создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направ­лении постоянного роста научно-педагогического уровня;

- необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обу­чения;

- выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студен­тах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Проблемными вопросами для вузов являются следующие:

- большая загруженность профессорско-преподавательского состава, а также структурных под­разделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется парал­лельно: по традиционной системе и по кредитной технологии;

- значительные дополнительные затраты, связанные с внедрением инновационных технологий обучения и дальнейшим их совершенствованием;

- увеличение учебно-методической и временной нагрузки профессорско-преподавательского со­става, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение каждого академического часа на 10 минут;

- сложность адаптации некоторых преподавателей к новым требованиям и новой методике про­ведения занятий;

- трудности, связанные с неопределенностью методики расчета учебной нагрузки профессорско- преподавательского состава, недостаточной готовностью студентов 1 курса к самостоятельной работе и личной ответственности за свои учебные достижения (заметим, что она особенно ощутима на начальном этапе, т.е. в начале семестра);

- неподготовленность родителей к тому, что первокурсник занят учебой в течение всего дня (ут­ром СПСП и СРС).

Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообра­зии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навы­ков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения сту­дента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Отсутствие гибкости образовательной траектории, учебная загруженность студентов, кратко­срочность периодов обучения, отрыв от производства — все это негативно сказывается на качестве высшего образования в целом и на уровне подготовленности специалистов в частности. Развитие дистанционных форм поможет сделать обучение в вузе максимально удобным и привлекательным. По мнению экспертов, дистанционное образование войдет в XXI в. как одно из наиболее эффектив­ных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Это повлечет за собой рост профессиональ­ной мотивации преподавателей и повышение результативности их научно-педагогической деятельно­сти.

Если раньше система образования выполняла преимущественно роль транслятора социального опыта, то теперь она становится катализатором социальной мобильности человека. Открываются ши­рокие возможности для постижения интеллектуальных и культурных ценностей, позволяющих лич­ности быстро продвигаться по социальной лестнице. Изменение образовательной политики предпо­лагает определенную переоценку уже сложившихся стереотипов и подходов к научно­педагогической деятельности.

Некогда основательная и качественная система образования перестала отвечать привычным за­просам общества. Выпускникам вуза должны прививаться умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. Это непременно повлечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая, в отличие от нынешней, будет способствовать определению уровня креативной состоятельности спе­циалиста.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, мно­гоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновацион­ной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения.

Внедрение кредитной технологии обучения подразумевает изменение философии образования, т.е. превращение учета успеваемости из контролирующей в самоконтрольно-стимулирующую.

1. Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

1) унификация объема знаний;

2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

4) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

2. Кредитная технология обучения включает:

1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

2) свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;

3) свободу выбора обучающимися преподавателя;

4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

5) использование интерактивных методов обучения;

6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

7) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

8) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

9) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

10) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

3. Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается руководителем организации образования, на основании решения ученого совета.

4. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.

Академический период в зависимости от его формы имеет продолжительность 15 недель для семестра, 10 недель для триместра и 8 недель для квартала.

Период промежуточной аттестации имеет продолжительность не менее 1 недели.

Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 7 недель.

5. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения по согласованию с другими вузами учебных дисциплин и освоении кредитов обучающимися с обязательным их перезачетом в своем вузе.

6. Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся равен 50 минутам.

Организация учебного процесса

Учебный процесс при кредитной системе обучения организуется в следующих формах:

Ø аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы), лабораторные занятия, студийные занятия;

Ø внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя (СРС, СРСП), индивидуальные консультации, интернет-сессии, видеоконференции;

Ø проведение учебных и профессиональных практик, разработка дипломного проекта, подготовка дипломной работы;

Ø контроль учебных достижений обучающихся: текущий и рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита лабораторных работ, курсовых работ, коллоквиумы и др.);




Ø промежуточная аттестация/итоговый контроль (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая аттестация (защита дипломной работы (проекта)).

Для организации учебного процесса требуется следующая документация:

Ø академический календарь;

Ø учебные планы;

Ø методическое обеспечение.

Академический календарь

Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе Академического календаря, который утверждается ученым советом (протокол № 10 от 01.07.2011г.).

Академическим периодом является семестр. Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых составляет 15 недель. На экзаменационную сессию отводится 3 недели. Для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения, ликвидации академической задолженности, а также разницы в учебных программах организуется летний семестр продолжительностью до 6 недель.

Учебные планы

Обучение по кредитной системе осуществляется на основе трех видов учебных планов: типовой учебный план, рабочий учебный план, индивидуальный учебный план.

Типовые учебные планы (ТУП) определяют содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин с перечнем краткого их описания в приложении. Типовые учебные планы являются базовыми и устанавливают распределение кредитов по обязательному компоненту в разрезе каждой учебной дисциплины.

Рабочие учебные планы (РУП) являются основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, составляются кафедрами в соответствии с типовыми учебными планами и утверждаются ректором (проректором по учебной работе) на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Рабочий учебный план состоит из трех блоков: общие образовательные дисциплины, базовые дисциплины, профилирующие дисциплины. Блоки, в свою очередь состоят из 2 компонентов: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору.

Дисциплины по выбору оформляются в виде каталога элективных дисциплин.

Объем учебной дисциплины измеряется в кредитах.

1 кpeдum (лекционных, практических, семинарских занятий) = (I контакт, час ауд. +1час СРС+1час СРСП)х15 недель (академический период) = 45 часов.

В соответствии с рабочим учебным планом разрабатывается индивидуальный учебный план студента (ИУП), который определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью академического наставника, т.е. эдвайзера. Эти планы утверждаются деканом факультета в двух экземплярах: один - хранится в деканате и служит основой для осуществления контроля за выполнением обучающимся учебного плана, второй - вручается обучающемуся.

Алгоритм регистрации

Офис Регистрации (ОР) - служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений студента. При кредитной системе обучения ОР в соответствии с установленным графиком осуществляют регистрацию студентов на дисциплины и формируют их индивидуальные учебные планы. Индивидуальные учебные планы должны утверждаться для студентов старших курсов до 1 августа, для студентов 1 курса - до 15 сентября. После утверждения индивидуального учебного плана изменения в течение учебного года не допускаются.

Все индивидуальные учебные планы сдаются регистратору. Регистратор анализирует полученные индивидуальные учебные планы студентов, комплектует группы и определяет рентабельность выбранных студентами дисциплин. Каждый студент в начале года получает учебно-методический комплекс по всем изучаемым дисциплинам, материалы самостоятельной работы и программы практик.

Алгоритм регистрации включает следующее:

- посещение презентаций элективных дисциплин;

- консультации эдвайзера (обсуждение элективных дисциплин);

- ознакомление с условиями отказа от выбранной дисциплины;

- заполнение форм регистрации с указанием обязательных и элективных дисциплин;

- подтверждение согласия о регистрации дисциплины.

Расписание

На основании индивидуальных учебных планов составляется расписание учебных занятий, которое утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за пять дней до начала академического периода.

Расписание составляется по контактным часам. Начало занятий с 9.00.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) (Office Hours) вводится в график консультаций с указанием часов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: